дидактический материал что это такое

Дидактические материалы: виды и применение

О важности воспитания детей знает каждый человек на земле, но этот процесс нельзя назвать одним из простых в жизни. Чтобы облегчить поставленную задачу, были разработаны дидактические материалы, они могут существенно улучшить обучение не только юнцов, которые посещают детские сады, но и школьников.

Подробное рассмотрение всех основных аспектов поможет взрослым понять, насколько действенным может быть применение всевозможных разновидностей подобного приема.

Важные подробности обучения

Дидактические материалы существуют в каждой стране, используя их, можно достаточно грамотно дополнить основной курс и добиться большего результата за меньшее количество времени. К таким разработкам специалистов относят:

Если брать во внимание общеобразовательные заведения, то в число материалов входят тетради, учебники, сборники заданий и другие разновидности дидактического образца. Их цель сделать обучение менее обременительным для детей, интерес к процессу поспособствует лучшему усвоению доносимой преподавателями информации.

дидактический материал что это такое. Смотреть фото дидактический материал что это такое. Смотреть картинку дидактический материал что это такое. Картинка про дидактический материал что это такое. Фото дидактический материал что это такое

Не менее действенными будут специальные задачи, которые школьники смогут решать самостоятельно и поделки, их получится сконструировать с преподавателем или одним из родителей.

Ребенок может не только воспринимать важные моменты урока на слух, но и рассматривать соответствующие рисунки, формы, картинки и примеры, что сделает информацию максимально интересной и доступной для понимания.

Организовать разнообразие в процессе обучения не менее важно, эту задачу нельзя назвать сложной, особенно когда вопросом занимается взрослый человек с образованием педагога.

Современные технологии позволяют внедрять видео или презентацию с помощью мониторов или ноутбука, в прошлом такие возможности отсутствовали, слайды на проекторе не приносили столько эмоций.

Общепринятые виды

Учебные наглядные пособия могут быть различными, дидактический материал подбирается исключительно под определенную аудиторию. Преподаватель обсуждает с учениками, что будет лучше применить из перечня доступных пособий. Нельзя отбрасывать и такие нюансы как:

К демонстрационным материалам относятся всевозможные плакаты, таблицы и сборники заданий. Подобные издания могут быть использованы не только в общеобразовательных заведениях, например для того чтобы научить детей понимать геометрию, начинать стоит с самого раннего возраста, а именно детского сада.

Доступность метода не вызовет вопросов, некоторые элементы получится изготовить собственными руками или поручить юнцам. Сконструированные вещи помогут детям, научиться бережно относиться к чужому труду, аккуратно работать с элементами оформления.

дидактический материал что это такое. Смотреть фото дидактический материал что это такое. Смотреть картинку дидактический материал что это такое. Картинка про дидактический материал что это такое. Фото дидактический материал что это такое

Материал раздаточного образца

Такой дидактический прием будет максимально оценен младшими группами, наглядным примером станет разноцветный веер с вкладышами, на которых будет расположена определенная информация.

Не менее эффектным можно назвать перекидной вариант исполнения со шнуровкой. Применяя подобные материалы, можно существенно повысить успеваемость любого человека, донести больше полезной информации и довольно хорошо увлечь юных учеников.

дидактический материал что это такое. Смотреть фото дидактический материал что это такое. Смотреть картинку дидактический материал что это такое. Картинка про дидактический материал что это такое. Фото дидактический материал что это такое

Действенность таблиц

Подобные наглядные пособия могут быть очень разнообразными, поэтому такой прием относится к отдельной группе занятий. Составленные полотна зачастую бывают справочного характера, тренировочные, познавательные и тестовые, применяются специально продуманные столбцы или схемы для лучшего донесения информации.

К распространенным видам относят следующие дидактические материалы в таблицах:

Электронные приспособления

Современные технологии нужно использовать не только для развлечения, но и на благо человечества, именно поэтому в большинстве школ вводят такой дидактический материал.

Распространенными по всем городам стали видео уроки, их даже предлагают взрослым людям, что говорит о высоком проценте практичности такого приема. В них можно найти все необходимые схемы, таблицы, фотографии и прочие вспомогательные вещи.

Удобство электронных пособий налицо, отпадает надобность накапливать огромное количество бумажных изделий, конспектов, но заменять их полностью специалисты не советуют.

К положительным сторонам можно смело отнести следующее:

Игры с уклоном на обучение

Подобный прием будет очень действенным по отношению к непоседам младшего возраста, их нужно максимально завлечь для того, чтобы донести определенную информацию.

Игра – это часть жизни любого юнца, поэтому нужно пользоваться моментом для использования дидактических материалов простого образца.

дидактический материал что это такое. Смотреть фото дидактический материал что это такое. Смотреть картинку дидактический материал что это такое. Картинка про дидактический материал что это такое. Фото дидактический материал что это такое

Ребенок не только получит удовольствие от процесса, если его хорошо продумать, но и выучит некоторые важные предметы образования на начальном уровне, что поможет ему быстрее вникнуть в программу общеобразовательных заведений.

Подобного рода подготовка будет отличным стартом без ущерба юному возрасту, если преподносить информацию в игровой форме.

Источник

Что такое дидактические материалы? Виды учебных наглядных пособий. Обучающие игры

Что такое дидактические материалы? Это всевозможные материалы, предназначенные для улучшения процесса обучения или развития детей в школе или в детском саду. Ну а далее более подробно о том, что такое дидактические материалы для школы, садика и просто занятий.

дидактический материал что это такое. Смотреть фото дидактический материал что это такое. Смотреть картинку дидактический материал что это такое. Картинка про дидактический материал что это такое. Фото дидактический материал что это такое

Что к ним относят

К дидактическим можно отнести материалы, которые грамотно дополняют обучение:

дидактический материал что это такое. Смотреть фото дидактический материал что это такое. Смотреть картинку дидактический материал что это такое. Картинка про дидактический материал что это такое. Фото дидактический материал что это такое Вам будет интересно: Инволюция тимуса: определение, нормы и значение

Для дошкольных учреждений это более простые материалы, которые направлены на обучение в игре. В школе это контурные карты, учебники, рабочие тетради, сборники задач, то, что делает учебу интереснее и эффективнее.

Дидактические материалы помогают самостоятельно выполнить задание. Также школьники изготавливают такие обучающие пособия своими руками или вместе с педагогом.

С их помощью легче осваивается урок и запоминается новая информация. Так как во время занятия ребенок не только слушает, но и рассматривает всевозможные примеры, рисунки, картинки.

дидактический материал что это такое. Смотреть фото дидактический материал что это такое. Смотреть картинку дидактический материал что это такое. Картинка про дидактический материал что это такое. Фото дидактический материал что это такое Вам будет интересно: Школа № 1253: отзывы, адрес, педагогический состав, фото

Обучение становится разнообразнее. Для более наглядного понятия о новом материале учитель даже может показать интересное видео или презентацию. Это тоже дидактический материал. Ученики с интересом относятся к такой подаче материала.

Дидактический материал также применяется для закрепления пройденного урока и его дальнейшего освоения.

Дети изучают разные способы подачи информации и учатся с ними правильно работать, выбирать важную информацию.

Разберем подробнее, какие бывают виды учебных наглядных пособий.

Учебные учреждения совместно с учителями сами выбирают, какие наглядные пособия необходимы для процесса обучения. При этом учитывают наглядность, возрастные особенности детей, степень индивидуальности.

дидактический материал что это такое. Смотреть фото дидактический материал что это такое. Смотреть картинку дидактический материал что это такое. Картинка про дидактический материал что это такое. Фото дидактический материал что это такое

Разнообразные демонстрационные пособия

К таким пособиям можно отнести плакаты, таблицы, приложения к учебникам, сборники задач. Еще такие материалы называют раздаточный материал. Такие пособия часто используют педагоги и в школе, и в детском саду. Это, пожалуй, самый доступный материал, его также можно подготовить самостоятельно. Изготовление дидактических пособий своими руками учит детей уважать чужой труд, бережно относиться к учебным пособиям.

Раздаточный материал

Для маленьких учеников можно использовать необычный раздаточный материал в виде веера, с различными вкладышами, перекидной вариант, со шнуровкой. Такое интересное исполнение точно увлечет юного ученика, и он усвоит больше новой информации.

дидактический материал что это такое. Смотреть фото дидактический материал что это такое. Смотреть картинку дидактический материал что это такое. Картинка про дидактический материал что это такое. Фото дидактический материал что это такое

Муляжи, макеты, модели измерительных приборов

дидактический материал что это такое. Смотреть фото дидактический материал что это такое. Смотреть картинку дидактический материал что это такое. Картинка про дидактический материал что это такое. Фото дидактический материал что это такое

Таблицы

Это тоже раздаточный материал, но наглядные материалы в виде таблиц очень разнообразны, поэтому их относят в отдельную группу. Таблицы существуют справочные, тренировочные, познавательные, тестовые. Информация в таблицах расположена группами в виде столбцов, различных схем, диаграмм. Таблицы больших размеров используют как плакат и вешают на стену.

Обучающие дидактические материалы (таблицы и графики) бывают нескольких видов:

Изображения, различные картинки

Изображения предметов, животных, карточки с картинками или схемами. Для более наглядного изображения рисунок может быть выполнен на большом формате и использоваться как плакат. Для каждого предмета свои обучающие плакаты с изображениями.

Электронные пособия

Что такое дидактические материалы в электронной форме? Это видеоуроки, различные презентации, электронные аудио- и видеокниги.

Самым эффективным из всех электронных пособий являются видеоуроки, при просмотре такого материала усваивается большая часть информации. При помощи видеоурока ученик самостоятельно может изучить тему, такой вариант удобен при болезни ученика или при обучении дистанционно.

Такие материалы дополнены таблицами, схемами, фотографиями, что делает процесс обучения более увлекательным.

Так, при использовании электронных материалов отпадает необходимость в целой куче бумажных конспектов и наглядных пособий, но естественно это не заменяет их полностью.

При дистанционном обучении есть возможность задавать вопросы учителю онлайн, выполнять практические работы и сдавать их на проверку.

Наличие электронных материалов в современном мире необходимо и выполняет огромную роль в процессе обучения:

дидактический материал что это такое. Смотреть фото дидактический материал что это такое. Смотреть картинку дидактический материал что это такое. Картинка про дидактический материал что это такое. Фото дидактический материал что это такое

Обучающие игры

Рассмотрим еще один вариант обучения, для которого используются различные дидактические материалы. Это обучающие игры.

Такой элемент обучения чаще используют в детском саду или для младших школьников.

Все игры можно классифицировать на группы:

Источник

Консультация «Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ»

Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ

«Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступени развития его личности». [3]

Л. С. Выготским были заложены основы представлений о ведущей деятельности.

«Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста».

«Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования». Для того чтобы ребёнка игра обучала, приносила положительные эмоции в процессе игры в ДОУ воспитатели выбирают и создаются специальные дидактические пособия. С помощью дидактических игр дети развиваются, воспитываются и обучаются во время своей естественной деятельности. [4]

Для создания такой игры требуются дидактические материалы.

Какое значение имеет дидактический материал в детском саду?

Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда, в которой находятся дети, должна быть в первую очередь содержательно-насыщенной. То есть образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами (дидактическими, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарём. В этом контексте большое значение играют правильно подобранные дидактические материалы. Они являются помощниками педагога для развития способностей ребёнка и научению чему-то новому. Такие материалы должны быть эстетически привлекательными, приятными на ощупь, красочными, яркими для активизации интереса и привлечения внимания ребёнка.

Что же такое дидактический материал?

«Дидактический материал — особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени». [2]

Дидактические материалы в дошкольных учреждениях — это материалы простые по своему содержанию и направлены на обучение в игре, дополняют его и используются в процессе его реализации (обучающие игры, различные карточки, рисунки, схемы, презентации).

В процессе игры ребёнок приобретает новые знания и умения.

Качества которыми должны обладать дидактические материалы: вариативность форм и способов подачи материала; ориентация на обучение с опережением; увлекательность содержания; нацеленность на развитие мыслительных способностей.

Цели применения дидактических материалов:

развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;

формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);

создание положительного эмоционального настроя;

развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);

развитие речевых навыков;

обучение счёту, грамоте.

Все дидактические материалыподразделяются на несколько видов:

Предметно-образные пособия-раскрываются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Натуральные (созданы из природных материалов) и объёмно-образные дидактические материалы:

Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов.

Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета (модели, макеты, муляжи и др.).

Знаковые дидактические материалы – оформлен как материал в картинках, раздаточный материал, демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и др.)

Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей (предметные и сюжетные картинки, разнообразные карточки, портреты, аппликации, фото, фильмы и др.).

Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно.Процесс создания пособий включает ряд этапов:

Выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал (например «Основные цвета»).

Своевременное планирование использования созданного дидактического материала.

Подбор дидактических материалов зависит не только от материальной оснащенности ДОУ, но и от поставленных целей учебной работы, методов, возраста детей, а также от характерных особенностей отдельно взятых НОД.

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора. [9]

1. Куликовская Т. «Дидактический материал «Мир вокруг нас», «Животные Арктики и Антарктики»

3. Популярная психологическая энциклопедия. — М. : Эксмо. С. С. Степанов. 2005. (с. 102)

4. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термин, актуальная лексика. — М. : НМЦ СПО. С. М. Вишнякова. 1999.

5. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е. С. – Минск, 2006, с. 184-185.

Источник

Дидактические материалы для детского сада: значение, цели применения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №368 СП

Дидактические материалы для детского сада

Выполнила: воспитатель Филатова А. С.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю проходят в помощь правильно подобранные дидактические материалы. Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т. д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всей группой.

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

1. принцип доступности (дидактические материалы подбираются воспитателем согласно достигнутого уровня детей);

2. принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

3. принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

4. принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

5. принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

6. принцип познавательной мотивации;

7. принцип проблемности (в ходе работы ребенок должен решить конкретную дидактическую проблему,используя для этого свои знания, умения и навыки; в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мативационную,волевую,эмоциональную и другие сферы).

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями. Например, если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля. Система дидактических материалов в образовательном процессе должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение детей различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

тактильной чувствительности и развитие мелкой моторики;

формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);

создание положительного эмоционального настроя;

развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);

развитие речевых навыков;

обучение счёту, грамоте.

Основные виды дидактического материала в ДОУ.

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

1. Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (гербарии, коллекции минералов, камней,насекомых).

2. Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета. Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят: модели,муляжи,макеты,лэпбуки.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:

предметные и сюжетные картинки,

Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как: материал в картинках,раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника); демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).

Если говорить, в целом, то использование дидактических материалов в образовательном процессе, направлено на способствование в решение задачи, стоящих перед воспитателем: помощь учащемуся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.

Список литературы и использованных источников

4. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М. :Просвещение,2008.

5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62—68.

Дидактические игры и их значение в жизни детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42 «Чайка» «Дидактические игры и их значение в жизни.

Консультация «Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ» Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ «Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование.

Дидактические игры для детей младшей группы детского сада 1. «Волшебные веревочки» Цель: Учить детей шнуровать на картинке отверстия, развивать при помощи воспитателя мелкую моторику пальцев. 2.

дидактический материал что это такое. Смотреть фото дидактический материал что это такое. Смотреть картинку дидактический материал что это такое. Картинка про дидактический материал что это такое. Фото дидактический материал что это такоеДидактические материалы для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук «Малая Родина, милый наш Бор!» Дидактические материалы. Для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук «Малая Родина, милый наш Бор!» Воспитание патриотических чувств.

Дидактические материалы по русскому языку по теме «Сложное предложение» Дидактические материалы по теме «Сложное предложение» ЧАСТЬ А. Расставьте знаки препинания. Книга источник знания. Книги шептали мне о другой.

дидактический материал что это такое. Смотреть фото дидактический материал что это такое. Смотреть картинку дидактический материал что это такое. Картинка про дидактический материал что это такое. Фото дидактический материал что это такоеГеокешинг-игра «Кто быстрее до цели» Геокешинг – игра «Кто быстрее до цели» Цель: формировать умение ориентироваться в окружающей обстановке. Задачи: Стимулировать развитие.

Консультация для родителей «Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий» До середины 20 века Россия была самой читающей страной. Сейчас же данные говорят о том, что 40 % населения не читает вообще. Ведь чтение.

Сценарий праздника «Сказки детского сада» к юбилею детского сада Сценарий для праздника «Сказки детского сада «Лучик»», посвящённый юбилею детского сада. Под музыку фанфар выходит ведущий. Ведущий: —.

Сценарий праздника «День рождения детского сада» для всех возрастов детского сада «День Рождения детского сада» Ведущая:Карлсон: Чунга-Чанга: Робот: Ведущая: Здравствуйте, дети и взрослые! Сегодня мы собрались с вами,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *