дом пашкова кто это такой
Дом Пашкова в Москве.
Многое, связанное с этим зданием, где сегодня располагаются научные отделы Российской государственной библиотеки, покрыто флером таинственности. Хотя бы тот факт, что во всех путеводителях автором этого великолепного особняка, построенного в 1784–1786 годах, указан архитектор Василий Баженов, а никаких документальных свидетельств этому нет.
Итог споров вокруг особняка в свое время так охарактеризовал И.Э. Грабарь: «Пашков дом – одна из тех замечательных удач, которые даются не сразу и не одному мастеру, а являются результатом комбинированных творческих усилий нескольких, иногда многих мастеров. Никто не знает единственного автора Пашкова дома!» Возможно, Василия Баженова могли пригласить строить особняк в ту пору, когда великий зодчий был в опале (из-за неудачи со строительством Царицынского дворца, который забраковала императрица Екатерина), и его участие не предавалось огласке.
Да и по поводу истории самого Ваганьковского холма есть различные сведения: и что он был святым местом древних славян, и что использовался для захоронений (во дворе дома Пашкова дома сотрудники Ленинской библиотеки порой наталкивались на чьи-то древние останки), в XV веке здесь был дворец Софьи Витовтовны, жены Василия I. Потом местом заинтересовался Иван Грозный, построив неподалеку Опричный дворец. Есть мнение, что под холмом существует целая цепь галерей, ведущих в подземную древнюю Москву, где, согласно преданиям, спрятана библиотека Ивана Грозного. В петровскую эпоху на Ваганьковском холме появляется один из дворцов князя Меншикова.
А в 1783 году московский генерал-губернатор Чернышов передал участок на Ваганьковском холме и стоявший там дом в вечное и потомственное владение Петру Пашкову. Последний – фигура прелюбопытнейшая, хоть и мало изученная. Петр Егорович Пашков служил в Семеновском полку и, дослужившись до капитан-поручика, вышел в отставку. Его отец, бывший денщик Петра I, отойдя в итоге дворцовых интриг от дел, уже при Екатерине I был выслан из Москвы и стал сначала воронежским вице-губернатором, потом астраханским губернатором, но реально губерниями не управлял. Хотя и сколотил большое состояние, которое и оставил своему сыну. Петр капитал многократно увеличил, став винным откупщиком. Его называли «первый российский водочный король». Вот этот «король» и возвел один из самых роскошных в Москве дворцов с парком, фонтанами, скульптурами и павлинами.
Правда, через какое-то время Петр Пашков запутался в долгах (вызванных махинациями вокруг поставок водки) и передал свой особняк вместе с долгами двоюродному брату Александру Ильичу Пашкову. Новый хозяин быстро поправил дела выгодной женитьбой на наследнице медных рудников и нескольких уральских заводов. По прихоти жены Александр Ильич построил рядом на Моховой новый «дом Пашкова» – усадьбу для балов и театральных представлений, которую ныне занимает Аудиторный корпус Московского университета, а ее флигель – университетская церковь.
В 1812 году во время страшного московского пожара дом сильно пострадал, а главное, сгорел архив Пашкова (где, в частности, содержались сведения о строительстве здания). Восстанавливал дом уже Осип Бове и другие архитекторы.
Значительную часть средств, хотя здание было частным, выделила на его восстановление казна, так как дом был уже лицом столицы. Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России». В 1839 году городская казна приобрела дом у обедневших наследников Пашкова. В нем разместили сначала Дворянский институт, а затем городскую гимназию.
В мае 1862 года в Доме Пашкова обосновались Московский публичный и Румянцевский музеумы. В основу их легли собрание Московского университета, переехавшая из Санкт-Петербурга коллекция и библиотека графа Николая Румянцева. Московский публичный и Румянцевский музеи включали в себя, кроме библиотеки, отделения рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, отделения изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое, минералогическое.
Императорская семья преподнесла в дар музею часть своих личных библиотек, произведения декоративно-прикладного искусства и живописи, в том числе и картину «Явление Христа народу» Александра Иванова.
В 1870 году тогдашний директор музеев Василий Дашков, обеспокоенный плачевным состоянием здания музея, сообщал министру народного просвещения, что выделенных денег не хватает и он «вынужден был по недостатку каких-либо денежных средств обратиться к частному содействию в лице купца А. Захарова». На деньги мецената отремонтировали фасады Пашкова дома и построили казармы для служителей, помещения для канцелярии и квартиры смотрителя музеев. В 1925–1927 годах реставрацию Пашкова дома проводили несколько архитекторов, в том числе и Алексей Щусев.
В 30-е годы в связи с расширением Моховой улицы снесли ограду и вырубили сад, а Виталий Долганов (автор смотровой площадки на Воробьевых горах) соорудил монументальную лестницу, спускающуюся к Моховой. Вместо герба Пашкова, украшавшего здание, появились серп и молот. Внутренняя планировка из-за многочисленных ремонтов менялась еще радикальнее.
В 1986 году чуть не случилась катастрофа: в результате строительства станции метро «Боровицкая» осел фундамент и треснули перекрытия. Реставрация, начавшаяся практически сразу, затянулась и остановилась в середине 90-х из-за отсутствия финансирования. Дом оказался на грани разрушения. Только в 2003 году были наконец найдены средства, и четыре года спустя Российская государственная библиотека получила символический ключ от Дома Пашкова. Сегодня в Доме Пашкова работает три библиотечных отдела: научно-исследовательский отдел рукописей, отдел нотных изданий и звукозаписей, отдел картографии. А в парадном зале (культурно-выставочный центр) регулярно проходят международные конференции, вернисажи, презентации книг, церемонии вручения литературных премий.
Считается, что с бельведера этого здания, которое было когда-то одним из самых высоких домов центра Москвы, герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и Азазелло смотрели на город и прощались с ним, перед тем, как покинуть его навсегда.
Дом Пашкова или Тайны, легенды и загадки Ваганьковского холма
Ваганьковский холм, кроме всего прочего, является одним из самых загадочных мест Москвы. Считается, что под ним находится множество подземных ходов и сооружений удивительной «Подземной Москвы», так щекочущих воображение. Здесь исследователи «поместили» самый главный вход в Подземную Москву, здесь возможно, находились казематы хранившие казну московских великих князей, именно где-то здесь воображение искателей видит одно из наиболее вероятных мест, где сокрыта библиотека Ивана Грозного, его застенки для пыток, подземелья Опричного Двора. и много чего другого.
Великий князь Московский Василий I с супругой Софьей Витовтовной
Еще в 1508 г. на Старом Ваганькове был построен храм Благовещения Божией Матери, с пределом святителя Николая, по имени которого именуется он и сейчас. В 1514 г. он был возобновлен. В 1719 г., совершенно обветшавший, он был вновь отстроен с новыми приделами преподобного Сергия и Сорока Мучеников.
04.
Во времена Ивана Грозного здесь располагался Опричный двор. Перед началом его строительства жители села-дворцовые служащие были переведены на новое место за Земляным городом, в район Пресни, где образовали поселение Новое Ваганьково, память о котором сохранилось в названии Ваганьковского кладбища.
На этом же месте, после Опричного двора располагалась стрелецкая слобода. Стрельцы воздвигли напротив Боровицких ворот Кремля храм Николая Чудотворца, известный как «Никола Стрелецкий». Впервые он был упомянут в 1623 году, а к 1657 году был перестроен в камне.
В петровскую эпоху на Ваганьковском холме появляется один из дворцов князя Меньшикова, скорее всего, перестроенный из хором думного дьяка Автонома Иванова, прежде стоявших на этом месте. Известно, что дом Меньшикова был очень большим и построен был в «голландском» стиле. После падения Меньшикова дом был подарен юным царем Петром Алексеевичем царевне Прасковье Ивановне, племяннице Петра I.
По легенде в 1784 году на стройку царицынского ансамбля приехал масон Пашков и предложил Баженову построить на Ваганьковском холме дом в стиле кремлевского дворца. Баженов дал тайное согласие, и уже на следующий год императрица запретила ему строить в Москве. Под страхом смерти опальный архитектор возвел красивейший дом прямо напротив Кремля. Говорили, что официально Пашков дом строил Матвей Казаков. Так он спасал опального архитектора. Говорят так же, что именно из-за обиды на Екатерину Баженов повернул дом спиной к Кремлю.
Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала. Был полностью уничтожен бельведер и утрачена скульптурная группа с гербом Пашковых. Восстановленная в 1815-1818 годах, она приобрела черты московского послепожарного классицизма. Историки архитектуры полагают, что восстановлением занимался Осип Бове. Конструкция бельведера и боковых продольных галерей была изменена, благодаря чему здание приобрело более тяжёлый вид. К сожалению, скульптурная группа восстановлена не была.
. Когда в 1818 году в Москву приехал прусский король Фридрих Вильгельм III с сыновьями, его повели на бельведер Пашкова дома. Пораженный увиденным, они преклонили колено, а Фридрих трижды поклонился Москве и со слезами воскликнул: «Вот она наша спасительница». Эта сцена запечатлена на картине Н.С.Матвеева «Король прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства». В память об этом событии в ограде дома вмуровали небольшую корону, а балкон стали называть балконом трех императоров.
12.
В 1930-е годы была уничтожена ограда сада, подчёркивавшая стремление здания ввысь от холма, из-за чего его восприятие зрителем значительно изменилось. Чуть позже, в 1934 году, со стороны Моховой улицы к Дому Пашкова пристроили монументальную лестницу, спроектированную архитектором Виталием Долгановым, а на главном фасаде здания, где раньше размещался герб Пашкова, разместили серп и молот. В 1980 году серп и молот с фасада всё-таки сняли.
14.
Легенды, тайны и загадки Ваганьковского холма
В середине 1980-х директор Библиотеки Ленина очень хотел найти легендарную библиотеку Ивана Грозного. Собственно, сейчас описано около 60 точек в Москве и в других русских городах, где, по мнению энтузиастов, может находиться тайник с драгоценными книгами. Решили произвести раскопки в усадебной церкви Николая Чудотворца. Археологи обнаружили основание церкви XVI века, но никаких следов хранения древней библиотеки найдено не было.
18.
Вид фасада Дома Пашкова со двора усадьбы
«Колодец» (на фото выше) расположен слева, за зданием с покатой зеленой крышей.
Относительно недавно под Домом Пашкова был обнаружен так называемый «черный ящик», который сначала приняли за остаток древней стены метра полтора толщиной. Объединение «ФРОМ» обследовало «ящик» и специалисты пришли к выводу, что он делится на отсеки, предназначенные, видимо, для хранения ценностей. Правда, никаких кладов в этих тайниках не обнаружили.
22.
Мастер и Маргарита
Давняя городская легенда гласит, что на вершине Пашкова Дома в Вальпургиеву ночь собирается всякая нечисть.
По всей видимости Михаил Булгаков и решил использовать это известное ему обстоятельство относительно Дома Пашкова, чтобы «раскрасить» финал своего романа. Кроме того, Мастер не случайно устроил сцену с Воландом и Азазелло на крыше Пашкова дома у его бельведера.
23.
В начале романа, на Патриарших, он представляется литераторам специалистом, приехавшим разобрать рукописи чернокнижника Герберта, хранящиеся в Государственной библиотеке. По легенде Герберт Аврилакский, будущий папа Сильвестр II выиграл папство в кости с самим дьяволом. Он был большим специалистом по черной магии и умирая попросил разрубить тело на части, чтобы оно не досталось дьяволу. А, возможно, дьявол сам разорвал его.
24.
«. На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.
25.
Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг. Оба находящихся на террасе глядели, как в окнах, повернутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце. Глаз Воланда горел так же, как одно из таких окон, хотя Воланд был спиною к закату. «.
«. Сейчас придет гроза, последняя гроза, она довершит все, что нужно довершить, и мы тронемся в путь.
26.
Воланд и Левий Матвей
Здание состоит из центрального корпуса и двух боковых флигелей, при этом имеет П-образную форму, благодаря чему был достигнут уникальный эффект: фасад здания, выходящий на Моховую, имеет более протяжённый и дворцовый вид, а дворовый фасад выглядит более компактно, уютно и по-усадебному. С обеих сторон здание украшено колонными портиками, а наверху выстроен цилиндрический бельведер. Балюстрада кровли украшена вазами. Фасад здания украшают скульптуры и горельефы собачьих голов.
Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма.
30.
31.
В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с, так называемыми, диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.
37.
В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер, (в своих деталях нарисованный с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными канонами). По сторонам четырёхколонного портика расположены статуи Флоры и Цереры, поставленные на базы колонн.
46.
47.
48.
А теперь, давайте, просто, осмотрим Дом Пашкова, его удивительные архитектурные детали.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
Вид на Дом Пашкова со стороны Воздвиженки.
62.
63.
64.
65.
Дом Пашкова в Москве
Загадки дома Пашкова
Многое, связанное с этим зданием, где сегодня располагаются научные отделы Российской государственной библиотеки, покрыто флером таинственности. Хотя бы тот факт, что во всех путеводителях автором этого великолепного особняка, построенного в 1784–1786 годах, указан архитектор Василий Баженов, а никаких документальных свидетельств этому нет. Не зря именно на крышу Пашкова дома отправил Булгаков своего Воланда.
Итог споров вокруг особняка в свое время так охарактеризовал И.Э. Грабарь: «Пашков дом — одна из тех замечательных удач, которые даются не сразу и не одному мастеру, а являются результатом комбинированных творческих усилий нескольких, иногда многих мастеров… Никто не знает единственного автора Пашкова дома!» Возможно, Василия Баженова могли пригласить строить особняк в ту пору, когда великий зодчий был в опале (из-за неудачи со строительством Царицынского дворца, который забраковала императрица Екатерина), и его участие не предавалось огласке.
Да и по поводу истории самого Ваганьковского холма есть различные сведения: и что он был святым местом древних славян, и что использовался для захоронений (во дворе дома Пашкова дома сотрудники Ленинской библиотеки порой наталкивались на чьи-то древние останки), в XV веке здесь был дворец Софьи Витовтовны, жены Василия I. Потом местом заинтересовался Иван Грозный, построив неподалеку Опричный дворец. Есть мнение, что под холмом существует целая цепь галерей, ведущих в подземную древнюю Москву, где, согласно преданиям, спрятана библиотека Ивана Грозного. В петровскую эпоху на Ваганьковском холме появляется один из дворцов князя Меншикова.
А в 1783 году московский генерал-губернатор Чернышов передал участок на Ваганьковском холме и стоявший там дом в вечное и потомственное владение Петру Пашкову. Последний — фигура прелюбопытнейшая, хоть и мало изученная. Петр Егорович Пашков служил в Семеновском полку и, дослужившись до капитан-поручика, вышел в отставку. Его отец, бывший денщик Петра I, отойдя в итоге дворцовых интриг от дел, уже при Екатерине I был выслан из Москвы и стал сначала воронежским вице-губернатором, потом астраханским губернатором, но реально губерниями не управлял. Хотя и сколотил большое состояние, которое и оставил своему сыну. Петр капитал многократно увеличил, став винным откупщиком. Его называли «первый российский водочный король». Вот этот «король» и возвел один из самых роскошных в Москве дворцов с парком, фонтанами, скульптурами и павлинами.
Правда, через какое-то время Петр Пашков запутался в долгах (вызванных махинациями вокруг поставок водки) и передал свой особняк вместе с долгами двоюродному брату Александру Ильичу Пашкову. Новый хозяин быстро поправил дела выгодной женитьбой на наследнице медных рудников и нескольких уральских заводов. По прихоти жены Александр Ильич построил рядом на Моховой новый «дом Пашкова» — усадьбу для балов и театральных представлений, которую ныне занимает Аудиторный корпус Московского университета, а ее флигель — университетская церковь.
В 1812 году во время страшного московского пожара дом сильно пострадал, а главное, сгорел архив Пашкова (где, в частности, содержались сведения о строительстве здания). Восстанавливал дом уже Осип Бове и другие архитекторы.
Значительную часть средств, хотя здание было частным, выделила на его восстановление казна, так как дом был уже лицом столицы. Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России». В 1839 году городская казна приобрела дом у обедневших наследников Пашкова. В нем разместили сначала Дворянский институт, а затем городскую гимназию.
Московский публичный и Румянцевский музеи
В мае 1862 года в Доме Пашкова обосновались Московский публичный и Румянцевский музеумы. В основу их легли собрание Московского университета, переехавшая из Санкт-Петербурга коллекция и библиотека графа Николая Румянцева. Московский публичный и Румянцевский музеи включали в себя, кроме библиотеки, отделения рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, отделения изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое, минералогическое.
Императорская семья преподнесла в дар музею часть своих личных библиотек, произведения декоративно-прикладного искусства и живописи, в том числе и картину «Явление Христа народу» Александра Иванова.
В 1870 году тогдашний директор музеев Василий Дашков, обеспокоенный плачевным состоянием здания музея, сообщал министру народного просвещения, что выделенных денег не хватает и он «вынужден был по недостатку каких-либо денежных средств обратиться к частному содействию в лице купца А. Захарова». На деньги мецената отремонтировали фасады Пашкова дома и построили казармы для служителей, помещения для канцелярии и квартиры смотрителя музеев. В 1925–1927 годах реставрацию Пашкова дома проводили несколько архитекторов, в том числе и Алексей Щусев.
Пашков дом в советское время
В 30-е годы в связи с расширением Моховой улицы снесли ограду и вырубили сад, а Виталий Долганов (автор смотровой площадки на Воробьевых горах) соорудил монументальную лестницу, спускающуюся к Моховой. Вместо герба Пашкова, украшавшего здание, появились серп и молот. Внутренняя планировка из-за многочисленных ремонтов менялась еще радикальнее.
В 1986 году чуть не случилась катастрофа: в результате строительства станции метро «Боровицкая» осел фундамент и треснули перекрытия. Реставрация, начавшаяся практически сразу, затянулась и остановилась в середине 90-х из-за отсутствия финансирования. Дом оказался на грани разрушения. Только в 2003 году были наконец найдены средства, и четыре года спустя Российская государственная библиотека получила символический ключ от Дома Пашкова. Сегодня в Доме Пашкова работает три библиотечных отдела: научно-исследовательский отдел рукописей, отдел нотных изданий и звукозаписей, отдел картографии. А в парадном зале (культурно-выставочный центр) регулярно проходят международные конференции, вернисажи, презентации книг, церемонии вручения литературных премий.