диспетчер одс что это такое
Профстандарт: Диспетчер аварийно-диспетчерской службы
Информация о профстандарте устарела. Подробности читайте в статье по ссылке.
Диспетчер аварийно-диспетчерской службы
Специалист, первым узнающий об аварийных ситуациях и различных неисправностях инженерно-технического оборудования от собственников жилых помещений и организаций, должен уметь быстро реагировать и чётко передавать информацию в аварийные службы, а также контролировать, на должном ли уровне проводятся работы по устранению неполадок. От слаженности его действий зависит, например, как много времени человек проведёт в заблокированной кабине лифта.
Профстандарт определяет две степени профессионального мастерства для такого специалиста: 4 и 5-й уровни квалификации. Кандидат должен пройти профессиональное обучение (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих) (4 квалификационный уровень) или иметь среднее профессиональное образование (программа подготовки специалистов среднего звена) (5 уровень квалификации).
Трудовые функции
Требования к специальности
Необходимые знания
В нашем новом сервисе (программе) «АДС на 100%» мы учли все требования вышеупомянутого закона, а также требования ПП РФ № 354, Постановления Госстроя № 170 и ГОСТа 56037-2014.
Помимо соблюдения ПП РФ № 416 и ПП РФ № 1090, сервис позволяет перейти с бумажных носителей и Excel-файлов на современный электронный формат, упростить работу с обращениями жителей и третьих лиц, интегрирован с IP-телефонией и ГИС ЖКХ, ведёт запись телефонных разговоров и контролирует работу сотрудников на выезде (сантехники, электрики, мастера). В качестве бонуса управляющие компании получают два мобильных приложения: одно для общения и информирования жителей, второе для управления бригадами на выезде.
В сервис «АДС на 100%» мы включили все возможности традиционных систем для ПК и дополнили их современными инструментами. Это позволяет сервису совершенствовать работу управляющей организации любого размера. Вы сможете отказаться от устаревших программ и бумажных журналов, сэкономить на автоматизации, увеличить эффективность обслуживания жителей, и привлечь больше клиентов.
Таким образом, использование сервиса «АДС на 100%» гарантирует УО, что они будут полностью соответствовать всем лицензионным требованиям законодательства, в следствии чего их позиция на рынке укрепиться.
А самое приятное в сервисе «АДС на 100%» — это его цена, она составляет всего 1900 рублей + 40 рублей за МКД в месяц.
Заполните форму, если хотите принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса «АДС на 100%».
Новые коммунальные термины или что такое ОДС
Аббревиатуры для простых обывателей представляют сложность, а с появлением служб, буквенные сокращения которых идентичны, людям и вовсе непросто разобраться в их названиях и функциональных назначениях. Так, с появлением управляющих компаний, сфера ЖКХ пополнилась новой аббревиатурой. Постараемся расшифровать обозначение и раскрыть основные функции службы.
Что нужно знать жильцам об ОДС
Так, попробуем расшифровать ОДС, что это такое в ЖКХ. Свою историю, на примере московского региона, объединенная диспетчерская служба начала летом 2013 года, когда в силу вступило соответствующее Положение Правительства Москвы, утвердившее работу данного новообразования, его назначение и основной функционал.
В рамках ЖКХ диспетчерская служба призвана осуществлять сбор информации о потреблении основных ресурсов – тепла, газа, воды и электричества, вводя сведения в единую автоматизированную систему. Для каждого дома или района предусмотрена работа одной или нескольких подобных служб. Они подконтрольны ЖКХ организациям, обслуживающим многоквартирные дома. Суть работы диспетчерской службы заключается в обеспечении взаимодействия между потребителями и ресурсоснабжающими организациями. В каждой УК или иной жилищно-коммунальной компании функционирует отдельный отдел или служба диспетчеров.
Основной функционал диспетчерских служб
Работа такого отдела организуется круглосуточно, так как аварии и поломки систем возникают не только в привычное рабочее время. Так, функционал объединенной диспетчерской службы гораздо шире, чем себе его представляют жильцы многоквартирных домов и заключен в следующих моментах:
Объединенные диспетчерские службы осуществляют контроль качества их исполнения сотрудниками обслуживающей компании.
