дир есть такое слово
Дир Князь киевский
Русские летописи очень глухо сообщают о первом Киевском князе Дире. В «Повести временных лет» говорится:
Как видим, «Велесова книга» воспринимает правления Дира как некий исторический рубеж, за которым начинается новая историческая эпоха правление варягов.
Дир появляется в Киев в период смуты, и силой устанавливает свою власть. Но правление его, очевидно, было разумным и справедливым, поэтому киевляне стали воспринимать его как своего князя, а не завоевателя, как Аскольда.
«Велисова книга» подтверждает, что с приходом Аскольда, они с Диросом стали править совместною. В одной из дощечек «Велесовой книги» сообщается о гибели 200 воинов. Вероятно, это было связано с приходом Аскольда, который разбил княжескую дружину Дира, и навязал ему совместное правление.
Для понимания процессов, которые способствовали появлению Дира на Киевском престоле, обратимся к книге Ибн Русте «Дорогие ценности» в которой воспроизведен текст «Записки» анонимного автора с описанием ряда народов Восточной Европы и. Кавказа.
В разных вариантах текста «Записки» названы два носителя высшей власти у славян.
Главным правителем славян называется «глава глав» (ра’ис ар-ру’аса’) по имени «малик». «Малик» по сообщению автора «Записок» обладает всей полнотой власти.
При «малике» находится второе лицо, так называемый заместитель главы, которого автора «Записок» называет «джир». Он осуществляет всю полноту власти в отсутствие в стране по тем или иным причинам «малика».
Итак, анонимный арабский автор говорит о том, что при правители славян существовал его заместитель, который на тюркском назывался «джир».
Таким образом, есть все основания считать, что Вадим Храбрый и Будим являются одним и тем же историческим лицом.
В подтверждение этому «Повесть временных лет» сообщает:
«859 г. Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.»
Иными словами, новгородские земли были подвассальны Булгари, с которой летописец отождествлял Хазарию.
В таком случае, Будим (Вадим) начинает новгородское правление в 816 г., ориентировочно в возрасте 25 лет. Тогда к 850 году ему уже было около 60 лет.
Надо полагать, что в это время, началась активная византийская экспансия Поднепровья, ввиду отсутствия сильного руководства этой областью. Так как Будим, по сообщению Ал-Масуди, основное внимание уделял торговому пути из варяг в Булгарию, то южными областями интересовался мало. Этим воспользовались византийцы, которые фактически навязали Будиму своего наместника в Киеве, который был представлен киевлянам как «джир» Будима. По этому на русский манер его стали называть Дир Эллинский, так как по происхождению он был грек, а по полномочиям булгарский представитель.
Когда в 864 г. Рюрик силою захватывает власть в Новгороде и убивает Будима, он не меняет основы руководства руссами, а договаривается с булгарскими представителями в Новгороде, о сохранении вассального статуса Новгорода по отношению в Волжской Булгарии, получая оттуда официальный ярлык на управление русскими территориями.
Учитывая, заведенную булгарами систему управления вассальными территориями через «джиров», он транслирует свои полномочия Аскольду, который уже с его ярлыком прибывает в Киев. После не большой стычки два «джира», один от Будима, другой от Рюрика, соглашаются на совместное управление Киевской Русью и даже осуществляют совместный поход на Византию в 866 г.
Надо полагать, что роль Дира в этом походе не понравилась Аскольду, который подозревал его в предательстве в пользу Византии. Поэтому по возвращению в Киев, Аскольд убивает Дира, став, таким образом, единоличным правителем Киевской Руси, но при этом продолжает исправно платить дань Новгороду, а тот в свою очередь выплачивал дань Булгарии.
В 879 г. умирает Рюрик, передав правление своему родственнику Олегу, который решил перенести главную ставку своего правления из Новгорода в Киев, в связи с изменением его политических интересов с Булгарии на Византию, которая становится для Олега приоритетным торговым направлением. К этому времени, Аскольд, очевидно, хотел, освободится от новгородского влияния, и Олег решил эту проблему его уничтожением.
Таким образом, подводя итог проведенному исследованию можно утверждать следующее.
Дир, это производное имя от тюркского слова «джир», означающее второе лицо в управлении государством.
Дир являлся представителем Византии и булгарским наместником в Киевской Руси и собственно киевским князем, в династическом смысле этого слова, ни когда не был.
И крепкое казачье слово держать, что не ударюсь в ересь сатиры богомерзкой, погаными греками возвышенной.
Но придется держать себя в руках и рамках. Трезво пройтись по очевидной летописной несуразице «Повести временной. ».
В очень важном эпизоде истории древней Руси…Стройная легенда. Не буду пруфить зубодробительным церковно-славянским языком, постараюсь изложить близко к тексту и со смыслами, что редколлегия Киево-печерского издательства ПВЛ нам попыталась в головы вложить. Эту историю с вызовом князей знает даже ленивая школота с «тройкой» по предмету.
В 882 году малолетний князь Игорь Рюрикович, на крепких руках воспитателя-воеводы Вещего Олега, прибыл под стены града Киева. Назвались купцами от князя Новгородского. Путь, мол держим к грекам, подайте нам правителей города — Аскольда и Дира. Хотим своих соплеменников обнять, посплетничать о пиратских варяжских делах… Когда радостные «бояре новгородские» прискакали на бережок, из ладей выскочил отрядик матерых убийц, хозяев Киева порешили прям у днепровской тины. без зачтения приговора.
Первый вопрос: ходят ли князья (по первому вызову) на бережок к неведомым купцам?
Вооруженным до зубов — других просто не водилось на земле-матушке в те лохматые седые времена. Не наоборот ли все происходило век от века, до наших дней включительно? Прибыл — доложись и назовись. Чтобы все по чину было.
С поклоном и дарами малыми. Сначала береговой страже с вахтером-боярином. Потом приглашения жди. Хоть друг, хоть сват-брат правителю. Прискакал посыльный с разрешением — ступай в терем княжеский, там тебе рады будут, если знакомец стародавний. А если просто купец — тут другой протокол встречи.
Второй вопрос. Некто Иббн Фадлан, арабский посланник в Волжскую Булгарию, подробно описал (в 922 году) процедуру «речного досмотра» прибывающих «купцов». Что суть разбойники с большой и малой воды, соленой и пресной… Царь булгар, при появлении у его пристаней ладей русов — выходил туда лично, забирал каждого десятого раба. «Проездной» билетик так оплачивался.
Понятное дело, корыта на парусно-весельном ходу предварительно обшаривались «таможней». И личной охраной, для полного понимания ситуации: что везут, сколько брать положено в казну… На Днепре такие же правила. Обязанность княжеская — досмотр чинить, свою долю изымать. С нее сам живет, дружину кормит. Только вот… Птицы столь высокого полета с телохранителями обычно ходят. После предварительного боярского шмона. Варяги, «внезапно» выпрыгивающие из ладей, — как-то… несуразно выглядят. Супротив любой логики.
Третий вопрос, не менее детский. Подход большого войска северных племён (словен, чуди, мери и веси) с немалым числом варягов — осталось незамеченным? Перед этим, если помнится — Любеч выше по течению взят был. Крепостица в укреплениях еще та была, мое почтение. Подчинение Смоленска — это для радушных и беззаботных Аскольда и Дира тоже незамеченным прошло?
Четвертый вопрос: ничего эта сцена не напоминает? Многим — да, просто калька истории захвата в 859 г. викингом Гастингом итальянского города Луны. Что ошибочно был принят за великий Рим… Там тоже «детская хитрость» сработала. Скандинавы передали графу и епископу города, что имеют с собой дары. Двое простаков встретили делегацию у городских ворот. Гастинг, прикинувшийся мертвым, внезапно ожил. Соскочил со щитов — порешил обоих руководителей обороны города. Подвопрос: Нестор эту байку слышал или нет?
С другого фланга зайдем, не будем вредничать. Военную хитрость и подкуп ближников Аскольда и Дира никто не отменял. Так или этак — могло случиться всяко… Отмотаем назад события.
Без конспирологии вот что доподлинно известно. Итак — во главе похода 860 года на Царьград «Повесть временных лет» поставила двух «варягов» — Аскольда и Дира. Те пришли в Киев из Новгорода, освободили мифических «полян» от хазарской дани. Еще и печенегов покрошили не счесть… которыми в тех краях не пахло, если только перебравшие кумыса маячили иногда. Подтвердить историчность Аскольда и Дира абсолютно нечем.
Аскольд и Дир в Царьграде (летописная миниатюра)
В середине IX века Новгорода (торговая фактория) и Киева (средних размеров городище) как городских центров — не существовало. Имена предводителей русов, совершивших в 860 г. набег на Константинополь, — остались неизвестны византийским и европским летописцам. Даже предшествующий «Повести временных лет» — летописный свод Новгородской первой летописи младшего извода — никак царьградский налёт. не связывает с Аскольдом и Диром.
Хоть один постоянный и вредный читатель канала и будет против…, но буду утверждать — имена Аскольда и Дира были внесены в летопись поздними редколлегиями «Повести временных лет». Теми же самыми личностями, превратившими их в «варягов», Рюриковых «бояр». Но что делать с набившей оскомину «доказательной базой» подтверждения исторического существования Аскольда и Дира от арабского историка Масуди? С упоминанием знакомого имени:
«Первый из славянских царей есть царь Дира (Алдира, Дина), он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами».
Это про что описание? Среднего Днепра второй половины IX века, как настаивают с пеной у рта граждане одной невероятно свидомой страны? Покажите археологию «обширных городов». Описание столь грандиозного политического объединения в любых других источниках. Византийских, например, — обязательно должны же заметить.
Какие «многие обитаемые страны» у него в подчинении? Голядь да вятичи? Хазары-булгары? И торговля… Простите, ее заметные следы (клады с арабскими дирхемами) появляются только после 900 годов… Так о чем речь?
Читая карты. Если не спихивать в корзину сообщение Масуди (хотя надо), то стоит почитать полный текст, откуда отрывок про Дира выдран. Получается совсем иная географическая реальность и другая история. «Царство Дира» очерчено так:
«Подле этого царя из славянских царей живет царь аль-Олванг, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом (Византией), Ифранджем (Франкской империй), Нукабардом (лангобарды, Северная Италия) и с другими народами…».
Судя по политической карте, с нашими географическими метками, — араб говорит о неком правителе… на Балканах. Примерно в Далмации. Но прочитаем дальше:
«Затем, с этим славянским царем граничит царь Турка (Венгрия). Это племя красивейшее из славян лицом, большее из них числом и храбрейшее из них».
Итак, «царство Дира», не опознается — как никакое из славянских государств конца IX — начала X в. Остается только заподозрить в таком величии… Великую Моравию или дунайскую Болгарию. Не спорю, их правители примеривали на себя главенство в славянском мире. Даже города в их владениях были многолюдны. Но «царство Дира» там не находится по причине хорошего знания именословов правящих династий. Если даже пройтись по топонимике этих стран (с совой на глобусе) — тоже полный голяк, пардон…
(Иллюстрация из открытых источников)
Добавим себе еще немного терпения, постараемся понять Масуди. Причисление к «славянам» — венгров. Очевидная глупость и несуразица, вроде бы. Но вдруг… вдруг араб использовал термин «ас-сакалиба» («славяне») — весьма широко?
Как обобщение вообще всего населения восточной Европы, живущего между Франкским государством, Италией и Византией.
И «первым из славянских царей» вполне мог подразумевается Оттон I. Сначала саксонский герцог, а с 936 г. — король Восточнофранкского королевства (Германии). Вот тут таки да… И странами обширными владел, и торговлишку перехватывал у Византии, могущественный мужчина был. Но почему… «Дира»? Тупичок-с…
Не наших краев птицы эти Аскольд и Дир. Какая-то явная чужеродность летописных преданий. Хотя… есть еще одна тропка. Если предположить — говорится в Летописи не про днепровский Киев. Может, какой-то дунайский имеется ввиду.
Их там немало стояло. Как и Новоградов. Кеве (близ Орсова), о котором повествует венгерский летописец Аноним Нотариус. Город Киёв (Южная Моравия, рядышком с Брно). Любой из шести «Kyjov» и трех «Kyje» — в Чехии. Пара «Kijova» в Словакии, продолжать (поверьте) еще можно. Тогда логичным будет сообщение Никоновской летописи XVI века. Там говорится о гибели сына Аскольда на Дунае. В войне болгарами.
Этимология имен Аскольд и Дир ничего нам не расскажут, не упражняйтесь в комментариях. «Дир» (кельтское Dir) означает — верный, сильный, знатный. Использовалась балканскими славянами в вариациях — Тир или Тиро. У поляков есть сообщения о Дирсласе или Дирисласе.
Имя Аскольд (летописный Оскольд) — родственно церковнославянскому слову осколъ — «скала». С традицией киевской древней — добавлять «д» в конце. Так и писали — Осколь(д) и «Дир(д). К какому региону, народу это привязать?
Да хоть к ацтекам… Оба лишены каких-либо характерных черт.
Может, как некоторые исследователи вопят, — Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время?
Ну тогда уж более логичным выглядит: это одно историческое лицо. В древнескандинавском варианте имени «Haskuldr» последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, потом стали самостоятельной личностью в мозгах монахов, стремившихся хоть как-то закрывать летописные пробелы. Царьград во время налёта «Аскольда-Дира» вообще-то один предводитель возглавлял, хоть и безымянный…
Могилы. Тут тоже мутна водица в облацех… Считается, что единственное доказательство их существования. Упоминаемые уже в «Повести временных лет», как местные достопримечательности — сохранились в киевской топографии поныне.
Еще во времена Российской Империи ученые задавались вопросом — почему они разнесены так далеко друг от друга?
В один день погибшие «варяжские князья», неразлучный тандем…
Если критически осмысливать, что писано про Аскольда и Дира в «Повести временной…»… то в 860-ом (а не в 866-ом) состоялся их поход на Царьград. Предприятия нетривиальное, подготовки требует годика три минимум. В 882-ом году их убивают. И получается, этот дружный союз продлился почти четверть века. Но Аскольд похоронен на Угорской горе, «а Дирова могила за святою Ориною» (св. Ириною). Не берусь что-то утверждать… Просто очередная несуразность.
Самая смелая версия. Нестор придумал Аскольда и Дира, это очевидные и поздние фантомные фигуры «Руси изначальной».
А араб Масуди писал о том — что историческая наука еще не раскопала. Как вариант, зацепимся за слова патриарха Фотия.
А покорить их могли так называемые «тавроскифы». Назвавшие Десну (приток Днепра), как свою правую руку (одесную).
«Днепровскую Русь византийские писатели называли тавроскифами и таврами именно потому, что на нее было перенесено название народа, действительно обитавшего в Крыму в VIII— IX вв., т. е. Росов».
(Д. Талис)
Таврическая неведомая нам Русь? Может быть, может быть…
Только — ни князей, ни царей в истории не осталось. Что тоже странно…
Какие примеры слов с корнями «дер», «дир»? Какое правило?
Приведите примеры слов с корнем «дир».
Приведите примеры слов с корнем «дер».
Какое правило правописания гласных в корнях «дер» и «дир»?
Приведем примеры слов с корнем «дир»:
—выдирание;обдират ь;обдираловка;придира ться;раздирающий;нади раться;отдираться.
Теперь приведём примеры слов с корнем «дер»:
—дерусь;дерюга;обд ерите;отдерёт;выдерну ть;передернуть;удержа ть;
К данным нам корням, применяется простое орфографическое правило русского языка:
-Если после безударного корня идет суффикс «а» корне следует писать гласную «и», в других случаях пишется в корне гласная «е».
Примеры слов с корнем «дер», «дир» приведу в соответствии с орфографическим правилом русского языка:
сдирать, задирать, сдираемое, удирать, придираться, задираемый, удирающий, отдирать, выдирать, отдирание и так далее.
Приведём примеры таких слов:
И: удираю, придираться, сдирает, удирает, отдирает, раздирает, надирает.
Е: придерусь, продерусь, сдерет, отдерешь, раздерёт, удерет, надерёт.
В этом случае действует очень простое правила. Если после корня стоит суффикс «а», тогда нужно будет писать в слове корень «дир». Если же после корня нет суффикса, тогда следует писать суффикс «дер». Все достаточно просто, ниже в ответе представлены примеры:
Примеры слов с корнем «дер»: раздербанить, продержаться, задержаться, удержаться.
«дир»: придираться, раздирать, задирать, продираться.
Правило простое: если после корня идет суффикс «а», тогда в кроне пишется буква «и».
Какая гласная в корне «дер» или «дир» определяется правилом русского языка. В корне пишется буква «е» если после корня в суффиксе не стоит буква «а», если же после корня в слове есть буква «а», то в корне пишем через «и», а значит «дир».
Теперь приведём примеры предложений со словами, в корне которых есть «дер», «дир» для наглядного примера.
На рынке настоящая обдираловка.
Нам пришлось сдирать старую обивку с мебели, чтобы обшивать новой более модной и красивой.
Только не подеритесь, сказала Вера.
Максиму вчера выдернули зуб.
Мы повыдергали все сорняки на нашем огороде, теперь у нас чисто и прополото.
Разобраться где писать в корне «дир» или «дер» несложно, нужно только запомнить правило:
Во всех других случаях пишем «дер».
Учительница начала придираться к ученику из-за невыполненного домашнего задания.
Мама учила своего ребенка правильно держать ложку в руке.
Обдирая старые обои, Макар еле удержался на качающейся табуретке.
Здесь налицо чередующие гласные в корнях дир-дер. В слове «обдирая» пишем И, так как после «дир» идёт суффикс А. В слове «удержался» пишем Е, так как после «дер» нет суффикса А.
Задираться, придирался, сдирался.
Раздерут, выдернем, обдерет.
В корнях с чередованием гласных «дер» // «дир» без ударения пишется буква «е», если после корня нет суффикса «а»: дерет, придерется, выдерет, задерет. Если после корня стоит суффикс «а», то в корне без ударения пишется буква «и»: задирать, выдирать, придираться, отдирает.
Гласная «е» будет писаться в словах: дерет, удержаться, держаться, задержаться, дерюга, выдернуть, выдернуть.
Гласная «и» будет писаться в словах: придираться, задираться, отдирать, выдирать.
Как мы видим, во втором случае после корня идет буква «а», а потому в корне и пишется «и».
Примеры слов:
Как видим, гласные действительно чередуются. Это происходит по правилу: если после безударного корня есть суффикс «-а-» («тир-а«), то в корне буква «И«. В других случаях нужна буква «Е«. Под ударением пишется то, что нам слышится.
Написание буквы «е» или «и» в словах с этим корнем зависит от условий в слове.
Для того чтобы разобраться с правописанием этого слова, надо понять какая перед нами часть речи.
«Написание с прописной буквы оправданно».
Теперь что касается слитного и раздельного написания приставки не-.
С прилагательным пишем слитно, если в контексте отсутствует противопоставление и подчеркивается больше чувствуется отрицание положительного признака.
«Мы считаем, что эти слухи неоправданны».
В случае с кратким причастием не- пишем только раздельно. «Применение этого средства не оправдано быстрым результатом».
Дир (выделен красным) показан в бывшем эксклаве Западного Пакистана.
Эта статья является частью серии |
Бывшие административные единицы Пакистана |
---|
СОДЕРЖАНИЕГеографияИсторияРанний периодПервые правящие ханыСемьи в пристройке, помогающие правитьГосударственными делами руководили специалисты в каждой области, то есть бойцы, администрация, джамадары и хаким (традиционные врачи и медсестры). Людей держали в строгом соответствии с правилами, система образования была нулевой, и никому не разрешали ходить в школы. Люди были обязаны носить белую шапку (традиционную шапку), но не могли носить ее крест (на голове), и это было признаком традиционной одежды. Местные жители и политики по-прежнему используют белые кепки в качестве своей идентичности. Джамадары должны были собирать зерно для правительства и вели учет каждого фермера. Местных жителей лечили традиционными лекарствами, и их здоровье было главной целью, чтобы они оставались сильными. Лошади были частью имущества бойцов, лошади были хорошего качества, поэтому патрулирование проводилось с помощью лошадей в холмистой местности. Дорога, ведущая в Читрал, была построена с согласия британского владычества с правителями дира, британцы ежегодно платили за это «рахдари». Семья Султана Алам Хана: Помимо правящей, хорошо образованной семьи (сейчас и тогда) правители время от времени искали моральной и стратегической поддержки, и местные жители помогали системе работать. Семья султана Алам-хана является одним из моральных сторонников правителей, семья является частью племени юсуфзай пахтунов, живущих на окраине города Темергара на краю дороги / реки Панджкора. Будучи старшим в семье, султан Алам Хан хорошо осведомлен о системе прошлого и делится своими взглядами, добавляя очарование истории, написанной Мухаммадом Санаулом Хаком Кази (из семьи Кази из долины Сват). Люди почти на 100% говорят на пушту с чистым акцентом, позже добавили несколько слов на арабском / урду, а также на дари или персидский. Вспоминая о государстве Дир, султан Алам Хан добавил, что «правитель был хорош по сравнению с нынешней пакистанской системой правления», судебная система, здравоохранение и соблюдение правил были образцовыми, добавил он. Семья Алам играет жизненно важную роль в нынешнем сценарии, они являются частью Пакистанской народной партии, в бизнесе Ян Алам Хан работает генеральным директором и градостроителем и получил Paradise City, крупнейшую жилищную схему провинции ХП в Пакистане. Младший и энергичный брат Султан Юсуф занимается образованием в частном секторе и руководит десятком школ в районе Дир и соседних с ним районах. Старейшина правящей семьи Навабзада Мехмуд Хан (экс-министр) также продвигает образовательный сектор науки о здоровье для мальчиков и девочек, молодежь затем участвует в программе Medicare в стране и за рубежом. Хан также более эффективно входит в Пакистанскую народную партию. Правление и форт джандулЭто начало контроля Умара Хана, позже он на высоком ландшафте, построенный Умарой Хан, назвав большое здание в форме форта Джандул, было построено в 1960 году Навабзада Шахабуддин Хан (известный как Джандул Хан), сыном Шаха Джехана Хана ( затем Наваб из Дира). Форт стратегически контролирует четыре направления с приграничным районом Баджаур, который граничит с Афганистаном. Отец Джан Алам Хана (сын султана Алам Хана) сказал, что перед перемещением / использованием этого форта правительство Пакистана взяло на себя управление фортом в ночное время. Таким образом, это здание пустует до тех пор, пока оно не использовалось султаном Юсуфом (сыном султана Алам-хана) в образовательных целях. Изображение Форта пером: Форт Джандул построен с целью защиты, в его углах находятся сторожевые башни, и, таким образом, бойцам легче управлять, контролируя обе стороны здания, чтобы держать врагов подальше. Здание с большим количеством удобств, включая зону для приготовления пищи для Сотни бойцов. Хороший источник воды, посреди лужайки красивый пруд для сточных вод придает зданию красоту. Песня / внуки Умара Хана не живут в районе Дира, но их слуги живут рядом со зданием. Здание форта имеет пышную зелень с четырех сторон, большие деревья добавляют шарма его красоте, стойка регистрации спроектирована так, чтобы принять гостя с честью и хорошими протоколами. Правящие навабыПотомственный титул Навваб Хан Бахадор ( сокращенно наваб ) был предоставлен в 1897 году Мохаммаду Шариф Хану и унаследован старшим сыном Шарифа, Аурангзебом Бадшах Хан (по прозвищу Чарха Наваб), который правил с 1904 по 1925 год. В 1906 году его младший брат Миангул Ян (Мунда-хан) тщетно пытался завоевать власть с помощью хана Барвы Сайеда Ахмад-хана, бывшего союзника Мохаммада Шарифа. Вторая попытка в 1913 году увенчалась успехом, но на очень короткое время, так как в 1914 году Аурангзеб восстановил власть над Диром. Другой сын Мохаммада Шарифа, Мохаммад Иса Хан, пытался примерно в 1915 году захватить трон Дира, объединившись с ханом Барвы, но Аурангзебу удалось сохранить власть. ПакистанНесколько лет спустя, 28 июля 1969 года, государство Дир было включено в состав Пакистана, прекратив свое политическое существование. Королевский статус навабов был отменен в 1972 году одновременно с большинством других принцев Пакистана. Линейки ХронологияДемографияСогласно Британской энциклопедии, население штата в 1911 году составляло около 100 тысяч человек, увеличившись до 250 тысяч в 1931 году и снизившись до 107 тысяч в 1951 году.
|