депутатский запрос что это такое
Статья 25. Депутатские запросы и обращения депутатов
1. Депутат (группа депутатов) имеет право обращаться с депутатским запросом к органам государственной власти, органам и должностным лицам местного самоуправления, руководителям структурных подразделений органов местного самоуправления, а также к руководителям расположенных на территории муниципального образования учреждений, организаций и предприятий независимо от организационно-правовой формы по вопросам, входящим в компетенцию представительного органа местного самоуправления, и по вопросам депутатской деятельности.
Запрос вносится на заседание городской Думы в письменной форме.
Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должен дать ответ на него в устной (на заседании городской Думы) или письменной форме в 15-дневный срок, если иное не установлено в запросе.
2. Обращение депутата (группы депутатов) по вопросам депутатской деятельности, не являющееся депутатским запросом, направляется депутатом (группой депутатов) в соответствующие органы государственной власти Краснодарского края, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, выборным или иным должностным лицам, которые обязаны дать ответ на обращение или представить копии запрашиваемых документов и сведений в течение 30 дней со дня регистрации его письменного обращения, за исключением сведений, составляющих государственную и (или) коммерческую тайну.
3. Обращения депутатов Думы, связанные с обращениями граждан, рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами безотлагательно, но не позднее 15 дней.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С какими вопросами обращаться к депутатам?
Я живу в Санкт-Петербурге, в Петроградском районе, в муниципальном округе Кронверкское. Знаю, что у нашего округа, района и города есть выбранные депутаты. У них определенная зона ответственности, часы и место приема.
Но с чем именно можно прийти к местному депутату? Например, не только у меня есть желание изменить одну из статей жилищного кодекса. Чем депутат действительно может помочь? Как лучше обратиться: массово с сотней подписей или даже один мой голос может что-то изменить? Как взаимодействуют граждане и депутаты?
К любому депутату можно прийти с конкретным вопросом или проблемой. Но важно, чтобы они были в пределах его полномочий. Так, в Санкт-Петербурге, где вы живете, два вида депутатов: депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга, или городские депутаты, и депутаты муниципальных округов. У каждых свои полномочия.
Расскажу, с какими вопросами можно обращаться к местным депутатам и как это сделать. Но сразу предупрежу. Чтобы внести изменения в федеральное законодательство, в том числе жилищный кодекс, лучше обращаться к депутатам Госдумы: у них есть право законодательной инициативы.
Какие бывают депутаты
В России вопросы местного самоуправления и полномочия местных депутатов регулируются законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он прямо действует на территории всей страны, кроме городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Поэтому с депутатами и местным самоуправлением в этих городах не все так просто.
Санкт-Петербург — это субъект РФ. У него свой законодательный орган — законодательное собрание Санкт-Петербурга, или ЗакС. Там работают городские депутаты.
При этом Санкт-Петербург разделен на 111 внутригородских муниципальных образований: 81 муниципальный округ, 9 городов, 21 поселок. В каждом образовании есть администрация и совет муниципальных депутатов.
Города федерального значения, в том числе Санкт-Петербург, сами определяют, какие полномочия передать на низовой уровень — в муниципальные образования. Для этого они принимают отдельные законы.
Похожим образом организовано местное самоуправление в Москве и Севастополе.
Как победить выгорание
Полномочия депутатов
Поскольку бывают депутаты разных уровней, то и полномочия у них разные.
Так, городские депутаты Санкт-Петербурга:
У депутатов муниципальных округов полномочия поскромнее — они называются вопросами местного значения. Муниципальные депутаты Санкт-Петербурга, например:
В отдельных муниципальных округах — например, в Репине, Шушарах и вашем округе, Кронверкское, — полномочия депутатов шире. Они участвуют в работе призывной комиссии, проводят местные праздники и досуговые мероприятия. А еще отвечают за благоустройство территории муниципального округа, следят за текущим ремонтом и дорогами.
Также у муниципальных депутатов в Санкт-Петербурге есть некоторые государственные полномочия, к примеру:
Муниципальные депутаты не сами вывозят мусор или выписывают штрафы. Они реализовывают свои полномочия через решения коллегиального органа — совета депутатов. Сотрудники муниципалитета готовят проекты решений и рассылают их депутатам, которые на заседании совета обсуждают проекты, вносят поправки и голосуют за или против. Когда решение вступает в силу, муниципалитет берет его в работу.
Если сравнить полномочия городских и муниципальных депутатов, видно, что городские решают вопросы в масштабах города, а муниципальные — местные проблемы, и то далеко не все.
А в Москве, например, у муниципальных депутатов полномочия еще уже, чем в Санкт-Петербурге. Хотя есть несколько необычных полномочий:
Как обратиться к депутату
Каждый гражданин вправе прийти на прием к депутату или написать обращение.
Личный прием граждан — это обязанность депутатов. У каждого депутата свои часы приема. График приема граждан муниципальными депутатами можно найти на сайте управы района.
Вид и форма обращения зависят от конкретной ситуации. Если вопрос личный, то хватит, например, приема. А если ситуация затрагивает интересы многих людей — например, речь об очередной точечной застройке, — то лучше собрать подписи нескольких сотен людей.
Коллективное обращение с подписями — это сигнал о социальной напряженности населения для депутатов и госслужащих. Такие обращения попадают в отдельный реестр и находятся на контроле.
В письменном обращении лучше быть конкретным, избегать эмоциональных и пространных рассуждений. В идеале сослаться на нормы права и законы. И четко написать, чего конкретно вы хотите. Лучше ограничиться 2—3 страницами : больше никто читать не будет.
По закону депутат должен рассмотреть обращение только в пределах своих полномочий. В остальных случаях надо переслать обращение в профильный комитет. Поэтому важно сразу обращаться по адресу, чтобы не получить формальный ответ и не ждать, когда просьба дойдет до правильного адресата.
С другой стороны, ничто не запрещает депутату заниматься вопросами, которые не входят в его полномочия. Как-то ко мне на прием пришла пенсионерка, у которой были проблемы с задолженностью по коммуналке: юристы районного ЖЭКа не хотели делать рассрочку и требовали полностью выплатить долг, иначе обещали взыскать деньги через суд. Это сфера гражданских правоотношений, и муниципальный депутат никак их не касается. Мне было несложно позвонить директору ЖЭКа, коротко описать ситуацию и попросить войти в положение. В итоге пенсионерка договорилась о рассрочке.
Что может сделать депутат
Депутат не сантехник и не начальник местного ЖЭКа, хотя бывает и так. Поэтому он не может пойти и решить проблему одним махом — многое зависит от самого депутата и того, насколько он готов помогать.
У муниципального депутата в Санкт-Петербурге есть несколько инструментов, при помощи которых он может помочь гражданам:
Что в итоге
Депутаты бывают разных уровней и занимаются решением разных проблем.
Обращаться к депутатам можно и нужно, но лучше направлять обращения по адресу, чтобы не столкнуться с «футболом» и формальным подходом к рассмотрению вопросов.
В то же время решение проблемы во многом зависит от желания депутата: он может выйти за пределы полномочий и помочь.
Депутатский запрос что это такое
Статья 14. Запрос сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы (депутатский запрос)
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Запрос сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.
4. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до дня заседания соответствующего органа.
5. Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.
Статья 16. Депутатский запрос
Статья 16. Депутатский запрос
Депутатский запрос может быть направлен только по вопросам, относящимся к компетенции Совета.
Депутатский запрос может направляться в случае, если он исходит из государственных, муниципальных и общественных интересов, отражает актуальные вопросы, связанные с жизнедеятельностью городского округа.
Не допускается направление депутатского запроса в личных интересах депутата.
2. Основанием для депутатского запроса являются письменные или устные обращения избирателя или группы избирателей, организаций городского округа независимо от организационно-правовой формы деятельности, личная инициатива депутата или группы депутатов по вопросам местного значения
3. При рассмотрении вопроса о признании письменного обращения депутата, группы депутатов депутатским запросом Советом могут быть приняты следующие решения:
1) о признании письменного обращения депутата, группы депутатов депутатским запросом;
2) о направлении письменного обращения депутата, группы депутатов на доработку с целью получения дополнительной информации по отраженным в письменном обращении вопросам. По результатам депутат, группа депутатов может внести в обращение изменения и дополнения;
3) об отказе в признании письменного обращения депутата, группы депутатов депутатским запросом.
4. Письменное обращение депутата, группы депутатов вручается председателю Совета до заседания Совета или непосредственно на заседании Совета. Обращение депутата, группы депутатов включается в повестку дня заседания Совета и оглашается председателем Совета на заседании Совета или доводится до сведения депутатов иным путем (текст раздается депутатам).
Письменное обращение депутата, группы депутатов, выносимое на Совет с целью признания его депутатским запросом, должно содержать следующие сведения:
1) Ф.И.О. должностного лица, которому адресовано письменное обращение;
2) обязательное обозначение «Депутатский запрос»;
3) содержательную часть с указанием вопросов и фактов, в связи с которыми направляется депутатский запрос;
4) предложения депутата, группы депутатов о мерах, необходимых для решения вопроса;
5) срок ответа на поставленный вопрос.
