департамент внутренней политики что делает
Вадим Козлов: власть должна вести диалог с общественностью — в этом залог успеха
Заместитель директора департамента внутренней политики администрации Краснодарского края Вадим Козлов дал интернет-порталу «Кубань 24» эксклюзивное интервью.
— Какими вопросами занимается департамент внутренней политики? Что такое внутренняя политика?
— Департамент внутренней политики администрации Краснодарского края был образован не так давно, в 2012 году. Являясь структурным подразделением администрации края, выполняя задачи, поставленные губернатором, департамент формирует внутриполитический курс региона, от которого во многом зависит стабильность общественно-политической ситуации в нашем крае. Мы видим, каков горький опыт проведения «бархатных революций» как в станах ближнего, так и дальнего зарубежья, последствия украинского Майдана. Мы прекрасно понимаем, что у нас есть силы, заинтересованные в том, чтобы дестабилизировать сложившуюся политическую ситуацию, расшатать ее. Одновременно с этим мы осознаем, что может быть последствием бездействия власти. Поэтому власть должна проявлять мудрость, вести диалог с общественностью. В этом залог успеха. Залог успеха, на мой взгляд, также и в том, чтобы создать эффективный механизм взаимодействия власти с институтами гражданского общества. Инициативы, исходящие от общественных объединений, должны быть услышаны властью. Дискуссионными площадками в крае являются общественные советы, созданные при губернаторе, при органах исполнительной власти, при главах муниципальных образований.
— Общественная палата тоже?
— Конечно. Общественная палата — один из институтов гражданского общества. Надо сказать, что этот механизм достаточно эффективен и ни в коем случае не формализован. Действует обратная связь. Многие решения, которые принимает власть, учитывают те предложения, которые звучат как разз в этих общественных советах и исходят непосредственно от представителей общественных объединений, которые входят в состав этих совещательных органов при губернаторе, как я сказал, при органах исполнительной власти, при главах муниципальных образований.
Это один из моментов, которыми занимается департамент внутренней политики. Еще один момент связан с тем, что не так давно государственно-конфессиональные отношения вошли в зону ответственности департамента внутренней политики. В связке с межнациональными отношениями они способны сформировать эффективный механизм профилактики конфликтов, которые происходят на межнациональной и религиозной почве. Это очень важно для нашего многонационального региона. Эти вопросы в комплексе решает одно из управлений департамента внутренней политики — управление по взаимодействию с институтами гражданского общества.
Но не стоит забывать, что Кубань — это прежде всего десятки муниципальных образований. Это еще одно из направлений работы департамента, это непосредственное взаимодействие с муниципалитетами, входящими в состав Кубани. На сегодняшний день их 44. Я имею в виду городские округа и муниципальные районы. Каждый из них имеет свою особенность. Мы можем отнести ряд муниципалитетов к предгорной зоне. Ряд муниципалитетов — к степной зоне, где созданы условия для развития АПК. Безусловным преимуществом обладают муниципалитеты прибрежной зоны.
У каждой из зон имеются свои приоритеты экономического развития. Несмотря на это, все они являются первопроходцами в плане реализации реформ местного самоуправления, потому что постоянно сталкиваются с обилием норм и правил, которыми должны постоянно руководствоваться. Главное предназначение департамента состоит в том, чтобы направить муниципалитеты в нужное русло, оказать консультацию на определенном этапе. Этим занимается управление по взаимодействию с органами местного самоуправления департамента внутренней политики.
Еще один немаловажный аспект, который учитывает любой политик в своей деятельности, — это работа с обращениями граждан. Они должны видеть ответную реакцию от власти, а не сталкиваться со стеной безразличия. Любое обращение должно быть рассмотрено, это принципиальная позиция губернатора. Этим занимается управление по работе с обращениями граждан.
Еще одна тема, которая заслуживает внимания, — это взаимодействие с ЗСК. Это тоже зона компетентности департамента. Управление по взаимодействию с Законодательным собранием является одним из наших структурных подразделений.
Все эти вопросы находятся на постоянном контроле директора департамента Алексея Копайгородского и заместителя главы администрации Краснодарского края, курирующего блок внутренней политики, — Юрия Бурлачко.
— Вы сказали о внутриполитическом курсе. А каков этот курс? Какой дорогой мы движемся?
— Наша политика взвешена и конструктивна. Это политика губернатора. Вектор определяет именно он. Департамент внутренней политики — лишь проводник.
— Вы рассказали о структуре департамента более чем подробно. Я хотел бы остановиться на управлении, которое занимается взаимодействием с органами местного самоуправления более глубоко. Недавно мы отмечали День местного самоуправления, развитию этих органов в целом уделяется очень большое внимание. Мы позже будем говорить о территориальном общественном самоуправлении. У нас в крае создано больше 6 тыс. ТОСов — это практически половина от общероссийского уровня. Каким образом налажено это взаимодействие?
— Это взаимодействие не является формальным. Это абсолютно эффективный механизм, который сформирован. Стартовое совещание, которое провел губернатор, посвящено именно оптимизации механизма. Прежде всего, мы проводим мониторинг развития местного самоуправления в Краснодарском крае, в том числе на предмет соблюдения федерального и краевого законодательств. Это ни в коем случае не контрольные функции. Это партнерские отношения.
Если берем вопрос формирования нормативной базы, то это болевая точка всех муниципалитетов. Им требуется консультативная помощь наших специалистов. Знаем, насколько часто меняется федеральное законодательство. Уставы муниципалитетов должны отвечать этим требованиям. Эти модельные, типовые уставы отрабатываем именно мы. На этом этапе мы поддерживаем взаимодействие с прокуратурой, избирательной комиссией, с управлением министерства юстиции, с Законодательным собранием Краснодарского края, согласовывая типовой или модельный устав.
Второе, что касается нашего взаимодействия, — это помощь в подготовке муниципальных нормативно-правовых актов, которые обязательны к принятию на местном уровне. Эти проекты тоже отрабатываются нашим управлением.
Еще один немаловажный фактор. Наши муниципалитеты должны быть информированы о тех изменениях в законодательстве, которые имеют место. Более того, мы информируем их не только об изменениях, но и о проектах законов, которые вносятся на рассмотрение Госдумы РФ. Это одно из направлений, нормативная база, — рассказал Вадим Козлов.
Указ Президента РФ от 21 июня 2004 г. N 791 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внутренней политике» (с изменениями и дополнениями)
Указ Президента РФ от 21 июня 2004 г. N 791
«Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внутренней политике»
С изменениями и дополнениями от:
21 октября 2008 г., 12 января 2010 г., 14 января 2011 г., 12 июля 2012 г., 25 июля 2014 г., 7 марта, 25 апреля 2017 г., 14 июня 2018 г.
1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении Президента Российской Федерации по внутренней политике.
2. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. N 1856 «Об утверждении Положения о Главном территориальном управлении Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 46, ст. 4543);
Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 2001 г. N 629 «Об утверждении Положения о Главном управлении внутренней политики Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 24, ст. 2415).
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации
Положение
об Управлении Президента Российской Федерации по внутренней политике
(утв. Указом Президента РФ от 21 июня 2004 г. N 791)
С изменениями и дополнениями от:
21 октября 2008 г., 12 января 2010 г., 14 января 2011 г., 12 июля 2012 г., 25 июля 2014 г., 7 марта, 25 апреля 2017 г., 14 июня 2018 г.
2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением об Администрации Президента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Положение об Управлении утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 25 апреля 2017 г. N 184 в пункт 3 внесены изменения
3. Основными задачами Управления являются:
информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по определению основных направлений внутренней политики государства;
подготовка в пределах своей компетенции, обобщение и представление Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации материалов об общественно-политической ситуации в стране, а также предложений по вопросам государственного строительства, федеративных отношений, местного самоуправления, региональной и информационной политики;
подготовка предложений Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации по вопросам политического планирования;
информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, политических партий, общественных объединений и иных структур гражданского общества об основных направлениях внутренней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;
обеспечение деятельности Геральдического совета при Президенте Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 7 марта 2017 г. N 100 в пункт 4 внесены изменения
4. Основными функциями Управления являются:
обеспечение поддержки законодательных и иных инициатив Президента Российской Федерации, основных направлений внутренней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;
сбор и обобщение информации о тенденциях развития общественно-политической ситуации в Российской Федерации и ее субъектах, о предстоящих важнейших событиях в жизни страны, о ходе избирательных кампаний, о национальных и конфессиональных отношениях, о деятельности политических партий, общественных объединений и иных структур гражданского общества, об их отношении к основным проблемам внутренней политики государства, а также о позиции по данным проблемам центральных и региональных средств массовой информации в целях подготовки докладов Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации;
анализ и прогнозирование развития политических процессов в Российской Федерации и ее субъектах, проведение на основе полученных данных консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными структурами гражданского общества, подготовка соответствующих информационно-аналитических материалов для Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
участие в подготовке встреч Президента Российской Федерации, руководства Администрации Президента Российской Федерации с руководством палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководителями депутатских объединений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, лидерами политических партий, общественных и религиозных объединений, предпринимателями, деятелями науки и культуры;
представление предложений Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, касающихся их участия, а также участия других должностных лиц в мероприятиях, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными структурами гражданского общества;
подготовка совместно с Управлением пресс-службы и информации Президента Российской Федерации предложений Руководителю Администрации Президента Российской Федерации о взаимодействии со средствами массовой информации, об информационной поддержке мероприятий, проводимых Администрацией Президента Российской Федерации;
участие в пределах своей компетенции в разработке стратегии информационной политики федеральных органов государственной власти;
участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
участие в подготовке законопроектов, вносимых Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, а также проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Управления;
обеспечение в пределах своей компетенции проведения согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
участие совместно с полномочными представителями и Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации в подготовке предложений Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
участие в подготовке предложений Президенту Российской Федерации о заключении договоров о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
участие в реализации национальной политики;
участие в формировании регионального кадрового резерва;
подготовка по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров и Управлением Президента Российской Федерации по государственным наградам предложений Президенту Российской Федерации по находящимся в их ведении кадровым вопросам и вопросам награждения государственными наградами Российской Федерации;
изучение общественного мнения о деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подготовка соответствующих обзоров, докладов и иных материалов для Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
обеспечение деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации;
информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение по поручению Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;
участие в пределах своей компетенции совместно с полномочными представителями и Контрольным управлением Президента Российской Федерации в организации проверок исполнения в субъектах Российской Федерации федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации; подготовка заключений о целесообразности снятия с контроля поручений Президента Российской Федерации;
подготовка с участием Экспертного управления Президента Российской Федерации предложений Президенту Российской Федерации о расходовании средств резервного фонда Президента Российской Федерации, анализ исполнения соответствующих решений Президента Российской Федерации.
5. Управление для осуществления своих задач и функций имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;
пользоваться банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 25 июля 2014 г. N 529 в пункт 6 внесены изменения, вступающие в силу с 6 августа 2014 г.
6. Управление при реализации своих функций взаимодействует с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, с аппаратами полномочных представителей, а также с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными структурами гражданского общества.
7. Информационное, документационное, правовое, материально-техническое, транспортное обеспечение деятельности Управления, а также социально-бытовое обслуживание его работников осуществляют Управление делами Президента Российской Федерации и соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации.
Информация об изменениях:
7.1. Общее руководство деятельностью Управления осуществляет первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей между должностными лицами Администрации Президента Российской Федерации.
9. Начальник Управления имеет заместителей начальника Управления.
10. Начальник Управления:
распределяет должностные обязанности между заместителями начальника Управления, референтами и начальниками департаментов;
вносит предложения о заключении от имени Администрации Президента Российской Федерации договоров с научно-исследовательскими организациями и специалистами на проведение работ по вопросам, находящимся в ведении Управления;
издает распоряжения по вопросам работы Управления.
11. Начальник Управления несет ответственность за выполнение задач, возложенных на Управление.
12. Заместители начальника Управления, референты, начальники департаментов несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с утверждаемым начальником Управления распределением должностных обязанностей.
Управление по внутренней политике является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. Одной из основных задач Управления является информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений внутренней политики государства.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Указ Президента РФ от 21 июня 2004 г. N 791 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внутренней политике»
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 26 ст. 2650
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Президента РФ от 14 июня 2018 г. N 334
Указ Президента РФ от 25 апреля 2017 г. N 184
Указ Президента РФ от 7 марта 2017 г. N 100
Указ Президента РФ от 25 июля 2014 г. N 529
Изменения вступают в силу с 6 августа 2014 г.
Указ Президента РФ от 12 июля 2012 г. N 981
Указ Президента РФ от 14 января 2011 г. N 38
Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.
Указ Президента РФ от 12 января 2010 г. N 59
Указ Президента РФ от 21 октября 2008 г. N 1510
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Полномочия и функции
Департамент в целях реализации возложенных на него задач осуществляет следующие полномочия:
— совместно с Департаментом управления имуществом Ивановской области вносит в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий Ивановской области;
— совместно с Департаментом управления имуществом Ивановской области осуществляет функции учредителя государственных унитарных предприятий Ивановской области, подведомственных Департаменту;
— осуществляет представление кандидатур в Департамент управления имуществом Ивановской области для назначения на должности руководителей подведомственных Департаменту предприятий;
— осуществляет мероприятия по созданию, ликвидации, реорганизации государственных учреждений Ивановской области на основании правовых актов Правительства Ивановской области;
— назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных Департаменту учреждений, заключает, изменяет и расторгает с ними трудовые договоры, утверждает должностные инструкции, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания; согласовывает прием на работу главных бухгалтеров и заместителей руководителей подведомственных Департаменту учреждений;
— совместно с Департаментом управления имуществом Ивановской области согласовывает и утверждает учредительные документы подведомственных Департаменту предприятий и учреждений;
— осуществляет координацию деятельности подведомственных Департаменту предприятий и учреждений.
Выборами в Госдуму займутся сразу два управления Кремля
В отличие от 2016 г. за выборы в Госдуму в 2021 г. будет отвечать сразу два кремлевских управления: это управление президента по внутренней политике (УВП), которым сейчас руководит Андрей Ярин, и управление президента по обеспечению деятельности Госсовета (УГС) под руководством Александра Харичева. Фактические функции между ними разделены так: УГС будет отвечать за креатив и технологическое обеспечение итогов выборов, УВП – за администрирование этих процессов в регионах. О том, как два ключевых внутриполитических управления Кремля взаимодействуют перед началом избирательной кампании, рассказали собеседники «Ведомостей» на Старой площади, в регионах и партиях.
В поиске команды и результата
В выборах в Госдуму будут задействованы оба подчиненных первому заместителю руководителя администрации президента Сергею Кириенко управления, но с разными задачами. Так, за общий результат на предстоящих выборах будет отвечает УГС, а УВП займется администрированием процесса, рассказывает собеседник в администрации президента (АП).
«Например, на выборах 225 одномандатных округов. Губернатор хочет, чтобы от «Единой России» пошел один кандидат, но есть интересы финансово-промышленных групп в регионе, других структур, а также самих единороссов. Или есть группы в списке «Единой России», которые нужно объединить по регионам, – рассказывает он. – УВП [во главе с Яриным] администрирует такие процессы, т. е. является посредником между интересантами». А начальник УГС Харичев участвует в согласовании списков кандидатов на выборах, его управление отвечает за технологов, работу с экспертами, социологию. Кроме того, есть технологический штаб, куда входят представители «Единой России» и обоих управлений – УГС и УВП, объясняет собеседник «Ведомостей».
Эту информацию подтверждает и еще один сотрудник АП, отмечая, что основное подразделение, которое ответственно за проведение выборов, – управление Харичева, а управление Ярина занимается администрированием процесса. За медийную часть отвечает управление президента по общественным проектам (УОП) Сергея Новикова, также подчиненное Кириенко.
Сергея Кириенко от его кремлевского предшественника Вячеслава Володина отличают не только управленческий стиль, но и команда, с которой они подходят к выборам.
В 2016 г. непосредственно за думские выборы отвечало УВП во главе с Татьяной Вороновой, которая при Володине постепенно росла по карьерной лестнице. После того как Кириенко пришел из «Росатома» в Кремль, начальником УВП стал Ярин, которого не относят к ближайшим людям команды главного куратора внутренней политики. Кроме того, полномочия УВП за последние годы были частично перераспределены между другими структурами администрации. Сейчас под началом Кириенко сразу три управления, занимающихся внутренней политикой, – УВП, УГС, которое прежде курировал помощник президента Игорь Левитин, и УОП. Последнему вопросы информационной политики были переданы при Кириенко – раньше ими занималось УВП. УГС «политическим» стало в 2018 г.: тогда его начальником был назначен Харичев, который перешел на новую должность из УВП (до этого он работал с Кириенко в «Росатоме»). Это ближайший соратник Кириенко, была вероятность, что он возглавит УВП, но Ярин остался на своем посту и в награду за успешно проведенные президентские выборы Харичеву доверили руководить УГС, говорили собеседники «Ведомостей». В УГС перешла и часть полномочий УВП, в частности проведение выборов, взаимодействие с экспертами и технологами, социология.
В поиске смысла
Харичев является главным идеологом и технологом всех предвыборных задач, Ярин же больше исполнитель, объясняет собеседник «Ведомостей», близкий к УГС. «На Ярине к тому же лежит текущее регулирование внутренней политики, которая не связана с выборами, т. е. регионы и партии. Также на нем регулирование оперативной ситуации, связанной с выборами, и взаимодействие с силовиками», – добавляет он. Основные же решения, которые касаются выборов, принимаются в УГС, говорит он: «Это касается смыслового наполнения кампаний партий, а также привлечения технологов и проведения социологии. В анализ текущей предвыборной ситуации и составление списков вовлечены оба управления». То, что за выборы в большей степени отвечает УГС, а за текущую работу УВП, позволяет каждому сосредоточиваться на конкретных задачах и освобождает от излишней суеты, говорит другой близкий к АП собеседник.
Это первая проверка УВП и УГС на крупной федеральной кампании по выборам: в целом два управления уже несколько лет работают со смежными компетенциями, обращает внимание еще один близкий к АП собеседник, и конфликты наружу не выплескиваются, более того, это не должно отразиться на самих кандидатах в депутаты. «Вариантов, когда кандидат в Госдуму постучится не в ту дверь, представить сложно, ведь даже если они идут на выборы впервые, их уже кто-то ведет, подсказывая правила игры», – объясняет собеседник. Разделение полномочий «очень условно» можно обозначить так, говорит источник: Ярин и его управление отвечают за политическую составляющую, в том числе при отборе кадров на предстоящие выборы в Госдуму, а Харичев и его команда – за технологическое обеспечение, т. е. за то, как кандидатов избрать. Кроме того, за УВП так или иначе закреплены, к примеру, функции по сотрудничеству с силовым блоком в рамках кампании, по координации работы с регионами, говорит еще один собеседник.
Взгляд регионов и партий
Московские власти свои планы по поводу предстоящих выборов, в том числе и список провластных кандидатов, обсуждают именно с Харичевым – с ним сотрудничает профильный вице-мэр Наталья Сергунина, говорит близкий к мэрии источник.
За установку для каждого региона своих показателей, согласование предвыборных стратегий применительно к регионам, а также за работу наблюдателей на выборах отвечает УВП, говорит собеседник в руководстве одного из регионов: «Кроме того, на них текущая деятельность по взаимодействию с территориями. Также на них лежит ответственность за поездки президента и подготовку его приезда в регион, за работу с территориальными блоками в регионах». За саму кампанию и ее результаты, назначение кураторов, общую стратегию, информационные поводы, календарный план в целом отвечает УГС, рассказывает он: «То есть Харичев, по сути, главный технолог кампании».
«Мы понимаем, что УГС – это, условно говоря, креатив, а УВП – это администрирование процесса и контроль за исполнением. Например, если мы ждем, что к нам приедет человек от УГС для реализации какой-то задачи, куратор региона предупредит», – объясняет собеседник в руководстве одного из регионов Уральского федерального округа.
Собеседник в «Единой России» говорит, что партия свои планы на выборах, в том числе и списки кандидатов, обсуждает на совещаниях в АП, как с Харичевым, так и с Яриным, окончательное решение принимает Кириенко: «УГС смотрит на списки кандидатов с точки зрения избираемости, УВП – с точи зрения управляемости и кейсов, которые могут всплыть в ходе кампании, в том числе и возможные внутриэлитные конфликты и конфликты с силовыми органами». По его словам, разделение весьма условное и работает как некая система сдержек и противовесов.
Схема с двумя управлениями, занимающимися избирательными кампаниями, существует уже с 2018 г., они работали параллельно и на региональных кампаниях, говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: «Такой подход не лишен оригинальности, но резонансных конфликтов и очевидных попыток «подвинуть» друг друга между подразделений не возникало, да и стилистика подходов их руководителей неодинакова. К такому сосуществованию адаптировались уже и в регионах, и в партиях».