для русской философии конца 19 начала 20 века характерны такие особенности как

есть вопрос

помогите пжлста ответить

18. Для русской философии к. XIX – н. XX вв. характерны такие осо-
бенности, как:
а) православный характер;
б) евроцентризм;
в) антропоцентризм;
г) наукоцентризм;
д) тесное переплетение с художественной литературой;
е) критика западного классического рационализма;
ж) интерес к морально-этическим проблемам;
з) материализм.

19. Представители русской религиозной философии к. XX – н. XX вв.
– это:
а) Вл. Соловьев;
б) А. Герцен;
в) Н. Бердяев;
г) Л. Шестов;
д) Н. Огарев;
е) М. Бакунин;
ж) П. Флоренский;
з) С. Франк;
и) П. Чаадаев.

20. Основные идеи философии Вл. Соловьева – это идеи:
а) революционного обновления общества;
б) всеединства мира;
в) непротивления злу насилием;
г) «богочеловечества» ;
д) существования всеобщей божественной мудрости;
е) непосредственного перехода к социализму с опорой на само-
бытность русского народа.

21. Основные проблемы русской философии к. XX – н. XX вв. – это:
а) философия науки;
б) выбор пути развития России;
в) сущность общих понятий;
г) социальная справедливость;
д) религиозно-этическое искательство;
е) философия всеединства;
ж) рациональное постижение мира.

22. Проблема, составляющая предмет дискуссии между славянофи-
лами и западниками, – это:
а) природа общих понятий (универсалий) ;
б) историческая судьба России и русского народа в мире;
в) рациональное постижение мира;
г) необходимость размежевания богословия и философии.

23. Наиболее характерные черты экзистенциализма – это:
а) эмпиризм;
б) проблема свободы как важнейшая;
в) интерес к анализу языка науки;
г) утверждение уникальности человеческого бытия;
д) интерес к проблемам логики;
е) антропоцентризм;
ж) интерес к переживаниям отдельной личности.

24. Особенность герменевтики как философского течения XX в. –
это:
а) совокупность _____приемов истолкования текстов гуманитарного
характера;
б) учение о ноосфере;
в) исследование проблемы понимания как условия осмысления
социального бытия;
г) интерпретация библейских текстов.

25. Философская проблема, существенная для постпозитивизма, –
это:
а) язык науки;
б) эмоционально-духовная жизнь человека;
в) динамика научного знания;
г) истина и вера;
д) эстетическое;
е) обыденный язык.

26. Утверждение «Философия – это логика науки» можно отнести
к такому направлению современной философии, как:
а) герменевтика;
б) экзистенциализм;
в) неопозитивизм;
г) неотомизм;
д) постмодернизм;
е) позитивизм.

28. Основные задачи, которые ставит перед собой философия нео-
томизма, – это:
а) адаптироваться к современным условиям;
б) доказать истинность современной научной картины мира;
в) приблизиться к простому человеку;
г) доказать истинность католицизма;
д) разрушить грань между человеком и Богом;
е) обосновать гармонию веры и разума.

29. Для философии постмодернизма характерны такие особенно-
сти, как:
а) признание гармонии веры и разума;
б) отказ от фундаментальных принципов традиционной фило-
софии;
в) отрицание всех форм монизма;
г) интерес к проблеме истины;
д) плюрализм и фрагментарность реальности;
е) рационализм;
ж) антропоцентризм.

30. Характерные черты современной неклассической философии –
это:
а) рационализм;
б) вера в прогресс;
в) многообразие школ и течений;
г) критическое отношение к классической философии;
д) оптимизм;
е) материализм;
ж) пессимизм;
з) иррационализм;
и) плюрализм.

Для русской философии к. XIX – н. XX вв. характерны такие осо-
бенности, как:
а) православный характер;
б) д) тесное переплетение с художественной литературой;
е) ж) интерес к морально-этическим проблемам;
з)
19. Представители русской религиозной философии к. XX – н. XX вв.
– это:
а) Вл. Соловьев;
б Н. Бердяев;
г) Л. Шестов;
е) М. Бакунин;
ж) П. Флоренский;
з) С. Франк;

20. Основные идеи философии Вл. Соловьева – это идеи:
а) б) всеединства мира;

21. Основные проблемы русской философии к. XX – н. XX вв. – это:

б) выбор пути развития России;
д) религиозно-этическое искательство;
е) философия всеединства;

22. Проблема, составляющая предмет дискуссии между славянофи-
лами и западниками, – это:
аб) историческая судьба России и русского народа в мире;
.

23. Наиболее характерные черты экзистенциализма – это:

б) проблема свободы как важнейшая;
в) г) утверждение уникальности человеческого бытия;
интерес к переживаниям отдельной личности.

24. Особенность герменевтики как философского течения XX в. –
это:
а) совокупность _____приемов истолкования текстов гуманитарного
характера;
б)
25. Философская проблема, существенная для постпозитивизма, –
это:
а) язык науки;
б) эмоционально-духовная жизнь человека;
в) динамика научного знания;
г) истина и вера;
д) эстетическое;
е) обыденный язык.

28. Основные задачи, которые ставит перед собой философия нео-
томизма, – это:
а) адаптироваться к современным условиям;
б) доказать истинность современной научной картины мира;
в) приблизиться к простому человеку;
г) доказать истинность католицизма;
д) разрушить грань между человеком и Богом;
е) обосновать гармонию веры и разума.

29. Для философии постмодернизма характерны такие особенно-
сти, как:
а) б) отказ от фундаментальных принципов традиционной фило-
софии;
в)
30. Характерные черты современной неклассической философии –
это:
а) б) вера в прогресс;
в) многообразие школ и течений;
ги) плюрализм.

Источник

13. Особенности развития русской философии 19-20 веков.

Вторая четверть XIX в. открывает важнейший период в развитии русской философии. Русская философия этой поры предстает как многообразие доктрин и учений, группирующихся вокруг полюса целостности с упором на религиозные ценности, монархию и общинное начало. У истоков философии этого этапа стоял П. Я. Чаадаев (1794-1856), автор «Философических писем», в которых он выступает как критик самодержавия. В его взглядах сочетаются элементы философии целостности, поскольку он возлагает надежды на религию, и философию индивидуальности, так как Чаадаев отстаивает самоценность личности.

Линию философии славянофилов в 60-70-е годы продолжили «почвенники», виднейшим представителем которых был Ф. М. Достоевский (1821-1881). В своей «системе истинной философии» он построил свою концепцию истории, согласно которой история делится на стадию патриархальную, стадию цивилизации и, наконец, христианскую как синтез первых двух стадий. Отстаивая идею бессмертия души и путь самосовершенствования человека, Ф. М. Достоевский решительно выступал против социализма как порождения католицизма и атеизма.

Особое место во второй половине XIX века занимает религиозная философия. Один из ее представителей К. Н. Леонтьев (1835-1891) предлагал ужесточить религиозные требования к человеку, настаивал на внедрении «византизма» в качестве социального идеала и на сохранении монархии, православия в качестве суровой аскетической веры и, наконец, поземельной общины.

Линия религиозной философии позднее, уже в ХХ веке, получила дальнейшее развитие в трудах целой плеяды видных религиозных философов Е. Н. Трубецких (1863-1920), С. Н. Булгакова (1871-1952), С. Л. Франка (1877-1920) и других.

Источник

Русская религиозная философия 19–20 веков

Черты философии Серебряного века

В этой части обсудим главные особенности философии Серебряного века. Узнаем, почему этот период получил такое название, о чем размышляли религиозные философы того времени и как складывалась их судьба.

😍 Конец 19 — начало 20 веков называют «Серебряным веком» русской философии неслучайно. По сути, это вторая волна расцвета русской мысли — даже более яркая и сложная, чем первая. Подобно тому как после века Пушкина и Лермонтова в русской литературе наступил век Блока и Гумилева, в русской философии после эпохи Чаадаева и Хомякова наступила эпоха Флоренского и Бердяева.

☦️ Именно в эту эпоху вновь проявился неустранимо религиозный характер русской философской традиции, идущий еще от Византии. Далеко не все ее представители были признаны и обласканы православной церковью — скорее, наоборот. Но сам дух религиозного искательства стал неотделим от образа российской интеллигенции.

😔 Эта яркая эпоха закончилась неожиданно быстро и трагично. На «философском пароходе» в 1922 году почти весь цвет русской интеллигенции был выслан за границу. Там — в Париже и Берлине, Вене и Нью-Йорке — они продолжали развивать свои оригинальные идеи, оказывая обогащающее влияние на европейскую и американскую философскую традицию. Эмигрантская русская философия повлияла на экзистенциализм, персонологию, философию жизни, интуитивизм и другие важные философские направления того времени. А тех, кто остался в России, ждала гораздо более страшная судьба — как, например, священника Павла Флоренского, который был расстрелян на Соловках в 1937 году.

🥇 Русская религиозная мысль Серебряного века — основной отечественный бренд на международной философской арене. Соловьева и Флоренского, Булгакова и Бердяева широко изучают зарубежные слависты и историки философии. Их имена стоят в одном ряду с классиками русской литературы — Толстым и Достоевским.

Начнем знакомство с философией Серебряного века с 10 ярких цитат мыслителей того времени.

1️⃣ Я стыжусь, следовательно, существую; не физически только существую, но и нравственно, — я стыжусь своей животности, следовательно, я еще существую как человек. (Владимир Соловьев)

2️⃣ Подлинная человечность есть богоподобное в человеке. Человечен не человек, а Бог. (Николай Бердяев)

3️⃣ Я давно про себя решил, что «домашний очаг», «свой дом», «своя семья» есть единственно святое место на земле, единственно чистое, безгрешное место: выше Церкви, где была инквизиция, выше храмов — ибо и в храмах проливалась кровь». (Василий Розанов)

4️⃣ Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным. (Владимир Соловьев)

5️⃣ Мои милые, грех, который особенно тяжело было бы мне видеть в вас, это зависть. Не завидуйте, мои дорогие, никому. Не завидуйте, это измельчает дух и опошляет его. Если уж очень захочется что-то иметь, то добывайте и просите у Бога, чтобы было желаемое у вас. Но только не завидуйте. (Павел Флоренский).

6️⃣ Философия может существовать лишь в том случае, если признается философская интуиция. И всякий значительный и подлинный философ имеет свою первородную интуицию. Этой интуиции не могут заменить ни догматы религии, ни истины науки. (Николай Бердяев)

7️⃣ Свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонением. Чем бескорыстней дар, тем жестче гонения и тем суровей страдания. (Павел Флоренский).

8️⃣ Но критерий истины не в разуме, не в интеллекте, а в целостном духе. Сердце и совесть остаются верховными органами для оценки и для познания смысла вещей. (Николай Бердяев)

9️⃣ Выдержанная и последовательная философия становится невыносимой. Если поэзия должна быть глуповатой, то философия должна быть сумасшедшей, как вся наша жизнь. В разумной же философии столько же коварства и предательства, сколько и в обыкновенном здравом смысле. (Лев Шестов)

🔟 Никакие злодеи и преступники не натворили в мире столько зла, не пролили столько человеческой крови, как люди, хотевшие быть спасителями человечества. (Семен Франк)

Какие из этих высказываний вам наиболее близки?

Посмотрим на главные отличительные черты и темы Серебряного века русской философии.

📘 Литературоцентичность. Русскую философию еще во времена Чаадаева отличала теснейшая связь с литературой. Литература стала не просто формой и стилем, она превратилась в основной способ существования и распространения философских идей. Важно понимать, что в конце 19 — начале 20 века русские писатели и философы — единое неформальное сообщество, в котором практически все друг друга знали. Писатели и философы спорили, иногда даже ругались, но при этом были частью одной общей культуры мышления.

💒 Религиозный ренессанс. После десятилетий господства позитивизма и «базаровского нигилизма» русские мыслители перестали стесняться метафизики и духовных исканий. Для интеллигента перестало считаться постыдным быть религиозным человеком, даже мистиком, заниматься богословскими проблемами, увле­каться оккультизмом, всерьез относиться к магии, астрологии, спиритизму. Это порождало не всегда последовательные и хорошо продуманные, но всегда яркие и искренние идеи. С легкой руки эмигрантских историков, этот период стал называться «религиозным ренессансом».

💁🏻‍♂️ Антропологизм. В центре философских споров этой эпохи — человек и его сложные, противоречивые отношения с Богом. Особенно выразительно характер таких споров отображен Достоевским в «Братьях Карамазовых», и прежде всего в размышлениях Алеши Карамазова, одним из прототипов которого выступил философ Владимир Соловьев. Николай Бердяев писал:

🗣 «Человек не устраним из философии. Познающий философ погружен в бытие и существует до познания бытия и существования, и от этого зависит качество его познания. Он познает бытие, потому что сам есть бытие».

💛 Софийное начало. В русской религиозной философии всегда преобладало не логическое начало, связанное с Разумом, а софийное — связанное с Мудростью. Павел Флоренский писал:

🗣 «Наши философы стремятся быть не столько умными, как мудрыми, не столько мыслителями, как мудрецами. Русский ли характер, исторические ли условия влияли тут — не берусь решать. Но несомненно, что философии „головной“ у нас не повезло. Стародумовское: „ум, коли он только ум, — сущая безделица“, — находит отклик, кажется, во всяком русском».

🔥 Эсхатология — учение о конце истории и судьбах мира. Русский мыслители этой эпохи предчувствовали катастрофы начинающегося 20 века и пытались осмыслить их с точки зрения предназначения человечества в целом, через связь с Богом и его замыслом. Но вместе с тем они остро ощущали проблему человеческой свободы и собственную ответственность людей за те ужасы, в которые они себя ввергли — войны, революции, голод и одичание.

Источник

Особенности русской философии XIX-XX вв.

Особенности и характеристика философии России XIX-XX вв. Личности, принадлежащие к философскому направлению «Западники». Крупнейший знаток и теоретик марксизма — Плеханов, его критика идей народничества. Противоборство идей славянофилов и западников.

РубрикаФилософия
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления01.06.2014
Размер файла24,7 K

для русской философии конца 19 начала 20 века характерны такие особенности как. Смотреть фото для русской философии конца 19 начала 20 века характерны такие особенности как. Смотреть картинку для русской философии конца 19 начала 20 века характерны такие особенности как. Картинка про для русской философии конца 19 начала 20 века характерны такие особенности как. Фото для русской философии конца 19 начала 20 века характерны такие особенности как

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Санкт-Петербургский государственный архитектурно строител ь ный университет


Кафедра философии


Особенности русской философии XIXXX вв


Никитина Мария Сергеевна


ФБФО ПГС 031799


Санкт-Петербург


2006г


Содержание


Введение


Общая характеристика философии России XIX-XX вв


Определение русской идеи в философии России XIX-XX вв


Характерные черты российской философии


Заключение


Список используемой литературы


Введение

Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали творчески деятельный характер, ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России, на место русского народа в семье европейских народов. Поэтому без освоения отечественного духовного наследия нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.

Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы:

Особенности и общая характеристика философии России XIXXX вв

С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому непонятная и вместе с тем чрезвычайно притягательная.

Тютчев сказал в свое время про Россию:

«Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

В Россию можно только верить.»

Панорама концепций человека, созданных в этих веках, обширна. В нее входят представители различных философских направлений.

Так, русская философия предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния, в результате которого возникли две идейные программы: западничество и славянофильство.

Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи сыгравший решающую роль в формировании русского национального самосознания и определяющий дальнейшие судьбы русской философии.

К философскому направлению «Западники» принадлежали великие личности:

Чернышевский(1828-1889) Природа человека находится не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами. История циклична. Она состоит из закономерных восходящих и нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На историю влияют силы «зла», т.е. отрицательные качества людей на правящих постах.

К философскому направлению «Славянофилы» принадлежали:

И. В. Киреевский (1806- 1856) и А. С. Хомяков (1804-1860) Стремились обосновать необходимость особого пути развития России. Считали, что русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является православие, а основа общественной жизни это религия народа, определяющая характер его мышления.

Н. А. Бердяев (1874-1948) Существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная, хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла соединение с Богом, возникновение богочеловека.


Определение русской идеи в философии России XIXXx вв.


Русская философия 19-20 вв. отличается тем, что философские воззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как один из критериев этой самобытности, её религиозность и это не случайность. Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один из аспектов существования российской культуры, поэтому духовным истоком цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад.


Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития.

И так, в русской философии мысль сформировалась в русле так называемой »Русской идеи». Идея особой судьбы и предназначения России. Сформировалась она в 16 веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем Русская идея разрабатывалась в периоде отечественной философии 19 начала 20вв. Её основоположниками в этот период являются

В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.

Характерные черты российской философии

Антибуржуазный в целом дух русской классической философии и «золотого» и «серебряного» веков не означал и не означает, конечно, ее социалистического характера в марксистском, тем более марксистско-большевистском смысле. «Русский социализм» Герцена и анархизм Бакунина не столько социалистичны, сколько антибуржуазны.

Заключение

В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.

русский философия народничество славянофил

Список использованной литературы

Валецкий А. По поводу русской идеи в русской философии // Вопросы философии 1994г. 1.

Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание// Вопросы философии 1994г. 1.

Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева// Вопросы философии. 1994г. 6.

Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: интерпретации отечественной философии. // Вопросы философии 1994г. 1.

Устрялов Н. Национальная проблема у первых славянофилов, Русская мысль, 1996 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Проблема и пути формирования русской философской культуры в X–XVIII вв. Идеи исторической философии славянофилов и западников, их отличительные признаки и направления развития. Основные философские идеи представителей революционного народничества.

реферат [25,4 K], добавлен 08.11.2010

Основные черты русской философии на рубеже двух столетий: Н.Бердяев, В. Соловьев, П. Флоренский. Русский космизм: Н. Федоров, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский. Разработка философских идей марксизма в России: Г. Плеханов, В. Ленин.

реферат [34,0 K], добавлен 02.01.2008

контрольная работа [34,4 K], добавлен 30.07.2010

Становление самобытной русской философии. Противоположные течения русской социально-философской мысли. И.В. Киреевский: критика западного рационализма и философия цельного духа. А.С. Хомяков: концепция живого знания и принцип соборности.

реферат [24,6 K], добавлен 08.05.2007

Этапы развития русской философии и их общая характеристика. Историческая ортодоксально-монархической философии Ф.М. Достоевского, П.Я. Чаадаева, Л.Н. Толстого. Революционно-демократическая, религиозная и либеральная философия. Западники и славянофилы.

контрольная работа [19,7 K], добавлен 21.05.2015

Источник

Урок по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии на тему «Русская философия 19-20 в. Современная философия.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технологическая карта (план) занятия № 8

ОГСЭ. О1 Основы философии

Русская философия 19-20 веков. Современная философия.

Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить русскую философию: этапы развития, характерные черты, направления русской философии, основные течения современной философии; знать основоположников Русской философии 19-20 в.в. философии ( В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев ).

Развить навыки работы с учебной литературой, философским словарем, философскими текстами, делать анализ философских текстов.

Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских текстов, разнообразных идейных цитат и выражений.

Студент должен знать

Студент должен уметь

— основные категории и понятия философии;

— роль философии в жизни человека и общества;

— основы философского учения о бытии;

— сущность процесса познания;

— основы научной, философской и религиозной картин мира;

— об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

— о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

— ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Формирование профессиональных компетенций

профессиональные (ПК): как предмет общеобразовательного цикла «Основы философии» участвует в формировании профессиональных компетенций опосредованно.

Формирование общих компетенций

— ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

ОГСЭ.01. Основы философии

Применяемые формы и методы обучения

Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые

Форма: лекция с элементами беседы

С редства обучения

2. Губин В.Д. Основы философии: учеб. пос.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,2007.

3. Философский словарь

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

— проверка готовности студентов к занятию

— Главный принцип учения А. Шопенгауэра?

— Какой характер носит философия Шопенгауэра?

— Объясните: неподлинное существование и подлинное существование по С. Кьеркегору?

— Какие 3 стадии в восхождении к подлинному существованию человек проходит?

— К какому философскому направлению относится творчество Ф. Ницше?

— Объясните, по Ницше: каков путь «сверхчеловека»?

— Был Ф. Ницше идеологом античеловечности и фашизма?

Мотивационный момент и целеполагание:

«Не послушание, а творчество есть главный моральный долг человека»

— Как вы понимаете смысл высказываний?

— Что является ключевым в высказывании Н.А. Бердяева?

— Кто из философов, ранее изученных, поднимал в своих трудах такие понятия как творчество, мораль?

— Над чем мы будем работать?

— Какие цели поставим на уроке?

Изучение нового материала

1. Основные черты русской философии.

Этапы развития русской философии.

1. Становление русской философии в XI-XVII вв.

3. Русская философия XIX — первой половины XX вв.

Характерные черты русской философии.

1. Для многих русских философов характерен идеал цельности (целостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Таково творчество славянофилов, В. С. Соловьева, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского и др. Целостность — единство всех сторон реальности.

2. Русская мысль историософична, т. е, она постоянно обращена к вопросам о «смысле» истории, конце истории. Внимание к философии истории, очевидно, коренится в духовных установках, которые исходят из российского прошлого, от общенациональных особенностей «русской души».

3. Характерной чертой русской философии В. В. Зеньковский считал антропоцентризм, поскольку он больше всего занята темой о человеке, о его судьбе, о смысле и цели его жизни.

4. В русской философии всюду доминирует (даже в отвлеченных проблемах) моральная установка. Это один их самых действенных и творческих истоков русской философии. «Панморализм», который выражен в философских трудах Л. Н. Толстого, может быть найден почти у всех русских мыслителей.

5. Приоритет нравственных ценностей и единство людей на основе их любви к Богу в русской философии получили название соборности. Принцип соборности использовался многими русскими мыслителями в качестве основы для развития политических и правовых воззрений.

6. Характерной чертой многих российских мыслителей XIX в. является стремление придать философским идеям прикладной характер, т. е. использовать их для быстрейшего преобразования российской действительности. Привнесение в философское творчество некой внутренней цензуры, отбрасывающей то, что представляется «опасным» в прикладной сфере, т. е. невозможность «разделить» теоретическую и практическую сферы.

7. Русские философы стремились соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт, т. е. истинность сближается с праведностью.

Это далеко не полный перечень основополагающих принципов русской философии.

— Вспомните из истории ярких представителей западничества? И славянофильства?

— Что вы помните о П.Я. Чаадаеве? Кто из поэтов обращался к этой исторической фигуре?

— Какое одинаковое требование выдвигали западники и славянофилы?

Теперь рассмотрим поэтапное развитие русской философии.

В русской философии XIX-XX вв. можно выделить несколько философских направлений.

Направления русской философии XIX-XX вв.

1. Славянофильство (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин) и западничество (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин). Первые ратовали за самобытный путь развития России, вторые — за путь общечеловеческой и европейской цивилизации.

2. Материализм (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов). В России материализм существовал в двух видах: антропологический и утилитарный.

3. Марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Одна из особенностей марксизма в России — направленность на изменение общественно-политического строя.

4. Религиозная философия (В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

5. Русский космизм (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров). Связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной мудрости, созданием гармоничного, свободного от насилия мира.

2. Философия В.А. Соловьева, Н.А. Бердяева.

Философия всеединства В.С. Соловьева

Величайшим русским философом XIX в. по праву считается Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900), проживший корот­кую, но достаточно насыщенную и плодотворную жизнь. Он оставил после себя объемное наследие, включающее как соб­ственно философские трактаты («Критика отвлеченных начал» (1880), «Чтения о богочеловечестве» (1877—1881), «История и будущность теократии» (1885—1887), «Россия и вселенская цер­ковь» (1889), «Три разговора» (1900)), так и философскую пуб­лицистику (сборник статей «Национальный вопрос в России» (1883— 1891), «Владимир Святой и христианское государство» (1888), «Русский национальный идеал» (1891) и др.).

Соловьев был религиозным фило­софом. Он рассматривал Бога как воплощение идеала всеединства — согласованности, гармонии всех час­тей Вселенной, который может слу­жить примером для мира и челове­ческого общества, характеризующихся хаосом и рассогласованностью. Мир, с точки зрения Соловьева, представляет собой всеединство в становлении, и Бог — это важней­ший компонент всеединства мира. Философ различал подлинное все­единство, при котором единое приносит пользу всем и суще­ствует не в ущерб им, и ложное единство, когда все части подав­ляются целым.

Развитие мира определяется потребностью в согласовании, объединении. Соловьев выделял три ступени этого процесса:

1) царство минералов, растительности и животных ;

2) царство человека , где человек — это особое существо, ко­торое, в отличие от существ, находящихся на более низких сту­пенях развития, способно к творчеству и к добру;

3) духовно-человеческое царство — особый этап, на котором мир соединяется с Богом, это предел, к которому должно стре­миться человечество. Данная концепция Соловьева содержит прогностические компоненты, указывающие на логику разви­тия мира и человеческого общества.

— Назовите 3 ступени развития мира по Соловьеву?

— В чем суть концепции Соловьева?

— Какие понятия в его философии становятся ключевыми?

Работа с учебником стр. 58-59

— В чем заключена ценность жизни по Бердяеву?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *