дела мои амбивалентно что значит
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — что это. Виды и причины
Амбивалентность. Часто амбивалентное отношение к предмету или личности свидетельствует о психическом расстройстве, особенно в том случае, когда оно приобретает навязчивый характер. В основном, люди, которые настоятельно призывают других «определиться или-или», упускают из виду или просто не понимают, что две противоположности, будь то чувства или мысли, могут мирно уживаться друг с другом. Можно и любить, и испытывать неприязнь, и бояться, и желать чего-либо.
Амбивалентность – что это?
Двойственное отношение в психологии называется амбивалентностью. Чаще всего под понятием подразумевают переживание, испытываемое человеком, сознание которого смущают противоположные чувства к тому же объекту.
Швейцарский психиатр Эйген Блейлер считал амбивалентность признаком шизофрении или шизоидного склада характера. Зигмунд Фрейд полагал, что амбивалентность подразумевает изначальную уживаемость в человеке или присутствие противоположных глубинных побуждений. Психиатр и психоаналитик Фрейд называл их «эрос» и «танатос» или влечением к жизни и созиданию и влечением к смерти, саморазрушению. Это фундамент, на котором строится и развивается личность человека.
На заметку. По сей день амбивалентность в психоанализе – это гамма сложных, противоречивых чувств. Она считается нормальным явлением по отношению к тем, чье влияние и роль в жизни человека нельзя отнести к полюсу «хорошо» или «плохо».
Вообще, однозначное положительное или отрицательное отношение к кому-либо свидетельствует скорее о желании идеализировать или обесценить, чем об адекватном взгляде на субъекта. Не говоря уже о возможности принятия кого-то как личности, ведь человек, который идеализирует или обесценивает, намеренно отвергает «обратную» или «теневую сторону» другого.
Нужно знать. Современная психология рассматривает амбивалентность, как симптом, а человека, который испытывает двойственное ощущение к чему-либо или кому-то, как пациента или клиента.
Виды амбивалентности
Именно Блейлер выделил три типа двойственного отношения, которые касаются трех важных сфер в структуре личности: чувств, воли, мыслей.
Эмоциональная амбивалетность
Это одновременно положительное и отрицательное чувство, ощущение по отношению к кому-то (чаще всего значимому другому) или чему-то (так же важному, событию, предмету). Такие противоречивые эмоции часто испытывают дети к родителям. Они не могут не любить самых главных людей в жизни, но часто стесняются взрослых, презирают, даже ненавидят их. Такое же может случиться в отношениях между близкими людьми. Конфликт обостряет противоречия, и тогда наряду с нежностью проявятся совсем иные ноты, когда близкий человек раздражает.
Волевая амбивалетность
Человек, пребывающий в состоянии бесконечного выбора. Он колеблется между «да» и «нет», но так и не может выбрать. Такое состояние изнуряет. В конце концов личность отказывается действовать, принимать решения и нести ответственность.
Интеллектуальная амбивалетность
Человек может противоречить сам себе и выдвигать противоположные идеи в рассуждении, касаемые какой-то одной темы. К примеру, люди встают на сторону матерей-одиночек вообще, но строго осуждают знакомую персону, которая растит ребенка без отца.
Причины появления амбивалентности
Амбивалентность часто свидетельствует о серьезном личностном расстройстве, таком, как расщепление личности, и даже шизофрении. Само двойственное отношение никак не влияет на развитие заболевания, оно – лишь следствие болезней психики.
Такое отношение характерно не только для шизофрении. Амбивалентные ощущения проявляются при:
Чаще проявление амбивалентности связаны со взглядами, убеждениями и ценностями человека. Воспитание так же играет роль в способности человека разобраться в себе, определиться и принять решение.
Амбивалентность характерна для людей подросткового возраста, когда человек склонен бунтовать и делить мир на «черное» и «белое», но совершенно не приемлет серого, «скучного» цвета. Двойственное отношение и невозможность определиться в любом случае указывает на внутреннюю проблему или ряд противоречий.
К амбивалентности приводит:
На заметку. Избегая ответственности, отказываясь выбирать и действовать, человек с одной стороны вроде бы успокаивается, но с другой – испытывает чувства стыда и вины из-за своей нерешительности, так что двойственность воли, к примеру, может вести к амбивалентности эмоций.
Каждый время от времени склонен «разрываться напополам». Если состояние проходит, не влечет отрицательных последствий, то вмешательство психолога или психотерапевта, как правило, не требуется. Зрелая личность вполне способна самостоятельно справиться с острыми моментами, чувствами, разобраться, чего хочет, так же решить, как будет действовать. В том случае, если метания приносят страдания и грозят личностной целостности и психическому здоровью, рекомендуется обратиться за помощью к психологу.
Как преодолеть амбивалентность
Патологические состояния, при которых возникает ярко выраженная амбивалентность отношений, чувств, мыслей или воли, требуют врачебного вмешательства. В зависимости от тяжести симптомов и состояния, в котором пребывает человек, существует несколько способов, помогающих преодолеть проблему:
Люди часто не задумываются, что ситуации «Помогите, разрываюсь, не пойму «или-или» – это моменты, в которых человеку предстоит понять – не существует никаких «или». «Хочу уйти от человека, но боюсь» и тому подобные амбивалентные ощущения лучше перефразировать и произнести так: «Хочу сделать то-то и то-то и боюсь» Так вопрос желания уже не стоит. Ясно же, чего человек хочет. Так же понятно, чего он боится. К примеру «прыгнуть с парашютом» он хочет, а боиться он не прыгать, но высоты. Тогда работать надо со страхом, фобией, а не с желанием.
Случается и такое, что устранив все препятствия, само желание отступает. Амбивалентность в таком случае просто указывала на проблемную зону, которая требовала внимания. Одно состояние или отношение вовсе не исключает другого. Человек испытывает двойственные чувства к близким людям, к затрагивающим явлениям, к значимым объектам. Ведь и личность «сделана» из света и тени и все время балансирует между «да» и «нет», грехом и святостью. Часто проблема лежит не в области преодоления двойственных чувств, а в признании права на существовании таковых.
Амбивалентность
Амбивалентность – это противоречивое отношение к предмету или двойственное переживание, вызываемое индивидом либо объектом. Другими словами какой-либо объект может провоцировать у личности одновременное возникновение двух антагонистических чувств. Данное понятие ранее было введено Э. Блейлером, который полагал амбивалентность человека ключевым признаком наличия шизофрении, вследствие чего выделил три её формы: интеллектуальную, эмоциональную и волевую.
Эмоциональная амбивалентность выявляется в одновременном ощущении положительной и негативной эмоции к другому индивиду, объекту либо событию. Детско-родительские взаимоотношения могут служить примером проявления амбивалентности.
Волевая амбивалентность человека обнаруживается в бесконечных метаниях между полярными решениями, в невозможности совершить между ними выбор. Нередко это приводит к отстранению от совершения того или иного деяния по принятию решения.
Интеллектуальная амбивалентность человека заключается в чередовании антагонистических друг другу, противоречивых или взаимоисключающих мнений в размышлениях индивида.
Современник Э. Блейлера З. Фрейд в термин амбивалентность человека вкладывал абсолютно иное значение. Он расценивал ее в качестве одновременного сосуществования двух первично свойственных личности противоположных глубинных побудительных мотива, из которых самыми фундаментальными являются направленность на жизнь и тяга к смерти.
Амбивалентность чувств
Нередко можно встретить пары, в которых превалирует ревность, где сумасшедшая любовь переплетается с ненавистью. Это является проявлением амбивалентности чувств. Амбивалентность это в психологии противоречивое внутреннее эмоциональное переживание или состояние, которое имеет связь с двояким отношением к субъекту либо объекту, предмету, событию и характеризуется одновременно его принятием и отказом от него, отвержением.
Термин амбивалентность чувств или эмоциональная амбивалентность был предложен Э. Блейером швейцарским психиатром с целью обозначения присущих индивидам, страдающим шизофренией, двойственного реагирования и отношения, быстро друг друга сменяющих. Это понятие вскоре приобрело более широкое распространение и в психологической науке. Сложные двойственные чувства либо эмоции, зарождающиеся у субъекта вследствие разнообразности его потребностей и многосторонности явлений, которые непосредственно окружают его, одновременно притягивающие к себе и отпугивающие, вызывающие положительные и отрицательные ощущения, стали называть амбивалентными.
В соответствии с пониманием З. Фрейд, амбивалентность эмоций до определенных границ является нормой. При этом высокая степень ее выраженности говорит о невротическом состоянии.
Амбивалентность присуща некоторым представлениям, понятиям, которые одновременно выражают симпатию и антипатию, удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть. Зачастую одно из перечисленных чувств может бессознательно вытесняться, маскируясь другим. Сегодня в современной психологической науке существует две трактовки данного понятия.
Под амбивалентностью психоаналитической теорией понимается сложный комплекс чувств, которые личность ощущает в отношении предмета, другого субъекта либо явления. Считается ее возникновение нормальным в отношении к тем индивидам, чья роль является неоднозначной в жизни личности. А наличие исключительно лишь положительных эмоций или негативных чувств, то есть однополярность, интерпретируется в качестве идеализирования или проявления обесценивания. Другими словами психоаналитическая теория предполагает, что эмоции всегда амбивалентны, но сам субъект этого не понимает.
Амбивалентность психиатрия рассматривает в качестве периодической глобальной смены отношения индивидуума к тому или иному явлению, индивиду либо предмету. В психоаналитической теории подобное изменение отношения, зачастую, называется «расщеплением Эго».
Амбивалентность в психологии – это противоречивые ощущения, чувствуемые людьми практически одновременно, а не смешанные чувства и мотивы, испытываемые попеременно.
Эмоциональная амбивалентность согласно теории Фрейда может доминировать на догенитальной фазе психического формирования крохи. Одновременно с этим наиболее характерным считается то, что агрессивные желания и интимные мотивы возникают одновременно.
Блейлер во многом был идейно близок к психоанализу. Поэтому именно в нем термин амбивалентность получил наиболее детальное развитие. Фрейд рассматривал амбивалентность в качестве грамотного обозначения Блейлером противолежащих влечений, зачастую выражающихся у субъектов в виде чувства любви наряду с ненавистью к одному желаемому объекту. В труде, касающегося теории интимности, Фрейд описал противоположные влечения, соединенные в пару и имеющие отношение к личностной интимной активности.
В ходе исследования фобии пятилетнего ребенка он также заметил, что эмоциональное бытие индивидуумов состоит из противоположностей. Выражение маленьким ребенком одного из антагонистического переживания в отношении к родителю не мешает проявлять ему одновременно противоположное переживание.
Примеры амбивалентности: малыш может любить родителя, но в тоже время желать ему смерти. По мнению Фрейда, в случае, если зарождается конфликт, то разрешается он благодаря смене ребенком объекта и перенесения одного из внутренних движений на иную особу.
Понятие амбивалентность эмоций употреблялось основателем психоаналитической теории также при исследовании такого феномена, как перенос. Во многих своих трудах Фрейд акцентировал противоречивый характер переноса, который играет позитивную роль и одновременно обладает негативной направленностью. Фрейд утверждал, что перенос амбивалентен сам по себе, так как охватывает дружелюбную позицию, то есть положительную, и враждебный аспект, то есть отрицательный, в отношении психоаналитика.
Термин амбивалентности в последующем получил в психологической науке чрезмерно широкое распространение.
Амбивалентность чувств особо ярко проявляется в пубертатном периоде, поскольку эта пора является переломным моментом взросления, вследствие полового созревания. Амбивалентность и парадоксальность характера подростка проявляется в ряде противоречий как результате кризиса самопознания, при преодолении которого личность приобретает индивидуальность (становление идентичности). Повышенный эгоцентризм, устремленность к неизвестному, незрелость нравственный установок, максимализм, амбивалентность и парадоксальность характера подростка являются особенностями подросткового периода и представляют собой факторы риска в образовании виктимного поведения.
Амбивалентность в отношениях
Человеческая особь является сложнейшим существом экосистемы, вследствие чего гармоничность и отсутствие противоречивости в отношениях – это, скорее, эталоны, к которым индивиды устремлены, нежели характерные черты их внутренней реальности. Чувства людей, зачастую, несогласованны и двойственны. При этом они могут ощущать их одновременно в отношении к одной и той же особе. Подобное качество психологи именуют амбивалентностью.
Примеры амбивалентности в отношениях: когда супруга испытывает одновременно чувство любви наряду с ненавистью к партнеру вследствие ревности, или безграничную нежность к собственному дитяти в соединении с раздражением, вызванным непомерной усталостью, либо желание быть ближе к родителям в комплексе с мечтаниями о том, чтобы они перестали лезть в жизнь дочери или сына.
Двойственность отношений может в равной мере, как мешать субъекту, так и помогать. Когда она зарождается в качестве противоречия с одной стороны между устойчивыми чувствами к живому существу, работе, явлению, предмету и с другой стороны кратковременными эмоциями, спровоцированными ими, то подобная двойственность считается соответствующей нормой.
Подобная временная антагонистичность в отношениях нередко зарождается при коммуникативном взаимодействии с близким окружением, с которым связывают индивидов стабильные отношения со знаком «плюс» и к которым они испытывают чувство любви и нежности. Однако вследствие различных причин порой близкое окружение может провоцировать возникновение у индивидов раздражительности, стремление избежать общения с ними, нередко, даже ненависть.
Амбивалентностью в отношениях другими словами называется состояние психики, в котором всякая установка сбалансирована своей противоположностью. Антагонистичность чувств и отношений в качестве психологического понятия необходимо отличать от присутствия смешанных ощущений в отношении предмета или чувств относительно какого-либо индивидуума. На базе реалистического оценивания несовершенства природы объекта, явления или субъекта возникают смешанные чувства, в то время как амбивалентность – это установка глубинного эмоционального характера. В такой установке антагонистические отношения следуют из универсального источника и являются взаимосвязанными.
К. Юнг амбивалентность употреблял с целью характеристики:
— соединения положительных эмоций и отрицательных ощущений относительно объекта, предмета, события, идеи или другого индивида (при этом такие чувства выходят из одного источника и не представляют собой смесь свойств, характерных субъекту, на которого они устремлены);
— интереса к множественности, фрагментации и непостоянства психического (в этом смысле амбивалентность является лишь одним из состояний индивидуума);
— самоотрицания всякого положения, описывающего это понятие;
— отношения, в частности, к образам родителей и в общем к архетипической образности;
— универсальности, так как двойственность присутствует повсеместно.
Юнг утверждал, что сама жизнь является примером амбивалентности, ведь в ней уживаются множество взаимоисключающих понятий – добро и зло, успешность всегда граничит с поражением, надежде сопутствует отчаяние. Все перечисленные категории призваны уравновешивать друг друга.
Амбивалентность поведения обнаруживается в проявлении двух полярно противоположных мотиваций попеременно. К примеру, у множества видов живых существ реакции нападения сменяются бегством и проявлением страха.
Выраженная амбивалентность поведения также может наблюдаться в реакциях людей на незнакомых индивидов. Незнакомец провоцирует возникновение смешанных эмоций: чувство страха наряду с любопытством, желание избегнуть взаимодействия с ним одновременно со стремлением установить контакт.
Ошибочно полагать, что противоположные чувства оказывают нейтрализующее, усиливающее либо ослабляющее влияние друг друга. Образуя неделимое эмоциональное состояние, антагонистические эмоции, тем не менее, более или менее явственно в этой неделимости сохраняют собственную индивидуальность.
Амбивалентность в типичных ситуациях обусловливается тем, что определенные особенности сложного объекта неодинаково воздействуют на потребности и ценностное ориентирование индивида. К примеру, индивидуума можно уважать за трудолюбие, но в тоже время осуждать его за вспыльчивость.
Амбивалентность человека в некоторых ситуациях являет собой противоречивость между устойчивыми эмоциями в отношении к предмету и образующимися из них ситуативными ощущениями. Например, зарождается обида в случаях, когда эмоционально позитивно оцениваемые индивидом субъекты обнаруживают невнимательность к нему.
Субъектов, часто испытывающих двойственные чувства в отношении того или иного события, психологи именуют высоко амбивалентными, а менее амбивалентными называют тех, кто к однозначному мнению всегда стремится.
Многочисленные исследования доказывают, что в определенных ситуациях нужна высокая амбивалентность, но при этом в иных – она будет лишь мешать.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Амбивалентность: что это значит?
Психологическая реакция
Явная амбивалентность может быть воспринята как психологически неприятная (или наоборот), когда положительные и отрицательные стороны субъекта одновременно присутствуют в сознании человека. Психологически неудобная амбивалентность, также известная как когнитивный диссонанс, может привести к избеганию, промедлению или преднамеренным попыткам устранения амбивалентности. Люди испытывают наибольший дискомфорт от своей амбивалентности в то время, когда ситуация требует решения. Люди осознают ее в разной степени. Поэтому последствия амбивалентного состояния различаются между людьми и ситуациями. По этой причине исследователи рассмотрели две формы амбивалентности. Только одна из них субъективно переживается как конфликтное состояние.
Понятие
Эта форма обычно оценивается с использованием прямых мер самоотчета в отношении опыта. Поскольку субъективная амбивалентность является второстепенным суждением первичной оценки (т. е. подразумевает двойное эмоциональное отношение), она считается метакогнитивной. Суть профилактических мер состоит в том, чтобы выяснить, насколько человек испытывает двойственность в конкретной оценке. Отчет об этом может предоставляться несколькими способами.
Объективная амбивалентность
Еще один вид этого внутреннего конфликта называется объективной, или потенциальной, амбивалентностью и представляет собой одновременное признание как положительных, так и отрицательных оценок относительно конкретного стимула. Объективная амбивалентность позволяет людям отвечать на вопросы на основе более доступных аспектов их отношения. Поэтому измерить ее гораздо проще. Этот вид не предполагает, что у индивида есть полное осознание его конфликтного отношения к ситуации.
Объективная амбивалентность, определение которой часто осуществляется психологами и психиатрами, обычно оценивается с использованием метода, впервые разработанного Капланом, в котором стандартная биполярная шкала отношения (например, от крайне отрицательного до чрезвычайно положительного) разделяется на две отдельные шкалы. Каждая из них независимо оценивает величину одной валентности (например, от крайне положительного до крайне отрицательного). Если человек поддерживает как положительные, так и отрицательные реакции на один и тот же объект, тогда присутствует хотя бы какая-то объективная амбивалентность.
Первоначально Каплан вводил понятие амбивалентности в качестве меньшей из двух реакций (т. е. положительных или отрицательных оценок), также называемых противоречивыми реакциями. Он противопоставил их доминирующим реакциям. Например, если объективная амбивалентность в отношении упражнений была оценена с использованием двух отдельных 6-точечных шкал, а лицо указало, что его или ее оценка была слегка отрицательной (например, 2 по 6-балльной шкале) и при этом чрезвычайно положительной (например, 6 по 6-балльной шкале), амбивалентность этого человека будет определяться количественно меньшим баллом из этих двух оценок (т. е. 2 в этом случае). Чтобы понять, что означает амбивалентность, желательно пройти один из подобных тестов.
Осознание двойственности
Исследования показали лишь умеренную корреляцию между чувством и потенциальной амбивалентностью. Хотя обе меры полезны в зависимости от задачи исследователя. Потенциальная амбивалентность часто используется исследователями для сбора дополнительной информации о разнообразии человеческих отношений в разных контекстах. Каждый человек испытывает последствия неприятных чувств по-своему, независимо от того, осознает ли он двойственность своего отношения.
Одновременная доступность и согласованность
Для того чтобы в полной мере понять, что такое амбивалентность, нужно ознакомиться с двумя понятиями, тесно с ней связанными.
Предпочтение согласованности использует стимулы для объединения входящих стимулов с текущими переменными, чтобы реагировать на приближающиеся импульсы. Другими словами, люди часто рассматривают свое прошлое поведение при принятии новых решений. Если предпочтение согласованности велико, они с большей вероятностью игнорируют новую информацию и, следовательно, склонны к повторению тех реакций на амбивалентность, которые у них уже были в прошлом.
Теории, связанные с амбивалентностью чувств
Теории когнитивной последовательности были разработаны исходя из убеждения в том, что люди предпочитают четкое и последовательное познание окружающей реальности. Несоответствие в своих мыслях, чувствах, эмоциях, ценностях, убеждениях, отношениях или поведении вызывает естественную напряженность. В прошлом теоретики согласованности в основном фокусировались на инстинктивном стремлении уменьшить этот психологический дискомфорт и вернуться в простое, сбалансированное состояние. Однако, в отличие от классических подходов, теории относительной амбивалентности больше связаны с самим воспринимаемым парадоксальным состоянием.
Теория баланса
Эта теория была выведена для изучения мыслей людей относительно их личных отношений с другими людьми и с окружающей средой. Триадические отношения используются для оценки структуры и качества отношений в рамках какой-либо организации.
Общее предположение о теории баланса уходит корнями в философию, согласно которой неуравновешенные состояния имеют тенденцию к хаосу. Удовлетворительные отношения требуют баланса, в противном случае нередко можно испытать такие симптомы, как стресс, напряжение или амбивалентность.
Теория оценочной когнитивной согласованности
Теория оценочной когнитивной согласованности описывает ситуацию, когда люди придерживаются противоположного отношения к объекту, который не имеет одинаковой величины. Основное внимание уделяется общей разнице в оценках без учета величины.
Если человек дал как положительную, так и отрицательную оценку 5 баллов из 6, то его ответы имеют одинаковую степень согласованности. Однако степень амбивалентности в каждой оценке значительно отличается. Это различие важно при изучении последствий амбивалентности.
Двумерная перспектива оценки отношения может различать амбивалентность и оценочно-познавательную последовательность. По мере увеличения рейтингов как амбивалентность, так и оценочно-познавательная последовательность имеют тенденцию быть менее стабильными, а значит, сама система их отслеживания и оценки становится менее эффективной при прогнозировании поведения человека.
Прошлые исследования связывают амбивалентные психические состояния с более медленным временем отклика (из-за рассеянного внимания) и слабо выраженным отношением к проблеме, хотя теории оценочно-познавательной последовательности еще не сообщают о таких выводах.
Индивидуальные различия
Индивидуальные характеристики необходимы для решения наиболее выгодных стратегий преодоления амбивалентных состояний. Исследования показали, что некоторые личностные особенности могут влиять на людей, испытывающих амбивалентность. Существуют определенные черты характера, которые делают человека менее склонным к амбивалентности. Различные факторы могут изменять эти черты, способствуя таким образом возникновению амбивалентности, например, врожденная (или приобретенная) терпимость человека к любой двусмысленности. В частности те, у кого есть потребность в познании или склонность оценивать расхождения между положительными и отрицательными эмоциями, с меньшей вероятностью испытывают чувство двойственности. Другими словами, желание решать проблемы, требующие значительных познавательных ресурсов, способствует когнитивной силе и, следовательно, способности преодолевать амбивалентность.
Сила и слабость
Проблема согласованности
Люди с большей заботой о действительности/недействительности чего-либо, как стало известно, испытывают повышенную амбивалентность, по-видимому, потому, что они озабочены совершением противоправных суждений, и в результате этого любые усилия по регулированию отношения становятся заблокированными. Следовательно, ответ на амбивалентность зависит от необходимости индивидуума в согласованности. Чем выше потребность в согласованности, тем более неблагоприятной будет реакция на одновременное поддержание двух противоречивых отношений, тогда как кто-то, у кого сниженная потребность в последовательности, будет испытывать меньше психических расстройств, связанных с амбивалентностью. Те же, кто стремится исправить несоответствия и разрешить внутренний конфликт, могут избегать амбивалентных состояний куда лучше, чем большинство.
Страх болезни и возможная ложь
Кроме того, некоторые люди имеют более выраженный страх перед болезнями и инвалидностью, чем другие. Когда этот страх переживается в очень сильной степени, эти люди попросту отказываются признавать наличие амбивалентности в своих оценках и суждениях, поскольку для них это особенно неудобно. Некоторым ипохондрикам, в свою очередь, очень трудно понять, что это амбивалентность, которая редко является признаком серьезного психического расстройства.