дикая охота что это такое
Дикая охота
Дикая охота — миф, имевший распространение в Германии и Британии, но известный и в других странах, относится к скандинавской мифологии.
Содержание
История
В средние века миф о Дикой Охоте был распространен в основном в Германии. Считается, что миф распространялся «по стопам» христианства. В более поздний период миф о Дикой Охоте был зафиксирован также в Ирландии, Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии. Отголоски легенды были зафиксированы в Англии в 1950-х годах, как вариант о «Роге Дикой Охоты».
Содержание мифа
Дикая Охота — группа призрачных всадников-охотников со сворой собак. Происхождение легенд о ней несет норвежские мифологические корни.
Согласно скандинавской легенде, бог Один со своей свитой носится по земле, собирая души людей. Если кто-либо встретится с ними, то попадет в другую страну, а если заговорит, то погибнет. В Британии бытует версия о том, что охоту возглавляет король или королева эльфов, они могли похищать встретившихся детей и молодых людей, которые становились слугами эльфов.
В фольклоре Северной Германии призраками предводительствует женщина Холда (Холте, Холле, Хулда или Холде) — богиня материнства и домашнего очага. В Южной Германии она известна под именем Берта(Берхта, Перхта), а в Норвегии — как Фригг. Она стережет души некрещеных детей [источник не указан 583 дня] и связана с Луной, отождествляется с римской Дианой.
Призраки наказывают порочных и ленивых. Если оставить пищу перед дверями, то призраки съедят её, но пища снова появится перед тем, как кавалькада духов двинется дальше. Считалось, что некрещёные умершие, особенно дети, становились забавой для собак Дикой Охоты, которые гнали их в ад.
Предводитель охоты
В разных странах разные личности и мифологические существа считались предводителями процессии Дикой Охоты.
Также предводителя нередко отождествляют с Дьяволом.
Миф в мировой культуре
В фэнтези
Мотив дикой охоты довольно часто используется авторами фэнтези. Среди них:
В музыке
В играх
Компьютерные игры Morrowind (аддон Bloodmoon), Darklands,Skyrim используют мотивы дикой охоты.
В настольной ролевой игре Dungeons & Dragons Дикая Охота была введена в виде двух NPC (Предводителя и Гончей Охоты) в книге-расширении Monster Manual V.
Дикая охота
Это воинство отправляется в объезд главным образом после Рождества, когда происходят крупные пьяные потасовки. Когда какой-либо человек слышит, как приближается это воинство, он должен уступить ему дорогу и пасть лицом вниз, словно спит.
«Дикая охота» это кавалькада призраков-охотников на лошадях и с собаками. Явление происходит из норвежской и тевтонской мифологии. Штормовыми ночами бог Один во главе всадников скачет по небу со сворой лающих собак.
Войско возглавляет Гуро-Риссе или Рейса-Рова с длинным хвостом, по которому ее легко отличить от остальных. За ней едет верхом множество народа обоих полов. Если смотреть на этих существ спереди, они кажутся высокими и красивыми — как всадники, так и их лошади, — но в конце этого шествия нельзя увидеть ничего, кроме длинного хвоста Гуро-Риссе.
Лошади этой рати черны, как уголь; глаза их светятся в темноте как огонь. Лошадьми управляют с помощью раскаленных прутьев и железных поводьев. Крики всадников создают столь ужасный шум, что его можно слышать на большом расстоянии. Они передвигаются по водной поверхности столь же легко, как и по земле.
Копыта лошадей едва касаются поверхности воды. Если они сбрасывают свое седло на крышу какого-нибудь дома, один из обитателей его должен умереть. Там, где рать Аасгаардсреи пристраивается на выступе над дверью, будет драка или убийство в пьяной потасовке. До поры до времени они ведут себя спокойно, но стоит только раздаться конскому ржанию или прозвенеть уздечке, как начинается драка и происходит убийство.
Это воинство отправляется в объезд главным образом после Рождества, когда происходят крупные пьяные потасовки. Когда какой-либо человек слышит, как приближается это воинство, он должен уступить ему дорогу и пасть лицом вниз, словно спит, поскольку в противном случае его схватят и либо утащат, либо оставят где-нибудь далеко в обезумевшем состоянии.
Тот человек, который примет меры предосторожности, отделается тем, что пролетающие мимо охотники наплюют на него. Когда они минуют его, он должен сплюнуть в свою очередь; в противном случае впоследствии он получит какое-нибудь физическое повреждение.
У Дикой охоты множество предводителей, и мужчин, и женщин. В сказаниях Северной Германии их предводитель женщина Холда (Холде, Хулда, Холле и Холте) — богиня домашнего очага и материнства. В Южной Германии ее традиционно называют Берта (Берхта, Перхта), под этим именем известна норвежская богиня Фригга. Берта значит «сияющая». Она связана с луной и стережет души некрещеных детей.
Связь Берты с луной привела к отождествлению ее с Дианой, римской богиней луны, так что во главе дикой охоты может быть и Диана. Ее ночной дозор наказывает ленивых и порочных, но если перед дверями оставить пищу, то они съедят ее, а потом она снова появится — перед тем как они двинутся дальше.
После Реформации и упразднения протестантами чистилища Дикая охота стала уделом некрещеных умерших, особенно детей. Некрещеных нельзя было хоронить в освященной земле, их хоронили в северной части церковной ограды, где, как считалось, они оставались под землей. Они становились забавой для собак Дикой охоты, которые гнали их в ад.
Дикая охота существует и в английских сказаниях. В них возглавляет процессию Генри Охотник, или попросту дьявол. По мере распространения христианства языческие боги были низведены до уровня демонов и дьявола.
Во времена охоты на ведьм в Средние века и эпоху Возрождения считалось, что в свиту Дикой охоты входят не только духи мертвых, но и ведьмы и что возглавляет ее Геката, греческая богиня темной стороны луны, покровительница ведьм.
Возглавлять Дикую охоту могут и английские национальные герои, такие как сэр Фрэнсис Дрейк, который носится в сопровождении демонов и безголовых собак по сельским просторам от Тевистока до Плимута в Девоне не верхом, а в призрачной карете или на катафалке.
Корнуоллский вариант Дикой охоты — собаки Денди Дьявола, которые мчатся по земле или над землей и охотятся на души людей. В документах XII века говорится, что число охотников двадцать-тридцать, что они верхом на черных лошадях и черных оленях. С ними черные собаки с ужасными блестящими глазами. От Петербурга до Сэм-хайна в Англий всю ночь слышат монахи звуки охоты — лают собаки, трубят охотничьи рога.
Последние сообщения о Дикой охоте относятся к середине прошлого века — она проносилась по просторам Самхайна в канун каждого церковного праздника. Свидетелям рекомендовалось пасть ниц на землю и читать молитвы, чтобы спасти свои души от пасти адских собак.
Дикая охота
Что такое «Дикая охота»
Издавна люди боялись многих природных явлений и давали им мистические описания. Со временем эти явления нашли своё объяснение и обоснование, и мифы немного отступили в сторону. Но не всем явлениям человек смог дать объяснение. И одним из таких явлений считается вереница существ, что проносятся по небу в преддверии великих бед и катаклизмов. Называется это Дикой Охотой или Диким Гоном – явление, когда призраки давно умерших скачут по небу в поисках добычи и спускаются на землю, чтобы её забрать.
Происхождение и видовая принадлежность
Дикая охота появляется лишь в преддверии войн и катаклизмов. И она представляет собой объединение нескольких типов существ, что очень осложняет её классификацию. Установить, как она появляется тоже невозможно, известно лишь, чему она предшествует. В целом существа Дикой Охоты в своём подавляющем большинстве относятся к призракам, хотя есть и исключения.
Легенды утверждают, что в преддверии катаклизмов, король собирает свою свиту со всего мира и отправляется на великую охоту за людскими душами. Те из людей, кого забирает дикая охота становятся его частью, поэтому среди её представителей можно увидеть людей из самых разных племён и народов, которые хоть и охотятся вместе, но охотятся сами по себе.
Внешний облик
Все упоминания о Дикой Охоте сходятся в одном и ужасно точны в этих сходствах. Сначала издалека доносится оглушительный вой, а затем по небу проносится вереница призрачных всадников в сопровождении ужасающе огромных гончих, которые хватают зазевавшихся людей и уносят следом за собой. Охоту всегда возглавляет король, описание которого идентично во всех рассказах об этом явлении – высокий, статный и полуразложившийся труп, что несётся вперёд на огромном белом коне.
Существа, участвующие в охоте
Начинается Дикая Охота с гончих – огромных, размером с лошадь, собак, которые свои воем знаменуют приближение короля. Эти гончие весьма разнообразны, некоторые из них похожи на хаски, другие на адских гончих, в-третьих угадываются черты волколаков. Но все они подчиняются королю и строго следуют по избранному им направлению.
Следом за гончими двигаются загонщики, кто пеший, кто на конях. Они наиболее разношёрстны в Дикой Охоте. Их роль кажется незначительной – они привлекают внимание, приковывают взгляды, иногда гоняются за жертвами, но никогда им не позволяется убивать тех самых жертв. Вероятно, загонщики набираются их жертв предыдущей охоты, а на следующей уже предстают в качестве охотников.
Охотники. Наиболее призрачные фигуры, которые приобретают сходства и общие черты с королём. Если загонщики похожи на обычных людей, то охотники имеют следы разложения на телах. Они обладают правом убивать или задерживать жертв для короля, чтобы тот мог самолично оборвать жизнь наиболее лакомой жертвы.
Король дикой охоты. Наиболее разложившаяся и самая призрачная фигура в этом явлении. В описаниях упоминается, что плащ короля окутывает собой всю охоту и оставляет за ней долгий шлейф странного свечения. В легендах описывается, как «всадник бледный, на коне бледном», вероятно в библейской мифологии именно это описание и было присвоено одному из всадников Апокалипсиса «и имя тому всаднику, – смерть». Учитывая функции и условия появления этого короля перед людьми такая теория кажется очень правдивой.
Дикая Охота ужасающее и страшное явление, которое согласно летописям дважды проносилось по миру. Ужаса в изучение летописей добавляет осознание того факта, что упоминания о Дикой Охоте или подобном явлении встречаются повсеместно и даже датируются одним временем. Это явление собирает человеческие души и таким образом разрастается. Но ведь может быть и так, что вопреки устоявшемуся мнению Дикая Охота спасает эти души принимая в своё лоно и защищая от более ужасной гибели.
Мифология народов мира
Дикая Охота
Уильям Йейтс, ВОИНСТВО СИДОВ
Всадники скачут от Нок-на-Рей,
Мчат над могилою Клот-на-Бар,
Кайлте пылает, словно пожар,
И Ниав кличет: Скорей, скорей!
Выкинь из сердца смертные сны,
Кружатся листья, кони летят,
Волосы ветром относит назад,
Огненны очи, лица бледны.
Призрачной скачки неистов пыл,
Кто нас увидел, навек пропал:
Он позабудет, о чем мечтал,
Все позабудет, чем прежде жил.
Скачут и кличут во тьме ночей,
И нет страшней и прекрасней чар;
Кайлте пылает, словно пожар,
И Ниав громко зовет: Скорей!
B псевдо-валлийской мифологии Дикая Охота носит несколько иной характер, чем в средневековых и скандинавских преданиях. Друиды, владевшие тайнами переходов в Нижний Мир, могли вызвать Дикую Охоту сознательно, иным же людям она могла явиться против их воли. Встреча с Дикой Охотой не всегда предвещала беду. В кельтской традиции Дикая Охота и Нижний Мир не носили демонического характера, хотя для простых людей могли представлять и опасность. Выглядела Дикая Охота следующим образом: впереди всадников с громким лаем мчались белые собаки с красными ушами (характерные цвета животных из потустороннего мира в кельтской традиции). Среди всадников могут быть низшие божества, эльфы и прочие загадочные существа из Иного Мира. Возглавляет Дикую Охоту по одной из версий правитель Нижнего Мира Араун. В других вариантах преданий предводителем Дикой Охоты был Гвин ап Нудд. Так же среди предводителей упоминались Манавидан маб Хлир, короли фоморов, Бран Благословенный и многие другие.
Призраки наказывают порочных и ленивых. Если оставить пищу перед дверями, то призраки съедят её, но пища снова появится перед тем, как кавалькада духов двинется дальше. Считалось, что некрещёные умершие, особенно дети, становились забавой для собак Дикой Охоты, которые гнали их в ад.
* В Средние века считалось, что в свиту входят ведьмы и их возглавляет Геката, богиня темной стороны Луны, покровительствующая ведьмам.
* В корнуоллском варианте легенды Дикая Охота — это свора собак Денди Дьявола.
* В документах XII века указывается, что количество всадников равно 20—30 и то, что они верхом на чёрных оленях, либо на чёрных лошадях, со страшными чёрными собаками.
* Считается, что последний раз Дикую Охоту видели в 1940-ых годах в Самхайне в канун церковного праздника.
В разных странах разные личности и мифологические существа считались предводителями процессии дикой охоты.
СОДЕРЖАНИЕ
Сравнительные данные и терминология
Германская традиция
Также засвидетельствованы имена Åsgardsreia (по- норвежски : «шумные всадники», «Поездка Асгарда») и Odens jakt или Vilda jakten (по- шведски : «охота Одина » или «дикая охота»).
Британия и европа
Историография
— Фольклорист Якоб Гримм.
В Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье:АттестацииГерманияВ основном участвовали собаки и волки. В некоторых районах оборотни изображались как воруют пиво, а иногда и еду в домах. Лошади изображались двух-, трех-, шести- и восьминогими, часто с огненными глазами. В вариантах «Войска», в основном встречающихся в южной Германии, впереди выходил человек, предупреждая людей, чтобы они уходили с улиц до прихода вооруженных людей, которые иногда изображались сражающимися друг с другом. Особенностью версии «Охота», обычно встречающейся в северной Германии, было преследование и поимка одного или нескольких демонов женского пола или оленя в некоторых версиях, в то время как у других вообще не было добычи. Иногда в сказках охотник ассоциируется с драконом или дьяволом. Одинокий охотник ( der Wilde Jäger ) чаще всего ездит на лошади, редко в конной повозке, и обычно в его компании есть несколько гончих. Если упоминается жертва, чаще всего это молодая женщина, виновная или невиновная. Баллада Готфрида Августа Бюргера Der wilde Jäger описывает судьбу дворянина, который осмеливается охотиться в субботу и находит и проклятие, и стаю демонов глубоко в лесу. В большинстве сказок рассказывается о том, как кто-то сталкивается с Дикой охотой. Если этот человек выступит против охотников, он будет наказан. Если он помогает на охоте, он будет награжден деньгами, золотом или, чаще всего, ногой убитого животного или человека, которую часто проклинают таким образом, что избавиться от нее невозможно. В этом случае человек должен найти священника или мага, способного запретить его, или обманом заставить Дикой Охоты забрать ногу, попросив соли, которую охота не может доставить. Во многих версиях человек, находящийся прямо посреди дороги во время столкновения, безопасен. СкандинавияВ западной Швеции, а иногда и на востоке, говорили, что Один был дворянином или даже королем, который охотился по воскресеньям и поэтому был обречен выслеживать и убивать сверхъестественных существ до скончания веков. По некоторым данным, Один не ездит верхом, а путешествует на колесном транспортном средстве, в частности, на одноколесной повозке. В некоторых частях Смоланда люди полагали, что Один охотился с большими птицами, когда собаки устали. Когда было нужно, он мог превратить стаю воробьев в вооруженное войско. Если бы дома были построены на бывших дорогах, они могли быть сожжены, потому что Один не изменил своих планов, если бы он раньше путешествовал по этой дороге. На заброшенных дорогах нельзя было построить даже угольные печи, потому что, если бы Один охотился, печь бы загорелась. БританияВ « Хрониках Питерборо» есть рассказ о ночном появлении Дикой Охоты, которое началось с назначения в 1127 году губительного настоятеля монастыря Генри д’Анжели:
ИнтерпретацииПо словам ученого Сьюзан Гринвуд, «Дикая охота» «в первую очередь касается посвящения в дикие, необузданные силы природы в ее темных и хтонических аспектах». Вождь дикой охотыСовременное влияниеО Деде МорозеПредполагается, что роль дикой охоты Вотана во время Рождественского праздника повлияла на развитие голландского рождественского персонажа Синтерклааса и, соответственно, его американского аналога Санта-Клауса во многих аспектах. К ним относятся его длинная белая борода и его серая лошадь для ночных поездок. В современном язычествеВ популярной культуреВ акте 1 оперы Рихарда Вагнера « Die Walküre» 1870 года Зигмунд рассказывает, что его преследовал «Das wütende Heer», что указывает аудитории на то, что это сам Вотан вызвал бурю, которая его прогнала ( Зигмунд) в жилище Хандинга. Дикая охота широко представлена в эпизоде Netflix » Little Witch Academia » «Sky War Stanship», в котором главный герой Акко Кагари и Констанца Амалия фон Брауншбанк Альбрехтсбергер сами участвуют в охоте.
|