деньги зависли на корсчете банка что делать
Что делать в случае приостановки исполнения валютного перевода банком-корреспондентом
В SWIFT GPI Tracker существует промежуточный статус «В процессе исполнения», который может означать приостановку исполнения платежа.
В некоторых случаях вы можете получить запрос об уточнении реквизитов перевода или по линии комплаенс от банка, задержавшего платёж. Возможная причина приостановки платежа — в дополнительной проверке платёжных реквизитов. Банк может запросить копии контрактов, лицензий и других документов, раскрывающих подробную информацию о сути перевода. Запросы отразятся на вкладке Уведомления в правой верхней части рабочей области. Посмотрите детали запроса в разделе Связанные документы.
Для ответа на полученный запрос нажмите ссылку Запрос на уточнение реквизитов.
В случае неполного или несвоевременного ответа на запрос комплаенс возникает риск возврата платежа или блокировки средств иностранным банком.
Если статус SWIFT GPI Tracker «В процессе исполнения» не меняется, а запросов по переводу не было, проверьте поступления на свой счёт. Возможно, перевод был отклонён без переписки, и средства зачислены обратно. Если зачисления не произошло, свяжитесь с контрагентом для уточнения информации о получении средств или инициируйте запрос о дате кредитования бенефициара. Комиссии за запрос будут взяты в соответствии с действующими тарифами ПАО Сбербанк.
Ошибки в денежных переводах
Ежедневно компании отправляют десятки, а то и сотни платежных поручений. И хотя процесс автоматизирован, но ошибки все же случаются. Что делать, если деньги ушли не туда?
Посчитать и пересчитать
Допустим, поставщику перечислена большая сумма, чем предусмотрено по договору. Чаще всего бывает достаточно написать письмо поставщику с просьбой вернуть излишне перечисленные средства. Если же поставщик отказывается добровольно вернуть излишек денег, например, под предлогом зачета в счет дальнейших поставок при долгосрочном договоре, то в первую очередь необходимо изучить договор с этим поставщиком. Иногда излишне перечисленная сумма может быть расценена поставщиком как досрочное исполнение обязательств покупателя. Но если в договоре не оговорена такая возможность, то у поставщика нет оснований самостоятельно зачесть лишние деньги (ст. 315 ГК РФ).
Как правило, в договорах указывается сумма, которую должен заплатить покупатель за определенное количество поставляемого товара и его доставку, то есть в нем должна быть оговорена стоимость за партию товара. В этом случае ни поставщик, ни покупатель не могут самостоятельно (без предварительной договоренности, закрепленной в письменной форме) менять стоимость ни в большую, ни в меньшую стороны. Поэтому, когда покупатель перевел «лишние» деньги по договору, но не на основании условий договора, а ошибочно, из этого следует, что средства получены поставщиком необоснованно.
Хорошим доводом в споре с контрагентом может быть упоминание о том, что с суммы неосновательного денежного обогащения уплачиваются проценты по ставке рефинансирования с момента, когда приобретателю стало известно о неосновательности полученного (п. 2 ст. 1107 ГК), а также ссылка на судебную практику (п. 4, 5 Информационного письма Президиума ВАС от 11 января 2000 г. № 49) и Положения Гражданского кодекса о неосновательном обогащении (гл. 60). Все доводы необходимо представить в письменно в виде.
Проверить всё
Ошибки в реквизитах контрагента, например, в наименовании получателя, ИНН, номере расчетного счета, влекут за собой невозможность зачисления денег на счет получателя.
Перечисленные суммы «зависают», как правило, на пять банковских дней, на «невыясненных платежах», на корсчете банка-получателя (счет № 47416 «Суммы, поступившие на корреспондентские счета до выяснения»). Но при своевременном уточнении указанных параметров денежные средства могут быть зачислены. Согласно Положению ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (п. 6 Приложения 28) «Кредитная организация (филиал) получателя принимает оперативные меры к получению подтверждающих документов и обеспечению зачисления средств по назначению путем направления через Банк России запроса кредитной организации (филиалу) плательщика с просьбой подтвердить правильность реквизитов». На практике банки зачастую таких оперативных мер сами не принимают.
Поэтому в случае ошибочного указания реквизитов контрагента, неверных данных в наименовании, ИНН, № расчетного счета, организации-плательщику необходимо написать письмо в свой обслуживающий банк с уточнением реквизитов. Банк плательщика, в свою очередь, должен направить это письмо в банк получателя платежа. Если письмо написано не было, банк получателя по истечении пяти дней должен вернуть сумму, перечисленную с ошибочными реквизитами, в банк плательщика. А тот, в свою очередь, зачисляет деньги на ваш расчетный счет (п. 8 Приложения 28 Положения ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»).
Невнимательность клерка
Случается, что банк зачисляет перечисленные средства на расчетный счет другой фирмы. Например, при ошибочно указанном расчетном счете в платежном поручении или просто в случае опечатки операциониста.
Увы, без официальной переписки с банками тут уже не обойтись. Для начала необходимо обратиться в свое финансовое учреждение с просьбой уточнить, куда были зачислены деньги. Получив ответ, нужно написать претензию с просьбой вернуть ошибочно перечисленные средства.
Если в Договоре банковского счета банка получателя и организации, ошибочно получившей деньги, есть пункт о безакцептном списании средств в случае ошибок банка, то вероятность того, что вам вернут деньги, достаточно велика (это зависит только от банка получателя). Если такого пункта нет, то придется писать письмо в организацию, ошибочно получившую деньги, с требованием вернуть сумму, а также с расчетом расчетом процентов за просрочку в возврате неосновательно полученных средств (п. 2 ст. 1107 ГК).
Если же ничего не помогает – придется решать вопрос в судебном порядке.
Бывают случаи, когда платеж перечисляется на уже закрытый счет. Денежные средства, поступившие клиенту после прекращения договора банковского счета, должны вернуться отправителю. Если этого не произошло, то организация-плательщик вправе истребовать деньги у банка, в котором находился закрытый расчетный счет получателя (п. 8.2 Инструкции ЦБ РФ от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»).
На основании пункта 6 приложения 28 к Положению ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» можно сделать вывод о том, что ошибочно перечисленные средства до их зачисления на счет получателя являются собственностью отправителя средств, и право собственности у банка на них не возникает. Обязательство по возврату данной суммы относится к текущим обязательствам банка, поэтому даже при отзыве у финансовой организации лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации возврат денег должен производиться во внеочередном порядке, то есть вне конкурсных процедур (Постановление ФАС МО от 20 мая 2009 г. № КГ-А40/3691-09).
Пишите правильно
Ошибка в назначении платежа, как то: неверно указано основание проведения платежа, № договора, счета; неверно указано наименование работ или товара, за который осуществляется платеж, неправильно выделен НДС, – не является существенным показателем. Как правило, сумма по такой «платежке» благополучно доходит до получателя. При неуказании в назначении платежа суммы НДС банк вправе отказать в приеме платежного поручения.
Положение Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» не регламентирует порядок действий организации при исправлении ошибки, допущенной в назначении платежа при заполнении платежного поручения.
Чаще всего бывает достаточным отправить письмо с указанием верного назначения платежа в бухгалтерию организации-получателя, банк информировать при этом не обязательно.
Тем не менее вы можете направить аналогичное письмо и в свой обслуживающий банк. Правда не все кредитные организации такие письма принимают, мотивируя это тем, что назначение расчетов касается только отношений поставщика и покупателя.
Однако существуют и такие банки, которые отказывают в проведении платежа на основании существующей ошибки в назначении перевода. Как правило, в данном случае речь идет о грамматических ошибках.
Светлана Бухарина, главный бухгалтер, и Татьяна Муликова, генеральный директор ООО
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Не прошел платеж контрагенту: причины и меры предосторожности
Такое может случиться с каждым. Расскажу, из-за чего и что предпринимать.
1. Банк заподозрил хищение денег с вашего счета.
В таких случаях банк имеет право приостановить операцию на два дня. Тут просто нужно подтвердить операцию.
А для того, чтобы побыстрее узнать о проблемах, следите за статусом платежа в клиент-банке и позаботьтесь, чтобы в договоре с банком были разные способы оповещения: по телефону, смс, электронной почте и т.д.
И не откладывайте платежи на последний момент, чтобы всегда было время в запасе на случай таких неприятностей.
2. Банк подозревает, что платеж направлен на отмыв денег и финансирование терроризма.
Эта ситуация сложнее, и пока вы разбираетесь с банком, нужно предупредить поставщика о задержке и попросить не применять санкции.
Объясните ситуацию, расскажите, что предпринимаете, держите его в курсе. Можно выдать гарантийное письмо.
3. Деньги закинули на старые реквизиты.
Тут надо посмотреть, что написано в договоре. Если по его условиям деньги нужно перечислять на реквизиты, указанные в договоре, а поставщик вовремя не предупредил об изменениях — вы свои обязательства исполнили.
Если старый счет рабочий, вы можете требовать от поставщика признать обязанность исполненной.
Если деньги ушли на уже закрытый счет, они провисят какое-то время в невыясненных платежах и вернутся на ваш счет. Засада в том, что не всегда это происходит быстро, в проблемном банке деньги могут зависнуть.
Нужно написать заявление в банк с требованием вернуть деньги. При этом, если деньги ушли не туда по вине поставщика, нужно написать письмо-претензию, что вы заплатили, а просрочка произошла по его вине, пени не начисляться не должны, а вы уже предприняли действия для возврата денег (приложите письмо в банк).
Если же вина ваша, выгоднее не дожидаться возврата денег с банка, а заплатить поставщику еще раз, пока не набежали пени.
4. У банка отозвали лицензию. Самый проблемный вариант, потому что возвращать деньги придется уже в рамках процедуры банкротства, и шансы будут невелики.
Кому придется разбираться с зависшими деньгами, зависит от условия договора с поставщиком. Если в договоре прописано, что обязанность по оплате считается исполненной, когда деньги поступили на корсчет банка поставщика, вы свою обязанность исполнили, и с банком нужно разбираться поставщику.
А вот если на момент платежа поставщик уже не был клиентом банка, то кредитором банка будете вы.
Как видите, многое зависит от договоров, поэтому не относись к ним легкомысленно. Плюс как только появляются подозрения, что у банка проблемы, принимайте меры, выводите деньги.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Банк не зачислил деньги, деньги пропали
У меня произошла неприятная ситуация с одним банком (не вашим).
Я вносил деньги на кредитную карту через банкомат банка-партнера. Вносил сразу 272 тысячи рублей. Банкомат на чеке тут же написал, что платеж, возможно, не зачислен, но деньги обратно не вернул.
Я сразу позвонил в службу поддержки этого банка-партнера. Мне сказали, что они отправили деньги в мой банк, но тот отказался принять этот перевод. Я сразу позвонил в мой банк и оставил жалобу.
Через какое-то время мне начали звонить по факту просрочки платежа и требовать внести деньги. Я объяснил, что произошло. Еще через несколько дней мне позвонил юрист банка «уточнить обстоятельства». Он проверил мои слова, убедился в том, что моей вины нет и они сами не приняли деньги. Сказал, что отказ банкомата произошел из-за слишком крупной суммы для разового внесения. Сообщил, что этот платеж они «проведут в ручном порядке» и деньги зачислят в ближайшее время.
Мне так и не пришло никакого письменного ответа по оставленной мной жалобе. Я написал в банк еще раз с просьбой зачислить на мой счет деньги и убрать информацию о просрочке из моей кредитной истории. Пока что в ответ — тишина. Никто больше со мной не связывался и не говорил, что нужно что-либо сделать.
Сейчас пытаюсь разобраться, какими статьями закона руководствоваться для подачи заявления в суд, так как прошло уже 15 дней, а деньги так и не зачислили.
Прошу подсказать, что мне делать с банком, который не захотел взять деньги за кредит. Теперь деньги не зачислены на счет и испорчена моя кредитная история.
Вы правильно сделали, что сразу обратились в банк. Учитывая, что банк признал свою ошибку, а у вас из-за этого возникла просрочка, вы вправе требовать от банка списания начисленных процентов.
Если напрямую с банком договориться не получится, можно обратиться в суд.
Матчасть
В вашем договоре с банком наверняка есть пункт о том, что именно клиент несет ответственность за своевременное зачисление платежей. В Тинькофф-банке этот пункт выглядит так:
Условия комплексного банковского обслуживания в Тинькофф-банке PDF, 980 КБ
Это условие касается случаев, когда задержки произошли по вине клиента: например, если он допустил ошибку в реквизитах при переводе денег. Но ваш банк уже признал, что ошибка была на его стороне. На основании закона, поскольку кредитор не принял платеж, здесь вина кредитора, которая выразилась в просрочке платежа.
По закону срок рассмотрения претензии к зачислению средств — 30 дней. Поскольку вы вносили плату через другой банк, срок может увеличиться. Если сроки увеличиваются, банк обязан уведомить вас о причине задержки: вам могут позвонить или отправить смс. Если прошло больше 30 дней, а банк не объясняет причины задержки или игнорирует ваши обращения, вы можете подать жалобу с описанием ситуации через сайт Банка России.
Вы не сообщили в письме, вносили ли вы еще один платеж по кредиту, чтобы избежать просрочки, или нет. Если банк продолжил начислять вам проценты, после зачисления суммы вы вправе требовать у него списать эти начисления, потому что задержка была не по вашей вине.
Если банк откажется, обращайтесь в суд.
Что требовать в суде
Возмещения убытков. Основание для иска — незаконное удержание денежных средств. Вы вправе требовать выплаты неустойки.
Размер неустойки рассчитают в соответствии с действующей ставкой рефинансирования, если иные условия не предусмотрены вашим договором с банком, — надо смотреть договор.
Что с кредитной историей
Просрочка по кредиту возникла по вине банка. После разбирательства и возврата средств банк обязан будет отправить информацию о зачислении платежа в кредитные бюро в течение 5 дней. Но может случиться так, что отправят только информацию о зачисленной сумме, а ошибку с просрочкой, которая возникла не по вашей вине, исправить забудут.
Рекомендую в дальнейшем не вносить разово такие крупные суммы. Лучше внести плату в несколько этапов: так вы сможете проконтролировать зачисление денег и, если вдруг платеж задержат, вам хотя бы не придется ждать возврата полной суммы. Если у банка есть отделения, лучше вносить крупные платежи через кассу банка: так безопаснее.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Что делать, если у вашего банка отозвали лицензию
1. Предупредите контрагентов и сотрудников
Чем раньше вы это сделаете, тем меньше споров у вас возникнет. Деньги клиента могут просто не дойти до счёта вовремя. И скорее всего повиснут на коррсчете банка. Когда-нибудь они будут возвращены обратно на счет ваших покупателей — сроки можно уточнить в техподдержке вашего банка. Если же деньги, несмотря ни на что, достигли вашего замороженного счета, обязанность клиента считается выполненной, и вы должны оказать услугу или поставить оплаченный товар.
Если у вас есть сотрудники и вы перечисляете им зарплату на карты, сообщите им о возможных задержках. Кстати, если задержка с выплатой действительно будет, несмотря на уважительную причину, вам придётся начислить компенсацию за каждый день просрочки:
1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ * сумма невыплаченной зарплаты
2. Обратитесь за возмещением сумм до 1,4 млн рублей
Страхование вкладов распространяется на всех индивидуальных предпринимателей и ООО из реестра малого бизнеса — компании с доходом менее 800 млн ₽ и где работает меньше 100 человек.
Через две недели после отзыва лицензии вы сможете обратиться в назначенный агентством страхования банк с паспортом и заявлением для получения своих денег. Их вам должны выплатить сразу же вместе с процентами, начисленными до дня отзыва лицензии.
Всю информацию о приёме заявлений вы можете посмотреть самостоятельно на сайте вашего банка, на сайте агентства страхования или в «Вестнике Банка России».
Если на счету было больше 1,4 млн рублей
Вкладам, превышающим страховую сумму, как и вкладам средних ООО, на возмещение надеяться не придется. Чтобы была хоть какая-то надежда, рекомендуем оформить требование кредитора. Но даже в лучшем случае эти суммы вы получите в последнюю очередь. В худшем — не получите совсем: желающих много, и денег может просто не хватить.
3. Если у вас ООО не из реестра малого бизнеса — подготовьте требование кредитора
После отзыва лицензии в банке назначат временную администрацию. Как только это произойдёт, направьте ей своё требование кредитора. Примерная форма требования и список необходимых документов для приложения к нему есть в образце на сайте АСВ.
В требовании укажите сумму долга. Кроме суммы остатка по счёту, вам должны вернуть деньги, которые зависли на счёте, если вы не вовремя отправили платёж.
Дальше — только ждать. В лучшем случае — завершения процедуры ликвидации, тогда все ваши деньги к вам вернутся. В худшем, но более вероятном — процедуры банкротства: по её итогам организациям практически никогда ничего не возвращают:(
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Если в банке зависли налоги
Если на момент отзыва лицензии вы успели отправить платёж в контролирующие органы, но деньги «застряли» в банке — не переживайте. Налог будет считаться уплаченным, но вам придётся нанести визит инспектору. Так как ваши деньги контролирующие органы пока не видят, вам нужно просто предоставить платёжку, выписку со счёта и объяснить, что у вашего банка отозвали лицензию.
При расчёте налога УСН помните о том, что налог придётся заплатить по общим правилам. Зависшие платежи и потерянные деньги списывать нельзя.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур