дизайн в изобразительном искусстве что такое
Разница между искусством и дизайном
Вопрос о том, что разделяет дизайн и искусство является весьма запутанным и неоднократно обсуждался в течении долгого времени.
Художники и дизайнеры создают визуальные композиции, используя при этом общую базу знаний, но их цели абсолютно разные.
Некоторые дизайнеры считают себя художниками, но лишь немногие художники считают себя дизайнерами.
Итак, в чем же заключается разница между искусством и дизайном? В данной статье мы рассмотрим и сравним некоторые основные принципы каждого из направлений.
Этот топик не является окончательным руководством, но, скорее, отправной точкой для обсуждений.
Хорошее произведение искусства вдохновляет. Хороший дизайн мотивирует.
Пожалуй, самое принципиальное различие между искусством и дизайном, с чем мы все согласимся, является их цель.
Как правило, процесс создания произведения искусства начинается с нуля, с пустого холста. Произведение искусства проистекает из представлений, мнений или ощущений, художника.
Художники создают произведение искусства, чтобы разделить свои чувства с остальными, позволяют зрителям учиться у него или вдохновляться им.
Наиболее известными (и успешными) произведениями искусства сегодня являются те, которые устанавливают самые сильные эмоциональные связи между художником и его аудиторией.
Напротив, когда дизайнер собирается создать что то, у него почти всегда есть отправная точка, будь то сообщение, изображение, идея или действие.
Работа дизайнера не состоит в изобретении чего то нового, а состоит в комбинировании чего то, для определенной цели.
Целью является мотивация аудитории делать что то: купить товар, воспользоваться услугой, посетить место, получить определенную информацию. Наиболее успешными являются те дизайны, которые эффективно передают идеи дизайнера и мотивируют потребителей выполнить какую нибудь задачу.
Хорошее произведение искусства интерпретируется. Хороший дизайн понятен.
Еще одно различие между искусством и дизайном состоит в том, как смысл каждого из них интерпретируется их соответствующей аудиторией.
Хотя художник выражает свою точку зрения или эмоции, это не означает, что точка зрения или эмоция имеет одно значение.
Произведение искусства воспринимается людьми по разному, потому что она по разному интерпретируется.
Картина Да Винчи “Мона Лиза”, была истолкована и обсуждалась в протяжении многих лет. Почему же она улыбается? По мнению ученых, это иллюзия, созданная вашим периферийным зрением. Романтики говорят, что она влюблена. Скептики говорят, что нет никаких причин и оснований ее улыбки. Никто из них не прав.
Дизайн же имеет противоположный смысл. Многие скажут, что если дизайн можно будет каким нибудь образом “толковать”, то дизайнер потерпел неудачу в своих целях.
Фундаментальной целью дизайна является передача идей дизайнера пользователю и его мотивация делать что то.
Если ваш дизайн передает идею отличную от той, что вы намеревались передать, и ваш пользователь делает какое нибудь действие исходя из этой полученной идеи, тогда дизайн не удался. При хорошем дизайне пользователю передается точные идеи дизайнера.
Хорошее произведение искусства является признаком вкуса. Хороший дизайн является мнением.
Произведение искусства судят мнением а вкус регулирует мнение.
Для дальновидных современных энтузиастов искусства, работа Трейси Эмин (Tracey Emin) “Моя Кровать” (My Bed), которая была номинирована на премию “Turner Prize” в 1999-м году, может казаться верхом художественного выражения.
Для последователя более традиционного искусства, эта работа может оказаться оскорбительной. Это относится к нашей точки зрения насчет толкования, но вкус это больше то, что определенному человеку нравится и не нравится, чем то, какое сообщение он получает от произведения искусства.
Дизайн несет в себе элемент вкуса, но разница между хорошим и плохим дизайном во многом дело вкуса.
Хороший дизайн может все еще быть успешным, даже если он вам не по вкусу. Если он выполняет свою цель, понятен и мотивирует людей делать что-то, тогда хороший он или нет, это дело вкуса.
Мы могли бы обсудить данный конкретный вопрос, но надеюсь, что принцип ясен.
Хорошее произведение искусства это талант. Хороший дизайн это мастерство.
Как насчет способностей художника и дизайнера?
Чаще всего, у художника есть природные способности. Конечно, с самого раннего возраста, художник растет рисуя, занимается живописью, скульптурами и развивает свои способности.
Но истинная ценность художника заключается в его таланте (или врожденных способностях) с которым он родился. Хорошие художники, конечно же, имеют способности, но художественные навыки без таланта, пожалуй, бесполезны.
Однако, дизайн, это способность, которому учат и которому учатся. Вам не нужно быть великим художником, чтобы быть великим дизайнером; вам всего лишь нужно будет учиться хорошему дизайну.
Некоторые из самых уважаемых дизайнеров в мире известны своим минималистическим стилем. Они не используют много цветов или текстур, но они уделяют много внимания к размеру, позиционированию и расстояниям между элементами дизайна, чему можно научиться без врожденного таланта.
Хорошее произведение искусства передает всем разные сообщения.
Хороший дизайн передает всем одно и то же сообщение.
Это подпадает под действие второго пункта о толковании и понимании. Но если вы запомните только один пункт из этой статьи, то запоминайте именно этот пункт.
Много дизайнеров считают себя художниками, потому что они создают что то визуально привлекательное.
Но визуальная композиция призвана выполнить конкретную задачу, передать определенное сообщение. Вне зависимости от того насколько дизайн прекрасен, это не произведение искусства. Дизайн это форма общения, просто окошко, в котором содержится сообщение, информация.
Немногие художники называют себя дизайнерами, поскольку они, судя по всему, лучше понимают разницу. Художники не создают свои картины для продажи товара или продвижения услуги. Они создают ее исключительно для самовыражения, чтобы она могла быть просмотрена и оценена другими. Сообщение, если мы даже можем его так назвать, это не факт, а чувство.
Что вы думаете?
В зависимости от того, как вы смотрите на это, разница между искусством и дизайном может быть четкой или туманной. Эти два понятия, безусловно, пересекаются, но искусство является более личным, вызывая сильную реакцию в тех, кто связан с ним.
Я оставляю вас с этой цитатой от Крейга Элимелиаха (Craig Elimeliah), кто освещал данную тему в своей фантастической статье для AIGA, который я обнаружил в ходе своих исследований для данной статьи.
“Я не претендую на должность эксперта, чтобы решить, что есть искусство и чем искусство не является, но я знаю, что если мы посмотрим на различия между искусством и дизайном, мы увидим очень четкую разделяющую линию между ними.
Инженер может создать красивый сайт, если дать ему точные координаты для вставки разных цветных пикселей, или же следуя определенным инструкциям; большинство из проектов дизайна имеют подробные инструкции и большинство дизайнов основаны на текущих тенденциях.
Художник, с другой стороны, никогда не может получать каких либо инструкций для создания нового хаотичного и уникального шедевра, потому что его эмоции и душа будут диктовать его рукам движения.
Арт-директор не будет кричать на художника из за того, что он создал что-то абсолютно уникальное, потому что это и делает художника художником, а не дизайнером.”
34 определение понятия что такое дизайн
Приблизительное время чтения: 6 минут
это процесс представления и планирования создания объектов, интерактивных систем, зданий, транспортных средств и т. Д.
Он ориентирован на пользователя, то есть пользователи лежат в основе подхода дизайн-мышления. Речь идет о создании решений для людей, физических предметов или более абстрактных систем для удовлетворения потребности или проблемы.
У каждой компании, у каждой команды свое понимание того, что такое дизайн и какова роль дизайнеров. В области пользовательского опыта существует так много специализаций в ролях проектирования — дизайнер взаимодействия, визуальный дизайнер, архитектор информации, дизайнер движения, прототип — и эти роли могут частично совпадать с другими областями, такими как маркетинг, архитектура, промышленный дизайн или даже дизайн звука.
Основные категории дизайна
Этимология понятия «дизайн»
Дизайн (англ. design) – замысел, умысел, план, цель, намерение, творческий замысел, проект, чертеж, расчет, конструкция; эскиз, рисунок, узор, композиция, искусство композиции, произведение искусства; очерчивать, набрасывать, размечать, маркировать, планировать, набрасывать план в уме, цель, сделать предварительный набросок для конструирования чего-либо. Дизайн – это специфический род проектной деятельности, объединивший художественно-предметное творчество и научно-обоснованную инженерную практику в сфере индустриального производства.
Практика и теория дизайна
Практика дизайна – художественное конструирование. Теория дизайна – техническая эстетика.
Предмет дизайна
Предметом дизайнерской деятельности (тем, на что она направлена) является создание гармоничной содержательной и выразительной формы объекта, в которой отражается целостное значение его потребительской ценности.
Объекты дизайна
Объектом дизайна может стать новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в практически любой сфере жизнедеятельности людей.
Основной метод дизайна
Художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования посредством композиционного формообразования. Оно базируется на результатах анализа утилитарных и эстетических запросов и предпочтений определенных групп потребителей, с учетом ситуации и среды использования и восприятия объекта, а также анализа функции объекта (как средства предметного обеспечения соответствующих потребностей), конструкционных и отделочных материалов и технологии изготовления изделий, обусловленной возможностями конкретного предприятия.
Образ
Идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.
Функция
Роль, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.
Морфология
Строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающими замысел дизайнера.
Технологическая форма
Морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи – объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии.
Эстетическая ценность
Особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта. В широком смысле дизайнер – это человек, имеющий дело со всеми вещами материального мира, которые нас окружают.
Внешний вид предметов обихода, их упаковка и витрины магазинов, в которых они продаются, – все это в той или иной степени плод дизайнерской мысли.
Дизайнер-полиграфист (создатель любой печатной продукции от простенькой визитки до биллборда), архитектор-дизайнер (разработчик интерьеров помещений и наружной рекламы в виде вывесок, витрин и т.п.), ландшафтный дизайнер (проектировщик внешнего вида зеленых насаждений от клумб до парков) и многие другие уже давно не пользуются устаревшими способами создания своих проектов с помощью карандаша и бумаги.
Технический прогресс заметно улучшил и ускорил процесс перехода от идеи к ее непосредственному исполнению за счет разнообразия компьютерных программ для работы с изображениями.
Различные определения понятия «ДИЗАЙН»
Дизайн (англ. design) — проект, разработка, рисунок, чертеж; проектирование, рисование, черчение.
Дизайн (от анг. design — замысел, проект) – это особый вид деятельности (вид проектирования), в которой предмету, кроме основного предназначения, придаются качества красоты и повышенной функциональности, эргономичности и четкой социальной направленности.
Дизайн — творческая деятельность, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения как изготовителя, так и потребителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством (определение дано ИКСИД — международной организацией дизайна).
Дизайн — практика проектирования полезных и красивых вещей.
Дизайн — метод выявления и представления сущности создаваемого и выставляемого на рынок изделия.
Дизайн — внешний вид и качество изготовления предмета, вещи.
Дизайн — теория и практика «порядочности» беспорядочного предметного мира, гармонизации его.
Дизайн — метод проектирования с учетом ограниченности ресурсов.
Дизайн — фирменный стиль изделия.
Дизайн — повышение эстетической ценности предметов и технических объектов.
Дизайн — учет человеческого фактора в инженерном проектировании.
Дизайн — художественное конструирование.
Дизайн — системный подход к проектированию различных вещей.
Дизайн — часть маркетинга, способ продвижения товара на рынок.
Дизайн — вид художественного творчества.
Дизайн — материализованный, вещный способ общения между проектировщиком (художником-конструктором) и потребителем (покупателем, пользователем).
Дизайн — проектирование как процесс осознания деятельности.
Дизайн — это инновационная деятельность, в силу своего проблемного характера, и в силу постоянной новизны задачи требуется интеграция различных видов деятельности.
Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.
Дизайн — это область проектной деятельности, охватывающая теорию и практику создания предметной среды во всех сферах жизнедеятельности человека.
Дизайн — это специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.
Дизайн – соединение пользы и красоты…
Дизайн – синтез искусства и техники…
Дизайн – это всеобщее (тотальное) проектирование…
Дизайн – это очеловечивание (гуманизация) техники…
Дизайн — представление интересов потребителя на производстве…
Дизайн – признак третьей цивилизации…
Дизайн – проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в том числе и в формировании личности.
Термином «дизайн» могут обозначаться собственно проект, процесс проектирования и его результат – осуществленный проект.
Design — это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. В результате получается
бесконечное число решений, где одни решения более правильные, чем другие. Правильность решений зависит от вложенного смыслового значения.
Design (англ.) — производное от итальянского «disegno», означает не только чертеж или рисунок, но и сложные вещи — всю область работы художника.
Дизайн — англ. проект, образ, замысел, идея, необычность нестандартность деятельности.
Дизайн – как некое явление, в котором соединились наука, искусство и технологии, имеет ряд признаков, сходных с особенностями всех трех составляющих. Именно эта
уникальная совокупность и целостность данных признаков присуща единственно и только дизайну.
— Функциональность – насколько выбранный объект полезен, информативен, функционален. Методом решение дизайнерских задач является методом компоновки.
— Эстетичность – во многих случаях перед дизайнерами ставятся в первую очередь задачи изменения и улучшения внешнего вида, а не технических усовершенствований. Это плата техники за обручение с красотой.
— Инновационность — не стоит путать, или подменять понятия дизайна и стайлинга. Замена цвета предмета, еще не все. Хотелось бы видеть «мозговые» поиски в каждом объекте, в каждом — стремление к совершенству.
— Субъективный критерий — индивидуальная оценка качества новизны, остроумия, неожиданности решений и подходов к вещам, предметам и ситуациям (на уровне нравиться – не нравиться)
Все эти и вероятно другие существующие определения, в принципе, отражают суть дизайна, хотя ни одно из них не является полным и абсолютно правильным.
Более того, такого определения нет и не может быть, так как каждый думающий человек привносит в него свое собственное представление.
Технология. 10 класс. Раздел «Основы художественного проектирования изделий»
Н.В. Воронов «Дизайн. Русская версия». – М., 2000.
Инженерный дизайн это
— это рациональное структурообразование объекта как носителя и выразителя идей взаимодействия физических сил, направленных на выполнение определенной работы, выявляемой в тектонике структуры и формы объекта дизайна.
Эстетическая выразительность таких технических конструкций, как фюзеляж самолета, корпус судна, кузов высокоскоростного поезда, фермы моста, подъемного крана, опоры линий высоковольтных электропередач, обусловлена математическими расчетами, воплощенными в функциональности формы.
Дизайн как вид искусства
Понятие дизайна
В современном мире понятие «дизайн» используется в различных областях жизнедеятельности человека: пошиве одежды и изготовлении промышленных аппаратов, макияже и строительстве линий электропередачи. Функциональная сторона дизайна самая многозначная, в отличие от других видов искусства. До сих пор существуют споры по поводу определения дизайна: считать его искусством или нет, и что вообще можно отнести к дизайну. Появление разных точек зрения обусловлено тем, что предметы дизайна очень отличаются друг от друга не только функциями, формой, фактурой, техникой изготовления и т.д. Иногда кажутся несопоставимыми целые группы предметов дизайна, как, например, дизайн обуви и дизайн станка для деревоперерабатывающей промышленности. Возникает сложность не только в выделении художественно-эстетической ценности дизайна, но и в определении самого понятия.
Дизайн (от англ. design — умение проектировать, конструировать, чертить) в широком смысле — любое проектирование, т. е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирования предметной среды. В узком смысле слова — «новый вид художественно-конструктивной деятельности, возникшей в начале XX века»1. В толковом словаре английского языка Уэбстера слово «дизайн» рассматривается с позиции глагола (указывать, намечать, создавать, оформлять, планировать) и существительного (цель, целевое планирование, проект, схема действий, предварительный набросок, декоративный мотив, область создания форм промышленных изделий с учетом эстетических качеств)2.
Дизайн — одно из понятий в теории эстетики, которое одновременно обозначает процесс создания, зарождения, воплощения и результат деятельности. С английского переводится как «план», «рисунок», «чертеж», а также «хитроумный человек»: так точно подмечены в переводе функции дизайна и дизайнера. Чтобы быть дизайнером, необходимо иметь смекалку, позволяющую преобразовывать действительность так, чтобы было комфортно жить. Деятельность дизайнера сопряжена с поиском нестандартных, глубоко осмысленных с точки зрения эстетики решений, которые помогают при минимальных материальных и временных затратах получить желаемую продукцию.
Наравне с представленными определениями дизайна есть ряд официально принятых и используемых в различных областях науки. В 50 —60-х гг. XX в. президент Международного совета по промышленному дизайну, ученый и педагог Ульмской школы дизайна в Германии Томас Мальдонадо сформулировал это определение: «Дизайн — это творческая деятельность, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством»3.
Другое определение сформулировал Н. В. Воронов: «Дизайн — это ограниченное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности»4. Термином «дизайн» может определяться собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат.
1. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна: учебник. — Казань, 1999. — С. 6.
2. Рунге В. Ф., Сеньковскии В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — M.„2003. — С. 5.
3. Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — М., 2003. — С. 6.
4. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 13.
Более современный подход к определению дизайна продемонстрировал Е.Н.Лазарев, указав, что «этимологически понятие «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов. Первичный ряд характеризует декоративную сторону дизайна: узор, орнамент, декор, украшение, убранство. Ко второму ряду относятся проектно-графические трактовки: набросок, эскиз, рисунок, проект, чертеж, конструкция. Третий ряд, выходящий за рамки прямого проекта, — понятия, предвосхищающие: план, предположение, замысел, намерение.
Каждое из рассмотренных определений раскрывает одни и те же стороны дизайна, расставляя отдельные акценты. Во всех трактовках утверждается, что дизайн при всей своей универсальности, технологичности, эстетичности доступен каждому, кто способен чувствовать форму, ее характер, преобразовательные возможности. Дизайнерские решения — это не столько работа фантазии, сколько наблюдение окружающей действительности и переработка прошлого опыта в соответствии с собственным мироощущением.
Первоначально цель дизайна состояла в организации целостной эстетической среды жизни человека. Но со временем дизайнеры стали решать вопросы, связанные не только с эстетикой быта, но и с разработкой различных технически сложных приборов, устройств для того, чтобы облегчить труд человека. И в этом случае на первое место выдвигаются задачи, направленные на развитие наукоемких технологий.
Сегодня профессия дизайнера — одна из популярных и востребованных. Связано это с тем, что, окружив себя множеством вещей, машин, которые тем или иным образом обеспечивают жизнедеятельность, человек задумался о придании этим вещам эстетической формы. Появилась необходимость в творческой конструктивной деятельности, способствующей удовлетворению появившихся потребностей. Однозначный ответ на вопрос «А стоит ли украшать все то, что окружает человека?» сложно получить. С одной стороны, природа сама по себе прекрасна и совершенна и не нуждается в постороннем вмешательстве, поскольку это влечет за собой внедрение искусственности, «второй природы».
1. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 13.
2. Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — М., 2003. — С. 12
Получается, что в погоне за искусственной красотой мы превращаем первую природу во второстепенную, не оставляя первой никакого шанса на дальнейшее существование. Например, газоны, которые засеваются искусственно выведенной травой, не теряющей цвета, структуры даже зимой. Безусловно, сочная зеленая трава осенью радует глаз, но, во-первых, нарушается естественный цикл природы (и дошкольникам сложно объяснить многие характерные признаки осени); во-вторых, искусственное полотно травы становится безликим ярко-зеленым пятном, тогда как натуральная трава многоцветна: от светло-изумрудного до насыщенного зеленого.
Иногда дизайнерское вмешательство в оформление естественной среды пагубно сказывается на природе. И вред не всегда явственен. Так, иллюминация, размещаемая на деревьях и кустарниках, ночью смотрится очень эффектно, но в то же время постепенно наносится непоправимый вред: ночные мотыльки, реагирующие на свет, слетаются к такому дереву, облепляют его, поедая листья, откладывая на них свои личинки. Таким образом, они способствуют сначала болезни дерева, а затем его засыханию и гибели. Возникает вопрос: «А так ли необходимо было украшать иллюминацией деревья?» Освещение улиц можно обеспечить и другим способом, например используя фонари.
Актуальны слова немецкого исследователя-дизайнера Дитера Рамса: «Хороший дизайн — это минимум дизайна»1. Они раскрывают суть дизайна, его влияние на природу, значение для человека.
В последнее время люди стали увлекаться пирсингом, татуировками, «украшением» своего тела и лица, что обусловлено желанием выделиться из множества других людей, проявить свою индивидуальность, свободу личности. Однако заполнение поверхности тела разного рода рисунками и инородными телами в большом количестве способствует забиванию пор кожного покрова, что провоцирует возникновение различных заболеваний. Процесс нанесения татуировок, если он проходит не в стерильных условиях, может вызвать серьезные осложнения, вплоть до заражения крови. «Разукрашенные» тела утрачивают внутреннюю суть, возвышающую человека над всем животным миром.
Однако не все дизайнерские решения несут разрушение природе и человеку. Например, при застройке жилого комплекса лесопарковая зона часто оказывается в черте города. Если ее оставить в первозданном виде, парк превратится в уголок дикой природы, мало пригодный для прогулок. Проложенные дорожки, установленные скамейки, подстриженные кустарники и деревья, цветочные клумбы — все это, не нарушая целостности природы, делает такой уголок зоной отдыха. Другой пример. Медицинские инструменты (ножницы, щипцы, скальпели и т.д.) несколько столетий назад были не всегда удобными, имели далеко не изящный вид, во многих случаях не позволяли провести сложные операции. Сейчас эти инструменты, сохранив функциональную принадлежность, благодаря дизайну стали многообразными по форме и материалам, из которых они выполнены, что качественно сказалось на результатах операций.
1. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 18.
Дизайн — одно из явлений, которое не только охватывает различные области и сферы человеческой жизнедеятельности, но и синтезирует опыт многих видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, графики). Невозможно быть дизайнером, не зная основ изобразительной грамоты, не владея конструктивными приемами, техниками пластики. В своей работе дизайнер использует арсенал самых разных средств (техническое конструирование, композиционное построение, преобразование форм, стилеобразование, функциональный анализ, концептуальные модели предметно-пространственной среды), направленных на определение общекультурных, художественно-образных аспектов предметного мира. С их помощью дизайнер решает разные задачи:
— социокультурные — выявление общественных потребностей в различных сферах жизни и удовлетворение их путем преобразования социальной и культурной среды;
— художественно-эстетические — выделение в предметах дизайна художественной образности с целью визуального воздействия на эстетическую культуру пользователей;
— конструктивно-технологические — выявление несоответствия между конструкторско-технологической характеристикой предметов дизайна и новыми потребностями общества, а также устранение данного несоответствия путем применения новых технологий в области моделирования и конструктивного творчества;
— практически-утилитарные — разработка и внедрение изделий, имеющих внеличностный характер, т. е. предметов дизайна, которые не могут быть приобретены в личное пользование;
— антропологические — определение значимости предметов дизайна для жизнедеятельности человека и степени влияния их на повышение уровня комфортности и безопасности предметной среды.
Дизайн объединяет в себе несколько явлений, связанных с хозяйственно-экономической жизнью общества, культурой, искусством, деятельностью, предваряющей изготовление изделий и создание сре- довых объектов:
— массовое машинное промышленное производство, внедрение автоматизированных линий производства;
— урбанизация (сосредоточение населения в крупных городах);
— развитие науки, техники, использование достижений науки и техники в повседневной жизни (телевидение, электроэнергия, транспорт и т.д.);
— традиции и опыт художественно-прикладных ремесел;
— смена стилистических и концептуальных направлений в искусстве.
Дизайн как явление социокультурного и эстетического развития общества, как вид искусства возник в начале XX в. благодаря тому, что появилась такая специальность — «дизайнер». Разные страны приписывают себе первенство в зарождении дизайна.
Германия заявляет, что именно Петер Беренс был первым человеком, который получил должность художественного директора в компании AEG. Его основной обязанностью была разработка дизайна электротехнических изделий, имиджа всей компании, а также составление рекламных проектов, макетов архитектуры цехов. В Англии первым дизайнером считается Кристофер Дрессер, который после окончания Национальной школы дизайна стал заниматься дизайном керамики, декоративных орнаментов, используемых для оформления интерьеров. Его изделиям были присущи практицизм, элегантность и минимализм деталей.
Если говорить о дизайнере как изобретателе, то в этом случае было бы справедливым считать первым дизайнером Леонардо да Винчи, который очень много времени посвящал разработке разных механизмов, летательных и плавательных аппаратов, машин на основе проектно-конструктивной деятельности как одной из составляющих сторон дизайна.
Если рассматривать дизайн с точки зрения его практико-эсте- тических характеристик, то можно говорить, что уже древний человек был дизайнером. В последующие эпохи существовали предметы дизайна, однако их относили к прикладному и декоративно-прикладному искусству. Поскольку все они были разрознены, отличны друг от друга, не связаны единой концепцией, отсутствовала научно-теоретическая основа обоснования дизайна. Факт выделения дизайна из прикладного искусства никто не отрицает, однако оба вида продолжают существовать.
Объединяющие черты этих направлений очевидны. Отличия состоят в следующем.
В о-п ервых, дизайн направлен на удовлетворение практических потребностей и только потом эстетических. Декоративно-прикладное искусство в основе своей преследует реализацию эстетических задач, которые не всегда имеют практическое значение. Например, дымковские игрушки очень красивые, интересные, разнообразные, но играть с ним в быту нельзя, поскольку они хрупки и могут от неосторожного движения разбиться.
Во-вторых, предметы дизайна футуристичны, т.е. направлены на будущее. Их появление и внедрение в практическую жизнь людей связано с отказом от устаревших форм, прежних технологий и созданием на их основе новых предметов среды. Декоративно-прикладное искусство особо ценно тогда, когда оно сохраняет традиции и создает произведения на основе устоявшихся канонов. Например, чертежи Леонардо да Винчи характеризовали его взгляд на будущее, но не на прошлое.
В-т р е т ь и х, в дизайне по отношению к декоративно-прикладному искусству доминирует технологичность процесса получения продукции и их большая серийность. Декоративно-прикладное искусство хотя и допускает использование механизмов для изготовления предметов искусства, но ручной труд остается главной составляющей творческого процесса. И, несмотря на то что в некоторых промыслах допускается повторение сюжетов и мотивов, произведения все равно отличаются, пусть незначительными элементами, друг от друга, поскольку мастер не может полностью повторить рисунок. То есть произведения декоративно-прикладного искусства можно считать единственными в своем роде.
Дизайн — самостоятельный вид проектно-конструкторской деятельности, имеющий свою специфику, которая заключается в синтезе искусства и промышленного производства. Эстетические проблемы дизайна как индустрии не ограничиваются тем, как выглядят вещи, их внешней стороной. Они связаны со всеми аспектами их функционирования, и это находит отражение в ряде положений.
1. Эстетическое и художественное не обособлены, как в различных видах «чистого искусства». Это обусловливает остроту проблемы отношений формы и функции.
2. Произведения дизайна всегда оцениваются в зависимости от контекста, т. е. от своего окружения.
3. Восприятие эстетической стороны дизайна более изменчиво, чем художественный вкус в целом.
4. В дизайне отражается возможность варьирования культурного потребления.
Виды дизайна
Первый, кто попытался систематизировать предметы дизайна, был Дж. Дорфлес, предложивший исходить из наличия или отсутствия в них механизмов:
— изделия, изготавливаемые индустриальным способом, но лишенные какого-либо механизма (посуда, мебель, рекламные щиты, одежда и т.д.);
— изделия, изготавливаемые индустриальным способом, но функционирующие только при наличии встроенного механизма (бытовая техника, автомобили, аппараты и т.д.);
— изделия, выполняемые ручным способом.
Классификация Дж.Дорфлеса основывается на характере применения предметов дизайна.
Первая группа — изделия, имеющие престижно-статусный характер. В этом случае на первый план выступают знаковый и эстетический факторы. Примером служат те изделия, по которым можно определить статус человека, при этом абсолютно неважно, имеют они механизм внутри или нет (часы, посуда, одежда, автомобили и бытовая техника, мебель и т.д.).
Вторая группа — изделия, имеющие внеличностный характер, где на первый план выступают утилитарно-практические факторы (предметы, которые в целом обществу необходимы для нормального развития и жизнедеятельности, но человеку в личном пользовании не нужны). Например, железнодорожное полотно, вышка для линий электропередачи и т. д.
По функциональному назначению дизайн можно условно поделить на следующие виды.
Индустриальный дизайн. Охватывает широчайший крут объектов — от самых незначительных и простых до глобальных и сложных. Первая группа — наукоемкие, технически сложные, определяющие хозяйственно-экономический потенциал государства (продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение).
Вторая группа — предметы всеобщего потребления — подразделяется на несколько подгрупп в соответствии с характером их использования (мебель, посуда, игрушки, бытовые приборы, аппаратура и т.д.).
Графический дизайн. Также продолжает многовековые традиции, один из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Приобрел большее звучание в тот период, когда возникла необходимость рекламы (начало XX в.). Выполняет роль условного визуального посредника между производителями и потребителями. Это касается не только взаимоотношений торгового характера, но и любых взаимовыгодных отношений в различных общественных формациях. Сфера использования графического дизайна велика. Его разновидности следующие: упаковки, этикетки, открытки, разработка фирменных знаков, шрифтов, рекламные щиты, объявления, афиши и т. д.
Компьютерный дизайн. Переходит из сферы прикладного состояния, обслуживавшего ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования, в самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное с веб-сайтами в Интернете. Построение графических изображений, всей системы информации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами.
Дизайн архитектурной среды (интерьеры и внешняя архитектурная среда вокруг архитектурных сооружений). Решение интерьеров и оборудования общественных, производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов.
Оформлению архитектурной среды не всегда придавалось большое значение. В прошлые столетия акцент чаще всего ставился на самой архитектуре, ее стилистическом и конструктивном оформлении. И только в 60-е гг. XX в. методы дизайна стали широко применяться при формировании среды. Появились благоустроенные пространства городов, возникло новое направление — ландшафтный дизайн, который потеснил традиционные садово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру.
Дизайн выставочных экспозиций (праздничное оформление среды жизнедеятельности) — промежуточное звено между графическим дизайном и дизайном архитектурной среды. Обладая свойственными только ему характерными особенностями и традициями, способствует формированию эстетического восприятия и отношения к различным экспонатам, представленным на выставках.
Дизайн одежды и аксессуаров. Давнее направление, поскольку вопросы моды всегда волновали человечество в целом и женскую его половину в частности. Индустрия одежды и аксессуаров в тесном их взаимодействии новое звучание приобрела совсем недавно. В мире моды выделяется несколько направлений:
— создание коллекций «от кутюр»;
— выпуск более крупных и серийных коллекций «пред-а-порте»;
— массовый выпуск серийных коллекций. В нем находят отражение отдельные идеи первых двух направлений, но из-за не всегда качественного выполнения продукция становится безликой, неиндивидуальной, модель не просто выполняется большим тиражом, она предусматривает значительный размах в антропометрических размерах потенциальных покупателей, без учета особенностей фигуры того или иного человека. Например, мини-юбка поступает к потребителю сразу нескольких размеров от 40-го до 54-го. Понятно, что женщина 54-го размера в мини-юбке будет смотреться несколько нелепо. Такой подход, безусловно, формирует вкус значительной части населения, не всегда характеризующийся высоким уровнем.
Арт-дизайн (от англ. art — искусство). Его специфика заключается в реализации художественно-эстетической идеи в процессе создания образа. Изделия лишаются утилитарной функции (если и сохраняют, то в меньшей степени). Таким образом, предметы арт- дизайна становятся исключительно декоративными, выставочными. В связи с переходом к рынку оригинальных по своей форме, идее, технике изделий опыт произведений арт-дизайна все шире используется в проектировании продукции индустриального дизайна.
Дизайнерские изделия делятся на следующие группы.
По признаку массовости производства:
Массовые предметы дизайна, рассчитанные на повсеместное их применение.
Корпоративные изделия, ограниченные определенным количеством и рассчитанные на потребление отдельной группой людей.
Индивидуальные предметы дизайна, выпускаемые в единичных экземплярах, приобретающие статус произведения искусства.
По характеру участия человека в процессе изготовления изделий:
Автоматизированный дизайн, предметы которого выполняются исключительно автоматическим способом при косвенном руководстве человека (изделия, сбираемые автоматами на конвейерных линиях).
Частично автоматизированный дизайн, изделия которого выполняются при равном участии в процессе изготовления как автоматов, так и человека (человек выполняет творческую часть работы, а автомат механическую).
Ручной дизайн. Его изделия выполняются только ручным способом, что делает его особо ценным.
По степени отношения ко времени:
Архаический дизайн. Создание изделий, отражающих традиции и идеи прошлого (исторические костюмы для спектаклей, маскарадов, праздников; татуировки; мебель и т.д.), использование изделий, выполненных в прошлых эпохах с целью их модернизации (винтаж).
Актуальный дизайн отражает идеи современности и направлен на удовлетворение потребностей сегодняшнего дня.
Футуристический дизайн. Наглядная модель, раскрывающая идеи будущего, а также прогнозирующая потребности и эстетические воззрения будущего поколения.
Дизайн как вид искусства, как явление истории и искусства можно рассматривать с различных сторон и с разных точек зрения. Эволюция стилей вызывает смену форм в зависимости от культурно-исторических эпох и художественных открытий.
Функциональная сторона дизайна помогает взглянуть на вещь не только с позиции условий ее использования, но и в отношении изобретательности ее создателя.
Конструктивная сторона обусловлена традициями в области пространственных, динамических, модульно-геометрических структур.
Коммуникативная сторона раскрывает изделия с позиции социума, его потребностей и взаимоотношений.
Технологическая сторона связана с изучением, внедрением различных технологий, которые помогают наилучшим способом достичь цели.
Художественно-эстетическая сторона раскрывает ценностный аспект вещи, ее индивидуальность и изысканность. Дизайн многогранен, многофункционален и всегда интересен. Поэтому необходимо не только знакомить с ним детей дошкольного возраста, поскольку он окружает ребенка повсеместно, но и включать его в процесс дизайнерского творчества. В дизайне синтезируются различные области жизнедеятельности человека, помогающие ему раскрыться как личности.
Контрольные вопросы
1. В чем отличие дизайна от декоративно-прикладного искусства?
2. Какие задачи решает дизайн?
3. С чем связано, что дизайн как явление культуры оформился только к началу XX в.?
4. Какое значение имеет дизайн в жизни ребенка? Влияют ли предметы дизайна на творческое развитие дошкольника?
5. В чем заключается специфика арт-дизайна?