дисциплинарная комиссия что это такое
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМИССИИ И ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ЕЮ ФУНКЦИИ
2.3.1. Председатель Дисциплинарной комиссии осуществляет следующие функции:
Полученные таким образом документы и информация выносится на открытое коллегиальное обсуждение членов дисциплинарной комиссии совместно с кооперативом, которому вменяется совершение нарушения и, в установленных случаях и (или) при необходимости – иными лицами, приглашенными для участия в дисциплинарном разбирательстве.
2.7. По решению Правления, членство в Дисциплинарной комиссии может быть прекращено:
Представление о прекращении членства в Дисциплинарной комиссии по основаниям, предусмотренным абз. 2-4, 6 подается в Правление председателем Дисциплинарной комиссии. Член дисциплинарной комиссии, добровольно прекращающий свои полномочия по собственному желанию, самостоятельно подает заявление об этом в правление.
Членство в Дисциплинарной комиссии прекращается по решению Правления с одновременным назначением нового члена комиссии.
2.8. Заявление члена комиссии или ее Председателя о прекращении членства лица в Дисциплинарной комиссии направляется на имя Председателя Правления.
2.9. Информация о персональном составе Дисциплинарной комиссии и изменениях в нем, а также информация о ее деятельности и принятых ею решениях размещается на сайте СРО в сети Интернет по ссылке: http://www.sro-sodeystvie.ru/info/organy/organ-1673.
2.10.В целях предотвращения угрозы возникновения и урегулирования конфликта интересов, члены Дисциплинарной комиссии обязаны заявить самоотвод, если у них имеется заинтересованность в деятельности кооператива – фигуранта дисциплинарного разбирательства.
Основаниями для отвода и самоотвода являются обстоятельства, при которых член Дисциплинарной комиссии:
Процедура предупреждения и урегулирования конфликта интересов предусмотрена разделом 4.4 внутреннего стандарта СРО «Коллективные стандарты профессиональной деятельности и деловой этики».
2.11. Дисциплинарная комиссия ежегодно не позднее декабря текущего года, а также по мере необходимости – по запросам Правления, отчитывается перед Правлением о своей деятельности. В ежегодном отчете Правлению обобщается годовая практика работы дисциплинарной комиссии, систематизируется интенсивность дисциплинарных разбирательств по характерным нарушениям, примененные меры и дается оценка их эффективности.
На основании отчета дисциплинарной комиссии Правление оценивает действенность принятой в СРО дисциплины и, при необходимости ее совершенствования, определяет направления такого совершенствования и поручает Директору разработать необходимые меры, повышающие мотивацию кооперативов – участников, должностных лиц и сотрудников СРО в соблюдении регламентов деятельности и дисциплины членства, предложив соответствующие изменения и дополнения во внутренние стандарты и иные внутренние документы СРО.
2.12. Председатель и члены Комиссии, следуя Положению о конфиденциальной служебной информации, охраняемой СРО «Содействие», обязаны обеспечить конфиденциальность служебной информации, к которой они получили доступ в связи с работой в Дисциплинарной комиссии. Члены Комиссии несут ответственность за соблюдение установленного режима охраны конфиденциальной служебной информации.
Председатель Комиссии ответственен за обеспечение режима охраны конфиденциальной служебной информации, защиты от ее несанкционированного использования и утраты. За исключением открыто публикуемых результатов дисциплинарного производства, Председатель Комиссии хранение всех использованных в дисциплинарном производстве документов в режиме ограниченного доступа.
Положение о Дисциплинарной комиссии
Настоящее Положение о специализированном органе саморегулируемой организации Ассоциации «Объединение градостроительного планирования и проектирования» (далее – Ассоциация) по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия разработано в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом Ассоциации.
Настоящее Положение определяет компетенцию, задачи и цели, принципы формирования и порядок проведения заседаний Дисциплинарной комиссии Ассоциации.
