для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой запятые
Расставьте знаки препинания и объясните их расстановку(однородные члены предложения и тд). Составьте схему предложения
1) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.
2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.
3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так
и зимой.
4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.
5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.
1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.
2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания
к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.
4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.
1) Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта
и запечатлевается в его лирических строках.
2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.
3) Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.
4) В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.
5) Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.
ЕГЭ Русский язык Картинки-подсказки
16. Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами. Задания из открытого банка ФИПИ.
А. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Демонстрационный вариант 2019 г.
1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся
в памяти.
2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита
относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с
беспорядочными переплетениями волнистых линий.
3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного
к сложному и непонятному.
4) Для художественной речи характерна как образность так и
эмоциональность.
5) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий
детский смех и слышался скрип проржавевших качелей.
Ответ: 24
1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся
в памяти. Однородные сказуемые, соединенные одиночным союзом «И».
2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита
относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с
беспорядочными переплетениями волнистых линий. Однородные подлежащие, связанные повторяющимся союзом «И»
3) Логику познания Декарт выстроил от (чего?)простейшего и очевидного
к (чему?) сложному и непонятному. Две разные группы однородных членов.
4) Для художественной речи характерна как образность, так и
эмоциональность. Однородные члены. Если есть союз КАК …, ТАК И, то перед ТАК всегда ставится запятая. 5) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий
детский смех и слышался скрип проржавевших качелей. Сложное предложение с общим второстепенным членом — «впервые». Правила см. 16. Однородные члены. Сложносочиненные предложения.
Б. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Досрочный вариант 2019.
1) Поезд с трудом прорывался через сырые потоки и безнадёжно опаздывал.
2) А над лугами шёл холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.
3) Переправляемся на пароме через Оку и за широкой полосой приокских
лугов нас встречают Мещёрские леса.
4) Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой
и дикими лесными цветами.
5) Я вырывал в сене глубокую нору залезал в неё и всю ночь спал в стогу.
Ответ: 35
1) Поезд с трудом прорывался через сырые потоки и безнадёжно опаздывал.
2) А над лугами шёл холодный дождь и ветер налетал косыми ударами. Сложное предложение с общим второстепенным членом — А над лугами.
3) Переправляемся на пароме через Оку, и за широкой полосой приокских
лугов нас встречают Мещёрские леса. Сложное предложение.
4) Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой
и дикими лесными цветами. Две группы однородных членов, соединенных одиночным союзом «И»: сказуемые ( завалены и пахнут) и дополнения (порубкой и цветами).
5) Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в неё и всю ночь спал в стогу. Три однородных сказуемых, соединенных одиночным союзом «И». О, О и О
1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя
и умопомрачительная причёска.
2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.
3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.
4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.
5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.
Ответ: 2,5
1.Там были меха и перья, шелк и жемчуг, необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная прическа. Однородные члены сгруппированы в пары, запятые между парами: О и О, О и О, О и О 2) Грин любил и море, и выдуманные им морские побережья. Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами: и О, и О 3) У молодого человека не было ни денег, ни квартиры, ни ключа от квартиры. Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами «НИ»: ни О, ни О, ни О.
4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу. Однородные определения (встречающих и любопытствующих) соединены союзом «и», однородные сказуемые (вынырнул и зашагал) также соединены союзом «и». Между собой эти пары неоднородны, запятая не нужна. 5) Снег падал хлопьями, и скоро он покрыл всю землю. Сложное предложение, два состава: Снег падал, он покрыл. Нет общего второстепенного члена предложения, поэтому ставим запятую.
Рекомендация. Чтобы легче было выполнять задания, можно поместить подсказку ко всей теме в виде «Сводного рисунка» в правую часть экрана. Найдите ее в 16. Однородные члены. Сложносочиненные предложения. Там же список исключений.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1(2.) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.
2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.
3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.
4) Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.
5) Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.
Ответ: 3,5
3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1(3.) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.
2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.
3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так
и зимой.
4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.
5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.
Ответ: 3,5
4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1(4.) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.
2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания
к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.
4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.
Ответ:1,4
В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова, и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель. Сложное предлож.
2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации. Союз КАК имеет значение «в качестве» — запятая не нужна.
3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания
к соотечественникам и выражает протест против общественных условий: Два ряда однородных членов: полна (чего?) любви и сострадания. Любви и сострадания – первый ряд, полна и выражает – второй ряд. Между собой эти ряды неоднородны – запятых нет; полна (любви и сострадания) и выражает: О (О и О) и О
4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды, так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы. Как…, так
5) Здесь заповедными стали истоки рек, и родники, и рощи, и дубравы. Правила см. 16. Однородные члены. Сложносочиненные предложения.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1(5.) Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта
и запечатлевается в его лирических строках.
2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.
3) Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.
4) В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.
5) Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.
Ответ: 3,5
6.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1(6.) Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.
2) Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.
3) Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.
4) В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница.
5) Луна скатывалась за горизонт и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму.
Ответ: 4,5
1) Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.
2) Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.
3) Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.
4) В русской песне звучат как робость, так и мятежная вольница.
5) Луна скатывалась за горизонт, и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму. Сложное предложение. Правила см. 16. Однородные члены. Сложносочиненные предложения.
7.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1(7.) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
2) Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.
3) Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.
4) В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.
5) Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.
Ответ: 2,5
8.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1(8.) В звукописи используются и аллитерации и ассонансы и звуковые повторы.
2) Обратимся к звуковым ресурсам художественного выражения и изображения и к приёмам их использования.
3) Владение хорошей речью важно как для политика так и для журналиста.
4) Натюрморты Грабаря всегда сочетаются с пейзажем или интерьером.
5) Вошла зима в берёзовую рощу и сразу заискрилось всё вокруг.
Ответ: 3, 5
1) В звукописи используются и аллитерации, и ассонансы, и звуковые повторы: и О, и О, и О
2) Обратимся к звуковым ресурсам художественного выражения и изображения и к приёмам их использования.
3) Владение хорошей речью важно как для политика, так и для журналиста. Как …, так
4) Натюрморты Грабаря всегда сочетаются с пейзажем или интерьером. О и О
5) Вошла зима в берёзовую рощу, и сразу заискрилось всё вокруг. Сложное предл.
9.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1(9.) В музее есть картины и игрушки и предметы быта XV века.
2) В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах борются
химическими способами.
3) Нужно быть вежливым как среди посторонних людей так и в домашнем кругу.
4) То справа то слева то сбоку слышался какой-то шум.
Ответ: 3
1) В музее есть картины, и игрушки, и предметы быта XV века. О, и О, и О
2) В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах борются
химическими способами. Две разные группы однородных членов.
3) Нужно быть вежливым как среди посторонних людей, так и в домашнем кругу.
4) То справа, то слева, то сбоку слышался какой-то шум. Правила см. 16. Однородные члены. Сложносочиненные предложения.
10.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1(10.) В народной медицине водные настои приготавливают холодным или горячим способами.
2) Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.
3) За чаем собрались гости да хозяева.
4) Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми.
Ответ: 4
1) В народной медицине водные настои приготавливают холодным или горячим способами.
2) Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.
3) За чаем собрались гости да хозяева. ДА = И
4) Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми, то чуть голубоватыми. Правила см. 15. Однородные члены. Сложносочиненные предложения.
Ответ: 1
1) Как наше, так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя. Как…, так.
2) Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.
3) Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или детали доспехов.
4) Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою. ДА = И
12.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1(12.) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
Ответ: 4
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом, то морем. То…, то… Правила см. 15. Однородные члены. Сложносочиненные предложения.
13.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1(13.)Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.
2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
Ответ: 4
Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.
2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом, и в портретном, и в пейзажном жанрах.
3) Грин мог подробно описать как изгиб реки, так и расположение домов, как вековые леса, так и уютные приморские города. Т.к. после оборота «как …, так» предложение не заканчивается, то перед второй парой «как. так» нужно также поставить запятую: как…, так, как…, так
4) Лес шумел то убаюкивающе и певуче, то порывисто и тревожно: то О и О, то О и О Правила см. 15. Однородные члены. Сложносочиненные предложения.
13а.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1(13а.) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
3) На улице весь декабрь то снег то дождь…
4) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
Ответ: 3
1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны, но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии, так и по химии.
2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
3) На улице весь декабрь то снег, то дождь…
4) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1(14.) Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки.
2) Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.
3) Рябина прекрасна и по весне и осенью.
4) Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности.
Ответ: 3
1) Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки.
2) Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.
3) Рябина прекрасна и по весне, и осенью.
4) Ни на воде, ни на земле, ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности. Правила см. 15. Однородные члены. Сложносочиненные предложения.
15.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)(15.) Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.
2) Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.
3) Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.
4) Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.
Ответ: 2
1) Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.
2) Человек должен соблюдать как юридические, так и нравственные законы.
3) Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.
4) Артист читал басни, и рассказы, и лирические миниатюры. Правила см. 15. Однородные члены. Сложносочиненные предложения.
16.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)(16.) Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.
2) Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.
3) Самоварчик уже был готов и стоял на столе.
4) Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг.
Ответ: 2
1) Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.
2) Лесные ягоды лучше всего собирать или утром, или вечером.
3) Самоварчик уже был готов и стоял на столе.
4) Владимира пленяли усадьбы, и дачи по сторонам, и тишина вокруг. «По сторонам» относится только к «дачам«.
СРАВНИТЕ: И его пленял вечер, и усадьбы, и дачи по сторонам, и березы, и это тихое настроение кругом, когда, казалось, вместе с рабочими теперь, накануне праздника, собирались отдыхать и поле, и лес, и солнце, — отдыхать и, быть может, молиться. А.П.Чехов.
17.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)(17.) Много желал да ничего не поймал.
2) Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
Ответ: 1
1) Много желал, да ничего не поймал. ДА = НО
2) Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов, и на персонажа античной истории, и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
18.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)(18.) При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.
2) Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.
3) Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.
4) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.
Ответ: 2
19.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)(19.) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
2) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
3) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.
Ответ: 1
1) В поведении скворца много суетливого и забавного, деловитого и хитрого: О и О, О и О
2) В гостиной графа зеркала, и картины, и вазы были настоящими произведениями искусства.
3) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.
20.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)(20.) Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.
2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
3) Ночью ветер злится да стучит в окно.
4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
Ответ: 2
1) Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.
2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды, так и фонари.
3) Ночью ветер злится да стучит в окно. ДА = И
4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться
21.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)(21.) Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
2) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
3) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
4) Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
Ответ: 2
1) Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
2) В голове шумело не то от воя и свиста бури, не то от радостного волнения.
3) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
4) Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
22.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)(22.) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или пáрами.
3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
Ответ: 4
1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или пáрами.
3) На клумбе были посажены яркие маки, и нежные тюльпаны, и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи, боролись против искажения и засорения родного языка. О (О и О), О (О и О)
23.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)(23.) В двигателе автомобиля сжигается бензин или природный газ или дизельное топливо.
2) В 13 лет И.И. Левитан поступает в Московское училище живописи и ваяния и учится у В.П. Перова.
3) Временами между кочками или пнями попадались светло-коричневые коврики кукушкина льна.
4) Асеев неожиданно менял позы и то откидывался в кресле то пружинисто вставал.
Ответ: 4
1) В двигателе автомобиля сжигается бензин, или природный газ, или дизельное топливо.
2) В 13 лет И.И. Левитан поступает в Московское училище живописи и ваяния и учится у В.П. Перова.
3) Временами между кочками или пнями попадались светло-коричневые коврики кукушкина льна.
4) Асеев неожиданно менял позы и то откидывался в кресле, то пружинисто вставал.
24.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)(24.) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
2) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.
3) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
4) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.
Ответ: 4
1) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
2) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.
3) Рыцари то завоёвывали новые города, то теряли все свои приобретения, то снова готовились к походам.
4) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического, так и современного танца.
25.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)(25.)Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.
2) Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.
3) Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.
4) Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.
Ответ: 4
Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.
2) Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.
3) Жаргонные слова выпадают и из традиции, и из сферы разумного словоупотреблени, и из единообразия речи.
4) Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа, так и средства художественной выразительности.
26.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)(26.) После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.
2) В XIX веке в Европе и Америке наука и производство развивались быстрыми темпами.
3) За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.
4) Богатый и не бедствует да жалуется.
Ответ: 4
1) После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.
2) В XIX веке в Европе и Америке наука и производств о развивались быстрыми темпами.
3) За снежным туманом не видно ни поля, ни телеграфных столбов, ни леса.
4) Богатый и не бедствует, да жалуется. ДА = НО
27.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)(27.) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.
2) Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.
3) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.
4) Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.
Ответ: 4
1) И в дождь, и в холодный ветер, и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.
2) Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.
У «зверей и птиц» есть общее определение — «непуганых». «Зверей и птиц» образуют первый ряд однородных членов. Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения. http://gramota.ru/class/coach/punct/45_190 Второй ряд образуют «троп» вместе с первым рядом однородных членов («зверей и птиц»), имеющим общее поясняющее слово: «непуганых». Запятых нет. 3) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.
4) Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни, так и события национальной истории.
28.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)(28.) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.
2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.
3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.
4) В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.
Ответ: 1
29.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)(29.) Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.
2) Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.
3) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.
4) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.
Ответ: 4
1) Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.
2) Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.
3) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование, так и высококвалифицированные рабочие, как инженерно-технические кадры, так и экспериментальные заводы. Как…, так и…, как…, так и…
4) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий, так и на планировку квартир.
30. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)(30.) Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.
2) Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.
3) Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.
4) Дела да случаи совсем замучили.
Ответ: 3
1) Среди ремесленников были ткачи, и оружейные мастера, и резчики по кости.
2) Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.
3) Ни на стенах, ни на окнах не было никаких украшений.
4) Дела да случаи совсем замучили.
31. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.
2) Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.
3) Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.
4) В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
Ответ: 3
1) И копьё, и стрелы, и барабан по-прежнему были в вигваме.
2) Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.
3) Византийское войско превосходило противника и в численности, и в вооружении.
4) В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении
32. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.
2) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.
3) На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.
4) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.
Ответ: 1
1) Литературе нужны как талантливые писатели, так и талантливые читатели.
2) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.
3) На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.
4) Лес, и поле, и цветущий луг залиты солнцем.
33. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
Ответ: 4
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. ДА = И
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев, или кустарников, или цветов.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства, так и различия.
34. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Герой не знает ни страны ни жизни простых людей ни их труда.
2) Драматургия Горького сродни чеховской однако более заострена социально.
3) Холмогорская резьба по кости или великоустюжское чернёное серебро связаны с искусством городских ремесленников.
4) Народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы пришли к нам от дедов и прадедов и сохранились по сей день.
Ответ: 2
1) Герой не знает ни страны, ни жизни простых людей, ни их труда.
2) Драматургия Горького сродни чеховской, однако более заострена социально. Однако = НО
3) Холмогорская резьба по кости или великоустюжское чернёное серебро связаны с искусством городских ремесленников.
4) Народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы пришли к нам от дедов и прадедов и сохранились по сей день. Ближайшее определение (декоративно-прикладное) непосредственно связано с определяемым словом (искусство), а второе (народное) связано уже со всем словосочетанием (декоративно-прикладное искусство). Эти определения неоднородны, запятой между ними нет. Также «народные» и «художественные».
35. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Темы взаимоотношений человека и природы человека и общества были главными в творчестве Виктора Астафьева.
2) Почти всегда на таких холмах растут две или три мощные столетние сосны.
3) В июльские вечера и ночи перепела и коростели уже не кричат.
4) Всё блещет и нежится и тянется к солнцу.
Ответ: 1
1) Темы взаимоотношений человека и природы, человека и общества были главными в творчестве Виктора Астафьева.
2) Почти всегда на таких холмах растут две или три мощные столетние сосны.
3) В июльские вечера и ночи перепела и коростели уже не кричат.
4) Всё блещет, и нежится, и тянется к солнцу.
36. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Каждая встреча с этим человеком была приятной и радостной удивительной и запоминающейся.
2) А Герасим всё грёб да грёб.
3) Архивы и библиотеки отражают культурные и политические события и веяния эпохи.
4) Транспортные средства специального назначения могут передвигаться по земле и по воде и по воздуху.
Ответ: 1
1) Каждая встреча с этим человеком была приятной и радостной, удивительной и запоминающейся.
2) А Герасим всё грёб да грёб. ДА = И
3) Архивы и библиотеки отражают культурные и политические события и веяния эпохи.
4) Транспортные средства специального назначения могут передвигаться по земле, и по воде, и по воздуху.
37. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.
3) На роль собирательницы русских земель в ХIV веке претендовали Литва и Тверь и Москва.
4) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
Ответ: 4
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.
3) На роль собирательницы русских земель в ХIV веке претендовали Литва, и Тверь, и Москва.
4) Причастия способны как образно описать предмет или явление, так и представить его признак в динамике.
38.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Первые глиняные блюда и кувшины были грубы и примитивны.
2) Индия славилась своими хлопчатобумажными и шёлковыми тканями пряностями и ювелирными украшениями каналами для искусственного орошения полей и плотинами.
3) У людей гортань и язык и губы участвуют в образовании звуков.
4) Лицом пригожа да нравом негожа.
Ответ: 4
1) Первые глиняные блюда и кувшины были грубы и примитивны.
2) Индия славилась своими хлопчатобумажными и шёлковыми тканями, пряностями и ювелирными украшениями, каналами для искусственного орошения полей и плотинами.
3) У людей гортань, и язык, и губы участвуют в образовании звуков.
4) Лицом пригожа, да нравом негожа. ДА = НО
39. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В поезде я спокойно мог отдохнуть и почитать какую-нибудь книжку или учебник.
2) Чехов бережно и внимательно относился к слову и подолгу вынашивал характеры своих героев.
3) История нашла своё материальное воплощение в камне и металле в легендах и летописях.
4) В вечерней школе изучали и алгебру и геометрию и физику.
Ответ: 3
1) В поезде я спокойно мог отдохнуть и почитать какую-нибудь книжку или учебник.
2) Чехов бережно и внимательно относился к слову и подолгу вынашивал характеры своих героев.
3) История нашла своё материальное воплощение в камне и металле, в легендах и летописях.
4) В вечерней школе изучали и алгебру, и геометрию, и физику.
40.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Лекари Шумера из стеблей и корней растений изготавливали порошки и настои.
2) В творчестве лучших театральных художников эскиз является не только рабочим планом сценического оформления но и самостоятельным художественным произведением.
3) Из-за дождя ходить в лес или на реку можно было лишь в резиновых сапогах или босиком.
4) Летом одинаково хорошо в лесу и в поле и на лугу.
Ответ: 2
1) Лекари Шумера из стеблей и корней растений изготавливали порошки и настои.
2) В творчестве лучших театральных художников эскиз является не только рабочим планом сценического оформления, но и самостоятельным художественным произведением.
3) Из-за дождя ходить в лес или на реку можно было лишь в резиновых сапогах или босиком.
4) Летом одинаково хорошо в лесу, и в поле, и на лугу.
41.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В свежем сене вянут земляника да головки луговых цветов.
2) Венчики цветов качались над головами и осыпали плечи жёлтой пылью.
3) С лугов и от леса тянул тёплый ветер и колыхал на берёзах нежные листья.
4) Под старыми елями не было ни травы ни прошлогодних листьев.
Ответ: 4
1) В свежем сене вянут земляника да головки луговых цветов.
2) Венчики цветов качались над головами и осыпали плечи жёлтой пылью.
3) С лугов и от леса тянул тёплый ветер и колыхал на берёзах нежные листья.
4) Под старыми елями не было ни травы, ни прошлогодних листьев.
Ответ: 4
1) Когда-то странствующие артисты водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы и пели.
2) Французская революция не была результатом случайного стечения обстоятельств или действия агрессивных личностей.
3) Деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают своей выразительностью.
4) Тени от облаков то скользят, то стелются по узким полоскам чёрных пашен.
43. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В былинах поётся и о войнах со степняками и о борьбе с разбойниками
и о сборе дани с окрестных племён.
2) Любое техническое изобретение или произведение искусства той или иной исторической эпохи являются результатом стремления человека к истине.
3) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.
4) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.
Ответ: 3
1) В былинах поётся и о войнах со степняками, и о борьбе с разбойниками,
и о сборе дани с окрестных племён.
2) Любое техническое изобретение или произведение искусства той или иной исторической эпохи являются результатом стремления человека к истине.
3) Весенний гром то грозно рычал, то добродушно ворчал.
4) Ни скверная английская погода, ни ледяная стужа спальни, ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.
44. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
2) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
3) И не видит и не слышит и не замечает ничего и сам с собою разговаривает!
4) Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
Ответ: 2
1) Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
2) В голове шумело не то от воя и свиста бури, не то от радостного волнения.
3) И не видит, и не слышит, и не замечает ничего, и сам с собою разговаривает!
4) Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
45.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.
2) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.
3) Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.
4) Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.
Ответ: 2
1) Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.
2) Раньше он либо не замечал окружающей природы, либо смотрел на неё с практической точки зрения.
3) Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика. ДА = И. Тряска да воздух – однородные подлежащие: О и О
4) Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов. Влажных тропических – неоднородные определения.
46.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.
2) Гусáк разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки и зёрна.
3) Наличие в речи не только слов-паразитов но и речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса.
4) Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции.
Ответ: 3
1) На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.
2) Гусáк разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки и зёрна.
3) Наличие в речи не только слов-паразитов, но и речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса.
4) Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции.
47. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными.
2) Крестьяне разводили кур и уток и гусей.
3) Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи.
4) Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и женские платья.
Ответ: 4
1) Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными.
2) Крестьяне разводили кур, и уток, и гусей.
3) Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи.
4) Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы, церковные облачения и женские платья.
48. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Первоклассники с воодушевлением читали стихи и пели и танцевали.
2) Разговаривавший с нами старик то ласково щурил глаза то внезапно становился суровым.
3) Скульпторы создают объёмные фигуры из твёрдых или пластичных материалов.
4) Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами.
Ответ: 2
1) Первоклассники с воодушевлением читали стихи, и пели, и танцевали.
2) Разговаривавший с нами старик то ласково щурил глаза, то внезапно становился суровым.
3) Скульпторы создают объёмные фигуры из твёрдых или пластичных материалов.
4) Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами.
49. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
3) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.
4) Сердце то задрожит и забьётся то тонет в воспоминаниях.
Ответ: 4
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. ДА = И
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
3) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.
4) Сердце то задрожит и забьётся, то тонет в воспоминаниях.
50.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.
2) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.
3) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.
4) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.
Ответ: 4
1) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.
2) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.
3) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал. Слово «здесь» является общим для «сидел или лежал»: О или О и О или О
4) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета, так и в пейзаже.
51.Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Культура наша сильна не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки. 2) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими и церковными книжными и рукописными собраниями. 3) Изредка ранней весной или поздней осенью ходил отец на охоту. 4) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки долгожданными радужными спицами. 5) Его глаза из-под толстых стёкол скафандра блестели от удовольствия и в знак полного удовлетворения он комично завертел головой в своём металлическом колпаке.
Ответ: 1, 5
1) Культура наша сильна не столько столичными деятелями, сколько жителями глубинки.
2) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими
и церковными книжными и рукописными собраниями. «Монастырскими
и церковными» неоднородны с «книжными и рукописными». Между ними нельзя поставить союз «И», например: церковные ( и ) рукописные собрания.
3) Изредка ранней весной или поздней осенью ходил отец на охоту.
4) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки долгожданными радужными спицами.
5) Его глаза из-под толстых стёкол скафандра блестели от удовольствия, и в знак полного удовлетворения он комично завертел головой в своём металлическом колпаке. Сложное предлож.
52.Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Щегольство и изящество в одежде и убранстве домов составляли как привычку так и необходимость их жизни.
2) Энергия не может ни возникнуть из ничего ни исчезнуть бесследно.
3) Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.
4) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.
5) Волшебная сказка дала полную волю человеческому воображению и тем самым сослужила огромную службу литературе.
Ответ 12
1) Щегольство и изящество в одежде и убранстве домов составляли как привычку, так и необходимость их жизни.
2) Энергия не может ни возникнуть из ничего, ни исчезнуть бесследно.
3) Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.
4) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.
5) Волшебная сказка дала полную волю человеческому воображению и тем самым сослужила огромную службу литературе.
53. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.1) Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые.
2) Давно уже не слышно было ни звона колокольчика ни стука колёс по каменистой дороге.
3) В Москве можно услышать и типично московскую речь и областные говоры.
4) Мухомор выделяется своей красотой и яркостью из всех остальных грибов.
5) Кукушка выскакивает из часов и насмешливо кукует над тобой в пустом доме.
Ответ: 2,3
1) Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые.
2) Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по каменистой дороге.
3) В Москве можно услышать и типично московскую речь, и областные говоры.
4) Мухомор выделяется своей красотой и яркостью из всех остальных грибов.
5) Кукушка выскакивает из часов и насмешливо кукует над тобой в пустом доме.
Ответ: 1, 5
1)Ждал я вас на покос этим летом, однако не дождался.
2) Любовь к изобразительному искусству проходит через всю жизнь М.Ю. Лермонтова и отражается в его творчестве.
3) Я вспоминал и эти цветы, и этот лес, и радостный птичий гомон в вершинах берёз.
4) Многие набоковские размышления об А.С. Пушкине не потеряли художествоенного значения и актуальности и в наши дни.
5) Дворцовая казна была всегда полна, и все налоги взыскивались в срок
и полностью. Сложное предл.
1) Изредка ранней весной или поздней осенью ходил отец на охоту.
2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.
3) Наличие в речи слов-паразитов а также речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса.
4) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки бледными радужными спицами.
5) Романы его не столь занимательны и средь огромного количества современной беллетристики они до сих пор остаются незамеченными.
Ответ: 35
1) Изредка ранней весной или поздней осенью ходил отец на охоту.
2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.
3) Наличие в речи слов-паразитов, а также речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса.
4) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки бледными радужными спицами.
5) Романы его не столь занимательны, и средь огромного количества современной беллетристики они до сих пор остаются незамеченными. Сложное предл.
56.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)Справа от нас то таял в дымке то вновь выплывал из тумана пустынный берег.
2) Пёстрые полевые цветы усеяли луга и поляны и лесные прогалины.
3) Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге.
4) Фигурные изображения украшают тексты и поля рукописей и вместе
с текстом составляют красочное и тонкое декоративное целое.
5) От древнейшего форума в Риме остался лишь фундамент и первоначальный вид этого архитектурного сооружения можно увидеть только в реконструкции.
Ответ:1,5
1)Справа от нас то таял в дымке, то вновь выплывал из тумана пустынный берег.
2) Пёстрые полевые цветы усеяли луга, и поляны, и лесные прогалины.
3) Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге.
4) Фигурные изображения украшают тексты и поля рукописей и вместе
с текстом составляют красочное и тонкое декоративное целое. Красочное и тонкое относится ко всему словосочетанию «декоративное целое» — запятых между ними нет.
5) От древнейшего форума в Риме остался лишь фундамент, и первоначальный вид этого архитектурного сооружения можно увидеть только в реконструкции. Сложное предл.
57.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Поэту природа кажется одушевлённой и разделяющей его переживания.
2) Сердце то забьётся то утонет в воспоминаниях.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) Багровый закат загорался в вечернем небе и отражался в окнах домов.
5) Рассвело и по бурому полю зреющей ржи заблистали причудливые светлые пятна.
Ответ:25
1) Поэту природа кажется одушевлённой и разделяющей его переживания.
2) Сердце то забьётся, то утонет в воспоминаниях.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев, или кустарников, или цветов.
4) Багровый закат загорался в вечернем небе и отражался в окнах домов.
5) Рассвело, и по бурому полю зреющей ржи заблистали причудливые светлые пятна. Сложное предл.
58.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)Мифологические боги и герои выделялись своими определёнными достоинствами и способностями. 2) Из древнегреческой и древнеримской мифологии вам знакомы имена и Авроры и Венеры и Аполлона. 3) На взгляд-то он хорош да зелен. 4) Древесина грецкого или маньчжурского ореха имеет коричневатые и серые цвета разнообразных оттенков. 5) Некоторые учёные трудятся над созданием новых методов лечения и я с огромным уважением отношусь к их труду.
Ответ:3,5
1)Мифологические боги и герои выделялись своими определёнными достоинствами и способностями. 2) Из древнегреческой и древнеримской мифологии вам знакомы имена и Авроры, и Венеры, и Аполлона. 3) На взгляд-то он хорош, да зелен. ДА = НО 4) Древесина грецкого или маньчжурского ореха имеет коричневатые и серые цвета разнообразных оттенков. 5) Некоторые учёные трудятся над созданием новых методов лечения, и я с огромным уважением отношусь к их труду. Сложное предл.
59.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.1)Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
2) Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
3) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
4) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного
к сложному и непонятному.
5) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
Ответ: 3, 5
1)Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
2) Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей.
3) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
4) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного
к сложному и непонятному.
5) Для художественной речи характерна как образность, так и эмоциональность.
60. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.1)Утром роса заливает травы и сладко пахнет хлебом из каждой избы.
2) Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал вниз.
3) От ночной лампы во все стороны ложились странные узоры или тёмные пятна.
4) Подвести итог сказанному в тексте может как предложение так и целый абзац.
5) Похолодало и среди дождливой пелены замелькали мокрые снежинки.
Ответ:4,5
1)Утром роса заливает травы и сладко пахнет хлебом из каждой избы. Сложное предл. Утром –общий второстепенный член предложения. Попробуем его вставить после «и»: Утром роса заливает травы и (утром) сладко пахнет хлебом из каждой избы.
2) Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал вниз.
3) От ночной лампы во все стороны ложились странные узоры или тёмные пятна.
4) Подвести итог сказанному в тексте может как предложение, так и целый абзац.
5) Похолодало, и среди дождливой пелены замелькали мокрые снежинки. Сложное предл.
61.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)Фольклор и русская история являются источниками вдохновения художников современных Мстёры и Жостова.
2) В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в той или иной степени использованы все основные жанры фольклора.
3) Каких только песен не поют в Москве и на её окраинах и в других городах!
4) Поэта можно любить или не любить принимать его идеи или быть их противником.
5) Сказка дала волю человеческому воображению и тем самым она сослужила огромную службу литературе.
Ответ:4,5
1)Фольклор и русская история являются источниками вдохновения художников современных Мстёры и Жостова.
2) В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в той или иной степени использованы все основные жанры фольклора.
3) Каких только песен не поют в Москве, и на её окраинах, и в других городах!
4) Поэта можно любить или не любить, принимать его идеи или быть их противником.
5) Сказка дала волю человеческому воображению, и тем самым она сослужила огромную службу литературе. Сложное предл.
62. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Романы писателя не столь занимательны и до сих пор они остаются незамеченными.
2) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими
и церковными рукописными собраниями.
3) Культура наша сильна не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.
4) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки бледными радужными спицами.
5) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся
Ответ:1,3
Романы писателя не столь занимательны, и до сих пор они остаются незамеченными.
2) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими и церковными рукописными собраниями.
3) Культура наша сильна не столько столичными деятелями, сколько жителями глубинки.
4) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки бледными радужными спицами.
5) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся
63.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На столе лежали как журналы и газеты так и книги.
2) Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!
3) Мы выехали на тракт и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.
4) В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера.
5) Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка но
и раскрывает законы языковой гармонии.Ответ: 1, 5
1) На столе лежали как журналы и газеты, так и книги.
2) Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!
3) Мы выехали на тракт и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.
4) В Суздале, и Пскове, и Ростове Великом творили великие мастера.
5) Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка, но
и раскрывает законы языковой гармонии.