директор по кастингу что делает
Кастинг-директор
У всех же были истории, когда смотришь фильм и думаешь: как здорово актер подходит на эту роль! А вы задумывались, как этот актер вообще там оказался? Кто его нашел? Кастинг-директор Ольга Травкина рассказала нам о мире рекламы и кино, подборе актеров и профессиональном выгорании.
Реклама, кино, продакшен
— Если честно, я очень удивилась, что в Беларуси может существовать профессия кастинг-директора – у нас ведь не особо развита киноиндустрия. А потом поняла, что забыла о рекламе.
— Да, я работаю с рекламой, клипами, презентационными проектами. Иногда зовут в сериалы, но меня редко может зацепить сценарий. А мне очень важно, с чем я работаю.
Иногда к нам приезжают снимать исторические сериалы. Я как раз хотела поработать с одним проектом, основанном на реальной истории. Интересный сценарий, но они не смогли приехали из-за «короны».
Из-за того, что у меня мало опыта работы в кино, не каждый режиссер из Москвы захочет меня брать – для него это риски. Но люди, которые со мной работали, часто меня советуют.
— Как к вам вообще попадает заявка? Кто к вам обращается?
— Смотря какого уровня и бюджета проект. Если мы говорим про рекламу, обычно это продакшен. Я уже 10 лет плотно сотрудничаю с CUBA STUDIO. Мне они очень близки по подходу к работе, отношению к цехам, клиентам, которые к ним обращаются. Это хороший продакшен с сильной, корректной продюсерской работой, на более европейском уровне.
Иногда обращается сама организация. К примеру, я сотрудничаю с Wargaming. У них есть внутренние продакшены и периодически они приглашают меня на свои проекты.
Иногда напрямую связываются режиссеры: чаще всего те, с которыми мы уже работали. Периодически поддерживаю молодых режиссеров, которые делают фестивальное кино. Это некоммерческие проекты, часто бесплатные, но там другая атмосфера: люди заинтересованы создать творчество, а не заработать.
У меня с детства какая-то чуйка на объединение людей. Сама могу плохо разбираться в людях, но есть чувство, кто кому нужен. Я на нем всю жизнь работала и нашла себя в этой профессии.
— В брифе часто указывают конкретных актеров или это всегда образ?
— У продюсера может быть свое видение и представление. Все-таки задача режиссера – творить, делать красиво и интересно. А задача продюсера – продать кино и заработать. Поэтому у него свои желания: например, актер, который поможет собрать кассу и продать фильм. И это может категорически не совпадать с видением режиссера.
Когда съемки оплачивает канал, у него свой интерес. Если сериал с участием конкретных актеров набрал десятки миллионов просмотров, каналу выгодно, чтобы этих же актеров утвердили и на следующий проект. Что как раз и порождает кумиров и не дает возможности работать другим людям.
Почему еще на проекты берут одних и тех же людей? Потому что в них уверены. Актеры – творческие и не всегда работоспособные люди. Кто-то может проспать, устать, выпить. Многие актеры в Беларуси не приходят к результату именно из-за отсутствия дисциплины и самоконтроля.
— А как в рекламе?
— В рекламных проектах сложная система. Есть клиент, креативное агентство, продакшен и режиссер.
Клиент – это заказчик. Он обращается в агентство, которое понимает специфику продукта, целевую аудиторию, придумывает идею и сценарий. Потом агентство обращается в продакшен, который занимается производством.
Продакшен проводит кастинг среди режиссеров: они пишут тритмент (режиссерский сценарий – ИЛ), в котором описывают, как видят историю. И уже агентство и клиент выбирают режиссера, который им кажется наиболее подходящим.
— Кастинг-директор подключается на этапе, когда уже есть режиссер?
— Да. Но есть международный рынок. Иногда мы с продакшеном участвуем в брифе, и я заранее показываю, каких актеров предложила бы на роли. Если мы получаем проект – начинаю работать.
— В своих соцсетях вы регулярно ищете людей для съемок. То есть любой может попробовать. Легко берут в рекламу людей без опыта?
— Есть закрытые кастинги, куда я приглашаю только профессиональных актеров, в которых уверена. Там стоят сложные актерские задачи, и я боюсь рисковать. Но рекламные проекты не всегда подразумевают необходимость актеров.
Недавно мы снимали медработника – врача в роли совсем не врача. Харизматичная девушка с офигеннейшей улыбкой, очень открытый, раскрепощенный человек. И она отлично справилась с задачей.
Помню, для одного проекта мы снимали реальных владельцев малых бизнесов в Беларуси. В том числе цветочный магазин VETKA-KVETKA. Сейчас они очень известны, а тогда у них было только одно место. И вот когда видишь, как люди развиваются, понимаешь, что не зря тогда выбрали именно их.
Вообще, когда ты окружен такими людьми, начинаешь по-другому относиться к жизни и своему делу. Этим мне и нравится работа кастинг-директора в рекламных проектах: параллельно знакомишься с гигантским количеством потрясающих людей.
Начало карьеры, кастинги, выгорание
— Как вы оказались в этой профессии?
— Больше 10 лет назад мне посчастливилось познакомиться с белорусским режиссером Денисом Волковым. Я тогда работала в другой сфере. У нас с молодым человеком был свой бизнес – занимались прокатом звукового оборудования, организацией концертов и вечеринок.
Но я с детства много тусовалась, и на тот момент знала людей из разных субкультур. А Денису как раз были нужны такие люди. Это был очень необычный рекламный проект: в течение месяца надо было взять больше тысячи коротких интервью. Денис увидел, что у меня очень легко идет коммуникация и предложил попробовать.
В день мне надо было общаться где-то с тридцатью людьми, снимать их на видео, вытягивать определенные эмоции. Очень жалею, что этот проект так и не вышел, но это был невероятный опыт.
Тогда Денис плотно сотрудничал с CUBA STUDIO, они как раз снимали рекламный ролик для Velcom «Кеды Силы». Там была сложная задача и очень короткие сроки. Но все складывалось! Я предлагала людей, которые мне очень нравились, и их всех утверждали. В итоге ребята предложили мне стать кастинг-директором и вести их проекты.
Первое время было тяжело – я жила на работе. Но я очень благодарна ребятам: они посвящали меня в юридические вопросы, помогли найти хороших педагогов по актерским курсам, Денис сидел со мной ночами, рассказывал какие-то режиссерские нюансы. Потихоньку я знакомилась с актерами, модельными агентствами.
— Для профессии важны и актерские курсы, и понимание режиссуры?
— Многие скажут, что нет. У нас много кастинг-директоров, которые не владеют вообще ничем. Но я считаю, что так они выполняют функцию секретаря: просто вызывают людей на пробы. Я же понимаю, как работать с актерами. Например, как лучше объяснить задачу профессиональному актеру, модели или простому человеку, чтобы получилось то, что надо. Знаю, с какой стороны снять актера, видя раскадровку. Эти мелочи дают мне бонусы на рынке наряду с другими кастинг-директорами.
И, конечно, юридическая основа: на меня не злятся актеры, потому что я их не подставляю и не даю подписывать документы, которые потом портят им жизнь и карьеру. Есть больная для меня тема: кастинг-директоры, которые демпингуют рынок и уговаривают актеров сниматься за маленькие гонорары. Они не понимают, что клиент, который заплатит небольшую сумму, в следующий раз будет требовать актеров за эти же деньги. У другого продакшена возникнет вопрос: почему эти актеры у одного продакшена снимаются за маленькие деньги, а мы предлагаем большие? Давайте тоже экономить!
Но мне кажется, сами клиенты должны задуматься. Если они уважают себя и считают свой продукт хорошим, популярным и востребованным, пусть платят актерам нормальные гонорары. Им должно быть стыдно, что актер – лицо их бренда – отдал свое изображение на три года за 100 рублей.
— Как проходили кастинги до пандемии?
— Сначала человек высылает фото. Потом – личная встреча. Я всегда ставлю задачу раскрепостить актера. Когда человек только заходит, я уже понимаю, как он настроен, в каком он состоянии. Дальше делаю актуальные фотографии, снимаю видео.
— Как все происходит сейчас?
— Люди присылают фото и видео, снятые на телефон. Я показываю все это режиссеру, он выбирает своих кандидатов. И дальше может быть call-back: те, кого выбрали, приходят на встречу, на которой присутствует режиссер.
Это может быть пять человек, а отсматриваю я иногда до трехсот. Самый большой кастинг – 450 человек на одну роль. И это за четыре дня. Поэтому сталкивалась с выгоранием: такие потоки людей сильно высасывают энергию.
Был момент, когда пришлось обратиться к психологу. И я очень благодарна, что он помог мне выйти из этого состояния и не оставить профессию.
Сложные клиенты, умные режиссеры и тренды
— Выбор режиссера может не совпадать с вашим?
— Иногда режиссер доверяет моему вкусу, иногда просто советуется. Но кроме режиссеров в рекламе есть креативное агентство и клиент, и они все могут не совпадать в желаниях. Тогда уже идут переговоры, и я вообще не имею никакого веса.
Последнее слово всегда за клиентом. Если это крупный клиент, который любит выбор или у него есть недоверие к кастинг-директору и режиссеру, он просит, чтобы ему показали много людей. Но показывая 100 человек, ты понимаешь, что в шорт-лист выберут вот этих 5-10 актеров. Я на таких проектах экспериментировала и писала выборку: кого выберет режиссер, кого – клиент, кого – креативное агентство. Попадание – 98%.
Поэтому я люблю работать со знакомым режиссерами. Умный режиссер понимает: до того, как он увидел видео, я с актерами поработала. Понимаю их вменяемость, гибкость, могу сказать, насколько легко или сложно будет работать с человеком в кадре.
Вообще, чем выше клиент, опытнее режиссер и лучше продакшен, тем легче работать. У них меньше амбициозности, в плохом смысле слова, и они проще идут на коммуникацию.
— Сейчас в мире тренд на дайверсити. Можно сказать, что и в белорусской рекламе нужны люди с нестандартной внешностью?
— У нас очень консервативное общество. И надо понимать целевую аудиторию. Даже в Америке, если вы будете продавать товары с ориентиром на премиум-сегмент, а это люди с доходом выше среднего, вряд ли вы будете показывать девочку с зелеными волосами, пирсингом и татуировками. Это будут люди с идеальной внешность: дорогими стрижками, ухоженными ногтями, зубами, с хорошим телом.
Ребята, которые раскручивают свои бренды в инстаграме, много используют людей с нестандартной внешностью. У них такая целевая аудитория. Но могу сказать, что сейчас все больше нужны обычные люди.
— Почему так?
— Раньше нации растили на примерах. Нас загнали этой погоней за совершенством, которого не существует. А сейчас нас учат любить себя. Появился запрос видеть по телевизору обычных людей, и мне это очень нравится. Это уважение к каждому человеку.
Большое кино и белорусская реальность
— Случалось, что у вас не получалось найти нужного актера?
— Невыполнимых задач нет, всегда можно найти варианты. Мне иногда кажется, что на моих проектах на нашей стороне Вселенная. Я работала над своим первым полным метром «Запретная зона». По сценарию актер должен был быть без ноги. Мы рассматривали разных людей, но по итогу нашли профессионального актера, потрясающего талантливого человека – и действительно без ноги! Он определенным образом двигается, у него даже на лице это сказывается, то есть более органично и правдоподобно смотрится в кадре.
— Как вам работа с полным метром?
— Это был нелегкий эксперимент. Мы хотели много главных ролей отдать белорусским актерам, но не получилось – это продюсерский проект. Многим актерам не хватало опыта, а это риски, на которые в таких проектах идти нельзя. Там нет лишних денег и часов.
Эмоционально этот проект дался мне тяжело. Но я очень благодарна режиссеру Мите Семенову-Алейникову, который меня на этот проект пригласил. Там было не так много ролей, думаю, они могли бы справиться и без кастинг-директора. Но он, по возможности, привлекает меня к своим проектам. Это тот режиссер, с которым мы на одной волне.
— Кастинг в кино проходит так же, как и в рекламу?
— Да, но чуть серьезнее: пробы по сценарию, с каким-то сложным куском. Кстати, на одну из главных ролей мы привезли белорусского актера из Витебска. Очень талантливый парень, параллельно учится на режиссуру. То есть хорошо понимает, что хочет видеть режиссер. А еще понимает, что режиссеру тоже тяжело работать, поэтому иногда лучше не капризничать.
— После этого проекта появилось желание и дальше работать в кино?
— Я поняла, что я на своем месте в рекламных проектах. С полными метрами хорошо работать, если ты в одной команде с режиссером и продюсерами. Но пока что у нас сфера рекламы более открыта. Кино тормозит.
Даже российские ТНТ-шные сериалы, достаточно рисковые, идут по хорошо проверенным американским сценариям. Они берут неидеальных людей, неидеальные истории и показывают такую жизнь. Этим они и подкупают. И они могут себе позволить взять недорогих актеров, которых потом делают известными и знаменитыми.
В основном же кино и сериалы рассчитаны на протоптанную дорожку. От этого очень скучно и грустно. Ты не работаешь, а зарабатываешь. А это разные вещи.
— Хоть раз проскальзывала мысль уехать, например, в Москву? Там же рынок больше.
— Москва – совсем не мое. Там другие законы. Я общаюсь с актерами из Англии. Мне нравится, как там все устроено. Или в Америке. Там бы я, конечно, работала, но меня никто не возьмет.
В Беларуси у меня большое количество связей и знакомств. Я знаю людей из разных индустрий, а даже если не знаю, понимаю, куда звонить и где искать. Находясь в чужой стране, нужно будет начинать все сначала.
Проблема в том, что у нас не хотят платить. Я недавно прочитала хорошую книгу, в которой нашла наше общество. В цивилизованном развитом мире человек, который много зарабатывает, хочет, чтобы вокруг него все развивалось и все жили хорошо.
Актер, у которого есть деньги на саморазвитие, на свою внешность, будет лучше работать. Соответственно, продюсер заинтересован хорошо ему заплатить. У нас, к сожалению, пока люди хотят жить просто лучше, чем сосед. Хотя улыбчивый сосед намного приятнее соседа с недовольным лицом. Мне пока комфортно здесь, но очень хочется, чтобы все развивалось.
1. Есть брифы, когда нужен не актер, а часть его тела?
— В других странах это актуальная тема. Модели уха – для сережек, модели волос – для шампуней. У нас в основном руки. Один раз нужны были глаза – реклама для VOKA. Крутой проект: весь кастинг я крупно снимала глаза, которые должны были выражать разные эмоции.
2. Проводили кастинг животных?
— Кастинг животных не делается – они считаются реквизитом. Но у меня много знакомых и друзей с собаками разных специфичных пород, которые умеют много чего делать. Так что часто подгоняю нашим реквизиторам классных собак.
3. Самый сложный кастинг?
— Кастинг для KIA Motors. Нужны были дети индийской, афроамериканской, азиатской внешности, которые еще и обладают определенными навыками. Например, нужен был мальчик, который круто владеет нунчаками. Сложный проект, короткие сроки и много кастинг-директоров. Но по итогу все актеры мои.
Еще был проект, для которого мне надо было общаться с беженцами, живущими в Беларуси. Я – эмпат, после каждого героя убегала в туалет плакать. Это люди с большими травмами. Тебе надо их расположить, быть позитивным, а потом слушать истории, видеть их слезы. Это было тяжело, но я бы поучаствовала в таком еще не раз. Я за душевные проекты.
4. Если актер классный, но неприятный в общении, возьмете его?
— По-хорошему, моя профессия – отдал актеров и свободен. Я предпочитаю провести беседу, чувствую ответственность. Но иногда люди сходят с ума, и отвечать за вменяемость каждого я не могу.
5. Вам легко говорить «нет»?
— Да. Но я знаю, как делать это корректно.
6. Когда можете сказать, что довольны своей работой?
— Когда все совпало: мои желания, желания режиссера, продюсера, условия для актера и результат, который хочет клиент. По итогу рекламный ролик должен принести клиенту деньги.
7. Есть проект мечты?
— Я бы хотела поработать с полным метром, но в хорошем творческом коллективе. С хорошей историей про сильных людей. Если бы в нашей стране появился человек, которому бы Netflix дал 50 миллионов долларов и сказал снимать… Это мечта!
А если бы у меня была возможность снять кино про события в нашей стране, сделать для него кастинг, я бы была самым счастливым человеком в мире.
8. Нет желания самой оказаться в кадре?
— Пару раз я снималась в массовке, но нет, не хочу. Каждый должен заниматься своим делом.
9. Есть «Оскар» актерский, режиссерский, операторский. Должен быть «Оскар» кастинг-директору?
— Я смотрела фильм про американскую женщину – кастинг-директора. Актеры выступали за то, чтобы ей дали награду: она открывала многих сейчас уже известных актеров в местах, куда за артистами для кино не приезжали.
Многие говорят, что кастинг-директор не должен получать «Оскар», потому что решение все равно принимает режиссер. Но режиссер и на финальном монтаже сидит, и музыку может править. Даже костюмы: художник предлагает варианты, но выбирает режиссер. Просто костюмер может что-то создать своими руками, а я своими руками человека не создам. Хотя, думаю, вместо «Оскара» кастинг-директор должен получать абонемент к психотерапевту (смеется).
Рабочий инстаграм Ольги с объявлениями о поиске актеров.
Кто такой кастинг-директор и как он зажигает новые кинозвезды
Представьте: премьера фильма, на сцене стоит взволнованный актер и благодарит родных и близких за свой успех. Он обязательно вспомнит режиссера и продюсера. Но как часто в этот момент можно услышать о кастинг-директоре? А ведь он делает огромную работу: читает сценарий, обзванивает актерские агентства, ездит по городам и провинциальным театрам. И все это, чтобы отыскать самого талантливого артиста, который подойдет для каждой отдельной роли и просто украсит собой фильм. Кто такой кастинг-директор и как он зажигает новые звезды, выяснила корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова.
Какой Пуаро из Кеннета Брана, говорили критики о выборе актера в фильме «Убийство в «Восточном экспрессе». У всех перед глазами бельгийский сыщик в исполнении Дэвида Суше. А ведь от правильного подбора артистов зависит восемьдесят процентов успеха фильма. И этим должен заниматься ассистент режиссера по актерам, или кастинг-директор. В Голливуде эта профессия давно известна. В России настоящих специалистов напересчет.
Кастинг-директор тесно сотрудничает с режиссером и продюсером. Главная его задача – привести к ним самого подходящего кандидата на роль. Впрочем, некоторые авторы предпочитают отбирать артистов самостоятельно. Свою карьеру Карен Шахназаров начинал как ассистент режиссера, и знает все нюансы этой работы.
«Я все контролирую. Нет, мне нельзя подсунуть артиста по дружбе. Я, во-первых, сам неплохо знаю артистов, и вообще, когда начинаю картину, начинаю специально по театрам ходить, смотреть, кто появился. Я стараюсь быть в курсе», – признался режиссер.
Но все же большинство режиссеров сегодня не обходится без помощи кастинг-директора. Работает он почти круглосуточно, а в голове постоянно держит «фотобанк» – целую галерею лиц и фамилий актеров. Начинающие, молодые актеры ходят на кастинги в среднем два раза в неделю. И для многих из них пробы – настоящее испытание.
На счету у кастинг-директора Юлии Мариной более 100 проектов. В их числе «Притяжение», «Лед» и комедия «Горько!». Она подбирала актеров и для военной драмы «Т-34». Говорит, даже знаменитые артисты не могут миновать проб.
«Без проб очень мало кого приглашают сразу сниматься. Если даже в том фильме у тебя была главная роль, в новом проекте, возможно, ты не попадешь в ансамбль. Потому что очень многие пробы мы делаем сразу ансамблевые. Это когда несколько человек в кадре. Так делали пробы на «Т-34». Мы приглашали на пробы сразу несколько человек, и делали несколько ансамблей с Сашей Петровым», – отметила кастинг-директор Юлия Марина.
Кастинг на художественный фильм длится, как правило, от трех до шести месяцев. Рекордсмен – Андрей Звягинцев, он подолгу подбирает исполнителей. Но даже когда артиста утвердили на роль, работа кастинг-директора на этом не заканчивается. Он сопровождает его вплоть до конца съемок, помогая не терять веру в себя. Сами кастинг-директора называют себя бойцами невидимого фронта. И удачей для себя считают не только коммерческий успех фильма со своими актерами – значит правильно сработало чутье. Счастье – если артист, которому ты помог зажечься, поблагодарит тебя в день премьеры.
Как пройти кастинг у директора?
Начинающие актёры смотрят на кастинг-директора со священным трепетом: по их мнению, именно он является вершителем судеб восходящих звёзд кинематографа. Подобное мнение о данной профессии справедливо лишь отчасти: в большинстве случаев кастинг-директор вынужден считаться с мнением режиссёра и продюсера, заодно прислушиваясь к мнению других участников съёмочного процесса. Помните: именно работа режиссера с актером лежит в основе успешной экранизации. Его основной обязанностью действительно является отбор актёров, соответствующих требованиям того или иного кинематографического проекта, тем не менее, выбор строго регламентирован инструкциями.
Особенности современного кастинга
Кастинг часто называют прослушиванием. Синоним выбран не случайно: большинству участников предстоит продемонстрировать не только внешние данные, но и ораторские способности в разнообразных житейских ситуациях, способность к импровизации, а также запоминанию текста. По мере развития технологий решающее значение последнего пункта постепенно сходит на нет, так как текстовые подсказки актёру может диктовать невидимый наушник, замаскированный под причёской или головным убором.
Как подсказал опыт «мыльных» сериалов, наушник, к радости особо бдительных телезрителей, оказался не таким уж и невидимым, да и работа с ним требует определённой подготовки.
Трудовые будни кастинг-директора
В процессе прослушивания кастинг-директору предстоит иметь дело с сотнями и даже тысячами желающих попробовать себя в фильме, сериале, телешоу или спектакле. Как правило, предварительный отбор происходит ещё до начала кастинга, принять участие в нём приглашаются лишь те профессиональные актёры или аниматоры, которые соответствуют некоторым принципиальным моментам проекта. Среди наиболее часто встречающихся требований к претендентам на роль можно назвать:
Некоторых подобные списки пожеланий наводят о мысли о дискриминации, в чём и пытаются упрекнуть непосредственно руководителя кастинга, в то время как тот всего лишь выполняет волю режиссёра, старается реализовать его художественное видение, а не воплотить собственные идеи.
Некоторые стереотипы
Достаточно широко распространён негативный стереотип, получивший название «диванный кастинг»: миф о получении роли посредством интимных отношений. Учитывая, что в современном законодательстве производственные отношения с каждым годом становятся всё более регламентированными, в особенности, если дело касается сексуальных домогательств на рабочем месте, подобные мифы можно с уверенностью считать пережитками прошлого.
По завершении кастинга сотрудничество актёра и кастинг директора не заканчивается, а переходит в новое качество. Директор по кастингу берёт на себя ответственность за дальнейшую судьбу своих избранников, участвует в переговорах с агентами, когда дело касается контракта, часто выступает в роли посредника во время обсуждения некоторых рабочих моментов с режиссёром в процессе съёмок.
Еще одной типичной легендой является уверенность начинающих актеров, что наладив отношения с кастингдиректором, можно легко и быстро получить хорошую высокооплачиваемую роль. Но это абсолютно не верно. Киноиндустрия строится и работает по совсем другим принципам. Недостаточно просто записаться на кастинг и ждать «манны небесной». Нужно ежедневно работать над повышением своей квалификации, возможностью воплощать выразительные средства режиссуры. Только это гарантирует вам возможность как пройти кастинг, так и получить долгожданную роль.
Невозможно получить работу, за которую платят сотни тысяч долларов, не умея ничего, кроме как красиво улыбаться и элегантно потягиваться. Никто не удивляется, что за получение профессии доктора или юриста нужно заплатить хорошие деньги. И на ее освоение придется потратить уйму времени. Но когда речь заходит о киносъемках, то у большинства жаждущих славы просто отключается мозг. И появляется слепая уверенность, что им точно должно повезти.
Безусловно, фактор везения имеет свое место. Но это такая редкость!