Да винчи рисунок человека в круге что означает
15 малоизвестных фактов о «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего «Витрувианского человека» напоказ
Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня «Витрувианский человек» является одной из самых известных работ художника, наряду с «Тайной вечерей» и «Моной Лизой».
2. Сочетание искусства и науки
Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.
3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия
Как полагают современные ученые, в 15-м веке и в последующие десятилетия существовало множество людей, которые пытались отразить эту идею в визуальной форме.
4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо
В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.
5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл
В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: «Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной».
6. «Витрувианский человек» — только один из многих набросков
Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.
7. Витрувианский человек — идеал мужчины
Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.
8. Это может быть автопортрет
Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал «Витрувианского человека» с себя.
9. У Витрувианского человека была грыжа
Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.
10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему
11. Тело расчерчено мерными линиями
Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.
12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия
Эскиз также называют «Канон пропорций» или «Пропорции мужчины».
13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз
На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.
14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности
Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.
15. Оригинал эскиза редко появляется на публике
Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. «Витрувианский человек», как правило, хранится под замком в «Галерее Академии» в Венеции.
Стоит отметить, что к творчеству великого да Винчи обращаются и современные художники. Так, недавно была создана Мона Лиза из 2156 катушек ниток
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Витрувианский человек
Из Википедии — свободной энциклопедии
Рисунок Леонардо да Винчи и пояснения к нему также относят к теме пропорционального канона. Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью серебряного штифта, размеры рисунка 24,5 × 34,3 сантиметра. В настоящее время рисунок находится в собрании Галереи Академии в Венеции.
В трактате «Десять книг об архитектуре» (Книга III, глава I) Витрувий приводит следующие «идеальные» отношения частей тела человека:
Исследование пропорциональных отношений человеческого тела в XV—XVI веках, которому уделяли внимание Леонардо да Винчи, Леон Баттиста Альберти, Альбрехт Дюрер, Лука Пачоли, Андреа Палладио и многие другие, продолжалось и в Новое время. В России этой проблемой занимались: Н. А. Львов, И. В. Жолтовский, О. И. Гурьев, И. П. Шмелёв. Однако единой системы выработано не было.
Как можно заметить, комбинация расположений рук и ног в рисунке Леонардо создаёт парную систему мер. Поза с разведёнными в стороны руками и сведёнными ногами оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При этом основные отношения не меняются, хотя в одном случае центром окружности является пуповина фигуры человека, а в другом — центром квадрата — лобковое сращение таза. Такая двойственная мера отношений размеров мужской фигуры принята в антропометрии при работе и обучении архитекторов и дизайнеров в наше время. По схожей методике парных мер разрабатывал свою систему пропорционирования — Модулор знаменитый архитектор-модернист Ле Корбюзье.
Рисунок сам по себе часто используется как универсальный символ симметрии человеческого тела и Вселенной. В 2011 году ирландский аэрохудожник Джон Квигли изобразил на льдах Северного ледовитого океана гигантскую реплику знаменитого рисунка Леонардо да Винчи для того, чтобы привлечь внимание к проблемам экологического равновесия [5]
Да винчи рисунок человека в круге что означает
Эскиз витрувианского человека был обнаружен случайно, в рукописях Леонардо. Создано оно было примерно в 1490-1492 гг.
При обнаружении эскиза – рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека:
Основой для рисунка Да Винчи «Человек Витрувианский» стал трактат «Мужчина эквилибре» архитектора Древнего Рима Витрувия, именем которого и названо изображение фигуры. Этот древний римлянин применял пропорции человеческого тела для своих исследований в архитектуре.
В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: «Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной«.
В нашем современном мире рисунок Да Винчи уже не воспринимается человечеством как символ идеальных пропорций человеческого, в частности, мужского тела. Это изображение скорее символизирует нахождение человека во Вселенной.
Витрувианский человек Леонардо Да Винчи – это образ согласованного состояния жизни, в центре которой находится человек. На рисунке изображена идеальная с точки зрения пропорций мужская фигура.
Толкование такой композиции имеет следующее значение:
В этом видится символ того, что человек тяготеет к земному, несмотря на божественную свою составляющую.
Витрувианский человек – это не только скрытый символ внутренней симметрии тела человека, но и символ симметрии Вселенной в целом.