2. Статус и компетенция Дисциплинарной комиссии Ассоциации
2.1. Специализированным органом саморегулируемой организации по рассмотрению дел о применении в отношении членов Ассоциации мер дисциплинарного воздействия является Дисциплинарная комиссия Ассоциации.
2.3. К компетенции Дисциплинарной комиссии Ассоциации относится рассмотрение дел о нарушениях членами Ассоциации требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, требований технических регламентов, обязательных требований стандартов на процессы выполнения работ по подготовке проектной документации, утвержденных соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций, стандартов и внутренних документов Ассоциации (далее – обязательные Требования) и принятие решений о применении в отношении членов Ассоциации мер дисциплинарного воздействия.
2.4. К полномочиям Дисциплинарной комиссии Ассоциации относится принятие решений о применении в отношении членов Ассоциации следующих мер дисциплинарного воздействия
2.4.1 предписание об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки;
2.4.2 предупреждение члену саморегулируемой организации;
2.4.3 приостановление права осуществлять подготовку проектной документации;
2.5. К полномочиям Дисциплинарной комиссии Ассоциации также относится принятие решений рекомендовать постоянно действующему коллегиальному органу управления Ассоциации исключить юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) из членов Ассоциации.
2.6. Работники и должностные лица Ассоциации, принимающие участие в заседании и работе Дисциплинарной комиссии Ассоциации, отвечают за неразглашение и нераспространение сведений, полученных в связи с выполнением своих обязанностей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и документами Ассоциации.
2.7. Ассоциация несет перед своими членами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Уставом Ассоциации, ответственность за неправомерные действия работников и должностных лиц Ассоциации и необоснованное привлечение членов Ассоциации к дисциплинарной ответственности.
3. Основные цели, задачи и принципы деятельности Дисциплинарной комиссии Ассоциации.
3.1. Основными целями и задачами деятельности Дисциплинарной комиссии Ассоциации являются:
— соблюдение членами Ассоциации действующего законодательства в области саморегулирования;
— содействие достижению уставных целей и задач Ассоциации, реализации прав, исполнению членами Ассоциации обязанностей и решений органов управления Ассоциации;
— обеспечение единообразного и правильного соблюдения членами Ассоциации обязательных Требований;
— предупреждение совершения членами Ассоциации нарушений обязательных Требований, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению таких нарушений;
— предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;
— соблюдение порядка применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов Ассоциации, допустивших нарушения обязательных Требований.
3.2. Привлечение к дисциплинарной ответственности членов Ассоциации, допустивших нарушения обязательных Требований, является не самоцелью деятельности Дисциплинарной комиссии Ассоциации, однако, является необходимым инструментом воздействия на членов Ассоциации с целью обеспечения соблюдения обязательных Требований.
3.3. В своей деятельности Дисциплинарная комиссия Ассоциации руководствуется следующими основными принципами:
а) принцип уважения прав и защиты законных интересов членов Ассоциации;
б) принцип строгого соблюдения законодательства Российской Федерации, документов Ассоциации, норм профессиональной деятельности и профессиональной этики;
в) принцип координации и взаимодействия структурных подразделений, органов и должностных лиц Ассоциации;
г) принцип юридического равенства, принцип защиты субъективных прав, презумпция невиновности и принцип наступления ответственности только за виновное деяние (действие или бездействие).
4. Состав и формирование Дисциплинарной комиссии Ассоциации
4.1. Дисциплинарная комиссия Ассоциации формируется в составе от 5 до 15 членов, назначаемых постоянно действующим коллегиальным органом управления Ассоциации по представлению исполнительного органа Ассоциации, и возглавляется Председателем Дисциплинарной комиссии.
4.2. Каждый член Дисциплинарной комиссии Ассоциации обладает одним голосом.
4.3. Изменения в составе Дисциплинарной комиссии Ассоциации производятся по решению постоянно действующего коллегиального органа управления Ассоциации.
4.4. Передача членства в Дисциплинарной комиссии Ассоциации, в том числе по доверенности, не допускается.
4.5. Членство в Дисциплинарной комиссии Ассоциации может быть прекращено:
а) по заявлению Председателя Дисциплинарной комиссии на имя Председателя постоянно действующего коллегиального органа управления Ассоциации в случае, если член Дисциплинарной комиссии Ассоциации прекратил выполнять свои функции в качестве члена Дисциплинарной комиссии Ассоциации (не явился на заседание Дисциплинарной комиссии Ассоциации без уважительной причины более 3 (трех) раз подряд), или оказался не в состоянии выполнять свои функции;
б) в случае обнаружения конфликта интересов члена Дисциплинарной комиссии Ассоциации, и/или его заинтересованности в разрешении дела о нарушении обязательных Требований;
в) в иных случаях на основании мотивированного представления Председателя Дисциплинарной комиссии Ассоциации на имя Председателя постоянно действующего коллегиального органа управления Ассоциации.
4.6. Прекращение членства в Дисциплинарной комиссии Ассоциации оформляется соответствующим решением постоянно действующего коллегиального органа управления Ассоциации. В случае прекращения членства в Дисциплинарной комиссии Ассоциации одного либо нескольких членов, постоянно действующий коллегиальный орган управления Ассоциации по предложению исполнительного органа Ассоциации утверждает новых членов Дисциплинарной комиссии Ассоциации, пополняя число до необходимого.
5. Полномочия и функции Председателя Дисциплинарной комиссии Ассоциации
5.1. Председатель Дисциплинарной комиссии Ассоциации назначается постоянно действующим коллегиальным органом управления Ассоциации по представлению исполнительного органа Ассоциации.
5.2. Председатель Дисциплинарной комиссии в соответствии с настоящим Положением является полноправным членом Дисциплинарной комиссии Ассоциации.
5.3. Председатель Дисциплинарной комиссии Ассоциации, в рамках закрепленных за ним полномочий, в соответствии с настоящим Положением и документами Ассоциации, организует деятельность Дисциплинарной комиссии.
5.4. Для достижения целей и задач Дисциплинарной комиссии Ассоциации, координации ее взаимодействия с другими органами и должностными лицами Ассоциации, Председатель Дисциплинарной комиссии Ассоциации осуществляет следующие основные функции:
— руководит деятельностью Дисциплинарной комиссии Ассоциации;
— информирует органы и должностных лиц Ассоциации о деятельности Дисциплинарной комиссии Ассоциации и принятых ею решениях;
— обеспечивает взаимодействие членов Комиссии с органами и должностными лицами Ассоциации;
— обеспечивает выполнение функций Дисциплинарной комиссии Ассоциации;
— осуществляет полномочия, связанные с подготовкой и проведением заседаний Дисциплинарной комиссии;
— запрашивает у членов Ассоциации, органов и должностных лиц Ассоциации, третьих лиц информацию, необходимую для осуществления деятельности Дисциплинарной комиссии Ассоциации;
— подписывает решения Дисциплинарной комиссии;
— выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Положением и документами Ассоциации.
5.5. В случае невозможности исполнения Председателем Дисциплинарной комиссии своих обязанностей, его функции и полномочия временно переходят к одному из членов Дисциплинарной комиссии, выбранному в ходе заседания путем голосования.
6. Порядок проведения заседаний Дисциплинарной комиссии
6.1. Работа Дисциплинарной комиссии осуществляется в форме проведения заседаний. Заседания Дисциплинарной комиссии могут проводиться в режиме видеоконференций, посредством использования информационной технологии, обеспечивающей одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстояние в режиме реального времени с помощью аппаратно-программных средств и вычислительной техники.
6.2. Каждый член Дисциплинарной комиссии уведомляется о времени, дате и месте проведения заседания Дисциплинарной комиссии любым доступным способом не позднее, чем за три дня до даты проведения заседания.
6.3. Члены Ассоциации уведомляются о времени, дате и месте проведения очередного заседания Дисциплинарной комиссии посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Ассоциации в сети «Интернет» не позднее, чем за три дня до даты проведения заседания.
6.4. При рассмотрении жалобы (обращения) на действия члена Ассоциации на заседание Дисциплинарной комиссии приглашаются лицо, направившее такую жалобу (обращение), и член Ассоциации, на действия которого направлена такая жалоба.
6.5. Член Ассоциации, в отношении которого рассматривается дело о нарушении обязательных Требований, вправе направить на заседание Дисциплинарной комиссии уполномоченное лицо. Неявка уполномоченного лица члена Ассоциации на заседание Дисциплинарной комиссии не препятствует рассмотрению дела и вынесению соответствующего решения.
6.6. Заседание Дисциплинарной комиссии правомочно, если в нем принимает участие не менее 4 (четырех) членов и секретарь заседания Дисциплинарной комиссии.
6.7. В ходе заседания Дисциплинарной комиссии рассматриваются дела о нарушении членами Ассоциации обязательных Требований по представленным основаниям.
6.8. Без ущерба для иных требований настоящего Положения, для выполнения Дисциплинарной комиссией Ассоциации функций, возлагаемых на нее в соответствии с настоящим Положением, Дисциплинарная комиссия Ассоциации имеет право запрашивать у членов Ассоциации, органов и должностных лиц Ассоциации, третьих лиц информацию в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств принятого к рассмотрению Дисциплинарной комиссией Ассоциации дела и вынесения справедливого решения.
6.9. Дисциплинарная комиссия Ассоциации для полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств, принятого к рассмотрению дела, вправе привлекать в качестве экспертов либо свидетелей представителей членов Ассоциации, органов, должностных лиц и штатных сотрудников Ассоциации, а также третьих лиц.
6.10. По результатам рассмотрения дел о нарушении членами Ассоциации обязательных Требований, путем голосования принимаются решения о применении мер дисциплинарного воздействия простым большинством голосов членов Дисциплинарной комиссии, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов – голос председателя Дисциплинарной комиссии является решающим.
6.11. Решения, предусмотренные пунктами 2.4.3 и 2.5. настоящего Положения, могут быть приняты не менее чем семьюдесятью пятью процентами голосов членов Дисциплинарной комиссии.
6.12. В случае принятия решения по делу о Нарушении не абсолютным большинством голосов, члены Дисциплинарной комиссии Ассоциации, проголосовавшие против решения Дисциплинарной комиссии Ассоциации, вправе изложить особое мнение, которое является неотъемлемой частью решения.
6.13. По итогам заседания Дисциплинарной комиссии оформляется протокол, который подписывается Председателем Дисциплинарной комиссии (или временно исполняющим обязанности Председателя Дисциплинарной комиссии) и секретарем заседания Дисциплинарной комиссии.
В протоколе заседания Дисциплинарной комиссии указываются:
— номер протокола и дата проведения заседания Дисциплинарной комиссии;
— сведения о лицах, принявших участие в заседании Дисциплинарной комиссии;
— решения, принятые по вопросам повестки дня;
— результаты голосования по вопросам повестки дня.
6.14. Решения Дисциплинарной комиссии Ассоциации оформляются в письменной форме и подписываются Председателем Дисциплинарной комиссии или временно исполняющим обязанности Председателя Дисциплинарной комиссии. Решения Дисциплинарной комиссии Ассоциации вступают в силу с момента его принятия.
6.15. Ассоциация в течение двух рабочих дней со дня принятия Дисциплинарной комиссией решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена Ассоциации направляет копии такого решения (или выписку из Протокола заседания Дисциплинарной комиссии) члену Ассоциации, а также лицу, направившему жалобу (обращение), по которой принято такое решение.
6.16. Решения Дисциплинарной комиссии могут быть обжалованы членами Ассоциации в постоянно действующий коллегиальный орган управления Ассоциации в сроки, не превышающие 30 календарных дней.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения постоянно действующим коллегиальным органом управления Ассоциации.
7.2. Настоящее Положение подлежит размещению на официальном сайте Ассоциации в сети «Интернет».
7.3. В случае если законами и иными нормативными актами Российской Федерации, а также Уставом Ассоциации установлены иные правила, чем предусмотрены настоящим Положением, то применяются правила, установленные законами и иными нормативными актами Российской Федерации, а также Уставом Ассоциации.
Приказ Министерства юстиции РФ от 19 ноября 2020 г. N 287 «Об утверждении Типового положения о дисциплинарной комиссии исправительного центра»
В соответствии с частью четвертой статьи 60.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198) и пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2018, N 23, ст. 3261), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о дисциплинарной комиссии исправительного центра.
2. Федеральной службе исполнения наказаний (А.П. Калашников) обеспечить исполнение Типового положения о дисциплинарной комиссии исправительного центра.
3. Признать утратившими силу приказы Министерства юстиции Российской Федерации:
от 6 августа 2014 г. N 165 «Об утверждении Типового положения о дисциплинарной комиссии исправительного центра» (зарегистрирован Минюстом России 13 августа 2014 г., регистрационный N 33558);
от 19 сентября 2017 г. N 171 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 165 «Об утверждении Типового положения о дисциплинарной комиссии исправительного центра» (зарегистрирован Минюстом России 25 сентября 2017 г., регистрационный N 48319).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра юстиции Российской Федерации Е.Л. Забарчука.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 ноября 2020 г.
Регистрационный N 61027
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
юстиции Российской Федерации
от 19 ноября 2020 г. N 287
Типовое положение
о дисциплинарной комиссии исправительного центра
3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Кодексом, приказами Минюста России, ФСИН России и Положением.
4. Комиссия является постоянно действующим совещательным органом.
5. Комиссия формируется из числа сотрудников исправительного центра. В состав Комиссии входит не менее трех человек, включая председателя Комиссии. Персональный состав Комиссии утверждается начальником исправительного центра.
6. Основными задачами Комиссии являются:
установление факта злостного нарушения осужденным порядка и условий отбывания принудительных работ;
выяснение причин и условий, способствовавших совершению осужденным нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ;
изучение и анализ личности осужденного и его предыдущего поведения;
проверка правильности и полноты оформления материалов (рапорт или акт о выявленном нарушении; видео-, аудиозапись, при их наличии; свидетельства очевидцев допущенного нарушения; письменное объяснение осужденного либо акт о его отказе от дачи объяснения; характеристика на осужденного; справка об имеющихся у осужденного поощрениях и взысканиях);
подготовка представления начальнику исправительного центра или лицу, его замещающему, о признании осужденного злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ при совершении им злостного нарушения, предусмотренного частью второй статьи 60.15 Кодекса, а также при совершении в течение года трех нарушений, предусмотренных частью первой статьи 60.15 Кодекса.
II. Организация работы Комиссии
7. Работа Комиссии осуществляется в форме проведения заседаний по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
9. Решения Комиссии оформляются протоколом, утверждаемым председателем Комиссии. Решения Комиссии принимаются большинством голосов.
10. Заседание Комиссии считается правомочным при участии в нем не менее двух третей от общего числа членов Комиссии.
11. Заседания Комиссии проводятся в присутствии осужденного, поведение которого рассматривается на заседании. Осужденный вправе высказать мнение по существу рассматриваемого на заседании Комиссии вопроса, которое вносится в протокол Комиссии.
12. Изучив представленные материалы, Комиссия принимает решение о внесении начальнику исправительного центра или лицу, его замещающему, представления о признании осужденного злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ при совершении им злостного нарушения, предусмотренного частью второй статьи 60.15 Кодекса, а также при совершении в течение года трех нарушений, предусмотренных частью первой статьи 60.15 Кодекса.
С решением Комиссии осужденный ознакомляется под подпись.
Приказ Министерства юстиции РФ от 19 ноября 2020 г. N 287 «Об утверждении Типового положения о дисциплинарной комиссии исправительного центра»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 ноября 2020 г.
Регистрационный N 61027
Вступает в силу с 1 декабря 2020 г.
Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 20 ноября 2020 г. N 0001202011200078
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Дисциплинарный проступок и взыскание: полный гид для кадровика с образцами документов
Что такое дисциплинарный проступок и дисциплинарное взыскание
Трудовой кодекс предусматривает три вида дисциплинарных взысканий (ст. 192 ТК РФ):
Также Трудовой кодекс не допускает нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания. За такие действия установлена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):
Вместе с тем наказание должно быть соизмеримо тяжести проступка, его последствиям и учитывать обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 Постановления № 2).
На практике замечание является более распространенной мерой ответственности, чем выговор.
Увольнение в случае однократного грубого нарушения трудовых обязанностей — наиболее строгая форма. Трудовой кодекс содержит перечень оснований для ее применения, например (п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ):
Таким образом, по мнению автора, мерой наказания за грубое обращение с клиентом может служить замечание, если действия работника не имели тяжелых последствий для компании (например, таких, как потеря клиента, отказ потенциального клиента от заключения выгодного договора с финансовыми показателями и т. п.).
Основания для дисциплинарного взыскания
Кроме того, правила могут быть подробно прописаны в отдельном документе, например кодексе поведения, этических норм и делового общения, и включать следующие обязанности работника:
Обратите внимание, что установленные правила не должны ухудшать положение работников относительно трудового законодательства, коллективного договора (если он есть) и должны учитывать мнение представительного органа работников (при его наличии в организации) (ст. 8 ТК РФ). В противном случае они могут быть признаны недействительными, а наложение дисциплинарного взыскания за несоблюдение правил — неправомерным.
Доказать совершение работником дисциплинарного проступка — обязанность компании. Помимо этого она должна доказать наступление последствий, к которым привели действия работника, и размер причиненного ущерба.
Наложение дисциплинарного взыскания и доказательства
Факт нарушения работником трудовой дисциплины фиксируется письменно, например, в докладной записке на имя руководства, акте, решении комиссии по результатам проверки, поскольку в случае судебного разбирательства работодателю необходимо будет представить доказательства совершения проступка (пп. 38, 43, 49, 53 Постановления № 2).
Образец докладной записки
Документальное основание для взыскания должно описывать, что и когда совершил работник, какой пункт какого локального нормативного акта нарушил, какие последствия повлекли его действия. Также можно дать рекомендации относительно меры дисциплинарного воздействия на нарушителя.
Обратите внимание, что обязанность ознакомить работника с данными документами трудовым законодательством не установлена.
После того как компании стало известно о дисциплинарном проступке, ей следует запросить у работника письменное объяснение его действий. Данную просьбу желательно задокументировать, то есть составить уведомление о предоставлении объяснений и передать работнику под подпись с указанием даты ознакомления на копии документа и подписи в получении.
Образец уведомления о предоставлении объяснений
Работник должен предоставить письменные объяснения в течение двух рабочих дней, которые считаются с даты, следующей за днем предъявления требования (ст. 191 ГК РФ). Лишение его такого права может являться основанием для признания дисциплинарного взыскания незаконным (определение Московского областного суда от 19.08.2010 по делу № 33-14897).
Обратите внимание, что при исчислении срока для предоставления объяснений не принимается во внимание индивидуальный график работы сотрудника (определение ВС РФ от 30.07.2008 № 36-В08-23).
Если по истечении двух рабочих дней объяснения отсутствуют, компания составляет акт об отказе в их предоставлении. Например, если объяснения затребованы в понедельник, следующие два дня компания их ожидает и в случае их непредставления в четверг составляет соответствующий акт.
Отсутствие объяснений не препятствует наложению дисциплинарного взыскания.
Если представленные объяснения работодатель сочтет уважительными, дисциплинарное взыскание может не применяться.
Важно соблюсти сроки наложения дисциплинарного взыскания. Оно применимо в течение месяца с момента выявления проступка (с момента, когда работодатель узнал или должен был узнать о данном факте), не считая времени болезни сотрудника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (ст. 193 ТК РФ).
Считается, что компания узнала о совершении дисциплинарного проступка с момента, когда о нем стало известно непосредственному руководителю работника.
В Трудовом кодексе прописан срок ограничения наложения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ):
Унифицированной формы приказа о наложении дисциплинарного взыскания законодательством не предусмотрено. Документ должен содержать следующую информацию: Ф. И. О. работника; его должность и структурное подразделение; описание совершенного проступка; пункты каких локальных нормативных актов работодателя были нарушены; ссылки на докладные и объяснительные записки, акты, решение/протокол заседания комиссии расследования и их реквизиты; какой вид дисциплинарного взыскания применяется.
Образец приказа о наложении дисциплинарного взыскания
Если работник отказывается письменно ознакомиться с приказом, необходимо составить соответствующий акт.
В личную карточку работника (форма № Т-2, утв. пост. Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) запись о дисциплинарном взыскании вносить необязательно. Но при необходимости (для обеспечения внутреннего учета) данную информацию можно отразить в разделе Х «Дополнительные сведения».
В трудовую книжку запись о дисциплинарном взыскании также не вносят, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение (ч. 4 ст. 66 ТК РФ).
Работник вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в государственной трудовой инспекции, в комиссии по трудовым спорам и в суде (ч. 7 ст. 193, ст. 382 ТК РФ).
Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления (ч. 2 ст. 387 ТК РФ). Если этого не произошло, работник имеет право перенести рассмотрение заявления в суд (ч. 1 ст. 390 ТК РФ).
Срок обжалования в суде составляет три месяца с момента вынесения приказа о применении дисциплинарного взыскания и месяц в случае, если работник был уволен за дисциплинарный проступок (ст. 392 ТК РФ). При этом дело о восстановлении на работе должно быть рассмотрено до истечения месяца со дня поступления заявления в суд. В указанные сроки включено в том числе и время, необходимое для подготовки дела к судебному разбирательству (п. 7 Постановления № 2; гл. 14 ГПК РФ).
Обратите внимание, что при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 ТК РФ).
Если работник пытается обжаловать увольнение за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей, а срок обжалования предыдущих дисциплинарных проступков истек, суд не удовлетворит его просьбу о восстановлении на работе (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2007 года, утв. пост. Президиума ВС РФ от 01.08.2007).
В заключение отметим, что важно соблюсти все требования законодательства относительно процедуры наложения дисциплинарного взыскания. В противном случае у работника будут основания взыскать с компании компенсацию морального вреда (ст. 237 ТК РФ), а если он был уволен — восстановиться в должности и, соответственно, получить зарплату за весь срок вынужденного отсутствия с учетом процентов (денежной компенсации) за ее задержку (ст. 236 ТК РФ).
Министерство труда и социальной защиты РФ указало, что если в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре есть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с клиентами, то к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия (письмо Минтруда России от 16.09.2016 № 14-2/В-888).
В судебной практике имеются примеры, когда суд не расценивает неэтичные действия работника и высказанное мнение, отличное от позиции руководства, как нарушение трудовой дисциплины (определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.04.2013 № 33-5330, апелляционное определение Омского областного суда от 23.10.2013 по делу № 33-7037/13).
Право на свободу мысли и слова гарантировано статьей 29 Конституции РФ. Работник вправе свободно выражать свое мнение, критиковать действия других лиц, если его действия не носят оскорбительного характера и не унижают честь и достоинство личности.
С другой стороны, для ряда профессий невыполнение этических норм и правил служебного поведения является дисциплинарным проступком. Например, это касается сотрудников муниципальных служб, полиции, педагогов (определение Московского городского суда от 10.04.2012 № 33-8753/2012).
Во избежание описанных в статье ситуаций компании необходимо ввести корпоративную культуру, которая:
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.