добрый самаритянин что это значит

Добрый самаритянин — идеал нравственности

Добрый самаритянин: ироничный герой или эталон

На первый взгляд, творить добрые дела несложно. Но обычно это легко лишь до тех пор, пока для этого не нужно чем-то жертвовать. В адрес же человека, чей добрый поступок сопровождался ущемлением собственных интересов, нередко слышна ироничная фраза: «добрый самаритянин».

В эпоху, когда главными ценностями становятся высокое положение в обществе и величина банковского счёта, вышеназванное высказывание утратило свой первоначальный смысл. Употребляя его, многие забывают, что пришло оно из Библии. И за этой фразой скрывается одна из главных мыслей учения Иисуса Христа.

«Господь говорит: «Иди и твори так же, и поступай так же, как милосердный самарянин». Этот призыв мы должны сегодня услышать и претворить в деятельную любовь к Богу и ближнему» (митрополит Иларион Алфеев).

Постараемся же разобраться, кто такой самаритянин и почему он добрый.

Притча о добром самарянине

2000 лет назад к Иисусу Христу с вопросом обратился законник — человек, глубоко знающий и изучающий иудейское Священное Писание. Его интересовало, что нужно делать, чтобы наследовать вечную жизнь. В ответ Христос сослался на тот самый Закон, которому беспрекословно и педантично следовали ортодоксальные иудеи. В нем сказано:

“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:27).

Законник, привыкший тщательно исследовать мельчайшие детали Закона Моисеева, спросил, кого же считать этим ближним? В сознании евреев лишь они были богоизбранным народом и могли быть удостоены милосердия.

Для разъяснения Христос рассказал следующую притчу о добром самарянине, ставшую одной из самых известных в новозаветной проповеди.

Один человек на пути из Иерусалима в Иерихон был жестоко избит разбойниками и еле живой лежал у обочины. По дороге шёл священник, который, увидев его, прошёл мимо. Также тем местом шёл левит — служитель Иерусалимского храма. Но и он, подойдя к израненному человеку, пошёл дальше.

После этого по дороге ехал самарянин. Увидев несчастного, он перевязал его раны, возлил на них елей и вино, посадил на своего осла и привёз в гостиницу. На следующий день, уезжая, самарянин дал хозяину гостиницы два динария, чтобы тот позаботился о раненом постояльце. В случае больших затрат, он обещал вернуть недостающую сумму в следующий свой приезд (Лк.10:30-35).

Закончив притчу, Христос спросил законника, кто же из троих является ближним попавшему в руки разбойников человеку. Ответ был очевиден: тот, кто оказал ему милость, то есть самаритянин. На это Христос сказал слова, ключевые для понимания христианства: «иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37).

Кто такие самаритяне

Чтобы лучше понять смысл рассматриваемой притчи, необходимо знать, кто такой самаритянин. Почему представитель именно данного народа стал главным героем слов Христа?

В речи иудеев слово «самаритянин» имело негативный смысл и практически приравнивалось к ругательству. Правоверные иудеи, боясь оскверниться, даже не разговаривали с самаритянами, поскольку они были наполовину язычниками.

После смерти царя Соломона в начале X века до Рождества Христова в еврейском народе произошло большое разделение. Лишь два колена остались верными Единому Богу, которому молились в Иерусалимском храме. Они образовали своё Иудейское царство.

Оставшиеся десять племен, признавая истинного Бога, поклонялись также и идолам, то есть впали в язычество. Это царство со столицей в городе Самарии стало называться Израильским.

Несмотря на все милости, которые Господь оказывал царям Израильского царства, они продолжали упорствовать в идолопоклонстве. Тогда Господь допустил ассирийскому царю завоевать некогда процветающую Самарию, а всех людей забрать в плен. На Израильские земли пришли переселенцы-язычники из разных стран. Однако из пустыни стали приходить львы и нападать на людей. Так Господь выразил свой гнев на происходящее здесь беззаконное поклонение языческим богам и истуканам. Тогда ассирийский царь приказал прислать одного из уведённых в рабство священников, чтобы тот научил живущие здесь племена поклоняться Истинному Богу. Так из язычников, смешанных впоследствии с вернувшимися на эти земли остатками евреев, образовался Самарийский народ.

Они верили в Единого Бога Израиля, признавали священным Пятикнижие Моисея и ожидали прихода Мессии. Но наряду с этим продолжали чтить и своих идолов. Из-за этого, признавая их нечистыми, евреи ненавидели самаритян.

Конфликт между ними обострился после того, как народ Самарии построил себе храм на горе Гаризим. Оскорбленные иудеи не могли простить этого самаритянам. Согласно иудейскому учению, молиться Единому Богу можно лишь в Иерусалимском храме и нигде больше.

Добрый самаритянин: толкование притчи

Как и все притчи Христа, рассказ о добром самаритянине глубоко символичен. Святые Отцы, которые смогли проникнуть в глубину Евангельских слов, видят следующие образы в притче о милосердном самарянине.

Человек, попавший в руки разбойников — это Адам, а вместе с ним и все падшее человечество. Преступив Божие повеление и вкусив запретный плод, Адам вынужден был покинуть Рай (в притче — Иерусалим) и отправиться в изгнание. То есть выйти в путь в Иерихон, где его ждёт скорбь и страдание.

На выбранном человеком пути удаления от Бога и святости его постоянно встречают разбойники-бесы. Они ранят душу греховными страстями и привычками, лишают Божественной благодати, крадут возможность спасения.

Священник и левит, не оказавшие помощь раненому, это ветхозаветная Церковь. Даже полное исполнение иудейского Закона не могло полностью исцелить человеческую душу от вечной гибели.

А добрый самаритянин — это никто иной, как Сам Иисус Христос. Он сравнивает Себя в притче с язычником-самарянином, тем самым отождествляя Себя со всем грешным человечеством.

«Сам Себя изображает под видом Самарянина, по бесконечному смирению, дабы таким образом и нас научить, что и под самым презренным именем и званием мы можем сотворить великое благо/ Господь называет Себя Самарянином и из любви к грешникам» (святитель Николай (Велимирович).

Христос пришёл на землю, чтобы понести грехи мира и открыть людям вход в Царство Небесное. Он показывает пример высочайшего милосердия, когда милость оказана тому, кто кажется врагом. Христос переворачивает сознание людей, показывая образ настоящей Любви.

«Господь являет нам полноту милосердия — то, что превосходит всякое человеческое понимание. И такому милосердию должны научиться все люди» (протоиерей Александр Шаргунов).

Гостиница, в которую добрый самаритянин отвез израненного человека — это Церковь Христова, наша лечебница от греховных ран и страстей. В ней Христос, заботясь о нас, оставил хозяину гостиницы — пастырям и священникам — два динария. Эти монеты символизируют Тело и Кровь Христовы в Таинстве Причастия.

Кто мой «ближний»

Притчу о милосердном самаритянине Святые Отцы нередко называют малым Евангелием. В ней Христос раскрыл образец любви и милосердия, которые каждый из христиан должен проявлять к своим ближним. Но кто же такой тот самый ближний?

Для многих этот вопрос, который задал Христу законник, остаётся не до конца понятным. Первое, что приходит на ум — ближний — это родственник, друг, коллега… Но уж никак не сварливая соседка, злой начальник или давний обидчик.

В притче же Христа ближним стал совершенно далёкий по религиозным и жизненным убеждениям человек. Но именно он, язычник и грешник, с которым иудей не должен был даже говорить, оказал ему милость. И через этот поступок любви и милосердия стал самым близким для иудея человеком.

Митрополит Антоний Сурожский в ответ на вопрос, кто есть мой ближний, емко отвечает: «Всякий!».

Если мы хотим жить по заповедям Христа, то любой человек на нашем пути — будь то давний товарищ или случайный прохожий, верный друг или даже неприятель — должен быть для нас тем, кому мы в любую минуту готовы оказать помощь и проявить милосердие.

«Забудь себя и свое «я», поставь в средоточие жизни своей того человека, которому нужна твоя помощь, материальная ли, духов­ная ли. Поставь в средоточие жизни того, кому нужен ближний, и стань им ты» (архимандрит Иоанн Крестьянкин).

Братья и сестры

Все мы имеем один корень в Адаме и Еве, на всех нас запечатлён образ Бога. Того Бога, который «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:45).

«Всех нас, и правильных, и неправильных, грешных и тех, кто без греха, эллинов и иудеев, возлюбил до смерти Милосердный Самарянин, осмеянный, поруганный и убитый, – наш ближний, спасший нас своим Воскресением от разбойника-диавола и открывший человечеству Небесное Царство» (священник Феодор Людоговский).

Таким образом, учение Христа совершило настоящую революцию в нравственном и духовном мировосприятии людей. Ведь только христианство в отличие от всех существующих религий и философий называет «ближним» каждого. Любой человек на пути христианина — его ближний, его брат и сестра во Христе, которому он всегда готов оказать помощь и милость.

Источник

Добрый самаритянин — это притча, которая имеет особое значение?

добрый самаритянин что это значит. Смотреть фото добрый самаритянин что это значит. Смотреть картинку добрый самаритянин что это значит. Картинка про добрый самаритянин что это значит. Фото добрый самаритянин что это значит

Притча о милосердном самаритянине ставит любовь выше любой вражды. Рассказанная Иисусом, она учит нас, что не существует людей недостойных милосердия. Как правильно понимать эту притчу?

Добрый самаритянин — притча о милосердии

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что’ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что’ написано? ка’к читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

добрый самаритянин что это значит. Смотреть фото добрый самаритянин что это значит. Смотреть картинку добрый самаритянин что это значит. Картинка про добрый самаритянин что это значит. Фото добрый самаритянин что это значит

Добрый самаритянин. Источник: vidania.ru

Добрый самаритянин — этой герой притчи, рассказанной Иисусом законнику, чтобы показать правильное значение слова «ближний» для христианина.

Правмир собрал проповеди, раскрывающие глубокий смысл притчи.

„Положить жизнь” не означает умереть; речь идет о том, чтобы изо дня в день отдавать нашу заботу всем тем, кто в ней нуждается, тем, кто в печали и нуждается в утешении, тем, кто в растерянности и нуждается в укреплении и поддержке, тем, кто голоден и нуждается в пище, тем, кто обездолен и, может быть, нуждается в одежде, и тем, кто в душевном смятении и, может, нуждается в слове, которое изольется из той самой веры, которую мы черпаем здесь и которая составляет самую нашу жизнь.

Очень часто наша любовь умеет ненавидеть: «Я так люблю свою среду, скажем, что не люблю другую, я так люблю свой народ, что ненавижу другие, я так …» и так далее. Это ведь факт! Это — не та любовь, которую проповедует Христос! А та, которую Он проповедует — это раскрытие сущности человеческой, раскрытие сути души человеческой. Она всегда — радость, она всегда полна глубочайшего смысла. Так человек исполняет свою миссию на земле, свое призвание человеческое, своё достоинство — именно в любви, и только в любви! Поэтому только в любви — настоящая радость, только любовь — счастье, всегда, одно счастье, одна радость! Столько в ней света, столько в ней тепла, столько в ней смысла! Она должна быть такой, какой любил самарянин из сегодняшнего евангельского чтения — милосердной.

Любовь – это всегда память о других. Нелюбовь – это всегда память о самом себе. Оба священника очень хорошо помнили о себе и о всех тех условностях, которые окружали их бытие. Поэтому им было легко, в общем-то, безболезненно забыть про того несчастного, который в этот самый момент требовал их участия и помощи. Но разве самарянин не мог точно так же пройти мимо пострадавшего, тем более, что этот пострадавший был, мягко говоря, не очень приятен ему по целому множеству причин, ведь он был иудеем, иудеем, которые с самарянами не общались. Но ведь самарянин именно за это и получил похвалу от самого Бога, что он смог переступить через наши человеческие условности и сделать то, что от него ждал Бог – помочь живому, находящемуся на границе между жизнью и смертью, человеку.

Источник

Добрый самаритянин что это значит

добрый самаритянин что это значит. Смотреть фото добрый самаритянин что это значит. Смотреть картинку добрый самаритянин что это значит. Картинка про добрый самаритянин что это значит. Фото добрый самаритянин что это значит

Из библейских историй многим людям знакомо выражение «добрый самаритянин», вошедшее в нашу жизнь из притчи, рассказанной Иисусом своим ученикам. В ней он поведал об ограбленном путнике и человеке, спасшем его. Тот неизвестный спаситель был самаритянином. С тех пор для христианского мира эти люди стали олицетворением доброты и бескорыстия.

Общепринятое мнение

В словарях caмаритянин толкуется как человек, бескорыстно помогающий другим. В языке это выражение применяется с 17 века, причиной тому стали библейские притчи.

Путник, следуя из Иерусалима, встретился с разбойниками, которые его ограбили, избили и бросили полуживого умирать на дороге. Оказавшийся рядом священнослужитель равнодушно прошел мимо него. Так же поступил и идущий мимо левит. Третий прохожий, увидев лежащего на земле избитого разбойниками мужчину, подошел к нему. Им был добрый самаритянин. Он омыл раны пострадавшего вином и маслом, забинтовал их. Положил его на ослика, подстелив свой плащ, отвез в гостиницу. Прохожий оставил его там на попечение хозяина. Заплатил этот человек и за проживание, и за уход за больным.

В конце повествования Иисус спросил: «Кто же из троих, по-твоему, был ближним?» Священнослужитель ответил, что ближним, конечно, был третий прохожий. Иисус посоветовал ему поступать так, как поступил самapитянин.

Священник и левит относились к бедным и несчастным людям свысока, не считали их ближними. Не было в их сердцах любви к людям. А библейская христианская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с ним так, как желал бы, чтобы поступали с тобой». Описанный случай показывает, что самаритянин – это воплощение добра и любви к человеку. Он не испугался, что разбойники могут вернуться и жестоко расправиться с ним. Повел себя достойно.

Кто такие самаритяне на самом деле

Правда, что это за народность, как она появилась в Иудее, абсолютное большинство людей имеют весьма смутное представление.

На самом деле самаритяне (в некоторых источниках они именуются сaмарянами) представляют собой этно-религиозную группу с довольно длинной историей. По мнению некоторых теоретиков иудаизма, эта народность ведет начало от человека по имени Сэмэр – неиудея, ушедшего вместе с евреями из Египта. Сами они считают себя потомками еврейского колена Иосифа – одного из первых жителей Израильского царства.

Однако для большинства евреев самaритяне являются переселенцами, прибывшими в Израиль из расположенного в Месопотамии города Куты вместе с людьми, возвращавшимися из Вавилонского плена. Для них даже существует термин «кутим», что четко указывает на их принадлежность к данному городу. Появились эти люди в Палестине после 722 до н. э., когда под ударами ассирийских завоевателей пало первое Израильское царство. Тогда значительную часть коренного населения Израиля увели в так называемый вавилонский плен. Пустующие территории начали заселять иноземцы, которые со временем и дали начало новому народу.

Согласно Иосифу Флавию, этими переселенцами были хуфейцы (в современном прочтении гутии). Переселяясь из Ассирии на территорию покоренного Израиля, они компактно размещались на территории Самарии. Именно здесь находился последний центр самого первого Израильского царства, ведущего начало от царя Амврия. Осев в Самaрии и вокруг нее, переселенцы постепенно приняли иудейскую веру и некоторые местные традиции, хотя в ряде случаев сохранили свою идентичность.

Так, в частности, самаритяне называли себя единственными истинными хранителями Ветхого завета, из которого священными ими признаются лишь книга Иисуса Навина и Самаpитянское Пятикнижие. А вот Талмуд и книги Пророков ими отвергаются начисто. Подобные тонкости связаны с тем, что cамаритяне исповедуют одну из версий допрофетического иудаизма, являющегося лишь отдаленной ветвью иудаизма классического.

Однако не это является основным разногласием между иудеями и самаритянами. Спор между этими народностями возник по поводу разъяснения слов Моисея о выборе места для строительства Храма. По версии иудеев, Моисей говорил об Иерусалимской горе Мориа, но самаритяне придерживаются мнения, что он называл гору Гаризим, расположенную западнее реки Иордан поблизости от Наблуса (другое название города Шхем). Эти разночтения слов Моисея привели к длительной вражде между данными народами.

Имея свой собственный календарь, самaритяне, тем не менее, признают шабат, а также традиционные для истинных евреев обычаи приема пищи. Их ритуал умерщвления животных, идущих в пищу, идентичен еврейскому. Однако празднование Пасхи у самаритян происходит на горе Гаризим. По издавна ведущейся традиции там приносятся в жертву семеро ягнят.

История показывает, что иудейский народ был далек от единства. С древних времен имели место культурные различия между севером и югом Ханаана. Когда же из Вавилона начали приезжать и оседать в Самарии люди, обогащенные иной культурой, размежевание между коренными евреями и самaритянами достигло своей кульминации. Это вылилось в долговременную взаимную вражду, а также различное отношение к происходившим вокруг событиям.

Воспользовавшись завоеванием Иудеи Александром Македонским, самаpитяне воздвигли на горе Гризим свой храм. Однако спустя 2 столетия царь Хасмонеи разрушил его. С приходом в Иудею римлян caмаритянам была предоставлена автономия. Но за это они должны были чтить языческих богов, что категорически отвергали истинные евреи. Иудейские войны против Рима привели к резкому уменьшению в Иудее людей еврейской национальности. Это повлекло повышение процента самapитянского населения, которое от этих войн пострадало в меньшей степени. Значительные общины стали появляться в районах, ране им не принадлежащих: Кесарии, Эммаусе, Бет-Шеане и др. После распада Римской империи и подчинении израильских земель Византии cамаpитяне осуществили несколько восстаний, и даже дважды объявляли свою независимость, возводя на престол собственных царей. Однако эти выступления были подавлены.

Современные самаритяне

После неудачных восстаний численность самаритян стала постоянно уменьшаться. К началу ХХ века их количество упало до критической цифры в 146 человек. Но все же данный этнос сумел сохраниться. Чтобы эта народность полностью не растворилась среди евреев, в 1954 году в Израиле было принято решение собрать самаритян воедино. Сейчас их число составляет более 700 человек, которые компактно проживают в селении Кирьят-Луза неподалеку от Наблуса и в пригороде Тель-Авива, в квартале Неве-Пинхас города Холона. Сохранилась также и письменность самaритян. Она имеет собой близкий к финикийскому древнееврейский алфавит. Общение между людьми производится на двух языках: древнем арамейском диалекте и арабском.

Источник

Самаритянин — это человек, готовый всегда прийти на помощь ближнему

Благодаря библейским преданиям в нашу речь вошло выражение “добрый самаритянин”, о котором в одной из своих притч рассказывает Иисус. Сегодня же представителей самаритянского народа насчитывается не более 900 человек, а почти все они проживают в городе Холон, что располагается неподалёку от Тель-Авива.

У христиан всего мира самаритяне отождествляются с добрыми и бескорыстными людьми, готовыми прийти на помощь. Именно самаритянин спас Христа, как рассказывает нам Библия. Но что же мы знаем о самом народе? Как жили прежде и какой уклад жизни самаритян нашего времени?

Притча о добром самаритянине

Среди назидательных историй, поведанных Иисусом Христом простому народу, выделяется сказ о милосердном обитателе области Самарии

Один из законоучителей (т. е. толкователь иудейского закона) решил осведомиться о способах обрести вечную жизнь. Иисус ответил, что достаточно жить в любви с ближними. Ответ показался вопрошающему слишком расплывчатым, и пророк решил проиллюстрировать его случаем из жизни:

Таким образом Иисус продемонстрировал законнику необходимость помогать любому оказавшемуся в беде. И не важно, откуда он родом, какой он религии и национальности.

добрый самаритянин что это значит. Смотреть фото добрый самаритянин что это значит. Смотреть картинку добрый самаритянин что это значит. Картинка про добрый самаритянин что это значит. Фото добрый самаритянин что это значит

добрый самаритянин что это значит. Смотреть фото добрый самаритянин что это значит. Смотреть картинку добрый самаритянин что это значит. Картинка про добрый самаритянин что это значит. Фото добрый самаритянин что это значит добрый самаритянин что это значит. Смотреть фото добрый самаритянин что это значит. Смотреть картинку добрый самаритянин что это значит. Картинка про добрый самаритянин что это значит. Фото добрый самаритянин что это значит добрый самаритянин что это значит. Смотреть фото добрый самаритянин что это значит. Смотреть картинку добрый самаритянин что это значит. Картинка про добрый самаритянин что это значит. Фото добрый самаритянин что это значит добрый самаритянин что это значит. Смотреть фото добрый самаритянин что это значит. Смотреть картинку добрый самаритянин что это значит. Картинка про добрый самаритянин что это значит. Фото добрый самаритянин что это значит добрый самаритянин что это значит. Смотреть фото добрый самаритянин что это значит. Смотреть картинку добрый самаритянин что это значит. Картинка про добрый самаритянин что это значит. Фото добрый самаритянин что это значит добрый самаритянин что это значит. Смотреть фото добрый самаритянин что это значит. Смотреть картинку добрый самаритянин что это значит. Картинка про добрый самаритянин что это значит. Фото добрый самаритянин что это значит добрый самаритянин что это значит. Смотреть фото добрый самаритянин что это значит. Смотреть картинку добрый самаритянин что это значит. Картинка про добрый самаритянин что это значит. Фото добрый самаритянин что это значит

Что показал эксперимент?

Из эксперимента следует совершенно однозначный вывод: занятые и не занятые религиозными мыслями люди одинаково склонны оказывать помощь попавшим в беду. А вот спешка довольно существенно влияет на стремление оказывать помощь пострадавшим.

Значимость норм оказания помощи, подкрепленная притчей о добром самаритянине, казалось бы, должна была сильнее повлиять на поведение испытуемых. Но статистически значимого влияния не было, к удивлению самих экспериментаторов. Значит ли это, что постоянная спешка, привычная для современного общества, привела к снижению этических норм? И люди, зная, что кому-то нужна помощь, сознательно игнорируют его?

Экспериментаторы считают, что нет, так как у спешащего человека происходит некоторое замедление интерпретаций увиденного либо эмпатических реакций на ситуацию. Это так называемое «сужение когнитивной карты», описанное еще У. Толменом. То есть, испытуемые видели жертву, но вовремя не осознали, что ей нужна помощь, и не восприняли увиденную ситуацию как случай, где нужно принимать этическое решение.

Другие же испытуемые успели это осознать и оказались перед сложным выбором: помочь внезапно встреченному человеку или выполнить свой долг перед экспериментатором, который уже ждал в другом здании. Это сложный внутренний конфликт, который, однако, нельзя назвать черствостью. Экспериментаторы отмечали, что некоторые испытуемые были взволнованы из-за того, что им пришлось принять такое решение.

Кто такие самаритяне?

представляют собой малый народ численностью не более тысячи человек. Они живут на территории Израиля в мире и спокойствии с титульной нацией евреев.

Но две тысячи лет назад эти оба народа имели немало поводов для нелюбви друг к другу:

добрый самаритянин что это значит. Смотреть фото добрый самаритянин что это значит. Смотреть картинку добрый самаритянин что это значит. Картинка про добрый самаритянин что это значит. Фото добрый самаритянин что это значит

Примечания

Закон доброго самаритянина

Под этим условным названием в США известен комплекс нормативно-правовых актов, касающихся помощи пострадавшим до приезда спасателей.

Практически каждый штат имеет собственный извод закона, но все они базируются на принципах здравого смысла

Результаты эксперимента

Выяснилось, что те испытуемые, которые торопились, оказали в большинстве случаев меньшую помощь, чем те, что не спешили. Тема речи, которую должен был произнести испытуемый, не оказала значимого влияния на оказание помощи.

Количественные данные выглядят следующим образом:

Таким образом, подтвердилась вторая гипотеза: спешащий человек менее склонен оказывать помощь. Религиозные мысли не оказали значимого влияния на поведение. Те студенты, которые собирались рассуждать о притче про доброго самаритянина, не намного больше были склонны к оказанию помощи, чем те, что собирались говорить о профессии.

Третья гипотеза, основанная на типах религиозности, также не получила подтверждения: корреляции между оценками религиозности и зависимыми переменными исследования не были статистически значимыми.

Культурное восприятие

Сюжет является одним из самых популярных в мировом искусстве, особенно средневековом. Практически каждый великий художник посвятил ему одно из своих полотен:

Современная культура имеет также немало отсылок к легендарной притче Христа:

добрый самаритянин что это значит. Смотреть фото добрый самаритянин что это значит. Смотреть картинку добрый самаритянин что это значит. Картинка про добрый самаритянин что это значит. Фото добрый самаритянин что это значит

Картина Рембрандта

Рембрандт ван Рейн, один из величайших мировых живописцев, не мог обойти вниманием известный библейский сюжет. В 1633 году он явил миру полотно о любви человека к ближнему:

Спустя несколько лет Рембрандт написал еще один вариант картины.

добрый самаритянин что это значит. Смотреть фото добрый самаритянин что это значит. Смотреть картинку добрый самаритянин что это значит. Картинка про добрый самаритянин что это значит. Фото добрый самаритянин что это значит

Процедура эксперимента

Всем испытуемым, явившимся для участия в эксперименте, ассистент давал прочесть объяснение необходимости исследования, а затем выдавал задание: записать на магнитофон 3-5-минутную речь, которую нужно произнести, основываясь на предложенном тексте. Первый текст касался будущей карьеры, а второй представлял собой притчу о добром самаритянине. Испытуемый должен был сказать то, что он сам думает по поводу предложенного текста, но не пользоваться записью.

Ассистент на несколько минут оставлял студента наедине с текстом, а затем возвращался и пояснял, что, поскольку в этом здании мало места, для записи нужно будет пройти в другой корпус, и показывал дорогу. Затем вводилась переменная 2: спешка. Ассистент, взглянув на часы, говорил испытуемому, что ему лучше поторопиться, так как его уже ждут и он опаздывает.

Когда испытуемый проходил по дороге, «пострадавший» сидел у дверей дома, не двигаясь, в скрюченной позе, пару раз он кашлял и стонал. Если испытуемый останавливался и спрашивал, что случилось и не нужна ли помощь, то «пострадавший» объяснял, что страдает болезнью легких, все в порядке, у него есть таблетки и они только что были приняты. Поблагодарив студента, он отказывался от помощи. Если же испытуемый настаивал на том, чтобы помочь, то «пострадавший» позволял завести его в дом и благодарил.

Оценку помощи проводил сам «пострадавший» по шкале от 0 до 5:

0 — испытуемый вообще не заметил, что «жертва», возможно, нуждается в помощи;

1 — испытуемый заметил пострадавшего и понял, что помощь нужна, но не предложил ее;

2 — заметил, но не остановился и помог косвенным способом (например, рассказал экспериментаторам о нуждающемся в помощи);

3 — остановился и спросил, нужна ли помощь;

4 — остановился и помог зайти в дом.

5 — отказался оставить жертву (через 3-5 минут) и настоял на том, чтобы отвести ее куда-либо в другое место, например, выпить кофе или в больницу.

После происшествия студент попадал во второе здание, где ему давалось время на подготовку и запись речи без свидетелей. Затем он получал опросник о личной и социальной этике, в который входили 3 основных вопроса: а) «Когда вы в последний раз видели человека, которому, возможно, требовалась помощь?», б) «Когда вы в последний раз останавливались, чтобы помочь кому-нибудь, нуждающемуся в этом?», в) «Приходилось ли вам помогать людям, попавшим в беду? Если да, то расскажите об этом вкратце». Эти данные собирались, чтобы уточнить, действительно ли испытуемые не заметили жертву и воспринимали ли они происшествие как ситуацию, где требуется помощь.

Затем испытуемому рассказывали об истинном смысле эксперимента, объясняя причины обмана и его необходимость, обсуждали реакцию испытуемого на «жертву» и в целом на эксперимент. Авторы утверждают, что все испытуемые поняли необходимость эксперимента и никто из них не был возмущен. Вероятно, это делалось, чтобы соблюсти этичность эксперимента.

Выражение «добрый самаритянин»

Фраза стала крылатой и используется для обозначения того, кто готов пожертвовать самым последним ради абсолютно незнакомого человека

. Именно это значение отражено в названии некоторых больниц, госпиталей и благотворительных организаций.

Нередко выражение используется в переносном значении, в отношении тех, кто выставляет свою «доброту» напоказ.

Богословская наука лишена подобных одномерных толкований легендарной притчи:

Библия является фундаментом Западной цивилизации. Культура любой страны, принявшей христианство, содержит многочисленные отсылки к ближневосточному фольклору. Так, для обозначения бескорыстного человеколюбия говорят: «добрый самаритянин». Данное выражение, одинаково хорошо понимают как в Нью-Йорке, так и в Москве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *