для аранжировок используются такие художественные средства как
Аранжировка как форма и метод педагогики искусства
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Учреждения Российской Академии образования «Институт художественного образования», автор программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
Аранжировки из природного материала – один из видов искусства, в котором произведения создаются из живых или засушенных растений, подобно тому, как в живописи они получаются с помощью цвета, а в скульптуре посредством пластики форм и очертаний линий. Искусство аранжировки сходно с живописью богатством цветовой палитры, а со скульптурой – объемностью композиций. Основное назначение аранжировок из природного материала – развивать чувство гармонии, создавать ощущение живой природы, поэтому исходные материалы обычно соответствуют текущему сезону. Так, в осенних композициях используют полностью распустившиеся осенние цветы, весной хороши бутоны и ветки с почками, летом используется все многообразие растений в их лучшей поре цветения. Весенние аранжировки воплощают идею будущего и символизируют возрождение жизни. Летние – говорят на языке растений о красоте, разнообразии и гармонии жизни. Осенние композиции обычно символизируют полноту жизни в единстве настоящего и прошлого. А зимние – символизируют мудрость покоя и ожидание возрождения. Кроме веток лиственных деревьев и цветковых растений, аранжировка может включать ветки сосновые и еловые, сухостой, сорные травы, всевозможные плоды и семена – колоски, кисти рябины, корзинки подсолнуха, початки кукурузы, головки мака.
Для аранжировок совершенно необязательно приобретать дорогие цветы. Пригодится любой материал – все, что можно собрать на прогулке, привезти с дачи, принести из леса. Собранные для аранжировки ветки, листья и цветы желательно как можно быстрее поместить в воду. Кончики стеблей, веток, цветоножек нужно обязательно подрезать для лучшего всасывания воды. Концы древесных веток и твердые стебли травянистых растений лучше расщепить или отбить молотком (2-3 см), чтобы увеличить всасывающую поверхность. Любой растительный материал желательно глубоко поставить в воду за полчаса-час до создания композиции. Даже одна ветка, причудливо изогнутая – будто на ветру, или один листок, скромный цветок создадут настроение и покажут очарование природы в это время года. Важно помнить, что любая аранжировка из природного материала – это гармония растения, вазы и пространства, в котором эта композиция находится. Если у вас есть большая красивая ветка или крупный цветок (например, гладиолус), вы подберѐте большую вазу и поставите еѐ на пол или низкий прочный столик. А если вам захотелось составить миниатюру из одного листочка или цветка, вы поищете маленькую вазу или бокал и поместите на письменный стол или книжную полку. Следует помнить, что аранжировка из природного материала всегда естественна и поэтому, как правило, асимметрична. Асимметрия возникает в результате неравномерности распределения растений в композиции, сочетания густоты и прореженности, разной степени наклона веток или стеблей и пр., вследствие чего образуются художественные акценты, контрасты и нюансы. Если композиция составляется из однородного растительного материала, она может быть нейтральной по акцентам, когда все части равнозначны. Если же аранжировка компонуется из разного природного материала, понадобится акцент, чтобы один из элементов – самый крупный или красивый – доминировал, а все остальные выстраивались вокруг, дополняя его. Главным акцентом осенней композиции могут быть цветок, ветка, лист, плод. Их не следует прикрывать остальными элементами композиции. Аранжировка не будет выразительной и грамотной, если еѐ элементы расставлены на одинаковом расстоянии. Впечатление от восприятия доминирующих и вспомогательных элементов должно быть различным.
В любой композиции нужно стремиться к гармонии, а для этого следует уравновешивать отдельные части композиции: крупные цветы и листья размещать ближе к основе (вазе), маленькие – вверху; более тѐмные и яркие – ниже, а светлые – выше. Это придаѐт композиции устойчивость, как реальную (ваза не опрокинется), так и иллюзорную (комфортность восприятия). Нужно стараться, чтобы цветы, ветки и листья не размещались в одной плоскости, а создавали ощущение многопланового объема. В любой композиции растения размещаются таким образом, чтобы их достоинства были представлены зрителю с самой лучшей стороны. Цветы должны смотреть на зрителя, будто разговаривая с ним. Цвет – одно из важнейших художественных средств аранжировки. Он создаѐт настроение и раскрывает задуманную тему. Осенние краски дарят ощущение праздника, радости, теплоты, света. Красный, жѐлтый и оранжевый в множестве оттенков и сочетаний трудно заглушаются другими, но очень хорошо сочетаются между собой. Аранжировщики не соединяют в одной композиции множество цветов и оттенков (за исключением летних композиций). Монохромные (одноцветные) композиции чрезвычайно выразительны, деликатны. Красивы сочетания контрастных (фиолетовый и жѐлтый, голубой и оранжевый) или дополнительных цветов (жѐлто-оранжевый и фиолетово-синий или сине-зелѐный).
Линия – наиболее изысканное и сложное из художественных средств аранжировки. Именно линии делают хорошую аранжировку неповторимой и помогают раскрыть замысел. Если композиция выстроена по вертикали, создаѐтся возвышенное чувство, настроение поднимается. Если композиция имеет диагональное строение, рождается чувство подъема, взлѐта и вообще движения. Аранжировщики умело используют естественную кривизну линий веток и стеблей, при необходимости дополнительно изгибают, надламывают, закручивают, завивают «послушные» травы и лианы. Фон – немаловажное средство художественной выразительности, который может выделить или, наоборот, погасить аранжировку. Осенний букет совершенно пропадѐт у стены такого же цвета, но заиграет на фоне серых или зеленоватых обоев. Окраска цветов и листьев диктует выбор фона, который подчеркнѐт красоту. Разумеется, никто не призывает делать дома ремонт ради нового букета, просто советуем внимательно осмотреться и найти подходящее место: подоконник, стол на кухне или в гостиной, полка в прихожей… В крайнем случае цвет фона легко изменить драпировкой или листом бумаги в паспарту или раме – аранжировка будет напоминать рельефную картину.
Успех аранжировки зависит также от выбора вазы или другого сосуда. Вазы бывают различными по форме, величине, материалу, фактуре, окраске и декору. Как правило, в каждом доме есть универсальные керамические вазы, которые подойдут для множества композиций. Лучше, если они имеют природную окраску – зелѐную, серую, терракотовую, бежевую. Не надо бояться экспериментировать с тем исходным материалом, который есть под рукой. Для одной композиций подойдѐт керамический горшок, для другой – фарфоровое блюдце, для третьей – хрустальный бокал, для четвѐртой – плетѐная корзинка. Оригинальными сосудами для флористических композиций могут оказаться стеклянные банки, бутылки, соломенные шляпки, черепки… Стоит лишь внимательнее к ним присмотреться и соотнести форму с растительным материалом. В стеклянную посуду неплохо поместить крупный песок, гальку, ракушки, шишки. Аранжировщики не советуют использовать яркие сосуды с крупным рисунком. Но для детских или специально задуманных юмористических композиций они вполне уместны. Все вазы должны быть чистыми во избежание размножения бактерий. С этой же целью в воду можно подлить кальций, камфорный спирт, глицерин, нашатырь, развести марганцовокислый калий или борную кислоту. Вода долго останется чистой и свежей, что значительно продлит жизнь аранжировки. Дети дошкольного и младшего школьного возраста могут создавать аранжировки из природных и бытовых материалов. Полагаем, что аранжировка может рассматриваться как форма и метод педагогики искусства. В настоящей статье раскрываются особенности работы с природным материалом как художественным. С это целью в педагогический оборот вводится новое понятие «экопластика».
Экопластика – понимается нами как вид детского художественного творчества, в котором художественные образы, аранжировки, инсталляции создаются из разных природных материалов. Слово «экопластика» строится на основе двух исходных понятий: «экология» – наука о доме как среде обитания и «пластика» – динамичная форма и процесс создания формы в самом общем смысле слова. Экопластика – это вид детского художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве с великим художником – Природой. Художественный образ возникает на основе готовой природной формы (шишки, ветки, раковины, камня), при этом сохраняются ее признаки и
свойства – цвет, форма, запах, фактура. Понятие «экопластика» включает и такую многогранную составляющую как экологичность, что подразумевает натуральность, естественность, безвредность для здоровья ребенка и в то же время предполагает необходимость бережного отношения к природным объектам, грамотного и культурного поведения в природе. Для детского творчества из природного материала характерно стремление к созданию реальной предметной среды – не столько декоративно-оформительской, сколько игровой или сюжетной. Экопластика предоставляет детям дошкольного и младшего школьного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, фигурки и декорации для спектакля, скульптуры для интерьера (взрослого, детского, кукольного), а также сувениры и подарки для дорогих и близких людей. Экопластика, или создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материала, – это одно из любимейших занятий детства. Современный ребенок, живущий в городе, в занятиях и художественных играх с природным материалом испытывает яркие эмоции и чувства. Да и взрослые вместе с детьми вновь и вновь «окунаются» в свои детские впечатления. Именно о таких впечатлениях вспоминал Владимир Набоков, когда писал: «Загадочно-болезненное блаженство не изошло и за полвека, если и ныне возвращаюсь к этим первичным чувствам. Они принадлежат гармонии моего совершеннейшего, счастливейшего детства».
Что даѐт и как развивает ребенка общение с природным материалом? («Тайные дары природы») •Природа дарит ребенку богатство и разнообразие живых впечатлений. Причудливый цвет осенних листьев, манящая спелость ягод, таинственный блеск соломки, космическая форма камешков, смоляной запах шишек – все это очаровывает несказанно, наполняя реальными чувствами и представлениями. •Деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им, воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность – то, что образно называют «глазом художника». Природа как самый лучший художник воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус. •Исподволь знакомит с важнейшим жизненным принципом «Не навреди!». Если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле, если понадобилась берѐзовая кора, то нужно найти поваленное дерево… Постепенно ребѐнок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы да и самой жизни на земле, проникается идеей глубинной связи всего живого и неживого. •Игрушки и скульптуры из природного материала – не просто забава и приятное развлечение на прогулке или даче. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так неповторимо и то, что из неѐ создано. Каждое произведение уникально и совершенно в своѐм роде, даже если это самая простая птичка из обыкновенного жѐлудя и пѐрышка. •Результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, отзывчивым материалом не только осязаемый – конкретные изделия, но и невидимый для глаз – развитие нестандартного мышления и воображения. Творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда, – независимо от того, какими средствами оно было сформировано. •Работа с природным материалом развивает глазомер, аккуратность и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторика). •В деле знакомит с настоящими инструментами – ножницами, иглой, шилом, напильником, плоскогубцами, выжигателем. Можно сказать, что внимательные глаза, яркие эмоции, тонкие чувства, послушные пальцы, гибкое мышление, богатое воображение… – это невидимые «дары» природы. Самое важное в экопластике – это умение «читать» готовую форму взглядом «художника». Эта шишка похожа на… (лесовичка, ѐлку, ѐжика, дикобраза, ракету). А эта ветка напоминает… (рога оленя, медузу, коралл, трезубец Нептуна). Вот два листочка, один из них по форме и цвету похож на золотую рыбку, а другой напоминает щуку. Природный материал хорош ещѐ и тем, что его можно брать в руки и рассматривать со всех сторон – прямо, сверху, сбоку, а потом с другого боку. С этой стороны камешек похож на спящего котѐнка, с другой – на вазу, с третьей – на летающую тарелку и т.д. Для возникновения того или иного замысла часто имеет значение не только форма и цвет, но и фактура материала. Каков материал – колючий или мягкий, шершавый или гладкий – таков и возникший образ. Пробуждение ассоциаций и развитие ассоциативного мышления – прочный мостик к самостоятельному творчеству. Угадывание и фантазирование даже само по себе очень увлекательно и полезно. Но нужно научиться делать выбор и останавливаться на одном из вариантов, чтобы можно было от фантазий перейти к делу – развить задуманную тему и воплотить еѐ в конкретной поделке. Если замыслы интересны, оригинальны и возникают легко, значит, вы уже сможете смотреть «взглядом скульптора». А для этого надо научиться воспринимать подготовленный для поделки природный материал как бы двойным зрением – видеть его и таким, какой он есть сейчас, и таким, каким он будет. «Взгляд скульптора» безошибочно замечает лишнее или мысленно представляет недостающее. Согласно этому определяется техника обработки материала. Если есть лишние
части или детали, значит, их нужно тем или иным способом убрать – отломить, отрезать, оторвать, отпилить. А недостающее восполнить – приклеить, прилепить, пришить, прикрутить, присоединить с помощью палочки или спички и т.д. Художественный «взгляд» помогает в решении разных творческих задач. Но поскольку эти задачи разные, то и «взгляд» меняется. •Взгляд художника поможет всмотреться и почувствовать специфику природного материала во всей гармоничной красоте, во всѐм богатстве отдельных проявлений – свойств, признаков (форма, конфигурация, линия, фактура, цвет, запах, вес…). •Взгляд скульптора: увидеть интересный образ (на что похоже или еще только может быть похоже). •Взгляд мастера: создать задуманный образ (дополнить недостающее и (или) убрать лишнее разными способами). •Взгляд зрителя: рассмотреть вблизи и на расстоянии, полюбоваться или, напротив, отметить недостатки (чужие – критично, но тактично), рассказать о лесной скульптуре, аранжировке, инсталляции или сочинить о ней историю.
Педагогические «секреты» экопластики К объему нужно привыкнуть. Когда дети начинают мастерить объемные изделия из природных форм, их очень сильно смущает то, что материал – будь то шишка, желудь или камешек – определяет форму фигурки вопреки замыслам и желаниям. Они ожидают полного превращения или изменения формы, как это бывает, когда лепят из пластилина или глины. Но получается нечто другое. И к тому же – очень быстро. Поначалу это удивляет и настораживает детей. Но через некоторое время они свыкаются с особенностями нового вида творчества и находят в этом свои несомненные достоинства. Объем нужно видеть в пространстве. Объемные фигурки могут по разному располагаться в пространстве: горизонтально, вертикально или наклонно по отношению к плоскости, на которой размещаются (к горизонту). Даже отдельные части или детали обретают новый вид или смысл, в зависимости от своего расположения. Так, голову можно прикрепить к туловищу сверху, сбоку или снизу. Можно присоединить непосредственно на туловище, а можно на короткой или длинной шее, которая делается из палочки, трубочки для коктейля, веточки. Тем самым получатся разные животные. Если лапы или ноги прикрепить перпендикулярно туловищу на одинаковом расстоянии друг от друга, получится статичная фигурка, Если же их прикрепить под углом, изменив расстояние, будет казаться, что фигурка прыгает, бегает, сидит или лежит. Изменяя положение основных частей и деталей, можно передать особый характер и настроение поделки. Так шишка похожа на сердитую лохматую собачку. А вот так она напоминает спящую утку, которая спрятала шею под крыло. Пространство нужно освоить. Если задумана сложная композиция из нескольких фигурок, желательно сразу же продумать их взаимное размещение. Фигурки располагаются так, чтобы стало ясно – они разговаривают, играют, ссорятся или вместе выполняют одну работу… В единой композиции все фигурки должны соответствовать друг другу по размеру. Главные персонажи обычно крупнее прочих и располагаются в центре. Пространство должно быть организовано. Основой для пространственных композиций могут быть вазоны с настоящими растениями, коробки, дно которых устлано мхом или посыпано песком, красивые срезы деревьев, ветки, камни, раковины, плотная бумага, ткань – в зависимости от темы, объема, вашей фантазии и возможностей. Что же дальше? Не прятать фигурки и аранжировки из природного материала и не отставлять в сторону. Любоваться. Рассматривать. Составлять истории. Разыгрывать спектакли. Дарить на память. Обустраивать интерьер детского сада и своего дома. Никто и ничто не научит ребенка живому и поэтическому языку искусства так, как природа. С ее помощью ребенок легко и самостоятельно находит в каждой ситуации нужное слово, выразительный колорит, оригинальный художественный образ. А это открывает ему глаза на мир и путь в общечеловеческую культуру.
Литература:
1.Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. 2.Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. 3. Кандинский В.В. О духовном в искусстве / Искусство и образование. 1998. № 3. С. 78–80
4.Лыкова И.А. Амплификция художественно-продуктивной деятельности дошкольников. М.: Издательский дом РАО. 5.Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. М.: Карапуз, 2000. 6.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М.: Карапуз, 2000. 7.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1985.
Министерство просвещения Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» Все права защищены.
Как сделать аранжировку. Введение
Что такое аранжировка? В чем суть аранжировки? Первое с чего стоит начать это определение базовых навыков музыканта для занятий аранжировкой. Чтобы понять, какие знания вам необходимы попробуем провести простую аналогию на примере живописи. Можно представить, что аранжировка в живописи это процесс превращения наброска картины в полноценное полотно.
Для этого художник должен понимать, как работают законы перспективы, сочетания цветов, как управлять светом и тенью, как смешивать краски и многое другое.
Очевидно, что если вы не умеете рисовать, то сделать этого не получится. Тем не менее, я очень часто сталкиваюсь с музыкантами, которые не зная теории, гармонии, основ композиции пытаются освоить аранжировку и естественно не получают никакой пользы.
Поэтому минимальным условием для занятий аранжировкой является наличие твердой теоретической базы на уровне музыкальной школы. Такой уровень знаний можно вполне получить за 3-6 месяцев и использовать их всю жизнь.
Кроме этого у вас должны быть навыки работы в DAW и работы c VST плагинами, это можно сравнить с технической оснащенностью художника — краски, кисти, карандаши, тушь, бумага для рисования аналоги программ и плагинов для создания музыки.
И только после этого вы уже можете переходить к постижению основ аранжировки. Согласитесь никому не придет в голову учиться рисовать без карандашей, бумаги и понимания элементарных законов живописи.
2 пункта которые должны быть освоены:
Теперь можем перейти к аранжировке.
Начнем с определения:
Понятие аранжировка происходит от французского слова arranger, которое означает «приводить в порядок». А музыкант создающий аранжировки соответственно называется аранжировщиком:)
Само по себе искусство аранжировки находится где-то посередине, между инструментовкой (оркестровкой) и композицией.
В чем разница?
Инструментовка предполагает переложение уже законченного произведения для другого инструмента (или ансамбля). Правила инструментовки довольно просты, их может освоить каждый музыкант, даже далекий от творчества. По сути, это ремесло, которое не требует наличия таланта композитора, а только знание необходимых формул и наличие элементарного музыкального чутья и вкуса.
Композиция – это сочинение музыки. И это, по всей видимости, самое условное определение в музыкальном знании, потому что, исходя из него, композитором можно считать и дворового поэта самоучку, написавшего 100500 песен под три аккорда и Шостаковича.
Тем не менее, композиция предполагает создание музыки из ничего. Композитора никто не обязывает сочинять музыку в том или ином виде, он не ограничен в выборе выразительных средств. Именно композиторы изобретают новые стили и жанры, новый гармонический и мелодический язык.
Теперь представим такую картину: композитор сочинил песню и записал ее на ноты примерно в таком виде:
По такой записи не понятно, какой состав должен исполнять такую музыку, в каком стиле она должна быть изложена, какая форма, даже гармония в таком виде не может быть использована для исполнения.
Задача аранжировщика решить все эти задачи и аранжировать песню.
Аранжировщик музыки (англ. arranger) — музыкант, обладающий композиторскими навыками, который обрамляет мелодию в музыкальную фактуру. Взяв за основу одно-двух голосную мелодию с обозначенной гармонией, созданную композитором, аранжировщик сочиняет партии для всех инструментов, следуя законам аранжировки, инструментовки и композиции.
Также аранжировщик может менять гармонию, форму и даже мелодию. Всё зависит от функциональности этих элементов, изначально заложенной композитором. Например, если мелодия песни не является якорем (т.е. яркой запоминающейся), то аранжировщик может заменить ее на более выразительную, сохраняя образный строй произведения.
От музыкального вкуса и таланта аранжировщика целиком зависит стилевое направление и убедительность звучания музыкального произведения. Многие композиторы самостоятельно аранжируют свои произведения, с целью, как можно точнее реализовать задуманную идею.
Буквально еще 10 лет назад работа аранжировщика состояла в записывании всех партий в партитуру, после чего музыканты разучивали ее и только тогда аранжировщик мог оценить свою работу.
Сегодня работа аранжировщика напрямую связана с компьютером. Не нужно ждать месяцы репетиций, когда музыканты разучат композицию. Достаточно написать миди партию и вы сможете послушать аранжировку в любой момент.
Исходя из этого, я буду использовать двойной подход при объяснении нотации. Стандартный нотный и миди-piano roll. Такой подход позволит Вам с легкостью перейти с нотной записи на компьютер и наоборот.
Почему важно уметь записывать Ваши аранжировки нотами?
Бесплатный видеокурс по аранжировке http://study-music.ru/arranging
Дело в том, что работа в секвенсорах воспитала целое поколение музыкантов, которые не могут создать аранжировку на нотном листе или в голове. Это также плохо, как группа, которая не может создать аранжировку в отрыве о своих инструментов. Аранжировка это свободное искусство, которое не терпит ограничений, поэтому в качестве упражнения делайте иногда работу на нотном листе, и вы удивитесь тому, какие неожиданные решения это принесет.
Нотная запись дает возможность видеть партии всех инструментов одновременно, работать над голосоведением и гармонией, формировать партитурный слух. Любые ошибки легко мониторятся через нотный текст плюс формируется правильное, музыкальное мышление.
Естественно, что над некоторыми элементами аранжировки технически удобнее работать в Piano Roll: например, писать партии ударных, рисовать огибающие для midi и т.д
Также советую по этой теме прочитать статью http://study-music.ru/uchite-noti/
Перед тем как начать, посмотрим на основные элементы аранжировки.
Начинающему аранжировщику достаточно научиться работать с четырьмя базовыми элементами.
В рамках этого курса данные направления будут приоритетными.
Создание ритмической основы
Грув ударных или ударных и перкуссии. Задача аранжировщика разработать индивидуальный, интересный по звучанию грув, который будет склеивать акцентные сетки инструментов. Если рассматривать грув с теоретической позиции, то его задача показывать метр и акценты ритма.
Линия баса
Линия баса опирается на гармонию композиции, а также взаимодействует по законам контрапункта с мелодией. Отличная линия баса может быть основной аранжировки. Например, такие басовые риффы как Seven Nation Army или Satisfaction являются яркими примерами индивидуальной линии баса, которая также обозначает гармонию
Мелодия
Работа с мелодией в аранжировке это выбор инструментов для ее изложения, выбор регистра, сочинение контрапунктов.
Гармония
Основные виды изложения гармонии в аранжировке это подклады, ритмическая фигурация, гармоническая фигурация и смешанная фактура.
Фактура
Слово малознакомое любителям быстрого клепания треков в FL Studio, которое обозначает невероятно большой пласт элементов музыки. По сути, без фактуры не существует музыки и одно из определений аранжировки может выглядит так:
Аранжировка это создание фактуры для определенного состава инструментов. В задачи данной статьи не входит описание фактуры вы можете подробнее узнать о ней по ссылке http://study-music.ru/facture/
Нам же важно знать, что первая задача которая стоит перед аранжировщиком это определиться с плотностью фактуры и типами фактуры для партии инструментов. Не нужно путать тип фактуры и состав инструментов для аранжировки.
Например, 3 инструмента могут быть аранжированы в насыщенной, плотной фактуры где каждый будет исполнять самостоятельную партию с элементами скрытой полифонии. А 10 инструментов могут быть аранжированы в прозрачной, минималистичной фактуре.
Выбор фактуры определяется несколькими условиями:
Например, если мы имеем дело с простой гармонией и мелодикой, то основная задача аранжировки дополнить это звучание, сделать его интереснее и свободы для выбора фактуры много. Если же композитор написал сложную, синкопированную мелодику с джазовой гармонией, то в первую очередь мы должны подчеркнуть особенности заложенные композитором и только потом работать над дополнением материала.
Музыкальной чутьё
Не существует музыкантов, которые могут сделать аранжировку музыки в любом стиле. По одной простой причине — опыт и вкусовые предпочтения. Любая музыкальная идея уже содержит в себе определенные образы для воплощения в аранжировке.
Мой личный опыт показывает, что любая песня имеет внутри себя определенные эманации, чувства, образы, которые направляют аранжировщика. Умение слышать это внутреннее наполнение один из признаков наличия таланта аранжировщика.
Посмотрите хороший фильм «Хоть раз в жизни» https://www.kinopoisk.ru/film/596208/, в нем очень ярко показывается различие в мышлении автора песен и аранжировщика. В моей практике не раз бывало такое: сыгранная автором под гитару или фортепиано песня сразу же представлялась в готовом варианте, который исходил из песни. И такие аранжировки получались максимально эффективными. Когда же вместо заложенных в песне идей я пытался навязать своё видение песня звучала интересно, но теряла связь со своей первоначальной идеей.
Итак, что вам нужно для занятий аранжировкой: