дом причта что это такое

Для чего нужен дом причта

Строительство храмов в современных условиях осуществляется в составе комплексов, которые включают в себя дом причта, имеющий кроме прочего, просветительское и хозяйственное назначение.

Храм – это не только стены, это люди. А они приходят сюда не только помолиться. «Вера без дел мертва», – сообщает в своем Соборном послании святой апостол Иаков (Иак. 2, 20). И слова его давно стали девизом для православных христиан. Жизнь прихода без приходской жизни пуста, как та смоковница, что не дала плода, когда Иисус Христос захотел утолить Свой голод.

главы Иоанна Предтечи

Дела милосердия, воспитание детей, работа с молодежью, просвещение – все это требует не только духовных устремлений, но и просто помещений, где смогут разместиться дети, чтобы изучать Закон Божий, петь в хоре, участвовать в различных кружках, где молодежь сможет собраться, чтобы обсудить свои проблемы и научиться жить настоящей жизнью, которая открывает путь к реализации Богом данных талантов, а не к прожиганию своего здоровья и душевных сил в праздности и унынии. Где можно проводить лекции и встречи с интересными людьми, смотреть кинофильмы на духовные темы и, наконец, помогать нуждающимся.

Ранее для этих целей на Руси строили при храмах дома причта, где помимо жилья для служащих Церкви размещались помещения для воскресной школы, благотворительных учреждений и даже паломнических гостиниц. Некоторые из этих построек сохранились до наших дней и продолжают служить людям сегодня.

Так, в доме причта на Большой Никитской улице (д. 20/1, стр. 1) ныне воскресная школа и трапезная храма Вознесения Господня (Малое Вознесение). А на Пятницкой улице (д. 4/2, стр. 9) сохранился небольшой трехэтажный дом XIX века – дом причта храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором. В советское время здесь располагались страшные коммуналки, а в начале 90-х годов в одной из них был открыт культовый клуб «Третий путь», действующий до сих пор. А в доме причта церкви Феодора Стратилата, что в Архангельском переулке, построенном в 1827 году, вместе с церковными работниками жили служащие Почтамта.

Современные храмы тоже строят с домами причта. Вот пример того, как видят храмовый комплекс XXI века нынешние архитекторы.

Источник

Дом причта

Кроме того, в доме причта могут размещаться помещения для канцелярии, ризницы, воскресной школы, паломнической гостиницы, трапезной и других благотворительных учреждений.

В городах России сохранилось значительное число домов причта, построенных, преимущественно, в XVIII—XIX веках. Так в Москве 32 здания домов причта отнесены к объектам культурного наследия и ещё 20 — к выявленным объектам культурного наследия.

После принятия в 1918 году Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, дома причта, наряду с другим имуществом церковных организаций, были объявлены народным достоянием. Они использовались для размещения различных учреждений и коммунального заселения. С другой стороны, некоторые дома причта избежали участи многих церквей, разрушенных в советское время. Зачастую дом причта остаётся единственным зданием из комплекса снесенного храма. Таков, например, дом причта армянской Крестовоздвиженской церкви в Москве, построенный архитектором Ю. Фельтеном.

В настоящее время дома причта строятся в комплексах приходских храмов и православных миссий. Свод правил по проектированию и строительству «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31-103-99 предусматривает понятия «Церковно-причтовый дом» (крещальня, трапезная, просфорня и др.) и «жилой дом причта».

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Параеккли́сия, парекле́сия, парэккли́сий, парэклеси́я, парекле́сий (греч. παρεκκλήσιον от греч. πᾰρᾰ- — приставка со значением: «рядоположности, смежности» + греч. ἐκκλησία — «церковь ») — в византийской архитектуре вспомогательная часовня, которая пристраивалась к храму. В русской традиции именуется приделом.

Это статья посвящена истории строительства Храм Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в санатории Карачарово (Тверская область).

Храм в католицизме — католическое религиозное сооружение, предназначенное для совершения общественного богослужения, имеющее алтарь, престол, купол.

Источник

Дом причта

В словаре С.И. Ожегова и других источниках читаем:

Причт (-а), муж. род ‑ служители и певчие в православной церкви (первоначально ‑ исключая священника ). Явился со всем причтом ( в переносном значении : со всем своим окружением; разговорная форма, шутл.).

Другими словами, причт ‑ штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, певчие, чтецы и т.д.) при православной церкви.

Произошло от причёт (причтённый) путём выпадения одной гласной. Прилагательное – причтовый.

Так вот, с давних времён неподалёку от храмов располагались дома, в которых и проживал причт, отдыхал, ежедневно отправлялся на службу.

Этот дом причта принадлежал в нашем городе церкви во имя Казанской иконы Божией матери.

До 1704 года Казанская церковь была монастырской и имела своё подворье. За всю свою нелёгкую историю она много раз уничтожалась пожаром, но всегда отстраивалась снова и снова. После пожара 1712 года церковь выгорела дотла, как и большая часть Саратова. Вскоре она была возведена на том же самом месте, но уже из камня, и обращена в приходскую.

Пожары часто тревожили Саратов. Так, спустя столетие, после очередного пожара здание церкви сильно пострадало, и за восстановление храма взялся купец Рыбакин. На углу подворья купец получил разрешение построить часовню и торговые лавки. В Петербурге проект «по неблаговидности фасада» был признан неудовлетворительным и выполнен в столице заново архитектором Д.Е. Ефимовым. Новый проект «на постройку каменной часовни с лавками при церкви во имя Казанской Божьей Матери» был утверждён 13 мая 1848 года.

В 1866 году через Глебучев овраг возводилась дамба. Для её устройства использовалась земля с ближайших улиц и дворовых мест. Земля, вероятно, была насыпной, оставшейся от бывшего крепостного вала. После выполнения земляных работ около часовни с лавками под здание подвели новый фундамент, построили второй этаж и устроили в нём жилые комнаты для причта Казанской церкви.

К 1914 году Казанская церковь была полностью восстановлена, но уже в 1930-е годы снесена. В настоящее время на её месте находится жилое здание, однако практически целиком сохранилось одно здание церковного ансамбля – дом причта Казанской церкви. (Теперь это многоквартирный жилой дом).

Здесь, кстати, заказчики и изготовители таблички допустили опечатку: дефис в названии не нужен.

Источник

Причт

Причт – штат свя­щен­но­слу­жи­те­лей (свя­щен­ники и диа­коны) и цер­ков­но­слу­жи­те­лей (поно­мари, пса­лом­щики, дьячки, чтецы и т. д.) одного при­хода (храма).
Состав зави­сит от числа при­хо­жан и утвер­жда­ется архи­ереем.

Эти­мо­ло­гия поня­тия

Причт (также Причет), от цр.-слав. прич­та­тися, соприч­та­тися – «сово­ку­питься», «соче­таться», «быть вместе», «при­со­еди­нится», «быть сопри­част­ным», то есть быть «при­част­ным» / «при­чис­лен­ным» к при­ходу. Аль­тер­на­тив­ная, но менее попу­ляр­ная и не бес­спор­ная точка зрения на про­ис­хож­де­ние поня­тия – связь с суще­стви­тель­ным «при­чи­таніе», отсы­ла­ю­щая к заупо­кой­ным бого­слу­же­ниям и роли певчих и свя­щен­но­слу­жи­те­лей в них. Здесь, правда, нужно заме­тить, что слово «при­чи­та­ние» может иметь зна­че­нием не только «жалоб­ные стихи по покой­ни­кам», но и «при­со­еди­не­ние». Поня­тие «причт» встре­ча­ется только в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и на данный момент имеет два вари­анта упо­треб­ле­ния. Первый вари­ант – слово «причт» обо­зна­чает группу лиц, кото­рые выпол­няют бого­слу­жеб­ные обя­зан­но­сти и иную работу при опре­де­лен­ном при­ходе. В широ­ком смысле слова вклю­чает как мирян (ста­ро­ста, сторож и пр.), цер­ков­но­слу­жи­те­лей (чтецов, поно­ма­рей, певчих), так и свя­щен­но­слу­жи­те­лей при­хода (свя­щен­ни­ков, диа­ко­нов). В узком смысле слова поня­тие огра­ни­чи­ва­ется лишь миря­нами и цер­ков­но­слу­жи­те­лями. Член причта назы­ва­ется «при­чет­ник». В таком виде поня­тие «причт» довольно часто можно встре­тить в совре­мен­ной цер­ков­ной и свет­ской пуб­ли­ци­стике, а также исто­ри­че­ских источ­ни­ках. Второй вари­ант упо­треб­ле­ния – причт как духо­вен­ство и цер­ков­но­слу­жи­тели (кон­крет­нее пса­лом­щики, то есть певчие и чтецы/пономари) храма. Данный вари­ант изло­жен в совре­мен­ном Уставе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Причт и клир: раз­ница и сход­ство поня­тий

Несмотря на то, что поня­тие «причт» в широ­ком смысле и «клир» пере­се­ка­ются, тем не менее, они озна­чают разные вещи. Поня­тие «клир» (греч. κλήρος «жребий») озна­чает духо­вен­ство (свя­щен­но­слу­жи­те­лей и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, но нередко под духо­вен­ством под­ра­зу­ме­ва­ются только свя­щен­но­слу­жи­тели) как особую общ­ность, в состав кото­рой не входят миряне. Поня­тие «причт» исто­ри­че­ски вклю­чало в себя мирян, сослу­жа­щих свя­щен­но­слу­жи­те­лям – певчих, поно­ма­рей и пр. Причт, состо­я­щий из свя­щен­но­слу­жи­те­лей (свя­щен­ни­ков, диа­ко­нов) и «при­чет­ни­ков» (пса­лом­щи­ков, посвя­щен­ных через хиро­те­сию или нет) близок по зна­че­нию поня­тию «клир» (поня­тию «духо­вен­ство», осмыс­ли­ва­е­мому широко). Иными сло­вами, в причт входят не только миряне-при­чет­ники, но и свя­щен­но­слу­жи­тели. Совре­мен­ный Устав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви опре­де­ляет «причт» как духо­вен­ство храма (свя­щен­ство и пса­лом­щика), отож­деств­ляя «клир» и «причт». До 1917 года поня­тие «клирик» (член клира) иногда упо­треб­ля­лось и в отно­ше­нии «при­чет­ни­ков», членов «причта» и тем самым упо­мя­ну­тое выше отож­деств­ле­ние имеет исто­ри­че­ские корни.

Причт до рево­лю­ции 1917 года

В сред­не­ве­ко­вой Руси при­чет­ни­ком являлся чело­век, не имев­ший хиро­то­нии (не свя­щен­ник), имев­ший или не имев­ший хиро­те­сии во чтеца или ипо­ди­а­кона, иными сло­вами, испол­няв­ший обя­зан­но­сти цер­ков­но­слу­жи­теля (то есть «при­чтён­ный к клиру»). При­чет­ни­ков также назы­вали «дья­ками», в отли­чие от диа­ко­нов, то есть свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

С тече­нием вре­мени поня­тие «причта» / «при­чет­ника» изме­ни­лось. Так, энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гауза и Ефрона в 1898 году опи­сы­вал причт сле­ду­ю­щим обра­зом: «…состав лиц, слу­жа­щих при какой-либо одной церкви, как свя­щен­но­слу­жи­те­лей (свя­щен­ник и дьякон), так и цер­ков­но­слу­жи­те­лей (пса­лом­щики и др.)»1. В неко­то­рых слу­чаях, чтец, пса­лом­щик, алтар­ник или певчий не явля­лись «при­чет­ни­ками», то есть зачис­лен­ными в штат храма, по сути, выпол­няя свои обя­зан­но­сти на доб­ро­воль­ных нача­лах. Статья из упо­мя­ну­того сло­варя отра­жает состо­я­ние причта как явле­ния цер­ков­ной жизни в Рос­сий­ской импе­рии. Причт при при­ходе обра­зо­вы­вался согласно штату при­хода, кото­рый в свою оче­редь опре­де­лялся пра­вя­щим архи­ереем и кон­си­сто­рией, при доста­точ­ном коли­че­стве средств для содер­жа­ния этого штата и согласно тре­бо­ва­ниям при­хо­жан и свя­щен­ства. Архи­ерей в пись­мен­ной форме обра­щался к Свя­тей­шему пра­ви­тель­ству­ю­щему Синоду для вне­се­ния изме­не­ний в состав штата того или иного при­хода. Бюджет для содер­жа­ния причта фор­ми­ро­вался на основе четы­рех источ­ни­ков: 1. Тре­бо­ис­пол­не­ния («тре­бо­ис­прав­ле­ния») для при­хо­жан; 2. Земель­ной цер­ков­ной соб­ствен­но­сти; 3. Поме­ще­ний в цер­ков­ных домах; 4. Жало­ва­нья. Я. И. Ива­нов­ский в работе «Обо­зре­ние цер­ковно-граж­дан­ских уза­ко­не­ний по духов­ному ведом­ству (при­ме­ни­тельно к уставу духов­ных кон­си­сто­рий и своду зако­нов)» в 1893 году ука­зы­вал на то, что жало­ва­нье для членов причта отсут­ство­вало во многих епар­хиях Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церкви, также не пола­га­лось жало­ва­нье членам причта сто­лич­ных при­хо­дов.

Причт в совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Совре­мен­ный Устав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви опре­де­ляет причт при­хода в сле­ду­ю­щем составе: «свя­щен­ник, диакон и пса­лом­щик». Также в Уставе изла­га­ется обя­за­тель­ное тре­бо­ва­ние к причту: «…причт должен состо­ять не менее чем из двух лиц – свя­щен­ника и пса­лом­щика». При этом не уточ­ня­ется, в чем кон­кретно состоят обя­зан­но­сти пса­лом­щика (и диа­кона), но ука­зы­ва­ется, что данная долж­ность может быть заме­нена лицом в свя­щен­ном сане, таким обра­зом, весь причт при­хода совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви может в своем мини­маль­ном вопло­ще­нии состо­ять из двух пред­ста­ви­те­лей свя­щен­ства вне зави­си­мо­сти от их сана (епи­скопа, пре­сви­тера). Устав РПЦ опре­де­ляет сле­ду­ю­щие права и обя­зан­но­сти состава причта: «Члены причта могут быть пере­ме­ща­емы и уволь­ня­емы со своих мест в соот­вет­ствии с цер­ков­ной целе­со­об­раз­но­стью волей пра­вя­щего архи­ерея, по лич­ному про­ше­нию, или в соот­вет­ствии с реше­нием цер­ков­ного суда. Члены причта не могут поки­дать приход без раз­ре­ше­ния на то епар­хи­аль­ной цер­ков­ной власти. Пред­ста­ви­тель причта одного при­хода имеет право при­нять уча­стие в бого­слу­же­нии дру­гого при­хода лишь с бла­го­сло­ве­ния пра­вя­щего архи­ерея и при нали­чии доку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих его кано­ни­че­скую пра­во­спо­соб­ность. Руко­вод­ство при­чтом осу­ществ­ляет насто­я­тель при­хода. Содер­жа­ние причта входит в обя­зан­но­сти при­хо­жан» (через реше­ния при­ход­ского собра­ния)2.

Дом причта

С поня­тием «причта» тесно свя­зано поня­тие о «доме причта» («при­что­вый дом», «при­ход­ской дом», «цер­ков­ный дом»). Дом причта пред­став­ляет собой жилое и/или нежи­лое здание на хра­мо­вой тер­ри­то­рии, пред­на­зна­чен­ное для слу­жеб­ного про­жи­ва­ния членов причта и их семей, а также хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти. Как пра­вило, в доме причта могут рас­по­ла­гаться поме­ще­ния, пред­на­зна­чен­ные для под­го­товки бого­слу­же­ния – риз­ница (для хра­не­ния бого­слу­жеб­ных обла­че­ний и утвари), тра­пез­ная, просфорня, поме­ще­ния вос­крес­ной школы и пр. Свод правил «Здания, соору­же­ния и ком­плексы пра­во­слав­ных храмов» СП 31–103-99, раз­ра­бо­тан­ный 27 декабря 1999 года архи­тек­турно-худо­же­ствен­ным про­ектно-рестав­ра­ци­он­ным цен­тром Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата (АХЦ «Арх­храм») преду­смат­ри­вает обя­за­тель­ное нали­чие «цер­ковно-при­что­вого дома» на хра­мо­вых тер­ри­то­риях сел, в рай­он­ных, муни­ци­паль­ных и област­ных цен­трах в каче­стве основ­ного вспо­мо­га­тель­ного стро­е­ния.

При­ме­ча­ния:

1 Причт // Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гауза и Ефрона. Т. XXV (1898). С. 289–290.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *