департамент здравоохранения что делает

Министерство

Материал опубликован 16 июня 2014 в 13:19.
Обновлён 03 ноября 2021 в 14:07.

Общая информация о Министерстве здравоохранения Российской Федерации

Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.

Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Сведения о полномочиях Министерства здравоохранения Российской Федерации

Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

Министерство здравоохранения Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

Министерство здравоохранения Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Указанные ограничения полномочий Министерства не распространяются на полномочия Министра здравоохранения Российской Федерации по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Министерства и его структурных подразделений.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Министерство здравоохранения Российской Федерации не имеет территориальных органов и представительств за рубежом.

Министерство здравоохранения Российской Федерации не финансирует из федерального бюджета средства массовой информации.

Источник

Чем занимается министерство здравоохранения России

Автор: Виктор Сухов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 22 марта 2019. Время чтения 5 мин.

департамент здравоохранения что делает. Смотреть фото департамент здравоохранения что делает. Смотреть картинку департамент здравоохранения что делает. Картинка про департамент здравоохранения что делает. Фото департамент здравоохранения что делает

В круг обязанностей министерства здравоохранения России входит нормативно-правовое регулирование вопросов, связанных с обязательным медицинским страхованием, организацией профилактики заболеваний и санитарно-эпидемиологическим благополучием населения. Возглавляет министерство Скворцова Вероника Игоревна.

Министерство здравоохранения занимается целым комплексом регулирующих задач, начиная от обеспечения качественного уровня общедоступных медицинских услуг, и заканчивая контролем над деятельностью фармацевтических компаний.

В его сферу влияния входит даже курортная деятельность, а также контроль над проведением судебных медицинских экспертиз. Российская система здравоохранения ещё слишком далека от совершенства. Следует сделать ещё немало шагов на самом высшем уровне, чтобы обеспечить её качественный скачок. На это уйдет не одно десятилетие. Однако многие меры принимаются уже сегодня.

Таблица 1. Основные сведения о ведомстве

НазваниеМинистерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России)
Основная задачаНормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных препаратов, организации профилактики заболеваний, санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Глава службыСкворцова Вероника Игоревна, Министр здравоохранения РФ
Кому подчиняетсяПравительство Российской Федерации
Сайтhttps://www.rosminzdrav.ru

Ключевые задачи

департамент здравоохранения что делает. Смотреть фото департамент здравоохранения что делает. Смотреть картинку департамент здравоохранения что делает. Картинка про департамент здравоохранения что делает. Фото департамент здравоохранения что делает

Рисунок 1. Минздрав России

Минздрав контролирует и регулирует всё, что в той или иной степени касается здравоохранения:

Ключевые достижения

департамент здравоохранения что делает. Смотреть фото департамент здравоохранения что делает. Смотреть картинку департамент здравоохранения что делает. Картинка про департамент здравоохранения что делает. Фото департамент здравоохранения что делает

Рисунок 2. Визит зам. минстра в медучреждение

Постоянное недовольство большинства населения страны, а особенно регионов, качеством медицинских услуг вряд ли позволяет нам говорить о принципиальных достижениях Минздрава. Однако если обратиться к статистике, прогресс всё-таки есть. За последние несколько десятилетий не без помощи Министерства здравоохранения удалось добиться:

Национальный проект Здравоохранение декларирует эту задачу так: «Перед нами стоит комплексная задача — равномерно увеличить продолжительность каждого из периодов жизни: и детства, и юности, и активной зрелости, и, соответственно, уже старших возрастных категорий.»

Кто главный

департамент здравоохранения что делает. Смотреть фото департамент здравоохранения что делает. Смотреть картинку департамент здравоохранения что делает. Картинка про департамент здравоохранения что делает. Фото департамент здравоохранения что делает

Рисунок 3. Министр Скворцова

На протяжение вот уже почти семи лет Минздрав возглавляет Скворцова Вероника Игоревна. Врач в пятом поколении, профессор, доктор медицинских наук, врач-невролог и нейрофизиолог по образованию. Вероника Игоревна, прежде чем стать государственным деятелем, имела большую медицинскую практику в области неврологии. Кроме того, она опубликовала более 600 научных работ, создала Национальную ассоциацию по борьбе с инсультом, возглавляла один из первых реабилитационных центров для перенесших инсульт больных.

Скворцова считается пятым по счету министром здравоохранения. Её предшественницей была Голикова Татьяна Алексеевна, исполнявшая обязанности главы министерства, в то время курировавшего не только здравоохранение, но и социальную политику. До неё эту должность с 2004 по 2007 занимал Зурабов Михаил Юрьевич. Эти двое перечисленных выше министров более имели отношение к государственной деятельности, нежели к деятельности здравоохранения. Они не имели даже медицинского образования.

История создания департамента

департамент здравоохранения что делает. Смотреть фото департамент здравоохранения что делает. Смотреть картинку департамент здравоохранения что делает. Картинка про департамент здравоохранения что делает. Фото департамент здравоохранения что делает

Рисунок 4. Советская медицина

Ведомство по охране национального здоровья впервые было учреждено относительно недавно — в 1916 году ещё в Российской империи. После революции оно было переименовано в Народный комиссариат здравоохранения. В этот период все больницы в сельской местности начали финансироваться не из сельского, а из районного бюджета.

После Великой Отечественной Войны комиссариат был преобразован в Министерство здравоохранения СССР и просуществовал в таком виде вплоть до перестройки. В период с 1994 по 1996 ведомство было объединено с департаментом медицинской промышленности, а после (2004 – 2012) — социального развития. С 21 мая 2012 года орган исполнительной власти именуется просто и ёмко — Минздрав.

Источник

Зачем нужно министерство здравоохранения, что входит в его задачи

Автор: Наталья Павленко. Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель. Дата: 9 июля 2019. Время чтения 5 мин.

департамент здравоохранения что делает. Смотреть фото департамент здравоохранения что делает. Смотреть картинку департамент здравоохранения что делает. Картинка про департамент здравоохранения что делает. Фото департамент здравоохранения что делает

Минздрав России – это динамично развивающаяся структура, подчиненная Правительству РФ, выполняющая функции охраны здоровья и профилактики заболеваний населения, медицинской помощи и реабилитации, управления фармацевтикой и медицинской экспертизой, владеет рядом полномочий и обязанностей. В 2012 года Министром назначена Скворцова Вероника Игоревна.

Общая информация

Федеральный орган исполнительной власти – Министерство здравоохранения Российской Федерации – подчиняется Правительству РФ.

Таблица 1. Основные сведения о ведомстве

НазваниеМинистерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России)
Основная задачаНормативно-правовое регулирование в сфере медицинского страхования, здравоохранения, организации профилактики заболеваний, обращения лекарственных препаратов и пр.
Глава службыМинистр здравоохранения РФ, Скворцова Вероника Игоревна
Кому подчиняетсяПравительство Российской Федерации
Сайтhttps://www.rosminzdrav.ru

Задачи ведомства

Это госструктура, выполняющая функции осуществления госполитики в сфере:

В сферу влияния Минздрава входит также:

Министерство следит за организацией учебного процесса во всех видах медицинского, фармацевтического образования.

История образования

Структура Минздрава преобразовывалась несколько раз за последнее десятилетие. Современная система построена по принципу разделения полномочий по департаментам.

департамент здравоохранения что делает. Смотреть фото департамент здравоохранения что делает. Смотреть картинку департамент здравоохранения что делает. Картинка про департамент здравоохранения что делает. Фото департамент здравоохранения что делает

Рис. 1. Структура Министерства Здравоохранения РФ. Составлено автором по данным официального сайта Минздрава

Историческая справка. После распада СССР Союзное Министерство перестало существовать, а республиканское было преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации вплоть до объединения с отделами труда и социального развития – Минздравсоцразвитие (Указ Президента России № 314 от 9 марта 2004 года), в 2012 году ведомство снова разделилось на две разные структуры.

Полномочия

Минздрав осуществляет такие полномочия, как разработка и внесение (Правительству РФ) законов и нормативно-правовых актов, стандартов. Большая часть нормативной базы принимается Министерством самостоятельно. К таким документам относятся положения, акты и законы, относящиеся непосредственно к медицинской сфере влияния, например:

В рамках проекта «Новые кадры современного здравоохранения» заложена основа для успешного внедрения механизмов обеспечения отрасли квалифицированными кадрами — системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования и процедуры аккредитации специалистов.

Таблица 1. Статистика зарегистрированных и обучающихся на портале непрерывного медицинского образования, данные за 2018 год

Показатель Врачи Средний медперсонал
Всего зарегистрировано591 507
из них подтверждено в ФРМР333 49697 304
Всего обучаются на интернет-портале271 236
из них подтверждено в ФРМР237 6173 349

Динамика обучающихся на портале непрерывного медобразования постоянно растет.

департамент здравоохранения что делает. Смотреть фото департамент здравоохранения что делает. Смотреть картинку департамент здравоохранения что делает. Картинка про департамент здравоохранения что делает. Фото департамент здравоохранения что делает

Рис. 2. Портал непрерывного медицинского образования, данные на 01.07.2019г.

За эффективностью выполнения полномочий Министерства и подконтрольных организаций следит Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), которая была образованна в 2004 году Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения»

департамент здравоохранения что делает. Смотреть фото департамент здравоохранения что делает. Смотреть картинку департамент здравоохранения что делает. Картинка про департамент здравоохранения что делает. Фото департамент здравоохранения что делает

Рис. 3. Схема правового обеспечения организации государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения

Полномочия в сфере оказания медицинских услуг

Деятельность по оказанию медуслуг основана на предоставлении населению специализированной, в том числе высокотехнологичной, медпомощи, а также возможности пройти реабилитацию в санаторно-курортных учреждениях.

В последние годы особое внимание Министерства уделяется мерам профилактики в сфере охраны здоровья в рамках национального проекта «Здравоохранение».

Например. Федеральный закон от 03.10.2018 N 353-ФЗ “О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации” предоставляет возможность работникам не только пройти диспансеризацию, но и освобождает от работы на один оплачиваемый рабочий день (как правило, раз в три года). Тогда как работникам, не достигшим пяти лет (и меньше) до пенсионного возраста, дается право на двухдневную оплачиваемую диспансеризацию.

В течение 2019 года предполагается принять все необходимые законодательные акты, по которым медосмотр должен стать важным элементом жизни населения, что позволит выявлять заболевания на ранних стадиях. Реализация этой стратегии возможна только при наличии высокотехнологичного медицинского оборудования, научных исследований, высокой квалификации медперсонала.

В интервью порталу «Будущее России. Национальные проекты» Вероника Скворцова рассказала, что современная система здравоохранения базируется на принципах внедрения самых современных технологий с учетом региональных особенностей страны. Повышение квалификации врачей – это приоритетная задача Министерства и региональных властей.

Министр здравоохранения России

Начиная с 2012 года руководящую должность в Министерстве занимает Скворцова Вероника Игоревна.

департамент здравоохранения что делает. Смотреть фото департамент здравоохранения что делает. Смотреть картинку департамент здравоохранения что делает. Картинка про департамент здравоохранения что делает. Фото департамент здравоохранения что делает

Рис. 4. Министр здравоохранения России

Примечательно. Это первый Министр Минздрава за последние 15 лет, который имеет медицинское образование, являясь потомственным врачом (в пятом поколении), корреспондентом РАН, доктором медицинских наук.

До Вероники Скворцовой министерское кресло занимали:

Вероника Игоревна свою деятельность на посту Министра начала с социальных преобразований, в частности нашумевшего антитабачного закона. Здоровый образ жизни лег в основу ее законотворческой деятельности. Стало уделяться много внимания профилактике заболеваний, появилась пропаганда спортивного образа жизни. Много вопросов решается по проблеме борьбы с онкологическими заболеваниями. Впервые за многие годы был рассмотрен вопрос переаттестации педагогического состава в медицинских образовательных учреждениях.

Диалог с Министром можно посмотреть по ссылке:

Источник

Департамент здравоохранения что делает

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, функции по выработке и реализации государственной политики в сфере медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2021 N 540)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2021 N 540)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Министерство здравоохранения Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Источник

Полномочия Минздрава России в сфере здравоохранения

Низкое качество оказываемых медицинских услуг, недостаточность в оснащении медицинских учреждений современным высокотехнологичным оборудованием, кадровый дефицит медицинских специалистов – одни из самых актуальных и остро стоящих перед государством проблем, требующих постоянного мониторинга, анализа и принятия на законодательном уровне решений, позволяющих поэтапно минимизировать указанные недостатки системы здравоохранения.

На сегодняшний день, несмотря на усилия государства по модернизации и правовой проработке сферы здравоохранения, заимствование и внедрение в национальную систему международного опыта, а также постоянное выделение в значительном объеме бюджетных средств на повышение качества оказания медицинских услуг, большинство граждан не удовлетворены существующей системой реализации их прав на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья.

Высокая доля платных медицинских услуг также является еще одной проблемой для граждан, чьи средства не позволяют своевременно и в необходимом объеме получать квалифицированную медицинскую помощь. Негативным является и тот факт, что в разных регионах граждане имеют неравный доступ к высокотехнологичной медицинской помощи. Зачастую, ответственные органы государственной власти тех или иных субъектов РФ рапортуют о том, что у себя в регионе они якобы своевременно и эффективно оказывают медицинские услуги, обеспечивают должным образом охрану здоровья жителей и, в случае необходимости, оперативно оказывают медицинскую помощь. Но в реальности оказывается, что медицинская деятельность осуществляется на уровне, совсем далекой от отчетных данных. И дело тут чаще всего не в медицинских работниках или неком человеческом факторе, а в том, что соответствующее органы государственной власти не всегда готовы оперативно решать существующие проблемы в сфере здравоохранения или идут к их решению очень долгим и сложным путем.

Далее рассмотрим деятельность и полномочия органа государственной власти, в чей компетенции находится вопрос разработки и реализации эффективной политики в сфере здравоохранения. Таким государственным органом является Министерство здравоохранения РФ (Далее — Минздрав России).

Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, который выполняет функции по разработке и реализации политики государства по вопросам охраны здоровья граждан РФ, а также осуществляет нормативно-правое регулирование всей сферы здравоохранения.

Основная цель деятельности данного федерального органа исполнительной власти – это обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Ранее, полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения исполняло Министерство здравоохранения и социального развития РФ. По мере реформирования системы здравоохранения, равно как и социального обеспечения, назрела необходимость в обособленном существовании двух разных федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию национального законодательства каждый в своем конкретном направлении. Так, Указом Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения и социального развития было преобразовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ соответственно.

В рамках данного Указа Минздраву России были переданы полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

За Минздравом России были закреплены, в том числе, функции по медико-санитарному обеспечению работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы.

Также Минздрав России был уполномочен к оказанию иных государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

При упомянутом разграничении полномочий между двумя министерствами, исходя из цели деятельности каждого из них, было решено возложить координацию деятельности Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ на Министерство труда и социальной защиты РФ, а за Минздравом России была логически закреплена обязанность по координации деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Помимо Росздравнадзора подконтрольным Минздраву России является Федеральное медико-биологическое агентство, а также ряд федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий. В отличие от Росздравнадзора Минздрав России не имеет территориальных органов, равно как и не имеет каких-либо представительств за рубежом.

Все контрольно-надзорные функции в сфере здравоохранения возложены именно на Росздравнадзор, Минздрав России в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, прямо устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Структурными подразделениями Минздрава России являются департаменты, каждый из которых имеет свою профильную направленность (например, Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения, Департамент организации экстренной помощи и управления рисками здоровья, Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения и т.д.). В состав департаментов включаются отделы. Департаменты обеспечивают деятельность Минздрава России и осуществляют свои полномочия и функции в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. № 903н «Об утверждении Регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации» (далее Регламент), Положением о департаменте, а также поручениями Министра и его заместителей.

Несмотря на предоставленные Минздраву России полномочия по правовому регулированию сферы здравоохранения, тем не менее, данные возможности на государственном уровне ограничены. Так, Минздрав России не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций. Исключения допускаются лишь в случае, когда возможность введения таких ограничений прямо предусмотрена нормами действующих законов и подзаконных актов.

ПОЛНОМОЧИЯ МИНЗДРАВА РОССИИ В СФЕРЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Полномочия Минздрава России закреплены в Положении о Министерстве здравоохранения РФ, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 года № 608 (далее — Положение о Минздраве России).

Большая часть полномочий Минздрава носит нормотворческий характер. В сфере здравоохранения Минздрав России уполномочен самостоятельно осуществлять правовое регулирование (при условии, если принимаемые Минздравом России нормативно-правовые соответствуют и направлены на исполнении действующих законов и подзаконных актов). Более того, проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ в сфере здравоохранения разрабатываются именно Минздравом РФ как органом государственной власти, компетентным в это вопросе. По сути, можно сказать, что де-факто Минздрав России является источником практически всех законодательных нововведений в сфере здравоохранения.

В пункте 5.2. Положения о Минздраве России указан перечень нормативно-правовых актов, которые самостоятельно правомочен принимать Минздрав России. В указанный пункт включено свыше двухсот подпунктов, каждый из которых закрепляет то или иное полномочие Минздрава России по правовому регулированию всех уровней и направлений системы здравоохранения. Такое значительное количество нормативных актов, которые уполномочен приминать Минздрав России, обусловлено, прежде всего, большим разнообразием профильности и направлений в системе здравоохранения, куда входит и сфера оказания медицинской помощи, и деятельность медицинских и фармацевтических организаций, сфера обращения лекарственных средств, проведения доклинических и клинических испытаний и др.

Остановится более подробно на тех нормативно-правовых актах, которые уполномочено принимать Минздрав России в сфере осуществления медицинской деятельности, в том числе, оказания медицинской помощи.

В настоящее время в России законодательно закреплены такие виды медицинской помощи, как

Для каждого из этих видов медицинской помощи Минздрав России разработал и утвердил соответствующие Положения, Порядки и Стандарты оказания этих видов медицинской помощи, которые периодически актуализируются и редактируются все тем же Минздравом России.

Так, например, в соответствии с частью 5 статьи 32 ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Приказом Минздрава России было утверждено Положение об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Что касается паллиативной помощи, то здесь стоит отметить, что регулирующее данный вид медицинской помощи Положение было разработано и утверждено Минздравом России с Министерством труда и социальной защиты РФ. Совместная работа двух Министерств над Положением была вызвана необходимостью правового урегулирования порядка взаимодействия при оказании паллиативной помощи медицинских организаций с органами социального обслуживания и общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья. Итогом совместной работы Министерств стало «Положение об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья», утверждённое Приказом Минздрава и Минсоцразвития от 31 мая 2019 года № 345н/372н.

Также в целях исполнения требований, установленных частью 1 статьи 31 Закона 323-ФЗ, Минздрав России уполномочен определять перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи, а также утверждать требования к комплектации медицинскими изделиями аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи.

Разрабатываемые и утверждаемые Минздравом России стандарты оказания медицинской помощи создаются в профильном порядке с учетом специфики заболевания, для лечения которого требуется медицинская помощь. На сегодняшний день разработано и утверждено Минздравом целый перечень стандартов оказания медицинской помощи, которые поделены на три категории:

В каждой из указанных категорий медицинские стандарты подразделяются на ряд отдельных профильных стандартов. Каждый из видов стандарта утверждается соответствующим Приказом Минздрава России.

Например, среди стандартов скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи утверждены отдельные стандарты при болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушения обмена веществ, стандарты при болезнях органов пищеварения, органов дыхания, системы пищеварения, болезни мочеполовой системы и т.д. Наибольшее количество профильных стандартов утверждено в категории стандарты оказания специализированной медицинской помощи, в частности разработаны и утверждены Приказами Минздрава России стандарты оказания медицинской помощи при отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде, при симптомах, признаках и отклонениях от нормы, выявленных при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других стандартах и т.д.

Важно также отметить, что именно Минздрав России определяет порядок организации деятельности здравпунктов, кабинета врача и других подразделений, оказывающих медицинскую помощь работникам тех или иных организаций. Ведь нередко возникают случаи, когда при исполнении трудовых обязанностей, с работником возникает ситуация, требующая незамедлительного оказания медицинской помощи (особенно на предприятиях с тяжелыми или вредными условиями труда) и решающим фактором в спасении жизни или здоровья человека может стать уровень организации и своевременности оказания первой медицинской помощи. Для исполнения данного полномочия 19.12.2012 г. Минздравом России был утвержден Приказ «Об утверждении порядка организации деятельности подразделений, оказывающих помощь работникам организации».

Также в полномочия Минздрава России входит установление порядка проведения предрейсовых, послерейсовых, предсменых, послесменных осмотров; порядка организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на территории организации.

В дополнение к указанным полномочиям в отношении правового регулирования вопросов охраны здоровья работников организаций, можно отметить полномочие Минздрава России по разработке порядка проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек.

В пункте 5.2. Положения о Минздраве России закреплен широкий перечень полномочий Минздрава в сфере правового регулирования процедуры проведения профилактических прививок и обязательной вакцинации.

Именно Минздрав России определяет перечень инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых необходимо проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Данный перечень с учетом эпидемиологической обстановкой в стране подлежит периодической актуализации. Минздрав России также утверждает национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки и порядок их проведения, категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации и перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок.

Помимо самого порядка проведения вакцинации и профилактических прививок Минздравом России устанавливается и порядок регистрации поствакцинальных осложнений, оформления отказа от профилактических прививок, а также формы медицинских документов и сертификата профилактических прививок (в том числе и перечень поствакцинальных осложнений, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий).

Минздрав России в вопросе проведения профилактических прививок не ограничивается лишь правовым урегулированием данного вопроса. В его обязанности также входит обеспечение государственных и муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Разрабатывая и утверждая достаточно большое количество разнопрофильных нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения, Минздрав России обязан также в силу пункта 5.4. Положения о Минздраве России уделять достаточное внимание процессу обобщения практики применения законодательства РФ и проводить периодический анализ реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан.

Исходя из существующих сегодня проблем в сфере оказания медицинской помощи, приоритетными направлениями деятельности Минздрава России должны стать дальнейшее повышение эффективности первичной медико-санитарной помощи населению, разработка и внедрение механизмов стимулирования поликлинического звена на раннее выявление заболеваний, предотвращение осложнений, модернизация существующих медицинских организаций и их подразделений, формирование единых принципов маршрутизации потоков пациентов. Актуальными проблемами, требующихся на сегодняшний день соответствующих решений, также является проблема расширения стационарозамещающих и выездных методов работы, развитие неотложной помощи на базе поликлинических подразделений, совершенствование принципов взаимодействия поликлинических подразделений со стационарными подразделениями и подразделениями скорой медицинской помощи.

Основными задачами совершенствования скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации на современном этапе должны быть оказание больным и пострадавшим скорой медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной специализированной медицинской помощи.

Направленность современной государственной политики в сфере здравоохранения на профилактическую составляющую должны сопровождаться, прежде всего, разработкой нормативных мер, направленных на сокращение смертности граждан трудоспособного возраста от заболеваний, ассоциированных с потреблением табака и иной никотинсодержащей продукцией, потреблением алкоголя, нерациональным питанием и низкой физической активностью.

ИНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ МИНЗДРАВА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Среди иных полномочий можно выделить возложенную на Минздрав России обязанность по осуществлению реализацию мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при ЧС, ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС и о принимаемых мерах. Данным направлением по реализации указанных мероприятий ранее занимался Департамент организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности на основании Положения об указанном Департаменте, утвержденного Минздравом России. Данное структурное подразделение Минздрава России было совсем недавно преобразовано в Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России, в связи с чем Приказом Минздрава России от 15.01.2020 года было утверждено соответствующее Положение.

Среди иных полномочий, исполняемыми различными структурными подразделениями Минздрава, можно также выделить такие полномочия как:

Большую работу в настоящее время Минздрав России ведет по развитию информационной системы, охватывающей все сферы здравоохранения. Результатом данной работы является создание, развитие и эксплуатация единой государственной информационной системы (далее ЕГИС) в сфере здравоохранения, в том числе обеспечивающей ведение федеральных регистров лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями и др, а также ведение иных федеральных информационных систем и баз данных в сфере здравоохранения.

Говоря об орфанных нозологиях, следует отметить, что Минздрав России в силу возложенных на него полномочий, формирует и размещает на своем сайте перечень редких (орфанных) заболеваний и заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), по которым затем разрабатываются клинические рекомендации, а также размещает клинические рекомендации, утвержденные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и одобренные научно-практическим советом Минздрава России. Также Минздрав размещает в средствах массовой информации и в сети Интернет результаты проводимого им статистического наблюдения в сфере здравоохранения и осуществляет координационную деятельность в сфере охраны здоровья, которую проводят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы МСУ, субъекты государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Продолжение активной работы Минздрава России в развитии информационных возможностей системы здравоохранения несомненно позволит обеспечить преемственность оказания медицинской помощи за счёт внедрения медицинских информационных систем и обмена электронными документами на базе ЕГИС в сфере здравоохранения.

Реализация полномочий Минздрава России в сфере развития информационной системы здравоохранения должна быть направлена, прежде всего, на повышение эффективности управления в здравоохранении на основе достоверных первичных данных с использованием информационных технологий. Это предполагает подключение медицинских организаций к централизованным подсистемам государственных информационных систем в сфере здравоохранения. Необходимо также усовершенствовать статистический учет заболеваемости и смертности, в том числе с применением цифровых технологий для сбора, обработки и анализа данных, а также создания интеллектуальных сервисов кодирования причин смерти.

Приоритетным, в том числе, направлением в рамках реализации полномочий Минздрава России должно стать повышение оперативности и достоверности данных о ресурсах и инфраструктуре системы здравоохранения, совершенствование системы контроля качества, объемов и расходов на оказание медицинской помощи в системе ОМС за счет перехода к формированию счетов за оказанные медицинские услуги на основании первичной медицинской документации зарегистрированной в реестре электронных медицинских документов ЕГИС в сфере здравоохранения.

Безусловно, среди прочего, стоит отметить деятельность Минздрава России и в сфере международного сотрудничества, которая направлена на решение широкого спектра проблем здравоохранения и медицинской науки и занимает важное место в общей системе международных отношений России.

Можно выделить два основных направления международного сотрудничества, по которым Минздрав осуществляет международное взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями по вопросам здравоохранения.

В первую очередь, это политическое направление, формирующееся при непосредственном участии руководителей Минздрава России в ходе определения глобальной стратегии и места российского здравоохранения в происходящих процессах на мировом и региональном уровнях (формирование национальной позиции в планах и программах международных организаций, в международных соглашениях, приоритетных направлениях международного сотрудничества, прямых переговорах на высоком уровне и др.).

Второе направление в сфере международного сотрудничества можно назвать профессиональным, которое включает прямое участие руководителей и специалистов департаментов Минздрава России, федеральной службы и федерального агентства в разработке и реализации совместных международных проектов и программ, а также соглашений о международном сотрудничестве. При этом оба направления сотрудничества осуществляются в тесном взаимодействии с МИД России, Минэкономразвития России, посольствами и представительствами России за рубежом.

В пункте 5.11 Положения о Минздраве России также закреплена необходимость Минздрава России в установленном порядке взаимодействовать по вопросам здравоохранения с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства РФ и интересов России во Всемирной организации здравоохранения, в Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, а также других международных организациях.

ПОЛНОМОЧИЯ МИНЗДРАВА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Высокий уровень оказания медицинских услуг зависит от большого числа составляющих. Но залогом успешности, эффективности и безопасности данной сферы является обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.

На сегодняшний день остро (а в отдельных регионах страны особо остро) стоит проблема дефицита медицинских кадров. Именно от четкой и грамотной нормотворческой работы Минздрава России зависит, насколько кадровый состав медицинских учреждений будет соответствовать критерием современных потребностей граждан в предоставлении им высококачественных и безопасных медицинских услуг.

В вопросе кадрового обеспечения сферы здравоохранения Министерству нормами соответствующего Положения о Минздраве России предоставлен достаточно широкий круг полномочий.

Минздрав России уполномочен разрабатывать и утверждать требования к работникам медицинской и фармацевтической деятельности, начиная от определения порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского и фармацевтического образования и заканчивая утверждением порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков.

Минздрав России осуществляет разработку и утверждение номенклатуры медицинских услуг и медицинских организаций, а также номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников, специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование, устанавливает общие требования к структуре и штатам медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения.

Среди основных полномочий Минздрава России в вопросе кадрового обеспечения можно также выделить полномочия по установлению:

За Минздравом России закреплено полномочие по разработке и утверждению примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования и фармацевтического образования, примерных программ ординатуры. Также Минздрав России обязан организовывать деятельность по дополнительному профессиональному образованию медицинских и фармацевтических работников.

Что касается сертификации и аккредитации медицинских и фармацевтических работников, то необходимо отметить, что правовое регулирование данных вопросов также находится в компетенции Минздрава России.

Указанные полномочия были реализованы путем разработки и утверждения нормативно-правовых актов, определяющих условия и порядок выдачи сертификата специалиста, свидетельства об аккредитации специалиста, их форму и технические требования к ним, форму акта, определяющего сроки и этапы перехода к процедуре аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов. Также Приказом Минздрава России 0т 02.06.2016 № 344н было утверждено Положение об аккредитации специалистов (Приказом Минздрава от 14.04.2020 г. № 327н в связи с распространением новой вирусной инфекции был установлен до 01 января 2020 года мораторий на получение свидетельств об аккредитации социалиста, в том числе лицами, прошедшими аккредитацию до 26.04.2020 года).

Следует отметит, что лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии справки об обучении или о периоде обучения. С этой целью Минздравом России был разработан Порядок, утвержденный Приказом Минздрава России от 27.06.2016 № 419н.

Несмотря на активную нормотворческую деятельность Минздрава России в целях решения вопросов по кадровому обеспечению сферы здравоохранения, вопрос обеспечения необходимого количества специалистов, осуществляющих медицинскую деятельность и достаточного уровня их профессиональной подготовки и переподготовки остается до конца нерешенным.

На сегодняшний день необходима реализация комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения медицинскими кадрами, совершенствование системы медицинского и фармацевтического образования, развитие системы непрерывного образования, внедрение новых образовательных технологий

Для удовлетворения потребностей граждан в медицинской помощи необходимо устранение дефицита кадров, региональных и структурных диспропорций, в том числе между медицинскими работниками со средним профессиональным (медицинским) образованием и врачами. В настоящее время перед Минздравом России поставлена задача перехода на практико-ориентированные образовательные технологии в условиях создания системы непрерывного профессионального образования, направленной на подготовку высококвалифицированных специалистов, мотивированных на постоянное совершенствование собственных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения и сохранения высокого качества профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов в здравоохранении, стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *