дисхезия у грудничка что это такое
Запор у ребенка до года
Как диагностировать, помочь и предотвратить?
С запорами сталкиваются от 20 до 35 % (по другим данным — от 3 до 40 %) детей первого года жизни. 1 Запор может быть временным функциональным расстройством, а может требовать вмешательства взрослого. Рассказываем, как маме помочь малышу, страдающему от запора, можно ли предотвратить эту деликатную проблему и в каких случаях необходимо обратиться к врачу.
Что считать запором у грудничка?
Запор — одно из семи самых распространенных функциональных нарушений у новорожденных, когда интервалы между актами дефекации увеличиваются, а кишечник систематически опорожняется не полностью.
У новорожденного точно запор, если в течение месяца вы наблюдаете, по крайней мере, два из этих признаков:
Нормально, если грудничок до четырехмесячного возраста испражняется 1–7 раз в сутки, а в период от четырех месяцев до двух лет — до 1–3 раз в сутки. 1 Вид вскармливания тоже важен: на искусственном вместо 2–7 раз ребенок может совершать дефекацию 1–4 раза в сутки.
Дисхезия — не путать с запором!
Иногда запором новорожденных ошибочно называют другое временное состояние детей грудного возраста — дисхезию, которая обычно проходит до девятимесячного возраста. При дисхезии дефекация тоже происходит болезненно, но причина иная. Она хорошо известна педиатрам и некоторым опытным мамам: когда маленький ребенок еще не научился синхронно напрягать брюшные мышцы и расслаблять мышцы тазового дна, он тужится, краснеет и плачет в течение нескольких минут, после чего успешно испражняется. При этом каловые массы всегда мягкие, что не характерно для настоящего запора. Другими словами, ребенок просто учится новому для него навыку, и основное, чем вы можете ему помочь, — просто быть рядом, чаще держать на руках и сохранять спокойствие.
Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку о развитии, питании и здоровье ребенка, специальные предложения от Nutricia и наших партнеров, а также полезные рекомендации от экспертов NutriClub.
Виды запора у детей
Можно выделить два основных вида 3 запоров у детей первого года жизни:
Острый запор, когда стул время от времени отсутствует в течение нескольких суток, после чего кишечник продолжает работать нормально. Если на фоне острого запора перестали отходить газы, а ребенок всем видом показывает, что у него болит живот, как можно скорее обратитесь к врачу, чтобы он исключил кишечную непроходимость.
Хронический запор, когда проблемы с дефекацией возникают систематически в течение трех месяцев подряд. При хроническом запоре ребенку приходится сильно напрягаться в процессе дефекации, появляется каломазание, а при легком надавливании на левую нижнюю часть живота можно обнаружить уплотнения — не отошедшие каловые массы.
Причины запоров у детей до года
У детей на грудном вскармливании со стороны мамы может быть только одна причина запора — неправильный режим питания. Со стороны ребенка потенциальных причин больше, и различаются они в зависимости от возраста и введения прикорма.
Почему возникает запор у детей от 0 месяцев до года:
Если запор возник после 6 месяцев, то есть после введения прикорма, то ребенок, вероятнее всего:
Когда ребенка нужно показать врачу
В большинстве случаев запор у новорожденного проходит самостоятельно или благодаря усилиям мамы, которая выбрала правильную тактику ухода.
Дисхезия у грудничка что это такое
Младенческая дисхезия
Дисхезия — это функциональное состояние, при котором происходит затруднение опорожнения прямой кишки из-за не координированной работы мышц таза и сфинктера прямой кишки.
Простыми словами — это плач ребенка перед тем, как покакать. А еще проще: ребенок не умеет опорожняться и помогает себе криком.
Связано это с незрелостью.
Акт дефекации — это сложное действо, связанное с сознанием.
Взрослый человек сначала чувствует позыв, потом усилием воли одни мышцы (мышцы живота, таза) напрягает, а другие (сфинктер заднего прохода) расслабляет. Взрослый делает это одновременно.
У малышей от рождения не всегда сразу получается выполнить такой сложный алгоритм действий.
Но в мозг поступают сигналы о том, что пора опорожниться.
Срабатывает инстинкт.
Что делает ребенок:
краснеет, кричит, плачет (таким образом напрягает одни и расслабляет другие мышцы)
Это может продолжаться до 20-30 минут.
Сразу после опорожнения в норме ребенок успокаивается.
Когда к врачу:
— Если на фоне описанного поведения, у ребенка усиливаются срыгивания
— Если ребенок отказывается от еды
— Если стул после дефекации плотный, как горох или с включениями крови
Лечения нет.
Ускорить процесс созревания ничем невозможно, поэтому не уместны диета мамы, препараты от колик и прочие пробиотики.
Что делать:
1. выяснить, что у ребенка только дисхезия и нет дополнительных проблем (вместе с педиатром)
2. запастись терпением
3. выкладывать ребенка на живот, делать гимнастику, много гулять и не расстраиваться
Младенческая дисхезия или «синдром кряхтящего младенца»
Младенческая дисхезия или как ее смешно называют зарубежные врачи ‘grunting baby syndrome’ (синдром кряхтящего младенца) — довольно частая причина обращения к врачу в первые месяцы жизни ребенка.
Как выглядит это состояние?
Ребенок напрягается, кряхтит, краснеет от усилий, часто недовольно кричит перед отхождением стула. После стула ребенок снова отлично себя чувствует.
В отличии от младенческих колик беспокойство четко завязано по времени на стул.
Похоже на запор?
Похоже с первого взгляда… Но при запоре отходит плотный жесткий стул, а при младенческой дисхезии стул мягкий или даже жидкий.
Так почему же…?
Причина такого необычного поведения ребенка — неспособность младенца скоординировать усиленную работу мышц, которые создают внутрибрюшное давление, и мышц тазового дня, которые в это время должны расслабиться.
В итоге много усилий и минимум результата. Как и любой человек, у которого что-то не получается, младенец начинает злиться и ругаться. То есть ребенок плачет не от боли!
Дисхезия возникает в первые два-три месяца жизни и проходит самостоятельно по мере самообучения ребенка согласовывать работу мышц, отвечающих за отхождение стула. Никаких препаратов для ускорения самообучения нет.
Для уточнения диагноза нужен только осмотр врача (после сбора жалоб, конечно).
Если у врача диагноз не вызывает сомнения, родителям надо просто успокоиться и ждать.
Такой способ приемлем иногда, но не рекомендуется для регулярного использования большинством специалистов.
Причина нелюбви педиатров к этой стимуляции проста — мы боимся, что замедлится естественное созревание механизмов координации.
22,828 просмотров всего, 19 просмотров сегодня
Дисхезия (дисшезия)
Дисхезия или дисшезия (англ. dyschezia, лат. dyscheva) — затрудненность дефекации из-за отсутствия координации между деятельностью мышц тазового дна и анальных сфинктеров. Дисхезия является разновидностью запора.
Дисхезия определяется как затрудненная дефекация при минимум четверти от числа всех актов дефекации в течение не менее трёх месяцев. Затруднение дефекации описывается пациентами как чрезмерное натуживание, ощущение неполной эвакуации или вспоможение путем надавливания пальцами в области ануса. Диагноз дисхезии устанавливается на основании адекватного описания её клинического течения при исключении механической причины симптомов. Дисхезия может ассоциироваться с различными патологическими состояниями, включая неадекватное продвижение, ассоциированное с мегаректумом или ректоцеле, отсутствие на внутреннем анальном сфинктере ингибиторного рефлекса, и с наличием гипертензии в заднепроходном канале или без нее. К функциональным видам дисхезии относят диссинергию мышц тазового дна и дисфункцию внутреннего анального сфинктера (В.Д. Пасечников, 2003).
Эффективным методом исследования пациентов с подозрением на дисхезию является аноректальная манометрия.
Профессиональные медицинские публикации, затрагивающие вопросы дисхезии:
Младенческая дисхезия (дисшезия)
Функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта у детей согласно Римским критериям III 2006 года разделены на категории, зависящие от возраста ребенка. В категорию «G. Функциональные расстройства у детей в возрасте младше 4-х лет» включена позиция «G6. Младенческая дисхезия (затрудненная дефекация)» (С.И. Эрдес и др.).
Дисхезия часто встречается у детей первых 2–3 месяцев жизни и проходит к 6 месяцам. Проявляется дисхезия криком и плачем ребенка в течение 20–30 минут несколько раз в сутки. При этом наблюдается резкое покраснение лица ребенка (так называемый «синдром пурпурного лица»). Характерно для дисхезий то, что ребенок успокаивается сразу после дефекации и кал при этом мягкий и без примесей
Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей грудного возраста: роль диетотерапии
Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) представляют одну из наиболее широко распространенных проблем среди детей первых месяцев жизни [1].
Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) представляют одну из наиболее широко распространенных проблем среди детей первых месяцев жизни [1]. Отличительной особенностью данных состояний является появление клинических симптомов при отсутствии каких-либо органических изменений со стороны ЖКТ (структурных аномалий, воспалительных изменений, инфекций или опухолей) и метаболических отклонений. При функциональных нарушениях ЖКТ могут изменяться моторная функция, переваривание и всасывание пищевых веществ, а также состав кишечной микробиоты и активность иммунной системы [2–4]. Причины функциональных расстройств часто лежат вне пораженного органа и обусловлены нарушением нервной и гуморальной регуляции деятельности пищеварительного тракта.
В соответствии с Римскими критериями III, предложенными Комитетом по изучению функциональных расстройств у детей и Международной рабочей группой по разработке критериев функциональных расстройств в 2006 г. [5], к функциональным нарушениям ЖКТ у младенцев и детей второго года жизни относят:
У детей грудного возраста, особенно первых 6 месяцев жизни, наиболее часто встречаются такие состояния, как срыгивания, кишечные колики и функциональные запоры. Более чем у половины детей они наблюдаются в различных комбинациях, реже — как один изолированный симптом. Поскольку причины, приводящие к функциональным нарушениям, оказывают влияние на различные процессы в ЖКТ, сочетание симптомов у одного ребенка представляется вполне закономерным. Так, после перенесенной гипоксии могут возникнуть вегетовисцеральные нарушения с изменением моторики по гипер- или гипотоническому типу и нарушения активности регуляторных пептидов, приводящие одновременно к срыгиваниям (в результате спазма или зияния сфинктеров), коликам (нарушения моторики ЖКТ при повышенном газообразовании) и запорам (гипотоническим или вследствие спазма кишки). Клиническую картину усугубляют симптомы, связанные с нарушением переваривания нутриентов, обусловленным снижением ферментативной активности пораженного энтероцита, и приводящие к изменению микробиоценоза кишечника [6].
Причины функциональных нарушений ЖКТ можно разделить на две группы: связанные с матерью и связанные с ребенком.
К первой группе причин относятся:
Причины, связанные с ребенком, заключаются в:
Частыми и наиболее серьезными причинами, приводящими к возникновению срыгиваний, колик и нарушений характера стула, являются перенесенная гипоксия (вегетовисцеральные проявления церебральной ишемии), частичная лактазная недостаточность и гастроинтестинальная форма пищевой аллергии. Нередко в той или иной степени выраженности они наблюдаются у одного ребенка, поскольку последствиями гипоксии являются снижение активности ферментов и повышение проницаемости тонкой кишки.
Под срыгиваниями (регургитацией) понимают самопроизвольный заброс желудочного содержимого в пищевод и ротовую полость.
Частота синдрома срыгиваний у детей первого года жизни, по данным ряда исследователей, составляет от 18% до 50% [7, 8]. Преимущественно срыгивания отмечаются в первые 4–5 месяцев жизни, значительно реже наблюдаются в возрасте 6–7 месяцев, после введения более густой пищи — продуктов прикорма, практически исчезая к концу первого года жизни, когда ребенок значительную часть времени проводит в вертикальном положении (сидя или стоя).
Степень выраженности синдрома срыгиваний, согласно рекомендациям группы экспертов ESPGHAN, предложено оценивать по пятибалльной шкале, отражающей совокупную характеристику частоты и объема регургитаций (табл. 1).
Нечастые и необильные срыгивания не расцениваются как заболевание, поскольку они не вызывают изменений в состоянии здоровья детей. У детей с упорными срыгиваниями (оценка от 3 до 5 баллов) нередко отмечаются осложнения, такие как эзофагит, отставание в физическом развитии, железодефицитная анемия, заболевания ЛОР-органов. Клиническими проявлениями эзофагита являются снижение аппетита, дисфагия и осиплость голоса.
Следующим, часто встречающимся функциональным расстройством ЖКТ у детей грудного возраста являются кишечные колики — это эпизоды болезненного плача и беспокойства ребенка, которые занимают не менее 3 часов в день, возникают не реже 3 раз в неделю. Обычно их дебют приходится на 2–3 недели жизни, достигают кульминации на втором месяце, постепенно исчезая после 3–4 месяцев. Наиболее типичное время для кишечных колик — вечерние часы. Приступы плача возникают и заканчиваются внезапно, без каких-либо внешних провоцирующих причин [9].
Частота кишечных колик, по разным данным, составляет от 20% до 70% [9, 10]. Несмотря на длительный период изучения, этиология кишечных колик остается не вполне ясной.
Для кишечных колик характерен резкий болезненный плач, сопровождающийся покраснением лица, ребенок принимает вынужденное положение, прижав ножки к животу, возникают трудности с отхождением газов и стула. Заметное облегчение наступает после дефекации.
Эпизоды кишечных колик вызывают серьезное беспокойство родителей, даже если аппетит ребенка не нарушен, он имеет нормальные показатели весовой кривой, хорошо растет и развивается.
Кишечные колики практически с одинаковой частотой встречаются как на естественном, так и на искусственном вскармливании. Отмечено, что чем меньше масса тела при рождении и гестационный возраст ребенка, тем выше риск развития данного состояния.
В последние годы большое внимание уделяется роли микрофлоры кишечника в возникновении колик. Так, у детей с данными функциональными расстройствами выявляются изменения состава кишечной микробиоты, характеризующиеся увеличением количества условно-патогенных микроорганизмов и снижением защитной флоры — бифидобактерий и особенно лактобацилл [11, 12]. Повышенный рост протеолитической анаэробной микрофлоры сопровождается продукцией газов, обладающих потенциальной цитотоксичностью. У детей с выраженными кишечными коликами нередко повышается уровень воспалительного белка — кальпротектина [13].
Функциональные запоры относятся к числу распространенных нарушений функции кишечника и выявляются у 20–35% детей первого года жизни [14, 15].
Под запорами понимают увеличение интервалов между актами дефекации по сравнению с индивидуальной физиологической нормой более 36 часов и/или систематически неполное опорожнение кишечника.
Частота стула у детей считается нормальной, если в возрасте от 0 до 4 месяцев происходит от 7 до 1 акта дефекации в сутки, от 4 месяцев до 2 лет от 3 до 1 опорожнения кишечника. К расстройствам дефекации у младенцев также относятся дисхезия — болезненная дефекация, обусловленная диссинергией мышц дна малого таза, и функциональная задержка стула, для которой характерно увеличение интервалов между актами дефекации, сочетающихся с калом мягкой консистенции, большого диаметра и объема.
В механизме развития запоров у грудных детей велика роль дискинезии толстой кишки. Наиболее частой причиной возникновения запоров у детей первого года жизни являются алиментарные нарушения.
Отсутствие четко очерченной границы между функциональными нарушениями и патологическими состояниями, а также наличие отдаленных последствий (хронические воспалительные гастроэнтерологические заболевания, хронические запоры, аллергические заболевания, расстройства сна, нарушения в психоэмоциональной сфере и др.) диктуют необходимость внимательного подхода к диагностике и терапии данных состояний.
Лечение детей грудного возраста с функциональными нарушениями ЖКТ является комплексным [3, 16] и включает ряд последовательных этапов, которыми являются:
Наличие срыгиваний диктует необходимость использования симптоматической позиционной (постуральной) терапии — изменение положения тела ребенка, направленного на уменьшение степени рефлюкса и способствующего очищению пищевода от желудочного содержимого, тем самым снижается риск возникновения эзофагита и аспирационной пневмонии. Кормить ребенка следует в положении сидя, при положении тела младенца под углом 45–60°. После кормления рекомендуется удерживание ребенка в вертикальном положении, причем достаточно продолжительно, до отхождения воздуха, не менее 20–30 минут. Постуральное лечение необходимо проводить не только на протяжении всего дня, но и ночью, когда нарушается очищение нижнего отдела пищевода от аспирата вследствие отсутствия перистальтических волн (вызванных актом глотания) и нейтрализующего эффекта слюны.
Ведущая роль в лечении функциональных нарушений ЖКТ у детей принадлежит лечебному питанию. Назначение диетотерапии, прежде всего, зависит от вида вскармливания ребенка.
При естественном вскармливании в первую очередь необходимо создать спокойную обстановку для кормящей матери, направленную на сохранение лактации, нормализовать режим кормления ребенка, исключающий перекорм и аэрофагию. Из питания матери исключают продукты, повышающие газообразование в кишечнике (сладкие: кондитерские изделия, чай с молоком, виноград, творожные пасты и сырки, безалкогольные сладкие напитки) и богатые экстрактивными веществами (мясные и рыбные бульоны, лук, чеснок, консервы, маринады, соленья, колбасные изделия).
По мнению ряда авторов, функциональные расстройства ЖКТ могут возникать в результате пищевой непереносимости, чаще всего аллергии к белкам коровьего молока. В таких случаях матери назначается гипоаллергенная диета, из ее рациона исключаются цельное коровье молоко и продукты, обладающие высоким аллергизирующим потенциалом.
В процессе организации диетотерапии необходимо исключить перекорм ребенка, особенно при свободном вскармливании.
При отсутствии эффекта от вышеописанных мероприятий, при упорных срыгиваниях используют «загустители» (например, Био-рисовый отвар), которые разводят грудным молоком и дают с ложечки перед кормлением грудью.
Необходимо помнить, что даже выраженные функциональные расстройства ЖКТ не являются показанием для перевода ребенка на смешанное или искусственное вскармливание. Сохранение симптоматики является показанием к дополнительному углубленному обследованию ребенка.
При искусственном вскармливании необходимо обратить внимание на режим кормления ребенка, на адекватность выбора молочной смеси, соответствующей функциональным особенностям его пищеварительной системы, а также ее объем. Целесообразно введение в рацион адаптированных молочных продуктов, обогащенных пре- и пробиотиками, а также кисломолочных смесей: Агуша кисломолочная 1 и 2, NAN Кисломолочный 1 и 2, Нутрилон кисломолочный, Нутрилак кисломолочный. При отсутствии эффекта используются продукты, специально созданные для детей с функциональными нарушениями ЖКТ: NAN Комфорт, Нутрилон Комфорт 1 и 2, Фрисовом 1 и 2, Хумана АР и др.
Если нарушения обусловлены лактазной недостаточностью, ребенку постепенно вводят безлактозные смеси. При пищевой аллергии могут быть рекомендованы специализированные продукты на основе высокогидролизованного молочного белка. Поскольку одной из причин срыгиваний, колик и нарушений характера стула являются неврологические нарушения вследствие перенесенного перинатального поражения центральной нервной системы, диетологическая коррекция должна сочетаться с медикаментозным лечением, которое назначается детским неврологом.
Как при искусственном, так и при естественном вскармливании между кормлениями целесообразно предлагать ребенку детскую питьевую воду, особенно при склонности к запорам.
Особого внимания заслуживают дети с синдромом срыгиваний. При отсутствии эффекта от использования стандартных молочных смесей целесообразно назначать антирефлюксные продукты (АР-смеси), вязкость которых повышается за счет введения в их состав специализированных загустителей [17, 18]. С этой целью используются два вида полисахаридов:
КРД, безусловно, является интересным компонентом в составе продуктов детского питания, и на ее свойствах хотелось бы остановиться подробнее. Основным физиологически активным компонентом КРД является полисахарид — галактоманнан. Он относится к группе пищевых волокон и выполняет две взаимосвязанные функции. В полости желудка КРД обеспечивает более вязкую консистенцию смеси и препятствует возникновению срыгиваний. Вместе с тем КРД относится к нерасщепляемым, но ферментируемым пищевым волокнам, что и придает этому соединению классические пребиотические свойства.
Под термином «нерасщепляемые пищевые волокна» понимается их устойчивость к воздействию панкреатической амилазы и дисахидаз тонкой кишки. Понятие «ферментируемые пищевые волокна» отражает их активную ферментацию полезной микрофлорой толстой кишки, прежде всего — бифидобактериями. В результате такой ферментации происходит ряд важных для организма физиологических эффектов, а именно:
Положительное влияние КРД на состав кишечной микрофлоры у детей первого года жизни описано в ряде исследований [19]. Это является одним из важных аспектов применения современных АР-смесей в педиатрической практике.
Смеси, включающие КРД (камедь), обладают доказанным клиническим эффектом и при функциональных запорах. Увеличение объема кишечного содержимого за счет развития полезной кишечной микрофлоры, изменение рН среды в кислую сторону и увлажнение химуса способствуют усилению перистальтики кишечника. Примером таких смесей являются Фрисовом 1 и Фрисовом 2. Первая предназначена для детей с рождения до 6 месяцев, вторая — с 6 до 12 месяцев [20]. Эти смеси могут быть рекомендованы как в полном объеме, так и частично, в количестве 1/3–1/2 от необходимого объема в каждое кормление, в сочетании с обычной адаптированной молочной смесью, до достижения стойкого терапевтического эффекта.
Другая группа АР-смесей — продукты, включающие в качестве загустителя крахмалы, которые действуют только в верхних отделах ЖКТ, причем положительный эффект наступает при использовании их в полном объеме. Эти смеси показаны детям с менее выраженными срыгиваниями (1–3 балла), как при нормальном стуле, так и при склонности к разжиженному. Среди продуктов этой группы выделяется смесь NAN Антирефлюкс, обладающая двойной защитой против срыгиваний: за счет загустителя (картофельного крахмала), увеличивающего вязкость желудочного содержимого и умеренно гидролизованного белка, повышающего скорость опорожнения желудка и дополнительно профилактирующего запоры.
В настоящее время на Российском потребительском рынке появилась обновленная антирефлюксная смесь Хумана АР, в состав которой одновременно введены камедь рожкового дерева (0,5 г) и крахмал (0,3 г), что позволяет усилить функциональное действие продукта.
Несмотря на то, что АР-смеси являются полноценными по составу и призваны обеспечить физиологические потребности ребенка в пищевых веществах и энергии, согласно международным рекомендациям они относятся к группе продуктов детского питания «для специального медицинского назначения» (Food for special medical purpose). Поэтому продукты данной группы следует использовать строго при наличии клинических показаний, по рекомендации врача и под медицинским контролем. Продолжительность применения АР-смесей должна определяться индивидуально и может быть достаточно длительной, около 2–3 месяцев. Перевод на адаптированную молочную смесь осуществляется после достижения стойкого терапевтического эффекта.
Литература
*НЦЗД РАМН, **РМАПО, Москва