детский автоматизм что такое
Детский автоматизм что такое
В некоторых случаях при малом припадке отмечаются автоматизмы, наблюдающиеся при височной эпилепсии: движения губ, акт жевания и т.д. Однако электроэнцефалографическое исследование не обнаруживает височный очаг, а выявляет типичные двусторонние, синхронные, симметрические разряды пиков со следовой волной частотой в 3 кол/сек.
Подобные случаи подымают вопрос о соотношении малого припадка с психомоторными или психосензорными приступами височного происхождения. Пайя, Гасто и Тамале (Paillas, Gastout, Tamalet) описали ложные височные абсансы, при которых во время внезапной и кратковременной потери сознания,с приостановкой речи или с произношением неразборчивых звуков, появлялись различные моторные автоматизмы, сопровождавшиеся странными ощущениями (тревожное настроение, так называемое явление никогда не виданного — jamais-vu и т.д.).
Хилл (Hill) и Джаспер, Пертюисэ и Фланижен (Pertuiset, Flanigin) показали, что указанные автоматизмы височного происхождения провоцируются подкорковыми областями.
При малых припадках с пиком и следовой волной частотсй в 3 кол/сек наблюдается также автоматизм, который следует отличать от инсультного автоматизма, являющегося частной формой височной эпилепсии. При этой форме автоматизма отмечается другой электрс-энцефалографический аспект, который характеризуется двусторонним тета-ритмом, указывающим на расстройство центрсэнцефалическсй системы, и отличается от автоматизма, вызывающего двусторонние и синхронные разряды пика со следовой волной лишь в двух височных корковых областях.
Иногда отмечается клиническое и электроэнцефалографическсе течение малого припадка, превращающегося из типичного petit-mal в височную эпилепсию.
Девочка Д.М., 5 лет. В личном анамнезе диспептические явления в 7-месячном возрасте, коклюш в возрасте 22 месяцев, корь в 3-летнем возрасте. Припадки появились внезапно в возрасте 4 лет и 7 месяцев. Девочка оставалась неподвижней с фиксированным взглядом в течение нескольких секунд, причем в это время не мигала, не жевала, но теряла сознание.
В начале заболевания эти абсансы повторялись 5—6 раз в сутки, затем частота их возросла до 30 приступов в день. С электроэнцефалографической точки зрения отмечалось наличие комплекса двусторонних, синхронных пиков со следовой волной, типичных для малого припадка. При назначении лечения тридионом приступы прекратились и появились вновь через 4 месяца, постепенно учащаясь с течением времени. На этот раз приступы сопровождались новыми симптомами: актом жевания, бормотанием, вращением корпуса слева направо.
Эти приступы в очень слабой степени поддаются лишь лечению примидоном (мисолин), применение которого приводит к уменьшению частоты припадков до 5—10 в сутки. В этом случае, на электроэнцефалограмме, кроме комплескных разрядов пиков с атипичной следовой волной, отмечались в задних отведениях залпы синусоидальных, двусторонне синхронных, с большой амплитудой волн, с частотой 4 кол/сек.
При воздушной энцефалографии удалось обнаружить симметричную внутреннюю гидроцефалию с диффузной атрофией коры головного мозга, более выраженной с левой стороны. Лечение в данном случае проводилось с атараксом в комбинации с люминалом и гидантоином.
Девочка Б.А., 10 лет. В личном анамнезе следует отметить, что во время беременности мать сделала неуспешную потытку произвести аборт. Родившись в срок и в нормальных условиях девочка страдала с первых же дней после рождения гнойным воспалением среднего уха. На 9-ый день после рождения, а затем вновь через несколько недель у ребенка наблюдались генерализованные тонические судороги.
Начиная с 6-месячного возраста появляются, с промежутками от одного до 3 дней, кратковременные приступы затемнения сознания с миганием, повторявшиеся несколько десятков раз в сутки. В 10-летнем возрасте в реконвалесцентном периоде после гриппа к миганию добавляются закатывание глазных яблок и падение без судорог. При клиническом, неврологическом и психиатрическом исследованиях патологических изменений не обнаружилось.
Простая рентгенография черепа показала умеренное расхождение швов с пальцеобразным аспектом черепной крышки. Воздушная энцефалография выявила желудочковую асимметрию с расширением базальных синусов. Электрознцефалографическое исследование показало наличие разрядов высоковольтажных пиков. При гиперпноэ появляются синхронные симметрические разряды волн частотой в 3 кол/сек и пики, напоминающие сначала пик со следовой волной, а затем переходящие к типичному аспекту малого припадка. В межприпадочный период наблюдаются разряды атипичных пиков со следовой волной и множественные пики с последующей следовой волной в виде коротких вспышек, преобладаяпо амплитуде с правей стороны.
В височных отведениях справа отмечаются многочисленные синусоидальные волны с частотой 4 кол/сек, а также бифазные пики.
Детский автоматизм что такое
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Формирование двигательной функции — это важное звено в общем развитии ребенка.
Статья:
Актуальность
В настоящее время активно исследуются закономерности развития восприятия, внимания, памяти, моторики и других психических функций, влияющих на отклонения в речевом развитии детей в младенческом возрасте с различными нарушениями.
Изучение сенсомоторного развития ребенка занимает важное место в психофизиологии и возрастной психологии (Н.И. Чуприкова, 1967, 1979; Е.И.Бойко, 1964;).
Характеристика моторных функций у детей в онтогенезе.
Формирование двигательной функции — это важное звено в общем развитии ребенка.
Наиболее интенсивно развиваются движения у детей 1 года жизни, в период вертикализация тела.
С первого по третий месяц внутриутробного развития ребёнка, начинают развиваться функции моторики, которые ответственны за поддержание тонуса и простейшие движения туловища. Ребёнок начинает чувствовать уже на 3 месяце внутриутробного развития ( когда развивается его сенсорная система). В 7 недель у ребёнка наблюдаются первые рефлексы, которые становятся лучше с каждым днем. В 9 недель внутриутробного развития выражены хватательные движения.
Во 2 половину беременности развиваются функции моторики, которые определяют простейшие двигательные рефлексы, хаотичные, спонтанные, движения, которые отчётливо выявляются и в 1 месяц жизни младенца.
Мимика ребёнка начинает развиваться внутриутробно: сморщивают нос, губки вытягивают, брови хмурят задолго до своего рождения.
Физиологически зрелый ребёнок после рождения принимает так называемую физиологическую позу новорожденного – позу эмбриона. Физиологическая поза новорожденного характеризуется высоким тонусом мышц – сгибателей (ручки согнуты в локтевых суставах и приведены к груди, кости рук сжаты в кулачки, ножки согнуты в коленях и приведены к животу). У новорожденного ребёнка хорошо выражены безусловные рефлексы: рефлекс ползания, подошвенный рефлекс, хватательный рефлекс, рефлекс автоматической ходьбы, сосательный рефлекс, хоботковый рефлекс, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина, рефлекс опоры, поисковый рефлекс, рефлекс Бабинского, рефлекс Моро.
Мимическая моторика младенца обусловлена физиологическими рефлексами. По мере созревания спинного и головного мозга эти рефлексы исчезают, уступая место условным рефлексам (сознательной мимике). Младенец умеет открывать и закрывать свои глаза, зажмуривать сильно глазки, поднимать и хмурить бровки. Артикуляционная моторика характеризуется тем, что ребёнок вытягивает хоботком губы, открывает ротик, делает сосательные и глотательные движения.
1 – 2 месяц – ребёнок реагирует на голос взрослого; у младенца появляются спонтанные звуки – начальное гуление.
3 месяца – фиксирует взгляд на источнике звука с проявлением эмоций. Активное гуление.
4 месяца – ребёнок реагирует на различные интонации говорящего человека. Активное гиление с различными звуками.
5 месяцев – ребёнок реагирует на обращение к нему. Появляется лепет из коротких звуков.
9 месяцев – знает и показывает свои части лица. Называет окружающее его предметы слогами.
10 месяцев – выполняет действие с игрушками по просьбе взрослого. Говорит около пяти слов.
1 год – знает значение слов «можно», «возьми», «нельзя».
1год 5 месяцев – показывает все части тела, словарный запас примерно десять слов. Предпосылки элементарной фразовой речи.
1год 8 месяцев – показывает предметы интерьера, посуды, одежды. Говорит предложениями, состоящие из трёх – четырёх слов.
2 года – малыш способен показать достаточно много картинок. Задает вопросы, используя слова «куда?», «кто?», «где?».
2 года 5 месяцев – понимает обращённую к нему речь, маленькие стишки, рассказы, сказки. Может ответить на элементарный вопрос по сказке. Начинает использовать прошедшее и будущее время, множественное число.
3 года – использует частицы «ни», «не», местоимение.
3 года 5 месяцев – ведёт диалог с взрослыми, используя сложные предложения.
4 – 5 лет – имеет понятие о вежливости и воспитанности. Может описать свои чувства. Заучивает стихи.
5 – 6 лет – знает значение слов: «дружба», «страх», «обман», «радость», «правда». Употребляет в речи слова: «надежда», «любовь», «ложь», «счастье».
Характеристика нарушенных моторных функций у детей.
Причины дезонтогенеза моторных функций у детей младенческого возраста сочетаются между собой. Так перинатальные патологии новорожденных напрямую связаны с патологией беременности и родов.
У недоношенных детей представляют нарушены терморегуляция (неспособность удерживать нормальную температуру тела), защита от инфекций, коагуляция крови, дыхания, выделительных систем почек и печени. У недоношенных детей чаще возникает внутричерепное кровоизлияние и асфиксия, что влияет на общее развитие ребенка.
Особенности психомоторного развития недоношенных детей
Более незрелой является и нервная система недоношенных детей.
Психомоторное развитие отстает на 1-2 месяца. Дети позже начинают ходить, позже садятся, у них могут наблюдаться аномалии строения стопы (т.н. «конская стопа»), искривления костей голени, искривления позвоночного столба.
Дети, которых длительно вскармливались через зонд и долго находившиеся на искусственной вентиляции лёгких, поздно начинают говорить, неправильно произносят звуки, потому что рефлексы, регулирующие тонус мышц, участвующих в произношении звуков очень долго формируются.
Практически всем недоношенным детям требуется логопедическая помощь. Логопедическую коррекцию необходимо начать до того, как малыш начнет говорить, для того чтобы сформировать правильное развитие артикуляционного аппарата посредством логопедического массажа.
Моторное развитие у детей рождённые с массой тела до 2000гр.значительно отстает по сравнению с доношенными сверстниками и примерно соответствует гестанционному, а не календарному возрасту.
Такие детки догоняют своих доношенных сверстников к 3,5 годам.
Признаки нарушения психомоторных функций у грудного ребёнка.
Каждый день у ребёнка развиваются новые способности. Отставание в развитии нетрудно распознать.
Должны насторожить следующие отставание в развитии:
3 месяца ребёнок не держит голову, не смотрит на свои ручки и не тянется за игрушками. Не появляется лепет.
4 месяца ребёнок не реагирует на различные интонации говорящего человека, не наблюдается лепета.
5 месяц начинает неуверенно держать голову, с трудом переворачивается с живота на спину, неуверенно протягивает ручки к игрушке.
6 месяцев дитё не дотягивается до игрушки, лежа на животе, не может ухватить предмет, не сучит ножками, лепет не появляется.
7 месяц ребёнок с поддержкой сесть не пытается. Не привлекает внимание к себе определенным звуком.
8 месяц ребёнок с поддержкой не стоит, не может отползти назад в положении на лёжа животе, совершенно не развита мелкая моторика.
9 месяц ребёнок не сидеть с поддержкой, самостоятельно не переворачивается, не ползает, не пьёт из чашки, не способен снять шапку с головы. Не способен повторить несколько слогов.
11 месяц ребёнок не ползает, не сидит с выпрямленными ногами, не стоит и не ходит даже с поддержкой.
Конец 12 месяца Ребёнок не пытается начать ходить, не способен держать в руках два предмета. Нет элементарных речевых навыков.
Логопедическое воздействие должно опираться на специальные принципы:
В основу коррекционного обучения положен комплексный подход, учитывающий особенности расстройств моторных функций у младенцев с перинатальной патологией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отклонения в развитии младенцев с перинатальной патологией носят системный характер (нарушены все функции: моторные функции, слух, зрение, тактильная чувствительность); отмечаются дизартрические расстройства: ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, имеются синкинезии, повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, недостаточность произвольных движений языка.
Коррекционная работа должна быть направлена не только на преодоление отдельно взятых дефектов с помощью медикаментозного лечения, но и на формирование моторных функций, стимуляции младенца.
В онтогенезе моторные функции характеризует позы, тонус мышц, врождённые двигательные рефлексы. В норме поза у младенца флексорная, в связи с физиологическим преобладанием тонуса сгибателей. Тонус сгибателей повышен. Хорошо выражены врождённые рефлексы: двигательные (хватательный, поисковый, защитный, опоры, автоматической ходьбы, Моро, лабиринтные, тонические), орального автоматизма (поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой Бабкина), пищевые (сосательный, глотательный), защитные (чихание, кашель). При оценке психомоторного развития важным является своевременное угасание врождённых двигательных рефлексов: рефлексы орального автоматизма исчезают в 1,5 месяца, хватательный рефлекс, подошвенный рефлекс, рефлекс ползания постепенно ослабевают к 3-4 мес. Рефлекс автоматической ходьбы, рефлекс опоры ослабевает к 2 – 3 мес. Рефлекс Моро пропадает к 4 мес. Рефлекс ползания Бауэра исчезает к 5 мес.
Отсутствие рефлексов и несвоевременное угасание их свидетельствует о моторной патологии.
У детей с патологией моторных функций нарушены:
Несвоевременная коррекция моторных нарушений обуславливает вторичное нарушение психомоторики.
Соответственно проблема раннего выявления и коррекция моторных нарушений является актуальным.
Дети, у которых сенсомоторное развитие в норме, как правило, начинает разговаривать раньше сверстников. У таких детей не выявляются речевые нарушения, либо нарушение речи незначительны.
Детский автоматизм что такое
В процессе эволюции мозга выделяются два стратегических направления, определяющих его функциональные возможности.
Первое связано с максимальной готовностью организма к будущим условиям существования. Для этого необходим большой набор врожденных инстинктивных реакций, пригодных на все, возможные для вида, случаи жизни. Набор этих реакций связан, прежде всего, с витальными функциями: питанием, размножением, защитой. И как правило, неожиданное и резкое изменение условий среды приводит к гибели организма (это характерно, например, для мира насекомых).
Второе направление эволюции, реализованное у млекопитающих, связано с тем, что врожденные инстинктивные формы реагирования дополняются рядом других реакций, основанных на индивидуальном опыте. Это делает поведение менее определенным и шаблонным, в поведении все большее место занимают исследовательские, ориентировочные реакции. А для этого требуется все большее количество мозгового вещества с все большим количеством тех или иных функций.
Появление новых функциональных возможностей происходит при увеличении размеров коры больших полушарий мозга. Именно эти отделы мозга являются наиболее приспособленными для приобретения индивидуального опыта. Таким образом, принцип кортикализации функций делает возможным непрерывное совершенствование поведения.
В то же время способность к индивидуальному обучению осложняет выживание организма в раннем возрасте. До того момента, пока не наступило обучение, организм плохо приспособлен к выживанию.
Здесь возникает дилемма — чем больше врожденных реакций, тем короче период детства, тем меньше способность к приобретению индивидуального опыта. Человек занимает в эволюционном ряду особое место: новорожденный ребенок очень беспомощен, а период его детства занимает самое продолжительное время в животном мире. В то же время у человека самая высокая способность к приобретению индивидуального опыта, то есть обучению, а с нейрофизиологической точки зрения — к образованию новых функциональных связей мозга.
Изучение развивающегося мозга показывает, что ребенок обладает набором первичных автоматизмов, обеспечивающих его витальные функции, прежде всего связанных с актом сосания и регуляции мышечного тонуса. В то же время ряд других функций находится в рудиментарном состоянии, например зрительное и слуховое восприятие (Бадалян Л. О., 1987). Это означает, что функциональные возможности мозговых структур также формируются разными темпами. Уровень функциональной зрелости различных отделов коры, постепенно и гетерохронно созревающих в онтогенез е, определяется:а) степенью и характером их вовлечения в поведение;б) особенностями их взаимодействия, то есть межцентральной интеграции на разных этапах развития ребенка (Фарбер Д. А., 1990).
Если рассматривать функциональное созревание трех блоков мозга, то можно обратиться к гипотез е S. В. Morgan (1988), согласно которой предполагается, что сначала идет созревание блока глубоких структур, отвечающих за активационные процессы (первый функциональный блок мозга). Они оформляются морфологически и функционально в первый год жизни и создают основу для всего дальнейшего интеллектуального развития.
Затем созревают первичные сенсорные и моторные зоны мозга. Оформляясь к моменту рождения, они также становятся полностью функциональными в течение первого года жизни и создают основу для сенсомоториой стадии развития. Созревание вторичных сенсорных и моторных зон мозга осуществляется в период от 2 до 5 лет, что создает условия для научения в пределах отдельных модальностей и соответствует дооперационному периоду развития, то есть такому периоду, когда в мышлени и ребенка начинают формироваться различные схемы действия. Указанные первичные и вторичные зоны входят в состав второго и третьего функциональных блоков мозга.
Следующим идет созревание третичной, теменио-височно-затылоч-ной зоны, представляющей заднюю ассоциативную область, входящую во второй функциональный блок мозга. Ее созревание дает возможность перехода на стадию конкретных операций, когда в состав интеллектуальной деятельности ребенка включается выполнение простых операций и систем простых операций.
Последними, в возрасте от 12 до 14 лет, созревают префронтальные отделы лобных долей, составляющие переднюю ассоциативную область мозга и относящиеся к третьему функциональному блоку мозга. Их созревание создает условия для перехода мышлени я на стадию формальных операций (Марютина Т. М., 1996).
В качестве критериев, позволяющих оценить функциональное развитие мозга, выделяют рефлекторные, биоэлектрические и собственно поведенческие показатели.
Анализ рефлекторной деятельности показал, что в последние сроки пренатальной жизни и в период новорожденное™ у человека формируются многообразные генетически обусловленные врожденные рефлексы.
Наибольшей выраженностью в ранний постиатальпый период жизни отличаются рефлексы, вырабатываемые на кожные, проприо-цептивные, обонятельные и вкусовые раздражения, вызываемые с соответствующих контактных анализаторов. В последующие стадии происходит становление новых врожденных рефлексов с дистантных анализаторов. Среди них особое значение имеет развитие ориентировочного рефлекса (Волохов А. А., 1975).
Появление новых видов рефлексов (особенно в первый год жизни) сопровождается редукцией, угасанием первичных автоматизмов. Эти процессы (обновление и редукция) сбалансированы. Преждевременное угасание лишает фундамента вновь появляющиеся функции, задержка редукции мешает образованию новых реакций, приводит к застреванию на каком-либо уровне развития.
Л. О. Бадалян иллюстрирует это положение на примере двигательного развития. Например, у ребенка есть первичный нозотоиический автоматизм (обеспечивает поддержание определенного положения частей тела), влияющий на мышечный тонус в зависимости от положения головы в пространстве. К концу второго — началу третьего месяца он угасает и уступает место новым формам регуляции тонуса мышц, связанным со способностью удерживать голову. Если этого не происходит, наблюдается цепочка патологических явлений. Невозможность удерживать голову приводит к нарушению развития зрительного восприятия и вестибулярного аппарата. Из-за недоразвития вестибулярного аппарата не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающего акт сидения. В итоге нарушается вся схема двигательного развития (Бадалян Л. О., 1987).
Редукция не означает полного исчезновения автоматизма, а подразумевает его включение в более сложные функциональные ансамбли.
Самыми ранними условными рефлексами являются интероцептивные (например, на время кормления), которые вырабатываются у 5-6-дневных младенцев. Временные связи на экстероцептивные раздражения вырабатываются лишь с 3 месяцев, и только к 9-10 месяцам известное значение для ребенка приобретают комплексы экстероцеп-тивных раздражителей.
К 10-12 месяцам возникают адекватн ые реакции на словесные раздражители. В дошкольном возрасте имеется четко выраженное преобладание роли 1-й сигнальной системы, а влияние формирующейся 2-й сигнальной системы проявляется слабо. Лишь с 7-8 лет слово приобретает главенствующее значение среди других раздражителей (Кольцова М. М. и др., 1975).
Источник: Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста
Дата создания: 29.06.2008
Последнее редактирование: 25.08.2014
В этом и есть основное различие между животным и человеком.
Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться: Авторизация пользователя
Защитные автоматизмы (окончание)
Как средство адаптации и разрешения психологических конфликтов защитные автоматизмы развиваются в онтогенезе. Они ограждают ребенка от неудовольствия, исходящего изнутри (внутренние инстинктивные стимулы), и от неудовольствия, источники которого находятся во внешнем мире. Во время первой фазы развития, до 1 года, незрелый организм имеет минимальные средства защиты от негативных эмоций, связанных с неприятными и опасными стимулами. Это ряд врожденных двигательных реакций, к которым относят защитное отдергивание, зажмуривание, крик, плач, улыбку, сосание, движения туловища, конечностей, головы и т. д., а также их комплексы.
Проиллюстрируем это положение на примере таких привычных (стереотипных) действий детей раннего возраста, как сосание большого пальца и ритмические стереотипные движения телом и/или головой, которые представляют собой весьма распространенные явления в структуре обычного поведения младенца и отражают естественную фазу его психофизического развития. Ритм таких движений может быть синхронным с частотой сердечных сокращений, соответствовать электроэнцефалографическому ритму засыпания. В качестве нормальных адаптивно-компенсаторных защитных проявлений комфортного поведения эти действия обеспечивают младенцу успокоение, засыпание, стимуляцию базального эмоционального фона и психофизического тонуса. Чаще всего привычные раскачивания и сосание пальца формируются в грудном и раннем возрасте, хотя впервые могут возникнуть уже внутриутробно. Вместе с тем в случае болезненной фиксации, в более старшем возрасте, эти явления могут расцениваться как патологические привычные действия (ППД) и выступать как продуктив-но-дизонтогенетические феномены регрессивного характера [Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С, 2000].
На базе врожденных безусловных реакций путем усложнения форм поведения в процессе индивидуального научения усложняются и формы психического отражения. При этом последние можно рассматривать и как фактор, и как следствие предыдущих тенденций. В результате такого развития и научения начинают функционировать и более сложные защитные поведенческие реакции (отказ, оппозиция, имитация, компенсация), и первые защитные психологические механизмы (отрицание, проекция, замещение).
Становление защитных автоматизмов большинство исследователей связывает с удовлетворением либо неудовлетворением базисных психологических потребностей ребенка, самой ранней из которых является потребность в безопасности. Например, испытывая внутренний дискомфорт, младенец криком подзывает к себе мать. Тем самым он осуществляет определенные изменения окружающей среды и поиск объекта, необходимого для его защиты. Однако события могли развиваться и по другим сценариям. Матери могло не быть дома, и тогда, сколько бы ни кричал ребенок, никто бы к нему не подошел. Или она могла подойти к нему только после настойчивого и длительного крика. Тогда ребенок мог частично приспособиться к ситуации другими способами: заснуть, отключившись от неприятных ощущений (предстадия отрицания); начать сосать кулачок (предстадия замещения) или, при позднем появлении матери, кусать ее грудь, тем самым отреагируя внутренний дискомфорт (предстадия проекции). Можно видеть, что если добиться желаемого результата из внешнего мира с помощью крика (спонтанной экспрессивной реакции) по каким-то причинам ребенку не удается, ребенок вынужден справляться с неприятными ощущениями путем изменения: своего функционального состояния (сон вместо бодрствования); объекта для удовлетворения своей потребности (собственный кулачок вместо материнской груди), эмоциональной реакции по отношению к матери (агрессия вместо отношений привязанности). По мнению Л. С. Выготского (1983), социальные условия, в которые должен врастать ребенок, составляют ту область неприспособленности, из которой исходят творческие силы его развития. Препятствия, толкающие ребенка к развитию, коренятся в условиях социальной среды, в которую он должен войти. Существование препятствий есть не только главное условие достижения цели по их преодолению, но и непременное условие самого возникновения такой цели.
Таким образом, спецификой становления детской системы защиты является то, что первоначально она проявляется за счет и на уровне двигательных автоматизмов (поведенческих реакций) при участии элементарных психических функций. Эти постепенно усложняющиеся автоматические изменения поведения, возникающие в ответ на травмирующие воздействие, раздражитель, впечатление, обеспечивают приспособляемость ребенка к новой жизненной ситуации. Поведенческие реакции экспрессивны, доступны внешнему наблюдению и регистрации, поэтому не только позволяют осуществлять определенные изменения во внешней среде, но и привлекают к себе внимание окружающих взрослых. Позднее формируются защитные механизмы, в реализации которых принимают участие в первую очередь психические функции: от восприятия и эмоций до памяти и мышления. Такие защитные процессы позволяют ребенку адаптироваться к среде не за счет изменения внешнего мира, а за счет внутренних изменений — трансформации внутренней картины мира и образа самого себя.