для восприятия характерны такие свойства как
Общая характеристика восприятий. Характерные особенности восприятий.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.
Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта. Ошибочно полагать, что восприятие является простым суммированием отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Возможность предметного восприятия обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента. Так, услышав звук или почувствовав запах, мы совершаем определенные ориентировочные движения в отношении источника раздражения.
Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта.
С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты.
Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. При восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.
Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как мы уже говорили, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Активность (или избирательность) заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.
Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной.
Свойства восприятия
Свойства восприятия – это то, что отличает восприятие от ощущения. Последнее – отражает отдельные качества объектов, явлений. Восприятие же обеспечивает полное отражение явлений в людском сознании через непосредственное воздействие на рецепторы. Оно обеспечивает целостное представление предмета, набор его характеристик, а не отдельный признак объекта. При этом одинаковую информацию разные люди воспринимают различно, субъективно, что обусловлено сферой их интересов, потребностями, навыками, опытом. Восприятие обладает свойствами, подробное описание которых приведено ниже.
Предметность
Это свойство восприятия подразумевает способность группировать явления или объекты в соответствии с их ключевыми характеристиками. Зарождение и совершенствование описываемого свойства проистекает в ходе индивидуального формирования организма. Возникает в младенчестве. Развитие предметности базируется на моторных компонентах, которые обеспечивают взаимодействие крохи с объектами (движения глаз, пальцев, повороты головы). При отсутствии движений образы перцепции не будут обладать предметностью.
Процесс систематизации явлений в соответствии с видовой принадлежностью порой занимает некоторое время. Часто для верного причисления того либо иного предмета к определённой разновидности человеку необходимо подойти, чтобы рассмотреть его поближе либо взять в руки.
Целостность
Полное представление об объекте формируется на базе суммирования получаемых в виде всевозможных ощущений сведений о некоторых свойствах и характеристиках такого объекта.
Собирательные ощущения имеют столь прочную взаимосвязь, что цельный сложный образ явления возникает даже при непрямом воздействии на человека лишь единичных свойств либо отдельных элементов объекта. Такой образ появляется относительно рефлекторно из-за связи между разнообразными ощущениями.
Целостность перцепции заключается в мысленном доведении полученных сведений до полного представления определённого явления даже при частичном отражении некоторых свойств познаваемого явления.
Для получения целостного восприятия ключевым фактором является опыт предшествующих наблюдений. Так, например, взирая на мужчину, стоящего боком, то есть, видя лишь его половину, человек в собственном восприятии получает целостную картинку: мужчину, имеющего две верхние конечности, две нижние, два уха. Поэтому когда этот мужчина повернется лицом, наблюдатель увидит то, что ранее ожидал.
Отсюда перцепция конкретного индивида обусловлена его субъективной картиной мироздания и образом отдельных объектов текущего бытия. Если папа малыша имеет высокий рост и надевает очки, то в детском прототипе мира отражается взаимосвязь, заключающаяся в обусловленности ношения очков высоким ростом. Встречая в дальнейшем незнакомых дядей в очках, малыш будет думать, что их рост несколько выше, нежели в действительности.
Осмысленность и обобщенность
Гомо сапиенс познаёт предметы, которые для него обладают определённым содержанием. Перцепция плотно связана с мыслительными процессами с осознанием сути предмета.
Осознанно воспринять явление – значит мысленно обозначить его, то есть соотнести его к определённому классу, обобщить его словом.
Свойства восприятия человека, такие как обобщённость и осмысленность позволяют упорядочено использовать предметы. Познавая предмет, люди могут точно наименовать его либо сказать, чему подобен он. Обобщённость перцепции – это отображение частного случая в качестве уникального проявления общего.
Степень обобщения обусловлена от величины и полноты имеющихся знаний. Инструмент обобщения представлен словом. Обозначение предметов увеличивает степень обобщения. Рассматриваемые свойства хорошо раскрываются при восприятии недорисованных изображений. Такие изображения люди дополняют собственными знаниями, а также опытом.
При рассматривании неизвестного объекта люди стараются определить его сходство с иными объектами. Следовательно, перцепция не обуславливается лишь набором раздражителей, а являет собой извечный поиск оптимальной трактовки имеющихся данных.
Структурность
Анализируемое свойство заключается не просто в комплексности ощущений. Оно отражает взаимосвязь разнообразных свойств и элементов, то есть структуру явления.
Восприятие сообщает человеческому сознанию структуру встретившегося явления. Можно заключить, что структурность перцепции включает отражение своеобразия взаимосвязей частей целого. Так, например, ноты, поступающие в сознание, помогают человеку определить мелодию.
Таким образом, описываемое свойство подразумевает, что люди познают не отдельные звенья, ощущения, а обобщенную модель, структуру. При этом структурность восприятия мгновенно не возникает, на её формирование требуется некоторое время.
Основные свойства восприятия – структурность и целостность взаимосвязаны между собой. Их базисом является отражение контура и формы явления, объективно выделяющие его из класса. Исследования показали, что эти свойства изначальными характеристиками перцептивного представления не являются. Они образуются в ходе его становления в качестве итога рефлекторной деятельности сенсорной системы.
Избирательность
Данное свойство восприятия заключается в большем выделении одних признаков, качеств, особенностей, предметов в сравнении с иными.
Избирательность перцепции порождается как объективными факторами, так и субъективными. К первым – причисляют специфику самих раздражителей (силу, контрастность, подвижность), также как и специфичности тех условий извне, в которых познается явление (освещённость, удаление от человека). Ко вторым – относят, как правило, отношение индивида к влияющим на него явлениям, обусловленное значением для него, его потребностями, интересами, а также предшествующим опытом и сиюминутным психическим состоянием.
Ключевая роль в избирательности перцепции принадлежит вовлечённости в выполнение любой вариации деятельности (научной, производственной, учебной) и подчинённости задачам такой деятельности. Одно и то же явление может восприниматься различно в зависимости от намеченной человеком задачи. В отсутствии намеченной задачи перцепция становится неполной.
Константность
Данное свойство предполагает относительную устойчивость образа явления при изменении конъюнктуры восприятия. Например, вне зависимости от расстояния до автомобиля он будет казаться человеку большим. Максимально константность проявляется при зрительном познании формы, масштаба, цвета явлений.
Константность, обнаруживающаяся в способности системы восприятия компенсировать изменения конъюнктуры восприятия, обеспечивает познание вещей, окружающих индивида, как условно неизменных.
Люди неоднократно воспринимают определённые явления, причём такие явления воспринимаются при абсолютно различных условиях. Без константности перцепции индивиды ориентироваться в окружающем мироздании были бы не в состоянии.
Апперцепция
Приобретённый опыт перцепции занимает ключевую позицию в ходе восприятия. Специфики восприятия обуславливаются всем предыдущим практическим и житейским опытом индивида. Апперцепцией именуют обусловленность восприятия прошлым опытом и личностными особенностями воспринимающего.
Человек для классификации в ходе восприятия предметов, которые он познает, выдвигает и проверяет различные умозаключения о принадлежности предмета тому либо иному классу объектов.
Именно таким манером при восприятии задействуется прошлый опыт, знания, поэтому разными индивидами одно явление может восприниматься неодинаково. Содержание перцепции обуславливается поставленной задачей, основаниями деятельности, потребностями. Значимая роль в апперцепции отводится установкам и эмоциональному реагированию, которые с лёгкостью могут модифицировать содержание восприятия.
Примеры из жизни
Итак, как уже писалось выше, люди познают окружающее мироздание не бессистемно, а систематизируя отдельные предметы, явления, стараясь при этом сформулировать собственное представление о них, определить, насколько услышанное либо увиденное может быть вредоносным или полезным, используемым для намеченной цели.
Так, например, младенец, непосредственно после рождения пребывает в кроватке, воспринимая окружающую действительность в пределах такой кроватки, постепенно исследуя её и приобретая полное представление о месте нахождения.
Объем его восприятия ограничен. Одновременно играть с множеством игрушек малыш не может, поэтому первым делом, он выберет самую красочную либо наиболее большую игрушку. Такое поведение обусловлено свойством избирательного восприятия.
В дальнейшем рубежи обитания крохи расширяются, вследствие чего растёт и объем поступающей информации через чтение газет, новостных порталов, книг, просмотр телепередач, общение.
Юноша, встречаясь с барышней-блондинкой высокого роста, не перестанет её узнавать и воспринимать в качестве партнёрши, если она станет рыжеволосой, что обусловлено константностью перцепции.
Верующие считают Святое писание важнейшим элементом их бытия, тогда как атеист воспринимает это произведение лишь как одно из множества подобных. Подобное выборочное отношение объясняется свойством апперцепцией восприятия.
Проанализировав свойства восприятия с примерами, можно заключить, что первоначально представление формируется на основе анализа ощущений, полученных через осязание, обоняние, лицезрения. В дальнейшем все полученные данные складываются в конкретное представление об объекте, так работает восприятие, которое обеспечивается его свойствами.
Психологи убеждены, что при соответствующей жизненной энергичности процесс личностного роста может длиться всё существование человека.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Свойства восприятия в психологии с примерами
Человек воспринимает окружающий мир не хаотично, а пытаясь систематизировать отдельные явления и предметы, сформулировать о них своё представление, определить, насколько увиденное или услышанное может быть полезным или опасным, используемым для определённой цели.
Это активный процесс, при котором используются не только органы чувств, но и двигательные функции: положение рук, движение глаз, перемещение в пространстве для улучшения восприятия.
Что такое кинестетические чувства и ощущения? Узнайте об этом из нашей статьи.
Примеры восприятия
Человек может воспринимать окружающий мир практически бесконечно.
К примеру, ребёнок, который сразу после рождения находится только в определённом помещении или в кроватке, и воспринимает окружающий мир в границах кроватки, постепенно её исследуя и получая полное о ней представление.
Потом границы его обитания расширяются, увеличивается и объём получаемой информации. Человек читает книги, газеты, смотрит фильмы и телепередачи. Психологи утверждают, что при должной жизненной активности процесс самосовершенствования может продолжаться всю жизнь.
Первоначально восприятие формируется на основе определённых ощущений: осязания, обоняния, зрительных контуров предмета, его цвета. Потом всё это складывается в определённое представление о явлении и предмете, что и называется восприятием.
В психологии процесс человеческого восприятия имеет 4 уровня:
Существует и несколько категорий восприятия:
Ещё восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Например, ребёнок играет с игрушкой, имитируя движение грузовика, и делает это вполне осознанно с поставленной целью.
Непроизвольное восприятие могут вызвать удары специального молоточка под коленную чашечку на приёме у невропатолога.
Что им не является?
Отдельно ощущения человека восприятием не являются, только комплекс этих ощущений, вместе с их анализом может уже сложить в сознании индивидуума представление о предмете или вообще об окружающем.
Скажем, выйдя на улицу, человек не просто воспринимает запахи, звуки или очертания зданий. Он тут же оценивает и расстояние до того или иного дома, безопасность постройки, её величину и вообще полезность: магазин в здании будет восприниматься не так, как швейная мастерская.
Органы слуха, зрения и осязания могут использоваться в разной степени, но полученные ими ощущения должны дополнять друг друга.
Отдельные же запах, цвет, осязание чего-либо восприятием в психологии не считаются, это лишь его фрагменты.
Основные свойства
Константность
Одним из важных свойств восприятия является контрастность. Впервые, как определённое свойство восприятия, константность была рассмотрена учёными Мартиусом и Вундтом в 1889 году.
Классическим примером такого осознания окружающего может служить автомобиль какой-нибудь одной марки. Мы можем видеть его на расстоянии вытянутой руки или в нескольких десятках метров.
Чем дальше машина будет от нас находиться, тем меньшей она будет по размеру. Но только зрительно. В любом случае мы будем воспринимать это движущее средство именно такого размера, какой мы видим вблизи, то есть в реальных параметрах.
Автомобиль или стена дома белого цвета вечером или ночью будут выглядеть намного темнее, но наше восприятие цвета от этого не меняется.
Стена или автомашина для нас всё равно объективно останется белой.
Любопытно, что способность человека к константному восприятию формируется в процессе получения жизненного опыта, а не является приобретённым с рождения.
Описаны случаи, когда люди, выросшие в густом лесу, попав впервые на равнину, первоначально воспринимали удалённые предметы, как маленькие.
А люди, которые обретали зрение только после хирургической операции, пытались выпрыгнуть из окна палаты где-нибудь на пятом этаже, реально не оценивая расстояния. Им предметы внизу тоже казались просто маленькими.
Впрочем, человек быстро перестаёт допускать подобные ошибки. Если бы организм не воспринимал предметы, как постоянные по величине на разных расстояниях, изменение зрительных размеров не дало бы нам верно ориентироваться в пространстве.
Предметность
Это свойство восприятия помогает людям и большинству животных воспринимать окружающее не как хаотический набор ощущений, а как наличие определённых объектов.
Оно тоже не развито в живых существах изначально, а приходит в процессе развития ребёнка, вместе с поэтапным познанием окружающего мира.
И. М. Сеченов определил, что этот процесс активизируется во время непосредственного контакта ребёнка с каким-нибудь предметом. Без движения и вообще деятельности человека предметное восприятие мира было бы очень скудным.
Вообще в развитии предметности человеческого восприятия большую роль играет моторика:
Впрочем, и способность именно так воспринимать окружающую среду, отчасти закладываются и биологически. Это видно по поведению детёнышей животных, которые рождаются уже активными.
Например, морские свинки сразу предметно воспринимают образ матери, поилки или кормушки. А вот птенцы воробьёв или голубей имеют очень слабую ориентацию и окружающие предметы реально воспринимают только через определённое время после появления на свет.
Любопытно, что в первые дни очень слабо ориентируются и щенки собак.
Но потом предметное восприятие у них активно развивается и становится гораздо осмысленнее, чем у морских свинок.
Видимо, потому, что его им приходится постепенно приобретать, развивая не только органы чувств, но и мышление.
Целостность
Ещё одна характерная особенность нашей психики. Определённый предмет, явление или образ воспринимается, как нечто целое, а не разрозненное.
Понятнее говоря, видя нос, рот и уши на теле человека мы не воспринимаем их по отдельности, как нечто функционирующее самостоятельно.
Точно так же и дом не считается набором отдельно расположенных досок, кирпичей и пр. Здесь большое значение имеет тоже получаемый в жизни предыдущий опыт.
Например, видя стоящего к нам боком незнакомца, мы замечаем лишь одну его руку, если вторая не вытянута вперёд. Но в сознании уже сохранён образ человека, как существа с двумя руками, ушами и пр. Мы как бы дорисовываем целостный образ, его не видя.
Осмысленность
Восприятие явления и предмета неразрывно связано с мышлением человека.
Восприятие доставляет в мозг информацию, мышление обрабатывает, осмысливает его и ставит задачу, как с этой информацией поступить.
Увидев незнакомый предмет, человек сразу пытается его узнать, сравнить с чем-то, что уже известно или хотя бы похоже. То есть, в данном случае, восприятие не просто составляет как бы фотографию увиденного, оно ещё постоянно ищет выход из создавшейся ситуации, осмысливает её.
Скажем, в поисках выхода в незнакомом помещении мы натыкаемся на запертую дверь. Органы чувств сигнализируют, что прохода здесь нет, но это ещё не всё. Совместно с мышлением начинается поиск ключа, отмычки или чего-либо подобного.
Так осмысленность восприятия способно изменить состояние увиденного предмета или явления.
Структурность
Это свойство восприятия неразрывно связано с его целостностью. Часто для объективного понимания того или иного явления человеку необходимо понять его структуру. Это осознание приходит не сразу:
Апперцепция
Так называют зависимость восприятия сознанием действительности от общего психологического состояния человека и его образа жизни.
В чем это проявляется:
Активность
Как правило, активность восприятия окружающей действительности зависит от темперамента человека, его физического состояния, общительности и даже социального статуса.
Некоторым людям вполне хватает время после работы проводить дома, у телевизора, им откровенно скучно в музеях, в театре, даже в кинотеатре.
Во многом зависит активность восприятия от воспитания. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос любознательным, интеллектуально развитым, любил познавать окружающий мир, приучайте его к этому с детства.
Правда, эта активность не должна быть слепой.
Психологи рекомендуют приучать детей разделять воспринимаемое на основную фигуру (главное) и фон (второстепенные предметы), чтобы информация была структурированной.
То есть, восприятие помогает нам активно жить, приспосабливаться к внешним условиям, и процесс этот у людей обычно происходит постоянно.
Свойства восприятия
К основным свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
1. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, развивается начиная с первого года жизни. Возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента.
2. Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
3. Структурность – восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.
4. Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.
5. Апперцепция – особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.
Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производстве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски воспринимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.
6. Иллюзии восприятия – явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия.
7. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой:
— На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.
— На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.
— На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.
— На четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.
8. Активность (или избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Это явление получило название закона фигуры и фона. Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу (фигура) и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной (фон). Фигура и фон могут меняться местами.
Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисунка, который рассматриваем.
Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет выделяется из фона. Например, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предметом. Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона. Так, слово, написанное мелом на классной доске, хорошо заметно и совсем незамеченным может быть исправление в тетради ученика, сделанное учителем теми же чернилами, которыми пишет ученик.
Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схожих предметов. Например, достаточно трудно проследить по карте течение реки, если она окружена другими реками. Следовательно, для того чтобы облегчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие.
Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринимаем и отдельные его части. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой: восприятие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие.
Хорошо известно, как сильно меняется иногда восприятие предмета, если мы пропустим только одну его часть, или подметим ее неправильно, или воспримем как его часть то, что в действительности к нему не имеет никакого отношения. Во всех этих случаях мы легко можем принять предмет за то, чем он фактически не является. Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части.
Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет. Например, когда мы рассматриваем рисунок, схематически изображающий предмет, мы узнаем этот предмет. Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.
Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета.
В соответствии с индивидуальными различиями по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо. И наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его переход к целому. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей.
Однако необходимо отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от целого ряда других факторов. К их числу в первую очередь необходимо отнести предшествующий опыт и установку. Например, мы бегло читаем текст, часто пропуская ошибки и опечатки, потому что имеем достаточный опыт чтения, т. е. знаем смысл воспринимаемых слов и выделяем из целого слова буквы, выполняющие роль опознавательных признаков. Но если предложить вам найти в тексте ошибки, то вы будете внимательно всматриваться в написание слов, при этом в определенных случаях даже не будете вникать в смысл написанного. Следовательно, установка играет весьма важную роль в организации вашего восприятия.