демократический кризис что такое
Что такое Демографический кризис
Демографический кризис — очень низкая или очень высокая рождаемость в мире, стране либо у какой-то одной группы людей (этноса, национальности).
В случае если в стране недостаток населения, показатели рождаемости ниже показателей смертности.
В далёкой перспективе это приводит к потере влияния страны в мире, исчезновению культуры и традиций и в конце концов исчезновению нации. В случае со слишком большой рождаемостью — к недостатку ресурсов.
Демографическая ситуация показывает, есть ли демографический кризис. Это статистика о числе рождённых и умерших людей, о том, сколько лет в среднем живут люди (в той или иной стране), и о количестве мигрантов, т.е. людей, которые переехали жить в другую страну и таким образом тоже стали влиять на демографическую ситуацию.
Причины демографического кризиса
Повышение уровня заработка
Согласно этой теории больший доход уменьшает показатель рождаемости. Люди предпочитают вкладываться в хорошее образование, способности и навык ребёнка, которые в будущем принесут доход семье, а не в количество детей в целом.
Повышение заработной платы женщин
По этой теории повышение заработной платы женщинам привело к тому, что работающих женщин стало больше. А это отразилось на коэффициенте рождаемости.
Увеличение пенсий
Сторонники этой теории говорят о том, что с увеличением пенсий у многих людей пропала необходимость в детях как факторе обеспечения их старости.
Повышение спроса на трудовой капитал
На рынке труда стали цениться работники с более профессиональными навыками, потенциалом и призванием. Стало выгоднее вкладываться в обучение одного-двух детей.
Военные действия и политическая ситуация
При войне или неопределённой политической ситуации высокие показатели смертности, а люди не чувствуют уверенности в рождении детей.
Экономика
Нестабильная экономическая ситуация, инфляция, безработица — всё это приводит к уменьшению рождаемости. Люди начинают искать рабочие возможности в других странах, возникает миграция.
Миграция
Это процесс переселения людей на другие территории. Чаще всего речь идёт о других странах. Этот процесс может влиять как на убыток населения, так и на его прирост.
Как правило, мигранты уезжают из отсталых или развивающихся стран в развитые. Это приводит к недостатку населения в одних местах, и переизбытку в других.
Эпидемии и болезни
Вирусы и бактерии, от которых у человечества пока ещё нет защиты, приводит к увеличению количества смертей и снижению количества родившихся детей в это время.
Массовый голод
Такая ситуация приводит к тому, что государство начинает выдавать еду в граммах на человека. Многие люди умирают от голода. Кривая рождаемости резко падает.
Демографический взрыв
Так, Китай с 1979 по 2015 годы ввёл правило «одна семья — один ребёнок». Каждой семье по закону было запрещено иметь более одного ребёнка.
Каковы последствия кризиса?
Демографический кризис — одна из глобальных проблем человечества. Как и любой кризис, такое ухудшение ситуации приводит к печальным последствиям.
Отсутствие работников
Низкая рождаемость приводит к тому, что трудоспособного населения не хватает. Основной процент населения составляют люди 60 лет и старше.
Экономический упадок в стране
Падает покупательская способность населения, слабо функционируют ипотечные кредиты. Люди, как правило, берут ипотеки и тратят деньги на товаре не первой необходимости.
Производство тоже замедляется. Если некому покупать, то для кого производить?
Потеря политического влияния в мире
Человеческие ресурсы нужны стране по многим причинам. Чем больше людей, тем больше армия. Тем больше людей создают, производят и развивают (те или иные сферы экономики).
Уменьшение населения приводит к потере возможностей для развития экономики, а следовательно, и развития государства. Оно слабеет и перестаёт быть весомой фигурой на политической арене.
Отсутствие прогресса и новых идей
По одной из версий, для новых открытий и идей нужны люди. Если человечество находится в демографическом кризисе, то придумывать идеи попросту некому.
Наследственная низкая рождаемость
Сторонники этой теории говорят о том, что низкая рождаемость может переходить из поколения в поколения. Низкие цифры родившихся младенцев в одних годах могут перейти «по наследству» потомкам.
Исчезновение культуры и традиций
Именно люди собирают культурные знания, традиции, умения, моральные ценности и передаёт их следующим поколениям. Так формируется культура страны.