В пропорциях обьем круга и обьем квадрата абсолютно равны. Этим показано, что проявленное (материальное) и непроявленное (духовное) – взаимопереходимые состояния. Отличие лишь в частоте.
Для чего духовное материализуется – это уже другой не менее интересный вопрос.
Так древние ученые пытаются нам передать смысл Высшей Гармонии.
Есть еще одна интересная теория, согласно которой витрувианский человек Да Винчи – это изображение Христа. Художник занимался реставрацией Плащаницы по просьбе ее хранителей. Якобы воодушевленный изображением Христа на святыне, он переносит безупречные пропорции его тела на свой рисунок. А значит, он изображает божественные пропорции человеческого тела. Да Винчи, поместив мужскую фигуру в центр мироздания, изобразил человека по образу Бога.
Почему этот рисунок стал знаменитым? Леонардо да Винчи и секрет «Витрувианского человека»
Что здесь нарисовано?
Здесь нарисовано ровно то, что написано в названии работы — «Витрувианский человек». Но поскольку сегодня мало кто помнит, что это такое, давайте расшифруем это титулование.
Во времена Юлия Цезаря жил-был в Риме известный архитектор по имени Витрувий. Не известно, реально ли он был великим как строитель. Главная его заслуга перед историей искусства в том, что он написал «Десять книг об архитектуре»: такой огромный компендиум, куда собрал все правила, хитрости и приемчики античной архитектуры, как римской, так и древнегреческой. Дальше он умер, а книге подфартило — она уцелела! С античными книгами, особенно про точные науки, а не про про пошловатую мифологию, это не всегда случалось. В эпоху Возрождения с нее отряхнули средневековую пыль и стали использовать по прямому назначению, как инструкцию.
Плоды сего мы пожинаем до сих пор: это и московский Большой театр, и американские Капитолий с Белым домом, советские станции метро. да куча всего.
Станция метро Электрозаводская (Москва). Фото: Wikimedia Commons (cc)
Помимо описания всяких колонн, пилястр, орнаментов и всяких финтифлюшек чисто архитектурных, Витрувий вдруг еще внезапно, между главами о циклах морозостойкости кирпичей и качестве затирки (шутка), подробно остановился на размерах и пропорциях homo sapiens. Потому что именно от человеческих пропорций и зависит комфортное пребывание внутри интерьера и ощущение от фасадов, что они красивые. Все должно быть соразмерно, тогда подсознанию приятно.
Описана вся эта система пропорций без авторских картинок, только словами. Причем так, что без стакана не разберешься: высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (24 ладони), длина руки составляет ⅖ его высоты и так далее. Выведена она была Витрувием на основе античных теорий красоты, прежде всего, канона скульптора Поликлета.
Витрувий бросил эти несколько слов, что здания должны иметь пропорции человека, а тело человека — это модель пропорции. И с вытянутыми руками и ногами тело идеально вписывается сразу в 2 идеальные геометрические фигуры — квадрат и круг.
Для людей эпохи Ренессанса, фанатевших по античным трактатам, как дети по Гарри Поттеру, это высказывание стало практически религиозным догматом, воплощением целой философии. Оно иллюстрировало тезис идеального порядка, красоты, познания эстетики с помощью разума.
Ренессансные люди, еще до Леонардо да Винчи, обсасывали это высказывание Витрувия так и эдак, пытались его нарисовать. Но получалось фигово.
Таккола. Витрувианский человек, 1440-е годы (за полвека до создания рисунка Леонардо)
Джакомо Андреа да Феррара. Витрувианский человек. 1480-90-е годы (?)
Франческо ди Джорджио. Витрувианский человек. Ок. 1470.
Ну сами видите: не выходил каменный цветок. Не впихивался силуэт мужчины в идеальные геометрические круг и квадрат. Это была такая легендарная «теорема Ферма» для ренессансных гуманистов и художников, причем не новенькая, а классическая, потому что книгу Витрувия никогда не теряли, все Средневековье она оставалась доступной для чтения в монастырских библиотеках.
Поэтому когда Леонардо наглядно решил эту «легендарную шахматную загадку», то это вызвало, говоря языком современных журналистов, большой общественный резонанс. Среди интеллектуалов, разумеется.
Оригинал рисунка хранится в венецианской Галерее Академии.
Так что причины славы рисунка таковы:
Во-первых, он смог впихнуть.
Во-вторых, это просто красиво.
В-третьих, все, что делал Леонардо да Винчи вызывало большой интерес
и при его жизни. А после смерти тем более. Все, чему довелось уцелеть сквозь века, копировалось, растаскивалось на цитаты. А в наши дни — и на сувенирную продукцию.
В скобках обьясню, как именно Леонардо да Винчи смог, а другие нет. Потому что он гений. И знал, где и как передергивать и мошенничать.
Дело в том, что он на самом деле точную инструкцию Витрувия нарушил. Если следовать ей буквально, то получается какой-то мутант: слишком маленькая голова, чрезмерно большие ноги и стопы.
Буквальное следование инструкциям Витрувия: схема художника Чезаре Чезариано, 1521 год
А Леонардо догадался, что для красоты надо расположить круг и квадрат не идеально симметрично, а сдвинув один от другого. А ноги мужчине надо растопырить, поставив на круг: таким образом они становятся на 1/14-ю короче. И вот тогда получается красота и гармония.
Сегодня все уже забыли о Витрувии и его пропорциях, о том, что именно восхищало первых зрителей рисунка Леонардо в этой работе. Осталось только наслаждение взгляда от того, как это красиво нарисовано. Ну а поскольку это подлинный «леонардо», то, как и все его работы, в Новейшее время эта картинка стала еще одной поп-иконой, которую лепят везде. А чем чаще тебе показывают что-либо, тем больше ты думаешь, что оно великое, такая вот магия массовой психологии. Витрувианский человек стал таким вот пародируемым логотипом.
Кстати, комиксисты признавались, что Бэтмена они придумали, разглядывая рисунки Леонардо да Винчи с летательными аппаратами, механическими крыльями
Витрувианский человек
Что здесь нарисовано?
Здесь нарисовано ровно то, что написано в названии работы — «Витрувианский человек». Но поскольку сегодня мало кто помнит, что это такое, давайте расшифруем это титулование.
Во времена Юлия Цезаря жил-был в Риме известный архитектор по имени Витрувий. Не известно, реально ли он был великим как строитель. Главная его заслуга перед историей искусства в том, что он написал «Десять книг об архитектуре»: такой огромный компендиум, куда собрал все правила, хитрости и приемчики античной архитектуры, как римской, так и древнегреческой. Дальше он умер, а книге подфартило — она уцелела! С античными книгами, особенно про точные науки, а не про про пошловатую мифологию, это не всегда случалось. В эпоху Возрождения с нее отряхнули средневековую пыль и стали использовать по прямому назначению, как инструкцию.
Плоды сего мы пожинаем до сих пор: это и московский Большой театр, и американские Капитолий с Белым домом, советские станции метро. да куча всего.
Станция метро Электрозаводская (Москва). Фото: Wikimedia Commons (cc)
Помимо описания всяких колонн, пилястр, орнаментов и всяких финтифлюшек чисто архитектурных, Витрувий вдруг еще внезапно, между главами о циклах морозостойкости кирпичей и качестве затирки (шутка), подробно остановился на размерах и пропорциях homo sapiens. Потому что именно от человеческих пропорций и зависит комфортное пребывание внутри интерьера и ощущение от фасадов, что они красивые. Все должно быть соразмерно, тогда подсознанию приятно.
Описана вся эта система пропорций без авторских картинок, только словами. Причем так, что без стакана не разберешься: высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (24 ладони), длина руки составляет ⅖ его высоты и так далее. Выведена она была Витрувием на основе античных теорий красоты, прежде всего, канона скульптора Поликлета.
Витрувий бросил эти несколько слов, что здания должны иметь пропорции человека, а тело человека — это модель пропорции. И с вытянутыми руками и ногами тело идеально вписывается сразу в 2 идеальные геометрические фигуры — квадрат и круг.
Для людей эпохи Ренессанса, фанатевших по античным трактатам, как дети по Гарри Поттеру, это высказывание стало практически религиозным догматом, воплощением целой философии. Оно иллюстрировало тезис идеального порядка, красоты, познания эстетики с помощью разума.
Ренессансные люди, еще до Леонардо да Винчи, обсасывали это высказывание Витрувия так и эдак, пытались его нарисовать. Но получалось фигово.
Франческо ди Джорджио. Витрувианский человек. Ок. 1470.
Ну сами видите: не выходил каменный цветок. Не впихивался силуэт мужчины в идеальные геометрические круг и квадрат. Это была такая легендарная «теорема Ферма» для ренессансных гуманистов и художников, причем не новенькая, а классическая, потому что книгу Витрувия никогда не теряли, все Средневековье она оставалась доступной для чтения в монастырских библиотеках.
Поэтому когда Леонардо наглядно решил эту «легендарную шахматную загадку», то это вызвало, говоря языком современных журналистов, большой общественный резонанс. Среди интеллектуалов, разумеется.
Так что причины славы рисунка таковы:
Во-первых, он смог впихнуть
Во-вторых, это просто красиво.
В-третьих, все, что делал Леонардо да Винчи вызывало большой интерес
и при его жизни. А после смерти тем более. Все, чему довелось уцелеть сквозь века, копировалось, растаскивалось на цитаты. А в наши дни — и на сувенирную продукцию
В скобках обьясню, как именно Леонардо да Винчи смог, а другие нет. Потому что он гений. И знал, где и как передергивать и мошенничать.
Дело в том, что он на самом деле точную инструкцию Витрувия нарушил. Если следовать ей буквально, то получается какой-то мутант: слишком маленькая голова, чрезмерно большие ноги и стопы.
Буквальное следование инструкциям Витрувия: схема художника Чезаре Чезариано, 1521 год
А Леонардо догадался, что для красоты надо расположить круг и квадрат не идеально симметрично, а сдвинув один от другого. А ноги мужчине надо растопырить, поставив на круг: таким образом они становятся на 1/14-ю короче. И вот тогда получается красота и гармония.
Сегодня все уже забыли о Витрувии и его пропорциях, о том, что именно восхищало первых зрителей рисунка Леонардо в этой работе. Осталось только наслаждение взгляда от того, как это красиво нарисовано. Ну а поскольку это подлинный «леонардо», то, как и все его работы, в Новейшее время эта картинка стала еще одной поп-иконой, которую лепят везде. А чем чаще тебе показывают что-либо, тем больше ты думаешь, что оно великое, такая вот магия массовой психологии. Витрувианский человек стал таким вот пародируемым логотипом.
Кстати, комиксисты признавались, что Бэтмена они придумали, разглядывая рисунки Леонардо да Винчи с летательными аппаратами, механическими крыльями
Майку себе давно покупал такую)
Возможно поэтому древняя архитектура находит отклик и вызывает восхищение, прежде всего своей геометрической гармонией.
Надо, чтобы строителям муравейников кто-то рассказал о пропорциях и соразмерности.
Спасибо, интересный пост. Продолжайте 🙂
Потому что именно от человеческих пропорций и зависит комфортное пребывание внутри интерьера и ощущение от фасадов, что они красивые. Все должно быть соразмерно, тогда подсознанию приятно.
Очевидная истина, забытая сегодня постмодернистами.
Последний абзац повторяется
Кстати, комиксисты признавались, что Бэтмена они придумали
Я один пошёл мерить свой рост локтями и ладонями?
Летят такие писец пасаны. И семки есть или не есть. Не ищите в каждом губернаторе зло. Оно есть на старте
20 вариантов Витрувианского человека
К этому посту есть NSFW дополнение: 7 витрувианских женщин
Все знают про Леонардо да Винчи и про оригинального Витрувианского человека.
Про самого старика Марка Витрувия мало кто знает, хотя он написал 10 томов.
Но это-то как раз кажется логичным. 10 томов vs. 1 классная картинка.
Вот 20 переделок шедевра, которые показались мне забавными:
(Teenage Mutant Ninja Turtles)
Бендер Сгибальщик Родригес
(Bending Unit 22, unit number 1,729, serial number 2716057)
Чужой ака Ксеноморф
(Малькольм «Мэл» Рейнольдс — Firefly)
Именно так выглядел рисунок Леонардо да Винчи.
Вот что хотел сказать Леонардо да Винчи
Что скрывает «Человек да Винчи»
Да Винчи не думал выставлять «Витрувианского человека» как отдельное произведение искусства. Это была лишь иллюстрация к собственной исследовательской работе. Эту работу мало кто знает или слышал о ее существовании. А вот «Человека да Винчи» знают многие и этот рисунок встает в один ряд с «Моной Лизой» и «Тайной вечерей».
Спасибо, что дочитали.) Если понравилось – отметьтесь)