дети осваивают такие способы лепки посуды как
Занятие по лепке «Волшебная кружка»
Тема: «Волшебная кружка»
Программное содержание: лепим посуду ленточным способом, соединяя лентообразную форму с диском (дном); закрепить умение прочно соединять части изделия, заглаживая места скрепления (соединения); развивать творчество, художественный вкус.
Материалы к занятию:
Глина, стеки, дощечки на каждого ребенка.
Иллюстрации, образцы посуды разного предназначения, магнитофонная запись спокойной музыки.
-рассматривание иллюстраций по теме;
-анализ детских работ.
Лепка посуды ленточным способом на занятиях и в самостоятельной деятельности; рассматривание посуды разной формы, беседа о видах посуды.
Ход занятия.
Давайте рассмотрим некоторые изделия поближе. Вот перед вами разные виды посуды. Как она называется? (Кружка, сахарница, горшочек, кувшинчик)
И сегодня мы будем лепить посуду ленточным способом, а точнее кружку.
Но сначала давайте рассмотрим ее внимательно и вспомним приемы лепки. (Показываю кружку).
Внутри кружка пустая, полая. Ребята, а какой формы кружка? (Цилиндр).
Назовите еще части кружки?
А как лепить донышко?
Да, сначала нужно сделать шарик (круговыми движениями рук) Затем его сплюснуть, и получится дно (диск). Затем возьмем цилиндр и расплющим его. Получится широкая лента. Свернем ее и приставим к круглому дну, чтобы проверить подходит ли она под окружность дна. Если лента длиннее, нужно стекой обрезать лишнее, если короче мы ее удленним.
Места соединения кольца, а также стенки и донышка необходимо загладить, чтобы они были незаметными.
А как лепить ручку для кружки? (ответы детей)
Да, сначала нужно раскатать глину, чтобы получилась палочка, затем примазать к кружке верхний конец, согнуть ее и примазать нижний конец, заглаживая пальчиками места соединения.
Чтобы наша кружка была красивой нужно ее украсить. Можно стекой нанести полоски в верху и внизу кружки, а посередине украсить налепами.
Но прежде чем приступить к работе проведем
(Дети встают около столов)
Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Осень)
Вот как раз в это время года люди солили на зиму капусту и хранили ее в глиняной посуде, в которой она всегда была хрустящей и не закисала. А сейчас представьте себе, что у нас на столе стоит такая посуда и мы будем солить с вами капусту.
«Мы капусту рубим-рубим (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту трем-трем («трут» капусту)
Мы капусту солим-солим («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем (сгибание и разгибание кистей рук)»
(Дети садятся за столы)
Итак, приступаем к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
Когда глина немного просохнет, мы можем расписать наше изделие.
После окончания работы предлагаю детям рассмотреть изделия, отметить наиболее удачные.
Обязательно подводится итог, сегодня на занятие вы все старались и поэтому ваши работы получились такими красивыми. Молодцы, ребята.
Фотоотчет о проделанной работе моего кружка «Волшебная бумага» Работы представлены моих детей младшей группы. Тема занятия была оформление варежки «Божья коровка». Были заранее заготовленные детали:.
«Дымковская барышня». Фотоотчёт кружка по лепке из пластилина «Пластилиновая фантазия» Фотоотчёт кружка по лепке из пластилина «Пластилиновая фантазия» Тема «Дымковская барышня» В нашей группе я веду кружок лепки «Пластилиновая.
Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему «Волшебная птица» Задачи: Обучающая: учить детей лепить птицу, используя знакомые приемы лепки: примазывание, скатывание, отщипывание, расплющивание. Развивающая:.
Перспективный план кружка «Волшебная бумага» на 2017–2018 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Колокольчик» общеразвивающего вида Щёлковского муниципального.
Презентация кружка по математике «Волшебная страна чисел и фигур» для старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию презентацию кружка по математике на общесадиковом родительском собрании. 1 слайд. Добрый вечер,.
Программа дополнительного образования кружка «Волшебная бусинка» Рассчитан на возраст: для детей старшего возраста (5-6 лет) Срок реализации: 2 года Пояснительная записка. Уровень развития мелкой Моторики.
Программа кружка по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Волшебная страна оригами» Программа кружка по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Волшебная страна оригами» Пояснительная записка «Истоки творческих.
Программа кружка по изобразительной деятельности для средней группы «Волшебная бумага» Пояснительная записка Актуальность программы заключается в приобщении детей к творчеству, развитии их способностей. Аппликация в развитии.
Конспект организованно-образовательной деятельности по художественному творчеству «Лепка декоративной посуды»
Конспект организованно – образовательной деятельности по художественному творчеству
Тема: «Лепка декоративной посуды»
Цель: Совершенствовать умение лепить декоративную посуду способом лепки из жгутиков. передавая особенности формы
1 Образовательные: Продолжать учить лепить жгуты, раскатывая комочек пластилина на доске прямыми ладонями; соединять конец и начало жгута плотно прижимая друг к другу, сглаживать неровности.
— Творчески подходить к выполнению работы, украшать готовое изделие при помощи стеки, налепами и дополнительными материалами (бисером, бусинками).
— Развивать у детей эстетические чувства, воображение, фантазию, аккуратность, последовательность выполнения действий, память, мелкую моторику рук, желание красиво украсить свою декоративную посуду
— Воспитывать интерес к предметам декоративно-прикладного искусства, любовь и уважение к маме, желание доставлять радость близкому, родному человеку.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»— Развитие коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, подражательности, творческого воображения, активности, самостоятельности.
«Коррекционные» – активизировать словарь по теме «посуда», упражнять в употреблении относительных прилагательных.
Лепка посуды разными способами и в самостоятельной деятельности, рассматривание декоративной посуды для анализа ее форм и украшений, беседы о видах посуды, изготовление заготовки (дно для вазы).
Колокольчик, мольберт, фото-материал с изображением декоративной посуды, образцы декоративной посуды разного предназначения, схема лепки вазы из жгутиков, магнитофонная запись спокойной музыки, пластилин, стеки, губки, доски для лепки на каждого ребенка, салфетки, бисер для украшения
Колокольчик, мой дружок
Собери нас всех в кружок
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу улыбнёмся
I. Мотивация и постановка цели.
Под музыкальное сопровождение воспитатель загадывает загадку.
Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора? «
Кашу кто успел сварить?
Чаю в пиалу налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
Ответы детей: Мамочка!
Какой праздник приближается?
Воспитатель: Молодцы. В последнее воскресенье ноября, в нашей стране в России отмечают День матери. У каждого из нас есть своя мама, мамочка. Когда ты только появился на свет и еще не умел говорить, мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, где у тебя болит. Мамин голос не спутаешь ни с одним другим голосом. Он такой знакомый, такой родной. Мама – дарительница тепла, любви и красоты.
Воспитатель: Скажите пожалуйста, какие ласковые слова ваши мамы вам говорят, как ласково вас мама называет.
Дети: сынок, сыночек, доченька, солнышко, зайчик, лучик и т. д.
Воспитатель: А как вы называете вашу маму ласково?
Воспитатель: Молодцы дети, вы очень любите своих мам. Мы только что, говорили, скоро будет праздник мам, а как вы можете поздравить своих мам?
Дети: Мамам можно подарить подарок, сделанный своими руками
Воспитатель: Можно ли мамам подарить посуду в качестве подарка?
Воспитатель: Какая бывает посуда? (чайная, столовая, кухонная)
Дети: чайная, столовая, кухонная.
Воспитатель А еще бывает декоративная.
Как вы понимаете слово «декоративная»?
Ответы детей: красивая посуда, выполнена вручную, удивительная, отличается о обыкновенной посуды
Давайте рассмотрим некоторые изделия декоративной посуды поближе в нашем мини-музее посуды (подходят к столу с предметами посуды)
Вот перед вами разные виды посуды: вазы, кувшины, конфетницы, чаши. Нравятся они вам? Чем именно?
Ответы детей: узором, формой, сочетание красок.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, каким способом вылепили эту вазу? А эту сахарницу?
Ответы детей: сплющивание, вытягивание, раскатывание, налепами.
Воспитатель добавляет способы лепки:
вдавливание, ленточный способ, лепка из жгутиков.
Посмотрите в музее надо выполнить задание в конверте.
Д/и «Из чего сделана посуда?».
— Из чего сделана посуда? (из фарфора, хрусталя, стекла, металла, пластмассы).
Ложка из дерева – деревянная ложка
Чашка из фарфора – фарфоровая чашка
Ваза из хрусталя – хрустальная ваза
Ложка из металла – металлическая ложка
Миска из глины – глиняная миска
Графин из стекла – стеклянный графин
Чайник из керамики – керамический чайник
Давайте тоже сейчас превратимся в посуду (дети под музыку выполняют движения)
Физминутка «Посуда»
— Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник.
Дети надули живот, одну руку поставили на пояс, другую изогнули.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные бедняжки.
Присели, одну руку поставили на пояс.
Вот серебряные ложки
Голова на тонкой ножке
Потянулись, сомкнули руки над головой, однуногу согнули в колене.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принёс
Вытянули руки вперед.
Хлопни, топни, покружись и в детей опять вернись.
Воспитатель: Мы сегодня попробуем поработать начинающими мастерами декоративной посуды. И вылепим декоративную вазу из пластилина способом лепки из жгутиков. Но при работе с пластилином нужно соблюдать правила техники безопасности
Правила техники безопасности при работе с пластилином:
-Работать на клеенке или дощечке.
— При длительной работе пальцы рук, смачивают в воде.
— После работы руки вытереть сухой тряпкой или вымыть с мылом.
Показ, с объяснением (пошаговая инструкция)
1. Начнем лепку с основы (дна вазы)-на столах уже готовые (вспоминают ка лепили: Скатывали пластилин круговыми движениями между ладонями в форму шара. Шар сплющивали и получали дно вазы.
2 Делим кусок пластилина на несколько частей стекой. раскатываем на дощечке жгут в форме цилиндра, соединяем концы и сглаживаем неровности
4 на дно вазы накладываем жгутики друг на друга вверх, формируем форму вазы
— Чтобы наши работы получились удачными, выполним гимнастику
Раз, два, три, четыре, Удары кулачками друг о друга.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, начиная с большого
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили, Загибают пальчики, начиная с большого.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. Удары кулачками др. о друга.
Воспитатель: Попробуем вылепить вазу своими руками. Сначала подумайте, какой она будет формы, величины. После лепки сделайте декоративныеукрашения на поверхности своей вазы: узоры из бусинок, бисера или пластилина.
Дети выбирают пластилин и приступают к работе.
Готовые работы выставляются на стенд.
Воспитатель: Дети вам понравилось делать подарки для мам? Давайте покажем друг другу свои работы, посмотрим какие они замечательные. Посмотрите внимательно на ваши работы.
Удалось ли вам создать красивые декоративные вазы?
(Воспитатель выборочно спрашивает детей о своем выборе смайла цветочка
Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Лепка сыра из пластилина» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Лепка с использованием «физкультминутки и пальчиковой гимнастики».В возрасте.
Фотоотчет о работе по художественному творчеству. Лепка «Лисичка-сестричка» с детьми старшей группы Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным.
Фотоотчёт продуктивной деятельности детей по художественному творчеству «Мы рисуем!» «Каждый смело нарисует Всё,что его интересует Всё вызывает интерес: Далёкий космос,ближний лес Цветы,машины,сказки,пляски. Всё нарисуем.
Кактус в цвету: лепка рельефная из пластилина. Конспект образовательной деятельности для группы раннего возраста Задачи: Учить детей создавать рельефные изображения из пластилина. Вызвать интерес к составлению «цветочков» из отдельных элементов. Продолжать.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка – конь». Цель: слепить из пластилина,.
Конспект НОД по художественному творчеству «Мимоза для мамы» Конспект НОД по художественному творчеству на тему: «Мимоза для мамы» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество»,.
Конспект НОД в подготовительной группе по художественному творчеству с использованием ИКТ Конспект НОД с использованием ИКТ по художественному творчеству (коллективной аппликации с элементами тестопластики) с детьми подготовительной.
Конспект образовательной деятельности. Лепка из бумажного теста «Пасхальное яичко» Конспект образовательной деятельности педагога и детей «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из бумажного теста «Пасхальное яичко»Возрастная.
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка) «Теремок для зверей» Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: «Теремок для зверей» для детей старшего дошкольного.
Конспект занятия по художественному творчеству (лепка) «Золотая рыбка» для детей подготовительной группы Цель: создать картину из пластилина. Задачи: Развивать творческие способности детей, развивать чувство формы и композиции; развивать мелкую.
Художественно-эстетическое развитие. Методика работы с глиной в ДОУ
Любовь Викторовна Солошенко
Художественно-эстетическое развитие. Методика работы с глиной в ДОУ
Художественно-эстетическое
развитие.
Методика работы с глиной в ДОУ.
МКДОУ «Волчихинский детский сад №2»
Воспитатель Солошенко Л. В.
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Иными словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок В. А. Сухомлинский
• прекрасно координирует движение рук;
• способствует развитию речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев;
• формирует образное мышление и воображение;
• учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета.
Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Это как раз тот материал, с которым дети могут легко справиться. Она лучше пластилина, потому что гораздо мягче, из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение.
Материалы для проведения лепки из глины
Для работы с глиной нужны дощечки из фанеры, размером 20X20 или 25X25 см. В старшем дошкольном возрасте для детей нужен для лепки стек. Стек можно сделать из ручки от старой кисточки, заострив ее конец и сделав с другой стороны плоское закругление. Стек имеет длину 10—12 см. Тонкая острая сторона его служит для прорисовки деталей, для насечек, украшающих посуду, одежду. Широкая плоская сторона его служит для примазывания мелких частей, для выемки глины, при создании большого углубления, особенно при лепке посуды.
В старших группах на каждый стол ставится блюдечко, в него кладутся 2— 3 мягкие байковые тряпочки, хорошо пропитанные водой (не отжатые). Чтобы части предмета крепче держались и не отпадали по высыхании, нужно каждую часть слегка приложить концом к мокрой тряпочке, а затем прижать к изделию и примазать концом стека.
Так же при отделке работы: заглаживании поверхности, присоединении мелких деталей, замазывании трещины при сгибе, ребенок смачивает об тряпочку палец или один из концов стека и производит необходимое действие. Хорошо, иметь на подносе 2—3 большие тряпки, влажные, но не мокрые. Педагог рекомендует каждому ребенку сразу после окончания работы тщательно обтереть руки влажной тряпкой, а когда окончат работу все дети, воспитатель идет с ними в умывальную, где все вместе моют руки под краном, уже без опасения перепачкать как одежду, так и полотенца.
Глина может быть приобретена в магазине, она полностью готова для работы. Если изделие из глины не окрашено, его можно измельчить, залить водой и использовать для других поделок. Хранить неиспользованную глину можно в целлофановых пакетах, изредка смачивая водой.
Воспитателю необходимо иметь подставочку для демонстрации детям натуры, модели, с тем чтобы все дети одинаково хорошо видели ее во время работы.
Приемы работы с глиной
Прищипывание (ушки, клюв)
Вытягивание (края у посуды)
– предмет создается из отдельных частей; Обычно работу начинают с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке какого-либо животного сначала лепят туловище, затем голову, сравнивают части по величине и соединяют, далее приступают к лепке конечностей. Мелкие детали лепят в последнюю очередь.
объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, включает в себя оба вышеприведенных способа. Из целого куска лепят те части, которые составляют основную массу предмета. Например, туловище и толстые ноги медведя; голову, туловище и хвост лисы. Голову медведя и ноги лисы удобнее вылепить отдельно.
Способы украшения предметов:
Изделие можно украсить углубленным рельефом с помощью печаток и стеки, составляя узор из двух элементов по краю формы, а так же прорисовывая стекой какой либо узор в центре;
Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки ребенка, учит его работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.
Лепка во второй младшей группе
Дети в течение первого и второго годов пребывания в детском саду усваивают ряд навыков, помогающих им при изображения предметов. Для этого воспитатель показывает им простейшие приемы лепки. Это кругообразные движения ладоней для получения округлых предметов (яблоки, мячи, шарики, сплющивание между ладонями (лепешки, котлеты, блины, оладьи, продольные движения ладоней для получения удлиненных форм (колбаса, сардельки, сосиски, отщипывание пальцами кусочков от цилиндрической формы и скатывание мелких шариков (вишни, сливы, яички, драже).
В течение года дети средней группы лепят разнообразные предметы, делая углубление в глине (стакан, горшочек для цветов, вылепливая пальцами мелкие детали для оформления или украшения предмета.
Угощения для кукол становятся разнообразнее, приемы лепки посуды сложнее. Дети делают посуду, приподнимая и обравнивая края сплюснутой формы (миска, блюдце, корзинка); изменяют при прокатывании нажим ладони на одну из сторон (морковка); сжимают пальцами глину, детализируя предмет (печенье «звездочки»); прищипывают концы или края (пельмени, батоны). Прищипывание является переходным навыком, от него ребенку легко перейти к оттягиванию.
В старшей группе дети лучше, отчетливее лепят форму предметов, научились видоизменять эти формы — вытягивать, сдавливать, вдавливать, закруглять.
Новый шаг в работе является требование прочного скрепления частей, замазывания глиной места соединения. В начале года дети старшей группы повторяют часть работ, проделанных в предыдущей группе, упражняются в полученных навыках. Они снова лепят овощи и фрукты, но воспитатель предъявляет большие требования к тщательности детской работы, предлагает добиваться большего сходства с предметом.
Некоторые более трудные по форме игрушки воспитатель предлагает лепить в указываемой им последовательности, показывает ход работы, дает исходную форму.
Чтобы научить ребенка лепить, воспитатель должен сам тренироваться в лепке, осваивать все технические приемы работы с глиной. Самостоятельная неоднократная лепка воспитателем предмета позволяет ему продумать всю методику обучения, избежать серьезных затруднений в работе, заранее предусмотреть, какая помощь может понадобиться детям, и быть в состоянии помочь каждому.