делайте то что проповедуете

Правила российского руководителя.

13. Делайте то, что проповедуете.

Директор одной фирмы решил покончить с алкоголем и больше не выпивать. Всем сотрудникам он сказал, что если кто-то увидит его пьяным, то получит премию – 100 000 рублей.

Ходит, день, два не пьет, через неделю не выдерживает и думает: «Вот щас пойду, куплю бутылочку пива и дома под одеялом ее выпью».

Покупает, приходит домой, выпивает. На следующий день приходит на работу, все сотрудники радостные, довольные, подходят и говорят:

– Ну что, Иван Иваныч, может, вам стопочку налить похмелиться, наверное, голова болит?

Он в недоумении спрашивает:

– Откуда вы знаете? Я же дома пил, под одеялом!

– Так вас, Иван Иванович, в этом одеяле в трех клубах видели!

Все разговоры о двойных стандартах в российских компаниях начинаются с того, что руководитель сам не соблюдает правила, выполнения которых требует от своих сотрудников. И это не просто некрасиво, а по-настоящему разрушительно.

Хочу задать вам один вопрос, но перед этим немного расскажу про свои поездки на работу.

Когда я начинал работать продавцом в «Что делать Консалт», я ездил на работу каждый день на электричке из Калужской области. Сто километров туда, сто километров обратно. А до электрички нужно было еще добраться, потому что ближайшая платформа находилась в другом городке.

Каждый день, три с половиной года. При этом в офис я приезжал к восьми утра. Практически раньше всех, кто работал со мной вместе. Прошло одиннадцать лет, я сменил шесть должностей внутри одного департамента, приезжал на работу всегда раньше всех, работал по 10–14 часов и в итоге стал одним из членов правления. В общем, я молодец.

А теперь мой вопрос: могу ли я требовать от своих сотрудников, чтобы они приходили на работу хотя бы за две минуты до начала рабочего дня?… Я уверен, что у меня есть абсолютно полное моральное право требовать со своих людей, чтобы они по крайней мере не опаздывали, потому что сам не опаздываю.

А теперь представьте себе другой кейс, прямо противоположный первому, но реально случившийся, чему я лично был свидетелем. Прекрасное весеннее утро, на входе в офис с восьми утра стоят два менеджера достаточно большой величины, у каждого в руках большие будильники, как с картинок времен СССР, и ловят они «опоздунов». Причем ловят жестко, с нахмуренными бровями, отчитывают каждого, заставляют писать объяснительные прямо на проходной, вызывают «опоздунских» руководителей, требуют навести порядок в подразделениях и так далее.

Но практически каждый пойманный сотрудник идет и что-то бормочет себе под нос.

Я слышал, что они бормотали. Они бормотали: «На себя посмотрите, %№ды!».

Потому что эти два руководителя большой величины обычно приезжали на работу спустя два, а то и три-четыре часа после начала рабочего дня.

Они не имели права учить подчиненных приходить вовремя. Не могли, потому что люди сами все прекрасно знают и понимают и опаздывают именно из-за этого.

Нельзя заставить сотрудников бриться, если у тебя борода.

Нельзя заставить сотрудников читать книги, если ты сам не понимаешь, о чем там идет речь.

Нельзя заставить сотрудника соблюдать дресс-код, если сам ходишь в джинсах.

Нельзя заставить сотрудника приходить вовремя, если сам опаздываешь на работу.

«Начальство не опаздывает, начальство задерживается», – скажут мне находчивые и веселые менеджеры. Братцы, это вы потом своим клиентам расскажете, которые позвонили через пятнадцать минут после начала вашего рабочего дня, а трубку никто из ваших Воинов Света так и не взял. И виноваты будете в первую очередь вы сами.

Я знаю сколько угодно отмазок менеджеров на этот счет.

«Вот когда я был линейным сотрудником, я всегда приходил вовремя».

«Я отрабатываю свои восемь часов, просто работаю с 12 до 20 без перерыва на обед».

«Я же не работаю напрямую с клиентами, значит, мне бриться не обязательно, и костюм я могу не носить».

«Я столько всего прочитал, и вообще, у меня интуиция хорошая, поэтому мне сейчас читать не обязательно…».

И так далее, и так далее, и так далее.

Можно сколько угодно сетовать на то, что твои люди не такие, как ты, сокрушаться по поводу того, что «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». Но при этом не стоит забывать, что тебя всегда оценивают, потому что ты публичный человек.

После того как ты надел погоны менеджера, за тобой стал следить Большой Брат. Он все видит. Все твои проколы, проступки, осечки, ошибки, слабости теперь выводятся на большой центральный монитор, перед которым сидят твои сотрудники и оценивают тебя.

«Мой директор говорит, что надо чистить зубы, а сам-то, сам-то…».

«Мой руководитель утверждает, что бросил пить, значит, и пиво дома под одеялом тоже нельзя, а он…».

«Мой менеджер ратует за то, чтобы все пели гимн офисного работника Семена Слепакова, а сам прячется в кабинете, когда начинают его исполнять»…

И после каждого многоточия можно добавить: ЗНАЧИТ, И МНЕ МОЖНО!

Но на самом деле – все это значит, что мой начальник не следит за своими словами, у него низкий авторитет, с ним лучше не иметь дел, и все остальные сопутствующие куски грязи, которые моментально к вам прилипнут.

А если мой начальник – эталон дисциплинированности, подтянутости, мужественности (женственности) и образец поведения, значит, он может требовать и с меня, значит, он для меня пример, значит, все по справедливости, «по понятиям», как любят у нас говорить.

И самое главное, лучше не требовать с сотрудников того, чего вы сами не делаете. Большие боссы называют это «выборочный контроль».

Выборочный контроль возможен, когда вы сами делаете то, что проповедуете, но ни в коем случае не тогда, когда вы раз в квартал вспоминаете, что все должны вовремя приходить на работу, и начинаете судорожно проверять исполнительскую дисциплину сотрудников. Это смешно. И максимум, которого вы можете добиться подобными действиями, – это испортить свое реноме.

Татуировку «ДЕЛАЙ ТО, ЧТО ПРОПОВЕДУЕШЬ» нужно нанести себе на переносицу, чтобы каждый раз видеть ее, глядя в зеркало. Только не забудьте оставить там место под еще один принцип, очень похожий, но все же несколько иной…

Источник

Делай то, что проповедуешь

делайте то что проповедуете. Смотреть фото делайте то что проповедуете. Смотреть картинку делайте то что проповедуете. Картинка про делайте то что проповедуете. Фото делайте то что проповедуетеВедущий в мире консультант и исследователь, изучающий вопросы управления организациями, оказывающими профессиональные услуги.

Помимо некоторых оригинальных тактик и нескольких необычных приемов, руководители суперуспешных офисов и их сотрудники говорят о довольно-таки известных вещах. Аналогично и наш статистический анализ доказывает вещи не удивительные, а довольно очевидные.

Тогда в чем же вопрос? Почему все фирмы не делают этих простых вещей? Пфеффер и Саттон указали на это в книге, озаглавленной «Разрыв между Знаю и Делаю». То, что люди что-то знают, вовсе не означает, что они это делают.

Весь мой опыт говорит о том, что единственным значительным барьером для реализации любой стратегии является наличие мужества у менеджмента. Руководителей рассмотренных в книге сверхуспешных офисов отличает не то, что именно они делают, но сам факт того, что они это делают. Многие люди (и фирмы) не имеют достаточной силы воли для выполнения своих же планов и поставленных целей. У них просто не хватает мужества следовать своим собственным убеждениям. Как писал К. С. Льюис: «Мужество – это не просто одна из добродетелей, но форма каждой из добродетелей в момент испытания».

Первый раз я получил этот урок некоторое время назад. Я поставил перед собой цель стать стратегическим советником международных компаний, оказывающих профессиональные услуги. Вскоре после этого одна такая фирма предложила мне провести ряд тренингов по продажам и маркетингу для своих сотрудников.

Это задание было весьма привлекательно: большой объем знакомой, привычной, приятной работы, которая должна была принести значительную долю доходов, запланированных мной на год. Однако мне было очевидно, что проведение почти года моей жизни в качестве тренера по развитию навыков продаж не даст мне ничего для достижения моей стратегической цели. Вместо того, чтобы стать стратегическим советником, я к концу года стану тренером по продажам.

Конечно же, если бы я взялся за эту работу, не случилось бы никакой трагедии, но это означало бы, что я отхожу от выбранной мною стратегии. Очевидно, что трудно сопротивляться соблазну движения по более широкому пути. Вы должны действительно сделать ставку на самих себя и верить в свое видение. Необходимо иметь мужество следовать вашим убеждениям. Вера в преимущества вашей цели – это одно. Но соблюдение жесткой диеты, необходимой для ее достижения – это совсем другое.

Итак, чего же я хотел? Легких денег или реализации амбициозной стратегии, для достижения которой надо упорно работать? Хотел ли я провести этот год комфортно, получая еще за это большие деньги, или взвалить на себя груз тяжелой работы, которая не только продвинет меня к моей стратегической цели, но даст возможность заработать? Я решил придерживаться моей стратегии и отказаться от этих «легких денег». Я порекомендовал клиенту своего друга, который мог бы провести все необходимые тренинги, и приступил к тяжелой (и успешной) работе, которая соответствовала моей стратегии.

Такие ситуации встречаются не так уж и редко. Даже больше – они неизбежны. Все стратегии, в то или иное время, сталкиваются с конфликтом между быстрыми деньгами (лежащими за пределами выбранного пути) и целями стратегии (тем стремлением к совершенству, которое вы сами себе установили). Если вы собираетесь следовать своей стратегии, вы должны принять необходимость делать трудный выбор, и действовать на основании искренней веры в нее. Выполнение стратегии требует мужества. Вы должны быть готовы делать сами то, что вы проповедуете, когда это вам удобно и когда (что намного важнее) это вам не удобно.

Многие компании умеют отлично определять то, что нужно сделать для исправления хода дел. Шкафы заполнены умными планами, стратегиями, программами, которые, если их реализовать, значительно увеличат успех фирмы. Однако самой трудной частью стратегии является не наличие умных идей. Напротив, самое трудное – это поиск найти в себе волю и решительность действовать так, как если бы вы сами серьезно воспринимали вашу стратегию.

Наша жизнь наполнена ежедневными искушениям, краткосрочными выгодами и превосходными объяснениями того, почему нам сегодня не удалось заняться выполнением нашей стратегии. Соответственно, новая статья так никогда и не будет написана, работа будет делегирована только тогда, когда она уже горит, управление подчиненными ведется «так себе», а главный принцип маркетинга – «Мы еще не видели такого доллара, который нам бы не понравился!»

В таком выборе нет чего-то абсолютно неправильного, но вам не надо дурачить самих себя. Если вы хотите пожертвовать качеством, чтобы заработать больше денег, то вам не удастся заработать себе отличную репутацию, которой вы добиваетесь. Требуется мужество, чтобы поверить в то, что безупречная репутация стоит гораздо больше в долгосрочной перспективе, чем рост сегодняшнего денежного потока. В документах, формулирующих видение, миссию, и стратегию, многие фирмы заявляют, что они стремятся к совершенству, но их действия этого не доказывают.

В этом заключается коренное различие между средней фирмой, и сверхуспешными офисами, описанными в нашей книге. Они не проповедуют какие-то особые стандарты, они просто живут по ним. Причину этого не найти в каких-то особо мудрых системах. Они заключаются в силе убеждений руководителей, управляющих этими офисами.

Большинство не верит в то, что их лидеры на самом деле хотят, чтобы они действовали стратегически. Как только появляется выбор между стратегией и быстрыми деньгами (а такой выбор возникает обязательно), многие попадают под значительное (а скорее даже непреодолимое) давление со стороны своего руководства, толкающее их в сторону быстрых денег.

Люди считают, что им дают ясно понять: стратегия может подождать до завтра. Вместо того, чтобы быть источником ободрения на правильном курсе, лидеры фирм слишком часто становятся препятствием для реализации стратегии. У них часто отсутствует мужество делать ставку на четко выраженную стратегию, даже сформулированную ими же самими.

Мужество, о котором мы сейчас говорим, означает не воодушевление или вдохновение. Оно базируется на простой логике. Вы пожинаете плоды того, что вы делаете в настоящее время, а не того, что вы надеетесь делать в будущем, если это будет для вас удобно, и вы будете не очень заняты. Если вы хотите достичь известности своими превосходными услугами, вы должны неизменно быть на высоте.

Мне могут возразить, что не надо быть рабом своей стратегии. Например, разве не может так случайно получиться, что вы возьмете на себя слишком много работы, которая в среднем будет выполнена на высоком уровне? Это соблазнительный аргумент, но в реальном мире он не сработает по двум причинам. Во-первых, как только вы начнете понемножку себя прощать («только один разочек. »), вы с необыкновенной легкостью найдете повод простить себя за отход от стратегического направления в следующий раз (и в следующий раз, и еще раз. ). Даже до того, как вы это сами заметите, ваши стандарты перестанут быть собственно стандартами, а станут всего лишь благими пожеланиям.

Следует признать, что в наши дни жестокой реальностью рынка является сложность создания репутации превосходства в том. Даже если вы сделаете просто хорошую, а не превосходную работу только несколько раз, вы быстро станете известны своей ненадежностью и непостоянством. Если на вас нельзя положиться, клиенты не будут особо выделять вас среди остальных поставщиков.

«Я не предлагаю вам играть роль босса, полицейского, гунна Атиллы или диктатора. Напомните им, почему вы выбрали эту стратегию. Помогите им. Вдохновите их. Дайте им инструменты для того, чтобы им было проще это сделать. Установите цели для небольших улучшений, которые, по меньшей мере, наставят их на путь истинный. Но что бы вы ни делали, не игнорируйте их и не оставляйте их одних. То или иное положение не может считаться стандартом работы вашей компании, если несоблюдение этого не приводит ни к каким последствиям».

«Добро пожаловать в удивительный мир управления», ответил я.

Многие менеджеры верят в то, что они добавляют огромную ценность, разрабатывая стратегию (или видение, или миссию, или направление). Это явная ошибка. Главная ценность лидера состоит в том, что именно он обеспечивает реализацию стратегии. Это подтверждается и самим происхождением слова «manage» (именно «управление»), которое восходит к старофранцузскому слову, буквально означавшему «правящий лошадьми». Ключевая роль менеджера состоит в обеспечении того, чтобы все лошади двигались в согласованном направлении и примерно с одинаковой скоростью.

В течение многих лет прямые конкуренты оказывали мне доверие, позволяя мне ознакомится с их стратегическими планами. Удивительно, но почти всегда они были написаны как будто под копирку. Во всех отмечено, какие клиентские сектора растут, спрос на какие услуги растет, и какие конкурентные преимущества ищут клиенты (качество обслуживание, инновации, и т.п.). Эти стратегические документы получаются одинаковыми не оттого, что их составляют глупцы, а по прямо противоположной причине: над ними работали очень умные люди! Все они знали, что надо сделать.

Если это так, то в чем же состоит конкуренция? Мой опыт говорит, что она состоит в том, кто сможет сделать эти иногда очевидные вещи. А это, в свою очередь, определяется следующим набором тесно связанных идей:

Когда все это присутствует, можно найти волю для обеспечения добросовестного выполнения, и, следовательно, победить в конкуренции.

Таким образом, роль руководителя состоит в том, чтобы быть вдохновителем энтузиазма, возбуждения, страсти и амбиций. Любой руководитель, который может создать все это, запустит «Цепочку прибыли обслуживания», о которой Хескетт и коллеги написали так убедительно.

Работа руководителя состоит не только в управлении финансами, но и в воодушевлении, улещивании, увещевании, ворчании, поддержке, критике, похвале, ободрении, конфронтации и поддержке тех людей (и групп), которые борются за то, чтобы начать работать по новым стандартам. Вот она, стратегия. Все эти качества требуются от руководителей, а самое существенное – это мужество. Мужество на самом деле руководить и проводить в жизнь те стандарты, которые они сами проповедуют.

Руководители должны иметь мужество фокусироваться на долгосрочных целях, мужество придерживаться провозглашаемых ими убеждений и мужество вмешиваться в случаях отклонения от тех ценностей и видения, которые помогают создать совершенство.

Единственной серьезной проблемой в реализации стратегий является отсутствие «последствий несоответствия». Если руководитель не имеет мужества разобраться с человеком, который не ведет себя в соответствии со стратегией, тогда все остальные люди быстро поймут, что стратегия вовсе не является чем-то обязательным. Они очень быстро прекратят попытки соответствовать ей. И, таким образом, преимущества от следования выбранной стратегии никогда не будут получены. Остается один вопрос: «Что руководитель собирается делать с несоответствием?» Сотни, если не тысячи глаз пристально наблюдают за тем, является ли стратегия обязательной или факультативной.

Часто недооценивается тот факт, что проблема неучастия человека в новых инициативах не является его личной проблемой, а порождает эффект, влияющий на мотивацию остальных сотрудников. Боясь вмешиваться, многие руководители ждут до тех пор, пока проблема не станет опасной. До тех пор, пока им не придется заниматься ей. Ведь, помимо прочего, эмоционально легче заниматься проблемой только тогда, когда вы должны ей заняться. Однако этого недостаточно. Руководство не состоит в принятии мер только тогда, когда проблема становится очевидной и опасной. Напротив, руководство заключается в выявлении вопросов и в решении их до того, как они превратятся в проблемы. Чтобы заставить новую стратегию работать, руководитель должен ясно продемонстрировать, что он готов быть нетерпимым к отклонениям от следования стратегии.

Чем раньше вы начинаете заниматься проблемами, тем легче их решать, и тем больше возможностей для их решения. Наиболее очевидным «следствием несоответствия» должна быть неформальная, не назначенная, личная встреча. «Мэри, я заметил, что вы не участвуете в совещаниях группы, которые мы договорились проводить. Это так? В чем проблема? В чем я могу помочь?» (Как всегда в управлении, наилучшей стратегией будет описание ситуации и просьба объяснить ее.)

Если человек сопротивляется движению, можно попросить о помощи: «Фред, я знаю, что это вовсе не доставит тебе радости или для этого не требуются твои навыки, но я на самом деле хочу помочь другим в этой области, и твое участие придаст этому вес. Ты можешь сделать это как одолжение для меня?»

Проведение таких разговоров никогда не будет легким и требует развитых навыков межличностного общения, причем особенно тогда, когда проблема еще не стала опасной. Но это-то и есть руководство! Если навыки у вас есть, то роль мужества становится еще значительней. У многих руководителей есть навыки проведения таких разговоров, но часто не хватает мужества их начать. Руководитель создает максимальную пользу именно тогда, когда он оказывает влияние на людей, добиваясь их присоединения к заранее согласованным действиям. Руководство в меньшей степени состоит в определении того, что должно произойти, и в большей в том, чтобы все запланированное реально произошло.

Должно быть понятно, что чем больше ваши люди информированы о том, что несоответствие стандартам приведет к такого рода беседе, тем реже вам придется проводить такие беседы. Люди будет стараться придерживаться стандартов просто для того, чтобы лишний раз не иметь неприятных встреч.

Успешный руководитель должен не только иметь мужество руководить, но он также должен иметь способность внушать мужество другим. Центральная проблема значительного количества фирм состоит в том, что многие вещи в них хороши лишь «постольку поскольку». Очень немного фирм серьезно больны. И, как гласит старая пословица, лучшее – враг хорошего. Зачем тянуться к совершенству, если многое делается (по меньшей мере) приемлемо? На самом ли деле я хочу соблюдать жесткую диету, чтобы достигнуть пока еще неясных выгод? Или, суммируя: мы что, на самом деле должны все это делать?

Часто говорят, что только две вещи мотивируют людей: страх и жадность. Но в этой книге было очень мало упоминаний обеих этих вещей. Лучшие руководители используют третью мотивирующую силу: пленительную мечту. Они способны убедить своих коллег в том, что жизнь на самом деле может быть лучше, что совершенство достижимо, и что именно мы можем его достичь.

Великие руководители дают своим людям возможность поверить в то, что как индивидуально, так и коллективно, они могут добиться успеха, самореализации, совершенства и прибыли. Они внушают окружающим мужество для того, чтобы сделать попытку.

Изменение представляет собой угрозу, и большинство людей, если не все, работают хорошо только находясь в своей зоне комфорта и сопротивляются изменению своих старых привычек, которые вывели их на их сегодняшний уровень успеха. Будучи требовательными, руководители также должны оказывать поддержку, посылая сигнал: «Давай-давай, ты можешь это сделать, я помогу тебе!».

В то время как первая часть этого послания («Давай-давай!») весьма распространена, две другие – личное ободрение и поддержка очень часто отсутствуют. И опять необходимо отметить, что руководство один на один (а это единственная форма руководства, которая соответствует этому слову) требует не только навыков, но и мужества.

Руководство балансирует на тонкой грани между требовательностью и поддержкой, и также оно требует «настойчивого терпения». Терпение в том, что «Рим был построен не за один день», настойчивое в том, что «здесь мы строим Рим». Чтобы найти достаточно мужества для продолжения попыток достижения новых уровней эффективности, люди должны искренне верить в то, что руководитель сам искренне верит во все, что он говорит о стандартах, миссии, видении и стратегии фирмы.

Люди должны быть уверенны в том, что лидер имеет мужество верить во что-то, и, что еще более важно, имеет силу воли придерживаться этого. Не должно быть большего осуждения для руководителя, чем за то, что он является притворщиком, и большей похвалы, чем за то, что он живет и действует в соответствии с тем, что он сам проповедует.

Источник

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Net

Поиск по библиотеке:Книги на иностранном языке: A B C D F G H I J K L M P R S T U V W
Книги на русском: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Популярные авторы

Популярные книги

Делай то, что проповедуешь

Делай то, что проповедуешь

Что руководители должны делать для создания корпоративной культуры, нацеленной на высокие достижения

Эта книга рассказывает о том, что отличает лучшие фирмы, оказывающие профессиональные услуги, от просто хороших и посредственных. В ее основу легло исследование 139 офисов 29 фирм в 16 странах. Помимо статистических выводов в книге содержится девять подробных интервью с руководителями и персоналом наиболее финансово успешных фирм. Каждое из этих интервью может стать ценным источником новых идей для вас.

Автор доказывает, что не существует никаких секретных рецептов в достижении успеха. Все рецепты давно известны. Единственная сложность заключается в наличии у менеджеров мужества следовать им.

На мой взгляд, это наиболее актуальная из книг Дэвида Майстера, хотя бы потому, что представленные в ней находки выходят далеко за рамки сектора «профессиональных услуг». Лично я не просто согласен, а глубоко солидарен с автором: искренность и стремление к совершенству, служение людям – это не громкие слова, это главные составляющие успеха в бизнесе. Майстер статистически доказывает, что это не просто хорошо, это еще и выгодно, что нравственность в итоге всегда «прибыльнее» безнравственности (а падение нравственности начинается с момента расхождения «проповеди» и реальных дел). И хотя мне кажется, что данный тезис проще обосновывается в рамках философских умозаключений и концепций, аналитический подход Дэвида Майстера и яркий фактический материал – еще один важнейших штрих в построение целостной и гармоничной картины достижения Успеха – не столько финансового, сколько общечеловеческого… Что, как оказывается, невозможно разорвать…

Александр Ованесов

Партнер, Стратегика (группа Про-инвест)

Что меня удивляет в книгах Дэвида Майстера вообще, и, в этой в частности, так это то, что все, о чем в них говорится, и так известно. Но, видно, в том и заключается профессионализм Дэвида, что только после прочтения его книг разрозненные элементы мозаики складываются в единую, весьма симпатичную, картину. Лично для меня все его книги были и есть одним из основных путеводителей в мире развивающегося в нашей стране цивилизованного юридического бизнеса.

Альберт Еганян,

управляющий партнер юридической фирмы Вегас-Лекс

Приведя неоспоримые доказательства, Майстер открыл секрет высокоэффективных компаний. Он предложил глубокое понимание и ясную программу действий.

Michael Albrecht, Jr. Global Executive, IBM

Эта книга обязательно должна быть прочитана всеми менеджерами фирм, оказывающих профессиональные услуги и претендующими на успех.

Mel Bergstein, CEO, DiamondCluster International

Дэвид Майстер еще раз сделал это! Он снова написал отличную книгу, помогающую вырасти лидерам.

Robert R. Garland, National Managing Partner of Assurance and Advisory Services, Deloitte & Touche

Эту книгу должны прочитать руководители компаний, которые хотят добиться финансового успеха, а, кроме того, сделать свою фирму привлекательной для клиентов и сотрудников.

Claudio Fernandez-Araoz, Executive Committee, Egon Zehnder International

Один наш старый клиент как-то сказал по поводу первой книги Дэвида: «Прочитав эту книгу, я сэкономил очень много денег и времени». В книге, которую вы держите в руках, есть ключ к тому, что определит прибыль вашей фирмы. Рецепт удивительно прост: соблюдайте принципы, сформулированные в вашей миссии, вдохновляйте своих людей, раскрывайте их потенциал и бескомпромиссно соблюдайте установленные стандарты.

Это легко сказать, но нелегко сделать.

Эта книга является последней из написанных Дэвидом на настоящий момент. Мы надеемся, что своей работой помогли все еще молодому российскому рынку профессиональных услуг.

Да, кстати, не забудьте посмотреть Приложение 4. Это отдельное статистическое исследование, на которое нет ссылки в основном тексте. Результаты его настолько ошеломляющи, что мы с трудом удержались от того, чтобы не расставить в тексте кучу восклицательных знаков. Расставьте сами.

Предисловие автора к русскому изданию

Как и раньше, я хотел бы особенно поблагодарить Михаила Иванова и Михаила Фербера за то, что они не только перевели эту и другие мои книги, но и за то, что они активно проповедуют мои идеи на российском рынке.

В этой книге я попытался представить фактические доказательства того, что я уже много лет говорил об эффективном менеджменте в фирмах, оказывающих профессиональные услуги. Представленные здесь факты говорят о том, что фирмы, персонал которых увлечен, заряжен на победу и полон энтузиазма, демонстрируют впечатляющие финансовые успехи. Обратите внимание, что я не говорю, что целью компаний является достижение состояния довольства у своих сотрудников. Довольство сотрудников не связано с прибыльностью, в то время как их приверженность и энтузиазм определяют ее.

С помощью проведенного исследования мы обнаруживаем, что отношение сотрудников к компании и ее клиентам никак не связано с системами, политиками и даже стратегией фирмы. Оно является прямым следствием навыков и умений руководителя найти ключик к своим людям, помогая им определить значимость того, чем они занимаются, и сформулировать собственные цели.

Кроме того, исследование выявило парадокс, заключающийся в том, что усилия по зарабатыванию денег не ведут к деньгам. Сотрудники изученных мною наиболее финансово успешных офисов не являлись ни циниками, ни скептиками. Они просто были убеждены, что работают не только за деньги. Они считали, что то, что они делают, и те, для кого они это делают, заслуживают их искреннего внимания и заботы. Именно поэтому они стремились к совершенству, были готовы к напряженной работе и помощи друг другу. Поступая так, они зарабатывали больше.

Деньги могут являться целью, но не могут стать значением и смыслом работы. Они являются следствием искренней заботы о клиентах, качестве работы, продуктивности, стремления к совершенству и групповой работы. Тот, кто стремится к этим вещам, заработает больше, чем тот, кто просто делает это все за деньги.

Наиболее прибыльные из рассмотренных мною фирм не проповедовали что-то необычное. Их принципы были просты и известны. Единственное отличие заключалось в том, что они следовали им. Девять компаний-лидеров, рассмотренных в книге, имели одно общее качество. Они умели вдохновлять людей и быть бескомпромиссными в том, что касалось соблюдения принципов. Одно без другого не может привести к значимым результатам, да и просто невозможно.

Повторюсь еще раз – не существует никаких особых секретов, определяющих финансовый успех компании. Многие фирмы декларируют правильные принципы, но только наиболее талантливые руководители имеют достаточно мужества, чтобы следовать им.

Бостон, август 2004

На протяжении длительного времени я вместе с другими авторами книг и консультантами утверждал, что если вы сначала вдохновите своих людей и, тем самым, добьетесь превосходного обслуживания клиентов, то деньги сами найдут вас. Но существуют ли веские доказательства именно такой последовательности? Да, существуют. Хэскет, Сезар и Шилсингер в своей книге: «Цепочка прибыли обслуживания» привели убедительные примеры. Коттер и Хэскет в книге: «Корпоративная культура и эффективность работы компании» исследовали взаимосвязь культуры компании и прибыльности. В «First, Breake All The Rules» Бакингэм и Коффман описывали стили поведения успешных менеджеров, подтверждающих нашу гипотезу. В книге «Построенные навечно[1]», Коллинз и Поррас очень детально рассматривали успешные корпорации, и пришли к такому же выводу.

В этой книге я представляю результаты моего исследования факторов, влияющих на финансовую успешность компаний. Я подробно изучил 139 офисов 29 фирм, оказывающих 15 различных видов профессиональных услуг в 15 странах. Всюду я задавал один и тот же вопрос: влияет ли отношение персонала к делу на финансовый успех?

Ответ, как будет показано в книге – однозначно «да». Более успешные и прибыльные компании превосходят своих конкурентов во всех аспектах отношения персонала к своему делу. Что еще более важно, мое исследование показало, что отношение персонала – единственный (а не просто основной) фактор, влияющий на финансовый результат. Этот вывод не говорит о том, что такие вещи, как качество услуг, обслуживания и взаимоотношения с клиентами не имеют значения. Все это действительно важно, однако само по себе является следствием работы ваших сотрудников, которых вы должны прежде вдохновить. Такая простая логика приводит нас к выводу, что движущей силой всей этой цепочки являются навыки и умения менеджмента компании.

Из всех целей, которые ставятся в бизнесе по оказанию профессиональных услуг (обеспечение прибыли, удовлетворение клиентов, привлечение и развитие талантливых сотрудников) всему, что относится к персоналу, уделяется меньше всего внимания. В нашем бизнесе только работа людей создает прибыль и, при этом, мы живем в эпоху войн за таланты, в эпоху, когда в любом бизнесе не хватает талантливых людей. Поэтому, если вы не уделяете внимания этому аспекту своего бизнеса, вы просто-напросто рубите сук, на котором сидите.

Проведенное исследование выявило интересные, и даже неожиданные результаты. Мы увидим, что наиболее успешные компании объединяют следующие характеристики:

• Менеджмент придерживается ценностей, вокруг которых строится философия всей компании. Здесь нет разницы между словом и делом.

• Интересы группы для менеджера важнее личных интересов.

• Потенциал людей раскрывается и реализуется посредством надлежащего руководства.

• Высок уровень лояльности и увлеченности. Опять же за счет лидерства менеджеров.

• Система вознаграждения уравновешена.

• Фирмы не идут на компромиссы в вопросах найма людей просто, чтобы закрыть свободные позиции. Квалификация всех сотрудников высока.

Лишь очень немногие менеджеры систематически придерживаются этих стандартов. И, скажем прямо, это и не так просто. От менеджмента требуется умение справляться со сложными ситуациями, противостоя каждодневному давлению, и отдавая приоритет долгосрочным целям, даже в случае, если выгода от их нарушения кажется столь привлекательной.

Сила принципов в успешных компаниях велика. Здесь не говорят: «мы поощряем групповую работу», а заявляют: «у нас нет места индивидуалистам». Менеджменту здесь хватает смелости и настойчивости бороться со всем тем, что противоречит внутренним принципам.

Список факторов, обуславливающих прибыльность компании, находится в определенном балансе. Нет единого магического признака, изменив который, вы добьетесь успеха. Мы увидим, что необходима комбинация факторов, обуславливающих взаимоотношения с клиентами, справедливую систему вознаграждения, систему построения навыков и др. Роберт Каплан и Дэвид Нортон написали прекрасную книгу – «Сбалансированная система показателей[2]», в которой доказали важность именно комплекса факторов. В этой книге вы найдете описание факторов, определяющих успех фирм, оказывающих профессиональные услуги.

Большая часть находок подтверждает то, о чем я и другие исследователи говорили уже на протяжении многих лет. Однако теперь у нас на руках имеются математические доказательства. Есть и несколько новых заключений. Так, среди наиболее важных факторов, определяющих прибыльность компании – взаимное доверие и уважение. Раньше я не писал об этом. Теперь же у меня есть неоспоримые факты, свидетельствующие об этом.

Удивительно? Возможно. Но в рамках формального обучения нас редко (если вообще когда-либо) обучают тому, как заработать или оказать доверие и уважение. Этот факт вновь подтверждает важность личности менеджеров, возглавляющих великие компании.

Связанный с этим вывод заключается в том, что успех фирмы в меньшей степени принадлежит фирме как таковой, в основном же его определяют те, кто ей руководит. Успех определяют люди, а не внутрифирменные правила и политики.

Несмотря на то, что в книге представлено множество статистического анализа, цифры не являются ее сердцевиной. Вы найдете истории и рассказы менеджеров, добившихся лучших финансовых результатов. Я подробно изучал тех, кто добился выдающегося успеха, вдохновляя и поддерживая своих людей. Я выспрашивал у них: «Что, конкретно, вы делали?».

При том, что условием проведения исследования была полная анонимность, эти менеджеры решились поделиться своими секретами. Их находки вдохновят вас. Удастся ли вам пройти тест на доверие и уважение? Думают ли ваши люди, что вы делаете то, что проповедуете? Шаг за шагом я докажу вам, что если вы провалите эти тесты, значит вы зарабатываете меньше, чем могли бы.

Для исследования я собрал сведения о 139 офисах 29 фирм, содержавшихся в базе данных одного исследовательского агентства. Шестьдесят восемь процентов офисов располагалось в США, оставшиеся базировались в таких странах как: Бельгия, Бразилия, Канада, Китай, Англия, Франция, Германия, Гонконг, Ирландия, Италия, Япония, Мексика, Нидерланды, Шотландия и Испания.

Были рассмотрены компании, оказывающие следующие услуги: реклама, PR, консалтинг в области создания брэндов, медицинский консалтинг, политический консалтинг, прямой маркетинг, интернет-маркетинг и пр.

Все фирмы имели значительную степень автономии. Все они (включая локальные офисы международных компаний) были свободны в выборе собственного стиля управления. Таким образом, мы могли изучить следствия различной корпоративной культуры и типов управления.

Размер изучаемых фирм варьировался от одного до двадцати четырех отделений. По количеству сотрудников фирмы различались. Цифра варьировалась от 10 сотрудников в самом маленьком офисе до 351 в самом большом. Средняя численность составила 43 человека. В данном исследовании мы не разделяли сотрудников на профессиональный и административный персонал, изучая всех, от управляющего партнера до секретаря.

Как все это относится к вам?

Если вы не занимаетесь маркетингом как бизнесом, то я подозреваю, что вас волнует вопрос: а как все это относится ко мне? Давайте начнем с вполне очевидных вещей. В этом исследовании мы не изучали аудиторов, юристов, архитекторов, инжиниринговые компании, как и многие другие бизнесы, входящие в отрасль профессиональных услуг. Таким образом, у нас нет прямых данных, относящихся к этим профессиональным группам.

С другой стороны, мы исследовали множество различных типов фирм. Мы изучали тех, кто имел чрезвычайно высокие ставки, и тех, кто работал на однородном рынке услуг; тех, у кого работали только высокооплачиваемые профессионалы и те компании, в которых был высокий рычаг;[3] тех, кто взаимодействовал только с высшим менеджментом и тех, кто проходил через директора по закупкам. Природа бизнеса одного типа услуг предполагала длительные доверительные отношения, в то время как компании, оказывающие другой тип услуг, должны были конкурировать за каждый новый заказ. Некоторые компании были частью глобальных фирм, другие же являлись совсем небольшими фирмами, имеющими практику вдалеке от основных финансовых центров. И, кроме того, было довольно много чисто национальных особенностей, поскольку мы изучали фирмы из разных стран, с разными типами культур.

Учитывая все эти факторы, мы полагаем, что выводы исследования могут быть приняты верными и для тех бизнесов, которые мы не рассматривали здесь. В любом случае окончательный выбор остается за вами.

Как пользоваться книгой

Я старался сделать свою книгу очень практичной, используя обычный язык. Все статистические выкладки я вынес в Приложения. Тот, кто хочет более внимательно изучить цифры, может сразу же обратиться к этому разделу. Все остальные могут читать от начала и до конца, время от времени обращаясь к приложениям.

Основная ценность этой работы заключается не в формулировании новых истин, а в том, что она дает твердые доказательства важным и, возможно, уже известным выводам. Потому я и выбрал для этой книги такое название. Речь идет не о каких-то новых вещах, а просто об исполнении того, что уже и так провозглашается менеджментом многих компаний.

Вся моя работа строилась вокруг свидетельств, основанных на цифрах и реальных жизненных историях. Постепенно, шаг за шагом, проводя анализ данных, двигаясь от простого к сложному, я представлю вам свои находки. Я предлагаю не обращаться сразу же к разделу с основным выводами, а постепенно, читая главу за главой, приходить к ним. Именно так делал и я. Сделайте свои окончательные выводы ближе к концу книги.

Для тех же, кто хочет сразу же познакомиться с основными результатами, я рекомендую пробежать первую главу, а затем перейти к седьмой, девятой, двадцатой и двадцать третьей. В этих главах вы найдете основные выводы и примеры.

Однако я надеюсь, что большая часть читателей проследует за мной через всю книгу, чтобы придти к тем же выводам, к которым пришел и я. Держите наготове карандаш, чтобы отметить те уроки, которые я упустил в своем анализе, и записать наиболее важные выводы.

Глава 1. Исследование

Чтобы наши финансовые данные были репрезентативны, мы взяли четыре показателя работы каждого из изучаемых офисов:

• Рост выручки за последние два года.

• Рост прибыли за последние два года.

• Прибыль, приходящаяся на одного сотрудника.

Придав каждому соответствующий вес, мы интегрировали все эти четыре показателя в один – «финансовая успешность». (Подробности см. в Приложении 1). Нам была доступна вся информация по 96 офисам из 139 принявших участие в исследовании.

Исследование сотрудников проводилось с помощью анкетирования. Анкета состояла из 74 утверждений. Полные результаты представлены в Приложение 2.

Для анализа анкет мы использовали факторный анализ, который помог нам сгруппировать вопросы в связанные группы и факторы. Используя эту технику, мы сгруппировали вопросы в девять факторов (см. Приложение 3). Не все вопросы были включены в получившиеся факторы, но таким образом, мы смогли получить укрупненные результаты. Вот какие факторы были образованы:

1. Качество услуг и взаимоотношения с клиентами.

2. Обучение и развитие.

4. Личный вклад, энтузиазм и уважение.

5. Высокие стандарты.

6. Ориентация на долгосрочные цели.

8. Справедливое вознаграждение.

9. Удовлетворенность сотрудников.

Ответы респондентов по каждому из факторов представлены в таблице 1.1. При этом использовалась следующая шкала: 6 – абсолютно согласен, 5 – согласен, 4 – скорее согласен, 3 – скорее не согласен, 2 – не согласен, 1 – категорически не согласен.

Таблица 1.1. Результаты ответа по каждому фактору

5 589 сотрудников из 139 офисов поставили «Качество услуг и взаимоотношения с клиентами» на первое место. (Конечно же, следует учитывать, что об этом мы спрашивали сотрудников исследуемых компаний, а не их клиентов. А потому, эти результаты могут несколько искажать реальную картину).

Такая же высокая оценка была дана делегированию и степени автономности. Это и не удивительно. Ведь мы изучали компании, относящиеся к сфере профессиональных услуг. Важно отметить, что лишь слегка выше среднего были оценены факторы «высокие стандарты» и «наставничество». Такой же скромный результат получил фактор «удовлетворенность сотрудников». Оценки последних четырех факторов не такие впечатляющие, по крайней мере на первый взгляд.

Сразу же бросается в глаза то, что все, что относится к клиентам, получило высокие оценки, в то время как все то, что относится к управлению персоналом, оказалось в числе самых низко оцененных факторов. И эта ситуация повторяется в различных офисах и различных бизнесах по всему миру.

Не удивительно, что самая высокая средняя оценка составила «только» 4.7. Ведь в исследовании приняло участие 5 589 человек из 139 офисов. Чтобы результат был выше, потребовалось бы единое мнение о том, что является превосходной работой. Когда мы группировали вопросы в факторы, то, естественным образом, устранились пики и провалы.

С другой стороны, когда мы имеем дело с результатом 3,5 для фактора «обучение и развитие» по шестибальной шкале (что то между «скорее согласен» и «скорее не согласен»), то вы можете быть уверены, что те немногие, кто оценил этот показатель высоко, затерялись среди тех, у кого этот показатель был весьма низок.

Чтобы проверить полученные ответы, я задавал несколько дополнительных вопросов. Я предлагал респондентам десять (традиционно принятых) задач фирмы, и просил оценить, насколько хороши их компании в достижении этих целей. Я так же использовал шестибальную шкалу, в которой шесть означало – «Мы просто превосходны в этом компоненте», а один «Мы очень слабы в этом». Результат представлен в таблице 1.2.

Таблица 1.2. Результаты исследования оценки сотрудниками успешности компании в достижении своих целей

Анализ полученных данных приводит нас к тем же выводам. Все, что касается целей, связанных с клиентами, получило высшие оценки, в то время, когда все, относящееся к управлению сотрудниками, находится в конце таблицы.

Интересно, что сотрудники оценили такие показатели, как «прибыльность» и «рост» как «весьма средние». И это при том, что большинство из изученных нами компаний, были весьма прибыльны (среди самых прибыльных в своих отраслях), и демонстрировали быстрые темпы роста. Так почему же сотрудники считают, что их компании только лишь «неплохи» в этом?

Одним из объяснений этого может служить теория, согласно которой, когда дело идет о финансовых показателях, менеджеры хотят все больше и больше. Любые достигнутые финансовые результаты становятся следующей планкой, и у сотрудников остается впечатление, что они могли бы заработать для компании и больше. Поэтому не удивительно, что они оценивают показатели прибыльности и роста не более чем умеренно хорошие.

Удивлены ли вы полученными результатами? Я – нет. На щите всех компаний красуются лозунги об удовлетворении интересов клиентов, собственников и сотрудников. При этом, сотрудники практически всегда замыкают этот список.

Я имею опыт работы не только с компаниями, рассматриваемыми в данном исследовании, но и со многими другими фирмами, оказывающими профессиональные услуги, и могу смело утверждать, что положение вещей везде примерно одинаково. Во всем том, что касается отношения к сотрудникам, те 139 фирм, которые были исследованы здесь, ничем не лучше и не хуже других.

В этом и заключается парадокс. Множество видов деятельности, включая в себя различные бизнесы по оказанию профессиональных услуг, предлагают клиентам только навыки своих сотрудников. Отсюда логически вытекает, что они должны быть хороши во всем том, что касается управления и, в частности, мотивации персонала. Однако это не так. Единственное, чем можно объяснить такое поведение, это достаточно распространенное предубеждение, согласно которому, фирмы верят в то, что у них работают такие люди, которых не надо мотивировать и поддерживать, а потому ими нужно как можно меньше руководить. Если считать, что за словом «управление» кроются ежедневные усилия по поддержке, воодушевлению и постановке новых задач, то действительно в большинстве фирм эта функция развита весьма слабо.

В большинстве фирм под управлением понимается жесткий финансовый контроль, периодические общие собрания, на которых произносятся вдохновляющие речи руководства или объявляется новый слоган и миссия. Это представляет собой смесь жестких административных методов и слабой попытки руководить при помощи видения. Даже выполненное на отлично, ни то, ни другое не является успешной моделью управления.

В случае, когда ваши люди являются вашими основными активами, такие вещи как, эмоциональное межличностное взаимодействие и личные психологические факторы играют важнейшую роль. Как заметил Чарльз Грин (мой соавтор по книге «Советник, которому доверяют[4]») сотрудники – это не только мозги фирм, но еще и их сердца, души, внутренности и все другие части.

Что удивило меня больше всего, и продолжает удивлять и теперь, так это то, как для многих менеджеров все, что касается управления межличностными отношениями, является нелюбимой и тяжелой обязанностью. Им гораздо проще в тех делах, где речь идет о рациональных вещах – финансах, структурах, логике. В том же, что касается человеческих эмоций, они чувствуют себя неподготовлено и неуверенно, и стараются избегать их, где это только возможно.

Я признаюсь, что и сам порою ощущаю то же самое. Разве не было бы нам всем удобнее, если бы мы всегда имели дело только с рациональными поступками и логически понятными ситуациями, в которых все поддается анализу, отбросив эмоциональную мишуру, так присущую людям? Да, наверное, это было бы здорово, но реальная жизнь показывает, что такое невозможно. И особенно это касается тех, кто руководит другими людьми.

Обычно, выбирая тех, кто может занять руководящие посты, фирмы обращают больше внимания насколько тот или иной кандидат хорош с точки зрения бизнеса (развитие практики или управление финансами), и меньше внимания на человеческие качества кандидата. Способность вдохновлять других (т. е. руководить) очень редко является первым критерием при продвижении на руководящие посты.

Теперь зададимся вопросом, что же следует из всего этого? Что из того, что сотрудники считают, что все, что касается управления персоналом, находится в конце списка приоритетов? Должно ли вас заботить то, что ваши сотрудники низко оценивают уровень самоотдачи, уважения и энтузиазма в вашей фирме? Ответ на все эти вопросы, как будет показано дальше, – да. Все это имеет первостепенное значение.

Ниже приведено краткое описание того, что будет описано в главах, посвященных количественному анализу. Я расположил их в порядке возрастания рассматриваемых переменных и увеличения сложности статистического анализа.

a) В третьей главе мы пристальнее взглянем на наиболее финансово успешные офисы, и определим то, как их ответы отличаются от ответов их менее успешных коллег.

b) В пятой главе мы исследуем коэффициенты зависимости между каждым вопросом и индексом финансовой успешности. Мы изучим, как отношение сотрудников влияет на эти результаты.

c) В седьмой главе мы одновременно взглянем на комплекс факторов, чтобы понять, какая комбинация влияет на финансовый результат в большей мере.

d) В девятой главе мы используем более сложные методы анализа для того, чтобы понять какие именно вопросы (или группы вопросов) определяют финансовый результат.

e) В следующих главах мы изучим влияние размеров офиса, его «возраста» и типа оказываемых услуг на результаты.

В дополнение к количественному анализу, я привожу примеры из жизни офисов, имеющих наилучшие финансовые показатели и наивысшие оценки того, что касается отношения сотрудников. А сейчас давайте перейдем к первой такой истории из жизни одного из наиболее успешных офисов из всей выборки.

Глава 2. Tramster: кейс-стади

Tramster – компания, специализирующаяся в области маркетингового консультирования. Индекс ее финансового успеха более чем в два раза превышает средний показатель, а прибыль растет вдвое быстрее, чем в среднем среди изучаемых компаний.

Эта компания превосходит все другие офисы в том, что касается отношения сотрудников. По разным показателям это превосходство колеблется от 23 до 47 % от среднего значения базы. Чтобы вам было легче представить, что за этим стоит, скажу, что повышения любого показателя на 7 % над средним привело бы рассматриваемую компанию в число 25 % лидеров. Таким образом, превышение в 23 % – это очень значимый показатель, не говоря уже о 47 %. (В Приложении 4 вы найдете данные о том, чтобы судить, насколько такой разрыв велик).

Ниже в нисходящем порядке представлены десять параметров, по которым Tramster наиболее значительно превосходит средние показатели компаний из нашей базы:

1. Энтузиазм и мораль никогда еще не были так высоки.

2. Рассматривая офис в целом, система компенсаций является справедливой.

3. Количество моей работы бросает мне вызов, но не оглушает меня.

4. Нашему руководству можно доверять.

5. Рассматривая мой вклад, я могу сказать, что мне платят справедливо по сравнению с другими сотрудникам.

6. Люди в нашем офисе всегда относятся к другим с уважением.

7. Руководители умеют добиваться полной отдачи от сотрудников и их лояльности.

8. Коммуникации между руководством офиса и людьми моего уровня очень хороши.

9. Я работаю здесь с удовольствием.

10. Я очень удовлетворен своей работой.

Мы проинтервьюировали генерального директора и основателя компании для того, чтобы выяснить, как его фирма добилась таких впечатляющих результатов. Кроме того, мы побеседовали с двумя группами менеджеров среднего звена, чтобы взглянуть на ситуацию с их стороны, и понять, насколько их взгляд отличается от позиции генерального директора. Давайте для начала обратимся к его словам

Чтобы добиться таких высоких финансовых результатов, мы нанимаем отличных людей, заражаем их энергией и представляем им свободу. Мы очень сфокусированы на нашей целевой клиентской аудитории, и не отклоняемся от нашего курса, даже если представляется заманчивая возможность быстро заработать легкие деньги. Мы всегда в курсе планов наших ключевых клиентов. Можно сказать, что мы очень «близки» с ними.

Почему, вы спросите, энтузиазм и мораль так высоки здесь? Прежде всего, мы чрезвычайно прибыльны и – это делает жизнь легче и проще. Но это не единственное объяснение. Когда мы вместе с моим партнером создавали компанию, мы сразу же решили, что у нас не будет того, что мы так не любили в больших корпорациях, и что делает их настолько неповоротливыми.

В больших компаниях вам никогда не говорят – «Здорово сделано, молодец!». У нас мы всегда показываем наше одобрение сразу же, как кто-то из сотрудников добился хороших результатов, пусть даже и не впечатляющих. Мы всегда подмечаем успехи людей, отмечая их лично или рассказывая об этом всей команде.

У нас нет никакой специальной секретной техники для взаимодействия с сотрудниками. Просто мы всегда доносим до них все, что считаем важным и то, что помогает поддерживать мораль и энтузиазм на высоком уровне. Особенно это относится к взаимодействию с нашей управляющей компанией.

Чтобы система внутрифирменных коммуникаций не давала сбоев, мы используем институт омбудсменов.[5] У нас работают два человека, которые обеспечивают связь между высшим менеджментом и остальной компанией. Один из них имеет очень богатый опыт работы в фирме и «держит руку на пульсе», как нашем, так и наших сотрудников. Другой, работающий с нами с первого дня существования компании, выполняет административные функции. Все это позволяет нам не терять связи с персоналом.

Задача этих людей состоит в том, чтобы держать менеджмент компании в курсе того, что волнует рядовой персонал. Их наличие позволяет нам справляться со сложными ситуациями еще до того, как они перерастут в проблемы, и является важным фактором в поддержании уровня морали внутри компании.

Мы даем людям возможность жить полной жизнью. У нас нет ежедневной проверки присутствия на рабочих местах. Если у кого-то назначен прием у доктора или есть еще какое-либо личное дело, то нет проблем. Пока ты успеваешь делать свою работу, ты сам отвечаешь за управление своим временем. При таком подходе люди платят тебе той же монетой, работая, когда это необходимо, допоздна и по выходным.

Наши сотрудники считают, что мы относимся к ним с уважением. И это не очень сложно. Мы никогда не просим их сделать то, что не стали бы делать сами. Мы прилагаем значительные усилия, чтобы избежать ситуации, при которой менеджмент рассматривается сотрудниками как что-то чужеродное. Получив довольно значительный опыт работы в крупных корпорациях, я дал себе обещание, что сделаю все, чтобы не отделять себя от своих сотрудников. Мы обедаем все вместе. И это – лучшая рабочего часть дня! Мы лучше узнаем друг друга, и все стараются не пропускать наши совместные обеды.

Конечно же, это касается не только менеджеров. Люди взаимодействуют друг с другом чаще, чем с руководством. Секрет состоит в том, что все сотрудники относятся друг к другу с уважением. Менеджер отвечает за то, чтобы все было именно так, а не иначе. Основная причина такого положения вещей в том, что мы верим, что лучшие результаты достигаются только в ходе групповой работы. Мы стараемся всегда делиться лучшей практикой внутри компании. Мы часто собираем вместе группы сотрудников, имеющих разный опыт и навыки. Таким образом, люди уважительно относятся к способностям и навыкам свои коллег.

Джим Коллинз, Джерри Поррас. Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением. – СПб., Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004

Роберт Каплан, Дэвид Нортон. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – М.Олимп-Бизнес, 2003

Рычаг – в профессиональном бизнесе – коэффициент, отражающий соотношение старшего и младшего персонала – прим. переводчиков

Советник, которому доверяют, Дэвид Майстер, Чарльз Грин, Роберт Галфорд, М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. – 264 с.

Омбудсмен (от швед. Ombudsman), в некоторых государствах должностное лицо, которое возлагает функции контроля за деятельностью правительственных учреждений – прим. переводчиков

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *