Что будет если завалить итоговое сочинение
Не сдал итоговое сочинение! Что будет и что делать
Алина Косова
Темы декабрьского сочинения были непростые… Уверены, что справились? Мы — да. Но на всякий случай все же рассказываем, что будет, если не сдал итоговое сочинение, и что делать в такой ситуации.
Почему я не сдал итоговое сочинение? 5 основных причин
Процент не сдающих итоговое сочинение очень низкий. В прошлом учебном году 98% одиннадцатиклассников получили «зачёт» — и только 2% пошли на пересдачу. Поэтому даже статистически ваши шансы завалить итоговое сочинение очень низки.
Но если это все же произошло, то вот топ-5 возможных причин:
Если вы не сдали итоговое сочинение, о конкретных причинах вам расскажут в школе. То же самое будет указано и на сайте, где вы посмотрите результаты: mos.ru (если вы москвич) или официальный информационный портал ЕГЭ. Преподаватель русского языка также объяснит, по каким критериям поставлен «зачёт», а по каким — «незачёт». Лучше всегда просить учителя разобрать работу как можно подробнее, чтобы лучше понять свои ошибки.
Не сдать итоговое сочинение очень сложно. Но если это все же произошло, возможно, вы недостаточно хорошо подготовились: не изучили критерии оценивания или правила написания работы, не прочли достаточно книг, не сумели правильно сформулировать аргумент из-за недостатка практики.
Поэтому к пересдаче итогового сочинения стоит подойти серьезнее. Вам нужно научиться вдумчиво и ясно излагать свои мысли, анализировать тему сочинения, подбирать правильные аргументы и писать быстро и без ошибок. Чтобы это давалось просто, нужно много тренироваться и хорошо знать правила русского языка. Всему этому можно научиться на нашем годовом курсе по подготовке к ЕГЭ по русскому: в него включена и подготовка к итоговому сочинению. То есть вы убьете 2 зайцев: подготовитесь и к пересдаче, и к обязательному ЕГЭ.
Что будет, если не сдать итоговое сочинение?
Вы просто пойдете на пересдачу уже в 2022 году. Точные даты пересдач уже известны:
В эти же даты вы напишете итоговое сочинение, если пропустили основную дату по уважительной причине: например, если вы болели.
Статистики школьников, которые получили «незачёт» в дополнительные даты, просто не существует. Поэтому вы точно все сдадите. Но теоретически, если вы все же НЕ напишете итоговое сочинение в период пересдач, то вас не допустят к ЕГЭ. То есть вы не закончите школу: вам придется остаться на 2 год и заново писать сочинение для допуска к государственной итоговой аттестации.
Что делать, если вы все же попали на пересдачу
1. Не расстраивайтесь и не паникуйте
Помните: ни у кого нет задачи вас завалить или не допустить — это будет проблемой не только для вас, но и для школы. Поэтому настраивайтесь на победу и начинайте готовиться по моему плану!
2. Прочтите универсальные произведения, подходящие ко многим направлениям
Если нет возможности прочитать произведение в оригинале, предлагаю комбинацию «экранизация + краткое содержание».
«Тарас Бульба» Н.В.Гоголь
Темы:
«Война и мир» Л.Н.Толстой
Темы:
«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский
Темы:
«Собачье сердце» М.Булгаков
Темы:
3. Изучите темы, которые были в декабре, и продумайте аргументы к ним
Советую вам изучить темы, которые вызвали у многих сложности. Подумайте над структурой и аргументами, и вы будете готовы к любой неожиданности.
Другие реальные темы декабрьского сочинения, которые были на экзамене, смотрите здесь:
4. Тренируйтесь
Пишите сочинение по плану:
5. Помните о требованиях к сочинению
Формула зачёта: соответствие теме + аргументы + ещё один любой критерий (логика / речь / грамотность).
Чтобы получить «зачёт», вы должны выполнить все эти требования:
Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.
Присоединяйтесь к курсам подготовки в MAXIMUM Education: на годовом курсе ЕГЭ включена подготовка к итоговому сочинению. Обучаясь на полном курсе для 11 класса, вы убиваете 2 зайцев — ЕГЭ и декабрьское сочинение. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно.
«А вдруг не сдашь?» Чем итоговое сочинение пугает выпускников
Четверти одиннадцатиклассников сложно даются аргументы в итоговом сочинении
Социальный блок и два юбилея
Большинство учеников выпускных классов (82%) уже готовятся к итоговому сочинению, свидетельствуют данные опроса образовательной компании Maximum Education. Итоговое сочинение в этом году назначено на 1 декабря. На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы пять направлений: с ними будут связаны темы, которые ученикам объявят за 15 минут до начала работы.
С направлением сочинения уже определились больше половины (65%) опрошенных. Треть из них (32%) выбрала «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», почти столько же респондентов (31%) отдали предпочтение направлению «Преступление и наказание — вечная тема». Сочинение в рамках направления «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия» планируют писать 18% респондентов. Направление «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» выбирают 12% одиннадцатиклассников, «Кому на Руси жить хорошо» — вопрос гражданина» — 7%.
«В этом году комиссия выбрала не простые, но актуальные направления. Они связаны с блоком всех гуманитарных дисциплин: и литературы, и истории, и обществознания. Мы считаем, что они близки к кругу чтения ребят. Кроме, естественно, направления «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня», где можно опираться и на киноискусство, и на музыкальные произведения, и так далее. Ну, и конечно, должны были присутствовать темы, связанные с юбилеями. В этом году у нас два больших юбилея – Николая Алексеевича Некрасова и Федора Михайловича Достоевского», — рассказала председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова.
Каждая школа получит пакет тем по всем пяти направлениям, уточнила она. И ученик может выбрать любую из них.
Согласно исследованию Maximum Education, лишь 12% школьников сочли направления для итогового сочинения сложными и непонятными.
Где аргументы?
Сочинение — это допуск к единому государственному экзамену, за него ставят «зачет» или «незачет», напомнила профессор НИУ ВШЭ, эксперт в области образования Ирина Абанкина. Оно может дать дополнительные бонусы при поступлении в вуз, но как правило, разница между абитуриентами составляет 1-2 балла, и решающей роли это не играет.
Итоговое сочинение оценивается, прежде всего, «как аргументирование, а не сочинительство», подчеркнула она. От школьника требуется аргументированная позиция, основанная на произведениях литературы.
«Здесь, конечно, нервозность может быть связана с тем, что ученик не освоил весь корпус текстов школьной программы. От тебя просят не просто порассуждать, а раскрыть тему, опираясь на художественный текст», — отметила профессор.
Кроме того, выпускники могут испытывать проблемы с последовательным изложением мыслей в письменном варианте, добавила Абанкина. В современной школе этому навыку уделяется мало времени, и зачастую даже те ребята, которые хорошо владеют ораторским мастерством и умеют убеждать собеседника, могут столкнуться с трудностями, если то же самое им придется изложить на бумаге.
«Сегодня многие работы по обществознанию или истории, например, где ребята могли бы демонстрировать навыки письма, помимо литературы и русского языка, конечно, превращены в проекты и презентации, которые защищают устно», — пояснила она.
По данным опроса, почти четверть (23%) школьников считают, что выражать свои мысли в тексте сложно. Еще чуть более четверти (28%) респондентов признались, что им тяжело подобрать аргументы из литературы, кинематографа.
«Аргументирование — сложная компетенция и, если в устной речи она развивается лучше, то в письменной она почти нигде не развивается. Это очень серьезный пробел в нашей системе образования. Задания по многим даже гуманитарным дисциплинам учат решать задачи, а вот поиск причинно-следственных связей страдает», — сказала Абанкина.
Среди сложностей подготовки к итоговому сочинению выпускники также назвали нехватку времени (10%) и повышенную ответственность (27%) из-за того, что работа служит допуском к ЕГЭ.
«Наша русичка постоянно говорит, что если не сдадим, то все — чуть ли не жизнь под забором ждет, и все в таком духе. Типа не допустят к ЕГЭ, потом в университет не поступишь», — рассказала Аня Г., одиннадцатиклассница из Москвы.
Преподаватель школьника Федора М. из Ростова тоже «давит на класс» и рисует подопечным безрадостные картины.
«Понятно, что все переживают. Вроде сочинение и формальность, а вдруг не сдашь? Я не думаю, что будет сложно, но наша учительница любит повторять, что «сразу станет видно, кто чем в школе занимался», — поделился он.
Учителя, действительно, часто пытаются запугать учеников, подтвердила Ирина Абанкина.
«Я очень сожалею, что у нас до сих пор не произошел переход к поддержке ученика, когда ему говорят: «это преодолимый барьер, мы подготовимся». Учителя переживают за выпускников, и эти стрессы вываливаются во фразы вроде: «ты десять лет штаны протирал», «если не сдашь, жизнь не сложится», и так далее», — посетовала она.
Причинно-следственные связи и косвенные цитаты
«С направлением лучше определиться заранее и подумать, на какие литературные источники можно опереться. К ним можно подобрать дополнительные источники: это может быть и документалистика, и мемуары, и художественные фильмы, и музыка, и театральное искусство, и живопись. Ну, и я бы на месте ребят потренировалась, подумала: нужен определенный план текста», — посоветовала Людмила Дудова.
Кроме того, она рекомендует выпускникам повторить правила русского языка – пять и более ошибок могут обернуться «незачетом».
«Стоит подумать над тем, чтобы подобрать цитаты из литературного произведения по выбранному направлению. Нужно оживить их в памяти, потому что ребята иногда неправильно используют их, а это уже ошибка. Поэтому я всегда рекомендую приводить цитату в косвенной речи», — добавила эксперт.
В своем сочинении ученик совершенно не обязан опираться на школьную программу, подчеркнула Дудова. Он может использовать любое произведение любого автора.
«Ребята довольно часто обращаются к произведениям, с которыми проверяющий может быть не знаком. Это не имеет значения: проверяющий находит этот текст, смотрит, оценивает, насколько правомерно он использован», — рассказала она.
В этом году председатель координационного совета «Ассоциации учителей литературы и русского языка» ожидает увидеть много сочинений, в которых будет упоминаться научная фантастика – это популярный у выпускников жанр.
Профессор Ирина Абанкина, в свою очередь, считает, что в оставшиеся до итогового сочинения дни стоит каждый день по полчаса уделять письму, чтобы натренировать навык изложения мыслей.
«Полезно также будет потренировать выявление причинно-следственных связей. Просто берите любую фразы и приводите аргумент. Не нужно выбирать что-то сложное. Достаточно простого «Я споткнулся, потому что…», и дальше уже объясняете, почему: встретил препятствие, меня толкнули. Анализируйте, какие аргументы более весомы», — сказала она.
Кроме того, добавила Абанкина, нужно перечитывать написанное на предмет ошибок, чтобы формировать навык редактирования.
Узнать результаты итогового сочинения (изложения) 2021-2022: когда станут известны оценки «зачет»/»незачет», где проверить?
Темы итогового сочинения были выбраны с учетом часового пояса в городе проживания школьников, а их 11.
Какого числа станут известны результаты итогового сочинения
Школьники узнают свои результаты по итоговому сочинению 2022 года примерно 13 – 14 декабря, то есть, до начала новогодних каникул. Ознакомиться с ними можно будет на официальных сайтах ЕГЭ в регионах, введя паспортные данные. Также узнать результаты можно непосредственно в школах, где писали сочинение.
Как узнать результаты итогового сочинения по паспорту
Обычно сочинения проверяют учителя уже в день проведения экзамена. Максимальный срок проверки составляет 7 дней. Бланки итогового сочинения будут загружать на специальные порталы. В Москве уже несколько лет их публикуют на сайте mos.ru. Для других регионов бланки будут доступны на сайте просмотра результатов ЕГЭ check.ege.edu.ru. Для проверки необходимо ввести ФИО, Код регистрации или Номер документа (без серии), а также выбрать регион.
Еще один способ: проверить на сайте регионального центра обработки информации (список по регионам).
Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется лицами, входящими в состав комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации и (или) членами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в месте, определенном ОИВ, и завершается не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
Приказ Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 (с изм. от 16.03.2021) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
Как оценивается итоговое сочинение
Сочинение оценивается по системе «зачет»/»незачет». Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать сочинение в дополнительные сроки: 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года.
Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет, ранее писавшие итоговое сочинение, могут написать его повторно. При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года, а сочинение прошлого года аннулируется.
Что делать, если по итоговому сочинению «незачет»
Оценка итогового сочинения 2022 года – «зачет» или «незачет». Положительный результат – допуск к ГИА. К написанию сочинения допускают:
— детей с ограниченными возможностями;
— учеников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
— обучающихся, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
— тех, кто обучается на дому, в санаторно-курортных учреждениях.
Для написания итогового сочинения отводят много времени – 3 ч. 55 мин. Работу оценивают по определенным критериям:
1 – соответствует ли она заданной теме;
2 – приведены ли аргументы;
3 – использован ли литературный материал;
4 – грамотно ли составлена композиция;
5 – качественная ли речь;
Если по работе получен «незачет», или же обучающийся не явился на сочинение, по уважительной причине его не дописал, то можно пересдать работу в дополнительные сроки – 2 февраля или 4 мая в 2022 году. Результаты итогового сочинения действуют 4 года.
Срок действия результатов итогового сочинения
Пересдача итогового сочинения
Тамара Коновалова
Сдача итогового сочинения является обязательным условием для итоговой аттестации школьников в 11 классе. Российские выпускники пишут сочинение в обязательном порядке, что касается выпускников прошлых лет и лиц, получивших среднее образование за границей, то для них сдача итогового сочинения является добровольной. Итогом «испытания сочинением» является отметка «зачет-незачет», в случае неудовлетворительного результата потребуется пересдача итогового сочинения.
Все правила сдачи итогового сочинения строго регламентированы Министерством образования (см. пункт 5.4.). На пересдачу имеют право следующие лица: школьники, «завалившие» испытание, выпускники прошлых лет, а также одинадцатилассники, которые по уважительной причине пропустили написание итогового сочинения в основной период сдачи.
Когда проходит пересдача итогового сочинения
Пересдача итогового сочинения происходит в дополнительные сроки – 3 февраля и 4 мая. Проведение экзамена в дополнительный период не будет никак отличаться от экзамена в основные сроки: организация будет идентичной. На написание итогового сочинения отводится 3 часа 55 минут, для детей-инвалидов временная продолжительность написания увеличивается на полтора часа.
В общей сложности, участники могут предпринять 3 попытки написания итогового сочинения: в декабре, феврале и мае. Если у вас не получилось «насочинять» в первый раз, бросьте силы на подготовку и приходите на пересдачу итогового сочинения во вторую и третью волну.
10 важных советов, как не завалить итоговое сочинение
Вот уже четвёртый год все выпускники пишут итоговое сочинение, без которого не допускают к сдаче обязательного ЕГЭ по русскому языку. О том, что такое итоговое сочинение и как написать его хорошо — Даниил Ляхович, учитель и репетитор по русскому языку и литературе, автор телеграм-канала о школьной жизни.
Сочинение в 11 классе — обязательный для всех выпускников экзамен и допуск к ЕГЭ по русскому языку. Его ввели четыре года назад. Тогда разработчики заявляли: цель экзамена в том, чтобы привлечь внимание к изучению литературы в школе и проверить уровень знаний выпускников по этому предмету. Экзамен проводится ежегодно в первую среду декабря (в этом году — 6-го). Каждый год в августе на сайте ФИПИ появляются тематические направления, пять штук. В этом году это:
Конкретные темы выпускники узнают в день экзамена, за 10 минут до начала. С прошлого года темы различаются по часовым поясам. Сами темы обычно сформулированы в виде вопроса. Например, у вас могут спросить, к чему приводит равнодушие, всегда ли стоит следовать принципу «цель оправдывает средства» и так далее.
Как оценивают сочинение, за что ставят зачёт/незачёт
Итоговое сочинение оценивается по непривычной для школы системе «зачёт/незачёт». Из-за этого выпускники часто впадают в ступор и не понимают, что от них требуется. На самом деле всё просто. Есть два обязательных требования и пять критериев оценки сочинения. Требования простые и логичные: объём работы и её оригинальность: в сочинении должно быть не меньше 250 слов (а лучше 350), и оно не должно быть списано. Другие критерии касаются:
Чтобы получить зачёт, работа должна соответствовать теме, опираться на любые художественные тексты (неважно, русские или зарубежные, современные или классические), быть логичной, грамотной и не написанной в стиле указа президента. А если работа отвечает всем критериям, то за сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении. Правда, такая фишка есть далеко не во всех вузах и не на всех специальностях. О бонусах сочинения в вузе, куда планируете поступать, нужно узнавать отдельно. Например, в МГУ можно получить 3 дополнительных балла, а в Вышке — до 10.
Как правильно готовиться и что читать
К итоговому сочинению, как и любому другому экзамену, лучше готовиться не в последнюю ночь. Аргументация с опорой на литературные произведения — обязательная часть сочинения. Никто, конечно, не требует досконального знания «Войны и мира» или того, какой стороной Раскольников держал топор во время убийства старухи. Не нужно ставить себе цель идеально знать тексты школьной программы или романы Стивена Кинга (хотя и это может сработать в плюс).
Лучше всего на сочинении срабатывают небольшие тексты: они достаточно быстро читаются, легко запоминаются
Смысла и глубины в рассказах Чехова ничуть не меньше, чем в длинной прозе Льва Толстого или Гончарова. Поэтому по каждому из направлений небольшой список текстов — 3-5 (это можно сделать и накануне сочинения, если вы ничего не успели). Оптимально, если это будут рассказы, более-менее известные широкой аудитории. Например, к направлению «Цели и средства» хорошо зайдут «Ионыч» и «Крыжовник» Чехова, «Господин из Сан-Франциско» Бунина, «Матрёнин двор» Солженицына. Следующий шаг — прочесть тексты, если сходу не понимаете, как они соотносятся с выбранным направлением (можно ещё посмотреть лекции Дмитрия Быкова или выпуски программы «Игра в Бисер»).
Ещё один важный аспект подготовки — практика. Тренируйтесь писать тексты в формате итогового сочинения: считайте слова, проверяйте, соответствует ли ваш текст теме (так, если вас спрашивают о том, должен ли человек нести ответственность за свои поступки перед обществом, а вы пишете о прелестях социофобии, — это будет явно не в кассу), оцените, насколько корректны аргументы.
Помните, что «незачёт» можно получить за композицию и качество письменной речи. Поэтому:
Что делать прямо на экзамене
1. Сначала — выберите тему. Не стоит впадать в панику при их объявлении. Даже если среди них вы увидите тему в форме цитаты, ничего страшного. Это всего лишь фраза, которую вам нужно растолковать для себя. Выбирайте наиболее понятную вам тему и ту, к которой вы можете подобрать адекватную аргументацию.
2. Продумайте тезисы. Желательно не меньше трёх. Тогда вам будет проще логично выстроить работу и подобрать аргументацию. Например, к теме «Чем опасно равнодушие» можно составить такие тезисы:
3. Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример. Будут ли они из одного произведения или разных, не столь важно. Помните, что писать аргументы одним абзацем — не стоит (просто нельзя). Так они потеряются и убьют структуру текста. И ещё — перед каждым аргументом должен идти тезис, иначе непонятно, зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.
4. Продумайте вступление и заключение. По объёму идеально, если вступление и заключение вместе будут составлять треть сочинения. Во вступлении можете написать о своём понимании темы, о значении входящих в неё слов (если вспомните подходящие цитаты или афоризмы — тоже пишите). В этом плане легче всего написать вступление к темам типа «Как вы понимаете выражение…?». Заключение — подведение итогов, пересмотр уже написанного, ваши выводы. Сформулировать их надо как можно чётче.
5. Следите за объёмом (союзы и частицы тоже считаются). Идеально, если итоговая цифра перевалит за 350. Но даже если будет 250 — не так страшно, а вот за 249 уже будет выставлен «незачёт». То есть даже одного недостающего слова достаточно, чтобы повторить написание сочинения в феврале, а то и в мае (именно тогда сочинение можно переписать, если получили «незачёт»).
6. Не забывайте о структуре текста. Тут хорошо могут помочь вводные конструкции. Конечно, можно написать сочинение и без них, но тогда оно не всегда будет логичным. Использование слов типа «таким образом», «итак», «следовательно» и им подобных облегчит процесс структурирования текста. Логическая структура «тезис — аргумент, тезис — аргумент» ещё никого не подводила.
Что делать точно не надо
1. Писать работу не по теме. Тут можно даже не комментировать, но такое случается.
2. Приводить примеры из малоизвестных текстов. Ассирийская поэзия или современная норвежская драматургия — это круто, но вряд ли кто-то ещё (кроме вас) знает об их существовании. Сюда же относятся примеры из кинофильмов и видеоигр — на сочинении требуют литературные источники.
3. Не считать слова.
4. Приводить примеры из текстов, которые вы плохо знаете. Лучше прочесть по три рассказа Чехова, О. Генри и Сэлинджера и привести примеры оттуда, чем мучиться, вспоминая эпизоды трусости в «Тихом Доне» или милосердия в «Идиоте». Или привести примеры из любимых книг. Так вы хотя бы точно не напутаете имена героев и не переврёте текст произведения.
«Зачёт» на итоговом сочинении — это допуск к ЕГЭ по русскому языку. А вот чтобы учитывать итоги сочинения при поступлении, в вузах сочинения должны перепроверять. Учитель словесности и доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Михаил Павловец как раз перепроверял сочинения в том году и нашёл 6 причин, почему итоговое сочинение на самом деле никому не нужно.
Иллюстрации: iStockphoto (G_B_R_Jo, jossdim)