Что будет если вырвать шланг на заправке
Что грозит за оторванный на АЗС шланг колонки?
Порча имущества любой автозаправочной станции неминуемо ведет к ситуации, когда с клиента требуют возмещения ущерба за испорченное имущество. Например, за разбитый инвентарь или оторванный забывшимся водителем шланг ТРК. В такой ситуации можно посоветовать лишь как можно быстрее и комфортнее урегулировать проблему, и точно не доводить ее решение до суда.
Начнем с того, что ситуации с порванным топливораздаточным шлангом бывают довольно часто. И даже на АЗС, где есть заправщицы, помогающие залить топливо, они потенциально возможны – например, если водитель просто «на автомате» взял и, сев за руль, поехал во время заправки.
По правилам дорожного движения водитель автомобиля управляет транспортным средством повышенной опасности, и всегда должен убеждаться в том, что его действия не приведут к травмам людей или порче чужого имущества. Это относится и к территории АЗС, администрация которой, разумеется, следит за сохранностью и исправностью своего оборудования.
Водитель обязан отвечать за выполненные им маневры, и если нанес ущерб АЗС (в том числе шлангу, топливораздаточной колонке и т.д.), то за это придется отвечать.
После того, как факт произошедшего на заправке зафиксирован, могут следовать несколько вариантов событий. Рассмотрим часто встречающийся случай разрыва муфты топливного шланга:
1) Администрация АЗС может предложить решить вопрос миром, внеся за испорченное имущество небольшую сумму. Это оптимальный вариант для виновника происшествия. Тратишь меньше нервов и времени, все довольны. На сегодня такие суммы могут составлять в районе 500-1000 рублей в зависимости от повреждений и дороговизны запчастей на ТРК
2) В случае несогласия водителя оплачивать нанесенный ущерб, АЗС может обратиться в ГИБДД с просьбой зафиксировать факт ДТП. По закону площадь заправки относится к проезжей части (здесь есть схема движения, согласованная с госорганами). Соответственно, инспекторы приезжают на заправку и составляют протокол, а также выписывают штраф водителю за «начало движения, не отвечающее требованиям безопасности». Эта ситуация грозит автомобилисту лишней тратой денег, времени и тех же самых нервов. Плюс вполне вероятно придется бодаться с собственной страховой компанией, которая может отказаться платить заправке по ОСАГО в таком случае.
3) Администрация заправки может сразу подать в суд на автомобилиста. Обычно профессиональные юристы, нанятые руководством заправки, составляют такие иски по порче имущества очень быстро и грамотно – и суд в большинстве случаев встает на сторону потерпевшей стороны, а не виновника произошедшего. Это, помимо судебной волокиты, грозит автолюбителю куда большей суммой трат, так как нужно компенсировать АЗС работу юриста и судебные издержки, а также в иске могут предъявить претензии не только за испорченную колонку, но еще и за «простой ТРК», «оплату работы ремонтной бригады» и проч.. В общем, такая тяжба влетит водителю в копеечку.
Имейте ввиду: уезжать с места происшествия не рекомендуется – виновник в большинстве случаев будет установлен. Тем более, что сегодня почти на всех АЗС есть системы видеонаблюдения. А в некоторых случаях на такого водителя даже составляют протокол об оставлении места ДТП. А это, на минутку, грозит лишением прав.
Для защиты топливораздаточной колонки от повреждений и безопасности людей в ситуациях движения автомобиля с вставленным в топливный бак раздаточным пистолетом в конструкции колонок применяется многоразовая поворотно-разрывная муфта. Она расположена м/у раздаточным пистолетом и раздаточным рукавом. Муфта отрывается как при осевом, так и при угловом направлении тянущей силы (ориентировочно равной 80-120 килограмма), а клапан, находящийся в отрывной ее части, не допускает вытекания топлива. Однако и такая муфта не вечна – у нее есть определенный запас прочности (обычно в 5-7 таких обрывов).
Если вы сломали топливораздаточный кран на заправке, забыв про него, и уехали, то решение данного вопроса не так однозначно.
Всё дело в законе 2021 года о таких инцидентах. На большинстве интернет-ресурсов вы найдёте информацию о том, что это причинённый ущерб, и его нужно возмещать. Максимум – это то, что такой ущерб покрывает ОСАГО. Но мы пойдём дальше и представим способ, как не платить за стоимость нового пистолета АЗС или существенно снизить его ремонт.
Это ДТП?
И здесь есть 2 важных тонкости:
Дело в том, что большинство водителей сразу оплачивают ущерб за сорванный шланг, не подозревая о том, что их ответственность застрахована.
Есть ли штраф?
Но есть гражданская ответственность перед АЗС за причинение материального ущерба, если такой ущерб имел место.
Покрывает ли ОСАГО?
Да. Как вы уже, вероятно, догадались, если ответственность водителя застрахована, то страховая компания вместо вас обязана выплатить цену ремонта пистолета или сумму, на которую АЗС купит новый.
Но обратите внимание на то, что, так как у вас будет зарегистрирован страховой случай, то коэффициент бонус-малус на следующий год страхования возрастёт.
И для возмещения по ОСАГО важно как раз, чтобы ДТП было оформлено надлежащим образом. Обратите внимание, что европротокол в этом случае не подходит.
Цены очень сильно варьируются в зависимости от моделей. На заправка обычно используются профессиональные раздаточные краны, и их стоимость варьируется от 7 до 20 тысяч рублей.
Фактически, если вы уехали с пистолетом, забыв его вытащить и оторвав от колонки вместе с шлангом или без него, но работники АЗС будут требовать от вас возмещения полной стоимости оного. Это неправомерно, и вот почему!
Что делать? Советы юристов
Итак, в российском законодательстве существует ГОСТ, регулирующий требования к безопасности заправочных кранов и указывающий, как они должны работать. Это, как мы уже упоминали выше, ГОСТ Р ЕН 13617-2-2012.
Именно ГОСТ регулирует, что заправочные пистолеты должны комплектоваться разрывными муфтами, которые позволят избежать последствий обрыва пистолета от шланга за счёт сцепного устройства, который просто расцепиться при нагрузке на отрыв.
И он указывает 2 важных пункта:
Это по сути так, но только в том случае, если:
Может ли быть виновата сама заправка?
Практически, нет. Дело в том, что ряд автоюристов ссылаются на нормы руководящего документа под номером 153-39.2-080-01, который предписывает в пункте 2.11, что:
2.11. Руководитель АЗС является ответственным за техническую эксплуатацию АЗС.
А, так как РД является нормативным актом, то какие-либо внутренние инструкции заправок не могут ему противоречить, иначе последние по части таких противоречий будут признаны судом ничтожными.
Судебная практика
Практики судов по делам со сломанными пистолетами на заправках практически нет. Всё потому что водители чаще всего предпочитают выплачивать ущерб сразу на месте или позже по расписке.
Между тем, выше мы привели логику законности таких действий и последствий. Но что делать, если заправка упорно требует заплатить стоимость пистолета и отказывается оформлять ДТП? Всё очень просто! Вы сами вызываете сотрудников ГИБДД и требуете оформить происшествие.
После чего заправка попытается в судебном порядке взыскать с вас последствия сорванного крана. Что делать в таком случае? Тоже всё просто – призвать в соответчики страховую компанию и, кроме того, ходатайствовать в суде о запросе документации на раздаточный кран, который вы повредили. В такой документации будет указано, присутствовала ли разрывная муфта, одноразовая или многоразовая она.
Приведём в качестве примеров судебной практики одно из решений судов:
Как следует из информации по заправочным кранам и разрывным муфтам, разрывная муфта SSB 16, которая находится в эксплуатации, устанавливается между раздаточным краном и шлангом и используется для автоматического разъединения шланга ТРК и пистолета с возможностью многократного применения.
Из представленных суду документов: платежное поручение и товарная накладная, не усматривается наличие ущерба. Была ли произведена замена разрывной муфты, документально не подтверждено. Иных, подтверждающих причинение ущерба ООО «. (АЗС) доказательств, суду не представлено. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что факт причинения ущерба ООО «. «(АЗС) не доказан.
Упущенная выгода заправки
На практике же таких судебных дел не было. И каким образом будет определяться размер недополученных доходов АЗС при отрыве шланга, остаётся нерешённым. Однако, следует иметь в виду, что особо расчётливое руководство заправки может подать в суд и на возмещение такого рода убытков.
Важное замечание!
Я уже заплатил и уехал – можно ли вернуть лишнее?
Да. Но только в том случае, если у вас есть доказательства передачи денег. Ну и здесь 2 варианта:
Сумасшедший темп нашей жизни не оставляет времени, чтобы в должной мере концентрироваться на чем-то одном. Поэтому нередко на заправочных станциях возникает неприятная, а где-то и курьезная ситуация, когда водитель трогается с места, не достав заправочный шланг из бензобака.
После происшествия, первое, что нужно сделать – взять себя в руки. Позовите ответственного сотрудника или начальника станции, оцените ущерб. Если он имеет место быть – это ДТП. Определите не только сумму возмещения, но и кто стал основной причиной – вы или АЗС.
На АЗС используют одноразовые и многоразовые муфты. Если на шланге установлена, к примеру, SSB-16, водитель вообще ничего не обязан оплачивать, ведь сотруднику достаточно просто обновить соединение. При повреждении одноразовой муфты считается, что произошло ДТП, так как заправочная станция — это место повышенной опасности. В данном случае, водитель и АЗС имеют равные права отстаивать свои интересы.
Чтобы не переплачивать лишнее, стоит пожертвовать своим свободным временем и действовать строго по закону, но, если у водителя совершенно отсутствует необходимое время, постарайтесь договориться на месте.
Важно! Даже если у вас такое происшествие случилось первый раз в жизни, помните – для сотрудников АЗС это просто рядовое происшествие, даже если они возмущаются так, вроде вы всю станцию разрушили.
Если сотрудники заправки требуют от водителя крупную сумму, стоит отставить в сторону дела и вызывать полицию. При повреждении муфты, водитель должен оплатить ее стоимость (для многоразовой муфты стоимость не может быть выше 4 тысяч рублей) и стоимость пары литров разлитого бензина.
Стоит также помнить, что на АЗС водитель автомобиля заезжает, чтобы купить топливо, то есть является покупателем, а значит закон «О защите прав потребителя» на стороне водителя.
В обязанности операторов АЗС входит следующее:
Вырвать шланг на заправке и уехать. Чем это грозит?
Я работаю юристом уже довольно давно, но впервые сталкиваюсь с этим вопросом, хотя он так часто бывает в нашей автомобильной жизни, что я удивлена тому, что раньше не задумывалась об этом.
1. Что делать если это с вами произошло?
Если вы вырвали шланг и заметили это на месте, то остановиться и попытаться разрешить вопрос на месте. Лучше подойти к администратору заправки, чтобы на вас не «наварились». Если уехали, и заметили потом, то вернуться на заправку и вновь разьяснить ситуацию.
Далее необходимо совместно оценить примерную стоимость ущерба, если готовы разойтись полюбовно без лишней волокиты, то расходитесь, но обязательно возьмите расписку об отсутствии взаимных обязательств и претензий.
Если нет общего понимания, то необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, которые оформят данное событие как ДТП и далее, с помощью ОСАГО, возместить ущерб.
2. Считается ли этот случай как ДТП?
Да! На основании статьи 2 Закона о «Безопасности дорожного движения» №196, дорожно-транспортным происшествием признается событие возникшее в результате движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, или причинен другой материальный ущерб.
Правила дорожного движения по этому поводу говорят, что водитель может вызвать сотрудников ГИБДД на место ДТП, а может и не вызывать, если повреждено только имущество принадлежащее виновнику и потерпевшему. Но раз это ДТП, то все же правила рекомендуют вызвать на место ДТП сотрудников ГИБДД для оформления необходимых документов.
3. Самое интересное, это ответственность за то, что вы скрылись с заправки, вырвав шланг.
— материальная. Сотрудники заправки разыщут вас с помощью камер видеонаблюдения, установят личность и направят документы в суд. Если на месте можно договориться на 2.000 рублей, то через суд с вас смогут взыскать ГОРАЗДО большую сумму денег.
— административная. Согласно пункту 2 статьи 12.27 КОАП, если водитель оставил место ДТП, то его могут лишить права на управление транспортным средством на срок от 1 до 1.5 лет, либо вас могут арестовать на срок до 15 суток.
Если вы не вернетесь, то вас просто лишат водительского удостоверения на срок от 1 года до 1.5 лет или арестуют на срок до 15 суток. Вас вычислят по камерам установленным на заправочной станции. НЕ вычислят вас только если вы ездите без номеров и оплачивали наличными и то по внешности опознать могут, но я думаю это маловероятно.
Всем удачи на дорогах и не вырванных шлангов😃
Вырвали шланг на заправке
Часто замечаю записи про то что невнимательный народ вырывает шланги на заправках, да и у меня тоже такое было если честно 🙂
Рассмотрим варианты что же предпринять, если на автозаправке вы вырвали шланг.
Виноваты вы, но для колонки все закончилось благополучно
Моментально сбегутся все зеваки: начиная от соседей по заправке и заканчивая главным администраторам. Конечно же, руководство сразу проверит работоспособность колонки. В нашем случае все работает. Если же начинается прессинг со стороны работников заправки, который подразумевает оплату штрафа, то можете смело отстаивать свои права. Но только при условии, что ничего критичного не произошло.
Если же вы видите, что вас пытаются «развести», а вы неуверенны в состоянии имущества заправки, то можете смело предложить вызывать товароведческую экспертизу. Если работники заправки знают, что ничего не добьются, то оставят эту затею, либо сами уладят конфликт, сведя его на нет.
Вас приветствовал заправщик, спросил о типе бензина и назвал номер колонки. Вы спокойно оплатили, вышли, садитесь к себе в машину, а заправщик в это время, к примеру, пошел заправлять и мыть стекла на другом авто. Не слишком внимательный человек может решить, что процедура проведена, и можно ехать.
Конечно, в этой ситуации заправщик будет всеми силами пытаться перекинуть вину на вас, к примеру, на вашу невнимательность. Отстаивайте свои права, т.к. заправка автомобиля – его непосредственная работа. Если он уже взялся вас заправлять, то должен завершить эту операцию. На всех цивилизованных заправках (особенно в крупных городах) стоят камеры видеонаблюдения. И именно они в случае подобных ситуаций помогут отстоять свою позицию.
Общаясь с одним из заправщиков, я задал ему вопрос, вынесенный в заголовок материала, на что получил ответ: если случай с шлангом произойдет по его вине, то оплачивать он будет из своего кармана.
Виноваты вы, есть повреждения
В этом случае начинается самое интересное. Сумма штрафов на каждой заправке может весьма отличаться. К примеру, в одной из крупных сетей заправок мне был назван диапазон от 1500 руб. и до 3500 руб. – в зависимости от повреждений. В Российском законодательстве такой штраф не предусмотрен: вопросы порчи имущества и возмещения за него должны рассматриваться в суде. В итоге, вас просто поставят перед фактом: либо оплатите штраф, либо будут проблемы.
Удирать смысла нет – все заправки сотрудничают со службами охраны, и вас в любом случае будут искать и перехватят, тем более, что запомнить номера – не проблема. А если еще и на камерах будут доказательства вашего преступления, то могут открыть и дело.
Основное, что можно отстаивать – снижение суммы штрафа, так как для точного определения суммы ущерба следует проводить экспертизу (а этого никто не будет делать), поэтому во многих случаях эта цифра взята «с потолка». Да, в сумму штрафа также могут включить простой колонки и другие нюансы, но это отнюдь не повод целиком и полностью соглашаться с ней.
Для защиты топливораздаточной колонки от повреждений и безопасности людей в случаях движения автомобиля с вставленным в топливный бак раздаточным пистолетом в конструкции колонок используется многоразовая поворотно-разрывная муфта.
Она расположена между раздаточным пистолетом и раздаточным рукавом. Муфта отрывается как при осевом, так и при угловом направлении тянущей силы (ориентировочно равной 80-120 кг), а клапан, находящийся в отрывной ее части, не допускает вытекания топлива.
После отрыва муфты (если она не повреждена), квалифицированный слесарь за несколько минут восстановит ее работоспособность. Для этого потребуется отключить насос колонки, слить топливо из рукава, проверить все детали на наличие повреждений, смазать, и собрать обратно.
В любом из описанных случаев, конечно, можно прибегнуть к помощи независимых экспертов и юристов, но это – «влетит в копеечку». Лучше договориться на месте, ведь еще не известно, что обойдется дешевле: просто заплатить штраф, либо отстаивать свое мнение в суде.