Что будет если за рулем каршеринга другой человек
Передача управления каршеринга другому лицу: есть ли штраф
Сервисы поминутной аренды автомобилей установили большое количество правил, за нарушение которых водителей чаще всего наказывают денежным взысканием, а иногда даже вносят в черный список арендаторов. Одним из самых популярных нарушений является передача управления транспортным средством другому человеку. В нашей сегодняшней статье мы расскажем какие штрафы установлены за передачу руля в каршеринге, а также рассмотрим размеры денежных взысканий у различных операторов.
Передача управления автомобилем третьему лицу в каршеринге
За такое нарушение арендодатели установили наиболее серьезные размеры взысканий. Одни компании требуют возмещения 50 000 рублей, другие – до 100 000. Такие крупные суммы обусловлены тем, что все транспортные средства застрахованы в страховых компаниях, которые устанавливают определенные условия при заключении договора. В ситуациях, когда за рулем арендованного авто оказывается человек, у которого нет права управления транспортным средством, страховка перестает действовать, поэтому полный размер ущерба переходит на плечи оператора.
Стоит учитывать, что даже обычное селфи на водительском месте машины из кратковременной аренды может стать причиной штрафа. Например, жена сфотографировалась за рулем каршеринга, который находился под арендой ее супруга, и выложила фото в интернет. Если эта фотография попадет на глаза страховщиков или оператора, доказать что в момент селфи девушка не управляла автомобилем будет очень сложно или даже невозможно.
Помимо страховых обязательств, еще одной причиной высоких штрафов за передачу управления каршеринга другому лицу является возможное нахождение некомпетентного человека за рулем. При регистрации в сервисе каждый клиент проходит проверку службы безопасности. К тому же операторы устанавливают собственные входные требования к возрасту и опыту вождения клиентов. Так, компании могут исключить водителей, которых они считают недостаточно опытными или потенциально опасными, отталкиваясь от истории их вождения.
Поэтому операторы весьма трепетно относятся к данному правилу и устанавливают по-настоящему крупные суммы денежных взысканий.
Штраф за передачу управления каршеринга другому водителю: сколько придется платить
Каждый из операторов установил собственную сумму взыскания. Самые большие штрафы встречаются у агрегаторов, у которых можно взять в аренду автомобили бизнес-класса, – от 100 000 рублей.
Такое пристальное внимание вызвано тем, что взыскать деньги с третьих лиц, которые практически не имеют никаких правоотношений с оператором, особенно сложно. При дорожно-транспортном происшествии, нарушении правил дорожного движения или другом нарушении условий договора, компания просто не сможет взыскать денежные средства с арендатора автомобиля.
Рассмотрим размеры взысканий, которые установили наиболее крупные и популярные операторы поминутной аренды машин Московского каршеринга.
Отдельно можно выделить МатрёшCar. Этот оператор дважды указал в договоре информацию о штрафах за передачу автомобиля каршеринга 3 лицу. Второй можно отнести к проблеме продажи аккаунтов в сервисе, но формулировка позволяет применить его и к описываемой в нашей статье проблеме.
Выдержка из договора:
Итак, согласно правилам, указанным в договоре МатрёшCar, сумма взыскания может доходить до 300 000 рублей.
Какие еще суммы установили операторы:
Можно ли не платить штраф за передачу руля
С вероятностью 99% можно сказать, что не платить не получится. У большинства операторов к аккаунтам пользователей привязаны их банковские карты, с которых автоматически списываются средства за минуты или часы аренды. Такая карта предоставляет арендодателю достоверную информацию о ее держателе, а также позволяет списывать деньги в автоматическом режиме как только они поступят на счет.
Есть прецеденты, когда пользователи пытались оспорить порядок списания денежных средств с их карты в автоматическом режиме. Например, в Железнодорожном городском суде истец Желудев А.И выступал против ответчика ООО «Каршеринг Руссия» (Делимобиль) (номер дела 2-188/2017). По решению суда было установлено, что средства были списаны законно на основе согласия клиента с условиями договора с оператором и его подписания.
Как операторы узнают о нарушении правил
Большинство нарушителей попадают на видеозапись с камер, которые установлены в салоне арендованных машин. Чаще всего эти устройства монтируются слева от водителя в углу лобового стекла или в зеркале заднего вида. Некоторые компании ведут запись не только водителя и пассажира на переднем сидении, но и заднего сидения. В таком случае камеру устанавливают сзади.
Мы настоятельно советуем водителям не нарушать правила, которые установили компании поминутной аренды машин, чтобы не нарваться на незапланированные денежные траты, попасть в черный список клиентов каршеринга или стать причиной дорожно-транспортного происшествия.
Штраф за передачу каршеринга в 2021 году
Практически каждый каршеровод знает, что можно получить штраф за передачу руля третьему лицу. Как правило, взыскание за такое нарушение достаточно крупное. Но все же бывают такие моменты в жизни, когда просто необходимо посадить за руль другого человека. Поэтому давайте разберемся, какой штраф за передачу каршеринга прописывает каждая компания в договоре аренды.
Почему штраф за передачу руля третьему лицу такой крупный
Как правило, суммы штрафов за передачу каршеринга начинаются от 50 тысяч рублей. К чему серьезному может привести данное нарушение, что за него нужно так много платить? Все дело в том, что каждый оператор каршеринга заключает договор со страховой компанией. И если в случае ДТП за рулем окажется человек без водительского удостоверения (ВУ), то все расходы ложатся на плечи компании.
Но что, если сядет за руль человек, который имеет водительские права и соответствует всем требованиям компании? Увы, но сумма штрафа скорее всего от этого не изменится.
ВАЖНО! Даже если третье лицо сделает фото за рулем каршерингового авто, то арендатору прилетит штраф. Это очень важно знать, ведь из-за таких пустяков можно попрощаться с круглой суммой денег. Узнать о таком нарушении оператор может через соцсети либо через камеру, если она есть в салоне автомобиля.
В каких компаниях каршеринга передача руля разрешена
Сервис Anytime Prime разрешил передачу управления третьим лицам. Теперь можно передать управление человеку, который зарегистрирован в сервисе. При этом вся ответственность будет на главном арендаторе. Ограничений по водителям нет, продлить и завершить аренду сможет только первый арендатор.
Суммы штрафов за передачу управления в разных операторов
Как оспорить штраф в каршеринге
Избежать получения штрафа за передачу руля в каршеринге очень сложно. Но бывают такие ситуации, когда операторы каршеринга идут навстречу клиенту. Например, если автомобиль был передан человеку, который имеет аккаунт в каршеринге. Вероятнее всего, компания сделает скидку. Но добиться полной отмены штрафа очень сложно.
В заключение
Штраф за передачу руля третьему лицу в каршеринге считается одним из самых глупых. Ведь каршероводы не уделяют должного внимания этому пункту правил в договоре каршеринга. Из-за этого попадают в неприятную ситуацию, когда очень много нужно отдавать денег. Чтобы этого избежать, ни в коем случае не позволяйте садиться за руль другому человеку, если автомобиль забронирован на Вас!
Пьяный муж заказал каршеринг через аккаунт жены. Женщину за это лишили прав
Однажды ночью одному мужчине из Казани понадобилось срочно уехать от друзей. Он решил воспользоваться каршерингом. На его личном аккаунте в приложении для каршеринга была задолженность, поэтому он нашел автомобиль через аккаунт своей жены, с которой они, правда, уже год не жили вместе.
Мужчина сел за руль ближайшей машины и поехал домой. Вскоре его остановил инспектор ДПС и попросил «подышать в трубочку». Выяснилось, что водитель был сильно пьян.
Инспектор составил протокол в отношении мужчины, а заодно и в отношении его жены — за то, что передала управление арендованным автомобилем лицу в состоянии алкогольного опьянения. Женщина в это время спала дома и не догадывалась о приключениях мужа.
Прошло полгода. Женщина открыла почтовый ящик и увидела судебное письмо — постановление мирового судьи. Из него она узнала, что ее оштрафовали на 30 000 Р и на полтора года лишили прав.
Удивившись, женщина позвонила в суд — и только тогда узнала, что произошло полгода назад. Она, естественно, сочла себя невиновной, поэтому обжаловала решение о привлечении ее к административной ответственности. Но и мировой судья, и две вышестоящие инстанции подтвердили ее вину.
Аргументы сторон
Женщина. Мой муж взял автомобиль в аренду с моего аккаунта в приложении для каршеринга. Вообще, он уже бывший муж, потому что мы около года не живем вместе. Раньше он заходил в это приложение со своего телефона, поэтому у него сохранился логин и пароль. Мужа остановили, составили протокол за езду в пьяном виде. Только я тут ни при чем: он сам сел за руль, у меня разрешения не спрашивал.
Я узнала, что меня лишили прав, только от сотрудников суда. Меня обвиняют в том, что я допустила до управления автомобилем мужа, который находился в состоянии опьянения. Но в тот момент я была в другом месте и не знала, что он хочет воспользоваться каршерингом через мой аккаунт, да еще и будучи нетрезвым.
Прошу суд прекратить дело в связи с отсутствием состава и события преступления.
Инспектор ДПС. Я выяснил, что эта женщина — владелец аккаунта в приложении «Яндекс-драйв», с которого была заказана поездка на автомобиле. Договор аренды был оформлен на ее имя, значит, она виновата в передаче управления лицу в состоянии алкогольного опьянения. Я составил документы и передал их в суд.
Муж. В тот день поздно ночью мне нужно было уехать домой, но на моем аккаунте не было денег. Поэтому я решил взять машину через аккаунт жены, с которой мы уже давно не живем. Меня остановили и лишили прав заслуженно, но жену наказывать не за что. Она не знала о том, что я пьян, и даже о том, что я вообще собираюсь куда-то ехать на каршеринге с ее аккаунта.
Как пользоваться каршерингом в Москве и не пожалеть
Машина на час
Личный автомобиль в Москве — это не так просто, как кажется.
У меня есть автомобиль, но по городу я на нем езжу редко. Утром и вечером на дорогах пробки, а еще дорогая парковка в центре. Я нашел решение: беру машину в каршеринге, плачу 200 рублей и езжу полчаса днем. Машину оставляю на городских парковках и ни о чём не думаю.
Вкратце: как пользоваться каршерингом
Что такое каршеринг
Каршеринг — это аренда автомобиля по городу на короткий срок, обычно не больше часа. Пользователи скачивают приложение, привязывают карту и арендуют ближайший автомобиль. Деньги списываются автоматически, когда доезжаешь до места и выходишь из машины.
Стоимость у всех каршерингов примерно одинаковая: от 5 до 12 рублей за минуту. Это в два раза дешевле, чем в такси, и при этом машина твоя. Удобно гонять на рабочие встречи днем по городу, а в выходные — за продуктами в «Ашан».
В Москве больше 13 сервисов. Обычно я пользуюсь «Делимобилем»: у них самый большой парк автомобилей в Москве. Иногда гоняю на двухместных смартах в «Юдрайве» и «Белкакаре». Ещё в Москве есть «Карфайв» и «Энитаймкар», но ими я пока не пользовался.
Пишем как есть
Ни один каршеринговый сервис не видел нашу статью до публикации и не платил за нее. Ни один пиар-менеджер не присылал нам деньги, чтобы мы похвалили его сервис. Это только мы платим за каршеринг.
Когда каршеринг не подойдет
Вы спешите. Скорее всего, каршеринговая машина будет припаркована минимум в десяти минутах пешком. Когда вы к ней подойдете, нужно будет осмотреть внутри и снаружи, настроить зеркала и сиденье. Когда доедете до нужного места, придется искать место для парковки по правилам. А еще по пути можно попасть в пробку. Если спешите, на такси будет быстрее, а на метро надежнее.
Вам нужно из области в центр в час пик. Однажды я ехал из аэропорта утром четыре часа по пробкам. Если бы я поехал на каршеринге, отдал бы 1900 рублей, а за такси с фиксированным тарифом заплатил 900 рублей.
У вас садится телефон. Если телефон сел во время движения, вы не сможете завершить прокат. Деньги за аренду будут капать, пока не доберетесь до розетки и не закончите поездку в приложении. В «Делимобиле» и «Белкакаре» есть зарядные устройства, но надеяться на них не стоит: в половине моих поездок зарядка в салоне не работала. Если телефон почти разряжен — лучше зарядить в такси.
Вы неопытный водитель. Когда опыта мало, мешают даже незначительные вещи: зеркала как-то не так настроены, газ и тормоз непривычные, руль крутится странно, радиус поворота какой-то не такой. Во время движения это всё может привести к аварии. Если не уверены в своем водительском мастерстве — не пользуйтесь каршерингом.
Вы брезгливы. Если не выносите крошек или волос на сиденье, чувствительны к отпечаткам чужих пальцев на руле и коробке передач — в каршеринге вам будет некомфортно.
Как пользоваться каршерингом
Скачать приложения. Приложения каршерингов бесплатные, есть для Айфона, Андроида и Виндоуса. Рекомендую скачать сразу для всех сервисов, чтобы проверять, есть ли машины в разное время дня в тех местах, откуда вы планируете ехать.
Заключить договор. Договор заключают электронно, никуда ехать не нужно. Загрузите в приложении фото паспорта и прав. Соглашайтесь с офертой и ждите, пока в компании проверят документы. Обычно проверяют за час. Когда получите уведомление, можно искать в приложении машину.
Если вам ехать срочно, сразу взять машину не получится. Поэтому лучше зарегистрироваться заранее.
Выбрать машину. Приложение определит ваше местоположение и покажет ближайшие автомобили на карте. Обычно машин много рядом с метро, бизнес-центрами и магазинами, рядом с конечными станциями метро у Мкада и железнодорожными платформами в область.
У вас будет 20 минут, чтобы добраться до машины. У «Юдрайва» двухместные машины дешевле четырехместных, поэтому, если едете один или вдвоем, выбирайте двухместную.
Когда придете к машине, внимательно осмотрите ее. Нет ли повреждений: сколов, глубоких царапин, вмятин; проверьте, не спущены ли колеса.
Если нашли повреждения — сообщите о них в поддержку каршеринга. Там зафиксируют информацию в базе. После этого можно спокойно ехать, претензии по повреждениям, которые вы нашли, каршеринг предъявит предыдущему водителю. Как только вы подпишете электронный акт приемки, все царапины предыдущих водителей, о которых вы не сообщили, становятся вашими.
Как ездить на каршеринге
Как на своем автомобиле: аккуратней на дороге, соблюдайте правила.
Штрафы. Нарушать правила на арендованной машине дороже, чем на своей. Все штрафы приходят каршеринговой компании, а компания перевыставляет их клиенту. При этом деньги просто спишутся с карты, привязанной к приложению.
Относитесь к каршеринговой машине как к автомобилю такси. В нем нельзя лепить наклейки «Обама — чмо», нельзя проливать кофе на чехлы и пачкать их ногами. Курить нельзя. Штраф за испорченный внешний вид — от двух до десяти тысяч рублей.
Самый крупный штраф — за передачу машины третьему лицу. Если дадите покататься другу, то заплатите до 150 тысяч штрафа. Этим штрафом каршеринг защищается от риска потерять машину, если за рулем непроверенный водитель без прав.
Режим ожидания. Если вам нужно зайти в магазин и потом продолжить путь, включайте режим ожидания. Он стоит от 1,5 до 3 Р за минуту. В режиме ожидания машина останется за вами, всегда можно поехать дальше. Или можно завершить поездку прямо из него, возвращаться к автомобилю не нужно. Все правила парковки в режиме ожидания такие же, как при завершении аренды.
Документы. Документы на машину и страховка лежат в бардачке. Если автомобиль остановят за нарушение, протокол составят на водительское удостоверение, а не на номер автомобиля — оплачивать штраф водителю придется самостоятельно. Штрафы с камер придут в компанию, она спишет их с вашей карты.
А если авария?
Вызывайте ГИБДД и оформляйте аварию как обычно, потом все документы нужно будет передать в каршеринг. Оформлять аварию по европротоколу не нужно: инспектор должен определить, кто виноват в аварии.
Если водитель не виноват, бояться нечего: компания сама разберется и штрафов не грозит. Если вина обоюдная или только водителя, придется заплатить от 5 тысяч до 20% от стоимости ущерба.
Самое обидное, что в отличие от аварии на собственном автомобиле эту выплату нельзя отсрочить и оспорить. Вы заранее согласились с договором.
Заправка. Если горит лампочка уровня топлива, завершить аренду нельзя. Заправляете машину вы, но каршеринги за это поощряют вас бонусами.
На случай если в баке бензина мало, в бардачке «Делимобиля» лежат топливные карты «Лукойла» или ЕКА. Чтобы активировать карты, нужно позвонить в поддержку и получить пин-код. Заправляете 30 литров 92 бензина, и «Делимобиль» дарит 15 бесплатных минут езды. У меня рядом с домом есть заправка «Лукойла», и я часто так делаю.
В «Белкакаре» вы тоже оплачиваете заправку через топливную карту. Звонить никуда не нужно, заправки, которые поддерживает каршеринг, видны в приложении. Там же будет указан пин-код топливной карты и количество литров бензина.
Если вы оплачиваете заправку самостоятельно, отправьте фото чека в поддержку и они вернут деньги на баланс. Если у вас повышенный кэшбэк на бензин, то с каждой заправки помимо бонусов от каршеринга вы еще получите бонус от своего банка.
Парковка. Паркуйтесь только там, где парковка разрешена. Если выпишут штраф за парковку в неположенном месте, придется заплатить его плюс штраф от компании.
Если автомобиль эвакуируют, то каршеринг возьмет упущенную прибыль за то время, пока другие водители не смогут воспользоваться автомобилем. Вызволять автомобиль со штрафстоянки никто торопиться не будет. До оплаты штрафа доступ к новым бронированиям вам будет закрыт.
Парковка у каршеринговых машин бесплатная. Просто паркуйтесь по знакам, и всё.
В Домодедово, Шереметьево, Жуковском и Внуково есть выделенные парковки. Уточняйте в компании каршеринга, в каких аэропортах и где именно можно завершить поездку или оставить машину в режиме ожидания.
Парковаться в аэропорту тоже нужно внимательно. Однажды я поехал утром в аэропорт, заехал на территорию и оставил машину на обычной стоянке. Оказалось, что надо было ее оставить на специальной стоянке для «Делимобиля». В итоге аэропорт выставил счет за стоянку «Делимобилю» 2500 рублей, а «Делимобиль» списал их с меня, добавив сверху комиссию.
Как завершить аренду
После того как доехали, нужно припарковаться по правилам, выключить свет, поставить на ручник.
Потом можно спокойно завершить аренду в приложении. Обязательно дождитесь сообщения, что аренда завершена, и проверьте, что автомобиль закрылся. Деньги за поездку спишутся с привязанной карты или счёта автоматически — как в «Убере».
Если не хватит денег на карте, то компания начислит пени от 0,5 до 5% от суммы долга за каждый день просрочки. Лучше проверить остаток по карте или счету до поездки, кататься в долг выйдет дороже. Вдобавок аккаунт блокируется — пока не погасишь долг, машину брать нельзя.
Зона покрытия: Москва и Московская область. Начинать и завершать аренду можно на всей территории Москвы и за Мкадом не дальше 1 километра от метро.
Парк: Хендай Солярисы и Рено Каптюры.
Машин у «Делимобиля» много, обычно в пешей доступности всегда есть несколько штук. В машине есть провода для зарядки Айфона и Андроида, что очень удобно. Однажды я воспользовался именно «Делимобилем», а не такси или другим каршерингом, только чтобы зарядить телефон по дороге на встречу.
Скандал с аварией
Пользователь «Делимобиля» Александр попал в аварию по своей вине: он проехал на красный и столкнулся с другим автомобилем. Каршеринговая машина восстановлению не подлежит, Александр не пострадал.
В договоре было указано: если ДТП происходит по вине клиента «Делимобиля», то он обязан выплатить штраф — от 5000 Р до 20% от суммы ущерба, если ущерб превышает 100 000 Р (пункт 5.12).
Александру выставили счет на 588 000 Р : оказалось, что этот штраф нужно платить сверх ущерба. Александр стал искать справедливости в Фейсбуке. Поднялся скандал.
Зона покрытия: по будням аренда и парковка в пределах ТТК, есть несколько зон за ТТК. С 20:00 пятницы до 8:00 понедельника зона расширяется до Мкада.
Парк: Смарты, БМВ, Мерседесы, Ниссаны и Мини Куперы.
У компании есть удобный тариф «Ночевка»: с 20:00 до 08:00 ожидание бесплатное вне зоны завершения аренды. Приехали домой после работы, оставили машину в режиме ожидания и пошли спать. Утром проснулись и поехали на работу, машина точно будет ваша.
Если передумали утром ехать на «Юдрайве» — переводите режим ожидания в режим передачи: кто-нибудь видит вашу машину как свободную и «перехватывает» ее. С этого момента вы уже не платите за ожидание.
Я использую этот тариф, когда езжу на вечерние тренировки: приехал, включил бесплатную парковку, машина дождалась, уехал домой. Выходит на 20—25% дешевле других каршерингов.
Зона покрытия: аренда и парковка в пределах Мкада, а также в Сколково и БЦ Химки, ездить можно везде по области до Большого бетонного кольца.
Парк: хэтчбеки Киа Рио.
«Белкакар», в отличие от других каршерингов, дает машину в аренду иностранцам.
«Выбирают, кто меньше пил»: как накажут, если передал каршеринг другому
Автомобилисты стали жаловаться на серьезные штрафы, которые приходят им от каршеринг-сервисов. В условиях договоров с такими компаниями прописано, что пользователям запрещено передавать машины другим водителям. Но для многих это оказывается сюрпризом, причем нарушителей часто ловят инспекторы ГИБДД.
Недавно в подмосковном городе Одинцово девушке пришел штраф в сумме 250 тыс. рублей. Автомобилистка взяла машину в аренду, но за рулем она почувствовала себя плохо, и управление принял ее друг. Позже автомобиль был остановлен сотрудниками ГИБДД для проверки документов. Через несколько дней девушке пришел штраф в 250 тыс. за нарушение правил от каршеринговой компании.
Как объясняют представители каршеринг-сервисов, если в момент аварии за рулем арендованного автомобиля окажется другой человек, то страховая компания откажется покрывать ущерб.
«Когда компания одобряет доступ водителя к своим услугам, это означает, что мы познакомились с этим человеком и мы ему доверяем, — рассказали Autonews.ru в пресс-службе «Делимобиля». — Мы не знаем его друга, которому он передает управление. А в случае любого ДТП страховая компания откажет в выплате страховой премии. Ведь в момент совершения поездки застрахована только ответственность водителя, который забронировал машину под своим аккаунтом, на других автомобилистов страховка не распространяется. Даже если у севшего за руль человека есть свой профиль, страховую компанию это не устроит».
Всем нарушителям правил пользования грозит штраф. Ответственность разнится в зависимости от компании и типа арендуемого автомобиля и колеблется от 50 тыс. руб. до 250–300 тыс. рублей. К примеру, пользователь «Делимобиля» заплатит 100 тыс. руб., если служба безопасности сервиса выяснит, что пользователь посадил за руль кого-то другого, даже если это не привело к ДТП и другим неприятностям. Иногда сервисы могут пойти навстречу пользователям и простить штраф, но происходит это только в исключительных случаях.
Если же случилось ДТП, то пользователю, передавшему руль другому человеку, придется помимо штрафа оплатить весь причиненный ущерб. При этом не будет иметь значения, какая сторона виновата в аварии: страховая компания — партнер каршеринга в таком случае точно так же откажется компенсировать любые расходы. «Мы, как бизнес, не можем нести эти издержки вместо нарушителей. Поэтому в качестве превентивной меры и установили штраф для нарушителей, чтобы те понимали, что даже если ничего плохого не случится, наказание все равно последует», — уточнили в «Делимобиле».
У добросовестных пользователей таких проблем не бывает. «Если водитель попадет в ДТП не по своей вине, то платить ему нечего не придется. Если же окажется, что автомобилист все-таки спровоцировал аварию, то у нас действует франшиза 50 тыс. рублей», — добавил представитель сервиса.
В «Яндекс.Драйве» рассказали, что за передачу управления автомобиля другому лицу вне зависимости от того, зарегистрирован он в сервисе или нет, в договоре установлен штраф в размере 50 000 рублей. Если произошла экстренная или непредвиденная ситуация, оператор рекомендует пользователю или его пассажиру сразу связаться со службой поддержки.
Как объяснил Autonews.ru адвокат Александр Леманн, в случае ДТП с погибшими или пострадавшими потерпевшая сторона будет взыскивать ущерб с того человека, который находился за рулем. При этом владельцу аккаунта придется компенсировать только убытки каршеринговой компании. «В такой ситуации к собственнику иск предъявить не получится: сервис сможет доказать, что машина попала под управление другого лица против его воли, по факту это угон», — объяснил адвокат.
Как анонимно рассказывают представители различных сервисов, водители часто арендуют машины, чтобы поучить вождению своих родственников или детей, которые получили права, но не имеют достаточных навыков. Нередко машины арендуют мужчины и сажают за руль своих спутниц — также чтобы поднять их водительский уровень. Бывают и гораздо более серьезные нарушения, когда в машине оказывается нетрезвая компания, которая выбирает водителя по принципу «кто меньше выпил».
«Иногда водители могут почувствовать себя за рулем плохо, но это не повод сажать на свое место другого человека, — говорят в «Делимобиле». — Остановитесь и сразу вызывайте скорую помощь. Если водитель находится вне зоны, где можно завершить аренду, то можно сообщить о чрезвычайной ситуации по телефону поддержки, сделать это может и другой человек. Мы постараемся найти решение, чтобы водитель не получил штраф. Главное, чтобы у пользователя был документ, который подтвердил, что с ним что-то случилось, например из больницы».
У каршеринговых компаний есть много способов контроля за тем, кто находится за рулем: от видеокамер до показаний спрятанных в машинах телематических приборов. Также водителей регулярно проверяют на дорогах инспекторы ГИБДД. А самый простой способ понять, что за рулем был другой человек, — это штрафы ГИБДД.
Так, на фотографиях в штрафных постановлениях может быть видно, что за рулем находится мужчина, хотя аккаунт зарезервирован за женщиной. Либо в протоколе, вручную составленном дорожным инспектором, указан не тот водитель, который взял машину в аренду. Этого достаточно, чтобы пользователь получил от сервиса штраф.
Один из способов контроля, с которым регулярно сталкиваются пользователи, — это проверка аккаунта сотрудниками ГИБДД. Инспекторы признаются, что брендированные автомобили вызывают у них особые подозрения. Чтобы удостовериться, что водитель едет под своим аккаунтом, полицейские обычно просят автомобилистов показать мобильный телефон, где показан статус поездки. Службы каршеринга уверяют, что это совершенно законно.
«Каршеринг — это частный общественный транспорт, поэтому сотрудники ГИБДД имеют полное право проверять соответствие аккаунту фамилии в водительских правах и документы на автомобиль», — утверждают в пресс-службе «Делимобиля». Если за рулем находится другой человек, его сразу же отстранят от управления автомобилем и сообщат об этом в службу безопасности компании. Для каршеринговых сервисов такое нарушение считается угоном. Причем не важно, сидит рядом владелец аккаунта или нет.
«Если в приложении указано, что машину забронировал Петя, а едет Ваня, то для нас Ваня — угонщик. В дальнейшем в ПДД должен появиться отдельный пункт для такого нарушения. А пока есть штраф за передачу своего аккаунта. Также есть возможность привлечь такого человека за угон — если сервис решит пойти по такому пути, у водителя могут быть серьезные неприятности», — отметили в «Делимобиле».
Однако адвокат Леманн обращает внимание на то, что в ПДД и КоАП обязанность автомобилистов показывать инспекторам ГИБДД мобильные телефоны и приложения для каршеринга не прописана. До этого момента, считает эксперт, такие требования полицейских не имеют законодательной основы: «В ПДД четко прописано, что водитель должен предъявить сотруднику ГИБДД. Это права и свидетельство о регистрации. В угоне машина не числится, больше вопросов к водителю быть не должно».
Начальник юридического отдела московского профсоюза полиции Игорь Гришаков в беседе с Autonews.ru заявил, что согласно ПДД у автомобилистов действительно нет обязанности демонстрировать приложение инспекторам.
«Если водитель каршеринга нарушил ПДД, едет пьяным или без прав, инспекторы и привлекут за это нарушение, а сервис получит информацию о произошедшем, — сказал Гришаков. — Обязанность проверять приложение на полицейских не возложена, никакой ответственности с точки зрения ПДД за такое нарушение не предусмотрено — есть только штраф от каршеринговой компании. Но они сами должны отвечать за контроль своих автомобилей».
Гришаков обратил внимание и на возможность коррупционной составляющей в действиях инспекторов ГИБДД. «Штраф за передачу управления достигает 300 тыс. рублей, а инспектор может предложить договориться куда за меньшую сумму», — предположил представитель профсоюза.