дикий помещик почему так называется
Почему сказка называется «Дикий помещик»,какова художественная идея сказки?
Политическая сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» осуждает паразитический образ жизни помещиков и крепостное право в целом.
Художественная идея сказки заключается в едкой сатире на господствующий помещичий класс, празитирующий за счёт крепостных крестьян.
Думаю, не только образ одичавшего, в буквальном смысле сошедшего с ума помещика дал название сказке. Мне кажется, что писатель этим названием названием хотел подчеркнуть, что, если в обществе, погрязшем в праздности, лени и в пороках, появляются такие «дикие» люди, то такое общество больно и нуждается в трансформации.
Художественная идея произведения: обнажая болячки общества, Щедрин хотел привлечь к ним широкое внимание, заставить общественность наконец понять, что, если не меняться, не идти в ногу со временем, можно однажды стать такими же дикими и потерянными для всего мира, как изображенный им персонаж.
«Дикий помещик» краткое содержание для читательского дневника в 5 или 6 предложений
1). Помещику не нравится существование мужика, поэтому молится, чтобы Бог избавил его от мужика.
2). Бог не внял его молитве, поэтому помещик замучил крестьян штрафами, да так, что те взмолились, чтобы они исчезли, и их-то Бог услышал.
4). Помещику все равно, что думают другие, он горд, что обходится без мужика, хотя одичал, даже завел дружбу с медведем.
5). К помещику приезжает исправник и требует налоги за крестьян, сначала он пугается, потом живет, как жил.
6). Исправник все же доводит это происшествие до высших, что приводит к тому, что рой крестьян вернули к помещику, а его самого привели в человеческий вид и к прежнему укладу жизни.
Сатирическая сказка Салтыкова-Щедрина рассказывает о глупом и жадном помещике, которые привык жить за счет крестьян и когда ему самому пришлось выживать. Помещик опустился до уровня животного, он не умел ценить труд простых людей, ему было даже противно смотреть на них. Писатель применяет аллегорию для представления труда крестьян, Салтыков-Щедрин сравнивает мужиков с пчелами, писатель называет толпу мужиков роем, которые все вместе выполняют обязательную работу, чтобы выжить.
Главная мысль сказки умей принимать людей, умей благодарить за труд, умей видеть вокруг себя прекрасное.
В рассказе говорится о зажиточном помещике, который ничего не умел делать сам. За него все делали рабочие в его имении. Он ненавидел простых людей и пожелал, чтобы их совсем не было. В оидн прекрасный день так и произошло. В его имении он остался один и ни одного рабочего не было. Вскоре имение стало заброшенным, а сам помещик превратился в дикаря. Все забесопокились о нем и решили найти мужиков. Когда тех нашли через некоторое время все встало на свои места. Но вот у помещика еще остались дикие привычки.
Главная мысль заключается в том, что каждая профессия важна. Без рабочих рук богатеи не выживут и все наработанное годами превратится в пыль. Автор хочет сказать, что ценить нужно каждую рабочую силу, ведь это своего рода непрерывная цепь.
В сказке «Дикий помещик» М.Е. Салтыков-Щедрин обличает паразитическую сущность помещиков, которые, с презрением относясь к мужикам, но становятся совершенно беспомощными в их отсутствие. Не имея привычки к труду, помещик, который пожелал изгнать мужиков из-за неприятного запаха, становится грязным и диким зверем.
Автор с сочувствием относится к работящим мужикам, но осуждает их безропотность и терпеливость.
Сказка носить явно социальную направленность, в которой в сатирической форме высмеиваются пороки крепостнического строя.
Пришлось самому найти ответ, может кому пригодится.
Смысл сказки «Дикий помещик» — Салтыкова Щедрина
Писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был ярым противником крепостного права. Открыто изобличать позорное рабство ему не позволяли, все произведения подвергались строгой цензуре. И тогда на свет появились сказки, написанные в сатирическом духе.
Смысл названия сказки «Дикий помещик»
Название сатирического произведения указывает на дикость всех помещиков. Они заслужили такой нелестный эпитет за презрительное отношение к крестьянам. Салтыков-Щедрин считает невероятной дикостью и то, что образованные люди так относятся к тем, кто их обслуживает, кормит и терпит их нелепые выходки. В метком названии писатель открыто осуждает и высмеивает поведение помещиков, наживающихся на труде крестьян, но при этом выражающих недовольство бедными людьми труда.
Есть у названия и другой смысл. Только дикий человек может держать в рабстве себе подобного. В названии содержится скрытое осуждение крепостного права.
О чём произведение Дикий помещик
Сатирическое произведение рассказывает о жизни одного помещика. Он владел огромным количеством крестьян, которые работали на своего хозяина, да ещё и подати в казну платили. Сам же помещик проводил свои дни в праздности. Был он богат, да только одно не нравилось владельцу крестьян. Его не устраивали собственные крепостные. Не один раз воссылал он молитвы, чтобы Бог избавил его от духа крестьянского.
Его молитвам Бог не внял, зато услышал молитвы крестьянские и унёс всех крепостных праздного помещика из его имения в неведомые края. Поначалу помещик был доволен, не стало в его доме духа крестьянского. Прошло время, и глупому помещику пришлось нелегко. Некому стало за ним ухаживать, некому готовить ему пищу. Власти заинтересовались глупым помещиком, сделали ему строгий выговор, чем напугали его.
И помещик одичал. Стал он бегать на четвереньках, дружить с медведем и ловить зайцев, ими он и питался. Речь помещик потерял, он издавал только странные, нечленораздельные звуки. Власти вмешались в судьбу дикого помещика. Крестьян в его имение вернули, но глупый помещик так и остался диким.
Смысл произведения Дикий помещик
В сатирической сказке писатель высмеивает пороки помещиков. Михаил Салтыков-Щедрин едко критикует поведение тех, кто владеет крестьянами. При этом сами помещики делать ничего не умеют, без крестьян совершенно одичают, как герой его произведения. В сатирическом произведении писатель осуждает крепостное право, которое он считает позорным пятном в истории отечества. Он уверен, что в государстве не должно быть владения людьми.
Поднимает автор и проблему социального неравенства. Огромная пропасть лежит между крепостными крестьянами и помещиками. Отношения между владельцами живых людей и самими крепостными, которых нещадно эксплуатировали, невероятно сложны и недопустимы. Жестокое отношение, да и рабство в целом писатель решительно осуждает, беспощадно клеймит.
В форме аллегории и гротеска создатель мудрой сказки пытается донести до своего читателя одну простую мысль. Он уверен, что на простом народе держится не только благополучная жизнь помещиков, но и само государство. Подати, которые собираются с крестьян, обеспечивают благосостояние всего правящего класса.
Помещики же совершенно не ценят крестьян, относятся к ним с нескрываемым презрением, а подчас и с откровенной жестокостью. Не понимают помещики одного. Только благодаря крестьянам они имеют возможность жить богато, в достатке и сытости. Простой народ является незыблемым оплотом государства, его надёжной основой.
Существует в сатирическом произведении и ещё одна важная мысль. Помещики за своё отношение к простым людям рано или поздно понесут заслуженное наказание. В один прекрасный день крестьяне сбросят с себя ярмо рабства, станут свободными людьми, и помещикам не останется ничего больше, как научиться обходиться без услуг крестьян, которых они нещадно эксплуатировали.
Иначе им придётся последовать примеру дикого помещика и уподобиться диким зверям, живущим в лесу.
Смысл финала
Писатель старается донести до читателя одну простую мысль. Без простого народа, привыкшего к труду, невозможно существование и помещиков, и государства. Как только крестьян вернули к глупому хозяину, сразу же на рынке появились и продукты, а казначей собрал столько податей, сколько не собирал никогда.
Народ изображён автором как самая важная, самая надёжная часть общества, на которой держится всё. Богатством и мощью государство, да и сами владельцы крестьян обязаны именно им, простым крепостным людям.
А помещики без их стараний совершенно не в состоянии обойтись. В этом и есть смысл финала поучительной сказки «Дикий помещик». Но есть в концовке сказки и ещё один смысл. Важно ценить то, что имеешь, иначе можно потерять всё и превратиться в дикого зверя.
«Дикий помещик»: краткое содержание и анализ сказки Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик» — сатирическая сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Входит в цикл «сказки для детей изрядного возраста», в котором автор иносказательно обличает и высмеивает порядки крепостнической России XIX века.
Кто такой помещик
Кратчайшее содержание
Глупый помещик жаловался Богу, что в его владениях развелось слишком много мужиков. В один день крестьяне вдруг исчезли. Помещик поначалу обрадовался чистому воздуху и мечтал, как будет вести хозяйство сам. Но без слуг быстро одичал: зарос шерстью, отрастил когти и забыл человеческую речь. Пропитание дикий помещик добывал охотой: мог съесть зайца прямо со шкурой.
Власти забили тревогу, когда от крестьян перестали поступать налоги. К счастью, тут с неба вновь упали мужики, и уезд заселили ими. А помещика изловили, отмыли и поручили слуге. С тех пор он живет смирно, но с тоской вспоминает вольную жизнь в лесах и мычит.
Подробное изложение
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик — князь Урус-Кучум-Кильдибаев. У него было много крестьян и земли. Помещик был глупый и жаловался Богу: «Очень уж много развелось в нашем царстве мужика!» Господь, однако, недалекого князя не слушал.
Хозяин стал изводить своих мужиков штрафами и придирками. Тогда взмолились уже крестьяне: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» И случилось чудо: поднялся ветер, и все крестьяне во владениях помещика исчезли.
Помещик обрадовался, каким чистым стал воздух без простолюдинов: «Теперь-то я понежу свое тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое!» Стал жить-поживать, захотел завести театр и позвал актера Садовского. Тот приехал вместе с актерками, но увидал, что некому ни занавес поднять, ни принести умыться — и тут же уехал, назвав помещика глупым.
Тогда позвал помещик в гости четырех соседей-генералов. Те сначала радовались, что во владениях князя нет «холопьего запаху». Но оказалось, что у хозяина нет даже еды, кроме леденцов и пряников. «Однако, брат, глупый же ты помещик!» — заявили гости и тоже уехали.
Но помещик не сдавался:
— Посмотрим, — говорит, — господа либералы, кто кого одолеет! Докажу я вам, что́ может сделать истинная твердость души!
Он стал мечтать, как закажет из Англии паровые машины и будет со всем управляться без крестьян: разведет сад, коров, станет продавать огромную клубнику. А ночью помещику снилось, как за эту твердость его сделали министром, а он шлет подчиненным циркуляры: «Быть твердым и не взирать!»
Затем к помещику приехал капитан-исправник, глава уездной полиции. Он возмутился, что крестьяне исчезли и перестали платить подати, а на базаре «ни куска мяса, ни фунта хлеба». И назвал его дураком.
Тем временем дорожки в помещичьем саду заросли, в парке стали выть дикие звери. По привычке помещик звал слугу: «Сенька!» Но никого не было. Однажды он даже заплакал.
Но чтение газеты «Весть» укрепляло его дух. Князь решил не сдаваться и вскоре совсем одичал. Оброс шерстью, а «ногти у него сделались, как железные». Ходил все больше на четвереньках. Говорить перестал, зато научился издавать звериный победный клик. Охотился он, выслеживая добычу с вершины дерева: одним прыжком настигнет зайца, разорвет когтями да и съест вместе со шкурой.
Он даже подружился с медведем, но и тот считал барина глупым: мужиков-то было есть удобнее, чем помещиков.
Капитан-исправник же все больше беспокоился. Губернское начальство жаловалось, что подати не поступают. А самого капитана-исправника чуть не задрал таинственный человек-медведь. Тогда чиновники постановили: крестьян изловить и вернуть на место, а глупому помещику внушить, чтобы прекратил выкрутасы.
Так и сделали. Собрали пролетавший мимо рой мужиков, и на базаре снова появились мука, мясо и живность. В казну пошли подати. Помещика тоже изловили, хотя и с большим трудом. Его высморкали, вымыли и обстригли ногти. Капитан-исправник сделал ему внушение, отобрал газету «Весть» и уехал, поручив помещика надзору слуги Сеньки.
Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.
Анализ сказки «Дикий помещик»
Высмеивается и реакция властей на исчезновение крестьян. Чиновников беспокоит не судьба пропавших людей, а отсутствие податей и товаров на базаре. Когда эту проблему удается решить за счет упавших с неба мужиков, дела снова идут на лад. «И откуда вы, шельмы, берете!» — удивляется казначей обилию поступивших податей.
Сочинение на тему: Смысл названия сказки Дикий помещик, Салтыков-Щедрин
Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются удивительно тонким чувством юмора и приближенностью к реальности. В большинстве из них показаны взаимоотношения “хозяев жизни” и подневольных крестьян. Так и в сказке “Дикий помещик” мы видим, как богатый дворянин, Князь Урус-Кучум-Кильдибаев прогоняет всех “мужиков” со двора, чтобы дышать “чистым” воздухом.
На одной стороне весов – помещик-паразит, а на другой – бедные труженики, на чьих усилиях держится вся страна.
На мой взгляд, автор использовал
Мы видим, как со временем, помещик Урус-Кучум-Кильдибаев действительно становится похожим на дикого зверя.
Он перестает умываться, стричься, ухаживать за собой. Начинает обрастать шерстью и бегать на четвереньках,
Совсем одичав, даже находит себе друга в лице медведя. Одним словом, название “Дикий помещик” если не сразу, то по мере развития событий, себя оправдывает.
Когда губернское начальство замечает, что в этом уезде творится что-то неладное, то приказывает вернуть “рой мужиков” на место. Только после возвращения крестьян все снова становится вразумительным. На рынках появляется мясо и хлеб, а в казне – деньги.
Одичавшего помещика приводят в норму, после чего он и дальше продолжает раскладывать свой гранпасьянс. Временами он скучает по лесной жизни и мычит. Едкая сатира проскакивает в этом произведении Салтыкова-Щедрина.
Так он высмеивает нерадивость господского класса и возвышает роль крестьян с жизни страны.
Related posts:
ВН. ЧТ. №3. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия произведения.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: ВН. ЧТ. №3. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия произведения.
Цель урока : показать социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, актуальность его произведений; совершенствовать навыки анализа текста.
Формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.
Развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения.
Воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.
Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, взаимодействовать с одноклассниками
Методические приемы : беседа по вопросам, пояснения учителя, чтение по ролям.
Оборудование урока : иллюстрации к сказке «Дикий помещик», текст сказки, презентация, дидактический материал.
1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
= Приветствие. Эмоциональный настрой.
2) ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
= Формулировка темы и целей урока.
3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
= Теоретический диктант (взамопроверка):
Учащиеся записывают в тетрадь термины, определения которых зачитывает учитель.
— Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности (аллегория)
— Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности (гипербола)
— Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка (гротеск)
— Едкая, язвительная насмешка (сарказм)
— Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков (сатира)
— Эмоционально окрашенное определение (эпитет)
— Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном плане (юмор)
— Какие из названных терминов связаны с произведением, которые вы читали дома? (сатира, сарказм, гротеск, юмор)
= Восстанови последовательность событий произведения:
2. «Надлежащее внушение» капитаном-исправником помещику.
3. Крестьяне молят Бога о том, чтобы они сгинули со свету.
4. В поместье приезжает капитан-исправник.
5. Помещик запретил людям пользоваться его землей, водой, лесом.
6. Помещик гоняется за мышью.
7. Возвращение крестьян на законное место.
8. В гости к помещику приехали генералы.
9. Помещик радуется исчезновению крестьян.
10. К помещику приехал актер Садовский со своим театром.
11. «Дикий» помещик общается с медведем.
12. Помещик молит Бога, чтобы крестьяне пропали.
= Ответ: 5, 12, 3, 9, 10, 8, 4, 6, 1, 11, 7, 2.
1. Помещик запретил людям пользоваться его землей, водой, лесом.
2. Помещик молит Бога, чтобы крестьяне пропали.
3. Крестьяне молят Бога о том, чтобы они сгинули со свету.
4. Помещик радуется исчезновению крестьян.
5. К помещику приехал актер Садовский со своим театром.
6. В гости к помещику приехали генералы.
7. В поместье приезжает капитан-исправник.
8. Помещик гоняется за мышью.
10. «Дикий» помещик общается с медведем.
11. Возвращение крестьян на законное место.
12. «Надлежащее внушение» капитаном-исправником помещику.
4) ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Сказка «Дикий помещик» отражает сложнейшие пореформенные процессы. Эти процессы показаны как повседневные проявления жизни.
В пореформенное время возникло немало адвокатских контор, рассматривавших претензии помещиков к крестьянам. Конторы предлагали свои услуги и через газеты, советуя штрафовать за порубки, за выпасы на тех землях, которые прежде принадлежали крестьянской общине, а после реформы помещики присоединили эти земли к своим. Неграмотные в большинстве своём крестьяне не понимали новых хитрых порядков и нередко попадали даже под суд. Подобная ситуация и описана Салтыковым в сказке.
= Беседа по вопросам
— Какую характеристику дает автор помещику в начале сказки? («. был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Чтение газеты «Весть» дается в одном ряду с характеристикой глупого и сытого помещика. Эта консервативная газета стала для героя руководством в жизни. «Весть», как и «Московские ведомости» М.Н. Каткова, упоминавшиеся в «Повести. », призывала помещиков не делать уступок крестьянам, стараться и в пореформенное время сохранить свои привилегии).
— Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. В чем разница? (Помещик уверен, что Бог должен потакать его прихотям: убрать из его поместья крестьян, чтобы не мешали нежиться. Мужики обращаются к Богу как единственному спасителю от гибели: «Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!»).
-Почему мужики исчезли из владений глупого помещика?
-Как реагируют гости помещика на отсутствие крестьян и на жизнь помещика без мужиков?
-К каким последствиям привело решение помещика в масштабе губернии?
-Кто и почему называет помещика дураком?
-Каков основной сатирический прием в изображении помещика? (Гротеск.)
-Как обыгрывается в сказке вопрос: «Знаете ли вы, чем это пахнет?»
-Что сближает сказку «Дикий помещик» с повестью о мужике и генералах и в чем вы видите разницу? (Сближает то, что в обоих произведениях мужик, крестьянин изображен как кормилец и создатель всех жизненных ценностей. Однако в «Повести. » генералы разыскивают мужика, принуждают его работать на себя, а в сказке «Дикий помещик» наоборот: «русский помещик», князь Урус-Кучум-Килъдибаев, изгоняет крестьян из имения.)
-Что за прием использует автор, когда говорит о «русском помещике» Урус-Кучум-Кильдибаеве? (Приём иносказания. Эта тюркская фамилия возникла не случайно. Только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придёт в голову мысль «сократить» население, уничтожить крестьянина-кормильца.)
Ученики читают диалог между помещиком и капитаном-исправником.
-Чем отличаются мечты помещика от действительности? (То, что не удается помещику наяву, переходите его сны. Ему снится, что губернатор весьма доволен его непреклонностью, больше того, что за эту непреклонность его сделали министром и «ходит он в лентах, и пишет циркуляры: «Быть твердым и не взирать!» Ему даже снится райское житье с Евой на берегах Евфрата и Тигра. Пробуждение возвращает его в реальную жизнь, где нет привычного слуги Сеньки, но появляется неожиданно представитель власти в лице капитана-исправника. Капитан-исправник доходчиво объяснил глупому помещику, что с исчезновением крестьян прекратились поступления налогов и податей, что государственная казна пуста, что производимые крестьянами продукты исчезли, что стране грозит голод. Итак, помещик, который в своих снах уже видел себя министром за свою «твердость», теперь попадает в категорию врагов государства. Не случайно же исправник ему на прощание сказал: «А знаете ли, чем это пахнет?» И уже чудится помещику ссылка, но вдруг осеняет его здравая мысль, что, может, там и находится его «милый мужик»).
— Тут бы и одуматься помещику, а он? (По совету газеты «Весть» князь «не расслабляется и гнет прежнюю линию»: «Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев от принципов отступил!». Именно нежелание поступиться принципами во вред себе, во вред государству определяется сатириком как «дикость», дикость политическая, гражданская, интеллектуальная. Неприятие новых форм жизни, обусловленных временем, — одна из сторон существа помещика, которая позволила сатирику назвать Урус-Кучум-Кильдибаева «диким помещиком». Физическое одичание показано параллельно с одичанием нравственным.
-Какова развязка истории? В чем абсурдность ситуации? («Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд. И вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидев такую груду денег, только всплеснул руками от удивления. ». Абсурдность ситуации в том, что решено было ни в чём не повинного мужика, как преступника, «изловить и водворить», а дикому помещику, несмотря на то что он «всей смуте зачинщик», «наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил».)
— Что стало с помещиком? (Он остался диким; без крепостного Сеньки помещик ни на что не способен, но власть у него не отобрали: он все так же владеет мужиками.)
-Какое определение больше подходит сказке «Дикий помещик»: «юмористическая» или «сатирическая»? Найдите в словаре определения юмора и сатиры.
-В чем смысл названия сказки? (Эпитет «дикий» метафорически изображает невежество, грубость, отсталость, нравственную неполноценность. В названии сказки Салтыкова-Щедрина эта метафора реализуется, то есть приобретает прямой смысл: помещик действительно одичал, стал подобен дикому зверю).
-В чем вы видите актуальность сказки Салтыкова-Щедрина?
= Работа в группах по методу «Шесть шляп»:
= Итог урока (коллективно):
Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни. К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется ими терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.
Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества.
6) РЕФЛЕКСИЯ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
= Беседа по вопросам:
— С творчеством какого писателя мы познакомились?
— Какое произведение мы изучали сегодня?
— Что нового узнали на уроке?
— Какое открытие сделали?
— Что было интересным на уроке?
7) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Прочитать повесть «Детство» Л. Н. Толстого, записать в чит. дневник, уметь пересказывать.
Выписать из повести «Детство» Л. Н. Толстого всех героев, распределить их на группы: