девятичастная молитва что такое
Скорбящая Божья Матерь: сильная молитва о здравии 6 ноября 2021 года
Фото из группы «Новосибирская Митрополия» в социальной сети «ВКонтакте»
6 ноября православные верующие чтят память чудотворной иконы Богородицы. В церковном календаре этот день называется Днём иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».
В субботу, 6 ноября (24 октября – дата по старому стилю), верующие почитают икону Богородицы «Всех скорбящих Радость». У этой даты богатая история, в народе этот святой образ почитается особенно высоко за огромную исцеляющую силу.
История праздника иконы «Всех скорбящих Радость» – чудо исцеления
Как говорится в писаниях, история иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» относится ещё к 17 веку, когда образ находился в Преображенской церкви в Москве. В то время в монастыре при соборе жила сестра патриарха Иоакима Евфимия. Женщина долгое время страдала от неизлечимой болезни. Рана в боку причиняла ей неимоверные страдания, но победить недуг никак не удавалось, пока однажды не произошло чудо. Это было в 1688 году.
Во время чтения молитвы Пресвятой Богородице Евфимия услышала голос, который пообещал ей исцеление у образа иконы «Всех скорбящих Радость». Женщина тут же попросила священника принести икону в дом. Как только над образом была совершена молитва, болезнь отступила. В честь этого чудесного события и был учреждён церковный праздник.
Молитва перед иконой «Всех скорбящих Радость»
Традиции и приметы на 6 ноября 2021 года
Стоит отметить, что в народном календаре день 6 ноября значится как «Русский светец». Такое название пошло от традиции девушек собираться вместе при свете лучины и заниматься рукоделием.
После этого девушки устраивали веселье – танцевали, пели и играли в игры. В назначенное время к избе приходили парни, которые присматривали себе невест среди лучших рукодельниц.
С днём 6 ноября связано и множество народных примет.
К примеру, дурным знаком считалось услышать в этот день сверчка – этот звук знаменовал несчастье.
Зато падение в канаву, напротив, считалось символом долгой и счастливой жизни.
Внимательно прислушивались в этот день к звуку лучины – если трещит, жди мороза.
Знаком скорого богатства 6 ноября была встреча на улице белой собаки.
Свято-Никольский женский монастырь.
Проскомидия.
Проскомидия.
Литурги́я это главное Богослужение суточного Богослужебного круга. За Божественной Литургией совершается таинство Евхаристии (Благодарения). Это великое Таинство любви Бога к человеку было установлено Самим Иисусом Христом на Тайной Вечери (Мф.26:26-29; Мк.14:22-25; Лк.22:19-21; 1Кор.11:23-26). Господь повелел творить это Таинство в Его воспоминание (Лк.22:19). Участвуя в Евхаристии вкушая под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христову, мы таинственно соединяемся с Ним и со всей Церковью.
Чин Литургии состоит из трех частей: Проскомидии; Литургии оглашенных; и Литургии верных.
Первая часть Литургии называется Проскомидией. Слово «проскомидия» в переводе с греческого означает – принесение, т.к. в Древней Церкви христиане изготавливали и приносили с собой в храм хлеб и вино для совершения таинства Евхаристии. Поэтому и сам хлеб употребляемый для совершения Литургии называется «просфорой», т.е. – приношением.
Священнослужитель, которому предстоит служить Литургию, должен:
— Отслужить вечерню и утреню или просто молитвенно поучаствовать на них и обязательно прочитать тайные светильничные молитвы;
— Накануне вечером или рано утром помимо вечерних и утренних молитв прочитать три канона: Господу Иисусу; Божией Матери; и «дневной» (напр., на понедельник — архангелам и ангелам; на вторник — Иоанну Предтече; на среду — святителю Николаю; на четверг — апостолам; на пятницу — Честному и Животворящему Кресту; на субботу — всем святым). А также канон и молитвы ко Святому Причащению;
— Быть примирен со всеми, опасаться питать негативные чувства на кого бы то ни было. Не вкушать пищу после полуночи. Женатый священник должен накануне воздержаться от супружеских отношений. Если какой грех тяготит душу исповедовать его.
В современной церковной практике священнослужители, как правило, приходят в храм первыми, а затем к началу Богослужения, а то и после начала в храм подтягиваются верующие. В Древней Церкви дело обстояло иначе: члены общины приходили в храм до начала службы и ожидали входа предстоятеля (епископа или священника), с появлением которого начиналось Богослужение. В наше время такой порядок имеет место только при архиерейском служении, когда архиерей служит «со встречей».
Перед началом проскомидии священнослужители у царских врат читают входные молитвы. Эти молитвы называются входными, поскольку они читаются сразу перед входом в алтарь. В них священнослужители прося у Господа прощение грехов, благословения и помощи на совершение священнодействий. Целуют образ Спасителя, целуют образ Богородицы, покланяются ликам всех святых изображенных на иконостасе, разворачиваются лицом к народу и поклоняются всем предстоящим, испрашивая этим поклоном себе прощения у всех, и входят в алтарь, произнося в себе 5 псалом: «Вниду в дом Твой, поклонюся храму Твоему…». И, приступив к престолу, повергают пред ним три земных поклона и целуют на нем пребывающее Евангелие, как бы Самого Господа, сидящего на престоле; целуют потом и сам престол и со словами: «Боже! очисти меня грешнаго и помилуй меня!» приступают к облачению себя в особые священные одежды имеющие духовное значение.
Диакон сначала одевает стихарь, а священник подризник – оба эти облачения символизируют собой чистоту души и духовную радость, которые неразлучно должны быть у служителей Господних, поэтому и произносят при воздевании его слова из Писания: «Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя…» (Ис.61:10). Перед тем как одеть какую-нибудь священную одежду положено поцеловать нашитый на ней крест. А священнику и епископу еще и благословить каждое облачение.
Далее диакон берет орарь — узкая длинная лента с нашитыми на ней крестами, которую диакон во время Богослужения носит поверх стихаря на левом плече и подает им знак к начинанию всякого действия церковного, воздвигая народ к молению, певцов к пению, священника к священнодействию, себя к ангельской быстроте и готовности во служении. Орарь символизирует собой ангельские крылья. А сами диакона в Церкви представляет образ ангельского служения. Поэтому иногда на ораре вышиваются слова ангельской песни: «Свят, Свят, Свят» (Ис.6:3; Откр.4:8).
Священник же надевает не простой одноплечный орарь, но двухплечный, который, покрыв оба плеча и обняв шею, соединяется обоими концами на груди его вместе и сходит в соединенном виде до самого низу его одежды, знаменуя сим соединение в его должности двух должностей – иерейской и диаконской. И называется он уже не орарем, но епитрахилью – это главное облачение священника, которое символизирует благодать священства полученную служителем Божиим при рукоположении. Образованная из ораря епитрахиль означала, что священник, не теряя благодати диаконского сана, приобретает двойную, по сравнению с диаконом благодать, дающую ему право и обязанность быть не только служителем, но и совершителем Таинств Церкви и всего дела священства. Поэтому и сопровождается одевание её словами Писания: «Благословен Бог, изливающий благодать свою на священники своя, яко миро на главе, сходящее на браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» (Пс.132:2).
Затем священник и диакон надевают поручи — небольшие короткие нарукавники с крестами, которые стягиваются шнурками у самой кисти руки для сообщения рукам бóльшей свободы и ловкости в совершении предстоящих священнодействий. Поручи символизируют то, что не человеческие руки священнослужителей, а Сам Господь через них совершает Таинства. Веревочки (ленты) которые стягивают поручи символизируют узы Иисуса (которыми он был закован в темнице).
