делать деньги вот так мем
Как устроена индустрия мемов и можно ли на них заработать
Мемы — явление не новое. Однако с течением времени «смешные картинки» из интернета не превратились в заезженный креатив, а проникли во все сферы жизни. Сегодня мемы задают новые стандарты маркетинга, становятся политическим инструментом и даже меняют поведение людей. Почему мемы так популярны во всех областях?
Термин мем (от греч. подобие), несмотря на кажущуюся игривость, имеет научное происхождение. В 1976 году его ввел эволюционный биолог Ричард Докинз. Он предложил считать мемом «единицу культурной информации, ведущую себя как ген», то есть способную копировать саму себя. В качестве примеров ученый привел тренды, технологии, моду, устойчивые выражения, которые распространяются среди людей подобно генам в генофонде.
С появлением интернета понятие мема вырвалось в медиапространство, потеряв большую часть своей «наукоемкости». Мемами или «мемасами» стали называть вирусный контент, как правило, ироничного содержания. Первыми образцами мемов в Рунете считаются «Превед, медвед», «Мистер трололо» Эдуарда Хиля и «олбанский» язык.
Сегодня мемы стали привычным явлением, но сохранили при этом статус одного из самых притягательных объектов массовой культуры, к которому не ослабевает научный интерес. Правда, попытки изучать современные мемы сейчас больше напоминают игры в догонялки. Если еще несколько лет назад мем оставался объектом внимания продолжительное время — так, например, в течение года кочевал в медиапространстве и за его пределами знаменитый Упоротый лис, — то сейчас отдельно взятый мем моментально (иногда в течение 24 часов) теряет свою актуальность.
Исследователи отмечают, что насыщенный контекст и скорость изменения повестки тем не менее не исказили природу «мемасов».
«Будь то цитата политика или визуальный образ, неважно, смысл мема в том, что он всегда точно характеризует какую-то конкретную историю и в то же время оказывается применим к другим частным ситуациям, — говорит кандидат филологических наук Ксения Туркова. — Например, народное «Денег нет, но вы держитесь» от премьера Медведева ярко описывает российскую действительность. Такая фраза актуальна не только в разговоре с крымскими бабушками, но подойдет и для других случаев».
Даже так называемые постироничные (абстрактные) мемы, например «Мыш кродеться», интуитивно понятны большинству и апеллируют к конкретным эмоциям.
Быстрая реакция на события в виде мемов сделала их частью медийной повестки и привычным способом описания действительности. Ни одна церемония вручения «Оскара» или мало-мальски значимый форум не пройдут без россыпи красноречивых сюжетов. Иногда мемы возникают в контексте не просто какого-то события, а продолжительного общественного явления. Тогда они складываются в целые словари или цепочки образов.
«За последнее время, например, появился так называемый словарь «новой искренности» российских чиновников. Мемом стали «макарошки», которыми региональный министр предложила питаться на прожиточный минимум, или «качнуть права» — выражение, адресованное жительнице Канска красноярским губернатором», — делится наблюдениями Ксения Туркова.
Градостроительные преобразования в столице привели к появлению таких мемов, как «Собякура», «похорошение». В этом контексте даже возникло альтернативное название Москвы — «Похорошелла». Эти мемы четко описывают локальные сюжеты, не претендуя на международную повестку. Но у любого образа или явления есть потенциал, чтобы «словить мировой хайп». Непредсказуемость и спонтанность распространения «вируса» можно считать самой интересной составляющей мема.
«Недавняя история со штурмом зоны 51 начиналась как шуточный пранк в малоизвестном американском паблике в Facebook, — рассказывает создатель русскоязычной энциклопедии Memepedia Азат Саттаров. — Администраторы группы предложили штурмовать засекреченную военную базу — «Зону 51» в Неваде, где, согласно многочисленным конспирологическим версиям, власти скрывают инопланетян. Никто не ожидал, что под шуткой «подпишется» миллионная аудитория, последует официальная реакция американских властей и об этом узнает весь мир».
Почти одновременно похожая по степени «заражения» история произошла с инстаграмом Леди Гаги, который превратился в площадку русскоязычных комментариев после новости о том, что певица увела Бредли Купера у Ирины Шейк. Хейтеры начали с требований вернуть мужа законной владелице, но уже в течение нескольких часов чат превратился в обсуждение всего на свете — «от рецептов борща до аренды квартиры в Бирюлево Восточное» — и стал поводом для национальной гордости.
«Эти флешмобы — пример современных социальных вирусов, когда мемом становится массовое поведение людей, спровоцированное соцсетями, — считает исследователь мемов Владимир Гурьянов. — Выглядят они довольно забавно, но при этом отсылают к мрачноватой теории Ричарда Броуди (разработчик Microsoft Word, автор книги «Психические вирусы». — «РБК Стиль»), которая рассматривает мем как своеобразный психовирус, определяющий наше бессознательное поведение».
В теории Броуди наше мышление не всегда состоит из собственных мыслей. Часто мы не думаем самостоятельно, а мысли нам словно бы «инфицируют» вирусами, мемами. И опасность состоит в том, что программа, или «психический вирус», может оказаться вредоносной. В качестве примера безобидных «вирусов» Броуди приводит моду на ношение мини-юбок, а под зловещим мемом, по его мнению, можно подразумевать даже фашизм.
Агрегаторы развлекательного контента появились в Рунете раньше, чем соцсети. «Фишки», «ЯПлакалъ», «Лепра» — первые сайты, где были предприняты попытки создания коммерческих мемов. Ресурсы отличались снобистским имиджем «кузницы контента», а «Лепра», например, даже ввела закрытую регистрацию. С появлением соцсетей нишу заняли паблики, заточенные на монетизацию. Одни из самых популярных на сегодня мем-сообществ — «MDK» и «Борщ» — базируются во «ВКонтакте» и имеют аудиторию в несколько миллионов подписчиков.
«»Борщ» был создан в 2007 году, когда в отсутствие конкурентов не так сложно было привлечь подписчиков с помощью хорошей начинки, — говорит администратор паблика Дмитрий Филатов. — В 2012 году лицом паблика стал Никита Джигурда. Мы также сотрудничаем с известными блогерами и периодически проводим различные офлайн-активности».
Медийную силу подобным сообществам придает явное пренебрежение к цензуре и подростковое нахальство, тем более, что основная аудитория этих пабликов — молодые люди.
Недавно на сообщество «Борщ» подал в суд законодатель Павел Валенчук, обидевшись на мем про самого красивого депутата, к которому можно записаться «на бровки и маникюр», — историю моментально растиражировали медиа. «Настолько вирусных мемов, как с Валенчуком, у нас еще не было, — смеется Дмитрий Филатов. — Нам понравился этот кейс, поэтому, возможно, в ближайшее время мы повысим процент тонких провокационных мемов в рамках закона».
История с обидчивым депутатом — еще один пример того, как ироничная картинка может «уйти в народ». В данном случае не только сам мем, но и реакция «героя» стали поводом для резонанса.
Вычислить профессиональную формулу создания «вирусного» мема пока никому не удалось. Но есть факторы, которые повышают шансы коммерческого мема стать популярным. Например, картинки на тему обсуждаемой всеми актуальной повестки вроде Евровидения или ЧМ по футболу наверняка соберут большую аудиторию, чем рядовые сюжеты. Часто срабатывает и массовая рассылка («форс»), когда картинку начинают распространять в пабликах, сообщениях и комментариях. Пример одного из знаменитых форсет-мемов — мышонок из Рататуя с неприличным высказыванием.
Среди пабликов, зарабатывающих на мемах, есть не только самостоятельные площадки, но и приложения к полноценным медиа. Освоить дополнительный формат подачи новостей в соцсетях (через мемы) пытаются многие СМИ, но удачных попыток немного. В качестве примера можно привести «Образовач», приложение к научному изданию «N+1». А также «Лентач» — паблик, который создавался как приложение к изданию Lenta.ru, но позже стал самостоятельным ресурсом.
По словам главного редактора «Лентача» Тараса Сычева, стратегия СМИ в соцсетях и возможность подавать контент через мемы зависит от формата издания. Но даже если новостной мем-паблик относится к медиа, создает его всегда отдельная команда.
