дистанционное обучение высшее образование что это такое
5 вузов, где можно получить высшее образование онлайн
Рассказываем, где и как получить высшее образование дистанционно
Дистанционное обучение сегодня — хорошая возможность получить профессию, не меняя привычного ритма жизни. Этот формат не отличается от классической учёбы в вузе — те же лекции, домашние задания и экзамены. Только происходит всё это в онлайн-формате.
А если вы все-таки за живое обучение, да еще готовы и к переезду в другую страну, то предлагаем прочитать нашу статью про 6 главных особенностей высшего образования в США.
Кому подойдёт дистанционное обучение
Дистанционное обучение позволяет получить полноценное образование:
Как проходит обучение
Дистанционное обучение ничем не отличается от очного: это ежедневные занятия, лекции, сессии и даже каникулы. Длительность учебы может быть чуть дольше, чем на очном отделении, но диплом не отличается от классического и имеет равную ценность для будущей карьеры.
Благодаря современным интернет-технологиям, абитуриентам не нужно приезжать в вуз даже для поступления — необходимые документы отправляются почтой.
Обучение полностью проходит удалённо. У каждого студента есть свой личный кабинет на обучающей платформе вуза. Там хранятся все необходимые материалы, лекции и домашние задания. Там же можно связаться с преподавателем и задать любой вопрос.
На каждую онлайн-лекцию высылается индивидуальное приглашение. Если нет возможности посмотреть в режиме реального времени, всегда доступна запись. Зачёты и сессии сдаются по скайпу или аналогичной программе с веб-камерой, позволяющей преподавателю и студенту видеть друг друга.
Закон о легализации дистанционного образования в России вступил в силу 29.12.2012 года. Сегодня активно расширяется география университетов, предлагающих программы дистанционного обучения.
Мы составили список популярных российских вузов, где можно получить востребованную профессию не выходя из дома.
Российские вузы с дистанционным обучением
1. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва.
В РГГУ можно пройти дистанционное обучение по специальностям:
2. Российский государственный социальный университет (РГСУ), Москва.
Российский государственный социальный университет — признанный лидер социального образования и науки. Вуз выпускает специалистов сферы управления, готовых работать в современных условиях рынка.
РГСУ предлагает дистанционное обучение по специальностям:
3. Международный юридический институт (МЮИ), Москва.
В МЮИ можно получить образование дистанционно по специальностям:
4. Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ), Санкт-Петербург.
СПбУТУиЭ предлагает своим студентам дистанционный формат обучения по следующим специальностям:
5. Тольяттинский государственный университет (ТГУ), Тольятти.
Дистанционное обучение в ТГУ по специальностям:
Что запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Суть, терминология и особенности дистанционного обучения
- Опубликовано: 19 ноября, 2020 Комментарии: 3 Просмотры: 23099 Марина Преснякова Время прочтения:
Разбираемся, какие бывают термины и определения дистанционного обучения, что в точности они обозначают. Какое обучение можно пройти удаленно, какими способами.
Основные термины дистанционного обучения
Разные термины дистанционного, онлайн, интернет и удаленного обучения чаще всего используются, когда говорится об одном и том же, как синонимы. Мы тоже на этом сайте так делаем, обозначаем образование в дистанционном формате одной из этих словоформ, чтобы не писать везде длинные уточненные термины. В контексте, когда понятно, о чем речь, это не ошибка. Но формально есть различия в понятиях.
– получение знаний и навыков и взаимодействие через интернет. Форма создана, чтобы обеспечить онлайновую коммуникацию между преподавателем и студентом и студентами между собой. Подход можно использовать как дополнение к аудиторному, когда преподаватель и студенты взаимодействуют через сеть, находясь в одном месте. Например, таким способом удобно проводить контрольные: учащиеся решают задания онлайн на планшетах или компьютерах в одной аудитории в присутствии преподавателя.
При онлайн обучении интернет-технологии могут использоваться в аудитории как обучающая методика
в том, что это форма получения знаний, в том числе образования, на расстоянии, с сохранением компонентов учебного процесса и использованием интерактивных и интернет-технологий.
Это более широкое понятие, чем онлайн, его главная черта – расстояние между учащимся и обучающим.
Для дистанта можно использовать разные форматы, технологии и инструменты, в том числе и онлайн-обучение, которое является основным способом и источником организации процесса. ДО стало эффективным как раз благодаря интернету и его возможностям взаимодействия и работы с информацией.
Но само по себе дистанционное может быть и без онлайна, как раньше, когда можно было получать образование почтовым сообщением.
Есть четыре главных различия между понятиями онлайн и дистанта:
Выходит, понятия два, но они очень связаны и легко уживаются в учебном процессе. Обычно по содержанию очевидно, о чем конкретно идет речь, но в оригинале так – онлайн обучение – часть, дистанционное – целое, они могут быть вместе и могут по отдельности.
Термины и определения дистанционного обучения
Мы в Vuz24 работаем с вузами и колледжами. Но дистанционно можно проходить и дополнительное обучение на уровнях курсов, интенсивов, обучающих конференцияй, тренингов, мастер-классов.
По процессу: формы, методы, средства
Именно технологии делают удаленное обучение сильным и конкурентным очному. А сама учеба строится на той же последовательности, что очная: теория, практика, контроль. Для каждой стадии есть свои инструменты организации обучения.
Доставка теории
На удаленном обучении теорию можно изучать с любого устройства, выбирать удобный формат, чередовать, совмещать. Через личный кабинет студент, курсант, учащийся получает доступ к программе с дисциплинами на семестр, каждая дисциплина содержит электронный курс и все материалы, которые к нему относятся. Дополнительную литературу можно скачать из библиотеки.
– это учебный комплекс, который содержит скелет академической информации по дисциплине в разных формах. Это и учебник, и методичка, и наглядное пособие. Все, что нужно сделать – открыть тему и следовать инструкциям.
В идеале над курсом работает команда из преподавателя, методиста, контент-менеджеров, дикторов, монтажеров, операторов. Пособия емкие, иллюстрированные примерами, в том числе 3D моделями, анимациями. Материалы составлены так, чтобы их можно было легко воспринимать и осваивать от простого к сложному, порциями.
В еще большем идеале, над курсом дополнительно работают программисты и дизайнеры, чтобы добавить геймофицированных элементов, сделать красивую картинку. Этим можно решить проблемы с мотивацией и вовлеченностью.
Правильно организованные электронные курсы дают больше разнообразного контента, чем аудиторная практика, вовлекают и погружают глубже
Электронный курс сопровождается такими материалами, как:
– это записанные и смонтированные лекции, где преподаватель рассказывает материал и объясняет то, что нельзя прочитать в учебнике. Как на обычных лекциях, только целенаправленней и емче. Материал дублируется в субтитрах или текстовой ленте. На виртуальной доске преподаватель показывает примеры или приводит решения. Могут быть в виде аудиолекций – начитка, без картинки.
– студенты связываются с преподавателем через ПК, камеру, микрофон, слушают лекцию. Это может быть присутствие на очной паре.
– запись вебинара по теме или разделу. Автовебинар не предполагает взаимодействия, можно смотреть в удобное время.
– записанные действия с экрана компьютера с комментариями. Очень удобно для инструкций работы в программах, наглядного решения задач или уравнений.
– конспекты лекций и слайдов с текстами, изображениями, инфографикой, видео. Могут быть интерактивными.
– учебные книги, пособия, монографии в текстовых форматах.
Отработка навыков
Следующий после теории этап – закрепить теоретические навыки и научиться или научить их использовать в деле. Это делается с помощью академических заданий. Для замещения лабораторных, семинарских, практических занятий, ДО использует технологии:
– самое популярное решение для синхронного обучения на расстоянии. Занятие проходит в вебинарной комнате, где преподаватель ведет занятие, но вся группа включена в процесс: выполняет задания, отвечает на вопросы, дискутирует. Формат хорошо работает для семинаров, практических, тренингов, опросов, бесед.
Вебинары заменяют аудиторное взаимодействие
– интерактивные программные средства, которые позволяют проводить испытания, опыты, эксперименты, отрабатывать навыки удаленно и без физического сложного оборудования. Конечно, операцию на сердце таким способом не сделаешь, но построить и испытать мост или просчитать риски можно, и очень эффективно.
– занятия по многоканальной связи, проводятся для творческих проектов, решения кейсов, бизнес-игр.
– занятие-обсуждение, консультация или семинар. Во время коронавируса так проходит большинство университетских занятий: сначала преподаватель проверяет присутствие по видео, приветствует группу, затем отключает видео, занятие продолжается по голосовой связи.
– практические, которые проводят через текстовый канал общения. Преподаватель дает инфоповод, задание или проект, студенты обсуждают, задают вопросы, предлагают решения.
– как чаты, но не ограничены по времени и с большими возможностями: можно прикреплять любые файлы, создавать отдельные потоки для соревновательных заданий или разных проектных групп.
– групповые собрания по Скайпу, ФэйсТайм, Дуо, Зуму по расписанию или договоренности: перед сессиями, плановые при разработке научно-исследовательских проектов.
Контроль
Проводится для закрепления знаний и навыков или для проверки знаний. В ДО, особенно вузовском, есть три формы:
Внутренний контроль усвоения материала по темам – домашние задания, контрольные, самостоятельные, эссе, рефераты, задачи, которые сдают или в виде письменных заданий, или в виде тестов.
Итоговый – сессии: экзамены и зачеты. Чтобы получить допуск, нужно доказать свою успеваемость в семестре. Для этого в некоторых платформах есть индикатор активности, который позволяет преподавателю видеть, что студент смотрел, учил, сколько времени на это потратил. Тесты проходят по расписанию, ограничены по времени и имеют ограниченное количество попыток на прохождение.
Курсовые и диплом. Это даже на очном самостоятельный вид работы. На удаленном здесь ничего не меняется – пишут под руководством научного руководителя, оформляются. Курсовые просто отправляют на проверку. Дипломы защищают по веб-конференции или очно.
При работе над исследовательским проектом студент связывается с научным руководителем через веб-консультации
Основная и чаще всего используемая форма контроля в удаленном обучении – тесты. Чтобы таким способом проверять знания глубоко и точно, для тестов разрабатывается разветвленное «умное» обеспечение, которое не обмануть и не «заболтать». Шире используются обычные формы тестов: открытые, закрытые, с одним и несколькими вариантами ответа, на установление соответствия, последовательности, с дополнением.
Типы и разновидности дистанционного обучения
Удаленное обучение – средство, которое используют, чтобы обучать и учиться чему угодно. Можно купить удаленный курс по приготовлению торта, можно получить высшее образование. Несравнимые вещи, но их объединяет применение дистанционных форм обучения: гибкость, дальнодействие, экономичность – удобное время, любое место и расстояние, плата только за учебу, без дополнительных расходов.
Дистанционно можно получить:
Невероятная популярность у массовых открытых онлайн-курсов, MOOC. Это обучающие курсы, доступные через интернет, с неограниченным интерактивным участием. Кроме обычных теоретических и практических заданий, видео, можно общаться с преподавателем и взаимодействовать с другими участниками через форумы. Самые известные площадки – Coursera, Udacity и Udemy. После успешного окончания выпускники могут получить диплом об образовании или сертификат об освоенном навыке, в зависимости от сложности и условий курса.
Кроме уровня образования, ДО можно разделить на категории:
Мы в Vuz24 говорим, что дистанционное образование всегда платное – в контексте наших вузов и профилей так и есть. Но, конечно, бывают и бесплатные курсы, и очень редко бюджетные места в вузах на удаленные программы. Есть гранты, которые покрывают обучение. Бывает, что за обучение платит работодатель.
Так, ДО можно разделить на:
По количеству участников
Все эти параметры зависят от того, где и чему нужно научиться. Выбирайте удобный вариант, в зависимости от целей и возможностей. Если рассмотреть учебу в рамках проекта, то, что нужно продумать при выборе, это: стоимость, время, ресурсы на организацию учебы.
Мы в Vuz24 работаем с дистанционным образованием в лицензированных и аккредитованных вузах России и Белоруссии, которые имеют свои платформы и практикуют удаленную учебу десятки лет. Своим абитуриентам бесплатно помогаем поступать и учиться.
Чтобы узнать больше, подобрать специальность и начать поступление, заполните заявку на консультацию – ответим за 10 минут, или позвоните +7 (958) 111-72-03
Все статьи и материалы, опубликованные на сайте https://vuz24.ru, являются объектом авторского права и защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Полное или частичное копирование материалов сайта без согласия автора запрещено. Использование материалов сайта https://vuz24.ru без согласия автора или без ссылки на первоисточник влечет административную ответственность в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).
При полном или частичном копировании текстовых материалов с письменного согласия автора, необходимо указать ссылку(для электронных изданий — активную гиперссылку) на сайт https://vuz24.ru и имя автора.
Почта для обратной связи: info-vuz24.ru@yandex.by
ТОП технических вузов с дистанционной формой обучения
Как проходит дистанционное обучение в вузе
Тема дистанционного обучения стала особенно актуальной в 2020 году. Из-за пандемии коронавируса на такой формат подготовки временно перешло подавляющее большинство российских вузов. Но популярность дистанционки объясняется не только появлением опасной инфекции.
Напротив, все большее число абитуриентов рассматривает такой способ получения высшего образования как приоритетный. В этом нет ничего удивительного, если учесть его очевидные достоинства – доступность, удобство и качество подготовки. Логичным следствием увеличения интереса становится появление вопроса о том, как непосредственно проходит дистанционное обучение. Ответ на него – в статье.
Этап № 1. Поступление
Процедура поступления в вуз на дистанционное обучение практически не отличается от обычной. Будущий студент последовательно выбирает вуз, направление подготовки и специальность, после чего изучает и четко выполняет правила приема.
От абитуриента требуется сформировать и предоставить в выбранный вуз стандартный комплект документов. Способ подачи выбирает он сам из трех возможных: дистанционно в электронном виде, лично или почтой. Далее остается дождаться решения приемной комиссии.
Этап № 2. Обучение
Структура дистанционного образовательного курса также не сильно отличается от очного. Обучение ведется циклами – семестрами, по окончании каждого из которых проводится промежуточная аттестация или, как звучит более привычно, сессия.
Учебные занятия делятся на классические виды:
Этап № 4. Итоговый экзамен
Отличается от промежуточной аттестации только объемом выполняемых заданий. Это может быть дипломная работа или несколько курсовых, объединенных по тематической направленности. В большинстве случаев в качестве подготовки к итоговой аттестации требуется пройти практику.
Такая гибкость подготовки выступает важным достоинством дистанционного обучения, которое еще не оценили в полной мере. Именно онлайн-формат образования способен максимально совместить теоретические знания и непосредственную их реализацию на практике. В результате у студента появляется более четкое представление, чему нужно обучаться и на что обращать внимание в своей профессиональной деятельности.
Этап № 5. Выдача диплома
Успешно завершившим дистанционное обучение в вузе выдается диплом государственного образца. Он полностью равнозначен тому, который оформляется по итогам очной подготовки. Документ действует по всей территории России, а для некоторых вузов – и за пределами страны. В качестве примера можно привести обучение в ИМЭС, когда студенту предоставляется возможность получить дополнительно международный диплом об образовании. Его наличие позволяет как продолжить обучение за границей, так и трудоустроиться в зарубежные компании.
Где можно получить высшее образование дистанционно?
Для успешного конкурирования на рынке вакансий требуется стаж работы, набор профессиональных знаний и навыков, документ, подтверждающий профподготовку — диплом о высшем образовании. Поэтому учеба в ВУЗе становится приоритетным направлением для выпускников школ и колледжей. Если школьники чаще поступают на очную форму обучения, то абитуриентов со средне-специальным уровнем больше интересует вопрос, где можно получить высшее образование дистанционно.
Для кого подойдет дистанционное образование?
Дистанционная учеба стоит дешевле очного обучения на коммерции. Это объясняется снижением трат за содержание здания, оплаты коммунальных расходов и зарплаты обслуживающего персонала. Одной из передовых дистанционных образовательных платформ в России выступает Университет «Синергия».
Обучение дистанционно подходит:
Для успешного освоения рабочих программ и обучения дистанционно требуется минимальное техническое оснащение, в виде персонального компьютера, ноутбука, планшета или смартфона с доступом в Интернет.
Как проходит обучение?
Структура образовательного процесса имеет поэтапное строение:
Преимущества дистанционки
Онлайн-обучение — современный формат, с большим количеством плюсов:
Адрес поступления:
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 08:30 — 22:10;
Сб — Вс: 10:00 — 17:00;
Высшее образование онлайн: что это значит, как организовано, плюсы и минусы
Сегодня, сидя дома перед компьютером, можно не только научиться печь пироги, писать картины или говорить по-испански, но и получить полноценное высшее образование. Цифровые технологии и концепция непрерывного обучения становятся нормой жизни, поэтому идея о том, чтобы стать онлайн-студентом вуза, уже не выглядит, как абсурдная выдумка.
Дистанционное высшее образование набирает популярность. Однако помимо весомых преимуществ данный способ обучения обладает рядом недостатков. Читайте дальше и вы узнаете подробности, а также получите рекомендации, которые помогут преодолеть трудности, если вы решите учиться в вузе онлайн.
Что значит получать высшее образование дистанционно
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., получить диплом вуза в России можно в очной, очно-заочной или заочной форме [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12]. Дистанционное высшее образование является способом организации учебного процесса и, по сути, представляет собой заочное обучение, но с применением информационно-телекоммуникационных сетей. Проще говоря, студенты и преподаватели физически находятся друг от друга на расстоянии и взаимодействуют посредством компьютерных технологий.
Чтобы стать онлайн-студентом, необходимо предоставить определенный перечень документов в приемную комиссию выбранного вуза, подписать договор и оплатить учебу. Да, дистанционное обучение в большинстве случаев платное. Получить высшее образование онлайн бесплатно будет крайне затруднительно из-за мизерного количества бюджетных мест, которые выделяют далеко не все вузы.
Процесс онлайн-обучения выглядит следующим образом:
Онлайн-образование – это новый тренд. Так считает руководитель направления по работе с учителями интерактивной интернет-платформы «Учи.ру» Екатерина Латыпова. Причина этому – индивидуализация обучения, которую могут обеспечить онлайн-технологии [Дистанционное образование: где его получить и что это дает, 2020].
Если обратиться к цифрам, то становится понятно, что популярность дистанционного образования растет. В 2019 году мировой рынок онлайн-обучения составил примерно 101 млрд. долларов. По некоторым оценкам, в будущем его объем будет расти беспрецедентными темпами и достигнет 370 млрд. долларов к 2026 году [Size of the global e-learning market in 2019 and 2026, 2020].
Согласно маркетинговому исследованию, проведенному консалтинговой компанией NeoAnalytics, величина рынка удаленного обучения в России составила около 29 млрд. руб. в 2018 году, а к 2021 году этот показатель достигнет отметки в 53 млрд. руб. По прогнозам специалистов, в 2021 году сегмент онлайн-образования составит примерно 2,6% от всего объема образования [Neoanalytics, 2019].
Преимущества онлайн-образования
Как и любая другая форма обучения, онлайн-формат получения высшего образования имеет свои положительные и отрицательные стороны. Предлагаем последовательно их рассмотреть. Начнем с плюсов.
Удобство и возможность учиться в собственном темпе
По данным ежегодного отчета о тенденциях в области онлайн-образования, который составляет портал BestColleges.com, удобство и гибкость возглавляют список причин, по которым студенты выбирают дистанционный способ получения диплома о высшем образовании [Venable M.A., 2020]. Для тех, кто имеет постоянную работу или семью, удаленное обучение является идеальным вариантом, а студенты из провинциальных городов и люди с инвалидностью получают шанс учиться в ведущих университетах страны и мира без необходимости переезда.
Еще один плюс высшего образования онлайн – возможность самостоятельно устанавливать темп обучения. Это может повысить успеваемость и привести к улучшению производительности памяти, особенно когда учащиеся уделяют больше времени сложному материалу. Данный факт был научно подтвержден специалистами Департамента психологии Иллинойсского университета Джонатаном Таллисом и Аароном Бенджамином [Tullis J., Benjamin A., 2011].
Более низкая стоимость
Получать высшее образование онлайн экономически выгоднее. Студентам не нужно платить за жилье, питание, поездки к месту учебы и многочисленные канцелярские принадлежности, к тому же онлайн-программы, как правило, дешевле, чем очное обучение. В России средняя стоимость дистанционной учебы на бакалавра составляет 30-60 тыс. руб. за семестр. Для сравнения, за очное обучение придется платить около 88,5 тыс. руб. каждые полгода [Средняя стоимость обучения в вузах России 2020].
Согласно результатам опроса, проведенного компанией Learning House и исследовательским центром Aslanian Market Research, для 34% студентов, которые выбирают вуз для получения онлайн-образования, самым важным фактором по-прежнему остается стоимость обучения [Schaffhauser D., 2018].
Комфортная учебная среда
Ученые из Нидерландов и Великобритании провели занимательный эксперимент в офисах крупных коммерческих организаций. Они задались целью узнать, как окружающее пространство влияет на продуктивность сотрудников. И в итоге обнаружили, что «зеленые» офисы, т.е. те, что украшены комнатными растениями, способствуют большей физической, когнитивной и эмоциональной вовлеченности сотрудников в работу, повышают концентрацию внимания, производительность и положительно влияют на удовлетворенность рабочим местом. Исследователи отметили, что комнатные растения также способны создавать чувство комфорта у учащихся [Nieuwenhuis M., Knight C., Postmes T., Haslam S.A., 2014].
Убранство традиционных учебных аудиторий, как правило, оставляет желать лучшего: чаще всего выбор делается в пользу спартанского внешнего вида при полном отсутствии зелени. В случае дистанционного обучения студенты имеют возможность наполнить свое пространство комнатными растениями и ощутить все преимущества подобного окружения.
Тренировка важных навыков
Онлайн-обучение помогает студентам отточить навыки, которые пригодятся на будущей работе, например, умение пользоваться многочисленными сервисами и платформами, искать нужную информацию в Интернете, эффективно общаться в различных форматах, таких как доски обсуждений и телеконференции. Работодатели часто предъявляют требования к наличию подобных навыков, поскольку удаленная работа становится новой нормой. Студенты, прошедшие онлайн-курсы высшего образования, смело могут включать эти навыки в резюме и заявлять о них на собеседовании при приеме на работу.
Кроме того, согласно исследованию, проведенному профессорами Нью-Йоркских коллеждей, онлайн-обучение способствует развитию навыков критического мышления, поскольку позволяет студентам пересматривать лекции и обсуждения в чатах, что дает дополнительное время для обдумывания и решения проблем посредством стратегий критического мышления. [Lunney M., Frederickson K., Spark A., McDuffie G., 2008].
В дополнение к перечисленным плюсам высшее образование онлайн имеет еще одно исключительное достоинство – потенциал масштабирования. Это значит, что учебный курс, составленный единожды квалифицированными преподавателями, может быть многократно использован тысячами, если не миллионами студентов по всему миру. Такой точки зрения придерживается руководитель одного из департаментов некоммерческого партнерства «Русская Школа Управления» Константин Тютюнов [Дистанционное образование: где его получить и что это дает, 2020].
Теперь же стоит поговорить о минусах нетрадиционной и не совсем стандартной формы обучения.
Недостатки онлайн-образования
Несмотря на существенные преимущества получения высшего образования онлайн, большинство студентов по-прежнему предпочитают традиционные формы обучения. Можно ли считать этих людей невежественными? Нет. Дело в том, что онлайн-образование обладает рядом недостатков.
Ограничение по дисциплинам
Не всем профессиям можно научиться удаленно. Онлайн-обучение больше подходит для социальных и гуманитарных наук, а вот такие области как медицина и инженерное дело, требующие определенного практического опыта, в подобный формат не вписываются. Никакие онлайн-лекции не заменят хирургические процедуры и вскрытие реальных тел для студентов-медиков или производственную практику для будущих инженеров.
Перечень профессий и специальностей, которые нельзя получить, обучаясь дистанционно, указан в Проекте приказа Минобрнауки России.
Больше затрат по времени
Это кажется неправдоподобным, но изучение материала и выполнение заданий в онлайн-среде отнимает больше времени, чем на территории реального университета. Почему? Все просто: основным инструментом онлайн-обучения является текст. Чтобы поддерживать связь с преподавателями и другими студентами, необходимо печатать сообщения и публиковать ответы, т.е. общаться посредством набора текста. Как вы, наверное, догадались, человек печатает медленнее, чем говорит. Ученые из Стэнфордского университета провели увлекательный эксперимент, чтобы подтвердить этот факт.
Добровольцев попросили произнести и напечатать 100 фраз (исследование проводилось на английском и китайском языках). В результате оказалось, что речевая диктовка была в 3 раза быстрее, чем набор текста на английском языке, и в 2,8 раза быстрее на китайском [Ruan S., Wobbrock J.O., Liou K., Ng A., Landay J., 2017].
Чтение лекционных материалов также может занять больше времени, чем их прослушивание, несмотря на то, что устные лекции обладают одним явным недостатком: студенты, которые воспринимают информацию на слух, находясь в учебной аудитории, склонны терять внимание.
Американские исследователи пришли к выводу, что к концу лекции провалы внимания у учащихся происходят примерно каждые две минуты [Bunce D.M., Flens E.A., Neiles K.Y., 2010]. Дистанционное обучение лишено этого недостатка, поскольку всегда можно вернуться к ранее прочитанному материалу, если что-то было упущено, однако этот процесс займет больше времени.
Необходимость в сильной самомотивации и навыках управления временем
Мотивация является одним из ключевых факторов, который влияет на успеваемость студентов, получающих онлайн-образование. К такому выводу пришли ученые из Малайзии Раджермани Тинакаран и Росмах Али [Thinakaran R., Ali R., 2016].
При традиционном обучении существует несколько важных стимулов, которые постоянно подталкивают студентов к достижению учебных целей. Личное общение с педагогами, контакты с одногруппниками и строгий график – все это работает в унисон, чтобы студенты не сбились с пути во время учебы.
Однако в онлайн-среде учащиеся предоставлены сами себе. Немецкие исследователи провели эксперимент и выяснили, что отсутствие внешнего контроля и давления со стороны педагогов является недостатком электронного обучения, который способствует расхолаживанию и потере интереса учащихся. Постоянное подталкивание преподавателя хоть и кажется нежелательным, но является эффективным методом удержания внимания и собранности студентов [Keis O., Grab C., Schneider A., Öchsner W., 2017]. Поэтому получение высшего образования онлайн может стать затруднительным для тех людей, которым не хватает сильной самомотивации.
Тайм-менеджмент – еще один навык, который необходим для успешного дистанционного обучения. Это означает, что учеба должна стать приоритетом, а отвлекающие факторы сведены к минимуму. Некоторые люди не умеют грамотно распоряжаться временем и полностью погружаться в материал, а склонны рассматривать онлайн-обучение как очередной пункт в постоянно растущем списке дел. При таком подходе можно очень быстро отстать от учебного плана, и, в конечном счете, упустить возможность получить диплом о высшем образовании онлайн.
Очередное исследование специалистов из Стэнфордского университета США показало, что неэффективное распоряжение временем, связанное с низким уровнем волевого контроля, является основным препятствием для большинства людей, обучающихся дистанционно [Kizilcec R.F., Halawa S.A., 2015].
Отсутствие социального взаимодействия
На семинарах во время очного обучения студенты вынуждены общаться и вместе работать над идеями. Онлайн-обучение лишает учащихся непосредственного контакта с преподавателями и другими студентами. По факту, есть просто человек, сидящий перед экраном компьютера. Наладить подлинное общение с кем-либо через онлайн-платформу бывает сложно.
Многие люди по-настоящему ценят социальный аспект посещения университета, ведь там они могут присоединяться к тематическим клубам, компанией пить чай в столовой, дарить друг другу моральную поддержку или столь необходимую порой улыбку, жить в общежитии и развивать здоровую социальную жизнь. Переход от личного общения к дистанционному лишает возможности формировать уровень близости, который создает благоприятный эмоциональный фон, необходимый для успешного обучения.
Многочисленные исследования показывают, что социальное взаимодействие между студентами улучшает уровень знаний, критическое мышление и навыки решения проблем. Человеческие связи и общение были определены как ключевые факторы эффективного онлайн-обучения, ведущие к повышению удовлетворенности и мотивации студентов [Hurst B., Wallace R., Nixon S.B., 2013, Gilbert B., 2015, Perrin D.G., Perrin E., Muirhead B., Betz M., 2015].
Проблемы технического характера
Поскольку дистанционное обучение полностью проходит через компьютер, удобная и надежная технология имеет решающее значение для успешного получения высшего образования онлайн. Однако даже самый стабильный компьютер или учебная платформа имеют свойство сбоить, например, от перегрузки может отключиться сервер или пропасть подключение к Интернету. Подобные ситуации препятствуют процессу обучения, соблюдению сроков выполнения заданий и становятся дополнительным источником стресса.
Недостаток оперативной обратной связи
Доктор департамента экономики и бизнес-наук Каталонского университета Мария Мартинес-Аргуэльес и ряд других специалистов решили узнать, как студенты оценивают качество высшего образования, получаемого онлайн, и какие его параметры считают важными. Оказалось, что многие учащиеся недовольны отсутствием персональной обратной связи от педагогов [Martinez-Arguelles M.J., Castan J., Juan A., 2010]. Почему она так важна?
Ученые из Испании провели исследование и пришли к выводу, что персональная обратная связь высоко ценится студентами, поскольку облегчает учебный процесс, уменьшает чувство одиночества, которое обычно ассоциируется с онлайн-обучением, и производит явный мотивационный эффект [Martinez-Arguelles M.J., Plana D., Hintzmann C., Batalla-Busquets J.M., Badia M., 2015].
Учитывая все перечисленные минусы, заместитель председателя координационного совета Межрегиональной общественной организации «Лига Преподавателей Высшей Школы» Юлия Белозерова считает, что дистанционное обучение больше подходит для тех людей, кто планирует поступать в магистратуру или получать второе высшее образование онлайн [Дистанционное образование: где его получить и что это дает, 2020].
Полезные советы онлайн-студентам
Недостатки дистанционной учебы в вузе для некоторых людей могут стать препятствием. Но не спешите отметать этот вариант получения знаний. Приведенные ниже советы помогут вам преодолеть трудности онлайн-формата и получить максимальную отдачу от учебы.
Проверьте наличие аккредитации у вуза
Когда вы приняли решение получать высшее образование онлайн, первое, что нужно сделать, это убедиться, есть ли у вуза аккредитация. Вы можете рассчитывать на диплом государственного образца только в том случае, если она имеется. Аккредитация – это проверка высшего учебного заведения государством на соответствие образовательным стандартам, которая проводится каждые 5 лет.
В России существует единственный официальный реестр, где хранится информация о государственной аккредитации вузов, он расположен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Воспользуйтесь их поисковым сервисом, чтобы не ошибиться с выбором учебного заведения.
Там же можно проверить диплом о высшем образовании онлайн на подлинность. Такая информация пригодится работодателям, поскольку помогает определить, не купил ли соискатель на должность свой диплом в переходе метро или Интернете. Онлайн реестр дипломов о высшем образовании находится по этой ссылке.
Планируйте свой день
Наличие ежедневного расписания и целей, которые необходимо достичь, добавят в вашу учебную жизнь комфорта и предсказуемости. Встав утром, составьте список задач на день и старайтесь его придерживаться. Вечером проведите ревизию плана и отметьте свои успехи.
Предлагаем использовать метод тайм-менеджмента под названием «блокировка времени», при котором нужно планировать каждую минуту своего дня. Для этого можете использовать специальные приложения, ежедневник или просто лист бумаги. Сначала запланируйте высокоприоритетные задачи, и лишь потом включайте в свой календарь развлечения, просмотр соцсетей, походы к стоматологу или телефонные разговоры с мамой.
«Блокировку времени» популяризирует профессор информатики Джорджтаунского университета Кэл Ньюпорт. Он утверждает, что подобный подход к планированию значительно повышает продуктивность: 40-часовая рабочая неделя с блокировкой времени дает такой же результат, как и 60-часовая без планирования [Newport C., 2013].
Его метод может сработать, а может и нет. Рекомендуем провести небольшое исследование до начала семестра, чтобы выработать собственную эффективную стратегию управления временем. На нашем сайте вы найдете массу полезных статей на тему планирования, каждая из которых может оказаться полезной именно для вас. Также советуем изучить материал бесплатного курса «Тайм-менеджмент: управление временем».
Будьте сосредоточены
Давайте посмотрим правде в глаза: получать высшее образование онлайн, лежа в постели с ноутбуком, не самая удачная идея. Она просто не сработает. Выделите себе специальное место, предназначенное только для занятий. Избавьтесь от отвлекающих факторов: выключите уведомления для приложений или даже уберите телефон из виду. Если вы учитесь дома, а вокруг постоянно ходят или громко разговаривают другие члены семьи и нет возможности уединиться, используйте наушники с шумоподавлением.
Конспектируйте все онлайн-лекции
Ведение заметок улучшает понимание и усвоение материала. Исследователи обнаружили, что если записывать важную информацию от руки, вероятность ее запоминания составит 34%. Если заметки не вести, то удастся вспомнить только 5% материала [Atkinson R.H., Longman D.G., 1988].
Научные данные подтверждают связь между рукописными заметками и сохранением памяти. Когда мы пишем от руки, в работу включается сенсомоторная система мозга, которая помогает нам распознавать буквы, а прикосновение к ручке и бумаге активизирует чувственную сферу. Все это в итоге усиливает процесс обучения [Better learning through handwriting, 2011].
Если вы смотрите онлайн-лекцию в записи, старайтесь не ускорять видеоролик. Увеличение скорости просмотра может привести к тому, что вы упустите важные детали.
Чтобы учиться максимально эффективно, предлагаем вам пройти онлайн-программу «Лучшие техники самообразования». Благодаря ей вы сможете надолго запоминать нужные данные, используя мнемотехники; активизировать мышление, что пригодится не только в учебе, но и в повседневной жизни; быстрее читать и лучше усваивать прочитанное; составлять план самообразования, мотивировать себя на успех и справляться с ленью.
Задавайте вопросы во время видеоконференций
Участвуя в видеоконференциях, обязательно задавайте вопросы по теме обсуждения и внимательно слушайте других. При личном общении довольно легко оценить, когда собеседник закончил свою речь, чтобы начать говорить. Удаленно все сложнее из-за временного лага, который возникает при общении по видеосвязи.
В этом контексте бывает неловко перебивать и задавать вопросы, но если вы хотите чему-то научиться, вам придется это делать. Вы можете извиниться, если кого-то перебили, использовать функцию «Поднять руку» или задать вопрос в чате. Только не позволяйте странностям видеоконференцсвязи мешать вам, преодолевайте неловкость и активно участвуйте в беседе. Но помните: задавать вопросы – это хорошо, а быть единственным, кто задает вопросы, – нет. Уважайте других студентов и педагога.
Используйте любую возможность для общения
Если во время онлайн-обучения предусмотрена возможность общаться с другими студентами, делайте это. Задавайте вопросы одногруппникам на форумах и в групповых чатах, комментируйте их ответы, вовлекайтесь в обсуждения. Студенты, которые чувствуют себя частью учебного сообщества, всегда добиваются большего успеха, чем те, кто изолирован от общения. Вы можете организовать отдельный чат для коммуникации с другими студентами. Если на обучающей платформе вуза предусмотрена доска обсуждений, опубликуйте там свое предложение.
Важно также поддерживать контакты с преподавателями. Будучи онлайн-студентом, вам будет непросто выделиться среди одногруппников, но если вы начнете регулярно и вдумчиво общаться со своими педагогами, то обратите на себя внимание и сможете укрепить с ними связь. Поинтересуйтесь у преподавателей, возможна ли коммуникация с ними через видеочат в случае, если возникнут вопросы, которые невозможно решить по электронной почте или через мессенджеры.
Не учитесь на износ
Поскольку онлайн-образование предусматривает гибкость графика, может возникнуть соблазн выполнить все задания семестра в ускоренном темпе, чтобы высвободить время для других дел. Будьте с этим осторожны. Беспрерывная учеба приводит к выгоранию.
Существует ошибочное мнение, что выгорание – это просто эмоциональная реакция на долгие часы напряженного труда. На самом деле, выгорание официально признано заболеванием и внесено в Международную классификацию болезней. По данным ученых, оно наносит серьезный ущерб физическому состоянию, ухудшает личное и социальное функционирование людей, подавляет когнитивные навыки и нейроэндокринные системы, что в конечном итоге приводит к заметным изменениям в анатомии и функционировании мозга [Michel A., 2016].
Убедитесь, что вы адекватно планируете свое время, и не ускоряйте учебный темп. Придерживайтесь расписания, и, выполнив необходимые задания, выключите компьютер. Дайте себе свободное время, сходите на природу, проведите вечер с семьей, приятелями или домашними животными.
Друзья, мы живем в динамичном мире, полном удивительных возможностей. Одна из них – дистанционное высшее образование, которое можно получить, сидя в уютном халате перед компьютером и поглаживая любимого кота. Разве можно было представить такое прежде?
Учебный процесс трансформируется, и онлайн-образование становится нормой. Конечно, оно не лишено недостатков. Поэтому, прежде чем подавать документы на дистанционное обучение, проанализируйте все плюсы и минусы этого формата, чтобы принять взвешенное решение. Успехов!