Затем священник опоясывает себя поясом сверх подризника и епитрахили, дабы не препятствовала ширина одежды в совершении священнодействий. Пояс символизирует готовность служить Господу и Божественную силу, укрепляющую священнослужителя. Отсюда при надевании пояса читается молитва: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои яко елени…» (Пс.17:33-34).
Наконец священник надевает ризу или фелонь, верхнюю всепокрывающую одежду, которая символизирует всепокрывающую правду, т.е. верность Божию и знаменует багряницу, в которую был обличен страждущий Спасителя (Ин.19:2-5). Ленты, нашитые на ней, изображают потоки крови, которые текли по одежде Христа. Молитва при облачении в фелонь: «Священницы Твои, Господи, облекутся в правду и преподобнии Твои радостию возрадуются» (Пс.131:9).
Одетый таким образом в орудия Божии, священник предстоит уже иным человеком: каков он ни есть сам по себе, каким бы достойным своего звания он ни был, но глядят на него все стоящие во храме, как на образ Божий, проводник Божественной благодати. Отсюда почтение, оказываемое во время Богослужения предстоятелю как совершителю Евхаристии, как бы замещающему Самого Христа, сродни тому, которое оказывается священным изображениям: честь, воздаваемая образу-священнослужителю, восходит к Первообразу-Христу.
Теперь, по обычаю, пришедшему еще с Ветхого Завета, священник и диакон омывают руки читая 25 псалом: «Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи…»; приступают к жертвеннику, который находится в левой части алтарного пространства и начитают проскомидию.
Диакон произносит слова обращенные к Господу и к священнику: «Благослови, владыко!» Священник отвечает: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков». Во дни земной жизни Христа большинство молитв начинали, благословляя имя Божие (нередко молитвы назывались просто «благословениями» евр. [берахот]). Точно так же и все христианские чинопоследования начинаются благословением имени Божия. Так как вся проскомидия есть не что иное, как только приготовление к самой Литургии, то и соединила с нею Церковь воспоминание о первоначальной жизни Иисуса, бывшей приготовлением к Его подвигам в мире.
Совершается проскомидия вся в алтаре храма при затворенных дверях, при задернутом занавесе, незримо от народа, как и вся первоначальная жизнь Иисуса до выхода Его на общественное служение протекала незримо для народа. Для молящихся же читаются в это время часы – собрание псалмов и молитв, которые читались христианами в четыре важные для христиан времени дня: час первый, когда начиналось для христиан утро, — в это время Иисуса повели от Кайафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельствовали на Него. Час третий, — когда состоялся суд Пилата и истязания Господа, а также в это время сошел Святой Духа на апостолов. Час шестой, когда Спаситель мира шел на Голгофу и пригвожден был к кресту. Час девятый, когда Иисус испустил Свой дух. Так как нынешнему христианину, по недостатку времени не бывает возможно совершать эти моления в означенные часы, для того они соединены и читаются теперь.
В воспоминание чудесного насыщения Христом более пяти тысяч человек пятью хлебами (Ин.6:1-15) для проскомидии употребляются пять просфор – они выпечены из трех вещей: пшеничной муки с закваской, воды и соли; и состоят из двух частей (лепешек): верхней и нижней. Три компонента заключенные в просфоре прославляют Святую Троицу, а также знаменуют трехсоставность человеческой природы. Две части просфоры указывают на соединения во Иисусе Христе двух природ: Божественной и человеческой. На верхней части просфоры изображается крест в знак того, что эта просфора назначена для священного употребления; по сторонам креста она имеет надпись: ИС ХС НИКА – в переводе с греческого языка это означает Иисус Христос побеждает. Для освящения хлеба в Тело Христово используется только одна просфора, потому что один Господь (в древности почти весь хлеб принесенный христианами на Богослужение становился Телом Христовым).
Далее священник, взяв вторую просфору с изображением Богородицы (Богородичная просфора), говорит: «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник». Вынув копием из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя — с левой), вблизи от его средины, произнося: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна» (Пс.44:10).
Потом взяв третью просфору в воспоминание святых (девятичастная или девятичиння просфора) вынимает из неё девять частиц и кладет их на дискосе с левой стороны Агнца (от себя — с правой) в три ряда, по три в каждом, в честь:
Взяв четвертую просфору в поминовение всех живущих православных христиан (за здравная просфора) и вынимая первую большую частицу (за царя (если есть) священно и церковно служителей, и монашествующих), священник говорит: «Помяни, Владыко, Человеколюбче, Святейшыя православныя патриархи и великого Господина и отца нашего, Святейшего Патриарха (имя рек), Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек) и всякое епископство православное, честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего — имя рек), братию и сослужебники наша, священники, диаконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко».
Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры (за всех православных христиан), священник произносит: «Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея». И потом, вынимая из неё маленькие частички (крошки), поминает живых членов Церкви с произнесением слов: «Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия» (или «рабов Божиих») — имя рек. (Здесь важно заметить, что за всех христиан на каждой Литургии, каждый день, в каждом храме, где она совершается – вынимается общая частица. Поминание записок с произнесением конкретных имен это просто сугубая молитва. И еще, вынутые частицы символизируют крещеного православного человека, поэтому они не вынимаются за некрещеных или не православных, отсюда и запрещается писать в поминальных на проскомидии записках имена таких людей).
Все вынутые о здравии частицы полагаются на дискос с нижней стороны Агнца, причем две из них – за священно и церковно служителей и монашествующих, и за всех православных христиан — полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.
Наконец, взяв пятую просфору в поминовение всех усопших православных христиан, и вынимая из нее частицы, священник говорит: «О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего» (в обители: «святыя обители сея»). И из этой же пятой просфоры, священник вынимает частицы об упокоении почивших: «Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия» (или «рабов Божиих»), — имя рек.
К этим двум последним просфорам можно добавить неограниченное число маленьких просфор.
Заканчивая поминовение усопших, священник произносит: «Помяни, Господи, и всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи» и вынимает за них общую частицу.
Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.
Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное».
Таким образом, вокруг сего хлеба, сего Агнца, образующего Самого Христа, собрана вся Церковь Его, и торжествующая на Небесах, и воúнствующая здесь (Все вынутые из просфор частицы (за Деву Марию, святых, живых и усопших) в конце Литургии, после причащения, ссыпаются в потир со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих»).
Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря: «Благослови, владыко, кадило». Священник, благословляя кадило, читает молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Каждение в храме во время молитвы появилось еще в ветхозаветные времена (Исх.30:34-37) и совершается в новозаветной Церкви с апостольских времен.
Священник, взяв развернутую звездицу – символизирующую Вифлеемскую звезду светившую над Младенцем, поднимает ее над кадилом так, чтобы она была окажена дымом кадильным; поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова: «И пришедши, звезда, ста верху, идеже бе Отроча» (Мф.2:9).
Далее обкадив первый покров, покрывает им святой хлеб с дискосом, произнося 92 псалом: «Господь воцарися, в лепоту облечеся…» — в котором воспевается дивная высота Господня. И, обкадив второй покров, покрывает им святую чашу, произнося: «Покры небеса добродетель его, и хваления его исполнь земля» (Авв.3:3). И, взяв потом большой покров, называемый святым воздухом, покрывает им и дискос, и чащу вместе, взывая к Богу: «Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси душы наша, яко Благ и Человеколюбец».
Таким образом, святой хлеб — изображает новорожденного Младенца Христа, жертвенник — вертеп, дискос — ясли, в которых был положен Младенец Христос, звездица — звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы — пелены, которыми был повит Спаситель.
Отошедши немного от жертвенника, священник и диакон поклоняются воплощению Христову, как поклонялись пастухи и волхвы новорожденному Младенцу, и кадит иерей пред жертвенником, изображая этим каждением то благоухание ладана и смирны, которые были принесены вместе с золотом волхвами. И читает молитву: «Боже, Боже наш, пославший нам Небесный Хлеб, пищу всего мира, нашего Господа и Бога Иисуса Христа, Спасителя, Искупителя и Благодетеля, благословляющаго и освящающаго нас, Сам благослови предложение сие и приими во свыше-небесный Твой жертвенник: помяни, как Благой и Человеколюбец, тех, которые принесли, тех, ради которых принесли, и нас самих сохранив неосужденными во священнодействии божественных тайн Твоих».
Далее открывается завеса царских врат, диакон или священник помышляя о земном рождении Того, Кто родился прежде всех веков, присутствует всегда повсюду, кадит крестовидно престол, обходя его со всех сторон и читая тихо: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный» — эти слова относятся ко Иисусу в период от смерти до воскресения. Затем кадит алтарь и, выйдя северными дверьми, кадит иконостас (сначала царские врата, образ Спасителя, затем Пресвятой Богородицы, правую и левую стороны иконостаса), храм и молящихся — чтобы наполнить благоуханием весь храм и поприветствовать всех, собравшихся на святую трапезу любви.
Совершив полное каждение, диакон возвращается в алтарь, отлагает в сторону кадило, подходит к иерею, и оба вместе становятся перед святым престолом, три раза поклоняются, читают молитву «Царю Небесный» и произносят дважды песнь, которой приветствовали ангелы рождество Христово: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Так заканчивается основная часть проскомидии и начитается Литургия оглашенных. Но поминовением членов Церкви — Небесной и земной, то есть изъятие частиц из просфор за здравие и упокоение, может продолжаться до Литургии верных. На Херувимской песни делаются последние поминания, совершается еще одно каждение приготовленных даров и на этом окончательно заканчивается проскомидия и начитается Великий вход.
Час девятый
Иерей: Благословéн Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Чтец: Аминь[1]. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю́ Небесный, Утéшителю, Ду́ше истины, Иже везде сый и вся исполня́яй, Сокрóвище благи́х и жи́зни Подáтелю, прииди́ и всели́ся в ны, и очисти ны от вся́кия сквéрны, и спаси, Блáже, ду́ши наша[2].
Святы́й Бóже, Святы́й Крéпкий, Святы́й Безсмéртный, поми́луй нас. (Трижды)
Слáва Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, и ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.
Пресвятáя Трóице, поми́луй нас; Гóсподи, очи́сти грехи́ нáша; Влады́ко, прости́ беззакóния нáша; Святы́й, посети́ и исцели́ нéмощи нáша, и́мене Твоегó рáди.
Гóсподи, поми́луй. (Трижды)
Слáва Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, и ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.
Отче наш, Иже еси́ на небесéх! Да святи́тся и́мя Твоé, да прии́дет Цáрствие Твоé, да бу́дет вóля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и остáви нам дóлги нáша, я́коже и мы оставля́ем должникóм нáшим; и не введи́ нас во искушéние, но избáви нас от лукáваго.
Иерей: Яко Твоé есть Цáрство, и си́ла, и слáва, Отцá, и Сы́на, и Святáго Духа, ны́не и при́сно, и во вéки векóв.
Господи, помилуй. (12 раз)
Слáва Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, и ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.
Прииди́те, поклони́мся Цареви нашему Богу.
Прииди́те, поклони́мся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Прииди́те, поклони́мся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
Псалом 83
Коль возлю́бленна селéния Твоя, Господи сил! Желáет и скончавáется душá моя во дворы́ Господни, сéрдце мое и плоть моя возрáдовастася о Бозе жи́ве. Ибо пти́ца обрéте себе хрáмину, и гóрлица гнездó себе, идéже положи́т птенцы́ своя, олтари́ Твоя, Господи сил, Царю́ мой и Боже мой. Блажéни живу́щии в дому́ Твоем, в веки веков восхвáлят Тя. Блажéн муж, ему́же есть заступлéние его у Тебе; восхождéния в сéрдце своем положи́, во юдóль плачéвную, в мéсто еже положи́, ибо благословéние даст законополагáяй. Пóйдут от си́лы в си́лу: яви́тся Бог богов в Сиóне. Господи Боже сил, услы́ши моли́тву мою, внуши́, Боже Иáковль. Защи́тниче наш, виждь, Боже, и при́зри на лицé христа Твоего. Яко лу́чше день един во двóрех Твоих пáче ты́сящ: извóлих приметáтися в дому́ Бога моего пáче, нéже жи́ти ми в селéниих грéшничих. Яко ми́лость и и́стину лю́бит Господь, Бог благодáть и слáву даст, Господь не лиши́т благи́х ходя́щих незлóбием. Господи Боже сил, блажéн человéк уповáяй на Тя.
Псалом 84
Благоволи́л еси́, Господи, зéмлю Твою, возврати́л еси́ плен Иáковль: остáвил еси́ беззакóния людéй Твоих, покры́л еси́ вся грехи́ их. Укроти́л еси́ весь гнев Твой, возврати́лся еси́ от гнéва я́рости Твоéя. Возврати́ нас, Боже спасéний наших, и отврати́ я́рость Твою от нас. Едá во веки прогнéваешися на ны? Или́ прострéши гнев Твой от рода в род? Боже, Ты обрáщься оживи́ши ны, и лю́дие Твои возвеселя́тся о Тебе. Яви́ нам, Господи, ми́лость Твою, и спасéние Твое даждь нам. Услы́шу, что речéт о мне Господь Бог: яко речéт мир на лю́ди Своя, и на преподóбныя Своя, и на обращáющыя сердцá к Нему́. Обáче близ боя́щихся Его спасéние Его, всели́ти слáву в зéмлю нáшу. Ми́лость и и́стина сретóстеся, прáвда и мир облобызастася. Истина от земли возсия́, и прáвда с Небесé прини́че, ибо Господь даст блáгость, и земля́ нáша даст плод свой. Прáвда пред Ним предъи́дет, и положи́т в путь стопы́ своя́.
Псалом 85
Приклони́, Господи, ухо Твое, и услы́ши мя, яко нищ и убóг есмь аз. Сохрани́ ду́шу мою, яко преподóбен есмь: спаси́ рабá Твоегó, Боже мой, уповáющаго на Тя. Поми́луй мя, Господи, яко к Тебе воззову́ весь день. Возвесели́ ду́шу рабá Твоегó, яко к Тебе взях ду́шу мою. Яко Ты, Господи, Благ и Крóток, и Многоми́лостив всем призывáющым Тя. Внуши́, Господи, моли́тву мою, и вонми́ глáсу молéния моегó. В день скóрби моéя воззвáх к Тебé, яко услы́шал мя еси́. Несть подóбен Тебé в бозéх, Господи, и несть по делóм Твои́м. Вси язы́цы, ели́ки сотвори́л еси́, прии́дут, и поклóнятся пред Тобою, Господи, и прослáвят имя Твоé, яко Вéлий еси́ Ты, и творя́й чудесá, Ты еси́ Бог Един. Настáви мя, Господи, на путь Твой, и пойду́ во и́стине Твоей; да возвесели́тся сéрдце мое боя́тися и́мене Твоего. Исповéмся Тебé, Господи Боже мой, всем сéрдцем моим, и прослáвлю имя Твое в век: яко ми́лость Твоя вéлия на мне, и избáвил еси́ ду́шу мою от áда преиспóднейшаго. Боже, законопресту́пницы востáша на мя, и сонм держáвных взыскáша душу мою, и не предложи́ша Тебе пред собóю. И Ты, Господи Боже мой, Щéдрый и Ми́лостивый, Долготерпели́вый и Многоми́лостивый и Истинный, при́зри на мя и поми́луй мя, даждь держáву Твою óтроку Твоему́, и спаси́ сы́на рабы́ Твоéя. Сотвори́ со мною знáмение во блáго, и да ви́дят ненави́дящии мя, и постыдя́тся, яко Ты, Господи, помогл ми и утéшил мя еси́. Сотвори́ со мною знáмение во блáго, и да ви́дят ненави́дящии мя, и постыдя́тся, яко Ты, Господи, помогл ми и утéшил мя еси́.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
(Если Великий пост, читаем кафисму, когда это положено, затем поем тропарь, гл. 8:
Чтец — стих 1: Да прибли́жится молитва моя пред Тя, Господи, по словеси́ Твоему вразуми́ мя.
Хор: Иже в девятый час.
Чтец — стих 2: Да вни́дет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси́ Твоему избави мя.
Хор: Иже в девятый час. )
Если не Великий пост:
Тропарь дня.
Слава, и ныне: Богородичен:
Не предáждь нас до конца, и́мене Твоего ради, и не разори́ завета Твоего, и не отстáви милости Твоéя от нас, Авраáма ради возлюбленнаго от Тебе, и за Исаáка, раба Твоего, и Изрáиля святаго Твоего.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвятáя Трóице, поми́луй нас; Гóсподи, очи́сти грехи́ нáша; Влады́ко, прости́ беззакóния нáша; Святы́й, посети́ и исцели́ нéмощи нáша, и́мене Твоегó рáди.
Гóсподи, поми́луй. (Трижды)
Слáва Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, и ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.
Отче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Яко Твоé есть Цáрство, и си́ла, и слáва, Отцá, и Сы́на, и Святáго Духа, ны́не и при́сно, и во вéки векóв.
Кондак праздника
(Если кондака нет, или Великий пост:
Видя разбойник Начальника жизни на кресте ви́сяща, глагóлаше: áще не бы Бог был воплóщься, Иже с нами распны́йся, не бы солнце лучи своя потаи́ло; нижé бы земля трепéщущи тряслася, но вся терпяй, помяни́ мя, Господи, во Царствии Твоем.
Слава: П осредé двою́ разбóйнику, мéрило праведное обрéтеся крест Твой: óвому у́бо низводи́му во ад тяготóю хуления, другому же легчáщуся от прегрешений, к познанию богословия. Христе Боже, слава Тебе.
И ныне: А гнца, и Пастыря, и Спаса мира, на кресте зря́щи, Рóждшая Тя глагóлаше слезя́щи: мир убо радуется, приéмля избавление, утроба же Моя горит, зря́щи Твое распятие, еже за всех терпи́ши, Сы́не и Боже мой.)
Господи, помилуй. (40 раз)
Иже на всякое время и на всякий час, на небеси́ и на земли покланя́емый и слáвимый, Христе Боже, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутрóбне, Иже праведныя любя́й, и грешныя ми́луяй, Иже вся зовы́й ко спасению обещания ради будущих благ, Сам, Господи, приими́ и наша в час сей молитвы, и исправи живот наш к зáповедем Твоим, души наша освяти́, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти, и избави нас от всякия скóрби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчéнием их соблюдáеми и наставля́еми, достигнем в соединение веры, и в разум непристу́пныя Твоéя славы, яко благословен еси́ во веки веков, аминь.
Господи, помилуй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честнéйшую Херуви́м и слáвнейшую без сравнения Серафим, без истлéния Бога Слова рóждшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Именем Господним благослови, отче.
Иерей: Б о́же, уще́дри ны и благослови́ ны, просвети́ лице́ Твое́ на ны и поми́луй ны.
(Если Великий пост — молитва св. Ефрема Сирина:
Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия, и праздносло́вия не даждь ми. Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния, и любве́, да́руй ми рабу́ Твоему́. Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния, и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь. )
Молитва святителя Василия Великого
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.
(Священник произносит отпуст)
[1] Чтец произносит «Аминь» после каждого возгласа священника.