дефиле это что такое в моде
Что такое дефиле модели?
Автор: Олег Желябин.
Это не только искусство ходьбы по подиуму, а гораздо больше
Новички, делающие первые шаги в модельном бизнесе, наверняка очень скоро услышат интригующее слово «дефиле». Что оно означает, и почему каждая модель должна знать об этом термине, я расскажу в данной статье. Название «дефиле» иногда используют и в повседневной жизни, или например, даже на военных парадах, но наибольшую известность оно получило в моделлинге. Согласно истории, в 1905 году, английский дизайнер Люсилль Глин, организовала в Лондоне первое модельное дефиле на сцене с музыкальным сопровождением. С тех пор, многие дизайнеры и модные дома стали активно проводить подобные показы.
Обрати внимание, что в англоязычном мире, вместо «дефиле», чаще используется термин “fashion runway”, или “catwalk”, что по сути означает тоже самое.
Дословно «defile» переводится как «узкое ущелье», проход между возвышенностями. Как я уже говорил, некоторые источники утверждают, что его используют и в военной терминологии, или в конном спорте. Но мы, конечно же, ассоциируем его именно с моделингом! Дефиле — это искусство движения модели по подиуму. Некоторые издания, ошибочно называют дефиле «походкой по подиуму». На самом деле, понятие дефиле имеет более обширное значение: это походка модели, ее осанка, выражение лица, пластика, умение поворачиваться и позировать. Дефиле — это подиумный образ модели, то как она умеет подать себя зрителям, продемонстрировать себя и одежду, обувь, аксессуары, которые представляет.
Достигается это умением красиво и профессионально двигаться, владеть своим телом, мимикой лица. Но, я лично считаю, что главное — это уверенность модели в момент прохождения по подиуму. Именно эта уверенность, грация, профессионализм и делают дефиле неотразимым.
Во многих модельных школах обучают искусству дефиле, также ты можешь найти много советов по правильной подиумной походке в интернет. Стоит лишь помнить, что не существует строгих правил дефиле, то есть жестких требований как должна двигаться и выглядеть модель. Чаще всего подиумная проходка используется в показах мод, как женских так и мужских, а также в различных конкурсах красоты и др. Во всех случаях, стиль дефиле зависит от режиссера-постановщика, музыкального сопровождения и тематики показа.
Например, при показе вечерних платьев, чаще всего дефиле модели будет размеренным, чувственным, движения плавными. А в демонстрации купальников, или нижнего белья, они более энергичны, импульсивны. Кроме того, в некоторых показах есть определенные ограничения по образу, требуется соблюдать бесстрастное выражение лица, а в других наоборот приветствуется импровизация, игривость, кокетничанье. Вспомните хотя бы великолепные, харизматичные шоу Виктории Сикрет!
Предлагаем индивидуальные уроки модели в Киеве
Итак, если ты решила стать моделью, тебе обязательно понадобится научиться правильно ходить по подиуму. Репетировать можно и дома перед зеркалом, главное держать спину прямо и грациозно шагать по линии. Но самое сложное и интересное — это научиться эффектно поворачиваться и позировать для фото! Ведь дефиле состоит из нескольких частей: умение профессионально пройти по подиуму, а также красиво зафиксироваться перед зрителями и фотокамерами.
Напоследок, давай посмотрим видео дефиле известной модели Наоми Кэмпбелл. Обрати внимание как отличается ее стиль походки и мимики на подиуме в зависимости от показа! Ведь в каждом случае она гармонично вписывается в концепцию показа, музыкальное и световое сопровождение! Это и есть настоящий профессионализм, берите пример с легенды и достигайте личных результатов!
Кто ввел в мир понятие «Дефиле»
Дефиле — это не просто красочные шоу, на которые известные бренды тратят миллионы долларов, нанимая режиссеров, постановщиков и декораторов. Это еще и важный стратегический шаг в продвижении продукции, а также незаменимый инструмент построения имиджа компании.
Знаете ли вы, что означает это слово и когда оно появилось? А когда было осуществлено первое дефиле?
Считается, что отцом дефиле является Чарльз Фредерик Ворт, которого часто называют одним из величайших модельеров XIX века. Он первым стал устраивать закрытые демонстрации одежды для состоятельных клиенток своего ателье. В своем магазине он оборудовал маленькую комнатку, куда приглашал покупательниц. Перед ними прохаживались девушки, демонстрируя наряды «в живую».
Вслед за Вортом множество Модных Домов стали оборудовать свои магазины такими комнатами. В 1905 году в Лондоне состоялось первое дефиле, формат которого знаком и привычен современным людям. Его организатором стала дизайнер по имени Люсилль Глин. Она возвела в своем ателье небольшую сцену и устроила целое представление: одетые в ее дизайнерские платья девушки прохаживались перед гостями под музыку. Как оказалось, этот шаг принес Люсилль неплохой успех, ведь за следующие полгода объем продаж ее ателье вырос в два раза!
В начале XX века дефиле начали появляться и в Америке. Индустрия моды стремительно развивалась, и производители одежды часто объединялись для организации выставок. Сначала на таких мероприятиях наряды демонстрировалась на манекенах, чуть позже дизайнеры стали приглашать живых моделей, которые демонстрировали одежду на специально возведенных платформах — подиумах. В 1915 году в Америке состоялся первый в истории показ женского белья.
Так, к началу 20-х годов XX века дефиле стали привычны для публики по обе стороны Атлантики. Однако долгое время демонстрировалась исключительно женская одежда. Первый показ мужской одежды состоялся лишь в 1952 году и был организован Модным Домом Brioni.
В наше время дефиле стали неотъемлемой частью модной индустрии. Каждый новый показ, помимо самих коллекций, должен обладать какой-то изюминкой в подаче «материала», эффектными сценарными и режиссёрскими ходами и решениями. Потому кутюрье для организации показов приглашают опытных продюсеров, стилистов, имиджмейкеров, рекламщиков. Нынче мода не может без дефиле, и даже самые крутые, раскрученные бренды регулярно пользуются ими для привлечения внимания к себе и своей продукции.
История дефиле и Недель мод: от частных показов — до грандиозных шоу
За несколько десятилетий показы мод прошли путь от частных полузакрытых мероприятий до грандиозных шоу с трансляцией на весь мир. Вспоминаем историю и прослеживаем эволюцию модных дефиле и Недель мод.
Дефиле: как всё начиналось
Отцом дефиле часто называют Чарльза Фредерика Уорта, французского кутюрье, родившегося в Англии, одного из главных дизайнеров позапрошлого века, стоявшего в ряду основоположников Haute Couture. В 1860-х Уорт придумал то, что после совершило революцию в модной индустрии: вместо демонстрации одежды на эскизах или на манекенах, как это было раньше, он для показа нарядов клиенткам ателье одел в свои творения настоящих живых женщин. Дебютировала перед публикой в нарядах дизайнера его жена, Мари-Августина Берне, которую сейчас называют первой манекенщицей. Однако, несмотря на многочисленные заслуги перед миром моды, показы Уорта, строго говоря, дефиле назвать было нельзя. Дело в том, что первые в мире показы проходили в специально оборудованной маленькой комнатке при ателье: клиент сидел, модели выходили и вставали перед ним. Слово же défilé (в переводе с французского «узкий проход между некими препятствиями») в обозначении показов мод стало употребляться позже, со сменой «ландшафта» и декораций.
Показ мод в ателье Чарльза Фредерика Уорта
Первые шоу, концепция которых близка к современным демонстрациям мод, придумала устраивать модельер из Великобритании Люсиль — это было в начале XX века. Люсиль во многом была первопроходцем: именно она, например, предложила сменить женские корсеты на более удобное бельё, чем-то напоминающее бюстгальтеры, и придумала юбки с разрезом. К демонстрации своих моделей Люсиль тоже подошла неординарным образом. Во‑первых, помещение для показов стало довольно большим: теперь оно было разделено на места для зрителей и подобие сцены, по которой проходили манекенщицы, также моды демонстрировались на открытом воздухе. Во‑вторых, показы шли под музыку и завершались небольшим фуршетом, что делало их похожими на сценическое шоу и вечеринку вместе взятые. В-третьих, эти шоу куда более публичными мероприятиями, чем прежде: перед началом каждого для гостей печатались приглашения.
К началу ХХ века популярность подобных способов демонстрации мод стала увеличиваться. Ещё одним первопроходцем в организации дефиле считается великий француз Поль Пуаре. Его модные шоу становились порой настоящими представлениями, во многом схожими с нынешними пышными дефиле. В большом зале они собирали множество гостей, за сценой организовывались специальные «гримёрки», прародители нынешнего бэкстейджа, а после организовывались вечеринки вроде современных афтапати. Но, так или иначе, все эти показы носили в первую очередь информационный характер: они были призваны в первую очередь не изумить и развлечь собравшихся гостей, а дать им возможность выбрать понравившиеся модели одежды, чтобы после их приобрести.
Показ мод Поля Пуаре
Первую же прогулку моделей по подиуму в современном его виде — сцены в форме длинного «языка» — устроила в Нью-Йорке в 1931 году французский модельер (по рождению — итальянская аристократка), создательница понятия «прет-а-порте» Эльза Скиапарелли. По всей видимости, именно любительницу разрушения стереотипов Скиапарелли стоит считать «матерью» дефиле в современном понимании этого слова — именно на её показах демонстрация мод обрела театрализованный характер, получив признаки удивительного, порой — сюрреалистического шоу.
Модели Скиапарелли на показе
Швейная машина: история изобретения и эволюция
Как появились Недели моды
Всю первую половину ХХ столетия показы мод с одинаковой популярностью проходили по обе стороны Атлантики, при этом на модной сцене Нью-Йорка чаще доминировали не американские, а европейские (в первую очередь — французские) дизайнеры. Однако с началом Второй мировой ситуация изменилась — так вышло, что именно война положила начало явлению, ныне беспрецедентному по значению для всего модного мира, Неделям моды. В 1940-м, когда Германия оккупировала Францию, Париж фактически оказался закрыт, и мир американской моды остался без значительного влияния Европы. В 1943 году известный американский публицист Элеонора Ламберт собрала в Нью-Йорке модельеров и дизайнеров из США, чтобы провести «Пресс-Неделю». Редакторы журналов, пишущих о моде, наконец смогли оценить американский стиль, а мир получил первую Неделю моды — пока ещё неофициальную, однако заложившую принципы подобного мероприятия как такового.
Модная «Пресс-Неделя» в Нью-Йорке, 1943 год
Вторым городом, в котором прошла Неделя моды, стал Париж — произошло это в 1973 году. Далее эстафету принял Милан (1979 год). Четвёртым стал Лондон — первая Неделя моды прошла тут в 1984 году. Первая же официальная нью-йоркская Неделя моды состоялась только в 1993-м, однако именно этот город считается «прародителем» шоу.
Модная «Пресс-Неделя» в Нью-Йорке, 1943 год
Энне Бурда: история успеха
Недели моды сегодня
На сегодняшний день Нью-Йорк, Лондон, Милан и Париж составляют «большую четвёрку» городов, где дважды в год проводятся так называемые «обязательные» Недели моды (Fashion Week, сокращенно FW). Женские показы проходят именно в указанной последовательности и в общей сложности длятся около месяца, стартуют в феврале и сентябре. Эти Недели ещё называют Ready-to-wear (аббревиатура RTW, в переводе — готовое платье) или prêt-à-porter (прет-а-порте). Каждая из недель «большой четвёрки» в первую очередь показывает коллекции местных дизайнеров (например, лондонская — британских, миланская — итальянских, и так далее), но это необязательно. Главное — отсутствие повторений: одну и ту же коллекцию модельер не может показать на двух неделях одного сезона и вообще дважды.
Первая Неделя моды в Париже, 1973
Мужские коллекции представляют в сентябре и с середины июня по середину июля: начинается всё с Недели моды в Лондоне, затем показы проходят в Милане, Париже и в Нью-Йорке. «Дополнительные» Недели моды проводят разные крупные города и столицы мира — Австралиа, Бангалор, Манила, Джакарта, Берлин, Бангкок, Барселона, Сеул, Токио, Сан-Паулу, Лос-Анджелес, Лодзь, Гонконг, Буэнос-Айрес, Сингапур, Торонто, Мадрид, Москва, Киев и так далее. Есть также Недели Высокой моды, участвовать в которых приглашаются только определённые Дома высокой моды (в их числе Chanel, Versace, Valentino, Dior, Givenchy, Gaultier, Lacroix — довольно узкий круг, в который, впрочем, иногда приглашают новых участников). Они проходят каждые полгода в Париже (январь и июль) и демонстрируют зрителям особо экстравагантные творения великих модельеров. Также существуют ежегодные Недели свадебной моды, Недели пляжной, или купальной моды, межсезонные, детские, ювелирные Недели.
Удививший публику показ Александра Маккуина в 2009-м на Неделе моды в Париже стал последней работой модельера
Каждое такое шоу — в первую очередь это касается обязательных Недель «большой четвёрки» — становится большим событием для города, его принимающего. Показы собирают огромное количество гостей — в их числе владельцы франчайзинговых бутиков со всего мира, VIP-клиенты, селебрити и обязательно — модная пресса и фотографы. Попасть на шоу может и «простой смертный» — если он готов выложить за билет круглую сумму (до сотен тысяч долларов). Показы Недель проходят на одном или нескольких подиумах. Модели под музыку дефилируют по подиуму, демонстрируя наряды от дизайнера. В конце каждого к зрителям шоу выходит автор коллекции и все модели, принявшие участие в показе. Показы транслируются телеканалами и онлайн в режиме живого времени, при этом зрители видят также «бэкстейдж», то есть, то, что происходит за сценой: именно там часто журналисты «отлавливают» моделей и модельеров, чтобы взять у них интервью.
Фото: veryinutilpeople. it
В 2014-м Карл Лагерфельд и Chanel устроили показ в супермаркете, пригласив к участию в действе Рианну
Коллекции весна-лето (Spring-Summer, сокращенно SS) показывают осенью предыдущего года; показы осенне-зимних коллекций (Fall-Winter или Autumn-Winter, сокращенно AW или FW) проходят с февраля по март. Такая «отложенность» показов нужна в первую очередь для удобства байеров, которым необходимо успеть сформировать списки закупки и привезти коллекции в магазины к началу сезона. Но недавно, в 2016 году, в этой тенденции наметился «слом» в виде новой системы See now — Buy now («Увидел — Купил»). Некоторые модные дома (например, Burberry и Tom Ford) начали демонстрировать коллекции, которые сразу же появляются в магазинах марки по всему миру. Однако пока традиция «заблаговременных» показов значительно сильнее новой системы, и о модных тенденциях нового сезона мы можем узнать значительно раньше времени его наступления.
Искусство на показ: как дефиле раскрывают замыслы дизайнеров
Разумеется, одежда создается для того, чтобы ее покупали, и поэтому магазины важнее. Но первое впечатление о коллекциях складывается во время недель моды, на показах. Так что значение имеют не только сами вещи, но и способ их демонстрации.
С одной стороны, все просто. Подчеркнуто старый интерьер — кресла, ковры и хрустальные люстры — это не только демонстрация приверженности традициям, дань уважения состоятельным клиентам, но и явный намек на то, что марка рассчитана на демонстративную роскошь. Исторические и музейные помещения дают понять, что марка рассчитывает на образованных клиентов. А организация дефиле на складах, фабриках и стадионах означает, что марка хочет быть современной до радикальности. Случаются и гибридные варианты.
Когда-то коллекции показывали маленькому, очень закрытому кругу постоянных клиентов марки, да еще паре-тройке журналистов — без права даже зарисовывать моду грядущего сезона. Показы проходили либо в самом магазине (а интерьер любого магазина всегда тщательно продуман, чтобы угодить вкусам постоянных клиентов), либо в салоне легендарного отеля — то есть отеля из тех, что обычно выбирают клиенты.
Отели остаются в списке любимых мест для показов, только вместо небольших салонов все чаще используются большие залы для балов и приемов — к примеру, с момента появления коллекций pret-a-porter у марки Gucci все сезонные коллекции демонстрируются в старой миланской гостинице Diana Majestic.
Дизайнеры меняются, а место для показов нет. Все сдержанно и функционально, а для того чтобы настроение показа отражалось в интерьере, достаточно сменить цвет пола и обивку сидений. При Томе Форде интерьер всегда был черным. А последняя мужская коллекция, созданная новым дизайнером марки Алессандро Микеле, хоть и претендовала на радикальную смену стиля, но интерьер показа предложила максимально нейтральный. Удобные серые трибуны для зрителей, серый ковер для моделей.
Иногда смена дизайнера влечет за собою такое радикальное изменение стиля марки, что и выбор места показа тоже изменяется.
После того как именитая марка стала называться Saint Laurent Paris, зал в Гран-Пале оказался неподходящим для мощного светового дизайна, который создает для своих показов Эди Слиман. Зато прекрасный образец промышленного дизайна XIX века — здание рынка в 3-м округе Парижа — для передвижных подпотолочных конструкций с софитами подошел идеально. А без этого танцующего под музыку света никак — Эди Слиман серьезно занимается фотографией и отдает себе отчет в том, что на показах модных марок публика не столько смотрит шоу, сколько снимает его в Instagram. Так что представление всегда эффектно, а вещи можно прекрасно разглядеть.
Надо сказать, что современный рынок признает за мужчинами право на рациональное потребление. То есть настроение настроением, а одежда должна быть видна. На женских показах зрители часто попадают на шоу теней и спецэффектов, интерьеры же на мужских неделях моды организуются более сдержанно и функционально.
Но сдержанность необязательно говорит о простоте или экономности. В Милане шоу классических марок Corneliani и Ermenegildo Zegna шли подряд. И в обоих случаях современные модификации пальто и костюмов проходили на фоне изображающего дикую природу задника, а ковры заменяли песок и земля. У Ermenegildo Zegna за трибунами были выстроены настоящие дюны, а на стенах размещались вертикальные сады, имитирующие лесную чащу. В обоих случаях посыл дизайнеров был внятен: природная сумрачная цветовая гамма, напоминающая о европейской зиме, натуральные, то есть природные, материалы. И коллекции, кстати, были по-настоящему хороши. Чуть позже природная естественность, бурная листва и песок обнаружились на показе Salvatore Ferragamo, и это тоже было очень красиво — спроецированный на стены лесной пейзаж двигался и дышал, в чаще не хватало только романтических эльфов.
Коллекция Dior Homme демонстрировалась на кортах Парижского теннисного клуба. Почти традиционным образом — прямая дорожка для дефиле, по сторонам ступенчатые трибуны для зрителей. Интерьерных изысков никаких. Вот только посреди «языка» для манекенщиков сидел вытянувшийся в струнку симфонический оркестр, а модели шли мимо.
А во время показа Givenchy манекенщики шли по ковру, изображавшему раскаленные угли. Одежда, разумеется, тоже по своему настроению оказалась инфернальной. Идея коллекции была очень откровенно выражена в интерьере.
Марка DSquarred2 в этом сезоне праздновала 20-летие. Юбилейный показ проходил в промышленном помещении на окраине Милана, переходил в вечеринку на всю ночь, судя по количеству народа, собрал всех клиентов марки. И с неопровержимой логикой демонстрация в гулком цеховом помещении была подчеркнута железными трибунами, декорациями в виде луж из бетона, железной арматуры и строительных блоков. А вот индустриальный интерьер для мужского показа Versace был специально создан в крытом внутреннем дворике принадлежащего марке классического особняка — в посвященном магазинам центре Милана.
Очень понятными всегда оказываются музейные и исторические интерьеры. Во-первых, в ожидании шоу есть на что посмотреть. Во вторых, и особо сложной декорации придумывать не надо — интерьер говорит сам за себя. Коллекция Brioni после долгого полувекового перерыва демонстрировалась не во время презентации, а как дефиле. Во внутреннем дворе изумительного миланского ренессансного замка Кастелло Сфорцеско. А мужскую коллекцию Marni после более короткого перерыва Консуэло Кастильони показывала во время флорентийской выставки Pitti Uomo в музее работавшего в первой половине и середине ХХ века скульптора Марино Марини. В реконструированной позднеренессансной церкви Сан-Панкрацио с модернистским интерьером и модернистскими скульптурами. Для организации показа потребовались только скамьи — настроение интеллектуальной и очень современной марки было передано в интерьере без дополнительных ухищрений.
У интеллектуальных марок противоречие интерьера и коллекции работает столь же успешно, как и их гармоничное сочетание, — в конце концов, все стили когда-то были до скандального авангардными. Коллекции Lanvin в последнее время показывают в здании французской Национальной школы прекрасных искусств — в огромном ампирном зале с росписью, лепниной и скульптурами. И сверхсовременная, авангардная, рассчитанная на стремительное движение одежда в этом преисполненном величия зале выглядит очень внятно. Но Альбер Эльбаз и Лукас Оссандрайвер не ограничиваются интерьером и делают намек на идею коллекции — выход из зеркала, сюрреалистический портал или, как в этот раз, почти нормальные классицистические двери и паркетный пол — но как-то чуть странно, чуть ярко раскрашенные, как будто не настоящие, а вышедшие из акварели.
Минимальные декорации и изменения в интерьер здания всегда вносит и Louis Vuitton. Мужские показы проходят в стеклянном современном павильоне, построенном на юге Парижа в парке Андре Ситроена. Мужские коллекции, которые делает Ким Джонс, всегда посвящены путешествиям. А намек на место и стиль путешествия можно понять только по высокому порталу, из проема которого выходят к зрителям манекенщики в новых вещах — и с новыми чемоданами. Для французского дома Hermes исторически наиболее важны конные состязания. И поэтому показы могут проходить где угодно. Но почти наверняка зрители будут сидеть на раскладных деревянных стульях, как на скачках.
Конечно, не всем маркам требуется изменение интерьера для каждого показа. Дефиле и Giorgio Armani, и Emporio Armani традиционно проходят в здании Театра Армани. Интерьеры здесь минималистические, очень узнаваемые. А зал для показов огромный, с отлично расставленными рядами кресел, так что все выходы моделей можно разглядеть с любого места. Но собственный стиль для Джорджо Армани важнее сезонных изменений, и лаконичный интерьер от показа к показу практически не меняется — на заднике может появиться проекция какого-то изображения или надписи, но это несущественно.
А вот для Etro проекции существенны. У этой марки тоже есть собственное помещение, в котором устанавливаются трибуны для зрителей, и оно всегда одинаково. Меняются изображения на стенах, иллюстрирующие главную идею новой коллекции.