«Редакция «Лентача» состоит из мониторщиков новостей и профессиональных пикчеров, которые рисуют и придумывают мемы. Это специфический креатив, где человек нащупывает эмоцию, которая будет понятна большинству, — говорит Тарас Сычев. — Пикчерами не обязательно становятся люди какой-то конкретной профессии, здесь важны чувство юмора, эрудиция, навыки работы в графическом дизайне». Термин «пикчер» был частью сетевого сленга, но на волне популярности тематических пабликов превратился в профессиональный термин со скоростью распространения мема.
«Впервые слово «пикчер» появилось в комментариях к одной из картинок паблика «Образовач» в 2015 году. С этого момента так стали называть людей, создающих сатирические иллюстрации к различным инфоповодам. По сути, пикчер — это карикатурист нового времени», — говорит бывший редактор «Образовача» Павел Одинев.
Вместе с самим термином возник и мем «пикчер-бог», отчасти подчеркивающий самоощущение представителей профессии.
По словам Тараса Сычева, в своей работе редакция пикчеров использует проверенный способ мозгового штурма. В поисках ироничной иллюстрации пикчеры «крутят» новость с разных сторон, перебирая различные смысловые отсылки и аллюзии, тут может пригодиться и знание Босха, и Стэнли Кубрика.
«Зарабатывают мем-паблики за счет механизмов монетизации, встроенных в соцсети, продажи рекламных постов и нативной рекламы. Прибыльность паблика во многом зависит от популярности и тематики сообщества и, конечно же, гения пикчера», — считает Павел Одинев.
Например, стоимость одного рекламного поста в паблике «Лентач» достигает 60 тыс. рублей. Кроме того, сообщество обладает внятным фирменным стилем и зарабатывает не только на внутреннем продукте, но также на производстве рекламных мемов на заказ.
Маркетинг на грани фола
В маркетинге и рекламе сосредоточен главный коммерческий потенциал мемов. Сегодня они становятся полноправными участниками маркетинговой стратегии бренда, а иногда и основным средством коммуникации с аудиторией. С помощью мемов компании продвигаются в соцсетях и не только.
По словам директора агентства BrandLab Moscow Александра Еременко, привязать популярный интернет-образ к конкретному бренду невозможно. В рекламе срабатывает тот же вирусный механизм, что и при распространении мемов в Сети.
«Как только какая-нибудь компания начинает играть в игру с мемами, ее тут же подхватывают партнеры и конкуренты. Так, например, знаменитый скибиди-челлендж из клипа Little Big повторили, кажется, все — от барбершопов до «Пятерочки» и «ДоДо Пиццы». Участие во флэшмобах или использование мемов дает брендам возможность сделать максимальный охват молодой аудитории за короткое время», — говорит Еременко.
Как рассказали в пресс-службе Сбербанка, во время чемпионата мира по футболу — 2018 благодаря быстрой реакции на новости за одну ночь маркетологам удалось выпустить на рынок два новых продукта: «Мы запустили вклад «Побеждай» со ставкой 6% и кредит со ставкой 11,4%. Фактический объем привлечений средств во вклад по итогам акции составил 371,3 млрд рублей».
«Суть работы эсэмэмщика — отслеживать тренды, быстро реагировать и публиковать пост или рекламу, пока это актуально. Если компания через десять инстанций согласовывает какую-то шутку про актуальный мем и выдает ее запоздало, это обычно выглядит нелепо», — считает лингвист и исследователь мемов Александра Русакович.
Шутливый контент и новостная повестка сегодня так или иначе становятся частью маркетинговой стратегии любого бренда. Но примеров, когда компания в полную силу общается с клиентом на языке мемов, не боится провокационных сюжетов и шуток на грани фола, совсем немного. Зачастую юмор такого типа просто не вписывается в легенду бренда и противоречит его статусу. К тому же требует от smm-маркетологов определенного чутья: привязать мем к продукту — непростая задача.
Среди «отвязных» брендов, создающих мемы для молодой аудитории, лидирует «Бургер Кинг»: «Да, мы окурели в край», «Смотри, не обострись» — еще не самые провокационные слоганы компании. Несмотря на многочисленные суды, стратегия себя оправдывает, успешно привлекая целевую аудиторию.
Конфликтным маркетингом также выделяется компания Aviasales. Бренд широко использует в рекламе новостную повестку, политические и провокационные темы. Для создания рекламных мемов Aviasales обыгрывали Панамский скандал, избиение казаками Алексея Навального в аэропорту Анапы, фото пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова в ярких штанах и множество других сюжетов.
По словам PR-директора Aviasales Яниса Дзениса, самым значимым кейсом компании за последнее время стало «переименование» аэропорта Омска в аэропорт имени Егора Летова. Если на сайте Aviasales ввести «Егор Летов» в окошке с названием аэропорта, сайт автоматически определит город как Омск. В действительности Летов даже не попал в список финалистов конкурса «Великие имена России», что вызвало недовольство жителей региона.
«Тематика мемов не самое, на наш взгляд, эстетичное решение для широкой аудитории, если речь идет о создании авторского продукта, — рассказывают в компании White Russian Studio, которая занимается веб-дизайном и диджитал-продуктами. — Нас как дизайнеров больше радует такая работа, которую мы делали, например, для «Яндекс.Такси». Но бренды активно эксплуатируют все популярное у целевой аудитории, и мемы — неотъемлемая часть этого контента. Часто к нам приходят запросы разработать стиль приложений с тематикой мемов».
То, какими станут мемы в будущем, полностью зависит от контекста, который почти невозможно предугадать.
«Если представить, что в 2004 году нам показали бы мемы 2019-го года, вряд ли бы кто-то их понял и тем более над ними бы смеялся, — рассуждает Тарас Сычев. — Весь этот контент подстраивается под ситуации и вместе с ними эволюционирует».
Вероятно, можно пофантазировать на тему технологий будущего и новых способов распространения мемов, но это будет исключительно шутливая футурология. Исследователи считают, что «мемасы» как единица культурной информации, помноженная на технологии, будут существовать всегда. Главное, чтобы нам было смешно, а не страшно.
Инструкция: как заработать на интернет-мемах
Шаг №1 — создаем или находим мем
Шаг №2 — защищаем его (желательно быстро и с «разных» сторон) правами
Шаг №3 — получаем вознаграждение за использование
Понятно, что создать интернет-мем задача не из легких. Целенаправленно получается редко, чаще мем создается совершенно случайно. Но если случай вам улыбнулся, то зевать не стоит. Переходите поскорее ко второму шагу.
Брат хозяйки котика разместил фотографию животного на Reddit. После того как котик стал популярным, ему завели официальный сайт и страницу в Фейсбук.
Монетизация образа поражает своим разнообразием: кружки, футболки, уже три книги, готовится фильм, лицензия на напиток Grumppuccino.
Что же позволило получить такой доход? Грамотный подход к оформлению интеллектуальных прав на интернет-мем.
Хозяева основали компанию Grumpy Cat Limited и зарегистрировали серию товарных знаков в США и других странах. Это позволило сохранить монополию на использование образа кота и словесного обозначения Grumpy Cat. Они производят собственную сувенирную продукцию и выдают лицензии на использование образа третьим лицам.
Пример 2 (менее удачный)
В 2011 году британский фотограф Дэвид Слейтер (David Slater) снимал в зоопарке хохлатых павианов. Отлучился и оставил аппаратуру в свободном доступе для обезьян. Одна из самых смышленных по кличке Наруто сделала много снимков, в том числе несколько удачных селфи.
Фотограф рассказал об этом случае и стал продавать лицензии на фото. Но счастье продолжалось недолго. Какой-то подкованный в юриспруденции блоггер высказал мысль, что селфи обезьяны не защищаются авторским правом и права у фотографа не возникли, поскольку на кнопку аппарата нажимала обезьяна. Википедия воспользовалась этой идеей и разместила фотографию в своем хранилище, откуда каждый мог скачать её бесплатно. Лицензионные отчисления прекратились. Фотограф пытался протестовать и поспорил с Википедией, но в суд обращаться не стал, смирившись с ситуацией.
Более того, позже на него в суд подала сама обезьяна (в лице представителей зоопарка) и пыталась взыскать компенсацию за нарушение своих авторских прав. Суд поступил благоразумно и отказал обезьяне, обосновав это тем, что пока американский конгресс не примет закон об авторских правах животных, их права не существуют и, следовательно, не защищаются.
В чем была ошибка фотографа?
Он неправильно оценил риски, связанные с возникновением у него авторских прав. В принципе, такой вариант развития событий можно было предвидеть. Иск от обезьяны вряд ли, а вот утрату (а точнее “невозникновение”) собственных прав — вполне.
А если риск был, то нужно было предпринять дополнительные меры по охране изображения — как в первом примере. Можно было зарегистрировать фото в качестве товарного знака и тогда даже в отсутствие авторских прав такое изображение подлежало бы охране.
Пример 3 (обычно всегда так и происходит)
Если мемом становится образ человека, то возникает дополнительный способ охраны – это право на собственное изображение. Так, мем Technoviking добился через суд только небольшой компенсации за использование видео с ним в youtube.com — €15 тыс. Причем в компенсации морального вреда €10 тыс. суд отказал.
Это не помогло остановить распространение его изображений на футболках, брелоках, кружках и т.п.
Пропустив второй шаг в инструкции, не зарегистрировав интеллектуальные права, на третьем шаге можно пожинать только весьма скромные плоды и нельзя построить стомиллионную империю на распространении популярного изображения.
Всё достаточно просто — при регистрации прав на интеллектуальную собственность надо действовать быстро и изобретательно. Теперь вы не упустите свой шанс.
P.S. Если вы знаете еще примеры, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Оставлю для ЛЛ третий мем:
Зачем я это сохранил? На что я надеюсь? В любом случае, спасибо.
Милота
Бедный котик!))
«Разборка в Маниле»
Симбиоз
Первый день сентября.
Первый раз – в первый класс.
Снимки наших братьев меньших с сайта: pinterest. ru
Ты да я и мы с тобой!
Когда хочется поиграть, но не с кем
Суров. Нордичен. Прям викинг
Стою на ледяном ветру,
Сжимая рукоять меча.
И холод мне здесь по нутру,
Пургою душу мне леча.
Юмор про потомков льва и обезьяны
Рисунок по ТЗ ч.25
Смех продлевает жизнь. Смеятся могут не только люди, но и животные
Смеяться умеют 65 видов животных. Это человекообразные обезьяны, коровы, собаки, лисы, тюлени, мангусты, а также три вида птиц.
Американские ученые из Калифорнийского университета исследовали звуковые и мимические проявления животных. Как правило, они используются для демонстрации дружелюбия и сильно напоминают человеческий смех, сообщает Bioacoustics.
Оценивались, в частности, тональность звука, его громкость, высота, ритмичность и продолжительность.
Смеяться умеют 65 видов животных. Это человекообразные обезьяны, коровы, собаки, лисы, тюлени, мангусты, а также три вида птиц. А вот кошки смеяться не умеют.
Впрочем, ученые полагают, что в природе существуют и другие виды, умеющие смеяться, но они обитают в труднодоступных местах.
По закону, в перечень имущества, которое не подлежит изыманию за долги, внесли домашних и сельскохозяйственных животных.
Брунхильда
Право и котики
Друг для своих учеников написал учебник по основам права.
Возникла идея к этому учебнику сделать иллюстрации. Пока всё ещё в процессе, но стало любопытно: будет ли учебник с такими иллюстрациями интересен не только школьникам, да и вообще нужны ли иллюстрации.
Интересно мнение пикабушников.
Первое чтение в ГД РФ
Второе чтение в ГД РФ
Состав правоотношения, правосубъектность и пр.
Все работы ещё не оцифрованы и не обработаны, поэтому качество изображения хромает.
Коты викингов
Оказывается, викинги очень любили котов. То есть они, бывало, массово забивали их на шкуры, но зато нередко брали с собой в путешествия и гоняли с ними по вокруг Европы. Судовой кот для викинга мог быть обыденной вещью и без пушистого засранца драккар наверняка казался не таким уютным.
В 2016 году в Оксфорде состоялся международный симпозиум по биомолекулярной археологии. Событие само по себе интересное, но самым любопытным выступлением оказался отчет команды ученых из разных стран, которые потратили несколько лет на изучение кошек. Точнее, они исследовали то, как именно человеческая цивилизация их одомашнила.
Биологи изучили ДНК из останков 200 древних кошек, которым было от 15 тысяч до 300 лет. И по ходу работы ученым удалось добавить немало доказательств того, что кошки начали жить с нами примерно 10 тысяч лет назад. Первые фермеры хранили зерно в плохо охраняемых амбарах, туда проникали грызуны, вслед за ними пришли и коты, которые со временем привыкли к людям (и наоборот). Но это история, которую вы, скорее всего, читали еще в энциклопедии «Я познаю мир».
Намного увлекательнее оказалась та часть доклада, которая была посвящена взаимоотношениям викингов и котов.
Тогда, в 2016, тему успели лишь затронуть, однако она увлекла и других исследователей. Натуралисты Джули Битц-Торсен и Энн Биргитт Готфредсен, изучающие видовое разнообразие Скандинавии, настолько увлеклись историей котов на Севере, что посвятили ей отдельное исследование.
В итоге удалось выяснить следующее: кошки появились в Скандинавии во времена железного века, в I-III веках нашей эры. Первоначально они здесь встречались редко, видимо, им требовалась акклиматизация к холодному климату. Зато к эпохе викингов (850-1050 годы) усатые расплодились в регионе и были уже практически везде. Причем кошки здесь не просто жили, они жили привольно. Исследование показало, что коты-викинги были в среднем на 16% крупнее нынешних, однако при этом их зубы были меньше, чем у современных. То есть кормили их прекрасно, жили они явно не подножным кормом, а условия их жизни были по тем временам очень хорошими.
Судя по всему, для викингов было крайне важно спасти зерно от мышей и крыс. Но при этом коты использовались и как источник меха. В окрестностях полулегендарной крепости Ноннебаккен в Дании был найден колодец, куда сбросили десятки кошачьих трупиков. Все они погибли не своей смертью и, судя по всему, с них сдирали шкуры. Только представьте себе какого-нибудь ярла в плаще из кошачьих шкур, стоящего на носу драккара — внушительное, должно быть, было зрелище.
Но кошек не только пускали на костюмы и оставляли сторожить амбары. Согласно исследованию Битц-Торсен и Готфредсен, викинги брали котов с собой в плавания. Скорее всего, брали их с той же целью: чтобы хранили запасы провизии и на драккаре, и лагере. При этом коты северян нередко сбегали, так что в итоге им в свое время удалось расплодиться в Исландии и даже Гренландии.
Не исключено, что котов брали с собой и просто как питомцев. Хотя с этим было сложнее, чем сейчас: у викингов коты считались символом ярости и воинственности. Так что в те времена они, видимо, были не такими дружелюбными. В скандинавских легендах даже сохранилась легенда о Йольском коте — огромном монстре, который пожирает или до смерти задирает тех, кто ленился и не успел навязать себе теплых варежек и носков на зиму.
Викинги не только возили котов с собой в приключения, но и тащили их домой из других стран. Чаще всего привозили питомцев из Средиземноморья (считались довольно ценным трофеем) или из Шотландии. Причем шотландские могли поспорить по воинственности и необузданности с местными, за что и ценились. При этом кошки северян сохранили некоторые особенности диких предков — возможно, это была уникальная популяция, от которой в наши дни остались норвежские лесные кошки.
Кошка-викинг
Женщины-воительницы во времена викингов? Быль или небыль? В нашем кошачьем царстве однозначно быль)))
В этот раз имя придумывать не стала, будет интересно посмотреть ваши предложения в комментариях.
Игрушка выполнена в смешанной технике. Высота зверя 31 см.
Котик-викинг Муррф
После просмотра замечательного мультфильма в выходные в кинотеатре, я вдохновилась и создала очередной котошедевр 😊😊😊
Котик. Викинг. 😁 по имени Муррф 😁
Из этой серии еще есть котик-пират Кусь и котик-моряк Кысь. но о них в другой раз. Благодарю за внимание!)
В отличие от собак, домашние кошки подросли за последние 2 тыс. лет
Среднеевропейский лесной кот. Национальный парк «Баварский лес» (Германия)
Домашняя кошка – не самое типичное из одомашненных животных. Как известно, она «гуляет сама по себе», сохранив не только свои охотничьи инстинкты, но более близкий к исходной предковой форме, по сравнению с собаками, внешний облик и структуру скелета. Принято считать, что в процессе одомашнивания размеры животных уменьшаются, и собака, к примеру, стала в среднем на четверть меньше своего дикого сородича – волка. Группа датских и норвежских ученых исследовала археологические находки кошачьих останков, чтобы выяснить, как менялся размер наших пушистых сожителей за последние 2 тыс. лет
Наши домашние кошки (Felis catus) ведут свое происхождение от диких кошек (F. silvestris), обитающих в Европе, Африке и Юго-Западной Азии. А непосредственным предком признается степной кот (F. silvestris lybica), небольшое животное песчано-коричневого цвета, которое и поныне можно встретить в разных регионах, от Африки до Казахстана. По-видимому, останки представителя именно этого вида были обнаружены в человеческом захоронении на Кипре, датируемым 7,5 тыс. лет до н. э. Эта находка является на сегодняшний день самым древним свидетельством одомашнивания кошек.
Главными любителями этих грациозных и умелых охотников, приложившими много сил к их одомашниванию, были древние египтяне. Именно с их подачи кошки начали распространяться по Европе. Их брали на корабли, чтобы они ловили там крыс и мышей; случалось, что их отправляли и в качестве дорогого подарка.
В Дании самые ранние найденные останки домашней кошки относятся к первым столетиям новой эры, но число таких находок резко увеличивается лишь начиная с эпохи викингов (850–1050 гг.). Сейчас ученые измерили несколько сотен кошачьих костных останков, хранившихся в Зоологическом музее Копенгагенского университета, возрастом от 2 тыс. до 400 лет, и сравнили их с размерами скелета современных датских кошек (от 1870 г. до настоящего времени).
Оказалось, что вопреки ожиданиям кошки за это время не только не уменьшились в размерах, а, наоборот, выросли. Этот рост был зафиксирован с начала эпохи викингов – самые ранние (и немногочисленные) скелеты были по размеру сопоставимы с современными кошками. Ученые предполагают, что в это время дикие и одомашненные особи могли скрещиваться между собой. Если же в качестве точки отсчета брать IX–XI вв., то, к примеру, кости конечностей и нижняя челюсть с тех пор увеличились на 16%.
Эти выводы подтверждаются и результатами немецких исследователей, опубликованными в 1987 г., согласно которым современные домашние кошки крупнее своих средневековых предков.
В Дании кошки поначалу обитали в основном в городах. Но в эпоху викингов они были не мурчащими домашними любимцами, а, в первую очередь, источником ценного меха. Некоторые древние археологические объекты, похоже, как раз и служили местом такого пушного производства. На эту мысль ученых натолкнуло большое число обнаруженных там костей с характерными повреждениями.
Позже кошки распространились в сельской местности, где охотились на грызунов. Да и в растущих городах возрастающее количество мусора привлекало крыс и мышей. Возможно, причиной увеличения размера кошек стало обычное улучшение питания. Но, возможно, у них произошли и генетические изменения, например, вследствие самого факта переселения в Данию. Ведь, как правило, на севере животные становятся крупнее, чем особи тех же видов, обитающие в более теплом климате.
Что касается дальнейших прогнозов относительно размеров кошек, то достаточно взглянуть на полки супермаркетов, ломящихся от кошачьей еды. И посмотреть в голодные глаза своего хорошо выспавшегося питомца, требующего очередную «дозу». Правда, кошки, многие годы проживавшие в соседнем подвале, как-то заметно измельчали…