5. По внесенному письменному обращению депутата, группы депутатов большинством голосов от установленной численности депутатов (8 и более) принимается решение Совета (в случае признания письменного обращения депутата, группы депутатов депутатским запросом) или протокольное решение (в иных случаях).
6. Депутатский запрос составляется в произвольной форме, оформляется на бланке депутата.
Депутатский запрос, кроме сведений, указанных во втором абзаце части 4 настоящей статьи, должен содержать дополнительно:
1) номер и дату решения Совета о признании письменного обращения депутата, группы депутатов депутатским запросом;
2) подпись депутата, группы депутатов (всех входящих в нее депутатов) с расшифровкой фамилии и указанием номера избирательного округа.
7. Депутатский запрос направляется адресату сопроводительным письмом за подписью председателя Совета.
8. Должностное лицо, руководитель, к которому обращен депутатский запрос, обязан дать ответ по существу депутатского запроса в письменной форме, а также необходимую информацию и документы, не позднее чем через 15 дней со дня получения депутатского запроса, если иной срок не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
1) если для подготовки ответа на депутатский запрос необходимо провести проверку, изучение дополнительных материалов, ответ на депутатский запрос может быть дан не позднее 30 дней со дня поступления депутатского запроса. При этом должностное лицо, руководитель обязан проинформировать Совет о причинах увеличения срока;
2) в случае несоблюдения сроков подготовки ответа на депутатский запрос должностное лицо, в чей адрес направлен депутатский запрос, приглашается на заседание Совета для объяснения причин несоблюдения сроков для подготовки либо отказа в даче ответа;
3) в случае неполучения ответа на депутатский запрос Совет вправе обратиться к вышестоящему должностному лицу с жалобой на действия должностного лица, отказавшегося от рассмотрения депутатского запроса.
При несоблюдении порядка рассмотрения депутатского запроса Совет вправе обратится с жалобой на действия должностных лиц, в чей адрес был направлен депутатский запрос, в органы прокуратуры, суд в соответствии с действующим законодательством.
Информация ограниченного доступа предоставляется в порядке, установленном федеральными законами.
Письменный ответ на депутатский запрос направляется в адрес Совета.
9. Письменный ответ на депутатский запрос оглашается председателем Совета на заседании Совета.
10. Должностное лицо, руководитель, подписавший ответ на депутатский запрос, может быть приглашен на заседание Совета для устных пояснений по существу вопроса, поставленного в депутатском запросе, и ответов на вопросы депутатов. Решение Совета депутатов о приглашении указанных руководителей принимается большинством голосов от установленной численности депутатов (8 и более).
11. После получения ответа на депутатский запрос председатель Совета на заседании Совета выясняет, удовлетворен ли ответом автор (авторы) депутатского запроса.
Если депутат полностью удовлетворен поступившим ответом, то протокольно фиксируется, что ответ принимается к сведению.
В том случае, если автор запроса не удовлетворен ответом на депутатский запрос или у него возникло желание обменяться мнениями, то по ответу на его депутатский запрос открываются прения. Выступающие депутаты могут выразить согласие с ответом на депутатский запрос либо высказать неудовлетворенность ответом, свои возражения, внести предложения по устранению недостатков и т.д.
С учетом мнения депутатов, выступивших в ходе прений, по ответу принимается протокольное решение либо решение Совета. В решении отмечаются недостатки в работе соответствующих органов и должностных лиц, выявленные в связи с запросом, дается принципиальная оценка фактам, указания по устранению недостатков, определяются конкретные меры и устанавливаются сроки их исполнения, а также ответственные за исполнение лица.
Данное решение ставится на контроль в Совете.
Если срок исполнения решения Совета по ответу на депутатский запрос достаточно продолжителен, то депутаты периодически информируются о ходе его выполнения на заседаниях Совета, в том числе по инициативе депутата, вносившего запрос.
12. Решение Совета о признании обращения депутата, группы депутатов депутатским запросом и ответ на него могут быть опубликованы в местных средствах массовой информации большинством голосов от установленной численности депутатов (8 и более).
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 8. Парламентский запрос, депутатский запрос
Статья 8. Парламентский запрос, депутатский запрос
1. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе в порядке, определенном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации, направить парламентский запрос, а члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы депутатский запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.
2. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на заседании палаты Федерального Собрания Российской Федерации или по согласованию с палатой в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней со дня получения парламентского запроса или в иной срок, установленный палатой Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Палата Федерального Собрания Российской Федерации в случае, если ответ на парламентский запрос признан неудовлетворительным, вправе принять решение о повторном направлении парламентского запроса.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона