Д локк чем прославился
Д локк чем прославился
Том 17. Москва, 2010, стр. 761-762
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОКК (Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон – 28.10.1704, Отс), англ. философ и политич. мыслитель. Воспитывался в пуританской семье юриста. Учился в Вестминстерской школе (1646–52), в колледже Крайст-черч Оксфордского университета (1652–56), где затем преподавал греч. яз., риторику и моральную философию. Одновременно занимался естествознанием, помогал Р. Бойлю в его химич. экспериментах, проводил метеорологич. наблюдения и изучал медицину. В 1668 избран членом Лондонского королевского об-ва. В 1667 Л. оставил колледж, став компаньоном и домашним врачом лорда Антони Эшли Купера (будущего 1-го графа Шефтсбери), одного из лидеров оппозиции режиму Реставрации. Когда Антони Эшли после неудавшегося антиправительств. заговора бежал в Голландию, Л. также был вынужден эмигрировать (1683). В Голландии, где Л. сблизился с кругом принца Вильгельма Оранского, он закончил работу над своим главным филос. соч. «Опыт о человеческом разумении» («An essay concerning human understanding», 1690, рус. пер. 1898, 1985), издал анонимно «Послание о веротерпимости» («Epistola de tolerantia», 1689, рус. пер. 1988), подготовил фундам. труд по политич. философии «Два трактата о правлении» («Two treatises of government», 1690, рус. пер. 1988).
Джон Локк
Фото Все
Видео Все
Джон Локк и Томас Гоббс о природе власти и общественном договоре
История Западной философии. Лекция №22. «Джон Локк»
Джон Локк — биография
Джон Локк – английский мыслитель, философ, педагог и врач, сторонник сенсуализма и либерализма. Высказанные им идеи оказали огромное влияние на формирование политической философии.
Английский философ 17 века Джон Локк вошел в историю благодаря своим выдающимся трудам о самых важных для человечества проблемах: межрелигиозных отношениях, воспитании детей и социальном устройстве общества.
Один из ярчайших представителей эпохи просвещения, он стал первым из философов, кому удалось раскрыть личность человека через непрерывность сознания.
Детство и юность
Джон Локк родился в графстве Сомерсет 29 августа 1632 года. Отец мальчика успешно работал в адвокатуре, что позволяло ему содержать семью в достатке. Однако настал тот день, когда Локк-старший из-за своей доброты потерял все нажитое, раздав накопленные деньги беднякам. Так родитель хотел приучить сына к добродетели и состраданию к ближним.
О матери будущего философа сведений практически не сохранилось. Известно, что также, как и супруг, к абсолютной монархии она была настроена весьма оппозиционно.
Оба родителя внесли огромный вклад в формирование личности мальчика. От отца он получил свободолюбие и независимость от мирских благ, а от матери – истинную набожность. Женщина потеряла одного из сыновей, когда тот был еще младенцем, поэтому всю жизнь прожила в страхе за других детей. Она бесконечно молилась за их здоровье и старалась жить так, чтобы не прогневать Господа.
Воспитание Локка-младшего было пуританским и религиозным. Большую часть времени Джон проводил с отцом, который занимался становлением его личности по собственной методике. Поначалу родитель не приближал к себе сына, играя роль строгого «начальника», повиноваться которому надо было беспрекословно. Со временем он приблизил к себе «подчиненного», и отношения отца и сына переросли в крепкую дружбу.
Портрет Джона Локка в молодости
С юных лет мальчик много читал и показывал успехи в разных областях знаний. По совету друга семьи родители определили Джона в Вестминстерскую школу, где его считали самым прилежным учеником.
Окончив школу, в 1652 году юноша поступил в Оксфорд, где с увлечением изучал медицинскую науку, осваивал греческий и латынь. Основы естествознания Локк получал у самого Роберта Бойля. Во время учебы студент познакомился с философией Рене Декарта, ставшей основой мировоззрения начинающего мыслителя.
Многое в парня вложил и его преподаватель Бойль, который всегда выделял его из массы других учеников. Джон научился коротко и ясно излагать самую суть своих мыслей, не прибегая к пустым заумным рассуждениям.
В университетские годы у Локка появилось еще два кумира: Ричард Лоуэр, прививший ему тягу к медицине и Джон Уилкинс – священник-полимат, который был специалистом сразу в нескольких областях науки.
Философия
Главный труд Джона Локка под названием «Опыт о человеческом разумении» был издан в 1690 году. Эта работа основана на собственных исследованиях автора и на философии Платона, труды которого глубоко изучал Рене Декарт. В книге Локк рассматривал древнюю теорию о «врожденных идеях» — знаниях человека, которые не являются приобретенными, а даются человеку на уровне подсознания.
«Опыт о человеческом разумении»
Теорию Джон не поддержал, а напротив, выступил с ее опровержением. По мнению ученого, человеку свойственно заниматься теми или иными идеями (например, медицинскими открытиями) не на уровне подсознания, а исключительно из-за их пользы. Локк утверждал, что в основе подсознания людей лежит приобретенный опыт, построенный на чувственном восприятии.
В книге автор рассуждал о том, что простые идеи являются «строительным материалом» для создания сложных идей. Возникновение же простых идей происходит по мере созревания личности, начиная с «чистого листа».
Локк оспаривал точку зрения Декарта, по мнению которого мышление является постоянным признаком человеческой души. Идея Джона заключалась в том, что знания постигаются с опытом, тогда как Декарт утверждал, что мышление – это постоянное состояние индивида.
Джона Локка принято считать величайшим английским философом 17 века, но все его открытия не были исключительно самостоятельными. В основе любого его труда лежат разработки других мыслителей, работавших в разные времена. Несмотря на оригинальную трактовку мыслей, Локка нельзя назвать оригинальным создателем концепций в философии. Помимо Декарта и Платона, в «Опыте о человеческом разумении» ученый рассматривал труды Исаака Ньютона и Томаса Гоббса.
Педагогика
Блестяще окончив Оксфорд, молодой специалист некоторое время преподавал древние языки в стенах альма-матер. Однако вскоре он получил приглашение стать домашним врачом графа Энтони Шефстбери, которого незадолго до этого вылечил от тяжелого недуга. Помимо врачебной деятельности в доме Купера, Локк занимался воспитанием двоих его сыновей.
В этот период в научной биографии молодого ученого появилась педагогика. Работая в доме графа, Джон вел переписку с другом Клэрком, в которой делился с ним идеями о воспитании. Приятель аккуратно сохранил все письма, ставшие впоследствии основой большой педагогической работы «Мысли о воспитании».
«Мысли о воспитании»
По убеждению Локка, человек действует тем или иным образом не на основе своего восприятия, а в зависимости от воспитания, вырабатывающего характер, силу воли и нравственные качества индивида. Автор подчеркивал, что физическое воспитание неотделимо от духовного: развивая здоровье человека, не следует забывать о духовной чистоте и нравственности.
В посланиях Клэрку Джон часто прибегал к методике воспитания, разработанной его отцом. Основными принципами ее являлись:
В обучении детей Локк придерживался основного дидактического принципа: использовать заинтересованность и любознательность ребят. Педагог считал, что главным инструментом воспитания являются окружающая среда и живой пример. Для формирования у детей устойчивых положительных привычек Джон призывал применять ласковые слова и кроткие внушения. Развивать силу воли подопечных ученый предлагал с помощью физических упражнений и закаливания.
Главные науки, которые по мнению Локка должен освоить каждый ребенок, это: чтение, правописание, этика, география, история, математика, геометрия, рисование, астрономия, фехтование и несколько иностранных языков. Кроме того, будущему гражданину необходимо обучиться какому-либо полезному ремеслу.
Как автор новой концепции воспитания, Джон выявлял множественные недостатки в образовательной системе тех лет. Например, он был горячим противником латинских сочинений и речей, которые должны были создавать учащиеся. Педагог считал, что обучение должно быть понятным, наглядным и вещным. Он не выступал против сочинения стихов и поэзии в целом, но в силу своей некоторой сухости уделял этим вещам минимальное внимание.
По мнению Локка, физически наказывать детей можно только в самых крайних случаях: когда неповиновение становится систематическим и при особо дерзком поведении.
Политика
Политические взгляды в сознание Джона вложили еще родители. Локк был сторонником демократической революции, идеи о которой он изложил в книгах «Размышления о славной революции 1688 года» и «Право народа на восстание против тирании».
Рассуждая о государстве, ученый считал, что оно должно обеспечивать личные свободы и права своих граждан. По убеждению автора, власть должен избирать народ, а каждый отдельный человек должен жить в соответствии с принятым законодательством, а не зависеть от произвола власть имущих.
Государство, как высший орган власти, обязано обеспечить защиту каждому гражданину и его имуществу. Так Локк впервые сформировал такие понятия, как правовое конституционное государство и законодательная власть.
Личная жизнь
Одним из самых известных философов-затворников считается Иммануил Кант, но Джону Локку удалось превзойти его в одиночестве. Если немецкий коллега в конце жизни все же обзавелся жилищем и прислугой, то Локк до конца своих дней оставался бездомным. Всю жизнь ученый провел в чужих домах, работая преподавателем.
Его деятельность никогда не была централизованной: ни одной из наук он не отдавался полностью, без остатка. Медициной занимался, когда надо было кого-то вылечить, политику исследовал по мере возможности и т.д.
Джон был до глубины души верующим человеком, но в то же время был увлечен наукой. До конца жизни он пытался связать эти два разных понятия – науку и религию. Личная жизнь, судя по всему, у Локка не сложилась – супругой и детьми он так и не обзавелся.
Смерть
На закате своих дней Джон перебрался в загородное имение женщины по имени Дэмерис Мэшем, которая стала ему, как дочь. Дэмерис была последовательницей его философских взглядов и учений, которые она распространяла на своих домочадцев.
В старости Локк совсем перестал слышать, и этот факт очень его огорчал. Философ любил вести беседы на разные темы, теперь же у него такой возможности не было.
Причиной смерти ученого стала астма. Это случилось 28 октября 1704 года в доме леди Мэшем, которая находилась рядом с ним до последних минут жизни. Похоронили мыслителя неподалеку от дома подруги.
Труды
Ссылки
Джон Локк
Биография
В 17 веке в Англии появлялись первые признаки свободы. Когда в университетах преподавали теологию и умозаключения Аристотеля, средневековая философия забывалась, на смену пришли естественные науки. Также 17 век для Англии – это гражданская война, ознаменовавшаяся постепенным переходом абсолютной монархии к конституционной. В это время родился великий английский философ Джон Локк, труды которого вошли в основу всеобщей философской практики.
Детство и юность
Родился будущий философ в 1632 году в маленькой деревне Рингтон, находящейся рядом с графством Бристоль.
Отец мальчика Джон Локк был одним из лучших адвокатов в округе, жившим в достатке.
Джон старший свободолюбив, в ту пору, когда Англией правил Карл I, он служил капитаном армии Кромвеля при парламенте. Во время революции Локк старший из-за невиданной щедрости потерял все свои сбережения, отдавая деньги нуждающимся. Таким образом, отец учил сына, что нужно стараться жить для общества.
Портрет Джона Локка
Из биографии матери ученого известно только то, что ее девичья фамилия – Кинг. Больше сведений о женщине, которая воспитала философа, до современников не дошло.
Мальчик рос в оппозиционной семье, ни отец, ни мать не поддерживали абсолютной монархии, а также не поддерживали режим господствующей англиканской церкви.
Родители Джона воспитывали сына, каждый из них сделал собственный вклад в развитии мальчика. Так от отца Локк младший унаследовал любовь к свободе и призрение к мелким житейским вещам, а от матери философ унаследовал набожность.
Женщина боялась потерять детей, ведь брат Джона умер еще в младенчестве из-за слабого здоровья. Поэтому мать Локка жила в вечном страхе перед Богом и постоянно молилась.
Молодой Джон Локк
Воспитывался мальчик религиозно и строго, по пуританским правилам. По большей части мальчиком занимался отец, разработав собственную методику, которую в дальнейшем Джон младший расхваливал.
Джон старший держал сына на большом расстоянии от себя и в полном повиновении. Затем он медленно позволял мальчику приближаться, а грозный тон и приказы перешли в житейские советы. Постепенно «начальник» и «подчиненный» стали равны между собой и их связывала крепкая дружба.
Локк рос одаренным и начитанным мальчиком. Друг отца, полковник Александр Попхэм, советовал отдать Джона младшего в Вестминстерскую школу.
Роберт Бойль
Биографы философа без преувеличений рассказывают, что Локк был лучшим учеником в школе: мальчик ко всем предметам относился старательно и с прилежанием.
В 1652 году Лок поступает в университет Оксфорда, где изучает медицину, греческий и латинские языки, литературу и т.д. Естествознание у юного студента преподавал сам Роберт Бойль. В университетские годы Локк начал увлекаться философией ученого-математика Рене Декарта, который стал началом мировоззрения, развивавшегося у студента.
Рене Декарт
Пробуждению интереса Джона Локка содействовал его учитель и наставник Роберт Бойль.
Декарт научил Локка отвращению к пустым заумным словам, которые не несут никакого смысла, на протяжении всей жизни Джон считал, что краткость – сестра таланта.
Также будущий философ начал придерживаться учений Джона Уилкинса, который страстно относился к науке, а ученый Ричард Лоувэ прививает юноше любовь к медицине.
Теория познания
Свою ключевую книгу «Опыт о человеческом разумении» Джон Локк пишет в 1690 году. Учению Локка содействовали научные труды о «врожденных идеях», которые берут истоки в философии древнегреческого ученого Платона, а затем эту теорию в 17 веке рассматривает Декарт, чьи труды изучал Джон Локк.
«Врожденные идеи» – это человеческие знания, которые не могут быть приобретены, так как они не основываются на чувствах. То есть, те принципы, которые приводят к всеобщему человеческому согласию в силу «инстинктов».
Трактаты Джона Локка
Но Джон Локк не поддержал эту теорию, а наоборот, выступил в своем сочинении о сенсуализме с противоположной точкой зрения. По мнению философа, люди выбирают те или иные идеи (например, открытия медицины) не из-за «врожденности», а из-за полезности. Ученый считал, что основа человеческого познания – жизненный опыт, который строится на чувственных восприятиях.
Сложные идеи вырабатываются рассудком и состоят из простых идей. А простые идеи возникают в результате жизненного опыта индивида: человек – «чистый лист бумаги», который заполняется жизненной рефлексией.
Таким образом, Джон Локк расходится во мнении с Декартом, который писал, что душа постоянно мыслит, и мышление – постоянный признак души.
Портрет Джона Локка
По мнению английского философа, знание есть опыт, а по мнению Декарта, мышление – априорное состояние человека.
Джон Локк – величайший английский мыслитель 19 века, однако все заключения ученого выработаны не самостоятельно, а благодаря другим деятелям. Поэтому, несмотря на интересное трактование мысли, Джон Локк – вовсе неоригинальный автор философской концепции.
В «Опыте о человеческом разумении» можно проследить влияние психолога Томаса Гоббса и физика Исаака Ньютона.
Концепция Локка заключается в том, что ограниченный по времени и пространству мир находится в подчинении высшего разума – Бога. Каждое существо взаимодействует с другими и имеет собственную цель. Предназначение человека – познание и почитание Бога, из-за которого наступает блаженство на Земле и в ином мире.
Педагогика
После блестящего окончания Оксфордского университета Локк пару лет преподает древние языки, но вскоре уходит с этой должности, приняв предложение графа Энтони Эшли Купера Шефстбери. Когда Энтони тяжело болел, Джон Локк поставил правильный диагноз. Благодарный граф предложил Джону работать домашним врачом и воспитывать двух мальчиков.
В то время Локк пишет письма приятелю Клэрку и излагает мнение о воспитании. Эдвард старательно собирал письма философа, которые послужили основой педагогического труда «Мысли о воспитании».
Статуя Джона Локка
Джон был уверен, что действия человека зависят не от собственного восприятия, а от воспитания, которое вырабатывает характер, волю и нравственную дисциплину человека. Причем, по мнению Локка, физическое воспитание должно развиваться одновременно с духовным. Физическое заключается в развитии гигиены и здоровья, а духовное в выработке нравственности и достоинства.
Мысли, изложенные в письмах Клэрку, отражают то, как воспитывал Локка отец:
Политические идеи
Политическое мировоззрение Джона Локка формируется еще в детстве из-за родителей.
Из политических мировоззрений Локка наиболее известна идея демократической революции, высказанная в трудах философа: «Право народа на восстание против тирании» и «Размышления о славной революции 1688 года».
По мнению философа о государстве, оно должно гарантировать личную свободу и естественные права человека. О правлении Локк говорит, что представители власти должны избираться народом, человек должен подчиняться общепринятым законом, а не самопроизволу и деспотизму вышестоящих лиц.
Статуя Джона Локка
Джон также первым выдвинул идею о разделении властей и был приверженцем теории общественного договора.
Государство обязано гарантировать защиту каждого человека и его достояния, а также решать дела преступного характера. Таким образом, у Локка формируется понятие о правовом конституционном государстве и законодательной власти.
Личная жизнь
В затворничестве и одиночестве Джон Локк превзошел даже Канта. Казалось бы, великий философ – житейский человек, любящий жизнь. Однако, если Кант к концу жизни обзавелся домиком и слугой, то у Локка не было ни того, ни другого. Джонн был бездомным, который всю жизнь провел в чужих домах как педагог, пример – история с Энтони.
Джон не ставил себе цель обзавестись центральной деятельностью, все его действия носят отрывочный характер. Врачеванием он занимался, когда его кто-либо попросит, политику изучал, когда это было возможно, и т.д.
Джон Локк был одиноким
Набожный Джон Локк не предавал значения материальному миру, а готовился к будущей жизни, которая, судя по священному писанию, ждет человека в загробном мире. Объяснить это можно как набожностью Локка, так и его слабым здоровьем. Иногда болезненные люди живут долго, но постоянно готовятся к смерти, оценивая себя как гостей в этом мире.
Жены и детей у ученого не было. Локк пытался объединить два противоположных понятия – религию и науку.
Смерть
Последние годы жизни Локк провел в загородном доме одной знакомой Дэмерис Мэшем, которая заменяла ему дочь. Женщина восхищалась философом, поэтому нравоучения Локка господствовали в ее семье.
Могила Джона Локка
В преклонном возрасте Локк лишился слуха, чем очень опечалился, ведь не слышал своих собеседников.
Умер философ от астмы 28 октября 1704 года в возрасте 72 лет. Похоронен ученый поблизости последнего места жительства.
Детство и ранние годы
Будущий основоположник эмпирико-сенсуалистической теории познания и влиятельный просветитель появился на свет 29 августа 1632 года в небольшом английском городе Рингтоне, в восьми милях от Бристоля. Локк воспитывался в пуританской семье, не признававшей доминирующую роль в стране англиканства и оппозиционно настроенной к королю Карлу.
Огромное влияние на неокрепший ум ребенка оказали социально-политические взгляды его отца — судейского чиновника, всем сердцем ратующего за независимость своего народа. Локк-старший, состоя в парламентской армии Кромвеля в качестве капитана конного эскадрона, принадлежал к числу людей, способных внушать подрастающему поколению любовь к свободе и справедливости.
В 1646 г. по рекомендации командира его отца Джон был зачислен в одно из самых элитных учебных заведений Англии того времени — Вестминстерскую монастырскую школу. По окончании курса обучения поступает в Оксфордский университет, где сближается с приверженцами научного направления, противостоявшего схоластике, доминирующей в XVII веке в английской системе образования.
В Оксфорде Локк знакомится с маститыми инженерами и изобретателями, которые прививают ему страсть к естественно-научным экспериментам, и Ричардом Лоуэром, известным своими работам по переливанию крови. В стенах альма-матер студент погружается в изучение трудов Декарта, Бэкона, Гассенди. В 1656 году Локку присваивается степень бакалавра искусств, а спустя 3 года — магистра.
Основные вехи судьбы
С отличием окончив Оксфордский университет, Джон решает на несколько лет задержаться в этом старинном учебном заведении, заняв там должность преподавателя греческого языка и риторики.
Дипломатическая карьера философа началась в 1664 году: он отправляется в непродолжительную командировку в Берлин, чтобы выполнять обязанности секретаря посла Вальтера Фена.
Вернувшись на родину, посвящает себя естественным наукам, в особенности медицине. Он практикует опытный метод диагностики заболеваний, который был предложен врачом Томасом Сиденхемом в противовес средневековым умозрениям. Кроме того, Джон не оставляет попыток получить ученую медицинскую степень, но Оксфорд ему в этом отказывает.
Поворотным событием в жизни молодого мыслителя становится встреча с лордом Ашли, первым графом Шефтсбери. В 1666 году философ принимает предложение стать домашним врачом и воспитателем его сына. Эти скромные обязанности не отнимали много времени и не мешали овладевать науками.
В течение последующих 15 лет все перипетии биографии Джона Локка будут неразрывно связаны с судьбой британского лорда. Находясь под покровительством авторитетной персоны, Локк получает различные должности в высших правительственных кругах. Ответственная работа изрядно подпортила здоровье философа, и он был вынужден на время покинуть Англию и уехать во Францию.
В 1683 году вслед за своим опальным куратором эмигрирует в Голландию. «Славная революция», случившаяся в 1688 г., поставила точку в монархической династии Стюартов. На трон взошел Вильгельм Оранский, и Джон вернулся на родину. Наряду с правительственной службой, продолжает вести широкую научную и литературную деятельность.
Среди книг Джона Локка, изданных в 1690-х годах, наибольшую популярность обрели такие произведения, как «Опыт о человеческом разумении», «Мысли о воспитании».
28 октября 1704 года философ скончался от астмы в загородном имении своей подруги, леди Мешем, с которой ему приписывали роман.
Политические взгляды
Будучи последователем Гоббса, Локк с восхищением относился к «теории общественного договора». Он считал, что граждане заключают с государством некое негласное соглашение, делегируя при этом власти часть своих прав, чтобы взамен получить защиту от внешней и внутренней угрозы. Состав чиновничьего аппарата должен согласовываться со всеми слоями общества, и если наделенный полномочиями класс плохо выполняет свои прямые обязанности и не оправдывает доверия большинства, народ имеет полное право потребовать проведения новых выборов.
Главной угрозой на пути к свободе личности, по мнению Локка, является отсутствие принципа разделения власти, когда монарх наделен неограниченными возможностями в рамках отдельной страны. Важно, чтобы публично-властные полномочия государства были разграничены и поделены между тремя ветвями:
Истинная цель государственного устройства должна заключаться в создании таких условий, которые полностью бы удовлетворяли всех без исключения граждан. Среди основных идей Джона Локка особняком стоит вопрос о целесообразности демократической революции. Согласно его учению, тирания, посягающая на естественные права и свободу человека, должна быть сметена в результате народного восстания.
Интересен тот факт, что философия Джона Локка, насквозь пронизанная гуманизмом, не помешала ему быть крупным инвестором британской работорговли. Более того, идеолог социального компромисса сумел обосновать изъятие земель колониальными захватчиками у проживавших на территории Северной Америки индейцев.
Педагогические идеи
В своих трактатах, посвященных педагогике, основной акцент автор делает на вопросах воспитания джентльмена. Разработанная им педагогическая система базируется на прагматизме и рационализме. Мыслитель призывает к тому, чтобы родители приучали своих отпрысков к самоанализу и постоянной работе над собой. Ключевой дидактический принцип — учет интересов и индивидуальных особенностей детей. Главные воспитательные средства — личный пример и правильное окружение.
Выработка положительных привычек должна происходить посредством живого общения с воспитателем, который прибегает к помощи коротких и ясных внушений. Физическое наказание оправдано лишь в том случае, если ребенок демонстрирует дерзкое и систематическое непослушание. Развитию силы воли способствует умение справляться с трудностями, а для этого полезны физические упражнения и закаливание организма.
Локком были сформулированы следующие педагогические постулаты:
Локк обличал все недостатки образовательной системы, действующей в его эпоху, и не боялся открыто говорить о губительных для детей методах воспитания. Он был категорически против того, чтобы ученики наизусть заучивали латинские тексты и стихи. Формалистика и рутина, по мнению Локка, мешают в полной мере раскрыться творческому потенциалу ребенка.
Теория познания
Джон Локк продолжил дело своего соотечественника Фрэнсиса Бэкона, подробно обосновав антисхоластический метод научного познания. Философ выдвинул гипотезу, согласно которой знание черпается из опыта, а тот, в свою очередь, формируется из собственных ощущений.
Локк критически высказывался об учении Рене Декарта о «врожденных идеях». Ощущения, которые человек получает от окружающего мира, считает английский философ, — единственное основание всего познания. Локк выделяет 2 вида опыта:
Первый берется из объективного материального мира, воздействующего на человеческие органы чувств и вызывающего соответствующие ощущения. Источником второго служит анализ своих эмоциональных переживаний, то есть рассуждения по тому или иному поводу.
Также теоретик дифференцирует все идеи на простые и сложные. Первые представляют собой отражение действительности в душе, как в зеркальной плоскости. Они пассивны и зачастую навязываются против воли человека. Сложные представления не могут существовать без активной мозговой деятельности, подразумевающей комбинирование простых идей. Все это в конечном счете составляет азбуку сознания.
Отношение к религии
Следование идеалам материалистического эмпиризма не заставило его утратить веру в Бога. В своих письмах о веротерпимости Джон Локк призывает читателей признать право на существование чужой религии. Он высказывает мысль, что суть христианства заключается в вере и бескорыстной любви к Иисусу Христу, которого святые апостолы ставят превыше всего. В поклонении Мессии сходятся все христианские исповедания, будь то католичество, православие или протестантизм. Отсюда философ делает заключение, что не стоит наделять какую-либо церковь исключительными правами.
Мусульманин, иудей, язычник может быть высоконравственным человеком, строго придерживающимся определенных рамок, хотя нормы морали должны стоит ему больших усилий, нежели верующему христианину.
Философ самым решительным образом настаивает, чтобы церковь существовала отдельно от государства. Государственные служащие имеют право вершить правосудие над совестью и верой граждан только тогда, когда религиозная община занимается безнравственными и преступными деяниями.
Написанием законодательных актов, имеющих отношение к религии, должны заниматься не магистры, а священнослужители. Сама же церковь — исключительно свободное и добровольное объединение людей, созданное для служения Господу и спасения душ. Ей не пристало брать на себя роль гражданской инстанции и тем более участвовать в преследовании иноверцев.
Пламенно проповедуя принципы свободы вероисповедания и разделения сфер влияния государственной и церковной власти, философ, тем не менее не питал иллюзий насчет того, что в отношениях между церковью и властью может быть все гладко.
Джон Локк навсегда вписал свое имя в историю. Его философия оказала сильнейшее влияние на гражданское общество, а также способствовала разработке конституции США и формированию британской политической системы, действующей по сей день. Идеи английского философа эпохи Просвещения произвели неизгладимое впечатление на таких великих мыслителей, как Вольтер, Кант и Шопенгауэр.