деспелоте в сальсе что такое
Сальса. Как не стать «глухим» танцором
Оригинал статьи опубликован на портале Могилёва masheka.by 19 февраля 2019 г.
Я довольно много и часто копаюсь в музыке на занятиях. Что порой вызывает негодование среди населения. И я людей прекрасно понимаю. Как тут останешься спокойным? Вроде, на танцы собирались, а тут какие-то клаве с кун-кунами, конги с бонгами ещё и хлопать заставляют. Все ладоши уже поотбивали!
ЗАЧЕМ НАМ ВСЁ ЭТО НУЖНО?
Давайте по порядку.
Как не прискорбно признавать, но «глухой» танцпол это бич социальных танцев. Степень глухоты разная, но большинство народу танцует «мимо кассы». Нет, я не беру сейчас уровень Йоаниса Тамайо, когда танцор собственным телом транслирует музыку. Можно мелодии угадывать только по его движениям. Я говорю о простых вещах — попадать в ритм и передавать характер музыки в своём танце. Да, характер ваших телодвижений должен соответствовать настроению музыки и её ритму. Иначе это уже не танец, а перемещение туловища в пространстве.
И, вроде, все кивают головой и соглашаются с этим, но результат, который мы видим на танцполах, очень удручает. Поэтому я постараюсь в крайне примитивной форме объяснить как не стать «глухим» танцором.
Представим, что вы уже освоили некую базу и можете всем этим богатством спокойно попадать в ритм. Если не можете, то сделайте так, чтобы могли, иначе всё остальное будет иметь очень мало смысла.
Итак, на что ориентироваться, когда вы слышите музыку?
ПЕРВОЕ — ТЕМП
Это понятно. Быстрый, медленный, очень быстрый, очень медленный. Хочешь не хочешь, а его нужно соблюдать. Это к вопросу «попадать в ритм» и «координировать своё туловище». Тут, конечно, нужно осознавать, что на начальном этапе вы не сможете танцевать под быстрые треки. И это нормально. Тренируйте слух, тренируйте координацию и со временем скорость будет нарастать.
ВТОРОЕ — ХАРАКТЕР
Характер музыки можно передать огромным количеством музыкальных терминов. Но мы в эти дебри не полезем, а будем ориентироваться на свои собственные ощущения. Что делать? Просто ловите настроение музыки, которую вы слышите. Слышите лирическую мелодию — двигайтесь спокойно, по принципу «медляк на дискотеке». Слышите «мясо» из целого замеса инструментов, когда вам ничего не остаётся, кроме как порвать на себе рубашку от накала страстей — месите деспелоте. В ход идут ваши попы, плечи, руки или что там еще может шевелиться. Вот чего не нужно делать, так это фигачить узлы в лирическом вступлении. Это вообще за гранью понимания.
Основная рекомендация — включайте свои ощущения. Каждое движение вы должны сопоставлять с музыкой. Понятное дело, что поначалу будет не просто т. к. все мы очень сильно концентрируемся на собственном теле. Но как только хореография будет усвоена, нужно искать куда её можно гармонично вставить, а не пытаться запихать везде, где она вспомнится. Крайняя степень глухоты — танцевать только заученными схемами, никак не сопоставляя движения с музыкой.
ТРЕТЬЕ — ЖАНР
Да, друзья мои, если вы пошли на сальсу, то вы попали! Тут «соус» ещё тот. Подписывались на сальсу, а получили какую-то тимбу, а в ней сон, румбу и ещё бог знает что. И самое страшное, что всё это нужно уметь распознавать в музыкальных треках. Вас, конечно, никто не побьёт, если вы проигнорируете вставку румбы, но, вообще, не плохо было бы её там станцевать.
К сожалению, волшебной таблетки, усиливающей способность распознавать музыкальный жанр, нет, поэтому остановлюсь на основных рекомендациях:
1. Слушайте больше музыки.
Казалось бы очевидная вещь, но многие ей пренебрегают. Ребята, если вам категорически не нравятся все эти сальсы с румбами и слушать их нет никакого желания, то стоит задуматься, а не пойти ли в другие танцы, потому как в сальсе музыкальная составляющая принципиально важна. И если у вас нет любви к этой музыке, то учиться под неё танцевать — очень плохая идея.
А если для вас танец это чисто двигательная активность, то выбирайте зумбу и не прогадаете. Музыка простая, весело и попа всегда накачена. Я сейчас без сарказма. Физуха тоже дело хорошее.
2. Изучайте сон и румбу.
Казалось бы, а при чём тут, вообще, румба с соном? А при том, что это основа кубинской сальсы. И с точки зрения хореографии и с точки зрения музыки. Убери румбу с соном — и от современных треков останется не много. Так что, если вы хотите понимать что вы слышите и как в это танцевать, придётся окунуться немного глубже базовых шагов и 1,2,3–5,6,7.
ЧЕТВЁРТОЕ — МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ «НАЧИНКА»
Кстати говоря. Если мы вернёмся к истории, то в самом начале была музыка. Со всеми своими «пум — пум — бац». И только потом появился танец, который создавали отталкиваясь от звукового ряда. Получается, что музыкальность лежит у самых истоков зарождения танца. Это потом его отрезали от музыки, разложили на схемы, пустили в массы, и теперь массы пытаются всё это дело запихать в любую форму, не понимая, куда оно лезет, а куда нет.
На этом пока всё. Хотя, в целом, это всего лишь верхушка айсберга и в музыке можно копаться бесконечно. Тут каждый сам для себя решит насколько сильно хочет углубляться. Но какими бы ни были ваши цели в танцах, вы должны понимать, что двигаться в музыку — это важно! Почему? Словами объяснить сложно. Чтобы понять, просто, возьмите видео танца, который нравится вам до мурашек, отключите звук и поставьте любой другой трек. Ну как, уже не так пробирает? Вообще, выглядит довольно странно. И это не смотря на то, что ритм может совпадать и уровень танцоров зашкаливает.
Конечно, музыкальность это еще не всё. В изучении сальсы есть очень много пластов. И все они по-своему важны. Нам нужно над телом работать, хореографию разучивать, ведение-ведомость совершенствовать и еще много-много всего полезного делать. Но, по опыту скажу, что людей, танцующих в музыку, очень мало, вот поэтому и хочется уделять этому вопросу так много внимания. Чтобы не наплодить «глухих» танцоров.
Автор снимков: Роман Курашевич
Деспелоте в сальсе что такое
Основное отличие ТИМБЫ от САЛЬСЫ
⠀
Несмотря на то, что на первый взгляд тимба очень похожа на сальсу (как минимум из-за того, что оба жанра имеют одинаковое происхождение – сон монтуно), у тимбы есть определенные черты, которые отличают ее от сальсы.
⠀
Тимба – это смешение музыкальных стилей и жанров: румба, гуарача, сон и мамбо; ноты джаза, поп, рока, рэпа, фанка.
По сути, тимба более гибкая и новаторская, чем сальса, и включает в себя более разнообразный диапазон стилей.
Границы того, что такое тимба, а что не есть, менее жесткие по сравнению с сальсой, поскольку инновации и импровизация являются ключевыми концепциями в музыке Тимба
⠀
Тимба – это всегда о том, чтобы «poner сorazon»!
В кубинских оркестрах (играя другие музыкальные стили), певцы используют выражение timba, чтобы пригласить остальных музыкантов поднять «температуру» песни и повысить энергию публики.
⠀
Тексты тимбы – более грубые и агрессивные, мало лирики, больше правды, больше «улицы», отражение времени.
⠀
Тимба – это более агрессивный тип музыки, сопровождающийся частой сменой «передач», брейками, паузами.
Передача – это термин, использующийся музыкантами, я для танцоров называю передачи музыкальными блоками.
⠀
Пожалуй, самое главное!
⠀
С тимбой связан радикально сексуальный и провокационный танцевальный стиль, известный как деспелоте (буквально означает хаос или безумие).
Деспелоте – это стиль танцевания, который состоит из:
— вращений тела и бедер в разных скоростях и направлениях;
— толчковых движений, точек, шейков;
— наклонов и сменой уровней;
Как у вас с деспелоте, девчонки? Любим, умеем, практикуем? Завтра придёте?
Despelote
Кто про что, а мы опять о сальса-непонятностях.
Дословно despelote переводится как «шум», «хаос», специально наводить такое в танцах как-то не хочется.
Про «деспелоте»как элементе танца во всех словарях написано нечто туманное. Например, так: «сольные куски в сальсе, «наиболее жаркие»».
Мы не будем стоять с градусником и замерять, что там более жаркое, а что – менее, Ну, разве что, музыка в некоторые моменты становится настолько интенсивной и «качовой», что по-прежнему вязать узлы в паре невозможно никак.
Главное слово тут — «сольные». То есть, когда: «Ой, мама, партнёр меня в соляк отпустил, что делать. » — это и есть деспелоте. Начинаем выкручиваться.
Совет первый. Слушайте музыку. Слышите в музыкальном ряду кусок румбы, реггетона или афро? Применяйте. Вот для чего их в школе учили. Вот такая связка из реггетона не случайно на занятии шла именно как деспелоте.
Второе. Руки расцеплены, корпус партнёра и партнёрши находятся на большем расстоянии, чем обычно. Но всё-таки постарайтесь взаимодействовать друг с другом.
Третье. В погоне за красотой не убейте друг друга и окружающих. Всё-таки люди вокруг, и тут Вы с афро.
Четвёртое. А партнёру что делать? Ну, например, вот это:
Деспелоте в сальсе что такое
На первом занятии по сальсе многие чувствуют себя растерянно. Команды преподавателя сравни секретному языку, понятному только посвященным: «Начинаем с гуапеа, потом делаем басилалу, переходим в дилекено и заканчиваем даме». Что такое «басилала»? «Телекино»? В смысле «кино»? А дама здесь причем? Разобраться в непривычных для русского слуха словах нам помогла Ирина Харсеева, лингвист и сооснователь Центра испанского языка и культуры ESP Club Moscú.
Чтобы танцевать этот стиль, знать испанский необязательно, а вот понимать смысл выполняемых движений крайне рекомендуется. Ирина Харсеева перевела названия 10 фигур, которые осваивают на занятиях в первые месяцы обучения, а продемонстрировали их преподаватели по сальсе и бачате в школе танцев Bailando (танцевальный проект ESP Club Moscú) Йопи Кинтеро и Кристина Больбат.
#1 Guapea
Полное название — Guapería, но в танце используется сокращенная форма — guapea. Слово происходит от прилагательного guapo(a) — красивый(ая), а испанский суффикс «-ería» указывает на действие, которое характерно для данного человека. То есть guapería — это поступок красивого человека. На Кубе у этого слова есть и дополнительное значение — «бахвальство, хвастовство». Само движение представляет собой основной шаг в открытой позиции. Мысленно представьте, что между партнером и партнершей стоит зеркало, и каждый смотрит на свое отражение. При этом партнерши выполняют базовый шаг, а партнеры — зеркально: на счет 1 — левая нога назад, на 5 — правая нога — вперед. Данная позиция — отличная возможность для партнеров продемонстрировать свои лучшие качества, похвастаться своим умением танцевать.
#2 Exhibela
Exhibir в переводе с испанского означает «показывать, выставлять напоказ». Выполняя данную фигуру, партнеры демонстрируют своих партнерш в наилучшем свете, давая понять другим танцорам, чего лишились они. Фигура выполняется из закрытой позиции. На 1,2,3 делаются базовые шаги. На 5,6,7 партнеры продолжают делать базовый шаг, а партнерши идут вперед с разворотом по часовой стрелке.
#3 Dile que no / Dile que si
Dile que no с испанского переводится как «скажи ему/ей нет» (повелительная форма от глагола decir — говорить), в свою очередь, Dile que sí — «скажи ему/ей да». В первом случае партнеры из закрытой (близкой) позиции переходят в открытую и становятся друг к другу на расстоянии вытянутой руки — нынешней партнерше говорим «нет» и ждем команду, чтобы перейти к следующей. На счет раз партнеры делают шаг в сторону центра руэды, а на 3 становятся лицом к центру руэды. Партнерши на 1,2,3 делают обычный основной шаг и не разворачиваются. На 5 партнер идет назад, освобождая партнерше проход. На 6,7 партнер провожает партнершу мимо себя справа налево. После выполнения фигуры все танцоры стоят лицом в центр руэды.
Во втором случае все наоборот. Находясь порознь, танцоры сближаются и встают в закрытую позицию — именно эту партнершу выбирает партнер и говорит ей «да». На 1,2,3 партнеры и партнерши подходят друг к другу, и партнер правой рукой обхватывает партнершу. На 5,6,7 пара делает пол-оборота и становится в исходную позицию.
#4 Enchufla
Глагол Enchufar связан с электричеством — «зажечь, вставить» (вилку в гнездо или розетку). Но есть также и второе значение — «соединять, пристроить» и даже «пристроить кого-либо по блату». Партнер, переходя к новой партнерше не бросает ее, как в случае с Dile que no, а провожает и как бы «пристраивает» девушку к другому партнеру. Мужчина сначала отводит левой рукой правую руку партнерши, как бы делая маленький замах, и затем переносит эту руку над ее головой (как в обычных поворотах сальсы) и становится за ее спиной. На 5,6,7 партнер встает перед партнершей (со стороны центра круга), вытягивает правую руку наверх, как бы готовясь уже взять за руку следующую партнершу, в то же время провожая нынешнюю. На счет раз партнер переходит к следующей партнерше.
#5 Dame (una), Dame dos, Dame tres
Dame (una), Dame dos, Dame tres — «дай мне одну», «дай мне две», «дай мне три» (повелительная форма от глагола dar — «давать»). Движение подразумевает смену партнерши. Dame una — партнер разворачивается к следующей партнерше и поворачивает ее в исходную позицию (внутри круга). Dame dos — партнер идет к следующей партнерше через одну, Dame tres — через две.
#6 Vacilala
На Кубе это слово означает «кайфовать, наслаждаться». Выполняя данную фигуру, партнер (на счет 1,2,3) раскручивает девушку левой рукой от себя так, что она делает полный оборот через свое правое плечо. У мужчины в этот момент есть прекрасная возможность посмотреть на девушку и насладиться ее прелестями.
#7 Sacala
Sacala в переводе с испанского означает «выводить, выпячивать», что и соответствует сути самого движения. Из закрытой позиции партнеры начинают «водить» партнерш внутрь круга и обратно, разворачивая их (на 5,6,7 на правый поворот).
#8 Setenta
При выборе названия для этого элемента в первую очередь опирались на визуальное сходство. В переводе с испанского setenta — «семьдесят». При выполнении этой фигуры партнер левой рукой, держа правую руку партнерши, делает замах вправо и поворачивает партнершу по часовой стрелке. В результате левая рука партнера (у партнерши правая) — вверху, а правая рука партнера (левая у партнерши) — внизу, за спиной у девушки. Эта позиция напоминает цифру 7. На 5,6,7 пара крутится вокруг оси между партнерами, по часовой стрелке. На 1,2,3 партнер поднимает левую руку вверх и тем самым образуется нолик между партнерами. Вот вам и 70.
#9 Sombrero
Сомбреро — знаменитая широкополая шляпа. В этом элементе руки партнеров скрещиваются: правая рука партнера держит правую руку партнерши, и, соответственно, левая — левую. Партнер, держа правую руку партнерши, делает замах вправо. Затем заводит правую руку за голову партнерши, а левую за свою голову, как бы надевая шляпы себе и девушке.
#10 Mariposa
Mariposa в переводе с испанского — «бабочка». Фигура начинается с Setenta, а потом партнер заводит партнершу за спину. На 1,2,3 партнерша выглядывает из-под правой руки партнера, потом — из-под левой. Чем вам не бабочка?
Танцевать — всегда удовольствие, а когда понимаешь смысл песни и названия элементов процесс обучения становится намного интереснее. Если вы уже влюблены в сальсу — начните учить испанский. А студентам-лингвистам мы советуем уделить время танцам: так вы не только отдохнете от монотонных переводов текстов, но и обеспечите себе очень приятную языковую практику.
Виды сальсы и видеоурок для начинающих
Обучение этому увлекательному танцу — процесс, приступать к которому с уверенностью в успехе можно всем, в том числе, новичкам, не танцевавшим никогда прежде. Основы — на редкость просты (вы затанцуете уже после пары уроков). Однако, прелесть сальсы, как хобби, в том, что вы никогда не «упрётесь в потолок». Совершенствовать в ней можно и технику, и музыкальность, и взаимодействие в паре. А еще осваивать подстили этого танца и пробовать новые движения, которые не перестают появляться. В общем — вам есть куда расти и стремиться.
танец сальса называют «социальным». Это означает, что зародился он не в гостиных аристократии, а на площадях и городских задворках, иначе говоря — движения его «народные», не требующие постижения секретов «высокой» хореографии.
Одновременно сальса (salsa) — изящный танец, чемпион уличной изысканности, сочетание бьющих через край эмоций и трепетности.
Сальса — это поэзия тела
Благодаря многообразию стилей, даже у хореографов нет единого мнения — чей танец сальса. Её всегда танцуют на 4 счёта. «Лондонская» сальса отличается от «нью-йоркской» — лондонцы, как и танцовщики Лос-Анджелеса, начинают выход на ударный счет «один», Нью-Йорка, Пуэрто-Рико, Кубы — на счет «два», в Колумбии, Венесуэле танцуют и на «раз», и на «два», причем меняют ритм, сообразно вводу новых танцевальных па, в рамках одного танца.
Сальса — это один из немногих танцев, допускающих синкопирование, иными словами, доисполнение прерванного ритма на пике сложности движения до следующего ударного счета.
Выбираем любимый стиль сальсы
Сказанное выше о технике сальсы можно видеть в видео-уроки для начинающих. Но руководства по технике, которые можно найти на разных ресурсах, очевидно отличаются друг от друга. Дело не в недобросовестности авторов контента, а в разнообразии танца, в который каждый народ, приняв его в свою культуру, вложил частичку собственной души и традиции.
Учиться танцевать сальсу можно:
Кубинская сальса
Кубинская сальса — это танец, как мы уже отметили, относящийся к стилистике круговой сальсы. Начинать ее можно и на первый, и на второй счет, партнеры практически все время движутся по кругу, лишь иногда исполняя линейные движения, частично позаимствованные из румбы.
Доминиканская сальса
Доминиканская сальса, занятия которой особенно популярны в Европе, — это выход на любой счет, смена счета базового шага в рамках танца, круговое ведение партнерши партнером, который не обязан жестко следовать правилам, а может свободно импровизировать.
Колумбийская сальса
Колумбийская сальса (обучение сальсе в этой технике тоже очень популярно) — выход на счет 1 или 2, смена счета (обусловленная тем, что колумбийская техника включает уникальные па). Главное отличие (и достоинство, с точки зрения ряда танцоров, колумбийской сальсы, — смелое сочетание линейных и круговых движений), а также наличие футворков (footwork) —элементов, по сложности иногда граничащих с акробатикой.
Линейная сальса Лос-Анджелеса
Линейная сальса Лос-Анджелеса — стартует на сильный счет «один» с доминирующим линейным проводом партнерши. Динамика в этой технике особенно важна, причем женские и мужские движения различаются иногда даже ритмикой.
Линейная сальса Нью-Йорка
Вдохновением сальсы Нью-Йорка стали движения кубинского сона, еще одного аутентичного танца. Профессионалы называют ее «одой партнерше» — именно дама начинает движение шагом вперед на ударный счет «один», а затем весь танец проходит мимо партнера, за которым остается гораздо меньшее количество выразительных динамичных движений.
Линейная сальса Пуэрто-Рико
Здесь особенность танца — на счет «два» дама делает шаг назад, в итоге ряд классических па сальсы исполняются весьма необычно.
Сальса Руэда де Касино
Это групповая техника, требующая минимум двух пар. Возможно и большее число пар, участники следуют движениям лидера танцевальной группы, который задает ритм смене партнерш.
Танец сальса, видео-уроки по технике которого в изобилии представлены в сети, — как в виде базовых уроков, так и отчетов с фестивалей сальсы, — это увлекательно, феерично и, несмотря на народное происхождение танца, современно и в стиле большого города.
В чем танцевать сальсу
Потребуется ли для занятий танцем сальса специальный гардероб, зависит от вашего понимания, — что такое сальса именно для вас. Смело надевайте в танцевальный зал эротичные вещи из натуральных тканей. Блузки, топы не должны сковывать движения торса. Юбка, брюки или лосины — на ваше усмотрение. обувь — удобная или для латины (есть в любом танцевальном магазине).
И напоследок — о здоровье. Американский Центр по контролю и профилактике заболеваний не так давно установил, что по степени благотворного воздействия на организм легкомысленная зажигательная salsa занимает 3-е место: после хип-хопа и джаза.