дебиторская задолженность выросла что это значит

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности (нюансы)

дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть фото дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть картинку дебиторская задолженность выросла что это значит. Картинка про дебиторская задолженность выросла что это значит. Фото дебиторская задолженность выросла что это значит

Как поэтапно провести анализ задолженности дебиторов и кредиторов?

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности требует тщательнейшего подхода, поэтому финансисты для его проведения разрабатывают стратегический план. Этот план является универсальным и помогает всесторонне изучить влияние текущего состояния долгов компании и ее контрагентов на ее финансовую стабильность.

Для проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности необходимо придерживаться подробного плана, основные элементы которого:

На этом этапе особо важно определить, каков удельный вес долгосрочных долгов дебиторов и как менялся их объем. Увеличение этого показателя негативно влияет на финустойчивость предприятия из-за того, что из оборота изымаются денежные ресурсы на более длительный срок.

Для проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности с целью установления баланса составляется таблица, в одной части которой отображается пассивное сальдо (когда сумма долга перед кредиторами выше, чем должны покупатели) на конец и начало года, а также выводится размер произошедших изменений. В другой части таблицы высчитывается активное сальдо, демонстрирующее, насколько долги дебиторов больше, чем кредиторская задолженность.

Источник

Ликвидность дебиторской задолженности: разбираем по полочкам

Работая с дебиторской задолженностью, компании стремятся достичь оптимального уровня ее ликвидности. В этой статье мы расскажем, как оценить соответствие степени ликвидности другим финансовым показателям бизнеса и как ее повысить, сохранив размер «дебиторки».

Дебиторская задолженность (далее в статье ДЗ) — это долги юрлиц и физлиц предприятию. Чем быстрее можно добиться их погашения, тем она более ликвидна.

Обычно должны покупатели и поставщики, реже — сотрудники, которые получили деньги из бюджета компании, или государственные институты (например, налоговая), которым предприятие по какой-то причине переплатило и теперь имеет право вернуть лишнее.

Контрагенты могут задолжать как деньги, так и товары или услуги. Так, если организация перевела поставщику аванс за следующую партию, в балансе будет ДЗ, пока товары не поступят и не будут приняты на склад.

дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть фото дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть картинку дебиторская задолженность выросла что это значит. Картинка про дебиторская задолженность выросла что это значит. Фото дебиторская задолженность выросла что это значит

В бухучете ДЗ — это актив, часть прибыли, которой можно будет распоряжаться, только когда она превратится в деньги на счету предприятия. Поэтому от ликвидности и качества «дебиторки» зависит платежеспособность и финансовая устойчивость фирмы. При этом чересчур высокая ликвидность может говорить о том, что, предпочитая получать оплату как можно скорее, компания упускает сегмент крупного бизнеса и теряет из-за этого в прибыли.

Размер задолженности также должен быть оптимальным. Нулевая или небольшая задолженность говорит о том, что деньги просто лежат на балансе. Большой размер долгов дебиторов при недостатке денежных средств на счетах создает трудности в функционировании предприятия: нечем платить сотрудникам и поставщикам.

Как образуется задолженность

Вариантов возникновения много, приводим самые распространенные.

Со стороны контрагентов:

Со стороны госструктур:

Со стороны сотрудников и участников предприятия:

Как посчитать ликвидность

Ликвидность ДЗ можно оценить с помощью коэффициента ее оборачиваемости или с помощью периода ее оборота.

1. Коэффициент считают как отношение выручки к «дебиторке» за период времени:

То есть расчет по балансу будет выглядеть так:

Коб.дз = 2110 / (1230 на начало периода 1230 на конец периода) х 0,5

2. Период оборота равен ДЗ на конец периода, умноженной на количество дней расчетного периода и деленной на доход:

Поб.дз = ДЗкп х П / ДР,

То есть расчет по балансу будет выглядеть так:

Если компания много продает по предоплате и/или оплате в момент отгрузки товара, то показатели стоит считать на основе выручки, полученной только от продаж с отсрочкой платежа.

Но даже при таком уточнении оценка только на основе бухучета может не отразить реальную ситуацию: там не отображается ни снижение платежеспособности поставщиков, ни истечение сроков давности по истребованию задолженностей. В результате в ДЗ включаются не только те долги, которые вероятно получится вернуть, но и те, которые, скорее всего, придется списать. Поэтому качество дебиторской задолженности обычно оценивают вручную, потом на основе этой оценки отнимают из общей суммы просроченные, сомнительные и безнадежные долги и только после этого считают коэффициент оборачиваемости и/или период оборота.

Оценка качества задолженности

Основные параметры, на основе которых можно структурировать ДЗ, чтобы оценить ее качество — это нормальность/просроченность, «возраст», риски невозврата и срок погашения. По этим признакам она делится на следующие типы.

По отношению к сроку погашения:

Более мелкое деление помогает оценить риски невозврата: чем дольше дебитор задерживает оплату, тем меньше шансов, что он погасит долг. Срок исковой давности по взысканию просроченной задолженности ограничен, составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Отсчет начинается с даты, когда организация узнала о неуплате (например, день, следующий за днем платежа по договору.

Если задолженность регулируется договором, в котором не указан срок возврата, то срок давности надо начинать отсчитывать через 30 дней после предъявления требования вернуть долг, и при этом он не должен быть больше 10 лет с момента возникновения долга (п. 2 ст. 200 ГК РФ).

По вероятности возврата:

По величине срока погашения:

Степень ликвидности также можно оценить не только по формуле, но и с помощью ручной группировки:

Для тех составляющих дебиторской задолженности, которые в силу специфики деятельности предприятия имеют достаточно большой размер, можно создать отдельные строки в балансе, чтобы он показывал более полную картину финансового состояния бизнеса. Также отражение категоризации в отчетности требуется при ведении учета по МСФО.

По умолчанию статья в балансе единая для всей ДЗ («Торговая и прочая дебиторская задолженность»), но или в раскрытии по «дебиторке», или в раскрытии по управлению финансовыми рисками надо разделить финансовую и нефинансовую задолженность (обычно платежи поставщикам за еще не полученный товар)

Как анализировать

Нормы итоговых показателей, полученных на основе скорректированного размера ДЗ варьируются, зависят от отрасли. Чтобы оценить адекватность уровня ликвидности ДЗ и ее размера для конкретной организации, нужно смотреть на них в динамике и сопоставлять с другими показателями этого же предприятия:

Так рост «дебиторки» должен быть связан с ростом сбыта и коррелировать с ростом кредиторской задолженности. Чтобы не возникало кассовых разрывов, ликвидность и объем ДЗ должны быть сопоставимы с ликвидностью и объемом КЗ, и объем «дебиторки» также не должен быть занимать слишком большую долю в текущих активах.

Финансовую эффективность можно оценить, сопоставив прибыль, которую приносит дебиторская задолженность, с суммой, которую организация на ней теряет (из-за инфляции, безнадежных долгов, процентов по кредитам, которые пришлось взять, и т.д.).

Как повысить качество и ликвидность

В целом управление дебиторской задолженностью должно приводить к достижению ее оптимального размера и оптимальной ликвидности, но обычно встречается ситуация, когда стремятся повысить ликвидность, сохранив объем.

Действовать можно по нескольким фронтам:

Как можно работать с рисками

1.Прописать в договоре

2. Создать резервный фонд на сумму сомнительных долгов;

Как получать платежи в срок и возвращать сомнительные долги

Регулярно анализируйте и ранжируйте дебиторов (можно методом ABC-анализа), работайте с долговыми реестрами, ищите причины появления просрочек, признаки добросовестных и недобросовестных контрагентов.

Оперативно меняйте условия работы с контрагентами в зависимости от того, как они соблюдаются условия оплаты: прекращайте кредитовать должников или переходить с ними на вексельную форму расчетов, увеличивайте размер кредита добросовестным плательщикам;

Корректируйте кредитную политику компании, когда это становится необходимым и обновляйте критерии оценки надежности контрагентов, а также инструкции по работе с «дебиторкой».

Источник

Как контролировать дебиторскую задолженность: методы и инструменты

дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть фото дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть картинку дебиторская задолженность выросла что это значит. Картинка про дебиторская задолженность выросла что это значит. Фото дебиторская задолженность выросла что это значит

Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся предприятию со стороны юридических и физических лиц, которые являются его должниками. По сути, она является активом предприятия, поэтому очень важно держать ее под контролем. В противном случае компания неизбежно столкнется с постоянным и неуправляемым ростом задолженности.

Дебиторская задолженность классифицируется:

В зависимости от масштабов деятельности компании могут устанавливать свои собственные классификации дебиторской задолженности.

Как не допустить появления сомнительных и безнадежных долгов

Существует несколько способов предотвращения появления плохих долгов или их минимизации.

1. Предоплата

Если есть риск возникновения проблем с покупателем, лучше заключить с ним договор на условиях предоплаты. Причем предоплата в этом случае должна быть 100 %. Тогда у вас, как у поставщика, не возникнет проблем с долгами.

2. Обеспечение в виде залога, поручительства, банковской гарантии

3. Встречная задолженность (кредиторская)

Когда есть встречная задолженность, можно относительно спокойно отгружать продукцию без предоплаты, без обеспечения и прочих подстраховочных вариантов. Если есть кредиторская задолженность и возникает дебиторская задолженность, всегда возможно перекрыть их путем взаимозачета.

4. Аккредитив

Это довольно экзотический вариант, хотя и незаслуженно забытый. Аккредитив — одна из форм безналичных расчетов, смысл которой заключается в следующем: когда обе стороны договора (допустим, на осуществление поставок) не доверяют друг другу (то есть поставщик не доверяет покупателю, так как боится, что он его не оплатит, а покупатель боится делать предоплату, потому что не уверен, что поставщик отгрузит товар), проблему может решить третья независимая сторона в лице банка (банк-эмитент).

В этом случае банк открывает аккредитив: часть денежных средств расчетного счета покупателя переводятся на специальный счет в этом банке, и покупатель в течение определенного срока не имеет права распоряжаться этими деньгами. Затем банк сообщает поставщику о том, что деньги для него «зарезервированы» на отдельном счете и эти деньги ему будут перечислены, как только он представит документы, подтверждающие отгрузку.

К сожалению, эта услуга не пользуется особой популярностью. Вероятно, потому, что она недешевая. Но с точки зрения финансовой и гражданско-правовой это хороший вариант для предотвращения накопления долгов.

6 методов внутреннего контроля дебиторской задолженности

Сразу нужно сказать, что универсальных методов контроля дебиторской задолженности не существует. Все очень специфично, и многое зависит от деятельности предприятия, его масштаба, сумм, которые проходят, клиентов, рынка, на котором предприятие работает. Приходится учитывать слишком много факторов. Тем не менее можно ориентироваться на несколько важных критериев.

1. Плановый уровень дебиторской задолженности

Максимально допустимый размер дебиторской задолженности определяется расчетным путем. Он выражается в абсолютных величинах и / или в процентах по отношению к выручке.

Речь идет о сумме долгов, которую предприятие может себе позволить без серьезного ущерба для финансово-хозяйственной деятельности. Размер этот лучше устанавливать в твердой сумме, то есть в рублях. Дополнительно можно установить и в проценте от выручки.

2. Условия предоставления отсрочки платежа (кредита) клиентам

У компании может быть принят какой-то конкретный срок — 15 или 30 дней, например. Но один срок не может быть универсальным для всех, с кем она работает.

Если речь идет о ключевом или постоянном клиенте, то для него срок может быть длиннее. Ведь он, как правило, делает большие заказы и регулярно выполняет свои обязательства.

Если появляется новый клиент, в котором компания пока еще не уверена, то срок имеет смысл пересмотреть в сторону уменьшения. Проблемному клиенту срок нужно устанавливать либо минимальный, либо вообще настаивать на предоплате.

3. Мотивация сотрудников

Желательно разработать систему, при которой заработная плата сотрудника будет зависеть от срока дебиторской задолженности.

4. Процедура предоставления отсрочки платежа клиентам

Большую роль в принятии решения о предоставлении клиенту кредита играет собранная о нем информация.

Можно начать с анализа информации из открытых источников и той информации, которая запрашивается у покупателей. Как давно они работают на рынке? С кем из их контрагентов можно связаться, чтобы получить отзывы? Насколько аккуратно они рассчитываются? Много ценной для анализа информации можно извлечь из сайта компании.

Лучше всего лично посетить офис покупателя. Это позволит сформировать представление о том, насколько рискованно будет работать с ним.

5. Определение параметров оценки предоставленной клиентом информации

В данном случае важно учитывать наличие имущества, за счет которого возможно погашение задолженности, размер и динамику кредиторской задолженности, потенциальные финансовые трудности и проблемы с платежеспособностью.

6. Распределение ответственности за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами

Все зависит от масштабов предприятия, но даже на малом предприятии имеет смысл определить, кто и за что отвечает в работе с дебиторской задолженностью, как распределяется ответственность.

С точки зрения логики коммерческий отдел должен отвечать за предоставление отсрочки платежа, осуществлять контроль над текущей дебиторской задолженностью. Участок работы юридического отдела — сомнительная и безнадежная дебиторская задолженность (личные встречи, переговоры, переписка, претензии, исковое заявление). К бухгалтерии относятся учет, контроль над оформлением и списание дебиторской задолженности.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Что будет, если не управлять дебиторской задолженностью?

Что является результатом неправильно организованной работы по увеличению задолженности? Ответ очевиден: задолженность очень низкого качества. Результатом станет задолженность с ликвидационной нормой, которая существенно превышающей критическое значение (как правило, 5% от общей суммы). Рассмотрим, к каким последствиям приводит неправильно организованная работа с дебиторской задолженностью как при попытках ее увеличения, так и при попытках уменьшения.

В этой публикации мы кратко рассмотрим, к каким последствиям приводит неправильно организованная работа с дебиторской задолженностью как при попытках ее увеличения, так и при попытках уменьшения.

1. Если не организовать работу по увеличению задолженности, то…

Как человек берет кредит где-нибудь в Айдахо? Он заводит в банке счет, получает связанную с ним кредитную карточку. Прежде чем выдать ее, банк недели две проверяет клиента. Рассматриваются все данные о заявителе — место его работы, состав семьи, семейный бюджет и т. д. После выдачи карточки банк фактически становится гарантом платежеспособности клиента на продолжительный срок. Любой платеж, даже тот, на который у клиента нет денег, будет безусловно совершен банком за него (то есть будет выдан кредит).

Чтобы получить карточку, клиент обязуется перечислять всю зарплату на счет в банк, который открывает ему лимит кредитования сначала на 50% его месячной зарплаты, затем (через полгода) — на 70%, затем увеличит еще. Через пару лет клиент вполне может иметь лимит в три месячных зарплаты. Так решается проблема «микрокредита». Заметьте, банк не просто выдает деньги, а сначала оговаривает условия, по которым его ресурсная база увеличивается (клиент открывает счет и переводит на него доход), а уж затем выдает клиенту средства и очень медленно наращивает лимит кредитования.

При этом кредитованием занимается именно банк, а торгующая организация в любом случае всегда получит свои средства за предоставленный клиенту товар. У нас же сами торгующие организации выдают кредиты, то есть, как мы раньше говорили, «ведут счета» заемщиков.

Что же является результатом неправильно организованной работы по увеличению задолженности? Ответ очевиден: задолженность очень низкого качества. Результатом станет задолженность с нормой ликвидационной задолженности, существенно превышающей критическое значение (как правило, 5% от общей суммы задолженности).

Как правильно организовать работу по увеличению задолженности? Несмотря на то что кредитование весьма выгодно для кредитора (это и расширение бизнеса, и дополнительные прибыли), для клиента получение кредита должно быть связано с определенными трудностями. Главное правило — кредит надо заработать.

Если же производить бесплатную и практически безнаказанную раздачу денег, произойдет непоправимое ухудшение качества долгов, а может быть, и то, о чем говорится в следующем пункте.

2. Если не организовать работу по уменьшению задолженности, то…

Даже если этот факт признан, то в отношении работы с такой задолженностью нет никакой стратегии. Сегодня ею занимаются юристы, завтра — служба безопасности, послезавтра — кто-то из отдела продаж, который хорошо знает первую жену заемщика и т. д. Все это — следствие того, что сначала неправильно посчитали, затем на сумму будущих убытков не уменьшили прибыль, из «полученной» прибыли выплатили себе премии и дивиденды.

Через месяц повторили все то же самое. Премии получили, начальству доложили, что все нормально, начальство тоже премии получило, а на самом деле…

Одним из самых серьезных негативных факторов роста любого рынка является то, что на фоне роста не всегда видны негативные моменты. Любые недочеты, недоделки, да и просто промахи кажутся временными факторами, простыми помехами, шумом на фоне стабильно и бурно развивающихся процессов. Это уже неоднократно повторялось —
конкретные детали незаметны на фоне мощного развивающегося процесса.

Часто за последние годы мы наблюдали ситуацию, когда невнимание к вопросам уменьшения задолженности должно было привести к краху предприятий в течение короткого времени, однако бурно растущий рынок оттягивал наступление этих событий. В самый критический момент появлялся новый кредитор, либо подписывался наивыгоднейший контракт, либо происходило что-нибудь еще в этом роде.

На время все успокаивалось. Однако предприятие не использовало полученную таким образом передышку, чтобы исправить ситуацию, и через год-два крах все-таки наступал, но уже с более тяжелыми последствиями для организации.

Как же в действительности развиваются события, если кредитор не уделяет должного внимания построению системы уменьшения задолженности?

Значительная доля активов кредитора — это дебиторская задолженность. Сколько в ее составе текущей задолженности, сколько — просроченной, а сколько безнадежной, не знает никто. Порою даже сам кредитор.

Результат неправильно организованной работы — ничем не контролируемый рост объема задолженности. Затем, как следствие, сильно ухудшается качество долгов. А далее уже непонятно, что является причиной, а что следствием.

Следствием того факта, что значительная доля дебиторской задолженности состоит из безнадежных, то есть практически дутых активов, является все более усиливающаяся нехватка «живых» денег. Значительная часть активов не работает, но поскольку этот факт «скрыт» и от проверяющих, и от самих руководителей, премии регулярно получаются. В результате средств сначала перестает хватать на выплату зарплаты сотрудникам, потом проценты по собственным кредитам выплачиваются из заемных денег, затем — конец.

Рассмотрим в качестве примера реальную жизненную ситуацию.

Небольшая региональная компания создала сеть отделений по потребительскому кредитованию населения в областном центре и в прилегающих районных центрах. Ниша эта была свободна — несколько лет назад местные банки боялись заниматься таким рискованным, как им казалось, делом, а крупных филиалов центральных банков в регионе не было.

Поначалу (но очень недолго) деятельность была вполне прибыльна. На успешность бизнеса обратили внимание потенциальные конкуренты — и местные банки, и крупные торговые сети. Их приход на рынок сильно снизил доходность такого рода операций. Услуга становилась все более востребованной, рост объемов продаж был небывалый — десятки процентов ежемесячно. «Популярность» услуги выросла, в том числе и среди преступных элементов.

Объем безнадежной дебиторской задолженности начал быстро расти. Компания все силы тратила на «освоение» новых территорий — открытие новых представительств, подключение к работе по кредитованию новых торговых сетей и т. д. Основным девизом было «Сегодня захватим рынок, а завтра получим прибыль!». Ситуация осложнялась тем, что ни у собственников компании, ни у менеджмента до создания данного бизнеса не было опыта работы на розничных финансовых рынках.

Все эти факторы привели к тому, что за два года объем проявившейся безнадежной задолженности превысил 10% от валюты баланса компании. Все нормативы по соотношению собственных и заемных средств были также нарушены самой компанией — более 98% кредитов было выдано за счет заемных средств.

После того как для выплаты процентов по собственным кредитам два месяца подряд пришлось брать дополнительные займы, руководство компании решило проанализировать результаты деятельности. По итогам проверки получили следующую информацию:

Все планировавшиеся меры с той или иной степенью успешности были осуществлены. По итогам трехмесячной работы получены следующие результаты:

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть фото дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть картинку дебиторская задолженность выросла что это значит. Картинка про дебиторская задолженность выросла что это значит. Фото дебиторская задолженность выросла что это значит

Кандидат экономических наук, доцент. Автор двух монографий, шести учебных пособий и нескольких десятков статей по вопросам бухгалтерского учета, финансового менеджмента и анализа. Лауреат премии губернатора в сфере науки, техники и инновационной деятельности за 2012 г. За плечами — опыт работы главбухом бюджетного учреждения и преподавателем государственного вуза.

Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности (ДЗ и КЗ)

Сразу оговоримся: финансовый анализ – это всегда некое усреднение и обобщение:

И еще момент: ДЗ и КЗ включают не только остатки по расчетам с покупателями и поставщиками. Там еще находятся работники, учредители, бюджет, внебюджетные фонды и т.д. В статье же сделаем бóльший упор на первых. Под ДЗ и КЗ в рамках данного материала будем понимать, прежде всего, не вообще всю их величину, а ту часть, которая приходится на покупателей/заказчиков, поставщиков/подрядчиков.

Для изучения системы расчетов понадобятся:

На схеме показали, где взять нужные цифры. А еще предлагаем скачать Excel-файл. Введите в отмеченные ячейки исходные данные, и он сам рассчитает показатели из статьи.

дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть фото дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть картинку дебиторская задолженность выросла что это значит. Картинка про дебиторская задолженность выросла что это значит. Фото дебиторская задолженность выросла что это значит

Рисунок 1. Финансовый анализ дебиторской и кредиторской задолженности: информационная основа

Этапы анализа предлагаем такие:

Этап 1. Анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности

Самый простой способ узнать об особенностях системы расчетов у контрагента – определить удельные веса ДЗ и КЗ в валюте баланса по простым формулам:

дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть фото дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть картинку дебиторская задолженность выросла что это значит. Картинка про дебиторская задолженность выросла что это значит. Фото дебиторская задолженность выросла что это значит

де ББ – бухгалтерский баланс.

Норматива для значений нет. Зато есть обычная логика, которая подсказывает: слишком большие величины – это плохо:

От общей структуры в балансе переходим к оценке состава самих долгов. Вспомним, какими они бывают.

Таблица 1. Виды задолженности

Долго- и краткосрочные

· В финансовой отчетности водораздел по сроку проходит на 12 месяцах. Все, что свыше, относится к долгосрочным долгам.

· Заметьте, речь не идет о просрочке. Это значит, что задолженность с договоренностью о погашении через 2 месяца, которую просрочили на 1,5 года, все равно останется краткосрочной.

· В балансе нет специальных строк для долгосрочных ДЗ и КЗ. Те, что показываются во II и V разделах, считаются краткосрочными по умолчанию. Организация должна сама вводить подобные статьи, если у нее есть «долгие» средства в расчетах и обязательства

Текущие и просроченные

· Если ДЗ и КЗ не закрыты в договорной срок, то они становятся просроченными.

· В балансе эти суммы не увидеть. Ищите их в пояснениях. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» рекомендует для них таблицы 5.2 и 5.4. Однако предприятия вправе иначе раскрыть данные значения

Обеспеченные и без обеспечения

· Залог, поручительство и банковская гарантия – то, что формирует обеспечение долга по ГК РФ. А еще по бухгалтерским правилам к ним относятся выданные и полученные векселя. Вероятность погашения обеспеченной задолженности увеличивается, значит, ее качество растет.

· Суммы приводятся в таблице 8 пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах

Сомнительные и безнадежные

· Термины применяются к ДЗ. Логично, ведь в своих долгах сомневаться не будешь, и теряет надежду на их получение кто-то другой.

· Сомнительная – это просроченная и ничем необеспеченная ДЗ. Сюда же причисляется текущая, по которой высока вероятность неполучения средств вовремя. К безнадежной относится с истекшим сроком исковой давности.

· По первой создается резерв по сомнительным долгам. Он минусует ее суммы из балансовой строки. Вторая списывается на прочие расходы. Выходит, в балансе нет ни той, ни другой.

· Приводятся в столбцах таблицы 5.1 пояснений. Сомнительная – там, где величина резерва. Безнадежная – в колонке «Списание на финансовый результат»

Идеальная ситуация – это лишь краткосрочные и текущие долги, да еще с обеспечением. Очевидно, такое бывает крайне редко. Поэтому, чтобы оценить отклонение от идеала и всю сложность ситуации с расчетами на предприятии, считайте долю задолженности:

По итогам первого этапа анализа рассчитываются девять удельных весов. Смотрите перечень на схеме. С их помощью можно значительно продвинуться в понимании характера расчетов внутри исследуемой компании.

дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть фото дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть картинку дебиторская задолженность выросла что это значит. Картинка про дебиторская задолженность выросла что это значит. Фото дебиторская задолженность выросла что это значит

Рисунок 2. Показатели первого этапа анализа

Этап 2. Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Выражается в одной формуле. Вот такой:

Соотношение КЗ и ДЗ = КЗ / ДЗ ≈ 1,1.

Ее логика проста: хорошо, когда обязательства самой организации больше, чем долги перед ней. В идеале примерно на 10%. Корректный расчет предполагает исключение из числителя и знаменателя просроченных сумм.

Предприятия, работающие по такой схеме, умело пользуются ресурсами контрагентов. Получают от них материальные ценности, работы и услуги и при этом выторговывают отсрочку платежа бóльшую, нежели предоставляют своим покупателям. Обычно это характеристика эффективной системы расчетов потенциального партнера. Правда, эффективной, прежде всего, для него самого.

Этап 3. Анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности

На данном этапе предлагаем рассчитать темпы роста для ДЗ и КЗ, а затем сравнить их:

Напомним, как рассчитывается темп роста:

дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть фото дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть картинку дебиторская задолженность выросла что это значит. Картинка про дебиторская задолженность выросла что это значит. Фото дебиторская задолженность выросла что это значит

Рассмотрим, о чем расскажут полученные цифры.

Тр ДЗ и КЗ. Здесь работает та же логика, что на предыдущем этапе. Если в числе долгов нет просроченных, то превалирующий рост кредиторки по сравнению с дебиторкой – положительная характеристика.

Тр ДЗ, активов и выручки. Выше уже отмечали: дебиторская задолженность в активах – неотъемлемый, но не самый желательный элемент. Поэтому если ее прирост обгоняет увеличение имущества, то доля отсроченных (иначе – выведенных из оборота) средств растет.

Чтобы понять возможные причины ситуации, сравните также Тр для ДЗ и выручки. Когда они примерно равны, то увеличение/уменьшение долгов дебиторов связано с ростом/снижением продаж компании. Если же дебиторка существенно обгоняет выручку, значит, дело в изменении схемы расчетов с контрагентами. Организация стала предоставлять отсрочку покупателям/заказчикам на более долгий период. Ну или еще вариант: увеличились объемы выданных авансов поставщикам и подрядчикам. Они ведь тоже находятся в ДЗ.

Тр КЗ, пассивов и неденежных расходов. Про оптимальное соотношение кредиторки и пассива определенно не скажешь. С одной стороны, ее превышающий рост по сравнению с источниками говорит, что оборот предприятия увеличивается за счет средств чужого бизнеса. Это хорошо. С другой, возникает вопрос: а точно ли это не начало будущего краха – невозможности разобраться с целой горой долгов и последующее банкротство?

Поэтому дополнительно обращайте внимание на долю просроченной задолженности. Если ее изменение согласуется с динамикой общей суммы КЗ, то, по сути, ситуация остается подконтрольной. Это так даже при значимом росте кредиторки.

А еще сравнивайте темпы роста КЗ и неденежных расходов, чтобы понять, менялось ли что-то в расчетах с поставщиками и подрядчиками. Здесь появляется вопрос: почему неденежных? Потому что в расходах значимую часть может занимать амортизация. За нее не надо никому платить. Исключите ее из вычислений, и сравнение станет корректнее.

Логика сопоставления цифр остается такой же, как для Тр ДЗ и выручки. Если темпы роста КЗ и неденежных расходов примерно равны, значит, существенных изменений не было. Отсрочка от поставщиков предоставляется в том же объеме. Если расходы обгоняют, то контрагенты стали менее лояльными и сократили период для постоплаты.

Как использовать информацию данного этапа при выборе потенциального партнера? Возможные выводы смотрите в таблице.

Таблица 2. Выводы о контрагенте по динамике ДЗ и КЗ

Значительный рост ДЗ

У возможного партнера могут начаться проблемы с деньгами. Это так называемая техническая неплатежеспособность, когда организации много кто должен, но на данный момент денег для оплаты своих счетов нет

Организация, вероятнее всего, предоставляет отсрочку платежа покупателям. Можно попробовать выторговать выгодные условия оплаты по факту поставки

Значительный рост КЗ

Полная аналогия написанного выше. Только причина ситуации иная. Обязательства предприятия уже велики. Ваша компания в очереди кредиторов, ожидающих оплату, будет явно не первой. Сумеют ли с вами рассчитаться вовремя?

Большая кредиторка поставщика, как кажется, не играет роли для покупателя. Однако косвенная связь есть. Вполне возможна такая последовательность событий:

· непокрытый долг потенциального контрагента сформировался перед его основным поставщиком материалов;

· эта организация приостанавливает дальнейшую отгрузку;

· ваш поставщик прекращает производственный процесс из-за отсутствия материалов;

· вы не получаете товары, работы или услуги вовремя

Этап 4. Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности

Оборачиваемость оценивается двумя видами показателей:

Их формулы связаны между собой. Расчет одного значения поможет легко получить на его основе другое. Рассмотрим по отдельности для ДЗ и КЗ.

Оборачиваемость ДЗ. Дебиторка обычно формируется в результате реализации*. Это, по сути, неоплаченный покупательскими деньгами доход продавца. Чтобы понять, сколько раз за год обернется каждый рубль средств в расчетах, разделите выручку на ДЗ. Формула такая:

дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть фото дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть картинку дебиторская задолженность выросла что это значит. Картинка про дебиторская задолженность выросла что это значит. Фото дебиторская задолженность выросла что это значит

где ОФР – отчет о финансовых результатах;

н.п. – начало периода;

Примечание: *говоря о том, что ДЗ формируется при реализации, переходим в упрощенно-условную плоскость финансового анализа, о которой писали в начале статьи. Причина: если поставщику перечислить аванс, то тоже сформируется дебиторка. Но не в результате продажи, а из-за покупки.

Заметьте: в знаменателе формулы используется средняя величина долгов дебиторов за период. Это так, потому что ДЗ приводится в ББ, который составляется на дату. А выручка находится в ОФР, формируемом за период. Для корректной состыковки моментальной и периодической величин ДЗ усредняют, превращая в некий аналог значения за год.

Чтобы посчитать продолжительность одного оборота, разделите количество дней в периоде на количество оборотов. Будет так:

дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть фото дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть картинку дебиторская задолженность выросла что это значит. Картинка про дебиторская задолженность выросла что это значит. Фото дебиторская задолженность выросла что это значит

О чем расскажут полученные цифры в отношении контрагента? О примерной продолжительности срока, по истечении которого закрываются долги перед ним. Какое отношение это имеет к вашему предприятию? Большое. Если средний период поступления денег на счета свыше, например, полугода, то резонны вопросы:

Оборачиваемость КЗ. Здесь все по аналогии с дебиторкой. Только вместо выручки используются расходы. Причина состоит в допущении: кредиторская задолженность появляется в связи с формированием затрат или расходов. По большей части это справедливо. Исключение: КЗ в результате полученных от покупателей авансов. Но здесь опять исходим из присущих анализу условностей.

И еще момент: какие расходы включать в расчет? Есть несколько вариантов:

Любой из способов имеет право на существование. Мы остановимся на синтезе второго и третьего вариантов. В итоге расчетный алгоритм для оборачиваемости кредиторки окажется таким:

дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть фото дебиторская задолженность выросла что это значит. Смотреть картинку дебиторская задолженность выросла что это значит. Картинка про дебиторская задолженность выросла что это значит. Фото дебиторская задолженность выросла что это значит

Для самогó потенциального партнера малое количество оборотов кредиторки за год и длительный период в днях выгодны. С точки зрения вашего предприятия – не очень. Почему? Потому что такая организация:

Как узнать о наличии просроченной задолженности у клиентов в «1С:ERP Управление предприятием»

Наличие или отсутствие просроченной задолженности — важный критерий оценки соблюдения клиентами платежной дисциплины. В «1С:ERP Управление предприятием» есть специальный отчет, который показывает информацию о просроченной задолженности «Платежная дисциплина клиентов». Он покажет список клиентов с указанием суммы просроченной задолженности. При необходимости можно расшифровать сумму задолженности.

Подрбнее о возможностях «1С:ERP Управление предприятием» смотрите здесь >>

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере

Давайте применим теорию на практике. Воспользуемся финансовой отчетностью ПАО «Синарский трубный завод» (ПАО «СинТЗ») за 2019 год. Пройдемся по всем четырем этапам. В таблице 3 смотрите расчеты для первого.

Таблица 3. Анализ структуры ДЗ и КЗ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *