дочка бьет маму что делать
Когда ребенок бьет маму
Что делать, если малыш ударил маму?
Я так часто в разных форматах рассказываю, что с этим делать, что обленилась и решила написать один раз подробно и давать ссылку.
Итак, речь идет о ребенке между 0,5 и 3,5 годами. В разные моменты развития и роста он начинает проверять границы дозволенного. В частности таким способом. Бьет, щипает, кусает, дергает за волосы маму, папу, бабушку. Как правило, в этом возрасте события разворачиваются в кругу семьи и еще не распространяются на других детей.
Что делать. Естественно, рецепт не универсален, но в случаях, когда речь идет о проверке границ, этого достаточно
1. Сразу после удара важно сказать ребенку, что вам больно и вы не хотите, чтобы он вас бил.
3. Если в этот момент ребенок находится у вас на руках, после второй попытки нужно спустить его с рук, опять же сопровождая словами, что вам неприятно такое обращение и на таких условиях вы общаться не будете. Таким образом, мы присоединяем к словам действия, демонстрируя при его помощи суть слов.
4. Если ребенок плачет, можно практически сразу взять его обратно на руки и пожалеть. Ведь наша задача не наказать и унизить, а объяснить. А неожиданным для ребенка спуском с рук вы действительно его расстроили.
6. Естественно, после этой попытки сразу на руки уже не берете. Но и доводить до истерики тоже не стоит. В следующий раз можно взять на руки, слегка придерживая ручки малыша.
7. Если ребенок не на руках, важно также, сопровождая действия словами, дистанцироваться. Т.е. если вы играли вместе, прекратить игру, если он подбежал и ударил — выйти из комнаты.
8. Если все это происходит в присутствии других членов семьи или друзей, важно, чтобы они либо не вмешивались в ситуацию, либо поддержали маму. В данном случае лучше пожалеть пострадавшего, полностью игнорируя обидчика. Такой пример демонстрирует ребенку, что такое поведение — не самый удачный способ привлечь внимание и, главное, что он не работает.
9. Во всех этих действиях важна последовательность. Т.е. если маму нельзя бить, значит, нельзя ни утром, ни вечером, ни на улице, ни в гостях, ни в каких других ситуациях. Как правило, для того, чтобы решить проблему хватает
Классические ошибки родителей, когда они пытаются справиться с подобным поведением
2. «Притвориться плачущим» — это спектакль. Если не трогать сам факт обмана, то еще и то, как мама что-то изображает само по себе «развлечение». Особенно в год-полтора. И есть риск, что ребенок дальше будет повторять свои действия, чтобы увидеть «спектакль».
3. То же самое, что и п. 2 касается крика, воплей боли и т.д. Если ребенок не пугается, то воспринимает происходящее как «спектакль». И, возможно, захочет его повторить.
4. Стыд. «Как тебе не стыдно» и т.д. Стыд — это социальная мерка, которая, если и эффективна в воспитательных целях, то намного позже. Для малышей это просто слово.
В начале статьи я писала, что это часто проверка границ. Естественно, в том случае, когда в семье ребенок не видит подобного обращения. Если его бьют самого, или один из родителей может поднять руку на другого, то начинать менять ситуацию стоит с себя.
Дочка бьет маму
Настя, 26 лет
Замужем, дочь
У меня дочке 2, 4 года. Меня волнует, что она ко мне проявляет агрессию. Она может проснуться с утра увидеть меня и распсиховаться, что бы я ушла. Если я ей чтото запрещаю, начинается истерика и она меня бьет. Часто на меня замахивается рукой(хотя муж на меня руку не поднимает- увидеть ей не где), редко в течении дня может позволить себя поцеловать или обнять- вырывается. Получается это сделать только перед сном. В это время всегда говорю ей, что очень ее люблю и она самая лучшая. Конечно такое поведение меня очень расстраивает.
Anastasya, здравствуйте! Давайте вместе разбираться с вашими вопросами.
Вы советовались с педиатром, который вас наблюдает, по поводу такого поведения дочки? Дочка дома воспитывается или ходит в ясли?
Вы говорите, что такая агрессивная реакция у девочки, когда вы ей что-то запрещаете. Многое ли вы ей запрещаете? Как часто она слышит от вас отказ сделать что-то или разрешить что-то сделать ей самой? Опишите, пожалуйста, пару случаев что именно вы девочке запрещаете и как именно вы это делаете, какие слова ей говорите.
Здравствуйте! Спасибо, что откликнулись!
С педиатром не говорила на эту тему, думаю воспитание не ее профиль! Да и сейчас наша участковая врач уволилась, пока только временная!
Яслей в нашем городе нет, ребенок дома!
Пример с утром я не зря привела, тоесть не только когда я ей чтото запрещаю у нее такое поведение! Но если говорить о запретах, то я бы не сказала, что их много. Примеры истерики и соответсвенно агрессии: поздно вечер все уходят с площадки, она идти домой не хочет и закатывает истерику; или она просит печенье перед обедом, а я объяснила, что дам после супа(это кстати правило, которое у нас есть всегда); или я не позволила спрыгнуть самой с очень высокого места, предлагала ее поддержать и старалась объяснить, что это опасно, будет больно. Ну тоесть ничего сверхестественного я не запрещаю. Поводы обычные бытовые, порой возникают на ровном месте. Когда можно чтото сделать самой, всегда позволяю. Сначала всегда спокойно стараюсь объяснить, хотя я холерик, но я над собой работаю. Но ребенок (как и я по натуре) заводится с пол оборота и ничего не слышит, начинает истерить и драться. Тут приходится крикнуть и дать по попе. Я не сторонник этого, но у нас реально ничего больше не работает. Это приводит ее в чувства. Мне самой потом очень неприятно от этого. Иногда игнорирую истерику, когда бьет, делаю вид, что плачу и мне больно. Иногда это срабатывает. Но потом все равно все по новой. И еще она не любит ходить рядом и за руку, постоянно убегает, не боится очень далеко от меня уйти. Я 1 раз ее чуть не потеряла, до жути испугалась и трясло пол часа потом. Как я говорила, у нее явные признаки гиперактивности, она на ровном месте постоянно падает, ударяется, 2 раза в день разбила губу сегодня и набила шишку. И так все время. И ее это совсем не учит как то координировать свои действии. В общем мне жутко сложно с собственным ребенком и меня это очень расстраивает, я чувствую чебя ужасной матерью и отстраняюсь как то от ребенка.
Еще читала одну книгу по воспитании ребенка и мне она понравилась. В ней советуют, когда ребенок истерит, обнять его и пожалеть, но мой ребенок ничего не слышит и меня к себе не подпускает. Тоесть я не могу такое попробовать на практике. Говорит: хочу тебя бить, обижать.
Многие другие советуют игнорировать, дать поплакать. Она же будет долго ходить и реветь до рвотного рефлекса. Я не могу найти подход к своей маленькой дочке, что же будет дальше. Мне уже страшно, боюсь совсем потерять взаимопонимание.
Еще уточню, что после того, как я ей объсяснила, что мне плохо и больно от ее действий, она стала извиняться, говорить, что больше так не будет. Но конечно обещание не держит и снова меня бьет. Детям на площадке сдачу давать не получается ее научить. Ее обижают даже младшие дети, она идет ко мне и плачет. Тоесть она бьет только меня, хотя контактирует много с кем. Мы общаемся часто с детьми, в гости издалека на неделю-две приезжают бабушки, дедушка. Дочь очень любит людей и общество.
Вы пишете, что дочь говорит вам «хочу тебя бить, обижать». Вы её спрашивали «почему? За что? » Как она вам это объясняет?
Как часто вам приходится шлепать её по попе? Какие ещё методы воздействия или наказания вы обычно применяете, если она шалит или не хочет что-то делать?
Вы пробовали её отвлечь на что-нибудь интересное до того, как она начнет истерику или начнет злиться? Наверняка вы уже точно знаете признаки, когда у она близка к этому. Пробовали переключить её внимание? Маленькие дети любопытные и этим можно воспользоваться, чтобы прервать нежелательное поведение.
Пробовали вы с ней поговорить об условиях? Например, «если ты перестанешь кричать, я разрешу тебе ещё 5 минут поиграть, но после этого точно мы тихо и мирно пойдем домой. Согласна? » Старайтесь её приучать, что с вами можно договориться, а не требовать что-то от вас истерикой или агрессией, получив ещё при этом по попе.
Насколько строго придерживаетесь режима? В какое время девочка спать ложится? Часто ли просыпается в плохом настроении, когда «не хочет вас видеть»? Какой у неё распорядок дня, чем её занимаете? Много ли она бегает, двигается, есть ли у неё возможность выплеснуть свою активность в течение дня или вы её ограничиваете?
Кризис третьего года жизни – это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет. Он чувствует себя большим и требует соответствующего отношения и уважения! А родители по-прежнему диктуют и командуют – что надеть, когда есть и спать, чем играть и что делать. Потому и рождается бунт: я все решаю сам! Причем завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе со взрослыми, но и с самим собой. Выделяют 7 симптомов «кризиса 3-х лет», когда у ребенка начинает формироваться самостоятельность:
Негативизм. На любое ваше предложение ребёнок старается ответить словом «нет». Вы его зовете кушать – он отвечает, нет, через полчаса он уже приходит на кухню, всем своим важным показывая, что вот сейчас он проголодался. Это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
Строптивость. Она направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Ребенок начинает баловаться, кувыркаться, когда вы смотрите телевизор или готовите ужин, или когда к вам приходят гости.
Своеволие. Стремится все делать сам. Он сам мажет бутерброд, завязывает шнурки, заправляет постель, прыгать с высокой ступеньки, нести тяжелую сумку и другие нередко небезопасные для него вещи. Это связано с первыми проявлениями взрослости ребёнка. Он начинает понимать разницу между детьми и взрослыми, и стремится к похожести на последних.
Симптом обесценивания. Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Отказывается признать свою неправоту и попросить прощения за грубость даже под угрозой лишения шоколада.
Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Безудержными рыданиями, дерзким обращением, капризностью. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Агрессор в коротких штанишках
Почему малыши бьют родителей, и как быстро и эффективно это пресечь
Ребенок вас щиплет, бьет, кусает, то есть? Проявляет физическую агрессию? Это проблема, и с ней стоит разобраться как можно быстрее! Но прежде чем приступить к разбору полетов, давайте договоримся: поведение ребенка не бывает плохим или хорошим, оставим эти категории дворовым бабушкам. Нам с вами стоит помнить, что в основе такого поведения дошкольника могут лежать проблемы, которые он испытывает. Лишь определив их, можно приступать к корректировке поведения ребенка.
Итак, что же может стать причиной того, что ребенок проявляет агрессию относительно родителя или другого близкого взрослого человека?
Эмоции «срывают крышу»
Более того, дело может быть не только в гневе – ребенок 3-4 лет не может точно дифференцировать эмоции, опознавать их, и, бывает, реагирует агрессией на скуку или разочарование. Жесткий запрет на эмоциональные действия может привести к потере ребенком базовых жизненных ориентиров, и он может так и не научиться определять, в каком душевном состоянии находится. То есть, просто запретить бить вас и все – это не выход.
Совет: Перенаправьте внимание ребенка внутрь него самого. Спросите, что он чувствует, обсудите ту или иную эмоцию и предложите другие варианты ее проявления: нарисуйте обиду, пропойте грусть, поколотите диванную подушку, прокричите свои чувства в окно или пустую банку.
По-другому – не умею!
Совет: Неожиданные щипки, укусы или тычки – яркое свидетельство, что ребенок борется за ваше внимание. Узнайте, не хочет ли он поиграть с вами сейчас, обнимите его, расскажите, как любите, поцелуйте, словом, продемонстрируйте как правильно проявлять привязанность на телесном уровне.
Как аукнется, так и откликнется
Что будет, если не демонстрировать правильное поведение? Ну, тогда ребенок будет зеркально отображать то, что видит! Если ребенку самому частенько достается на орехи, он тоже будет поднимать руку на ближнего, и от этого никуда не деться. Бить ребенка могут как родители, так и друзья. Не обязательно объектом для ответной агрессии будет тот, кто поднял на ребенка руку, тумаки вполне могут быть «переадресованы». Если вы не склонны к рукоприкладству, а ребенок продемонстрировал такое поведение, стоит разобраться, не стал ли он объектом агрессии со стороны кого-то чужого. Если это подтвердиться – опять необходимо обговорить ситуацию и эмоции, которые он пережил. И обязательно расскажите малышу, как вам больно, когда он бьет вас.
Совет: Забудьте раз и навсегда о физических наказаниях, даже если это невинные, с вашей точки зрения оплеухи или толчки. Постарайтесь найти другой вариант наказания или проявления собственных эмоций.
Дурной пример заразителен
Более того, ребенок может сам не быть объектом агрессии. Достаточно того, что он стал ее свидетелем. Еще в начале шестидесятых годов прошлого века был проведен эксперимент, вошедший в историю под названием «Эксперимент с куклой Бобо»: психологи Альберт Бандура вместе со своими коллегами Доротеей Росс и Шейлой Росс собрали мальчиков и девочек со средним уровнем агрессии и поделили на две группы. Одна из них видела, как взрослый человек проявляет агрессию по отношению к кукле, куратор второй группы вел себя более естественно. Малыши, в присутствии которых люди агрессивно вели себя, достаточно быстро начали копировать именно эту модель поведения, причем агрессия в их проявлении была более сильной, чем у образца для подражания.
В то же время выяснили, что, если агрессора отругать на глазах ребенка, то это создаст воспитательный эффект. Ребенок осознает, что так делать нельзя.
Совет: Ищите «дурной пример». Если в вашей семье все благополучно, нет проблемных семей среди друзей ребенка, то, возможно, следует ограничить просмотр фильмов и мультиков, в которых один из героев безнаказанно издевается над другими, а также не поддерживать увлечение играми, в которых для победы нужно применить агрессию. Увы, ваш ребенок слишком восприимчив к таким зрелищам!
А так – можно?
Ребенок экспериментирует. Еще недавно он был полностью зависим от вас, а теперь может сам одеться, умыться, поесть, взять игрушку или отказаться от игры… Он пытается понять, что еще окружающая среда ему позволит делать, что – нет, на какую силу воздействия согласится, а где поставит барьер. Это не значит, что он бьет вас с холодным любопытством экспериментатора, но рассердившись, малыш понимает, что у него есть выбор, и сознательно идет на экстремальное взаимодействие. Если он не встретит сопротивления, то попробует продвинуться чуть дальше, до тех пор, пока не встретит уверенное противодействие.
Кстати, ваша покладистость в данном случае не идет малышу на пользу – вседозволенность может точно так же стать причиной невроза, как и бесконечные ограничения!
Выплеснуть энергию
Иногда форму физической агрессии принимает накопившаяся энергия, причем речь не обязательно идет о гиперактивном ребенке (хотя вспоминают, в первую очередь, именно о них). Дошкольник, которому много время приходится уделять умственному развитию, пытается найти способы физической разрядки. Одно из них – желание побороться, потолкаться, попинаться, причем малыш вовсе не хочет причинить вам страдания, это побочный эффект.
Совет: Занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе – прекрасный способ переключить ребенка с агрессии на полезные физические нагрузки. Быстро организуйте соревнование «Кто больше раз присядет (отожмется, наклонится)». Кстати, вам физкультминутка тоже пойдет на пользу!
Конечно, причины детской агрессии могут лежать и совсем в иной плоскости. Главное, что нужно запомнить родителю: изменить поведение малыша можно вниманием к его переживаниям и эмоциям и четко обозначенными границами дозволенного.
Меня ударила дочь
Вопрос психологам
Спрашивает: Валерия
Категория вопроса: Дети
Здравствуйте, уважаемые психологи!
Я преподаватель Вуза, мне 50 лет. Живем с мужем. Я человек спокойный и уравновешен ный,не люблю конфликты, всегда стараюсь их погасить,очень болезненно отношусь к крикам и по отношению и к себе, и к другим, когда люди кричат друг на друга. Но почему то все чаще мои близкие люди стали на меня кричать, и вот моя дочь ударила меня в процессе скандала, который сама же и затеяла.
Сейчас она вышла на работу, со второй группой инвалидности. Недавно у нее появилась возможность забрать ребенка. Я привезла его и месяц жила у дочери, чтобы ребенок привык к ней и к обстановке. Скандалы начались почти сразу. Я плохая мать, я плохо убираюсь у нее дома, вот другие матери моют целыми днями. Я проедаю все ее деньги, я трачу электроэнергию и тп. Бесконечно. Говорила, что я приезжала к ней на операции ради галочки. Опять претензии. Спасибо сказано не было.
Мой вопрос состоит в том, что это все же, болезнь или дурной характер?
Как мне вести себя дальше? Я не хочу с ней общаться, не звоню и не пишу ей. Не могу. Я считаю, что я не заслужила такого обращения. Это недопустимо. Я не могу себе представить, чтобы я свою маму ударила. Да и вообще заставляла что-то сделать. Только просила. Дочь ко мне относятся как к уборщице и няне. Да, еще я должна ей написать диплом, она больная и сейчас с ребенком, а мне делать нечего ( я работаю).
Я обиделась наконец-то. Сколько можно. Тем более, что извинений не последовало.
Я боюсь за ребенка. А если она на него так будет кричать из-за какой-нибудь ерунды?
Помогите, пожалуйста, разобраться в этой непростой ситуации. Я страдаю. Как дочь, я не знаю.
Подросток во время ссоры кричит и бьет родителей. Что делать взрослым?
Решать конфликты с подростками бывает непросто. Особенно если во время ссоры ребенок начинает проявлять агрессию. Как быть в таких ситуациях? Разбираемся вместе с психологом Александрой Лебедевой.
Вопрос. Почему подростки в гневе могут начать кричать на родителей и бить их? Что взрослые должны делать в таких ситуациях?
Что делать родителям?
Нужно слышать и видеть своего подростка. Что это значит и как это можно сделать?
Во-первых, нужно понять, что ваш ребёнок — это не ваша точная копия, а совершенно другой, отдельный человек со своими особенностями. Это надо осознать и убрать свои ожидания относительно того, каким подросток должен быть.
Во-вторых, нужно отследить, сколько времени вы качественно проводите с ребёнком. Есть ли у вас возможность общаться с ним не на бегу по дороге на работу, а действительно быть внимательным к нему и его потребностям? Будет отлично найти совместные занятия, которые будут интересны и вам, и ему, во время которых можно поговорить по душам.
В-третьих, говорить с подростком о нем и про него: не только про уроки, школу и поел ли он, а задавать вопросы более глубокого характера. Например: «А как ты пришёл к этому решению?», «Чем тебя привлекает этот человек?», «Что ты почувствовал, когда это произошло?» И, самое главное, внимательно слушать: не критиковать, не давать непрошеных советов, а выслушать.
В-четвёртых, хвалить, холить и лелеять своего ребёнка.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).