Без людей не будет и передачи культурных ценностей, а значит под угрозой исчезновения находится целая нация.
демографический кризис
Смотреть что такое «демографический кризис» в других словарях:
Демографический кризис — нарушение воспроизводства населения, угрожающее существованию самого населения. Под демографическим кризисом может пониматься как убыль населения, так и перенаселение. В первом случае это ситуация, которая складывается в стране или регионе, когда … Википедия
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС — несоответствие численности населения Земли ресурсам географической оболочки. Известна теория «мальтузианства», согласно которой объем средств существования растет медленнее, чем численность населения. Прогнозы о «перенаселении» Земли появились… … Географическая энциклопедия
демографический кризис — Сокращение численности населения страны (или, например, региона). В России начало демографического кризиса принято относить к рубежу XIX и XX веков, когда резко начала снижаться рождаемость традиционные многодетные семьи постепенно стали… … Справочник технического переводчика
Демографический кризис — (demographic crises) – сокращение численности населения страны (или, например, региона). В России начало демографического кризиса принято относить к рубежу 19 го и 20 веков, когда резко начала снижаться рождаемость — традиционные… … Экономико-математический словарь
Демографический кризис в Российской Федерации — Численность населения России в 1950 2011 годах … Википедия
Демографический кризис в России — Численность населения России в 1991 2008 гг На 1 января 2009 года численность населения России, по данным Росстата, составила 141 903 979 человек. [1] Год Население 1600 11 300 000 1700 13 000 000 1800 27 000 000 1890 … Википедия
Кризис — (Krisis) Содержание Содержание Финансовый кризис История Мировая история 1929 1933 годы время Великой депрессии Черный понедельник 1987 года. В 1994 1995 годах произошел Мексиканский кризис В 1997 году Азиатский кризис В 1998 году Российский… … Энциклопедия инвестора
Кризис — У этого термина существуют и другие значения, см. Кризис (значения). В Викисловаре есть статья «кризис» … Википедия
Демографический — то есть относящийся к демографии (например, демографический признак, демографический процесс, демографический кризис и т.п.) … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.
КРИЗИС ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ — КРИЗИС ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ, глубокое нарушение воспроиз ва нас., угрожающее существованию самого нас. На протяжении всей демографической истории человечества вплоть до кон. 18 в. причинами К. д. были частые голодовки, эпидемии и войны; обусловленные… … Демографический энциклопедический словарь
Демографический кризис
Демографический кризис — нарушение воспроизводства населения, угрожающее существованию самого населения.
Под демографическим кризисом может пониматься как убыль населения, так и перенаселение.
В первом случае это ситуация, которая складывается в стране или регионе, когда рождаемость падает ниже уровня простого воспроизводства населения, а также ниже уровня смертности. Такая ситуация в данный момент складывается в России. [1] [2]
В случае перенаселения, под демографическим кризисом понимают несоответствие численности населения территории её способности обеспечить жителей жизненно необходимыми ресурсами. [3]
Содержание
Проблемы роста населения мира
Споры о росте населения ведутся с древности: еще Платон сказал, что рост населения государства не всегда положителен, так как он заставляет людей мигрировать. Однако никаких особых теорий до Мальтуса и Маркса (капиталистический закон народонаселения) не складывалось.
В наше время спор о том, положителен ли рост населения или нет, продолжается. Сейчас школу мальтузианства представляет Пол Эрлих, написавший в 1968 году книгу «Бомба народонаселения». Он утверждал, что рост населения есть самое большое зло, и если эта тенденция не изменится, мировое население взорвёт само себя изнутри. Его оппонентом выступает Дж. Саймон, который полагает, что чем больше людей, тем больше талантливых людей, а чем больше талантливых людей, тем больше шансов решить проблемы человечества.
Роль ООН в решении актуальных демографических проблем современного мира
Основные направления деятельности ООН в области народонаселения:
С 1946 года до середины 1960-х годов ведущими направлениями деятельности ООН в области народонаселения были проблемы учёта и статистики населения. При техническом содействии ООН в рамках переписей населения они были проведены во многих развивающихся странах, осуществлена унификация программ ряда национальных переписей. После 1970-1980-е вопросы учёта и использования демографических факторов в демографических мероприятиях экономической и социальной политики и международного сотрудничества в сфере экологии. С целью решения демографической проблемы ООН приняла «Всемирный план действия в области НН» (важное место уделялось планированию семьи).
В структуру вспомогательных органов Экономического и Социального Совета ООН входит Комиссия по народонаселению и развитию.
ООН издаётся много специализированной демографической литературы: демографический ежегодник ООН, «Новости народонаселения» и т. д.
Демократия умирает: недовольство ею по всем миру близится к критической точке
Сотрудники Центра будущего демократии Кембриджского университета провели масштабное исследование: более 3 млн человек из разных стран спросили, как они относятся к демократии. Оказалось, что в мире в среднем 58% людей больше не верят в нее — даже в США, которые весь ХХ век считались эталоном демократического государства. Дональд Трамп, Брекзит, ультраправые в Германии: переживет ли «лучшая из возможных политических систем» этот кризис?
Крайне важно, чтобы граждане стран с развитой демократией были в целом удовлетворены системой правления. Отдельные политики или администрации могут не пользоваться популярностью, но если большая часть общества не верит в демократические принципы или демократические институты, демагоги и оппортунисты могут воспользоваться ситуацией, чтобы разрушить то, что строилось на протяжении многих поколений.
Вот почему, когда четыре года назад обнаружилось, что уровень поддержки демократии в США и во многих других странах мира приближается к опасно низкой отметке, некоторые ученые заявили, что у нас есть серьезный повод для беспокойства. В то же время нашлись и другие ученые, которые поспешили опровергнуть этот вывод и настаивали на том, что граждане стран Запада по-прежнему довольны демократией как формой правления и что нет причин для паники.
Недавний отчет Центра будущего демократии Кембриджского университета, содержащий данные 3500 опросов более 3 миллионов респондентов из 154 стран, дает более детальный взгляд на проблему, и его выводы, мягко говоря, не обнадеживают.
Уровень удовлетворенности демократией, согласно отчету, снизился в большинстве регионов мира, причем особенно сильно за последнее десятилетие. Вера общественности в демократию в США, в странах Западной Европы, Латинской Америки и Тропической Африки находится на рекордно низком уровне.
В некоторых государствах, включая Соединенные Штаты, показатели преодолели важный рубеж: число людей, недовольных существующей демократией, теперь превышает число довольных.
Уровень удовлетворенности демократией за последнюю четверть века упал во всём демократическом мире. В середине 1990-х годов граждане большинства стран, в отношении которых имеются данные, были довольны демократическими процессами в своих странах. За исключением небольшого снижения после экономического кризиса в Азии и Латинской Америке, ситуация оставалась неизменной вплоть до 2015 года, когда большинство граждан стали оценивать демократические процессы отрицательно. С тех пор недовольство постоянно растет.
В целом, согласно приведенным в отчете цифрам, количество людей, которые не удовлетворены состоянием демократии в своей стране, выросло на 10% — с 48% до 58%. Более того, снижение уровня удовлетворенности демократией наиболее отчетливо в тех странах, которые считаются наиболее стабильными, то есть в развитых и богатых.
В 1990-х годах примерно два из трех граждан демократических стран Европы, Северной Америки, Северовосточной Азии и Австралазии были удовлетворены тем, как управляют их страной. Сегодня впервые большинство недовольно.
Но уровень неудовлетворенности демократией неодинаков в странах разного размера. В то время как во многих маленьких государствах вроде Швейцарии и Люксембурга процент граждан, удовлетворенных политической системой, вырос, в самых густонаселенных демократических странах, включая Францию, Японию и Великобританию, пошел обратный процесс.
Но наиболее стремительным и существенным падение уровня удовлетворенности демократией оказалось в Соединенных Штатах. На протяжении большей части истории американцы считали свою страну образцом демократии и примером для остальных стран. Результаты опроса показывают, что теперь ситуация изменилась.
Поворотным моментом стал финансовый кризис 2008 года. С тех пор американцы с каждым годом становились всё более пессимистично настроенными в отношении своей демократической системы. Сегодня большинство американцев (55%) недовольны системой управления страной.
Эта перемена свидетельствует о глубоком сдвиге в восприятии Америки и ее положения в мире.
Когда впервые стали появляться сообщения о том, что граждане стран с развитой демократией всё меньше удовлетворены своими политическими системами, к этой информации отнеслись скептически. На тот момент в Лондоне и Вашингтоне руководили умеренные политики Дэвид Кэмерон и Барак Обама; в Италии популист Сильвио Берлускони только что лишился своего поста; а в Германии парламентский блок Ангелы Меркель был наиболее многочисленным за всё время.
Однако в последующие годы Дональд Трамп был избран президентом Соединенных Штатов, Британия проголосовала за выход из Европейского Союза, кремлевский лоббист Маттео Сальвини стал самым популярным политиком Италии, а политический ландшафт Германии преобразился с появлением новой ультраправой партии.
Если в 2015 году у кого-то еще были сомнения, то сегодня совершенно очевидно, что граждане утратили веру в демократическую систему. Как следствие, они отдают всё больше голосов за радикальных политиков, которые обещают изменить статус-кво.
Вполне возможно, что на протяжении последующих лет демократия оправится от нынешнего кризиса, но с каждой новой порцией данных отрицать его становится всё труднее.
«Кризис демократии». Выводы доклада Хантингтона и Ко «трёхсторонней комиссии» от 1974г
3-06-2013, 16:18 | Политика / Статьи о политике | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (14 133)
Изменение ситуации с демократическими правительствами.
Консенсус без цели: подъем негативной демократии.
В японии оккупационная конституция 1947-го года принята за основу для развития национальной политики в обозримом будущем. В гейропе, даже французские и итальянские коммунистические партии адаптировали себя к нормам демократии и утверждают, что даже при приходе к власти они продолжат играть по прежним правилам [у нас, кстати, так же]. Никакая из значимых социальных или политических групп в трёхстороннем обществе не планирует заменять существующие демократические институты националистической автократией, корпоративным государством или диктатурой пролетариата. Недостаток доверия демократическим институтам куда меньше, чем безразличие к альтернативным наборам государственных институтов.
Что сейчас поддерживает демократические общества, так это не консенсус над правилами игры, а ощущение конкретности, которую каждый получит играя по правилам. В прошлом, люди находили свои цели в религии, национализме или какой-либо идеологии. Но ни церковь, ни государство, ни некий класс не обладает сейчас доверием людей. Можно даже сказать, что демократия сама по себе была инспирирована этими силами. Протестантизм выделил индивидуальность, национализм постулировал равенство среди населения, а либерализм предоставил логическое обоснование ограниченным возможностям правительства. Но сегодня все эти три идеи пали. Мы являемся свидетелями исчезновения религии, увядания национализма и упадка, если не конца, классово-базирующейся идеологии. [Бодрийяр, социолог постмодерна, назвал такое общество асоциальным. когда нет ни классов с интересами, ни крупных групп. лишь неспособные на созидание «одинокие толпы».]
В недемократической политической системе лидер может задать одиночную цель или набор родственных и, в какой-то степени, вызвать или сдержать политические и социальные силы, чтобы сформировать их в контексте поставленных целей. Диктаторы третьего мира могут направлять свои общества к основной конкретной цели по развитию страны; коммунистические государства могут мобилизировать народные массы для задачи «построения социализма». В демократии, однако, цель не может быть насаждена ни по указке ни материализоваться из пустословных программ партий, государственной структуры или из речей с престола. Она должна, напротив, быть продуктом коллективного сознания значительных групп общества только в ситуации вызова благосостоянию с пониманием, что угроза ударит по всем одинаково. Следовательно, в военное время или в периоды экономических катастроф общие цели легко определяемы. Во время второй мировой войны и, затем, холодной войны было осознание национальной безопасности как основной цели. В гейропе и Японии, после МВ2, экономическое восстановление и развитие были осознаны как основные цели. Мировая война, экономическое восстановление и холодная война обеспечили связь общим целям и наложили ряд приоритетов для правительственных политик и программ. Сейчас, однако, эти цели потеряли свою привлекательность. Приоритет национальной безопасности более не очевиден, соблазн экономического роста отходит на второй план.
В такой ситуации «механизм» демократии продолжает работать, но способность управлять этим механизмом нарушается. Без общей цели нет базиса для общих приоритетов, а без приоритетов нет основ в вопросе выбора между конкурирующими частными интересами и требованиями.
Конфликтующие цели и конкретные предпочтения громоздятся один на другой так, что ни у правительства, ни у бюрократии, ни у руководителей не хватает критериев ориентироваться и различать их. Система превращается в негативную демократию с ареной для притязаний и конфликтующих интересов вместо поиска общих целей.
3. Дисфункции демократии
Отдельно от общих политических проблем демократической формы правления возникло множество специфических проблем, являющихся существенным аспектом функционирования самой демократии. Успех демократии породил препятствия самой себе:
Приверженность демократическим ценностям равенства и индивидуализма привело к делигитимизации власти (в общем) и потери веры в политическое лидерство (личностное)
Экспансия политики [ во вне ] привела к перегрузке политической власти, дисбалансам в деятельности и усилению инфляционных тенденций в экономике
Политическая конкуренция, являющаяся важной составляющей демократии, привела к измельчанию интересов и раздроблению политических партий
Необходимая отзывчивость демократической власти электорату и социальному давлению стимулирует сужение национальных интересов [вместо больших системных проблем].
В демократических обществах лидерство воспринимается негативно, а без уверенности в лидерстве ни одна группа общества не может функционировать эффективно. Когда лидерство как явление теряется среди групп общества, оно пропадает и в верхних эшелонах власти. Упраляемость общества на национальном уровне зависит от степени, в которой оно эффективно управляется на субнациональном, региональном, локальном, функциональном и индустриальном уровнях. В современном государстве, для примера, лидеры больших профсоюзов рассматриваются как угроза государству. В действительности же, ответственные властные лидеры профсоюзов это меньшая проблема для национальных политических лидеров. Если профсоюзы дезорганизованы и члены бунтарны, если крайности требований и несогласованные забастовки – реалии дней, то формирование и реализация политики в области оплаты труда становится невозможна. Ослабление властности в обществе способствует ослаблению власти высшей.
Перегрузка власти
В последние годы (1970-е) в трёхсторонних государствах наблюдалось увеличение требований к властям как от групп общества так и индивидуально. Это проявляется в:
1. вовлечении всё большего населения в политическую активность
2. развитии новых социальных групп и смена ориентиров в частях старых групп, в т.ч. молодежи, региональных групп и этнических меньшинств
3. диверсификации политических ориентиров и тактики отстаивания своих результатов
4. устаканивании мнения в социальных группах, что правительство ответственно за удовлетворение их потребностей
5. домыслах и следующих посылах, что как социальные классы/группы хотят, так и должно происходить.
Результатом этого явилась «перегрузка» власти и распространение её влияния на экономику и общество. В 1960-х расходы правительства существенно выросли (в % от ВВП) во всех трёхсторонних странах, за исключением Японии. Это увеличение активности правительств было направлено не столько на укрепление власти, сколько на слабость, неспособность и нежелание политических лидеров отвергнуть требования к ним от важных групп общества. Требования реагирования властей на запросы социальных групп глубоко укоренились в поведенческих чертах демократического общества. Демократическая идея, что правительство должно быть отзывчивым, формирует надежды, что правительство должно удовлетворять потребности и устранять проблемы, затрагивая определённые группы общества. Сталкиваясь с обязанностями конкурентных выборов каждые несколько лет, политические лидеры вряд ли могут сделать что-то большее.
Инфляция, очевидно, не характерная проблема для демократических обществ и она может быть результатом причин, несвойственных демократическим процессам. Тем не менее, она может быть усугублена демократической политикой и, несомненно, демократическим системам крайне трудно справляться с ней результативно.
Естественная тенденция политический требований, рождённых динамикой демократической системы, помогает правительствам справляться с экономической рецессией, в особенности безработицей, но при этом она мешает справляться с инфляцией.
В контексте требований бизнеса, профсоюзов и бенефициаров щедрости власти, становится тяжело, если даже не невозможно, демократическим обществам сокращать траты, поднимать налоги и контролировать цены и зарплаты. В этом смысле инфляция – экономическая болезнь демократий.
3. Разброд интересов
Наиболее чётко разобщение интересов и уничтожение общих целей проявляется в разложении партийных систем в трёхсторонних обществах. Почти в каждой стране уменьшается поддержка признанных политических партий и усиливаются маленькие и новые партии, а также противопартийные движения [как видно сегодня, элиты во многих странах справились с этим вопросом, де-факто имея свою диктатуру. например пиндосы и РФ]. В 1974-м году ни одна из партий не имела большинства в законодательной власти ни в мелкобритании, ни в Канаде, Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландах, Норвегии, Швеции и Дании. Аналогичная ситуация была и в пиндосии, когда разные партии контролировали исполнительную и законодательную ветви власти. Этот провал партийной системы в формировании электорального и парламентарного большинства отрицательно сказывается на возможности правительства эффективно управлять.
Партийная система это способ организации электората, упрощения выбора, избрания лидеров, обобщая интересы и приторитеты. Развитие политических партий в 19-м веке шло рядом с развитием избирательного права и увеличением ответственности власти за своих жителей. Партии сделали демократическую власть возможной. На протяжении 20-го века сила демократии варьировалась вместе с силой партий, вовлеченных в демократическую систему. Разложение партийной системы в индустриальном мире ставит вопрос: на сколько жизнеспособна демократическая власть без партий или с сильно ослабленными партиями? [конечно ни на сколько, сами пишут выше]
4. Сужение интересов в международных отношениях
Возможности, предложенные демократическим процессом, вели как к увеличению силы и напористости специфических внутренних групп, так и к сужению интересов во внешней политике.
Кажущееся снижение внешней военной угрозы внесло основной вклад в ослабление интереса трёхсторонних стран к проблемам безопасности.
В отсутствие ясной угрозы безопасности, в демократии очень сложно найти поддержку для мер, которые необходимо принять для обеспечения безопасности.
В европейских и североамериканских странах принудительный призыв в армию уменьшен или отменён; Военные расходы снижены; поцифизм оказался в моде в интеллектуальных и политических кругах. Разрядка, по-видимому, зиждется на достижении военного паритета между коммунистическим миром и демократическим.
В целом, в 1945-1970, в мире наблюдалось снятие ограничений на торговлю и инвестирование и открытие экономик индустриальных и капиталистических стран. При дефицитах бюджета, инфляции и долгосрочном экономическом спаде, растут напряжения в национализме и нео-меркантилизме [доктрина экономической защиты в средневековье] и демократическая политическая система оказывается особенно уязвимой этими напряжениями от промышленных и региональных групп и от профсоюзов, которые чувствуют на себе отрицательное влияние глобальной конкуренции.
Способность правительств справляться с внутренними экономическими и социальными проблемами снижена, так же как и вера людей, что законодательная власть способна решать их проблемы. В результате, лидеры демократической власти резко сворачивают к внешней политике как к одной из арен, где они могут достичь каких-либо успехов [в отличие от внутренней]. Внешне-дипломатический триумф стал необходимостью для поддержания внутренней власти.
сам доклад «кризис демократии» доступен на официальном сайте «Трёхстороней комиссии»: http://www.trilateral.org/download/doc/crisis_of_democracy.pdf на пиндосском языке.
так же интересна заключительная часть доклада, где пересказывается его обсуждение и срачи, что косвенно намекает, что судьбы мира там не решались, как хотелось бы конспирологам. может решаются в другом месте.
1. авторы говорят, что демократическая система неэффективна при отсутствии мотиватора/стимула (а отсутствует он почти всегда, кроме войн) [привет пропаганде антитерроризма в пиндосии!]
2. авторы говорят, что демократия способствует разобщению и десоциализации общества
3. авторы говорят, что плебеи слишком много хотят и требуют и если им постоянно потокать, то откусят локоть и для текущей элиты это плохо кончится.
напомню, что с 1970-х доходы пиндосов (не домохозяйств, а по отдельности) стали падать. На афтершоке публиковались как обзоры с цифирками, так и заключения высоких пиндосских личностей (напр. Фукуяма).
- демодоступ что это такое
- демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления что это значит