дилижанс это что такое фото
Вспомним, что такое дилижанс
В литературных произведениях, описывающих события с конца XVIII и до начала XX века, часто встречается странное слово «дилижанс». Если внимательно вчитаться в эти строки, становится понятно, что оно как-то связано с транспортом, если точнее, то с общественным.
Дилижанс: значение слова
Чтобы уточнить, какой смысл вкладывается в существительное, рассматриваемое в этой статье, заглянем в толковые словари.
Итак, что такое дилижанс?
Это карета на лошадиной тяге, в которой одновременно перевозилось большое количество пассажиров, груз или почта. То есть, это предок современного поезда.
Как выглядел обычный дилижанс
До распространения поездов, совсем вытеснивших дилижансы, последние являлись самым популярным средством передвижения на дальние расстояния.
Дилижанс представлял собой большую четырехколесную карету, в которую запрягали четырех выносливых лошадей. Корпус кареты обтягивали кожей, которую пробивали гвоздями. Колеса и рамы покрывали яркой красной краской. На боковых сторонах дилижанса крупно писали место отправления и пункт прибытия. Примечательно то, что пассажирские места располагались не только внутри кареты, но и на крыше, а также на запятках.
Время от времени пассажирам приходилось выходить или спускаться с дилижанса, чтобы дать лошадям отдохнуть.
Правописание существительного
Слово «дилижанс» состоит из восьми букв и такого же количества звуков. Каждый школьник знает правило: «Сколько гласных — столько и слогов». Следовательно, слово можно разделить на три слога, причем ударение падает на третий из них.
Так как существительное является словарным, его правописание следует просто запомнить: «Д-И-Л-И-Ж-А-Н-С», особенно это касается безударных гласных «и» в первом и втором слогах.
Морфологические характеристики и склонение
Что такое дилижанс с точки зрения морфологии?
Прежде всего, это имя существительное.
Во-вторых, это существительное нарицательное и неодушевленное.
В-третьих, оно мужского рода и, как прочие существительные этого рода, оканчивающиеся на согласную, оно относится ко второму типу склонения.
Падеж | Вопрос | Единственное число | Множественное число |
Именительный падеж | Что? | Что такое дилижанс? Это пассажирская или почтовая карета. | Кто из вас точно знает, что такое дилижансы? |
Родительный падеж | Чего? | Никогда раньше маленькая Лизонька Воронова не видела такого большого и красивого дилижанса. | Скорость самых первых дилижансов была очень небольшой, не более десяти километров в час. |
Дательный падеж | Чему? | Дилижансу, прослужившему столь долгое время, необходим капитальный ремонт. | Мишенька, не смей подходить к дилижансам, лошади могут тебя очень больно ударить или укусить. |
Винительный падеж | Что? | Митенька, не моргая, смотрел на огромный дилижанс, он был буквально облеплен людьми. | Мы с Марией Федоровной ждали дилижансы, к сожалению она ждала свой, а я — свой, нам было не по пути. |
Творительный падеж | Чем? | Над красно-желтым дилижансом летали бабочки и стрекозы. | С дилижансами творится что-то неладное: то колесо отвалится, то гвоздь выпадет. |
Предложный падеж | О чем? | Анатолий Васильевич, пожалуйста, расскажите нам о самом первом дилижансе. | В современных дилижансах нет ничего интересного. |
Словосочетания с дилижансом
Каким может быть дилижанс?
Красивым, новым, многоместным, старым, легким, громоздким, антикварным, тесным, новым, красивым, почтовым, гужевым, грузовым, цветным, зеленым, хорошим, современным, старинным, модным, интересным, теплым, подходящим, королевским, красочным, бракованным, темным, ненужным, скрипучим, переполненным, удобным, пустым.
Что делает дилижанс?
Прибывает, отъезжает, едет, ломается, ждет, готовится, везет, опаздывает, останавливается, стоит, шумит, перевозит.
Что можно сделать с дилижансом?
Управлять, ломать, вести, украсить, украсть, угнать, запрячь, распрячь, разбить, поставить, покрасить, починить, продать, купить, отдать, увидеть, забыть, вспомнить, подождать, описать, найти, пропустить.
Рифмы к дилижансу
Когда-то стихосложение считалось обязательной дисциплиной в лицеях. Попробуем подобрать рифмы к слову «дилижанс»: сеанс, баланс, реверанс, конферанс, брейк-данс, пасьянс, баланс, альянс, ренессанс, шанс, декаданс, преферанс, пасьянс, романс, нюанс, аванс, фаянс.
Предложения со словом «дилижанс»
Чтобы лучше усвоить особенности употребления изучаемого существительного, советуем изучить приведенные ниже примеры, которые мы подсмотрели у литературных классиков:
Теперь, когда вы узнали, что такое дилижанс и зачем он был нужен, попробуйте составить собственные предложения с этим словом.
Чем отличались кочи от дилижансов, а кэбы от фиакров: Общественный транспорт прошлого
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Голландия, XVII век: коча
В самом начале семнадцатого века голландцы устроили огромное строительство: между всеми крупными городами были прорыты прямые каналы, набережные которых отделывали камнем. Через каналы ставили раздвижные деревянные мосты, а проблему с перепадом уровня воды (поскольку каналы сообщались с реками) решили с помощью системы шлюзов. Всё для того, чтобы увеличить объём грузоперевозок по стране, ускорив перемещение гружёных кораблей, но побочным эффектом стало и появление очень своеобразного общественного транспорта — коч.
Кочи представляли собой плоские судна с большой общей каютой для пассажиров, которые тянули туда и сюда по каналам лошади. Внутри каюты были закреплены скамьи и даже стояли комоды для багажа. Хотя «извозчики» коч славились своей грубостью, в пассажирской каюте всё обязательно блистало чистотой и ехать было довольно уютно, благо, голландцы довольно равнодушно относились к ситуациям, когда представители разных сословий и разной степени уважаемости занятий смешивались в одном помещении.
Чтобы было веселее путешествовать, выпускались сборники песен для пассажиров кочей: по ним пели хором, как сейчас принято в российских автобусах с детьми. Кроме того, немало полезных знакомств и пылких романов завязалось из-за беседы пассажиров, оказавшихся волею случая на одной скамейке. Чтобы понять, как примерно были одеты пассажиры, вспомните фильмы о трёх мушкетёрах — но сделайте костюмы более сдержанными, с обязательными белоснежными манжетами и воротниками.
Кочи ходили по расписанию — оно вывешивалось в местах постоянных остановок — с удивительной точностью. Пассажиров сзывали на посадку сигналами колокола, похожими на корабельные. Стоимость билета высчитывалась по длине маршрута, который намерен одолеть на коче пассажир, и очень скоро кочи стали посещать не только крупные города, но и мелкие.
Дилижанс: международный автобус на парусах и колёсах
В шестнадцатом веке в Европе распространились дилижансы: вместительные кареты, которые по расписанию ездили из города в город. Везли их, понятное дело, лошади, но при попутном ветре извозчик раскрывал на дилижансе специальные кожаные паруса, и тогда карета ускорялась, подгоняемая теперь не только усилиями животных, но и силой ветра. Правда, поскольку в дилижансах долгое время не было рессор, это оборачивалось для пассажиров серьёзной тряской. Скомпенсировать тряску должны были очень мягкие, плотно набитые подушки сидений.
По пути, естественно, делали остановки, чтобы поменять лошадей и дать пассажирам оправиться и подкрепиться. Проходил дилижанс в среднем 80-100 километров в день — по тем временам очень неплохо. Правда, дилижансы обожали поджидать разбойники — они давали куда больший куш, чем большинство обычных карет, в которых пассажиров и ценного багажа было меньше. Разбойников постоянно отлавливали и вешали прямо вдоль дороги, в назидание другим любителям нажиться неправедным путём, так что не всем пассажирам нравилось любоваться видами в дороге.
Кроме полностью закрытых дилижансов, использовались и дилижансы с дополнительными открытыми местами на крыше. Если ехали с прислугой, места лакеям покупали именно наверху. В Англии на боках дилижансов обязательно крупно писали пункты отбытия и назначения — то есть, указывали постоянный маршрут. Со временем стали популярны почтовые кареты или почтовые дилижансы — они, кроме пассажиров, отвозили в другие города и почту. В России дилижансы появились только в девятнадцатом веке: слишком плохи были дороги для того, чтобы организовывать постоянные перевозки. Ведь большая часть Европы активно использовала дороги, оставшиеся от древних римлян, каменные и гладкие; у России такого наследия не было.
Когда дилижансы стали использоваться для перемещения внутри городов, они утратили паруса и стали называться омнибусами. Входили в омнибус сзади, по специальной лестничке.
Кабриолеты, кэбы и пролётки: такси девятнадцатого века
Хотя возможность нанять экипаж на улице появилась куда раньше, расцвет «такси» на колёсах пришёлся на девятнадцатый век. Во Франции их звали кабриолетами, в Англии — кэбами, а у нас — пролётками. Были и региональные особенности.
Так, например, пролётки в России были разных цветов, в зависимости от качества предоставляемых услуг и опытности извозчика. Самые лучшие экипажи были красного цвета, похуже — синего, а совсем простые — любого другого. Кроме того, полицейские проверяли безопасность и чистоту пролёток, состояние лошадей, состояние извозчика (слишком пьяным не давали ездить по улицам). Во второй половине девятнадцатого века наёмные извозчики носили общую форму, а пролёткам присваивались номера.
У пролётки иногда не было верха вовсе, а иногда был откидывающийся. Им закрывали пассажиров в дурную погоду. Одна пролётка не подразумевала более двух, очень редко — трёх небольших по размеру пассажиров.
В Европе были популярны четырёхместные фиакры, также с откидными крышами. А кэб отличался от кабриолета и пролётки тем, что кучер сидел позади пассажиров, так что они могли наслаждаться видами улиц (хотя с оживлённым движением, которым славился, например, Лондон, это было затруднительно). Кабинка пассажиров в кэбе всегда была закрытой. Деньги кучеру перед выходом передавали через специальный лючок в задней части крыши кэба.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
maxxbay
Обо всех и обо всем
В эпоху индивидуализма на наших дорогах все больше становится личных автомобилей. Однако не уходит в небытие и общественный транспорт. А каким он был сто, двести, а то и триста лет назад? Да, он появился задолго до возникновения разного рода двигателей, потому что массам людей всегда требовалось перемещаться на большие расстояния.
Коча, или водный автобус XVII века
Начало XVII века ознаменовалось бурным развитием Голландии. Строились большие и малые города, росла потребность в торговых связях. Для быстрого доступа к разным точкам страны начали прорывать каналы, стены которых отделывались камнем. Во избежание переполнения/обмеления речных протоков, возделывались шлюзы. Через каналы мастерили деревянные мосты, а по связующим водным «нитям» пускали сначала груженные, затем и пассажирские корабли. Последние судна, предназначенные для перевозки групп незнакомых людей, назывались кочами. Это была плоская лодка с просторной пассажирской каютой. В ней всегда было чисто и прибрано, по сторонам крепились скамьи, имелось место и для размещения багажа.
Движение происходило строго по расписанию, к посадке желающих «извозчики» призывали ударами колокола. Заполненная людьми разных сословий, коча двигалась по водному маршруту при помощи тягловой силы – запряженных лошадей, перемещающихся вдоль каналов. Для пассажиров, выпускались даже песни, которые пелись хором. В поездке заводилось немало романов, деловых отношений, случайных знакомств.
Дилижанс – международный пассажирский транспорт XVI века
Для преодоления сухопутных расстояний в XVI веке в Европе и Англии появились дилижансы. Так назывались вместительные кареты, которые перевозили пассажиров между городами и придерживались расписания. В кареты были запряжены лошади, некоторые же извозчики приделывали к транспортному средству «паруса» из кожи. Когда дул попутный ветер, раскрытые полотна увеличивали скорость передвижения дилижанса. Правда, пассажирам приходилось терпеть немалую тряску. На станциях дилижансы останавливались, чтобы сменить лошадей, дать пассажирам прийти в себя и перекусить.
На общественный транспорт часто совершались разбойничьи набеги. Ведь большое скопление народа давало большую прибыль, чем одиночная карета. Пойманных бандитов часто казнили через повешение, причем прямо вдоль дороги, чтобы другим было неповадно. Некоторые дилижансы курсировали по постоянному маршруту, в этом случае у них по бокам делались надписи, указывающие направление следования. В России дилижансы появились только в XIX веке: не были приспособлены дороги (в Европе передвижение шло по проложенным еще римлянами путям). Передвигающиеся по внутригородским маршрутам дилижансы стали именовать омнибусами.
Кэбы и пролетки – такси XIX века
На XIX век приходится эпоха расцвета «такси». На улицах российских городов сновали пролетки, в Англии – кэбы, а во Франции – кабриолеты. Пролетки были как с откидным верхом, так и вовсе без него. Они были разного цвета: первого класса – красного, среднего уровня – синие, простые же могли иметь любой цвет. Извозчик сидел впереди и управлял лошадью, пассажиры, коих могло быть от одного до нескольких, располагались сзади. За состояние повозок и самих извозчиков (чтобы не спал и не был пьян) следили полицейские.
Кэбы в отличие от пролеток состояли из закрытых кабинок, а извозчик размещался сзади. Такой способ был удобен для пассажиров, которым ничего не мешало смотреть впереди себя. Доплата производилась после завершения поездки, а деньги передавались через небольшой люк в крыше кабины.
Источник
p_i_f
ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ
В России первое дилижансное общество было организовано в 1820 году: маршрут от Санкт-Петербурга до Москвы преодолевался за 4–4,5 суток. В 1838 году открылась линия дилижансов от Гатчины до Царского Села, в 1841-м дилижансные линии связали столицу с Ригой и Варшавой, с 1852-го открыто регулярное движение почтово-пассажирских дилижансов по линии Москва – Харьков.
В фильмах дилижанс кажется вполне комфортным средством передвижения, но на деле внутри царила чудовищная теснота. Четверо пассажиров сидели на двух относительно удобных сидениях лицом к лицу, остальные четверо – на откидных сиденьях на дверцах. Нередко из-за ненадежности замков дверцы открывались – и пассажиры выпадали на ходу.
При таком весьма относительном комфорте стоимость проезда в рейсовом дилижансе доступной назвать было никак нельзя… На первороссийском маршруте от Санкт-Петербурга до Москвы (напомню, время в пути – 4–4,5 суток) цена билета составляла 20 целковых серебром за одного пассажира – на современные российские это порядка 40 000 рубликов.
Поезда несколько исправили положение – в начале 1850-х годов пассажирский поезд преодолевал расстояние от Петербурга до Москвы за 22 часа, причем цена проезда сократилась: в вагоне I класса – 19 рублей серебром, во II классе – 13 рублей, в III – 7 рублей (впрочем, совсем простой народ ездил в товарных вагонах и на открытых платформах за 3 рублика). Тоже, конечно, недёшево – поскольку, например, в 1853 году в Российской империи средняя зарплата составляла 23 рубля и 5 копеек серебром, и на эти деньги тогда можно было купить 1152 кг картошки.
Любопытно, что первые железнодорожные вагоны по внешности и устройству были фактически дилижансами, поставленными на рельсы. Сами посмотрите на английский пассажирский вагон I класса на линии Ливерпуль – Манчестер:
*All Right, from ‘Fores Coaching Recollections’, engraved by J. Harris*
*Going Shooting; a Postillion and Pair with a Game Cart*
*London to Bristol and Bath stage coach*
*The Olden Time, from ‘Fores Coaching Recollections’, engraved by J. Harris*
*Changing Horses, from ‘Fores Coaching Recollections’, engraved by John Harris*
James Pollard *The Liverpool and London Royal Mail Coach (1812)*
James Pollard *Coaching scene*
James Pollard *Kidd’s Omnibus to Turnham Green at the Angel Inn*
James Pollard *Hyde Park Corner *
James Pollard *A Royal Mail Coach on a flooded road*
James Pollard *The Approach to Christmas (1849)*
James Pollard *Quicksilver Royal Mail passing the Star and Garter at Kew Bridge (1835)*
James Pollard *The London-to-Brighton Coach at Cheapside, 18th July 1831*
James Pollard *A Barouche drawn by Four Greys passing a Jacobean Mansion (1830)*
James Pollard *The Elephant and Castle on the Brighton Road (1826)*
James Pollard *The Exeter Royal Mail on a country road*
James Pollard*The Mail Coach in a Thunderstorm, engraved by R.G. Reeve (1827)*
Henry Thomas Alken *Coaching Scene*
Jan Brueghel, the Elder *River Landscape*
Hyde Park Corner, after James Pollard, published by Ackermann (1836)
David of York Dalby *Horse and Carriage*
Herbert Jones *A Four-in-Hand Race at the Five Bells Tavern, New Cross*
John Frederick Herring, Sr *The Edinburgh to London Royal Mail Coach*
John Frederick Herring, Sr *Roundheads at an Arundel Church*
John Frederick Herring, Sr *Barnet Fair*
John Frederick Herring, Sr *’Confidence’, drawing a gig driven by a groom (1842)*
Henry Thomas Alken *The Dover to London Coach: In Winter*
Thomas Musgrave Joy *Travelling Past 1760, ‘Your Money or Your Life’ (1861)*
J.C. Maggs *Changing Horses outside the Plough Inn, Cheltenham*
Frederic Sorrieu *View of ‘La Belle Jardiniere’ department store and the Pont Neuf*
Joseph Highmore *Pamela leaves Mr B’s house in Bedfordshire, from `Pamela: or Virtue Rewarded’ by Samuel Richardson*
James Tissot *The Bridesmaid *
John Ritchie *Summer Day in Hyde Park*
Antoine Charles Horace Vernet *Hunt meeting, engraved by Philibert Louis Debucourt*
Antoine Charles Horace Vernet *Napoleon on a hunt in the Compiegne Forest (1811)*
Abraham Solomon *The Departure of a Diligence from Biarritz (1862)*
Thomas Hosmer Shepherd *Lower Regent Street, pub. by Ackermann*
William Powell Frith *A Stagecoach Adventure, Bagshot Heath (1848)*
Pierre-Denis Martin *The Inauguration of the Church of the Invalides by Louis XIV*
Maurice Delondre *On the Omnibus (1880)*
Albert Adam *English Horses (1874)*
Jean-Baptiste Edouard Detaille *London Street (1869)*
Adam Frans van der Meulen *The Entry of Louis XIV*
Значение слова «дилижанс»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДИЛИЖА’НС, а, м. [фр. diligence] (истор.). Большая карета общего пользования для перевозки пассажиров и почты. Дилижансы вышли из употребления с развитием железных дорог и автомобильного сообщения.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
дилижа́нс
1. истор. многоместная карета, запряжённая лошадьми и служащая для регулярной перевозки пассажиров и почты ◆ В 1840 году железных дорог существовала самая малость; господа туристы разъезжали в дилижансах. И. C. Тургенев, «Вешние воды», 1872 г. ◆ Ехал я в так называемых дилижансах компании «Общая польза», которые, как известно, таким образом устроены, чтобы едущие в них, вследствие взаимных толчков и невольных телесных оскорблений, к концу путешествия непременно делались заклятыми врагами. Салтыков-Щедрин, «Наша общественная жизнь», 1863—1864 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова дознание (существительное):