деревья так сумрачно странно безмолвны вид предложения
Конспект урока русского языка «Безличные предложения» в 8 классе
Урок русского языка в 8 классе
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Тема: Безличные предложения
1) знакомство с безличными предложениями, со способами выражения сказуемых в безличных предложениях;
2) формирование умений находить безличные предложения по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды, душевного состояния человека, отрицания чего-либо в разных стилях речи; преобразовывать двусоставные предложения в односоставные безличные.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, анализ, классификация.
Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах
самостоятельная работа (карточка № 2);
эталон выполнения карточки № 2;
образец выполнения карточки № 3.
— Здравствуйте, садитесь. Рада видеть вас у себя на уроке.
— Какую тему мы изучаем в течение последних уроков?
— Сегодня мы продолжим работу над ней. С чего начнем?
— Что нам известно об односоставных предложениях? (Определение, виды предложений, способы выражения главного члена).
— Я прошу воспроизвести на доске общую графическую схему видов односоставных предложений, а потом мы озвучим её и таким образом вспомним изученный материал.
К доске выходит 1 ученик, чертит схему изученных видов односоставных предложений.
— Я предлагаю, пока ученик работает у доски, сделать задание на повторение.
На доске записаны предложения:
Ломали ст…ри…ый каме…ый дом.
(Не) сп…ши языком – т…ропись делом.
Обыч(?)ное перо в деревя…ой (не)краше…ой руч(?)ке.
Живописцы окуните ваши кисти в суету дворов арба…ких и в з…рю.
Просто мне (не)зд…ровилось в это время.
— Объясните правописание орфограмм в словах.
Класс списывает с доски предложения, объясняет устно/письменно орфограммы и знаки препинания (работа фронтальная).
— Итак, у нас на доске готова схема видов односоставных предложений. Есть замечания к ней?
Если в схеме будут ошибки, они исправляются. В результате схема будет выглядеть так:
(назывн.)
2) числ.+ сущ. 1) 1, 2 л.из. накл. 1) 3 л. мн. ч.
2) 2 л. пов. накл. 2) мн. ч. пр. вр.
— Озвучьте схему. (Односоставные предложения – это предложения с одним главным членом – подлежащим или сказуемым.
Односоставные предложения с главным членом подлежащим – это назывные предложения, в них сообщается о существовании какого-либо предмета, явления в настоящем или выражается отношение к нему. Чаще всего подлежащим может быть сущ. в И.п. или словосочетание числ. + сущ.
Определенно-личные предложения – это предложения с главным членом сказуемым, которое называет действие, совершаемое определенным лицом. Выражается глаголом в форме 1,2 л. изъяв. накл. наст./буд. вр., и 2л. повелит. накл.
Неопределенно-личные предложения – это предложения с главным членом сказуемым, которое называет действие, совершаемое неопределенным лицом. Глагол может быть употреблен в форме 3л. мн.ч. изъяв. накл.; мн.ч. пр. вр. изъявит./усл. накл.).
— Какой еще вид односоставных предложений с главным членом сказуемым мы выделили на прошлом уроке? (Обобщенно-личные предложения – предложения с главным членом сказуемым, которое обозначает действие, в равной мере относящееся к любому лицу, группе лиц, т.е. мыслится обобщенно. Такие предложения представляют собой пословицы, поговорки, крылатые выражения. Глагол в таких предложениях употреблен в форме 2л. ед.ч. изъявит./повел. накл., 3л. мн.ч. изъявит. накл.).
— В записанных предложениях выделите грамматические основы и определите вид предложения (работа фронтальная).
В последнем предложении вид односоставного предложения определить не могут.
3. Выявление места и причины затруднения.
— Можем мы определить тип односоставного предложения? (Нет.)
— Почему? (Материал еще не изучали.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Каким способом мы будем с вами действовать, чтобы попытаться определить этот вид односоставного предложения? На что обратим внимание? Как действовали в предыдущих случаях? (Мы должны обратить внимание на глаголы предложения, попытаться определить возможного исполнителя.)
— Верно. Давайте попытаемся определить лицо, исполняющее это действие.
У учеников это не получается.
— А оно вообще возможно в этом предложении? (Нет.) Действие происходит само по себе, без лица, его исполняющего.
— Как могут называться такие предложения? (Безличные.)
— Тема урока? (Безличные предложения.)
— Какова цель сегодняшнего урока? (Научиться распознавать безличные предложения, отличать их от других видов односоставных предложений.)
— А как вы это будете делать? Что ещё необходимо узнать? (Способы выражения сказуемого.)
— На доске записаны предложения. Определите, чем выражено сказуемое в безличных предложениях.
В глазах у меня потемнело .
Морозило сильнее, чем вчера.
Односоставные предложения. Типы односоставных предложений
1. Лингвистическая разминка.
Присутствовать, доклад, тезисы, сожженный, реферат, межинститутский, будущее, снисхождение, резервы, ресурсы, расстилаться, радиофикация, блистательный, дирижер, исподволь, принцип.
Дополнительное задание: выделить морфемы с чередованием гласных или согласных.
(Присутствовать, снисхождение, расстилаться, блистательный, исподволь.)
2. Формирование новых понятий.
Слово учителя. Ребята, сегодня с вами повторим и обобщим наши знания и умения об односоставных предложениях. Как уже известно,подлежащее и сказуемое мы называем основой предложения, его главными членами. Возникает вопрос: Можем ли мы решить, какой из этих членов предложения главнее? Любое ли предложение содержит и подлежащее, и сказуемое? Как вы думаете, если один из главных членов отсутствует, не мешает ли это пониманию смысла предложения?
(Высказывания учащихся на поставленные вопросы)
А теперь послушайте отрывок из стихотворения Константина Бальмонта «Безглагольность»
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далеко-далеко
Во всем утомленье, глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,
Деревья тка сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
(Текс написан на слайде либо на доске.)
Задание: найти основы в предложениях и подчеркнуть.
Значит, предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена(подлежащего или сказуемого) называются односоставными.
На какие основные группы делятся односоставные предложения? На этот вопрос поможет ответить презентация, сделанная к этому уроку. (Презентация «Односоставные предложения. Типы односоставных предложений»).Приложение1.
3. Применение умений, навыков.
Определите тип простого предложения(а)односоставное, (б) двусоставное.
1. Погружай меня в сон, колокольчика звон.
2. Хуже медленной смерти прозябанье на свете.
3. Сделай сам и научи других.
4. Полей величие немое.
5. Лицом к лицу не увидать
6. Многое еще, наверно, хочет быть воспетым голосом моим.
7. Отыскать эту аллейку оказалось непросто.
8. Золотым лучом деревья облило.
9. Нас оставалось только трое их восемнадцати ребят.
10. Из полей тянуло гречишным ароматом.
Ответ: 1-а, 2-б,3-а, 4-а, 5- а, 6-б, 7-б, 8-а, 9-б, 10-а.
(Также можно проделать задания В4 из разных вариантов ЕГЭ)
Карточки для индивидуальной работы. Найти односоставные предложения и определить их типы.
Гляжу в озера синие,
В полях ромашки рву:
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.(И.Шаферан).
Всем необходимо изучать родной язык. Каждому из нас нужно стремиться к знаниям.
Синий туман. Снеговое раздолье.
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.(С Есенин)
4. Закрепление темы.
Назовите типы односоставных предложений в стихах А.А Фета.(Стихи написаны на слайдах или на доске, либо для каждого ученика отдельно на листках)
(Ответы:1) определенно-личное, назывные;2)двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.
Итог: Сегодня, ребята, мы еще раз повторили и обобщили наши знания об односоставных предложениях ;старались правильно определять типы односоставных предложений в устной и письменной речи. Данная тема очень обширная, важная, так как включена и в задания для ЕГЭ.
5. Домашнее задание(на листке всем учащимся раздается)
Грамматическое задание: отметить грамматические основы предложений, указать типы односоставных предложений.
Алмазы дождевые, сверкая, капают.
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,-
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Простое предложение
Урок 9. Практическая работа по темам Второстепенные члены предложения, Двусоставные и односоставные предложения
Цель: закреплять орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора, пунктуационного анализа простого предложения.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии имени прилагательного, подготовленных группой учащихся.)
III. Работа по теме урока
1. Объяснительный диктант
У народа коми в древности был промысловый календарь. Он представлял собой плоское кольцо с изображением расположенных по кругу девяти промысловых животных, соответствующих девяти месяцам древних коми. Такие кольца были только у влиятельных шаманов, умевших использоать его силу. Новый год начинался в день весеннего равноденствий. Первый месяц называли «месяцем медведя». Говорят, что к охотнику, носящему на груди подобный календарь, добыча сама идёт в руки.
1. Сделайте фонетический разбор слова.
2. Укажите морфологическую и синтаксическую роль слова коми.
В первом предложении
Во втором предложении
3. Укажите морфологическую принадлежность слова.
Только (третье предложение)
Его (третье предложение)
4. Сделайте морфемный разбор слова.
5. Выполните синтаксический и пунктуационный анализ предложения.
2) в первом предложении слово коми имеет значение прилагательного, является определением (приложением); во втором предложении слово коми —существительное, словосочетание древних коми является определением;
3) только — ограничительно-выделительная частица, его — притяжательное местоимение.
2. Практические задания
— Запишите стихотворение. Выделите грамматические основы предложений. Укажите вид односоставных предложений.
(1) Недвижный камыш. (2) Не трепещет осока.
(3) Глубокая тишь. (4) Безглагольность покоя.
(5) Луга убегают далёко-далёко.
(6) Во всём утомленье, глухое, немое.
(7) Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада, —
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Предложения 1, 3, 4 — назывные, распространённые; предложение 2 — двусоставное, нераспространённое; предложения 5, 6 — двусоставные; предложение 7 — сложное, с союзной и бессоюзной связью (первая основа — войди, определённо-личное предложение, вторая — деревья сумрачно-странно-безмолвны — двусоставное, третья — грустно, четвёртая — не радо — безличные предложения.
— Дайте характеристику предложений (ремарки к первому действию пьесы М. Горького «На дне»).
Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжёлые каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой.
Первое предложение — односоставное, назывное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом; второе предложение — двусоставное, осложнено обособленным определением, выраженным причастием, и несогласованным определением, выраженным словосочетанием.
— Сделайте синтаксический разбор предложения.
Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, безличное, распространённое, полное; сказуемое хочется грызть составное глагольное; мне, кисть — дополнения; доныне — обстоятельство; у слова кисть два определения: несогласованное рябины и согласованное горькую; жаркой — согласованное определение к слову рябины.
— Найдите в стихотворении М. И. Цветаевой словосочетание со связью «управление» и замените его синонимичным словосочетанием со связью «согласование». (Кисть рябины — рябиновая кисть.)
1. Упражнения учебника.
2. Повторить темы «Полные и неполные предложения».
3. Составить задания по морфологии имени числительного, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).
Константин Бальмонт. Безглагольность
Есть в русской природе усталая нежность,
безмолвная боль затаённой печали,
безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на склон косогора,-
над зябкой рекою дымится прохлада,
чернеет громада застывшего бора,
и сердцу так больно, и сердце не радо.
Как будто душа о желанном просила,
и сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
и плачет, и плачет, и плачет невольно.
Поэзия серебряного века.
Москва: Художественная литература,
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+