Что будет в балаклаве по генплану
В нашу гавань
Это первый крупный градостроительный проект в городе-герое, обсуждение которого проходит полностью в электронной форме из-за пандемии коронавируса.
Проект планировки охватывает всю местность вокруг Балаклавской бухты. Отдельно представлена планировка северной части бухты (проект «Балаклава-1»), где появится новый общественный центр.
Город получит непрерывную набережную протяженностью почти три километра. Сейчас доступ к северной части бухты закрыт, ранее там располагались пограничная служба и судоремонтный завод «Металлист». Эти участки планируют открыть, построить пассажирский причал и большую площадь, а вдоль реки Балаклавки разбить парк. Изменения произойдут и на улице Калича, идущей вдоль восточного берега бухты. Сейчас вид на бухту полностью закрывают заборы, заводские постройки, здания ресторанов. После реконструкции она также станет частью набережной.
В Балаклаве появятся новые причалы и инфраструктура для стоянки 600 судов, административное здание марины, пункт пропуска через госграницу. Планируется заново проложить все коммунальные сети, обустроить парковку, расширить дорогу на Таврической набережной.
Также создатели марины обещают оставить место для балаклавских рыбаков и лодочников, которые возят горожан и туристов на пляж.
Яхтенная марина в Балаклаве будет построена за счет средств федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя: предусмотрено семь миллиардов рублей. По словам Литовко, бюджетные деньги потратят на инфраструктуру, а отели и другие туристические объекты будут возводить частные инвесторы.
Михаил Развожаев, губернатор Севастополя:
— Мы планируем отреставрировать исторические здания, благоустроить пляж, увеличить вместимость марины, но, главное, все места для жителей Балаклавы сохранятся. Для тех, кто уже давно ведет здесь торговлю и экскурсионную деятельность, цены поднимать мы не будем. Знаю, что многие местные жители переживали из-за этого.
Стало известно, как будут застраивать Балаклаву
Комплексная застройка одного из самых живописных районов Севастополя – Балаклавы – был одобрен архитектурно-художественным советом города. Для реализации проекта уже есть инвестор. Об этом стало известно сегодня, во время заседания правления «Совет предпринимателей Севастополя».
«Проект (застройки Балаклавы, – прим.) получил самые положительные оценки. На мой взгляд, это один из самых лучших проектов в Севастополе. В нем есть дух Балаклавы. Удачные планировочные решения. Первые этажи являются объектами, обслуживающими население. Интересная с точки зрения архитектуры композиция застройки проекта, въездная часть. Все это связано с парком. Это территория бывшего кирпичного завода. Вся территория обеспечена необходимым количеством парковок. Надеюсь, что в этом же виде проект и будет реализован», – сказал директор департамента архитектуры Александр Моложавенко.
Читайте также: На архитектурном совете Севастополя обсудили будущее 7-го километра
По его словам, данные проект является одним из примеров комплексного устойчивого развития территории, которые будут реализовываться в Севастополе. Всего под такие проекты власти выделили 14 территорий общей площадью 830 гектаров.
Вторым проектом этой группы, который исполнительная власть региона собирается воплощать в жизнь, значится идея комплексного развития района 7-го километра Балаклавского шоссе, который должен стать главными въездными воротами Севастополя. Там, на участке в 60 гектаров предполагается строительство спортивных объектов, торгового центра и административного центра, цирка, гостиниц, авто- и железнодорожного вокзала.
Балаклаву ждёт «зачистка» ради яхт
На сайте правительства Севастополя представлена экспозиция по проекту планировки и межевания будущей яхтенной марины.
Ранее ForPost сообщал о начале общественного обсуждения проекта — с 3 по 17 декабря желающие могут ознакомиться с планами межевания и эскизами того, как, по мнению идеологов проекта, должна выглядеть Балаклава после реализации задуманного.
Проект планировки и межевания разрабатывало крымское ООО «Геоплан», в представленных материалах описаны земельные участки, на территории которых должна раскинуться будущая марина и её инфраструктура, а также форма собственности и ограничения использования по участкам.
Приведён также перечень участков, в отношении которых предполагается изъятие для государственных и муниципальных нужд — в основном эти участки находятся на наб. Назукина и улицах Мраморной и Крестовского.
Примечательно, что на эскизах, изображающих будущую панораму Балаклавы с яхтенной мариной, нет целого ряда привычных объектов — таких как рестораны «Татьянин мыс» и «Золотой берег», недостроенная многоэтажная гостиница на ул. Мраморной, отель РОТА Chalet Marina и т.д. — но есть много новых.
В приложенной документации перечислены объекты культурного наследия, в отношении которых при будущих работах необходимо обеспечить различные охранные мероприятия, — указан 21 такой объект, от охотничьего домика князя Юсупова до дома Михайли — забота о которых возложена на плечи Севнаследия.
Стоит отметить, что в ходе заседания правительства Севастополя 5 декабря директор департамента финансов Владимир Штоп сообщил о планах потратить на яхтенную марину 6,9 млрд рублей в рамках ФЦП. Эти цифры он озвучил в ходе обсуждения проекта бюджета города-героя на ближайшую трёхлетку.
Вице-губернатор Мария Литовко в ходе своего утверждения в должности депутатами Законодательного собрания Севастополя озвучила намерение начать строительство яхтенной марины уже в 2021 году.
Изначально все проектные работы, предусматривающие создание в Балаклаве «центра яхтенного туризма мирового класса» должны были быть закончены до конца 2019 года. Озвученные инвестиционные ожидания правительства Севастополя от проекта яхтенной марины и рекреационного комплекса составляют 13 млрд рублей — хотя чьи они будут, пока неясно: 6,9 млрд, которые сегодня были озвучены на заседании правительства, относятся к бюджетным деньгам, о частных инвесторах до сих пор ничего не сообщалось.
Тем не менее в рамках необходимых мероприятий ряд объектов Балаклавского рудоуправления был демонтирован для передачи территории в собственность города. Как ранее сообщала Мария Литовко, принять в собственность землю город предполагал до конца текущего, 2020 года. По сведениям собственных источников ForPost в правительстве, к настоящему моменту «приём» не состоялся.
Концепция развития инфраструктуры Балаклавской бухты
Недалеко от Севастополя, рядом с крошечным городом Балаклава, стоит грустная Балаклавская бухта. Сейчас она выглядит тоскливо — серый пейзаж, набережная в ржавых урнах, полуразрушенный завод «Металлист».
Из достопримечательностей — пляж, целиком состоящий из бетона. А ведь вообще-то это удивительная бухта, она расположена так, что в ней не бывает штормов. Во всем Черном море нет более удобной бухты для швартовки кораблей.
В студии разработали грандиозную концепцию развития Балаклавской бухты. Мы придумали, как превратить неухоженную гавань в марину мирового уровня.
Что такое марины и зачем они нужны?
Марины — это специальные стоянки для яхт, катеров и лодок. Считается, что для удобного яхтенного туризма они должны располагаться через каждые пятьдесят километров, но на практике стоянок почти нет. Для яхтовладельцев это большая проблема, им приходится оставлять суда в Турции, где и находятся ближайшие хорошие марины.
Марина станет смыслообразующим центром обновленной Балаклавской бухты. Рядом с ней появятся общественные пространства, рестораны и отели, судоремонтная зона, уютная набережная и пляж.
Многофункциональный общественный комплекс
Сейчас побережье выглядит неопрятно — зимой тут стоят одинокие кафе без посетителей, летом появляются ларьки с сувенирами и сушеной рыбой. Вместо хаотично выросших забегаловок и палаток построят современный общественный комплекс с яхт-клубом, ресторанами и магазинами — центр общественной жизни Балаклавы.
Это будет красивое трехэтажное здание с открытой крышей. Поднимаешься — попадаешь на обзорную площадку с лучшими видами на город и бухту. Нежно покачивают волны, качаются яхты, горят огни.
Благоустройство набережной
Набережная преобразится и станет главным городским местом для прогулок. В ней продумано все, чтобы пешеходу было удобно — спуски к воде, газоны, скамейки, навесы, создающие тень.
Вдоль моря выстроились уютные галереи с перголами, под которыми можно спрятаться от палящего солнца. Они легкие и воздушные, по форме рифмуются со всеми новыми зданиями Балаклавской бухты.
Сервисная зона марины
Невероятно изящно мы решили вопрос с судоремонтным комплексом. Краткая предыстория:
Каждой марине нужны мастерские по ремонту яхт. Лодки время от времени ломаются, и было бы отлично чинить их там, где они припаркованы.
А на берегу Балаклавской бухты стоит заброшенный завод «Металлист». Раньше он считался градообразующим предприятием, а сейчас еле жив — работают несколько цехов, остальные здания аварийные.
Мы предложили построить на базе завода комплекс по ремонту, обслуживанию и хранению судов. Это решит две проблемы: в марине появится полноценный сервис, а в городе возникнут новые рабочие места (сейчас с ними все очень плохо).
Комплекс расположен в торце бухты и виден издалека, поэтому его архитектурный облик особенно важен. Необычная форма придает комплексу современный вид, а благодаря светоотражающей облицовке он гармонично сочетается с природным окружением.
Мост над сервисной зоной
Одним из главных новых объектов станет пешеходный мост. Зачем он нужен?
Около судоремонтного комплекса находится Балаклавский военно-морской музей с исторической военной техникой и подводными лодками. Это самая популярная местная достопримечательность, музей посещают практически все туристы.
К сожалению, пройти к нему по красивой дороге невозможно, участок побережья у завода закрыт, и людям приходится несколько километров ковылять по камням и щебенке.
Мост свяжет удаленные участки бухты и гармонично впишется в новый архитектурный образ.
Мост состоит из нескольких смотровых площадок, с каждой из которых открываются невероятные виды на бухту и город.
На промежуточных платформах стоят скамейки. Они расположены так, что большую часть дня на них падает естественная тень от моста.
В самой высокой части — смотровая площадка с дополнительным освещением, под ней — проезд в зону длительного хранения судов.
Реконструкция объектов
Как проходит реконструкция?
Берем уродливое бетонное здание, достраиваем входную группу, балконы, изогнутую крышу, красим все в приятные цвета, добавляем дерева — бэмс! — и перед нами красивый новый отель.
Так поступаем со всеми домами, пригодными для сохранения.
Например, советская столовая (это не здание, а ужасный разрушающийся каменный мутант) минимальными усилиями превращается в чудесный ресторанный комплекс с навесом и зеленой террасой.
Общественный пляж
Мы не могли сохранить пляж в таком виде (и не хотели!), поэтому все серьезно изменится. Для начала бетон закроют деревянным настилом, а существующую пляжную зону расширят и дополнят бассейном.
Зона выставок на воде
Участок акватории возле общественного центра остался свободным (не закрывать же такой вид навсегда!).
Во время важных парусных мероприятий на воду кладутся деревянные понтоны, по которым можно ходить, и начинается смотр яхт, катеров, лодок и снаряжения.
Выставки привлекают внимание яхтсменов и туристов со всего мира.
Дизайн-код и навигация
Заключительный этап в благоустройстве Балаклавской бухты — разработка дизайн-кода и навигации.
Дизайн-код спасет исторические здания от визуального мусора, а продуманная навигация поможет ориентироваться в бухте.
Альбом
Концепция развития Балаклавской бухты подробно описана в красиво сверстанном альбоме. Это большая книга о том, как превратить заброшенную гавань в один из туристических центров России.
Проект реконструкции Балаклавы: Красивая, но не живая картинка
Ваш браузер не поддерживает HTML5 аудио. Вот взамен ссылка на аудио
Власти Севастополя опубликовали презентацию проекта реконструкции исторического центра Балаклавы – с берегов бухты уберут промышленные и военные объекты, сделают непрерывную набережную и даже посадят пальмы – как в Ялте.
Вообще превращение бывшего закрытого военного городка в новый курорт анонсировалось еще во времена Украины, когда на побережье сын Виктора Януковича построил яхт-клуб, а семья Николая Азарова приобрела развалины воинской части для строительства гостиницы. Теперь же местные жители связывают реконструкцию с именем Аркадия Роттенберга, что строил Крымский мост.
Поговаривают, что снос старых объектов начнется в Балаклаве уже зимой. Севастопольский гид Марина Леонова в авторской колонке для «ПолитНавигатора» рассказывает, что пугает жителей и предпринимателей Балаклавы в предстоящей реконструкции города.
…Балаклава – небольшой городок с населением 23 тысячи человек разместился по обоим берегам Балаклавской бухты – длинной и извилистой. Отлично защищенная со всех сторон Балаклавскими высотами бухта представляет собой самой природой подготовленную базу для стоянки судов и курорт, насыщенный историческими и природными объектами. Этим-то и пользовались во все времена.
Архитектурный стиль: он есть и его нет
Поэтому в настоящее время с точки зрения архитектуры Балаклава представляет собой разновременной и разностилевой микс города курортного начала ХХ века с характерной для того времени малоэтажной дачной застройкой, весьма примечательной и создающей атмосферу купринской, читайте «романтичной», Балаклавы; города военного со зданиями, лишенными всякой архитектурной привлекательности; и города курортного образца 2000-х годов, которые инициировали плотную застройку без наличия какого-либо генерального плана. Нет плана – нет порядка.
Инфраструктура? Нет, не слышали
С инфраструктурой все гораздо хуже, чем с архитектурой. Существующие на настоящий момент дороги, как автомобильные, так и пешеходные, попросту не способны принять и вместить всех желающих увидеть Балаклаву в летний сезон. Добавьте к этому отсутствие ливневок, что ведет к регулярным подтоплениям после каждого более или менее серьезного дождя, отсутствие канализации и очистных в принципе. Получается так, что в пик сезона курорт превращается в филиал ада – пробки, толпы, неочищенные стоки в море, отсутствие собственных пляжей. Для местных и туристов развлечений не так много – морские прогулки, яхтинг, дайвинг – все это за пределами бухты (со стороны открытого моря), услуги ресторанов и кафе, в которых не протолкнуться. В таких условиях слова «комфортный» и «отдых» совершенно несовместимы. И потому назревшие проблемы давно уже просят разрешения.
Рай для яхтсменов
Гораздо больше повезло яхтсменам, для которых выделены причалы, оборудованные всей необходимой инфраструктурой для заправки водой, топливом, электричеством. Развитие Балаклаве как яхтенной марине было положено еще в украинский период, когда после недолгого прозябания после распада СССР и вывода воинских частей из бухты появилась первая марина Golden Symbol. За ней подтянулись и другие. И это оправданно: Балаклавская бухта – идеальное место для стоянки яхт. Поэтому вполне логично было появиться такому проекту в рамках ФЦП как «Комплексное гражданское развитие района Балаклавской бухты, как международного центра туризма» с акцентом именно на яхтенный туризм, для реализации которого намерены привлечь инвестиции.
Стартовало общественное обсуждение проекта: есть шанс повлиять
С 3-го декабря открыто онлайн общественное обсуждение первого этапа реализации проекта, числящегося в статусе приоритетных в правительстве г. Севастополя. Первый этап подразумевает по словам представителя губернатора города Севастополя Михаила Развожаева «создание яхтенной марины», в ходе которого «…сможем провести долгожданные и очень необходимые работы: полностью обновить инженерную инфраструктуру, в том числе решить одну из ключевых проблем города – проложить канализацию и ливневки, чтобы нечистоты не стекали в бухту. Сможем расширить дорогу в районе Таврической набережной, чтобы правильно организовать пешеходную и автомобильную зоны. Мы планируем отреставрировать исторические здания, благоустроить пляж, увеличить емкость марины».
Под это дело достигнуты договоренности с Министерством обороны и Балаклавским рудоуправлением, территории которых будут заняты под расширение инфраструктуры марины и строительство многофункционального комплекса, гостиничных городков общей вместимостью 1850 мест.
Десять насущных вопросов
Казалось бы, надо радоваться. Однако представленные для обсуждения проекты почему-то вызвали волну негатива со стороны жителей Балаклава, Севастополя и Крыма, которые, честно говоря, любят Балаклаву такой, какая она есть. Да, надо навести порядок, отрегулировать движение, развести транспортные потоки, организовать какой-то транспортный чартер, позволяющий оставлять авто за пределами исторической части города, построить ливневки и канализацию, отреставрировать исторические здания, убрать с лица городка все те элементы, которые не вписываются в образ самобытного курорта.
Отсутствие уникальности образа
Возмущение вызывает в первую очередь, отсутствие тех элементов в архитектурных и планировочных решениях предлагаемого проекта, которые бы позволили подчеркнуть уникальный образ Балаклавы. Предлагается проект, который обезличен – подобные общественные пространства узнаваемы и легко считываются с тех городов, где уже когда-то были реализованы: серая плитка, открытые площадки, скудное озеленение, скромный декор в виде волн на плитке и МАФов, представленных в виде бетонно-деревянных скамеек и урн. Жители и постоянные гости хотят видеть легко считываемый индивидуальный образ городка, а не обезличенные эспланады.
Недостаток тени и зелени
Вызывает возмущение и очень малое количество зелени на предлагаемых к расширению улицах. Хочется спросить у тех, кто планировал подобные пространства: вы сами-то были в Балаклаве летом? Если да, то почему так мало зелени и тени, почему так много открытых пространств, совершенно не предусмотренных для комфортного отдыха? Особенно пуста и нерациональна зона около здания яхтенного центра. Зачем столько открытого места? Совершенно открытые территории вдоль береговой полосы без малейшего шанса сесть и посмотреть на море или те же яхты.
Где стоим
В ходе реализации первого этапа комплексного развития предусмотрено решение вопроса с транспортными стоянками, и вот тут вопрос: на плане предусмотрена стоянка на 100 машин, вынесенная за пределы бухты. Про многоместные автобусы ничего не сказано, хотя на фото проекта можно примерно считать место, где они, вероятно, будут стоять, но в презентации это место совершенно никак не отмечено. Как-то хочется соотнести проектируемые места стоянок и увидеть, на какое количество автобусов средней и большой вместимости рассчитаны парковочные места.
Как добираемся до дестинаций
Длинный путь по той или другой стороне под обжигающим солнцем – такое себе удовольствие даже для крымчан. Особенно от перехватывающей парковки в районе кирпичного завода. Планируется ли чартер, и где ему отведено место на плане – зоны посадки, высадки, стоянки? Это очень важный пункт. С учетом того, что ближайшая стоянка авто вынесена за пределы бухты, не сложно представить себе состояние гостей и жителей, которые вынуждены будут по жаре идти к пляжам или причалам, откуда они смогут отправиться в море.
Когда будут приведены в порядок ОКН?
На первом этапе планируется реставрация нескольких (двух?) зданий, и это не исторически значимые объекты, а бывшее здание столовой завода «Металлист» – оно будет перестроено под ресторан; бывшее здание технических служб на Таврической набережной, которое будет перестроено под административное здание для нужд марины; бывшее административное здание пограничной части будет превращено в здание, входящее в комплекс обслуживания яхтенной марины; наконец, здание 84 НИЭБ ВМС СССР под гостиничный комплекс. А что с дачами – объектами ОКН? Когда они будут вписаны в программу Комплексного развития и пройдут этап реконструкции – грамотной и тактичной, как по отношению к зданию, так и к чувствам местных жителей.
Комплексное развитие с конца
Вообще не понятно начинание реализации программы с внедрения яхтенной марины в тело Балаклавы. Понятно, что тем строениям и отвалам грунта, которые остались с советского прошлого Балаклавы, не место в новом городе. Но почему начинают с марины, а не с составления генплана, приведения в порядок уже существующих объектов ОКН, с определения и отслеживания стилистики архитектурной застройки города, регулировки расположения улиц и отслеживания соблюдения застройщиками красной черты? План-то комплексный? Или нет? Искусственно внедренная марина со всеми теми красивыми зданиями, которые описаны в проекте, – не будут ли они смотреться совершенно чуждыми? Получается, что начинают реализацию с конца, как если бы начали ремонт с обновления пола и, постелив, дорогой паркет, начали вдруг ремонтировать стены и потолок.
Стильно или вкусовщина?
Сложно судить о выбранном стиле архитектурной застройки, но сдается, что он несколько инороден. Спасибо, что не запланирована постройка высотных зданий и хоть как-то пытались зеркальной облицовкой замаскировать несколько этажей перестраиваемого здания администрации погранзаставы. Скажете, что вкусовщина, но на взгляд некоторых неискушенных в архитектуре жителей, не вяжутся зеркала с предлагаемым архитектурным стилем – эклектика не в самом лучшем варианте.
Обоснованность прокладки железной дороги
Какова ее функция, загруженность? Были расчеты востребованности пассажирами? Будет ли это чартер из городов Крыма и Севастополя, или будут прибывать составы с материка? Сомневаюсь, что поедут яхтсмены на поезде с материка: запущенные составы идут по мосту недогруженными.
Экологическая нагрузка в миллион туристов: не загнется ли Балаклава под таким напором?
Наконец, снова цифры. Ничего не поняла с манипуляцией с цифрами: сейчас это модная тема загонять в узкий коридор цифровых значений, которые не подтверждены реальной статистикой и не могут быть ни абсолютными, ни относительными. Они вообще ни о чем. Попросту нет действенных методов подсчета туристов, которые приезжают в Крым или Балаклаву. Поэтому приведенные в конце презентации цифры без указания объекта посещения особенно пугают. Если они относятся к Балаклаве – 1 миллион планируемых посещений, то хочется задать один вопрос, а как насчет экологически разумной нагрузки? Не считали? Или это понятие вообще выброшено из расчетов? Кстати, 600 стояночных мест под яхты с учетом стоянок судов местных жителей – рисуется картина похлеще Балаклавы времен Крымской войны.
А что делать туристам в Балаклаве несколько дней?
Хочется спросить, чем заниматься будут в Балаклаве жители и гости? Да, в проекте есть театр и кинотеатр. Но Балаклава славится не этим, и не театры привлекают сюда туристов. Такая нагрузка на исторические объекты немыслима – они уже работают на пределе сил, а нагрузка на природу вообще не подается рациональному осмыслению, тем более, что природы то скоро и не останется совсем.
Даже сложно сделать, какой-то однозначный вывод по поводу проекта. Хотя нет, вот: проект не гуманный по отношению к самой Балаклаве и не комфортный по отношению к ее гостям. А картинка – да, красивая, но не живая.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.