дом притча что это значит
Для чего нужен дом причта
Строительство храмов в современных условиях осуществляется в составе комплексов, которые включают в себя дом причта, имеющий кроме прочего, просветительское и хозяйственное назначение.
Храм – это не только стены, это люди. А они приходят сюда не только помолиться. «Вера без дел мертва», – сообщает в своем Соборном послании святой апостол Иаков (Иак. 2, 20). И слова его давно стали девизом для православных христиан. Жизнь прихода без приходской жизни пуста, как та смоковница, что не дала плода, когда Иисус Христос захотел утолить Свой голод.
главы Иоанна Предтечи
Дела милосердия, воспитание детей, работа с молодежью, просвещение – все это требует не только духовных устремлений, но и просто помещений, где смогут разместиться дети, чтобы изучать Закон Божий, петь в хоре, участвовать в различных кружках, где молодежь сможет собраться, чтобы обсудить свои проблемы и научиться жить настоящей жизнью, которая открывает путь к реализации Богом данных талантов, а не к прожиганию своего здоровья и душевных сил в праздности и унынии. Где можно проводить лекции и встречи с интересными людьми, смотреть кинофильмы на духовные темы и, наконец, помогать нуждающимся.
Ранее для этих целей на Руси строили при храмах дома причта, где помимо жилья для служащих Церкви размещались помещения для воскресной школы, благотворительных учреждений и даже паломнических гостиниц. Некоторые из этих построек сохранились до наших дней и продолжают служить людям сегодня.
Так, в доме причта на Большой Никитской улице (д. 20/1, стр. 1) ныне воскресная школа и трапезная храма Вознесения Господня (Малое Вознесение). А на Пятницкой улице (д. 4/2, стр. 9) сохранился небольшой трехэтажный дом XIX века – дом причта храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором. В советское время здесь располагались страшные коммуналки, а в начале 90-х годов в одной из них был открыт культовый клуб «Третий путь», действующий до сих пор. А в доме причта церкви Феодора Стратилата, что в Архангельском переулке, построенном в 1827 году, вместе с церковными работниками жили служащие Почтамта.
Современные храмы тоже строят с домами причта. Вот пример того, как видят храмовый комплекс XXI века нынешние архитекторы.
Дом причта
Кроме того, в доме причта могут размещаться помещения для канцелярии, ризницы, воскресной школы, паломнической гостиницы, трапезной и других благотворительных учреждений.
В городах России сохранилось значительное число домов причта, построенных, преимущественно, в XVIII—XIX веках. Так в Москве 32 здания домов причта отнесены к объектам культурного наследия и ещё 20 — к выявленным объектам культурного наследия.
После принятия в 1918 году Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, дома причта, наряду с другим имуществом церковных организаций, были объявлены народным достоянием. Они использовались для размещения различных учреждений и коммунального заселения. С другой стороны, некоторые дома причта избежали участи многих церквей, разрушенных в советское время. Зачастую дом причта остаётся единственным зданием из комплекса снесенного храма. Таков, например, дом причта армянской Крестовоздвиженской церкви в Москве, построенный архитектором Ю. Фельтеном.
В настоящее время дома причта строятся в комплексах приходских храмов и православных миссий. Свод правил по проектированию и строительству «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31-103-99 предусматривает понятия «Церковно-причтовый дом» (крещальня, трапезная, просфорня и др.) и «жилой дом причта».
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Параеккли́сия, парекле́сия, парэккли́сий, парэклеси́я, парекле́сий (греч. παρεκκλήσιον от греч. πᾰρᾰ- — приставка со значением: «рядоположности, смежности» + греч. ἐκκλησία — «церковь ») — в византийской архитектуре вспомогательная часовня, которая пристраивалась к храму. В русской традиции именуется приделом.
Это статья посвящена истории строительства Храм Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в санатории Карачарово (Тверская область).
Храм в католицизме — католическое религиозное сооружение, предназначенное для совершения общественного богослужения, имеющее алтарь, престол, купол.
Домовая церковь: что это такое и чем она отличается от обычного храма?
,
при́чтовый дом
,
приходско́й дом
,
церко́вный дом
— жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского единения, открытости, доверия, взаимной поддержки, бескорыстия и глубокого терпения.
Кроме того, в доме причта
могут размещаться помещения для канцелярии, ризницы, воскресной школы, паломнической гостиницы, трапезной и других благотворительных учреждений[1].
В городах России сохранилось значительное число домов причта
, построенных, преимущественно, в XVIII—XIX веках. Так в Москве 32 здания домов причта отнесены к объектам культурного наследия и ещё 20 — к выявленным объектам культурного наследия[2].
После принятия в 1918 году Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, дома причта, наряду с другим имуществом церковных организаций, были объявлены народным достоянием. Они использовались для размещения различных учреждений и коммунального заселения. С другой стороны, некоторые дома причта
избежали участи многих церквей, разрушенных в советское время. Зачастую дом причта остаётся единственным зданием из комплекса снесенного храма. Таков, например, дом причта армянской Крестовоздвиженской церкви в Москве, построенный архитектором Ю. Фельтеном.
В настоящее время дома причта
строятся в комплексах приходских храмов и православных миссий. Свод правил по проектированию и строительству «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31-103-99 предусматривает понятия «Церковно-причтовый дом» (крещальня, трапезная, просфорня и др.) и «жилой дом причта».
Причтовый дом в стиле «классицизм»
Часто слова «храм» и «приход» используются как синонимы, но между ними есть разница, и большая. Храм — просто здание, а приход — это община, люди, которые приходят в храм. Жизнь прихода отнюдь не сводится только к богослужению. Литургия, Евхаристия — это действительно сердце прихода. Понятно, что сердце — самый главный орган, без него жить нельзя. Но ведь организм не сводится только к сердечной деятельности, нужны и другие органы. Если священник не проповедует — значит, у общины нет языка, если не помогает ближним — значит, у нее нет рук, если нет обучения основам веры — значит, отсутствует голова… Церковный приход должен жить, как единый организм. И очень важно чтобы при храме были помещения, где могла бы развиваться полноценная приходская жизнь.
Именно с такой задачей в «Азбуку Строительства» обратился настоятель одного из храмов Ленинградской области. Требовалось продумать концепцию приходского дома, где мог бы жить настоятель храма со своей семьей, где люди могли бы собираться после богослужений, где можно было бы развивать образование, проводить социальные и просветительские мероприятия, принимать паломников и нуждающихся в помощи. А также где располагались бы технические и инженерные помещения, обеспечивающие нормальную эксплуатацию храма и приходского дома. Сложность как раз и заключалась в такой многозадачности. Но несмотря на это, удалось и зонировать внутреннее пространство и одновременно обеспечить необходимые функциональные связи помещений.
Участок под строительство находится на берегу живописного озера в окружении старинного парка. Красота природы, сложный рельеф и воздвигнутый на возвышении храм, вдохновили на создание нестандартного планировочного решения. Состоящее из двух «крыльев», трехэтажное здание располагается на перепаде высот (в среднем он составляет около четырех метров) и как бы обхватывает холм. За счет этого самый нижний этаж совершенно не заметен, и со стороны храма здание выглядит двухэтажным.
Кто входит в причт
Это священнослужители – священники и дьяконы. Также церковнослужители, входящие в причт храма, – иподиаконы, псаломщики, пономари, чтецы. Алтарников также можно причислить к причту – это мужчины, которые помогают в проведении богослужения. Они ответственны за порядок и чистоту алтаря, хранят и подготавливают облачения. Непосредственный руководитель причта – настоятель храма.
По определению Устава Русской Православной Церкви, причт – это священник, диакон и псаломщик. Епархиальное начальство, по ситуации, может добавить кого-то в этот список или уменьшить его. Но священник и псаломщик должны оставаться обязательно. Обязанности псаломщика может исполнять другой священник.
Цокольный этаж
Цокольный этаж полностью отдан под помещения технического и хозяйственного назначения: кухня, постирочная, гладильная, водомерный узел, котельная, электрощитовая, различные кладовые и мастерские. В эти помещения предусмотрен отдельный служебный вход на западном фасаде. А для удобства обслуживания есть внутренняя лестничная клетка, ведущая на верхние этажи. Благодаря рельефу, из помещений, ориентированных в сторону озера, можно будет выйти непосредственно на участок, где будет разбит сад и огород. Например, будет очень удобно отнести в кухню собранный урожай и пользоваться кладовой для садового и уборочного инвентаря.
Отрывок, характеризующий Дом причта
Парадный вход и первый этаж
Парадный вход, со стороны храма, ведет в центральный холл-вестибюль первого этажа. Рядом располагается стойка дежурного администратора и вместительный гардероб. Прямо из вестибюля можно пройти в просторную светлую трапезную (для причта и прихожан). Благодаря ориентации больших окон на южную сторону, открывается прекрасный вид на озеро. При создании проекта, возникла даже идея организовать выход на открытую террасу, на которой будет летнее кафе для паломников. Восточнее большой трапезной находится помещение поменьше — трапезная для священнослужителей. Также рядом помещения для персонала: доготовочная и служебный санузел. Под доготовочной и трапезной в цокольном этаже как раз размещаются помещения кухни, поэтому есть возможность установить подъемник, чтобы не носить приготовленную еду по лестнице.
Большинство комнат первого этажа отданы под кабинеты для приходской школы, где дети смогут обучаться изобразительному искусству, чтению, богословию, философии. А также есть зал с раздевалками для гимнастических занятий и танцев, кабинет для преподавателей и санузлы (раздельные для учащихся и учителей). На втором этаже восточное крыло здания занимают гостевые комнаты, рабочий кабинет-библиотека настоятеля, кабинет для приема прихожан. В центральной части располагается большой светлый зал для проведения конференций, праздников и концертов.
Сколько зарабатывают причетники
Церковь в России отделена от государства, поэтому люди, входящие в причт, – это работники, не имеющие никаких социальных гарантий и льгот. Обеспечение причта деньгами и необходимыми вещами возлагается на прихожан храма. Прихожанами считаются те, кто исповедует православную веру, а также регулярно посещает храм, исповедуется, причащается, участвует в жизни прихода. Православные, в отличие от католиков, не обязаны жертвовать церкви десятину от своих доходов. Доходы, получаемые церковью, – средства от продажи свечей, утвари, поминальных записок и других треб, а также добровольные пожертвования. Соответственно, зарплату работников церквей, особенно маленьких, трудно назвать высокой.
Второй этаж
В западном крыле на втором этаже размещена квартира для проживания семьи настоятеля храма. Так как это приватная зона, то и попасть в нее можно через отдельный вход на первом этаже, находящийся в стороне от центрального входа. Лестница, ведущая в квартиру, также изолирована от общественных помещений. Сама квартира состоит из двух половин: гостевой и спальной. В гостевой части находятся прихожая, небольшой санузел, гостиная и объединенная кухня-столовая, где удобно собраться за столом всей большой семьей. В спальной части — четыре спальни (три из который детские) и два санузла: взрослый и детский. Самая просторная спальня для настоятеля. Из нее предусмотрен выход на балкон. Это было пожелание заказчика, чтобы был обзор на храм, главные въездные ворота и близлежащую территорию.
Архитектурный облик приходского дома задумывался, как спокойное и гармоничное дополнение к зданию самого храма, построенного в начале 19 века в стиле классицизм. Поэтому и вновь возводимому зданию присущи черты этого стиля: простота, симметрия, сдержанный декор в виде карнизов, обрамлений проемов и небольшого портика на главном входе. Цветовое решение фасадов аналогично фасадам храма: сочетание светло-бежевого цвета с белой отделкой декоративных элементов; скатная кровля серого или зеленоватого цвета. Главным приоритетом было создание единого архитектурного ансамбля, органично вписывающегося в окружающую природу.
Крещальни
Крещальни, предназначенные для крещения детей и взрослых, могут быть расположены в отдельных зданиях, пристроены или встроены в здания храмов и церковно-причтовых домов.
В состав помещений крещален входят: собственно крещальня, подсобное помещение, раздевалки для взрослых крещаемых, помещение ожидания и для переодевания младенцев, туалетная. В крещальных храмах при крещальне устраивается алтарь. Ввиду того, что алтарь в крещальном храме не имеет литургического значения, он может быть минимального размера. Площади помещений крещален в зависимости от их вместимости определяются заданием на проектирование. Высоту помещений крещален от пола до потолка следует принимать не менее 3 м.
В крещальнях для взрослых крещаемых по возможности должна устраиваться стационарная купель с подводкой горячей и холодной воды и спуском освященной воды в дренажный колодец, расположенный на храмовой территории. Однако может быть предусмотрена и переносная купель. Температура горячей воды, поступающей к смесителям приборов купели, не должна превышать 60
°С.
Размер купели для взрослых должен быть не менее 1 × 1 м при глубине не менее 0,7 м для обеспечения полного погружения.
Над уровнем пола крещальни борта стационарной купели должны подниматься на высоту 0,6 — 0,9 м с обеспечением уровня воды на высоте от уровня пола 0,3 — 0,6 м.
Они могут выполняться из кирпича или бетона и быть облицованы мрамором, керамической плиткой или другим материалом, допускающим влажную уборку. Ванна купели может быть выполнена из нержавеющей стали или пластика.
Для подъема и спуска в купель предусматриваются ступени с поручнем. Над купелью может устраиваться сень в виде шатрового или купольного покрытия на столбах, выполненная из дерева, камня или металла.
Помещения крещален должны быть оборудованы переносными купелями для крещения младенцев диаметром 0,6 — 0,9 м, столами для переодевания грудных детей шириной 0,9 м и кипятильниками.
Для установки купели для крещения младенцев следует предусматривать свободное место перед стационарной купелью с круговым обходом вокруг купели для крещения младенцев шириной не менее 0,7 м.
Полы в крещальнях рекомендуется выполнять из влагостойких материалов: мрамора, керамической плитки, а также с устройством подогрева.
Церковно-причтовые дома и другие сооружения
Церковно-причтовые дома, предназначенные для служебно-бытовых целей, включают следующие основные группы помещений: входная, административная, трапезная, отдыха, подсобная. Кроме того, в зависимости от особенностей архитектурного решения храмового комплекса, а также учебной, благотворительной и хозяйственной деятельности прихода, в состав церковно-причтовых домов могут входить группы помещений крещальни, образовательного и благотворительного назначения, гостиницы, художественных мастерских и др.
Церковно-причтовые дома могут быть как отдельно стоящими, так и сблокированными с другими зданиями вспомогательного назначения, входящими в состав храмового комплекса, в том числе с воскресными школами, богадельнями и др. Их следует проектировать, как правило, не более четырех этажей. Высоты этажей следует принимать в соответствии со СНиП 2.08.02-89*. Высоту этажа, где размещается крещальня, рекомендуется принимать не менее 3,0 м.
Состав помещений церковно-причтовых домов, численность церковного причта, обслуживающего и технического персонала и посетителей, на которое рассчитываются площади помещений и количество санитарно-технического оборудования, устанавливаются заданием на проектирование.
При проектировании церковно-причтовых домов следует предусматривать объединение отдельных помещений по функциональным группам, исходя из требований организации приходской жизни храма с учетом санитарно-гигиенических и противопожарных требований.
Следует избегать планировочных решений с неблагоприятным соседством (например, кухни трапезной с прачечной и т.д.).
Пример планировочного решения церковно-причтового дома, включающего основные помещения, приведен на рис. 67.
Домовые церкви: какие бывают?
Если кто-то скажет, что домовая церковь каким-то образом «хуже» обычных храмов, то это неправда. Все храмы равны, в каждом служится Святая Литургия.
Другое дело, что как правило, домовые храмы бывают небольшими и менее роскошны по архитектурным формам или убранству (хотя, бывают и исключения). Но это всё — человеческие обстоятельства, которые ни на глубину духовной жизни, ни на суть Таинств никак не влияют. Святые и первые христиане, порой, причащались в обычных пещерах.
Причт
Причт – штат священнослужителей (священники и диаконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т. д.) одного прихода (храма).
Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем.
Этимология понятия
Причт (также Причет), от цр.-слав. причтатися, сопричтатися – «совокупиться», «сочетаться», «быть вместе», «присоединится», «быть сопричастным», то есть быть «причастным» / «причисленным» к приходу. Альтернативная, но менее популярная и не бесспорная точка зрения на происхождение понятия – связь с существительным «причитаніе», отсылающая к заупокойным богослужениям и роли певчих и священнослужителей в них. Здесь, правда, нужно заметить, что слово «причитание» может иметь значением не только «жалобные стихи по покойникам», но и «присоединение». Понятие «причт» встречается только в Русской Православной Церкви и на данный момент имеет два варианта употребления. Первый вариант – слово «причт» обозначает группу лиц, которые выполняют богослужебные обязанности и иную работу при определенном приходе. В широком смысле слова включает как мирян (староста, сторож и пр.), церковнослужителей (чтецов, пономарей, певчих), так и священнослужителей прихода (священников, диаконов). В узком смысле слова понятие ограничивается лишь мирянами и церковнослужителями. Член причта называется «причетник». В таком виде понятие «причт» довольно часто можно встретить в современной церковной и светской публицистике, а также исторических источниках. Второй вариант употребления – причт как духовенство и церковнослужители (конкретнее псаломщики, то есть певчие и чтецы/пономари) храма. Данный вариант изложен в современном Уставе Русской Православной Церкви.
Причт и клир: разница и сходство понятий
Несмотря на то, что понятие «причт» в широком смысле и «клир» пересекаются, тем не менее, они означают разные вещи. Понятие «клир» (греч. κλήρος «жребий») означает духовенство (священнослужителей и церковнослужителей, но нередко под духовенством подразумеваются только священнослужители) как особую общность, в состав которой не входят миряне. Понятие «причт» исторически включало в себя мирян, сослужащих священнослужителям – певчих, пономарей и пр. Причт, состоящий из священнослужителей (священников, диаконов) и «причетников» (псаломщиков, посвященных через хиротесию или нет) близок по значению понятию «клир» (понятию «духовенство», осмысливаемому широко). Иными словами, в причт входят не только миряне-причетники, но и священнослужители. Современный Устав Русской Православной Церкви определяет «причт» как духовенство храма (священство и псаломщика), отождествляя «клир» и «причт». До 1917 года понятие «клирик» (член клира) иногда употреблялось и в отношении «причетников», членов «причта» и тем самым упомянутое выше отождествление имеет исторические корни.
Причт до революции 1917 года
В средневековой Руси причетником являлся человек, не имевший хиротонии (не священник), имевший или не имевший хиротесии во чтеца или иподиакона, иными словами, исполнявший обязанности церковнослужителя (то есть «причтённый к клиру»). Причетников также называли «дьяками», в отличие от диаконов, то есть священнослужителей.
С течением времени понятие «причта» / «причетника» изменилось. Так, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 1898 году описывал причт следующим образом: «…состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви, как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.)»1. В некоторых случаях, чтец, псаломщик, алтарник или певчий не являлись «причетниками», то есть зачисленными в штат храма, по сути, выполняя свои обязанности на добровольных началах. Статья из упомянутого словаря отражает состояние причта как явления церковной жизни в Российской империи. Причт при приходе образовывался согласно штату прихода, который в свою очередь определялся правящим архиереем и консисторией, при достаточном количестве средств для содержания этого штата и согласно требованиям прихожан и священства. Архиерей в письменной форме обращался к Святейшему правительствующему Синоду для внесения изменений в состав штата того или иного прихода. Бюджет для содержания причта формировался на основе четырех источников: 1. Требоисполнения («требоисправления») для прихожан; 2. Земельной церковной собственности; 3. Помещений в церковных домах; 4. Жалованья. Я. И. Ивановский в работе «Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству (применительно к уставу духовных консисторий и своду законов)» в 1893 году указывал на то, что жалованье для членов причта отсутствовало во многих епархиях Российской Православной Церкви, также не полагалось жалованье членам причта столичных приходов.
Причт в современной Русской Православной Церкви
Современный Устав Русской Православной Церкви определяет причт прихода в следующем составе: «священник, диакон и псаломщик». Также в Уставе излагается обязательное требование к причту: «…причт должен состоять не менее чем из двух лиц – священника и псаломщика». При этом не уточняется, в чем конкретно состоят обязанности псаломщика (и диакона), но указывается, что данная должность может быть заменена лицом в священном сане, таким образом, весь причт прихода современной Русской Православной Церкви может в своем минимальном воплощении состоять из двух представителей священства вне зависимости от их сана (епископа, пресвитера). Устав РПЦ определяет следующие права и обязанности состава причта: «Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы со своих мест в соответствии с церковной целесообразностью волей правящего архиерея, по личному прошению, или в соответствии с решением церковного суда. Члены причта не могут покидать приход без разрешения на то епархиальной церковной власти. Представитель причта одного прихода имеет право принять участие в богослужении другого прихода лишь с благословения правящего архиерея и при наличии документов, подтверждающих его каноническую правоспособность. Руководство причтом осуществляет настоятель прихода. Содержание причта входит в обязанности прихожан» (через решения приходского собрания)2.
Дом причта
С понятием «причта» тесно связано понятие о «доме причта» («причтовый дом», «приходской дом», «церковный дом»). Дом причта представляет собой жилое и/или нежилое здание на храмовой территории, предназначенное для служебного проживания членов причта и их семей, а также хозяйственной деятельности. Как правило, в доме причта могут располагаться помещения, предназначенные для подготовки богослужения – ризница (для хранения богослужебных облачений и утвари), трапезная, просфорня, помещения воскресной школы и пр. Свод правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31–103-99, разработанный 27 декабря 1999 года архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата (АХЦ «Арххрам») предусматривает обязательное наличие «церковно-причтового дома» на храмовых территориях сел, в районных, муниципальных и областных центрах в качестве основного вспомогательного строения.
Примечания:
1 Причт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXV (1898). С. 289–290.