Что будет вместо ашана в саранске
Птичка-невеличка. «Ашан» массово закрывает свои супермаркеты в России
Последние данные «Ашана» говорят о том, что французская компания существенно сократила своё присутствие в России за последний год. Так, число супермаркетов за двенадцать месяцев упало на треть. Стремительно падает и численность гипермаркетов. В качестве причин называют долгосрочный эффект от продовольственных контрсанкций и неспособность фирмы подстроиться под изменение поведения потребителей в новых условиях.
Французская корпорация «Ашан», специализирующаяся на розничной торговле, неуклонно снижает своё присутствие на отечественном рынке ретейла. Всего за шесть месяцев по всей стране было закрыто семнадцать крупных магазинов, о чём свидетельствует опубликованная на днях отчётность компании. Падение за год ещё большее: если в июне 2020-го число торговых точек в России, принадлежащих данной иностранной фирме, составляло 274, то в июне 2021-го — 238, или на четырнадцать процентов меньше. Особенно стремительно упала численность супермаркетов — с 212 до 143, или на 32,6 процента.
Закрытие гипермаркетов «Ашан» объясняет тем, что они показали по итогам своей работы неудовлетворительные финансовые показатели. Впрочем, несмотря на закрытие семнадцати гипермаркетов, один новый всё же открыли — в подмосковном Дедовске. Город расположен в городском округе Истра и в теории имеет неплохое количество потенциальных потребителей (население округа — более 120 тысяч человек, не считая населения, проживающего по соседству).
Резкое сокращение доходов связывают с несколькими фундаментальными причинами. И среди них пандемия занимает далеко не первое место. Прежде всего, по позициям «Ашана» ударили ограничения на зарубежную продовольственную продукцию, введённые президентом Владимиром Путиным в ответ на незаконные антирусские санкции Запада. Помимо этого, руководство компании не сумело вовремя отреагировать на изменение поведенческих привычек граждан. За последние годы формат покупок «возле дома» стал гораздо популярнее субботне-воскресных «выходных туров» в крупные торговые центры. Обострение эпидемиологической ситуации спровоцировало большой рост спроса на доставку товаров непосредственно к двери покупателя, чем активно воспользовались остальные ретейлеры.
Впрочем, для «Ашана» нет худа без добра. Закрытие убыточных торговых точек и проведение полноценной «санации» русского филиала позволило выправить финансовые показатели. Немалую роль в этом процессе сыграла докапитализация, произведённая головным офисом, на сумму 200 миллионов евро. Последние данные свидетельствуют о возрастании выручки на три процентных пункта.
Что с того?
Проблемы сети магазинов «Ашан» не должны вызывать у наших граждан особого беспокойства. Даже если предположить, что Auchan Retail International S.A. в принципе покинет отечественный рынок розничной торговли, ничего страшного не произойдёт. Его место тут же займут другие розничные сети. «Ашан» — иностранная компания, и совершенно очевидно то, что она способствует выводу капитала из России.
Однако и болеть всем сердцем за уход французской фирмы также не имеет смысла. Специфика ретейла в нашей стране состоит в том, что он практически в полном объёме выводит деньги за рубеж, прячет прибыль в иностранных офшорах. И разделения на «патриотические» русские ретейлерские сети и «непатриотичные» иностранные, по сути, не существует. Именно розничные торгаши провоцируют ничем не обоснованный рост цен на социально значимые товары и раздражают население сумасшедшими наценками. И в этой сфере давно пора навести порядок жёсткой рукой. В идеале политику крупнейших торговых сетей необходимо поставить под прямой контроль государства, но для такого шага нужна воля в верхах. Пока же следовало хотя бы заставить компании прекратить выводить прибыль за пределы государства.
В 2021 году «Ашан» запустит магазины в новой концепции
В ее основе — частичное изменение площади гипермаркетов и супермаркетов, интеграция новых процессов для покупателей, вывод невостребованных категорий и расширение линейки fresh. Также появятся магазины в формате drive-in. Целью таких изменений станет адаптация физических объектов под онлайн-продажи.
Grabowski Foto / shutterstock
Гипермаркеты, которые составляют 75% бизнеса компании, будут сокращать площади и менять ассортиментную политику. К примеру, в ТРЦ «Мега», где «Ашан» соседствует с «Оби», ритейлер перестанет продавать DIY-товары. А в тех локациях, где рядом открыт «Декатлон», из ассортимента выведут спортивный инвентарь.
«Место мы будем использовать для других сервисов и товаров. Например мы хотим увеличить категорию fresh, и для этого нам нужно место, которого сегодня нет. Поэтому мы уменьшаем non-food, чтобы увеличить food-ассортимент, особенно в сегменте свежих продуктов», — делится Йоханнес Толай, генеральный директор «Ашан Ритейл Россия» в интервью Retail.ru в пресс-центре выставки Worldfood, организованном при поддержке «1С» и «Эссен».
Что касается супермаркетов, то в 2021 году ритейлер планирует открытие новых объектов в обновленной концепции, в основе которой интеграция физических магазинов и пунктов обработки онлайн-заказов.
Кроме этого, «Ашан» планирует открывать магазины формата drive-in. Объекты по принципу «подъехал — забрал» будут работать также для пешеходов — это будут небольшие по площади магазины у дома, где покупатель заказывает товар утром, а вечером по пути домой забирает покупки.
«Ашан» начал менять концепцию магазинов во время пандемии. Ритейлер активно инвестировал в онлайн-канал и перестраивал процессы: IT-решения, вебсайт, приложение. В результате количество онлайн-продаж в гипермаркетах увеличилось в 6–7 раз, а в 90% большеформатных объектах сети удалось наладить процессы сбора и доставки заказов по ассортименту в 35 тыс. позиций.
Посмотреть видео-интервью главы «Ашан Ритейл Россия» полностью можно в нашей группе на Facebook
«Ашан» закрывается: гипермаркеты уходят из России?
Французский ритейлер пришел на российский рынок в 2002 году, быстро набрав популярность среди населения за счет недорогих и довольно качественных товаров. Но спустя 16 лет, в 2018 году, компания начала терять выручки. А вскоре и вовсе заявила о закрытии первых магазинов. Неужели «Ашан» не выдержит конкуренции и покинет Россию, уступив место «магазинам у дома»?
Магазин «Ашан»
Начнем с главных причин, по которым «Ашан» терпит грандиозные убытки. Во-первых, по бизнесу ударили санкции, введенные в отношении России после присоединения Крыма. До этих пор «Ашан», как французская сеть, баловал покупателей хорошим сыром и вином по весьма демократичным ценам — многие были готовы ехать в гипермаркет только ради этого. Во-вторых, небольшие магазины вроде «Магнита» или «Пятерочки» стали продавать продукты по сниженным ценам, находясь при этом в шаговой доступности от жилых домов. В итоге россияне перестали видеть смысл в поездках в гипермаркеты, а те, в свою очередь, начали активно терять прибыль.
Официально ритейлер не раскрывает своих выручек, однако по данным аналитиков за 2018 год «Ашан» потерял около 8,5% доходов. Теперь выручка международного ритейлера (около 306,5 млрд рублей) практически сравнялась с выручкой специализированного алкомаркета «Красное и Белое» (301 млрд рублей).
На данный момент у «Ашана» около 300 точек продаж, но ожидается, что в скором времени закроется 100 из них (опять же «Атак» и LillaPois). При этом руководство компании утверждает, что ухода с рынка не будет, в «Ашане» пройдет всего лишь реорганизация. А вот конкуренты и эксперты рынка такого оптимизма не разделяют и считают, что песенка ритейлера явно спета.
Долги
Действительно, в мае 2019 года стало известно, что дела «Ашана» плохи. В Арбитражный суд посыпались иски от арендодателей, сначала в Самаре, а затем и в Москве. Столичный торговый центр «Авиапарк» подал иск на 110 млн рублей за неуплату аренды — «Ашан» занимает там почти 18,5 тысяч квадратных метров площади.
В целом известно, что в последнее время ритейлер часто позволяет себе просрочки по аренде, вызывая негодование среди арендодателей. Чтобы хоть как-то оптимизировать затраты, «Ашан» начал сокращать персонал — до начала 2019 года в штате было около 40 тысяч сотрудников, сейчас эта цифра сократилась примерно на 5 тысяч человек. Но сам ритейлер эту информацию не подтверждает.
Если же брать официальные данные, то в феврале этого года «Ашан» объявил о закрытии 30 нерентабельных точек (а не 100, как говорят инсайдеры). Отметим, что в 2018 году ритейлер ушел из Италии и Вьетнама, но за Россию «Ашан» намерен держаться до победного, ведь российский рынок для компании второй после французского.
Как спасти «Ашан»?
Глава корпорации, Франсуа Реми, считает, что все проблемы начались из-за ожиданий покупателей — если прежде им нужна была исключительно дешевая сеть, то теперь помимо низких цен люди требуют высокий уровень сервиса.
Опираясь на эту логику, ритейлер подготовил проект реорганизации под названием Renaissance, который подразумевает закрытие нерентабельных магазинов и продвижение перспективных. Предполагается, что перезапуск увеличит прибыль и решит все скопившиеся проблемы. Вот только весьма вероятно, что это мудрое решение принято слишком поздно, финансовая ситуация ритейлера ухудшается с каждым днем.
Руководство подобные разговоры игнорирует и делится амбициозными планами — якобы намечается открытие логистического центра в Москве и новых гипермаркетов в столице и на Урале.
Убыточные гипермаркеты «Ашан»
Эксперты уверены, что одна из главных ошибок ритейлера — это как раз вкладывание денег в гипермаркеты. На сегодняшний день крупную прибыль приносит другая модель бизнеса, так называемые «магазины у дома». В принципе, в «Ашане» это поняли, но слишком поздно. Первые городские магазины «Атак» стали открываться в 2013 году, когда у «Магнита» было уже 7000 точек, а у «Перекрестка» около 3000.
К тому же гипермаркеты «Ашан», по сути, живут своей жизнью. У них нет общего ассортимента и цен, но есть общий формат — приблизительно 15 тысяч квадратных метров торговой площади, что, опять же, нелогично. Подобный размер магазинов рентабелен в Москве, Екатеринбурге и Самаре, а вот в остальных городах лучшие показатели выдают точки площадью около 8 тысяч квадратных метров.
У «Ашана» есть и внутренние проблемы — продвижение по карьерной лестнице невозможно без знания французского языка, отсутствует международная ориентированность. Ритейлер не принимает быстрых решений, некоторые важные вопросы могут решаться годами, к примеру, доставка продукции через интернет. Конкуренты вышли на этот рынок еще несколько лет назад, а «Ашан» только в 2018 году. Таким образом, можно подытожить главную проблему ритейлара — рынок меняется, требования покупателей меняются, а «Ашан» продолжает гнуть свою устаревшую линию.
Перспективы ритейлера
С 2015 года выручки «Ашана» стали планомерно снижаться, сейчас этот разрыв достиг десятков миллиардов рублей. Однако участники рынка уверены, что пока компания все равно остается в плюсе, но это ненадолго — грядущая реорганизация отнимет приличную часть доходов.
Ритейлер хочет отойти от традиционной модели дискаунтера, обещая появление предложений в среднем и премиум-сегментах. В некоторых магазинах уже изменился дизайн, форма сотрудников и ассортимент. Но даже свои премиальные товары «Ашан» планирует продавать дешевле, чем у конкурентов, тем самым привлекая все классы покупателей.
Вообще перед ритейлером встало слишком много задач: и внедрение новой коммерческой модели, и изменение системы управления, и разборка бизнес-процессов. Реализовать все это одновременно будет непросто. Существует риск, что 2019 год впервые за долгие годы станет для «Ашана» убыточным. Впрочем, за минувший год выручка компании сократилась и на родном французском рынке. Но там это произошло из-за протеста «желтых жилетов» — из-за них ритейлер недополучил почти 150 млн евро.
Несмотря на полное отрицание компанией ухода с российского рынка, факты говорят об обратном. В сентябре закрывается гипермаркет в Красноярске, СМИ активно обсуждают грядущее закрытие магазинов в Барнауле. Да и вообще эксперты уверены, что скоро вся Сибирь останется без «Ашанов». Лица, приближенные к компании, заявляют, что весной 2019 года была уволена треть сотрудников московского головного офиса — оставшиеся работники также беспокоятся за свои места.
Все говорит о том, что «Ашан» в России постепенно сворачивается. Весьма возможно, что в ближайшие пару лет ритейлер полностью уступит свое место предприимчивым и активным сетям супермаркетов «у дома», сумевшим вовремя реорганизовать свой бизнес и подстроиться под меняющиеся условия рынка.
Война за бедных: почему в России начали закрываться гипермаркеты
Людмила Бутузова
Как растерзали «SPAR»
Так было не только в провинции – неделю назад культурная столица Санкт-Петербург в клочья разнесла последний гипермаркет в микрорайоне Славянка, продолжавший реализовывать товары со скидкой 70% после официального закрытия. Газета «Фонтанка» вела репортаж с места события:
«Люди ходили по еде как по помойке, рвали и рассыпали все, что им не нужно, переворачивали коробки с товарами, били витрины с алкоголем, набивали дорогими бутылками карманы и трусы, пробовали из горла все подряд».
Удивительно, но многие россияне убеждены: в том, что на прилавках исчезли качественные продукты, виноваты именно европейские санкции, а не ответные «антисанкции» (эмбарго) — введённые руководством России фактически против своих же граждан. Упускается из виду один принципиальный и очень важный момент — если санкции Европы и США касались только высшего руководства России и чиновников, но не простых россиян, то ответные «антисанкции», введённые самой Россией, коснулись непосредственно каждого простого россиянина.
Широко шагая, штаны порвешь
То, что происходило в последние недели, больше похоже на поспешное бегство – во всех магазинах Петрозаводска, Москвы, Питера брошенное оборудование и закрытые двери. Перебор торговых площадей и стал причиной беды.
Умерла так умерла. Что нам от этого?
«Так случается, что некоторые торговые сети уходят с рынка. В 2017 году магазины «К-Руока» перешли «Ленте». В 2018 году супермаркеты «О’Кей-экспресс» перешли к X5 Retail Group, на их месте открылись супермаркеты «Перекресток». В 2019 году сокращалась сеть «Полушка», – рассказывает пресс-секретарь городского УФАС Марина Нериновская – Далеко не всегда передислокация происходит полюбовно, борьба бывает очень жесткой. Причем если раньше крупные сетевые магазины боролись за возможность занять прибыльную точку, в которой потенциально будет высокая проходимость, то сейчас идет война за цены.
Все так, только начинать торговым сетям приходится с себя, обкусывая и обкрамсывая собственные площади. В настоящее время средняя площадь гипермаркетов составляет 10-12 тысяч квадратных метров. С конца 2019 года сети начали разрабатывать концепцию новых магазинов площадью около тысячи квадратных метров. Выяснилось:«большой формат» магазинов стремительно теряет популярность — люди уходят из гипер— и даже супермаркетов, предпочитая небольшие точки шаговой доступности. В числе пострадавших — все ведущие компании, работающие в этой сфере: «Ашан», «Лента», «Магнит», X5 Retail Group. В результате, как ожидают аналитики, многие магазины под этими вывесками могут в одночасье исчезнуть даже в столицах.
Уже известно, что в числе первых жертв сокращения окажется сеть «Карусель» X5 Retail Group, приносящая владельцам одни убытки. Развивать ее больше не будут, магазины уже сейчас закрываются по всей стране. «Лента», показавшая четыре с половиной миллиарда убытков, запустила масштабный аудит, по результатам которого намерена ликвидировать нерентабельные объекты: уже закрыты семь супермаркетов и два гипермаркета.
Хуже всего положение у «Ашана», уже не первый год борющегося с оттоком клиентов со своих гигантских площадей. На данный момент известно о закрытии «гиперов» в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Барнауле, Ярославле и ряде других городов.
Справедливости ради, не все крупные игроки решают свои проблемы столь радикально. Так, «Магнит» объявил, что отказывается от классических гипермаркетов, но будет не закрывать их, а переделывать в так называемые «суперсторы», первый из которых уже представили публике в Краснодаре — он может похвастаться инновационным дизайном и всяческими удобствами вроде детского уголка или «аллеи скидок».
Хорошо забытое старое
Чего ждать покупателям от трансформации ретейла?
По ее словам, трансформация ретейла в сторону малых торговых форм и приближение их к жилым микрорайонам оправдан тем, что современный покупатель не хочет и не может тратить много времени на покупки, но при этом желает получить дополнительные эмоции. «Автоматы с соком, собственные фермерские уголки, колбасные цеха, пекарни появляются в магазинах, чтобы были развлечения для клиентов», — отмечает она. Вот поэтому теперь самые модные супермаркеты напоминают рынок у дома, а ретейлеры еще и борются за покупателя с онлайн–магазинами, которые на бегу не наливают и не выпекают.
Скажем честно: глядя на сегодняшние эксперименты ретейлеров по трансформации форматов магазинов, волей–неволей напрашивается вывод, что все новое — хорошо забытое старое.
На закате истории Советского Союза в распоряжении покупателя были уже и универсамы, «заточенные» на торговлю фасованным товаром по принципу самообслуживания, и гастрономы, где торговали продуктами питания на развес, и так называемые «колхозные» рынки с продукцией, выращенной на подворье. Работали и «профильные» молочные, овощные, кондитерские магазины и ларьки. Другое дело, что в условиях тотального дефицита продовольствия, которым прославился СССР, прилавки всех этих форматов торговли были одинаково пусты.
Теперь, с одной стороны, товарного дефицита в стране нет, и при желании можно найти и купить все, что только душе угодно, но, с другой стороны, кошелек россиянина уже несколько лет как становится все легче и легче. Так что покупателям нужны не столько ухищрения ритейлеров с новыми форматами, сколько цены, адекватные скромным доходам.
Ферма в розницу, дорого
Вот список стран, где зарегистрированы крупнейшие продуктовые сети, имеющие сотни тысяч магазинов по всей России:
1.«Ашан» (Франция), 2.«О‘кей» (Люксембург), 3. «Пятёрочка» (Нидерланды),4. «Перекресток» (Нидерланды),5. «Карусель» (Нидерланды), 6. «Metro Cash&Carry» (Германия), 7.«Лента» (Британские Виргинские острова), 8. «Глобус» (Кипр), 9. «Билла» (Австрия), 10. «Зельгрос» (Германия), 11. «Leroy Merlin» (Франция), 12. «Магнит» (Кипрский оффшор Lavreno Ltd.),13. «Копейка» (Нидерланды), 14. «Мы» (Нидерланды), 15. «Меркадосуперцентр» (Нидерланды), 16. «Корзинка» (Нидерланды», 17. «Патэрсон» (Нидерланды), 18. «Народный» (Нидерланды), 19. «Симбирка» (Нидерланды), 20. «Провиант» (Нидерланды),21. «Ярмарка» (Нидерланды), 22. «Тройка» (Нидерланды), 23. «Семья» (Нидерланды), 24. «Экономная семья» (Нидерланды), 25. «Мир продуктов» (Нидерланды), 26. «А5» (Нидерланды), 27. «Spar» (Нидерланды), 28. «Универсам» (Нидерланды), 29. «Тамерлан» (Нидерланды), 30. «Покупочка» (Нидерланды).
Точка зрения распространенная, но, увы, безальтернативная, хотя патриоты отечественной торговли и уверяют, что каждый из нас сам в силах выбрать, где и какой покупать товар. Дескать, даже в сетевых западных магазинах есть отечественный продукт взамен импортного и за него можно «проголосовать рублем». Вроде бы, все верно: отделы с фермерской продукцией постепенно появляются во всех крупных сетях, ретейл привлекает в свои ряды российских производителей, разрешая им открывать лавки на территории супермаркета и даже берутся реализовать такие товары под собственным брендом. По мнению компаний, это помогает привлекать дополнительный трафик. А вот представители фермерских хозяйств большой пользы в обособленных островках для своей продукции не видят.
Год назад фермеров очень мощно поддержала вице-президент ООО «Фирма «Мортадель» Эльвира Агурбаш. На Пикабу она записала ролик (до сих пор есть в интернете), как на самом деле осуществляется поставка продуктов на прилавки магазинов, какие реальные торговые наценки существуют в сетях, как сети обходят антимонопольное законодательство и осуществляют картельный сговор. Вот часть из ее выступления:
Что предлагает г-жа Агурбаш? «В стране объявлена борьба с бедностью. За 6 лет бедных должно стать в два раза меньше. Такую задачу поставил президент. Если обуздать сети, разрушить картельный сговор, опустить цены в два раза, то на решение этого вопроса не понадобится шести лет».
Чиновники не нахвалятся
А чиновники регулярно хвалят антисанкции: мол, мы убили двух зайцев – помогли российскому фермеру и получили важный козырь для торговли с западными «партнерами». Независимые эксперты их активно критикуют: реальное влияние эмбарго на отечественный бизнес и потребителя ограничено, внешнеполитический эффект под большим вопросом.
Странно в лоб сравнивать вкус и ассортимент продуктов, например, в зажиточной Европе и в России, особенно после пятилетнего снижения доходов населения у нас. Итого реальный эффект антисанкций, на мой взгляд, сильно раздут. Кажется, отмени их завтра, ничего принципиально не поменяется: чуть вырастет импорт, немного расширится ассортимент в магазинах, по единичным позициям снизятся цены. Рейтинги власти снижаются – почему бы не убрать этот раздражающий многих фактор? Но сложно поверить, что это произойдет в обозримом будущем. Скорее мы дождемся крушения очередной глобальной сети по типу голландской СПАР, и народ с праведным гневом разнесет на халяву десяток ненавистных магазинов.
В Саранске откроются новые торговые центры
В Мордовии продолжают открываться новые торговые центры и магазины «шаговой доступности». Как отмечается в Послании Главы РМ Владимира Волкова, благодаря этому в Саранске и районах республики создаются новые рабочие места. Только в 2018 году в республиканской сфере торговли было создано более 600 постоянных рабочих мест. Торговая отрасль получила 1,8 млрд. рублей инвестиций. Открылись новые торговые комплексы: « Леруа Мерлен », «Клевер», «Караван», «Перекресток» и «Спар». Заработали новые магазины формата «у дома», пекарни и кофейни. Оборот розничной торговли в РМ составил 92,3 млрд. рублей.
Еще более 70 рабочих мест в Саранске позволит создать новый супермаркет «Спар» на ул. Богдана Хмельницкого. Его открытие планируется в начале апреля (отметим, что на полках этого магазина будут представлены и продукты от мордовских производителей, по доступным ценам). Это подтверждает заинтересованность крупных федеральных ритейлеров в перспективном потребительском рынке Мордовии.
— В 2019 — 2021 годах покупателей ждет много приятных сюрпризов. В Саранске планируется открытие новых торговых центров на ул. Новопосадской и ул. Строительной, торговых комплексов розничных сетей «Караван» (ул. Косарева) и «Спар» (пр. 70 лет Октября), торгово-офисного центра «Новотроицкий», торговых объектов в Луховке и на ул. Сущинского, а также других магазинов и кафе, — рассказали «ИМ» в министерстве экономики, торговли и предпринимательства РМ.
В Послании Главы Мордовии большое внимание уделено поддержке местных торговых сетей. В республике продолжают активно развиваться фирменные продуктовые сети местных предприятий («Новотроицкие продукты», «Норовский», «Тавлинские продукты», «Чамзинские продукты», «Ельниковские продукты» «Глубинка», «Тепличное», «Ламзурь», «Птица»). Покупателям нравится их широкий ассортимент и цены от производителя.
Каждую субботу в Саранске продукцию местных предприятий и фермерских хозяйств можно приобрести еще и на ярмарках выходного дня. В муниципальных районах товары Мордовии продаются в фирменных магазинах, на рынках и ярмарках. За высокое качество продукция региональных производителей не раз получала награды всероссийской агропромышленной выставки «Золотая осень».