Если расшифровать название, исходя из нормативно-правовых актов, регламентирующих работу диспетчеров, то на них возложена ответственность за контроль над работой направлений жилищно-коммунальных компаний.
Какую информацию могут получить жильцы у диспетчера
В обывательском понимании диспетчерский отдел для того и предусмотрен, что должен ответить на все вопросы жильцов из серии «хочу все знать». Но, последнее не совсем так. В компетенции диспетчеров ограниченный набор сведений, которые они могут сообщить своим абонентам:
В направлениях и функциональных особенностях диспетчерской деятельности значится:
Вопросы из серии о том, «Зачем вы тогда нужны?», почему я столько плачу за электричество или воду всегда целесообразнее задать себе, чем срывать недовольством «большими» счетами на диспетчере, который по — долгу своей деятельности обязан сохранять спокойствие и вежливое обращение к звонящим абонентам. Да и сама расшифровка аббревиатуры ОДС этого не предусматривает.
Проблема с инженерным оборудованием – это вопрос к диспетчеру?
Смена нескольких поколений инженерных и автоматизированных систем привела к тому, что людям не просто с ними разобраться, когда они просто дают сбои. Перечень таких «коммунальных» конструкций, по вопросу поломки и выхода из строя которых обращаются к диспетчерам, следующий:
Также диспетчеры контролируют работу коммуникаций, сигнализации, пожаротушения, эвакуации, громкоговорящих связей в пределах помещений общедомового пользования — чердачных и подвальных помещений, лифтов, крыш, пожарных лестниц, придомовых хозяйственных построек.
Деятельность диспетчера фиксируется в специально разработанных документах, журналах и электронных системах, что позволяет оценить своевременность реагирование сотрудников компании, занимающейся обслуживанием, в конкретных ситуациях или при авариях. Руководит работой старший диспетчер, задачи которого заключается в регламентации, планировании, корректировке деятельности сотрудников, а также контроль над их работой.
Инструкции / Должностные инструкции по службе ОДС
Должностная инструкция дежурного диспетчера ОДС
1. Общие положения.
1.1. Настоящая инструкция составлена на основании:
— приказа Минэнерго Украины N 58 от 31.03.95 г «Об организации региональных диспетчерских центров и реорганизации НДЦ Украины»;
— закона Украины «Об охране труда»;
— типового положения об оперативно-технологических взаимоотношениях между РДЦ, областными (городскими) энергоснабжающими государственными акционерными компаниями и их структурными единицами.
— Положения об ОДС электрических сетей.
— приказа электрических сетей № 251 от 20.08.99 «О должностных инструкциях».
2. Квалификационные требования.
2.1. Диспетчер ОДС электрических сетей должен иметь право ведения оперативных переговоров и переключений.
2.2. Диспетчер ОДС электрических сетей должен иметь навыки работы на компьютере, уметь пользоваться приложениями Microsoft Offise и почтовыми клиентами.
3. Диспетчер электрических сетей должен знать:
3.1. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей, в части его производственной деятельности. ГКД 34.20.507-2003, Киев, 1-е издание, 2003 г. (гл. 1., 3, 4., 5.3, 5.8, 5.12, 5.13, 12.3, 12.4 – 12.9, 12.11, 12.12, 13.1 – 13.9).
3.2. Правила устройства электроустановок, в части его производственной деятельности; М. ЭНЕРГОАТОМИЗДАТ, 1987г. (гл. 1.2, 1.5.1 – 1.5.5, 4.2.1 – 4.2.42).
3.3. Правила безопасной эксплуатации электроустановок, в части его производственной деятельности; ДНАОП 1.1.10.–1.01.97г. (гл. 1 – 8, 12, 13, 14, 16.1 – 16.8, 17.3, 22, 23).
3.4. Правила эксплуатации электрозащитных средств.
Киев, 2001 г., ДНОАП 1.1.10-1.07-01.
3.5. Оперативные переключения в электроустановках. Правила выполнения.
Киев, УНВО «Энергопрогресс» 1998 г., ГКД 34 35.507-96.
3.6. Инструкции по оперативному обслуживанию оборудования ПС, устройств релейной защиты, автоматики, и телемеханики электрических сетей, местные инструкции.
3.7. Инструкции о применении ГАО и графиков ограничения потребителей. Инструкции ДЭС, облэнерго и местные инструкции.
3.8. Инструкции «Ликвидация аварий и нарушений режима на энергопредприятиях и в энергообъединениях». СОУ-Н МПЕ 40.1.20.563:2004.
3.9. Правила пользования электрической и тепловой энергией. Утв. Постановлением НКРЭ Украины № 28, от 31.07.96 (в редакции постановления НКРЭ Украины от 17.10.05г. № 910; Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 18.11.05г. за № 1399/11679).
3.10. Инструкции по «расследованию и учёту технологических нарушений на объектах энергетики и в объединённой энергосистеме Украины». СОУ-Н МПЕ 40.1.08.551:2005.
3.11. Положение. Обучение, инструктаж, проверка знаний работников предприятий, учреждений, и организаций, по вопросам охраны труда и эксплуатации оборудования. К., 1995 г.
3.12. Противоаварийные тренировки персонала электрических станций и сетей Минэнерго Украины. УНВО Энергопрогресс. К. 1997 г.
3.13. Инструкция по содержанию и применению первичных средств пожаротушения на предприятиях Минтопэнерго Украины.
3.14. Правила пожарной безопасности в компаниях, на предприятиях и в организациях энергетической отрасли Украины ТКД 34.03.303-99.
3.15. Инструкция по организации противопожарных тренировок на предприятиях Минтопэнерго Украины от 01.01.2000г.
3.16. Инструкции и другие документы:
3.16.1. По гражданской обороне.
3.16.2. Санитарные нормы и правила.
3.16.3. Планы работы ОДС.
3.16.4. Приказы и распоряжения руководства электрических сетей, ОДС.
3.16.5. Распоряжения диспетчера облэнерго.
3.16.7. Положение об ОДС.
3.16.8. Типовые проекты организации труда на рабочих местах диспетчеров ПЭС и РЭС. М. СПО Союзтехэнерго, 1984 г.
3.16.9. Правила внутреннего распорядка.
3.17. Должностные инструкции зам. начальника, инженера по электрическим режимам и дежурного диспетчера ОДС.
3.18. Структуру и организацию диспетчерского управления сети.
3.19. Распределение оборудования по оперативной подчиненности.
3.20. Порядок и технологию оперативных переключений.
3.21. Порядок ликвидации аварий в сетях и нарушений работы эл. оборудования.
3.22. Порядок ограничения и отключения потребителей электроэнергии;
3.23. Электрическую схему, конфигурацию, основные параметры и режим работы сети.
3.24. Электрические схемы объектов сети, находящихся в его оперативном управлении или ведении.
3.25. Названия и основные параметры оборудования подстанций и линий электропередачи, состоящих на балансе электрических сетей и находящихся в оперативном ведении диспетчера ОДС электрических сетей.
3.26. Назначение, принцип действия, оперативное обслуживание, конструктивные особенности, территориальное расположение оборудования и коммутационных аппаратов сети.
3.27. Назначение, принцип действия, зоны действия, главные особенности сетевой релейной защиты, автоматики и телемеханики.
3.28. Оборудование диспетчерского щита.
3.29. Режим работы нейтралей трансформаторов электрических сетей всех классов напряжений.
3.30. Организацию подготовки рабочих мест при ремонте оборудования (оформление заявок, нарядов).
3.31. Порядок вывода оборудования в ремонт и ввода его в работу или резерв.
3.32. Порядок допуска персонала СМО к работам в действующих электроустановках.
3.33. Порядок включения нового и реконструированного оборудования.
3.34. Организацию противоаварийной и противопожарной работы.
3.35. Правила пользования устройствами оперативной связи.
3.36. Основные требования к организации труда и к составу документации на рабочих местах оперативного персонала.
3.37. Требования положения по организации обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда и эксплуатации оборудования.
3.38. Инструкцию по оказанию первой помощи пострадавшим в связи с несчастными случаями при обслуживании энергетического оборудования.
3.39. Основы трудового законодательства.
3.40. Закон об энергетике.
3.41. Закон об обязательном страховании.
5. Права:
5.1. Диспетчер ОДС имеет право:
5.1.1. Самостоятельно решать все оперативные вопросы эксплуатации оборудования, находящемся в его оперативном управлении и ведении, производить необходимые операции.
5.1.2. Отдавать распоряжения оперативно-производственного характера непосредственно подчиненному оперативному персоналу по вопросам, входящим в его компетенцию, и требовать безусловного их выполнения.
5.1.3. Отдавать, в виде исключения в аварийных ситуациях, распоряжения младшему оперативному персоналу (второму лицу) по энергообъекту, имеющему право производства оперативных переключений.
5.1.4. При отсутствии связи с энергообъектами отдавать оперативные распоряжения через дежурных других энергообъектов.
5.1.5. Отдавать оперативному и оперативно-производственному персоналу оперативные распоряжения по вопросам, входящим в компетенцию других диспетчерских служб, в случаях, не терпящих отлагательства (несчастный случай, пожар, стихийное бедствие и т.п.), а также при ликвидации аварий.
5.1.6. Самостоятельно принимать решения и осуществлять мероприятия по восстановлению нормального режима при ликвидации аварий в электрических сетей.
5.1.7. Вызывать и привлекать к ликвидации аварий необходимый оперативный, оперативно-производственный, производственный (через руководителей служб) персонал.
5.1.8. Давать, при необходимости, разрешение на привлечение оперативного персонала, находящегося на дежурстве, к выполнению работ по обслуживанию и ремонту оборудования электроустановки (с записью в оперативный журнал).
5.1.9. Приостанавливать производство ремонтных работ в сетях электрических сетей и отстранять от работы персонал в случае нарушения требований ПТЭ, ПБЭЭ, ПУЭ, производственных и диспетчерских инструкций.
5.1.10. Принимать, в исключительных случаях, оперативные заявки на неплановые и неотложные ремонты оборудования, находящегося в его оперативном управлении и ведении. И разрешать, согласовав с руководством ОДС, их на срок в пределах времени своего дежурства.
5.1.11. Задерживать выполнение работ или полностью отменять разрешенную заявку в зависимости от режима и обстановки в сети.
5.1.12. Разрешать, в порядке исключения, приемку-сдачу смены непосредственно подчиненному оперативному персоналу во время ликвидации аварии на оборудовании, находящемся в его оперативном управлении и ведении, а также во время переключений, пуска и останова оборудования (с согласия руководства соответствующего подразделения).
5.1.13. Вызывать при необходимости на диспетчерский пункт работников подразделений электрических сетей (по списку).
5.1.14. Требовать от подчиненного персонала немедленного информирования о происшедших несчастных случаях с людьми, всех происшедших нарушениях нормального режима работы, о ходе аварийно-восстановительных работ.
5.1.15. Не выполнять оперативные распоряжения диспетчера облэнерго, которые противоречат требованиям ПТЭ, ПБЭЭ, ПУЭ или создают угрозу безопасности людей и сохранности оборудования, сообщив о своем отказе диспетчеру облэнерго, руководству ОДС и электрических сетей; обжаловать в случае несогласия другие распоряжения диспетчера облэнерго, не приостанавливая их выполнения.
5.1.16. Представлять руководству ОДС предложения о поощрении непосредственно подчиненного дежурного персонала или наложения на него взысканий.
5.1.17. Пользоваться в первую очередь каналами диспетчерской и технологической связи, требовать принудительного освобождения занятого канала для оперативных переговоров.
5.1.18. Требовать обеспечения своего рабочего места современной оргтехникой и средствами связи.
7. Ответственность.
Диспетчер ОДС электрических сетей, находясь на смене, отвечает за:
7.1. Бесперебойное электроснабжение потребителей и экономичную эксплуатацию оборудования, находящегося в его оперативном управлении и ведении.
7.2. Правильность и своевременность отданных оперативных распоряжений.
7.3. Своевременное и точное выполнение распоряжений диспетчера облэнерго, руководства ОДС, электрических сетей.
7.4. Соблюдение требований ПТЭ, ПБЭЭ, ППБ, ПУЭ и других директивных документов, производственных и должностных инструкций в части эксплуатационной деятельности, техники безопасности и организации работы с персоналом.
7.5. Случаи производственного травматизма, происшедшие по его вине с подчиненным персоналом, выполняющим его распоряжения, случаи аварий, отказов в работе оборудования, происшедшие по его вине.
7.6. Целесообразность и своевременность проведения оперативных переключений и работ по заявкам.
7.7. Правильность выдачи разрешения на допуск к работам на оборудовании и линиях; достоверность своевременность и полноту выдаваемой информации.
7.8. Сохранность документов и оборудования, находящихся на диспетчерском пункте.
7.9. Качественное ведение документации, находящейся на диспетчерском пункте.
7.10. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, производственной и трудовой дисциплины.
7.11. Поддержание своей профессиональной подготовки на должном уровне.
Обслуживание жилищного фонда объединенными диспетчерскими службами (ОДС)
В ЖЭО организованы диспетчерские службы, в задачу которых входит ликвидация неисправностей и аварий в санитарно-технических устройствах и оборудовании жилых зданий. Диспетчерская служба работает в две смены (с 8 до 16 и с 16 до 24 ч): в первую смену работают 2 слесаря-сантехника, во вторую — 2 слесаря-сантехника и 1 электромонтер; один из слесарей-сантехников выполняет функции оператора — он постоянно находится в диспетчерском пункте, регистрирует поступающие заявки и обеспечивает их выполнение.
Повышение оснащенности жилых зданий инженерным оборудованием требует дальнейшего развития и совершенствования службы контроля за его работой и более оперативного устранения неисправностей и аварий в процессе эксплуатации. Это достигается созданием ОДС 1 по автоматическому контролю и управлению санитарно-техническими устройствами и оборудованием жилых зданий.
ОДС создают в жилых микрорайонах: дирекциях по эксплуатации зданий (ДЭЗ), жилищно-эксплуатационных конторах (ЖЭК), домоуправлениях и т. п. для контроля за работой инженерного оборудования жилых домов микрорайона и выполнения заявок населения по устранению мелких неисправностей и повреждений домового оборудования. Кроме того, в задачу ОДС входит принятие оперативных мер по обеспечению безопасности граждан в местах аварийного состояния конструкций зданий, своевременной уборке территорий домовладений, очистке кровель от снега и наледи.
Работа ОДС осуществляется круглосуточно. Служба ОДС ведет непрерывный контроль за работой инженерного оборудования, регистрирует его работу в соответствующих журналах и немедленно устраняет мелкие неисправности и аварии; о всех авариях или перерывах в работе систем тепловодоснабжения, канализации, электроснабжения срочно сообщает в аварийную службу жилищно-эксплуатационной организации, а также в специализированные организации, обслуживающие лифты, газовое оборудование и т. п.
Для обеспечения рациональной работы в ОДС должен быть комплект рабочей документации на все объекты, сети,и сооружения, схемы всех отключающих и запорных узлов систем оборудования, планы подземных коммуникаций, комплекты ключей от всех рабочих помещений.
Одной из основных функций ОДС является прием и выполнение работ по заявкам населения. Прием заявок осуществляется при непосредственном общении с жильцами, при телефонных разговорах, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах зданий и кабинах лифтов.
Регистрация заявок населения и контроль за выполнением работ осуществляются с помощью журнала учета заявок населения, заполняемого по следующей форме:
Приняв от жильца заявку, дежурный диспетчер ОДС обязан заполнить гр. 1—4 журнала, поручить выполнение работ по заявке дежурному рабочему (слесарю-сантехнику, электромонтеру и т. д.), зафиксировать фамилию исполнителя в гр. 5 и потребовать отчета об исполнении. Исполнитель расписывается о выполнении работ и отмечает время исполнения в гр. 6 и 7. При невыполнении работ дежурный диспетчер ОДС обязан установить причины, отметить их в гр. 8 и доложить руководству ЖЭО.
Ответственность за сохранность приборов и аппаратуры системы диспетчеризации возлагается на ЖЭО, ответственность за своевременное выполнение заявок ЖЭО на ремонт приборов на объектах, линий связи и аппаратуры диспетчерского пульта возлагается на трест Лифтремоит (по договору с ЖЭО); обслуживающий персонал ЖЭО обязан оказывать помощь тресту Лифт-ремонт при ремонте устройств ОДС, установленных на системах отопления, в коллекторах, подвалах жилых домов, электрощитовых и т. д.
ОДС подчиняется начальнику и главному инженеру ЖЭО и обслуживается дежурными диспетчерами, электромеханиками по лифтам, слесарями-сантехниками и электромонтерами, несущими круглосуточное дежурство.
Дежурный диспетчер ведет непрерывный контроль за работой инженерного оборудования, своевременно организует устранение мелких неисправностей и аварий, немедленно сообщает об авариях или перерывах в работе котельных, систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения в аварийные службы райжилуправления и тепловодоэнергоснабжающих организаций, об авариях на лифтах — в аварийную службу треста Лифтремонт, об авариях систем газового хозяйства, а также при обнаружении запаха газа в помещениях домов—’в аварийную службу управления газового хозяйства, принимает меры по обеспечению безопасности граждан. В дни обильных снегопадов диспетчерская служба принимает меры по обеспечению своевременной уборки территории домовладений, а также по посыпке тротуаров песком.
Электромеханики по лифтам подчиняются тресту Лифтремонт, но во время дежурства находятся в оперативном подчинении дежурного диспетчера ОДС ЖЭО; ежедневную уборку внутренней части кабин лифтов выполняют уборщицы ЖЭО.
В городах, районах и поселках, где ремонт санитарно-технического оборудования и тепловых узлов жилых домов выполняют ремонтно-строительные управления (РСУ), слесари-сантехники и электромонтеры являются персоналом РСУ, а во время дежурства подчиняются старшему и дежурному диспетчеру ОДС жилищно-эксплуатационной конторы (табл. 33).
Объединенная диспетчерская служба размещается в на уровне района в городе создаются районные диспетчерские службы, являющиеся структурным подразделением производственного объединения, а также функциональным звеном АСУ жилищным хозяйством.
Дальнейший этап развития ОДС, РДС — создание автоматизированных систем диспетчерского контроля и управления жилищным фондом в рамках городских производственных объединений жилищно-коммунального хозяйства (АДС). Такие системы необходимо рассматривать как базу для последующего применения ЭВМ и организации автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) эксплуатации жилищного фонда. Внедрение АСУ ТП и последовательное увеличение решаемых или функциональных задач приводит к совершенствованию технологических процессов и оптимизации организационных структур управления ими.
Диспетчер ОДС обучение
72 часа
4500 руб.
Список документов для аттестации
Мы предоставляем возможность оплатить эту услугу через сервисы онлайн платежей.
Профессия диспетчер ОДС
Диспетчер ОДС — это ответственный руководитель на предприятии, занимающийся контролем работоспособности электроустановок на предприятии, а также руководством персоналом оперативно-выездной бригады.
Обязанности диспетчера оперативно-диспетчерской службы (ОДС)
В основные обязанности диспетчера ОДС (оперативно-диспетчерской службы) входит руководство оперативно-выездной бригадой по оперативному обслуживанию электроустановок, инструктаж персонала оперативно-выездной бригады, в его полномочиях выдача разрешения на производство работ в электроустановках. На плечи диспетчера ОДС возлагается огромная ответственность и в его ведении можно сказать работоспособность целого предприятия, отсюда и вывод: учиться на диспетчера оперативно-диспетчерской службы нужно.
Курсы диспетчеров ОДС
На базе учебного центра МинМакс организованы специализированные курсы диспетчеров ОДС. Обучение проходит с использованием современных технологий и по программам, соответствующим всем действующим нормам законодательства РФ. Обучение диспетчера ОДС возможно без отрыва от производства. Окончив наш курс вы станете квалифицированным специалистом, и сможете, сдав экзамен, получить удостоверение диспетчера ОДС с печатью учебного центра и занесением в реестр. Также выдается протокол проверки знаний и печатью и подписями аттестующих специалистов.
Выбрав МинМакс вы получите качественное обслуживание, бесплатное консультирование на протяжении всего времени обучения, удостоверение установленного образца в кратчайшие сроки и без отрыва от производства, и квалификацию диспетчера ОДС в полном объеме знаний, необходимом для получения дальнейшего трудоустройства по профессии.
Мы работаем для того, чтобы вам было удобно!