Что будет если застрять в дверях метро
Не подавай руку упавшему на рельсы. Чего не знают пассажиры метро
С точки зрения работников метро, которые не понаслышке знают о его «повышенной опасности», мы, пассажиры, ежедневно совершаем массу глупостей с риском для жизни. К ним относятся и такие поступки, которые нам самим кажутся очень благородными.
Почему на самом деле нельзя держать двери
Например, придержать двери поезда, чтобы влезли опоздавшие – что это как не помощь и взаимовыручка? Часто люди в вагоне начинают раздвигать двери в несколько рук, чтобы противостоять автоматическому закрытию.
На самом деле, помимо травм, это грозит срывом графика движения и серьезными задержками поездов.
Бывший машинист московского метро Макс Рублев, он же известный блогер Метроэльф, поясняет в своей книге «Не прислоняться», что именно по вине вот таких «услужливых» и медлительных пассажиров в основном происходят задержки. Если отправление поезда выбивается из графика больше чем на 10 секунд, возникает цепная реакция и тормозится вся линия.
Так кому в итоге помогли? Опаздывающие опоздают еще больше – вместе со всеми остальными.
Почему нельзя протягивать руку помощи упавшему на пути
Или вот вопрос на засыпку: если не дай бог человек при вас упадет с края платформы, вы подадите ему руку, чтобы втащить обратно?
Инстинкт конечно велит броситься на помощь. Но правильный ответ: нет. Подав бедолаге руку, вы сделаете только хуже. Недаром в метро объявляют на эскалаторах, что при падении на рельсы нельзя выбираться на платформу самостоятельно.
Дело в том, что прямо под платформой находится официально самый опасный объект в метро – контактный рельс в 825 вольт, приводящий поезда в движение.
Он накрыт защитным коробом и с платформы смотрится как «ступенька», словно специально для того, чтобы упавший человек мог забраться обратно наверх.
Но несмотря на защиту, прикасаться и тем более опираться на рельс – это прямая угроза жизни! Пластиковый кожух может попросту не выдержать вес человека. В худшем случае летальный заряд получит не только упавший, но и тот, кто протянул руку помощи.
А учитывая, что упавший на пути может быть пьян, болен, травмирован и панически напуган, риск возрастает в разы.
Почему опасный контактный рельс расположен именно под платформой
Почему же в таком случае контактный рельс чаще всего прокладывают именно под платформой, а не напротив, у дальней стены? Да потому что так как раз меньше шансов, что упавший человек заденет его по инерции. Он ведь не рухнет отвесно вниз. А был бы рельс напротив – было бы проще до него «долететь».
Когда на путях ведутся работы, контактный рельс обесточивают и ставят блокировку случайной подачи напряжения.
Почему нужно лечь головой навстречу поезду
Так что самой лучшей помощью упавшему на рельсы (если он способен встать и быстро двигаться) было бы уверенно направить его действия в верном русле, не давая впасть в панику.
Если поезд только ушел и другого пока нет – бежать к месту остановки головного вагона, где полосатая рейка. Там есть трап для работников метро, по которому можно безопасно подняться на платформу.
Диспетчер в любом случае увидит через камеры, что случилось ЧП. Работники станции быстро эвакуируют пассажира.
Если поезд приближается, остается только лечь в углубление между рельсами, предварительно сбросив объемные вещи (сумку, рюкзак).
Пассажир метро, зажатый дверьми поезда, рассказал, как выжил в тоннеле
Товарищи пострадавшего считают чудом, что мужчина смог остаться в живых после такой экстремальной поездки.
53-летний москвич Александр Савосткин попал в реанимацию с тяжелыми травмами после шокирующего инцидента в метро, когда его зажало в дверях вагона и протащило между станциями. В интервью LifeNews пострадавший рассказал о том, как все происходило в тот злополучный день.
Как вспоминает Александр Савосткин, в тот день он возвращался из магазина с покупками. Стоя на платформе, мужчина пропустил несколько поездов, так как они были переполнены, войти в них с покупками он просто не мог. А когда решился зайти, машинист начал по громкой связи торопить пассажиров, чтобы они не задерживали посадку-высадку.
— Меня замесило там, я в шоковом состоянии. Меня тащило по платформе, еще в тоннель затащило, руки у меня зажаты были, — рассказывает Александр Савосткин. — Я пропускал поезда, мне надо было выходить на «Площади революции», а это следующая остановка. И вот уже лампочка мигала, как только машинист подъехал на платформу «Курская», то сразу начал орать благим матом там аж: «Быстрее, не задерживайте посадку».
В следующий момент двери состава закрылись и руки мужчины оказались внутри вагона, а тело — снаружи. Мужчина попытался освободиться, но выпустить сумки из рук не смог, потому что боялся потерять ценные вещи. Лампочка над дверью мигала, машинист ругался и просил не держать двери, но продолжил движение.
— Вот этого я испугался, и зря, наверное, испугался. Я не отпустил сумки, а просто стоял и смотрел. Машинист должен был среагировать, перед тем как ехать, у него дверь не закрылась, а автоматика должна работать, и в зеркало не посмотрел, и на датчик не посмотрел, и поехал. Я только успел два шага сделать, а потом опору потерял, а вытащить руки не могу. Меня протащило полплатформы, а потом и по тоннелю метров 10, после этого я выпал, — вспоминает Александр. — А когда я уже в сознание пришел, машинист мне помог выбраться из тоннеля. Лежу, а дежурная мне кричит: «Не вставай, там контактный рельс». Я лежу, а поезд стоит. Я был снаружи поезда.
Александра протащило по перрону и тоннелю на скорости около 50 км в час, дальше он выпал в тоннель. Когда он очнулся, машинист сказал: «Вон твой туфля, возьми и не наступай на контактный рельс». По словам Александра, машинист и сам был в шоке от произошедшего.
На вопрос, а почему пассажиры вагона метро вовремя не нажали стоп-кран, Александр ответил, что в этот момент внутри поезда находились одни девушки, которые, видимо, сразу не среагировали на ситуацию.
— В тот момент, как только поезд тронулся, там были одни девочки, были бы какие-то мужчины, то разжали бы двери, а там одни девочки стояли, — говорит пострадавший. После того как я очнулся, ко мне подошел машинист и говорит: «Вставай, вон туфля твой лежит. Возьми его аккуратно, не подходи к рельсу». Потом мы поднялись на приступок в тоннеле и прошли в вагон. Многие говорят, что мне повезло и надо радоваться этому — просто на дурняка два ребра поломал и ссадины по всему телу, все отбито, все в гематомах, сотрясения мозга даже нет.
Метрополитен назвал застрявшего в дверях пассажира виновником инцидента
Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»
В Московском метрополитене считают, что застрявший в дверях вагона мужчина, которого поезд протащил какое-то расстояние, сам виноват в случившемся. Об этом «Интерфаксу» сообщили в пресс-службе столичной подземки.
«В нарушение требований безопасности и правил пользования метрополитеном, пассажир на станции «Курская» (по направлению в сторону «Площади Революции») попытался войти в вагон в момент закрытия дверей. В итоге гражданин успел лишь просунуть часть руки в вагон, после чего двери закрылись и поезд начал движение», — рассказал собеседник агентства.
По его словам, состав проехал несколько метров, после чего машинист, увидев случившееся, применил экстренное торможение. Пассажир получил незначительные травмы и был отправлен в больницу, угрозы для его жизни нет.
«По факту нарушения правил пользования Московским метрополитеном в управлении подземки началось расследование», — добавили в пресс-службе метро.
Ранее в среду, 29 апреля, стало известно, что на станции «Курская» Арбатско-Покровской линии один из пассажиров не успел войти в вагон, его зажало дверьми, после чего поезд начал движение. По словам источников, состав протащил мужчину через весь перегон до «Площади Революции». Отмечалось, что 53-летний пострадавший получил сотрясение мозга и ушибы.
«Это было около 8:30 утра, знаю, что движение не останавливалось, потому что его на следующей станции отпустило. Его на платформе положили, вызвали скорую медицинскую помощь и с травмами отправили в больницу», — подчеркнул Russia Today представитель пресс-службы УВД на Московском метрополитене.
День закрытых дверей: как работает новый запрет держать двери в метро
Запрет удерживать двери отправляющегося поезда в московском метро действует уже месяц, а за нарушение для нерадивых пассажиров введен штраф в размере 1 тысячи рублей. Случаи, когда пассажиры препятствовали закрытию дверей состава, мешая его отправлению, раньше были довольно привычной картиной в столичной подземке. Изменилась ли ситуация после введения нового пункта в Правила пользования Московским метрополитеном, и пресекаются ли нарушения, выяснял корреспондент РИАМО.
Держать нельзя отпустить
Пассажир удерживает ногой двери вагона. Фото: flickr.com, Michael Chu
О поправках, внесенных в Правила пользования московским метро, было официально объявлено, об этом сообщалось в СМИ. Однако, как выяснилось, многие люди о нем вообще не знают, включая тех, кто ежедневно пользуются подземкой.
Чтобы проверить, соблюдается ли новое правило, корреспондент РИАМО спустился в подземку. Отправным пунктом стала станция «Спортивная» Сокольнической ветки. Выбор был неслучайный, поскольку из-за фестиваля фейерверков в «Лужниках» на станции дежурило много сотрудников полиции, так что за нарушителями должен быть «глаз да глаз».
Спустя 20 минут ожидания на платформе появились двое молодых людей, один из которых бежал налегке впереди, готовясь придержать двери вагона для своего товарища с тяжелыми сумками. Что интересно, когда первый запрыгнул в вагон поезда, стоявший у дверей мужчина помог ему в этом нелегком деле. Второй бежавший успел запрыгнуть внутрь буквально за секунду до того, как сзади с платформы донесся грозный крик: «Э, а ну отпусти!».
За разъяснениями направляемся прямо к проходящей мимо группе сотрудников полиции. На вопрос о том, почему никто не стал ловить правонарушителей, полицейские отвечают в один голос: « Ну а как его ловить? Это вот сейчас повезло, что заметили, а обычно получается так, что за задержкой дверей следить попросту не успеваешь».
«Вот предупреждаем, чтоб отпускали. Как правило, после этого отпускают, и поезд уезжает. Тут, сами понимаете, поймать трудновато, а вот если бы сотрудник полиции мог достать нарушителя, то в таком случае его необходимо ссадить с поезда и выписать штраф. Но такое пока что случается очень редко», признается сотрудник полиции, представившийся Александром.
Очевидно, что вины сотрудников полиции в этом нет – получается, что поправки сырые, и обеспечить их работу в полном объеме просто невозможно.
Синдром «держателя»
Метро в час пик. Фото: flickr.com, Lynn Friedman
Пассажиров, держащих двери поезда при посадке, по-прежнему можно встретить буквально каждый день в утренние и вечерние часы пик на всех более-менее оживленных линиях московского метро. И это притом, что интервалы в движении поездов не превышают пары минут.
Так, в пятницу вечером в час пик на станции «Кузнецкий мост» «фиолетовой» ветки вновь наблюдалась такая картина. Медленно продвигаясь к перрону сквозь толпу, корреспондент увидел прибывший поезд, но торопиться сесть в него не стал. В переполненном вагоне двое мужчин стали придерживать двери, чтобы все желающие могли втиснуться внутрь. Машинист грозно скомандовал отправление и явно был недоволен происходящим. В такой ситуации удалось неспешным шагом войти в вагон буквально за секунду до того, как створки дверей захлопнулись.
Передай другому
Станция метро Битцевский парк. Фото: Александр Кожохин
Выходит, что до многих пассажиров информация о нововведении просто-напросто не дошла? Конечно, незнание закона не освобождает от ответственности, но вряд ли большинство пассажиров метрополитена, узнав о довольно крупном штрафе, идут на риск.
По мнению эксперта, человек, которого один раз оштрафовали за это, в следующий раз держать двери не будет. Другое дело, что ловить нарушителей, действительно, трудно. И все же, здесь должен сработать эффект «сарафанного радио»: чем больше пассажиров узнают эту информацию, тем больше эффекта будет от запрета.
Скорее всего, на данном этапе говорить о том, что штрафы за удержание дверей серьезно повлияют на проблему, нельзя. Возможно, должно пройти время, чтобы правило заработало в полную силу, и «сарафанного радио» здесь недостаточно, скорее всего, потребуется дополнительное информирование пассажиров в метро.
Влад Жуков
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
Ёсць пытаннеНЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ: Что будет, если машинист метро случайно откроет двери во время движения?
Или во время остановки, но с другой стороны
«Не прислоняться» — требует надпись на дверях поездов минского метро. Но многие нарушают это правило — и ничего не происходит. Или машинист может случайно открыть двери не со стороны платформы, и все прислонившиеся потеряют точку опоры? В беларуской подземке таких инцидентов не было, а вот в украинском метро подобное случалось. А может, есть вероятность, что двери откроются при движении по туннелю? За ответами на эти и другие вопросы редакция The Village Беларусь обратилась в «Минский метрополитен».
Может ли машинист по ошибке открыть двери вагона не с той стороны во время остановки?
Нет. Конструкцией электрооборудования вагонов предусмотрено, что машинист не сможет случайно открыть двери со стороны, противоположной платформе, так как сработают соответствующие блокировки.
Зачем тогда нужна табличка «Не прислоняться»?
Эта надпись нужна для того, чтобы пассажиры не прислонялись к дверям и тем самым не препятствовали их открытию со стороны платформы. А также для того, чтобы одежда либо другие предметы не застряли между дверей.
Почему эта надпись расположена на дверях с обеих сторон вагона?
То, с какой стороны входят и выходят пассажиры, определяется в зависимости от направления движения поезда. Так, когда подвижной состав едет по первому пути, вход и выход осуществляется с одной стороны. После оборота поезд едет по второму пути, где пассажиры входят и выходят уже с другой стороны. Поэтому надпись «Не прислоняться» нужна с обеих сторон поезда. К слову, наша система отличается от принципа работы московского метрополитена, где составы движутся только в одном направлении.
На станции метро «Першамайская» двери открываются с правой стороны. Если в дверях застрянет часть одежды и поезд уже тронется, сможет ли машинист открыть двери с этой стороны на следующей станции?
Такого не случится. Поезд не тронется, пока все двери не будут полностью закрыты. Если часть одежды пассажира застрянет в каком-нибудь дверном проеме, у машиниста на пульте управления будет отсутствовать контроль закрытия дверей — система безопасности не позволит привести поезд в движение. К тому же машинист сам следит за тем, чтобы никакие предметы не выходили за габарит подвижного состава.
Может ли машинист открыть двери поезда во время движения по туннелю?
Вопрос задавался не случайно. Два года назад такое случилось в московском метро: двери вагонов открывались прямо на ходу поезда. Но работники минского метрополитена рассказали: чтобы открыть двери во время движения состава, нужно принудительно отключить блокировочные устройства.
Поэтому в беларуском метро работа дверей в подвижном составе достаточно безопасна. Сотрудники ГП «Минский метрополитен» уверяют: на новой, третьей ветке метро эта система не будет принципиально отличаться от нынешней.