Что будет вместо перекрестка
Магазины «Карусель» начали закрывать. Что происходит?
Большая часть магазинов «Карусель» прекратит работу. Такое решение приняла компания X5 Retail Group, которой принадлежит эта сеть гипермаркетов. Помимо «Карусели», компания владеет магазинами «Перекресток» и «Пятерочка».
В общей сложности в России исчезнут 59% «Каруселей». 37% из них переименуют в «Перекресток», 22% закроют навсегда. 41% гипермаркетов «Карусель» продолжат работу. В количественном выражении в стране останется 37 «Каруселей». На них X5 начнет эксперименты, призванные оживить торговлю и посещаемость гипермаркетов.
Кризис затронул гипермаркеты всех брендов. Мы узнали, почему они перестали привлекать покупателей в 2019 году:
Руководство розничной компании решило отказаться от большей части «Каруселей» из-за неуклонного уменьшения продаж. Тенденция к падению привлекательности гипермаркетов наблюдается по всему миру, объяснил ситуацию главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман: формат рассчитан на покупки впрок, а люди все чаще выбирают магазины у дома.
Сейчас 80% выручки X5 генерирует «Пятерочка». 15% продаж обеспечивает «Перекресток». Оставшиеся 5% приносит «Карусель». Аналитики полагают, что новость позитивно повлияет на акции X5 Retail Group.
«Вопрос в том, насколько хорошо себя чувствует «Карусель» внутри своего сегмента по сравнению с конкурентами. В отличие от «Пятерочки» и «Перекрестка», которые сейчас находятся на лидирующих позициях в своих сегментах, «Карусель» намного отстала от таких лидеров, как «Ашан», — рассказал РБК Quote аналитик «Уралсиба» Константин Белов.
В первом полугодии 2019 года темпы роста выручки у «Карусели» упали на 2,5%, в то время как по «Пятерочке» и «Перекрестку» был зафиксирован рост на 15,9% и 19,2% соответственно.
В X5 объяснили негативную динамику «Карусели» развитием онлайн-торговли, оттянувшей клиентов у классических гипермаркетов. Теперь компания ориентируется на покупателя, который «голосует ногами против гипермаркетов как формата», рассказал РБК представитель X5 Retail Group. «Те локации, которые явно не привлекают покупателя, мы закрываем. Объекты, которые имеют потенциал к улучшению, меняем на успешную модель «Перекрестка», — сказал он.
Каков прогноз по акциям X5
На сегодняшних торгах акции X5 Retail Group выросли на 3%. «Я думаю, что рынок готов воспринимать эту новость достаточно позитивно, потому что «Карусель» — слабое звено среди трех сетей, которые держит X5», — сказал в этой связи Константин Белов.
Аналитик «Уралсиба» назвал решение X5 нормальной ситуацией в условиях высокой конкуренции. «Магазины подвергаются каким-то переменам или даже закрываются — [это можно понять]. Другое дело, что не очень понятно, удастся ли найти более прибыльную модель для тех магазинов, которые останутся», — заключил Белов.
Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP).
X5 Retail Group не смог продать «Перекресток Экспресс»
В связи с тем, что X5 Retail Group не смог найти покупателя для магазинов «Перекресток Экспресс», магазины сети закрываются, сообщает «Ъ».
Часть магазинов сети «Перекресток Экспресс» будет закрыта. Как отмечают представители X5 Retail Group, причиной подобного радикального решения стала низкая рентабельность. В течение последних семи месяцев количество точек уменьшилось в полтора раза. Если после оптимизации сети покупатель так и не появится, будут закрыты и оставшиеся «Экспрессы». Известно, что около пяти-десяти объектов были отданы под «Пятерочки», остальные закрытые точки не вписались в этот формат.
Предполагается, что решение о дальнейшей судьбе сети будет принято к концу года. Кроме того, X5 постепенно расторгает договоры аренды сети «Перекресток Экспресс».
Ранее сообщалось о том, что «Перекресток-экспресс» на Тверской закрыли на 3 месяца за антисанитарию.
X5 Group («Х5») — одна из ведущих российских мультиформатных продуктовых розничных ком.
В связи с тем, что X5 Retail Group не смог найти покупателя для магазинов «Перекресток Экспресс», магазины сети закрываются, сообщает «Ъ».
Часть магазинов сети «Перекресток Экспресс» будет закрыта. Как отмечают представители X5 Retail Group, причиной подобного радикального решения стала низкая рентабельность. В течение последних семи месяцев количество точек уменьшилось в полтора раза. Если после оптимизации сети покупатель так и не появится, будут закрыты и оставшиеся «Экспрессы». Известно, что около пяти-десяти объектов были отданы под «Пятерочки», остальные закрытые точки не вписались в этот формат.
Предполагается, что решение о дальнейшей судьбе сети будет принято к концу года. Кроме того, X5 постепенно расторгает договоры аренды сети «Перекресток Экспресс».
Ранее сообщалось о том, что «Перекресток-экспресс» на Тверской закрыли на 3 месяца за антисанитарию.
X5 Retail Group не смог продать «Перекресток Экспресс»
«Перекрёсток» уходит из России
Читайте нас в Google Новости
Самый крупный российский оператор розничных сетей «Перекрёсток», «Пятёрочка» и «Карусель» компания Х5 Retail Group не смогла найти покупателя для сети своих магазинов «Перекрёсток Экспресс». В настоящее время сокращается количество магазинов, а если после оптимизации покупатель так и не объявится, то закроются и все остальные «Экспрессы».
Причиной сворачивания сети стала её низкая рентабельность. Ряд ранее закрытых «Экспрессов» были отданы под «Пятёрочки», часть самых провальных торговых точек закрыты окончательно и ждут новых арендаторов. До конца года после оптимизации сети оставшиеся «Экспрессы» будут вновь выставлены на продажу, пишет «Коммерсант». Таким образом, крупнейший розничный ретейлер фактически выходит из сегмента магазинов convenience store либо сокращает своё присутствие до минимума.
Эксперимент-экспресс
Сеть магазинов «Перекрёсток Экспресс» появилась в 2007 году благодаря усилиям группы X5 Retail Group и её партнёров. Но уже в 2010 году X5 Retail Group получила операционный контроль над сетью, а годом позже — полный контроль. Тогда же группа начала экспериментировать с форматом «экспресс». Результатом стал ребрендинг нескольких «Экспрессов» под бренд «Еда».
В принципе, ряд маркетологов укладывают магазины «Перекрёсток Экспресс» в формат convenience stores, то есть буквально — «удобный магазин». Как правило, это торговые площади не более 200 кв. метров, там можно купить самые необходимые товары. Ещё в 2017 году руководство Х5 весьма оптимистично смотрело на данный торговый формат. В том же году главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман рассказывал, что сегмент, в котором работает «Перекрёсток Экспресс», имеет определённый потенциал на российском рынке, хотя и обладает достаточно узкой нишей.
Впрочем, уже в октябре 2017 года в Х5 официально заявили о начале поиска покупателей на сеть «Перекрёсток Экспресс». А уже в конце прошлого года сеть «Перекрёсток Экспресс» сократилась на каждый седьмой магазин.
Если максимальное число торговых точек сети, по данным «Infoline-Аналитика», достигало 170, то в настоящее время их осталось 116, и дальнейшее сокращение не исключено. Кроме того, по итогам прошлого года сеть «Перекрёсток Экспресс» оказалась единственной в структуре Х5, от которой не дождались прибыли.
ТАСС/Сергей Фадеичев
Тогда выручка сети снизилась на 11,6%, до 9,77 млрд рублей, а средний чек составил 278 рублей, сократившись на 2,5%. Впрочем, и в структуре общей выручки ретейлера этот показатель не превышает 0,8%. Кроме того, в прошлом году Х5 не осталась в накладе, усилив свои позиции в розничных сетях, арендовав более сотни площадок, ранее торговавших под брендами «Монетка» и «Седьмой континент».
В поисках покупателя
Мнения специалистов по ретейлу и маркетологов разделились. Ряд специалистов по розничной торговле заявили, что с самого начала отнеслись скептически к идее разместить в столице магазины формата с-stores. В минус такому формату вменяют малую площадь, которую большим ассортиментом не заполнишь.
Более того, они не исключают, что точкой в истории с попыткой внедрить данный формат станет окончательное закрытие остальных магазинов сети. Впрочем, не исключается, что Х5 попытается «отбить» часть затрат и повторно выставить на продажу оставшиеся магазины «Экспресс» либо продать их поодиночке.
Впрочем, другие специалисты по торговой недвижимости не так оптимистичны, считая, что покупателей на свою сеть в Х5 так и не дождутся. Они объясняют, что если подобный формат пока в столице не прижился, то в регионах покупателей для неотложных покупок устраивают придомовые магазинчики. Более того, ряд претендентов на торговые площади будут выжидать их полного освобождения в случае, если на сеть целиком так и не найдётся покупатель.
Быстромаркет по франшизе
В настоящее время подавляющее большинство продовольственных и мелкотоварных магазинов занимают форматы «у дома», супер- и гипермаркеты. С большими маркетами всё ясно, однако чем отличается c-store от придомовых магазинов и почему формат первых не прижился?
Строго говоря, магазины convenience stores имеют на Западе давнюю историю и заслуженную популярность. Они действительно работают круглосуточно, предоставляя покупателям товары повседневного спроса, и рассчитаны на так называемые импульсные покупки. Если площадь позволяет, то внутри удаётся втиснуть и мини-кафе с собственной пекарней.
В США самым популярным брендовым магазином формата c-stores многие считают сеть 7-Eleven. Её первый магазин появился в Далласе в 1927 году, а первый магазин по её франшизе был открыт в 1974 году в Японии.
В Европе пальма первенства у сети Narvesen, представленной в большинстве стран континента как собственными магазинами, так и франшизой. Ассортимент всё тот же — самые необходимые товары. Впрочем, норвежцы, помимо магазинчиков, ведут торговлю через маленькие киоски.
В Москве сворачивание сети «экспрессов» объясняют отсутствием места, где можно перекусить тут же купленными продуктами. Другие потенциальные покупатели жалуются на цену и предпочитают быстромаркету опять же свой придомовой магазин, благо многие из них давно уже перешли на круглосуточный режим работы.
Добавить наши новости в избранные источники
Владислав Курбатов, «Перекрёсток»: «В 2022 году планируем открыть 1000-ый супермаркет»
«Перекрёсток» планирует в следующем году открыть 1000-ый магазин и выйти в новые регионы. Сеть продолжает реновацию и пилотирует новый концепт Garden для магазинов площадью 600–800 кв. м. В фокусе ближайшего времени – устранение проблем в цепочках поставок, повышение эффективности ассортимента, развитие СТМ, – об этом рассказал генеральный директор сети Владислав Курбатов в пресс-центре Retail.ru на конференции X5 Dialog 2021.
– Более двух лет назад «Перекрёсток» обновил концепцию сети, каковы результаты этих изменений, сколько супермаркетов уже работают в новой концепции и сколько еще предстоит переделать?
– В середине 2019 года запущен новый концепт «Перекрестка» с измененным CVP (ценностное предложение для покупателей), в котором сделан акцент на собственное производство, расширена зона фреш и построены два клиентских пути – короткий, для быстрой покупки, и длинный – для обстоятельной покупки. Новая концепция CVP призвана помочь нам дифференцироваться от магазинов формата «у дома».
Сегодня обновлено уже более 170 магазинов, что составляет примерно 18% сети, еще 800 осталось переделать.
Недавно доработали CVP для магазинов небольшого формата, площадью 600-800 кв. м, назвали этот концепт Garden, сейчас проект пилотируется, и мы уже видим позитивные отклики покупателей.
Вообще на новый концепт покупатели реагируют очень хорошо – чаще ходят, больше покупают, сопоставимый (LFL) розничный товарооборот в обновленных магазинах на 8% выше, чем в среднем по сети, NPS увеличился примерно на 10 пунктов.
– Как «Перекрёсток» работает с онлайн-каналом?
– Сервис экспресс-доставки из супермаркетов активно развивается, в этом году доставка была расширена до 580 магазинов в 86 городах, в день выполняется 19 тыс. заказов.
В 2020 году запущено обновленное мобильное приложение «Перекрёсток», и сейчас количество пользователей приложения приближается к 3 млн человек в месяц. В мобильном приложении выставлено 3,3 млн оценок по 16 тыс. товарных позиций, средняя оценка – 4,8. Индекс вовлеченности в чат мобильного приложения составляет 86%.
– Расскажите о вашей стратегии взаимодействия с поставщиками, как вы коммуницируете, что является приоритетом в совместной работе?
– Как показывает опрос Advantage, коммуницируем лучше всех на рынке – второй год подряд «Перекрёсток» занимает в рейтинге 1 место. Мы благодарны партнерам за то, что они так высоко оценивают взаимодействие с нами. Но, подробно разбирая отчет, видим направления, которые еще можно улучшать, чтобы становиться эффективнее и делать взаимодействие еще более выгодным. Среди таких направлений – ускорение вывода новинок, обсуждение планов поставок, повышение доступности на полке. Доступность товара – проблема двусторонняя: есть недоработки как с нашей стороны – не успеваем привезти товар с распределительного центра, персонал не успевает выставить его на полку, так и со стороны поставщиков – недопоставки на наши РЦ.
– Каковы планы сети на 2022 год, во что будете вкладываться, на чем фокусироваться?
– Продолжим наращивать сеть, открывать новые магазины, рассчитываю, что в следующем году откроем 1000-ый «Перекрёсток». В работе с партнерами сохраним фокус на вводе новинок и выполнении совместных планов по поставкам.
Будем работать над повышением эффективности ассортимента.
Сейчас все сети на рынке пытаются дифференцироваться с помощью ассортимента, и в нашем сегменте дифференциация особенно важна, потому что именно уникальное предложение и широкий выбор привлекают покупателей в супермаркеты. В регионах будем уделять больше внимания локальному ассортименту и местным поставщикам.
Планируем улучшить доступность товара на полке, здесь должна быть совместная работа с поставщиками по выявлению и устранению «пробелов» в цепочках поставок. Повышение эффективности поставок позитивно отразится на результатах магазинов и будет способствовать выполнению наших целей – наращивать плотность продаж и улучшать LFL.
– Вы сказали, что сеть будет расти, планируется ли выход в новые регионы?
– Рассматриваем возможность дальнейшей экспансии в регионы. В 2021 году сеть вышла в Мурманск и Мурманскую область, где открыто уже 10 магазинов, и все они показывают высокие результаты. Пока рано говорить о том, в какую сторону будем двигаться, но уверен, что в следующем году «Перекрестки» обязательно появятся в новых регионах.
Посмотрите видеозапись интервью с Владиславом Курбатовым.
«Очаг инфекции»: в Москве закрывают «Перекрестки» и «М.Видео»
Решением Роспотребнадзора закрыты сразу несколько супермаркетов сети «Перекресток». Аналогичная мера принята в отношении магазинов «М. Видео». В столичных торговых точках обнаружены «групповые очаги инфекции», пишет телеграм-канал «Свободная касса».
Сообщается, что у двух работников «Перекрестка», расположенного на севере Москвы, подтвердился коронавирус, но администрация супермаркета не провела дезинфекцию и не усилила меры безопасности для персонала. Более того, сотрудникам магазина даже не измеряли температуру и не контролировалось соблюдение личной гигиены. В торговых залах не проводилось обеззараживание воздуха.
Роспотребнадзор провел проверку продукции магазина, по результатам которой содержание мясного цеха, где работал один из инфицированных, специалисты сочли неудовлетворительным. В супермаркете не контролировалось проведение уборок и дезинфекции всех помещений, контактных поверхностей, не обрабатывались даже покупательские тележки и корзины.
В магазине электроники «М.Видео» на юго-востоке Москвы выявили трех заболевших сотрудников. При этом руководство торговой точки не провело разъяснительную работу с персоналом и не приняло меры социального разобщения. В торговый зал допускались покупатели без масок и перчаток, отсутствовали корзины для использованных средств индивидуальной защиты, в зале не было антибактериальных санитайзеров. Кроме того, у Роспотребнадзора возникли претензии к обеззараживанию помещения.
Оба магазина закрыты и опечатаны. Материалы проверок направлены в районные суды для принятия решения о приостановке работы торговых точек сроком до 90 дней.
Это не первые случаи закрытия магазинов из-за несоблюдения правил по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Ранее один из супермаркетов «Перекресток» в Москве был закрыт и обработан антисептиками специализированной службой Роспотребнадзора после того, как тест на коронавирус у одного из сотрудников магазина показал положительный результат. Данную информацию подтвердили в компании X5 Retail Group.