диалектика жизни что это такое
Диалектика жизни
Философия есть объективная наука об истине,
наука о её необходимости, познание посредством
понятий, а не тканье паутины мнений.
Георг Гегель
Здравствуй, дорогой читатель, спешащий к себе!
Вот я и пришел, наконец, к тому главному, что ведет, должно вести, нас по жизни, удерживает, привязывает нас в ней и к ней. А то вокруг да около, то стихами, то шагами. Что же такое «Диалектика»? Считаю, что нам будет вполне достаточно ограничиться одним лишь определением, данным ещё древними греками:
Именно таким «искусным спорщиком» и человеком, умеющим, к тому же и рассуждать был:
Георг Вильге;льм Фридрих Гегель — немецкий философ, один из творцов философии немецкого идеализма.
Родился: 27 августа 1770 г.
Умер: 14 ноября 1831 г.
Законов диалектики Гегеля всего три:
1. Закон единства и борьбы противоположностей;
2. Закон перехода количества в качество;
3. Закон отрицания отрицания.
Некоторые замашут руками: «Не надо нам никакой философии – голову только ломать!» А вы посмотрите на эпиграф. Как вы думаете – когда следует наиболее необходимо, плодотворно и полезно обучать человека, начинающего жить, обучать философии жизни, умению рассуждать – её Диалектике? Не догадались? … В начальной школе! Именно там происходит удивительное превращение ребенка – в Человека! Не научит учитель начальных классов, ребенка рассуждать, уметь различать и отыскивать сходное и отличное, понимать, что мир соткан из противоречий – так и будет ученик дальше жить по принципу: «вызубрил – сдал – забыл». Получится этакий нетворческий, бездумный «накопитель» знаний, а ведь их, особенно сейчас, так легко отыскать повсюду. Но так ли легко отыскать что-либо про себя и о себе, конкретно, без прикрас и преувеличений? А ведь, не зная многого о себе, разве возможно личное совершенствование? Вопрос риторический!
Что же это за противоречия, на которые следует особо обратить внимание? Их множество – какое бы мы ни взяли качество живой и неживой природы – мы увидим, что для любого из них существуют антиподы – своего рода, отрицания, в той или иной мере:
— Свет и тень;
— Правда и ложь;
— Добро и Зло;
— Белое и Черное;
— Любовь и Ненависть;
— и т. д.
В детстве особенно трудно понять и принять, что в одном человеке, объекте, явлении могут уживаться, в той или иной мере, противоречивые качества – сегодня он может быть добрым, а назавтра – злым… Придет время – к доброте и безвинности самого ребенка, жизнь начнет подмешивать, добавлять те самые противоречивые качества, которые не понимал и не воспринимал он прежде, во взрослых.
Что же, внушить ребенку, что с этим надо смириться и даже перестать обращать внимание на все то, что омрачает нашу жизнь? Вовсе нет! Ведь, Диалектика в том и состоит, чтобы спорить и доказывать, что всякое единство и допущение существования этих противоречий, как в себе, так и в окружающем мире, должно быть, и бывает, но бывает лишь условным и временным, а борьба за существование одних качеств и искоренение других – будет продолжаться, и должна продолжаться всегда. Это – жизнь, с её диалектикой существования и развития! И это существование, так часто, обеспечивается, только благодаря наличию этих противоречивых качеств, создавая целостность и единство объектов и явлений. Тут же следует заметить, что природа, в отличие от человека, использует противоречия более целесообразно и эффективно. Так, например, существование многих веществ возможно лишь благодаря соединению отдельных атомов в их молекулах из-за притяжения разноименных зарядов этих атомов – положительных и отрицательных. Человечество более косно и непримиримо к существованию противоречий внутри себя – оттого и менее диалектично, а следовательно – менее правильно, не говоря уже об истинности законов и правил обеспечивающих это существование.
Далее, уже в средней школе, должен работать 2-й закон диалектики – работать отчетливо и слаженно. Он и работает – только вот в разных режимах: успешный выпускник (разумеется, не без помощи репетиторов) приобретая знания, умения и навыки в большем количестве – приобретает те качества, которые обеспечивают ему поступление в престижный ВУЗ. Ну, а остальные… Вариантов много: деньги связи, удача, разумеется….. Диссонанс налицо – переход в новое, необходимое качество, для успешного обучения в ВУЗе, (с целью уже следующего перехода в качества знающего и грамотного специалиста), не произошел, а поступление в ВУЗ случилось. И это только один пример – со «Знанием», с переходами других качеств – как то: «Любовь», «Богатство», «Добро»…. – происходит аналогично – т.е. не естественно и не диалектично, т.е. а точнее – не правильно.
Сразу же следует оговориться, что хотя диалектика зачастую подразумевает лишь движение вверх, по восходящей – от совершенного – к более совершенному. Но, случается, и к сожалению, часто случается и обратный процесс – переход от лучшему – к худшему. Чем обусловлено? Тем, что один процесс может быть более приоритетным для достижения цели (чаще всего, корыстной и личностной), чем другой (чаще всего, более гуманного содержания). Человек, в особенности свободный от правил и обязанностей, или пренебрегающий ими, может совершать падение в качествах и безусловно, безо всякой сопутствующей необходимости – и даже может падать в разных качествах, одновременно, даже находя в этом своё предназначение, цель и изыск. И это может происходить, как с обеспеченным, во всех смыслах, так и с нищим – тоже во всех смыслах. Наши классики литературы хорошо описали всё это в соих произведениях.
Более всего, мне хочется поговорить о 3-м законе диалектики – именно его я считаю наиболее необходимым и полезным в любом возрасте. Скажу даже больше – чем раньше человек начнет применять этот закон, следовать ему в своих рассуждениях и решениях – тем больше ему удастся достичь и меньше потерять. Этот закон работает тоже в отношении всех качеств и устремлений в жизни. Одним жизнь подбрасывает проблемы, другие отыскивают их сами. А уж, для чего – здесь тоже по-разному. Чтобы решить их, чтобы предостеречься. Чтобы приблизиться к истине или хотя бы выбрать путь к ней. Ранее я уже упоминал об амплитуде отрицания и говорил, что она должна быть поменьше. В любом деле, в любом понимании, приятии и образе жизни всегда наступает момент необходимости отрицания – это и есть тот самый ТЕЗИС. Для появления его всегда должны существовать предпосылки и качества, которые можно выразить словами; « Я смогу!». В случае с «Бедностью», к примеру, должны быть хотя бы начальные экономические знания, бережливость, умение найти выгоду в чем-либо, дальновидность и способность пренебречь многим ради материальной выгоды и пр. А самое главное – нежелание быть бедным, отвращение к ней.
Диалектика в нашей жизни
Диалектика в нашей жизни
(из записок пессимиста)
Пессимист – это хорошо информированный оптимист
(народная мудрость)
Что такое диалектика и какие ее основные законы лучше всего знают люди, получившие образование во времена СССР. Тогда законы диалектики проходили даже в школе. Но, видимо, реально понимали немногие, так как знание этих законов не нашло применения в практике государственного строительства и развития экономики. Нынешние поколения народа, наша политическая и экономическая «элита», наши бизнесмены и знать их не хотят. А зря! Это объективные и краеугольные Законы самой природы! Игнорирование их приводит к печальным последствиям. Именно с игнорированием этих Законов связаны все негативные явления не только в Украине, но всего мирового сообщества. Как говорится: незнание законов не освобождает от ответственности!
Вот три закона диалектики:
1) Закон перехода количества в новое качество;
2) Закон единства противоположностей;
3) Закон отрицания отрицания.
С моей точки зрения, реально существуют только два первых, а третий закон – это производное двух первых. Поэтому мы будем рассматривать только два Закона.
Итак. Закон перехода количества в новое качество. В советские времена его иллюстрировали на уроках химии. Я проиллюстрирую его более понятными примерами.
Пример 1. Автомобиль – это условно положительное явление. Положительное качество автомобиля (ускорение передвижения, перевозка грузов) сохранялось с ростом их численности до определенного количества. Однако нынешнее количество автомобилей перешло в новое – отрицательное – качество, которое заключается в ускоренном уменьшении ресурсов углеводородного топлива, роста цен, ухудшении экологической ситуации. В странах Западной Европы, которые резко улучшили экологические показатели своей промышленности за счет новых технологий и выведения «грязных» производств в развивающиеся страны, основным загрязнителем воздушного пространства является именно автотранспорт.
Пример 2. Аналогично обстоят дела и с промышленностью. Сегодня положительный эффект промышленности зачеркивается отрицательным экологическим эффектом, что опять-таки связано с количественными изменениями.
Пример 3. Энергетика. Традиционная на сегодня энергетика – гидроэлектростанции и тепловые электростанции. Сегодня их польза (обеспечение человечества энергией) перекрывается отрицательным (опять-таки. ) экологическим фактором. Крупные гидроэлектростанции с их водохранилищами не только нарушают гидрогеологические условия, но даже влияют на тектоническую деятельность Земли. Теплоэлектростанции, особенно, работающие на угле, являются основными загрязнителями окружающей среды радиоактивными элементами (это, не считая кислотных дождей и золошлаков). Тем не менее, малые гидро- и теплоэлектростанции (работающие на древесине) сохраняют на сегодня за собой положительные факторы.
Теперь геополитические примеры. Следует признать, что высокоразвитые страны и, в первую очередь, США в 20 веке сделали выдающиеся шаги в направлении стратегического планирования своего развития на Земле. Определенную роль в этом сыграла Великая Октябрьская революция, СССР и страны соцлагеря. Тем не менее, даже мудрый капитализм так и не желает учитывать объективные законы диалектики. Наиболее сильно этому мешают частнособственнические интересы. С 80-х годов происходит реализация стратегических планов, разработанных в 40-70-х годах. Большое значение в этих планах отводилось космонавтике. Экспансия высокоразвитых стран ограничивается размерами Земли и количеством стран. При существующей неэкономной, энергозатратной и энергоизлучающей экономике основные надежды, связанные с ресурсной базой, были на планеты солнечной системы (Луна, Марс). Однако космическая экспансия по ряду объективных факторов задерживается. И это приводит как раз к резким количественным изменениям на Земле. И, согласно Закона о переходе количества в новое качество, это приводит к появлению нового качества. К, сожалению, негативного. «Демократия» и высокий уровень жизни высокоразвитых стран являлся рекламным двигателем их экспансии в развивающиеся страны в постколониальную эпоху. И это принесло им успех (особенно США). Эти страны перешли в новую – постиндустриальную – фазу. Они вынесли многие опасные производства в страны с материально-энергетическими и людскими ресурсами. Они создали транснациональные корпорации и наднациональные кредитно-финансовые системы с колоссальными средствами. Но законы диалектики неумолимы. В странах, куда распространилась экспансия высокоразвитых стран, неизбежно стал подниматься уровень экономики, уровень жизни, уровень потребления, что неизбежно привело к напряжению на мировом рынке энергоресурсов (и нынешнему росту цен на энергоносители). Это в свою очередь вызвало практически военную экспансию США в страны с такими ресурсами. И многие аналитики считают неизбежным в ближайшем будущем военный конфликт между высокоразвитыми странами и Китаем.
Из всего вышеприведенного выплывает яркий пример проявления второго Закона диалектики: единства и борьбы противоположностей. В любом явлении уже изначально сосуществует добро и зло (положительное и отрицательное). В какой-то период развития (одно количественное соотношение) преобладает одно качество, а в другой (при росте количественных изменений) – другое. Но отсюда же вытекает и теснейшая связь этих двух Законов.
В Природе эти Законы гармонизированы и обеспечивают практически идеальный механизм развития материи. Они являются причиной многообразия в Природе (Материи), что служит обеспечению устойчивости. Человечество создало свою Техногенную Природу – бледную копию матери-Природы. Инстинктивно человечество понимает положительную и стабилизирующую роль многообразия. И пытается это реализовать. Но чаще всего идет симуляция многообразия. Более того, процесс глобализации, начавшийся в эпоху великих географических открытий и сыгравший определенную положительную роль, сегодня уменьшает разнообразие земной цивилизации, так как упрощает, нивелирует имеющиеся национальные особенности. Создание глобальной информационной сети (Интернет), проведение финансовых операций и платежей в формате реального времени, вероятно, играет положительную роль в тактическом плане для экономики многих стран. Однако и все негативные процессы в экономике будут распространяться с такой же скоростью. По аналогии с физикой – это означает уменьшение сопротивления или инертности системы. И негативный результат будет похож на короткое замыкание, от которого пострадают все. То есть скорости реализации Закона единства противоположностей возрастают максимально: время перехода положительного фактора на отрицательный резко уменьшается. В таких условиях для всех на Земле было бы лучше, если бы у Власти были люди, понимающие диалектику развития и способные влиять на происходящие процессы, быстро реагировать на изменения. Человеческая цивилизация в техническом смысле похожа на сложнейший, многоэтапный технологический процесс. И если в Природе (Материи) все ее элементы (кроме человека) подчиняются Законам Природы, то в техногенной Природе человеческой цивилизации этого нет. Здесь много субъективных факторов. В этом главная проблема. И в определенном плане Глобализация – это, вероятно, также и попытка активного управления происходящими процессами в масштабах всей цивилизации. Однако реализация этой попытки идет, как уже указывалось выше, по пути упрощения, что может сказаться на устойчивости всей системы.
В Природе, объективно говоря, отсутствуют понятия добра и зла. В ней все проще и, одновременно, сложнее. Но все происходящие процессы направлены на совершенствование системы, адаптации ее к изменяющимся условиям пространства-времени, на повышение устойчивости.
Выше мы говорили о тех явлениях, которые изначально имели положительный импульс. Но как обстоят дела с явлениями в человеческой цивилизации, которые изначально имеют отрицательный импульс. Повторю: есть Закон единства противоположностей. В капиталистическом и любом классовом обществе он проявляется, например, в бедности и богатстве. Бедность и богатство – это два неразделимых явления: без богатых нет бедных, без бедных нет богатых. Обогащение одних оборачивается бедностью для других. И иначе быть не может, так как любое общество и государство можно сравнить с котелком, из которого все черпают. Если кто-то берет больше, то другим остается меньше. И все мы видим, какая идет политическая драка, чтобы быть ближе к Власти, а, значит, и к кормушке. Но борьба за место у кормушки – это только внешне похоже на борьбу за выживание, какая есть в Природе. Там борьба за выживание направлена, в конце-концов, на выживание всего вида и даже на выживание всей живой материи.
Борьба за выживание в человеческом обществе ничего общего с этим не имеет. Более того, эта борьба ведет не только к деградации человечества, но и создает угрозу другим формам жизни на Земле. Мы – человечество – считает себя царями Природы, но мы забыли, что мы только ее часть. И если мы сами не боремся за выживание себя как вида и не осуществляем общую стратегию по выживанию всего живого на Земле, то Природа Земли без сожаления расстанется со своей частью, которая несет угрозу ей. Все просто. Самое интересное, что все мы делаем своими собственными руками. Да, может быть, согласно Закону единства противоположностей, человеческая цивилизация и является противоположностью Живой Природы. Но это должно быть единство противоположностей, направленное на развитие живой формы Материи. Если это не так, то от этой противоположности Природа просто избавится, как от ошибочного элемента. Эта функция заложена в Природе и Материи: в случае накопления негативных явлений качественные изменения проявляются в распаде неудавшейся системы. Материя как бы отступает назад, чтобы начать новое развитие с учетом приобретенного опыта.
Материальное производство – это основа экономики человеческой цивилизации. Хотя многие считают, что торговля – это основа экономики. Похоже. Что в это поверили даже многие политики. Действительно, высокая производительность труда в высокоразвитых странах привела к тому, что в материальном производстве занята незначительная часть трудоспособного населения. Высокие технологии, информационные технологии только способствуют повышению производительности труда, но не заменяют материальное производство. Творческая деятельность и интеллектуально наполненное материальное производство способствуют прогрессу человеческой личности. Нематериальное производство (сфера обслуживания), не связанное с интеллектуальным трудом, к, сожалению, как отмечают специалисты, ведут к деградации личности. Как и безработица.
18.01.08 г.
Диалектика: что это простыми словами, краткий обзор, законы
Что такое диалектика?
Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Внутренним источником непрерывного движения в таких системах считается взаимодействие имеющихся в них противоположностей. Также диалектикой называют подход к познанию окружающего мира, основанный на этом учении. Кроме того, в подходящем контексте данный термин может использоваться для обозначения самого процесса движения и развития чего-либо (например, «диалектика истории»).
Иногда термин «диалектика» используется для обозначения подхода к спору, строящегося на нахождении и эксплуатации противоречий в суждениях оппонента. Это значение считается устаревшим, однако используется довольно часто. При этом не следует путать диалектику с софистикой. Если софистика использует осознанное нарушение законов логики, то диалектика подразумевает лишь тщательный анализ аргументов оппонента и нахождение в них логических противоречий.
Термин «диалектика» образован от древнегреческих слов διά («диа») и λέγω («лего»). Первое переводится как «продвижение сквозь», «проникновение». Второе слово имеет много переводов, но в данном контексте наиболее уместны варианты»излагать», «говорить правильно».
Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:
При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.
Законы диалектики
Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.
1. Закон единства и борьбы противоположностей
Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).
Для этих противоположностей выполняется ряд условий:
В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные
Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок). Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).
3. Закон отрицания отрицания
Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.
Принципы диалектики
Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.
Категории диалектики
Также для полного понимания того, что такое диалектика, разберём основные категории, которыми она оперирует:
Исторические формы диалектики
Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.
Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.
1. Наивная (стихийная) диалектика античности
Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.
2. Умозрительная диалектика Средних веков
Поскольку в тот период философия, как и другие науки, вынуждена была обслуживать интересы церкви, диалектика Средних веков подразумевала деление мира на «несовершенный» земной и «совершенный» небесный. Основная её цель заключалась в том, чтобы увязать сакральную и мирскую ипостась мира, объединить в целостную систему небесное и земное.
В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:
Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.
3. Диалектика эпохи Возрождения
Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.
4. Идеалистическая диалектика Гегеля
Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.
5. Материалистическая диалектика Маркса
Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.
Альтернативы диалектики
Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:
Заключение
Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.
К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы. Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.