дом притча что это значит

Для чего нужен дом причта

Строительство храмов в современных условиях осуществляется в составе комплексов, которые включают в себя дом причта, имеющий кроме прочего, просветительское и хозяйственное назначение.

Храм – это не только стены, это люди. А они приходят сюда не только помолиться. «Вера без дел мертва», – сообщает в своем Соборном послании святой апостол Иаков (Иак. 2, 20). И слова его давно стали девизом для православных христиан. Жизнь прихода без приходской жизни пуста, как та смоковница, что не дала плода, когда Иисус Христос захотел утолить Свой голод.

главы Иоанна Предтечи

Дела милосердия, воспитание детей, работа с молодежью, просвещение – все это требует не только духовных устремлений, но и просто помещений, где смогут разместиться дети, чтобы изучать Закон Божий, петь в хоре, участвовать в различных кружках, где молодежь сможет собраться, чтобы обсудить свои проблемы и научиться жить настоящей жизнью, которая открывает путь к реализации Богом данных талантов, а не к прожиганию своего здоровья и душевных сил в праздности и унынии. Где можно проводить лекции и встречи с интересными людьми, смотреть кинофильмы на духовные темы и, наконец, помогать нуждающимся.

Ранее для этих целей на Руси строили при храмах дома причта, где помимо жилья для служащих Церкви размещались помещения для воскресной школы, благотворительных учреждений и даже паломнических гостиниц. Некоторые из этих построек сохранились до наших дней и продолжают служить людям сегодня.

Так, в доме причта на Большой Никитской улице (д. 20/1, стр. 1) ныне воскресная школа и трапезная храма Вознесения Господня (Малое Вознесение). А на Пятницкой улице (д. 4/2, стр. 9) сохранился небольшой трехэтажный дом XIX века – дом причта храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором. В советское время здесь располагались страшные коммуналки, а в начале 90-х годов в одной из них был открыт культовый клуб «Третий путь», действующий до сих пор. А в доме причта церкви Феодора Стратилата, что в Архангельском переулке, построенном в 1827 году, вместе с церковными работниками жили служащие Почтамта.

Современные храмы тоже строят с домами причта. Вот пример того, как видят храмовый комплекс XXI века нынешние архитекторы.

Источник

Дом причта

Кроме того, в доме причта могут размещаться помещения для канцелярии, ризницы, воскресной школы, паломнической гостиницы, трапезной и других благотворительных учреждений.

В городах России сохранилось значительное число домов причта, построенных, преимущественно, в XVIII—XIX веках. Так в Москве 32 здания домов причта отнесены к объектам культурного наследия и ещё 20 — к выявленным объектам культурного наследия.

После принятия в 1918 году Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, дома причта, наряду с другим имуществом церковных организаций, были объявлены народным достоянием. Они использовались для размещения различных учреждений и коммунального заселения. С другой стороны, некоторые дома причта избежали участи многих церквей, разрушенных в советское время. Зачастую дом причта остаётся единственным зданием из комплекса снесенного храма. Таков, например, дом причта армянской Крестовоздвиженской церкви в Москве, построенный архитектором Ю. Фельтеном.

В настоящее время дома причта строятся в комплексах приходских храмов и православных миссий. Свод правил по проектированию и строительству «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31-103-99 предусматривает понятия «Церковно-причтовый дом» (крещальня, трапезная, просфорня и др.) и «жилой дом причта».

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Параеккли́сия, парекле́сия, парэккли́сий, парэклеси́я, парекле́сий (греч. παρεκκλήσιον от греч. πᾰρᾰ- — приставка со значением: «рядоположности, смежности» + греч. ἐκκλησία — «церковь ») — в византийской архитектуре вспомогательная часовня, которая пристраивалась к храму. В русской традиции именуется приделом.

Это статья посвящена истории строительства Храм Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в санатории Карачарово (Тверская область).

Храм в католицизме — католическое религиозное сооружение, предназначенное для совершения общественного богослужения, имеющее алтарь, престол, купол.

Источник

Домовая церковь: что это такое и чем она отличается от обычного храма?

,
при́чтовый дом
,
приходско́й дом
,
церко́вный дом
— жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского единения, открытости, доверия, взаимной поддержки, бескорыстия и глубокого терпения.

Кроме того, в доме причта

могут размещаться помещения для канцелярии, ризницы, воскресной школы, паломнической гостиницы, трапезной и других благотворительных учреждений[1].

В городах России сохранилось значительное число домов причта

, построенных, преимущественно, в XVIII—XIX веках. Так в Москве 32 здания домов причта отнесены к объектам культурного наследия и ещё 20 — к выявленным объектам культурного наследия[2].

После принятия в 1918 году Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, дома причта, наряду с другим имуществом церковных организаций, были объявлены народным достоянием. Они использовались для размещения различных учреждений и коммунального заселения. С другой стороны, некоторые дома причта

избежали участи многих церквей, разрушенных в советское время. Зачастую дом причта остаётся единственным зданием из комплекса снесенного храма. Таков, например, дом причта армянской Крестовоздвиженской церкви в Москве, построенный архитектором Ю. Фельтеном.

В настоящее время дома причта

строятся в комплексах приходских храмов и православных миссий. Свод правил по проектированию и строительству «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31-103-99 предусматривает понятия «Церковно-причтовый дом» (крещальня, трапезная, просфорня и др.) и «жилой дом причта».

Причтовый дом в стиле «классицизм»

Часто слова «храм» и «приход» используются как синонимы, но между ними есть разница, и большая. Храм — просто здание, а приход — это община, люди, которые приходят в храм. Жизнь прихода отнюдь не сводится только к богослужению. Литургия, Евхаристия — это действительно сердце прихода. Понятно, что сердце — самый главный орган, без него жить нельзя. Но ведь организм не сводится только к сердечной деятельности, нужны и другие органы. Если священник не проповедует — значит, у общины нет языка, если не помогает ближним — значит, у нее нет рук, если нет обучения основам веры — значит, отсутствует голова… Церковный приход должен жить, как единый организм. И очень важно чтобы при храме были помещения, где могла бы развиваться полноценная приходская жизнь.
Именно с такой задачей в «Азбуку Строительства» обратился настоятель одного из храмов Ленинградской области. Требовалось продумать концепцию приходского дома, где мог бы жить настоятель храма со своей семьей, где люди могли бы собираться после богослужений, где можно было бы развивать образование, проводить социальные и просветительские мероприятия, принимать паломников и нуждающихся в помощи. А также где располагались бы технические и инженерные помещения, обеспечивающие нормальную эксплуатацию храма и приходского дома. Сложность как раз и заключалась в такой многозадачности. Но несмотря на это, удалось и зонировать внутреннее пространство и одновременно обеспечить необходимые функциональные связи помещений.

Участок под строительство находится на берегу живописного озера в окружении старинного парка. Красота природы, сложный рельеф и воздвигнутый на возвышении храм, вдохновили на создание нестандартного планировочного решения. Состоящее из двух «крыльев», трехэтажное здание располагается на перепаде высот (в среднем он составляет около четырех метров) и как бы обхватывает холм. За счет этого самый нижний этаж совершенно не заметен, и со стороны храма здание выглядит двухэтажным.

Кто входит в причт

Это священнослужители – священники и дьяконы. Также церковнослужители, входящие в причт храма, – иподиаконы, псаломщики, пономари, чтецы. Алтарников также можно причислить к причту – это мужчины, которые помогают в проведении богослужения. Они ответственны за порядок и чистоту алтаря, хранят и подготавливают облачения. Непосредственный руководитель причта – настоятель храма.

дом притча что это значит. Смотреть фото дом притча что это значит. Смотреть картинку дом притча что это значит. Картинка про дом притча что это значит. Фото дом притча что это значит

По определению Устава Русской Православной Церкви, причт – это священник, диакон и псаломщик. Епархиальное начальство, по ситуации, может добавить кого-то в этот список или уменьшить его. Но священник и псаломщик должны оставаться обязательно. Обязанности псаломщика может исполнять другой священник.

Цокольный этаж

Цокольный этаж полностью отдан под помещения технического и хозяйственного назначения: кухня, постирочная, гладильная, водомерный узел, котельная, электрощитовая, различные кладовые и мастерские. В эти помещения предусмотрен отдельный служебный вход на западном фасаде. А для удобства обслуживания есть внутренняя лестничная клетка, ведущая на верхние этажи. Благодаря рельефу, из помещений, ориентированных в сторону озера, можно будет выйти непосредственно на участок, где будет разбит сад и огород. Например, будет очень удобно отнести в кухню собранный урожай и пользоваться кладовой для садового и уборочного инвентаря.

Отрывок, характеризующий Дом причта

Парадный вход и первый этаж

Парадный вход, со стороны храма, ведет в центральный холл-вестибюль первого этажа. Рядом располагается стойка дежурного администратора и вместительный гардероб. Прямо из вестибюля можно пройти в просторную светлую трапезную (для причта и прихожан). Благодаря ориентации больших окон на южную сторону, открывается прекрасный вид на озеро. При создании проекта, возникла даже идея организовать выход на открытую террасу, на которой будет летнее кафе для паломников. Восточнее большой трапезной находится помещение поменьше — трапезная для священнослужителей. Также рядом помещения для персонала: доготовочная и служебный санузел. Под доготовочной и трапезной в цокольном этаже как раз размещаются помещения кухни, поэтому есть возможность установить подъемник, чтобы не носить приготовленную еду по лестнице.

Большинство комнат первого этажа отданы под кабинеты для приходской школы, где дети смогут обучаться изобразительному искусству, чтению, богословию, философии. А также есть зал с раздевалками для гимнастических занятий и танцев, кабинет для преподавателей и санузлы (раздельные для учащихся и учителей). На втором этаже восточное крыло здания занимают гостевые комнаты, рабочий кабинет-библиотека настоятеля, кабинет для приема прихожан. В центральной части располагается большой светлый зал для проведения конференций, праздников и концертов.

Сколько зарабатывают причетники

Церковь в России отделена от государства, поэтому люди, входящие в причт, – это работники, не имеющие никаких социальных гарантий и льгот. Обеспечение причта деньгами и необходимыми вещами возлагается на прихожан храма. Прихожанами считаются те, кто исповедует православную веру, а также регулярно посещает храм, исповедуется, причащается, участвует в жизни прихода. Православные, в отличие от католиков, не обязаны жертвовать церкви десятину от своих доходов. Доходы, получаемые церковью, – средства от продажи свечей, утвари, поминальных записок и других треб, а также добровольные пожертвования. Соответственно, зарплату работников церквей, особенно маленьких, трудно назвать высокой.

Второй этаж

В западном крыле на втором этаже размещена квартира для проживания семьи настоятеля храма. Так как это приватная зона, то и попасть в нее можно через отдельный вход на первом этаже, находящийся в стороне от центрального входа. Лестница, ведущая в квартиру, также изолирована от общественных помещений. Сама квартира состоит из двух половин: гостевой и спальной. В гостевой части находятся прихожая, небольшой санузел, гостиная и объединенная кухня-столовая, где удобно собраться за столом всей большой семьей. В спальной части — четыре спальни (три из который детские) и два санузла: взрослый и детский. Самая просторная спальня для настоятеля. Из нее предусмотрен выход на балкон. Это было пожелание заказчика, чтобы был обзор на храм, главные въездные ворота и близлежащую территорию.

Архитектурный облик приходского дома задумывался, как спокойное и гармоничное дополнение к зданию самого храма, построенного в начале 19 века в стиле классицизм. Поэтому и вновь возводимому зданию присущи черты этого стиля: простота, симметрия, сдержанный декор в виде карнизов, обрамлений проемов и небольшого портика на главном входе. Цветовое решение фасадов аналогично фасадам храма: сочетание светло-бежевого цвета с белой отделкой декоративных элементов; скатная кровля серого или зеленоватого цвета. Главным приоритетом было создание единого архитектурного ансамбля, органично вписывающегося в окружающую природу.

Крещальни

Крещальни, предназначенные для крещения детей и взрослых, могут быть расположены в отдельных зданиях, пристроены или встроены в здания храмов и церковно-причтовых домов.

В состав помещений крещален входят: собственно крещальня, подсобное помещение, раздевалки для взрослых крещаемых, помещение ожидания и для переодевания младенцев, туалетная. В крещальных храмах при крещальне устраивается алтарь. Ввиду того, что алтарь в крещальном храме не имеет литургического значения, он может быть минимального размера. Площади помещений крещален в зависимости от их вместимости определяются заданием на проектирование. Высоту помещений крещален от пола до потолка следует принимать не менее 3 м.

В крещальнях для взрослых крещаемых по возможности должна устраиваться стационарная купель с подводкой горячей и холодной воды и спуском освященной воды в дренажный колодец, расположенный на храмовой территории. Однако может быть предусмотрена и переносная купель. Температура горячей воды, поступающей к смесителям приборов купели, не должна превышать 60
°С.
Размер купели для взрослых должен быть не менее 1 × 1 м при глубине не менее 0,7 м для обеспечения полного погружения.

Над уровнем пола крещальни борта стационарной купели должны подниматься на высоту 0,6 — 0,9 м с обеспечением уровня воды на высоте от уровня пола 0,3 — 0,6 м.

Они могут выполняться из кирпича или бетона и быть облицованы мрамором, керамической плиткой или другим материалом, допускающим влажную уборку. Ванна купели может быть выполнена из нержавеющей стали или пластика.

Для подъема и спуска в купель предусматриваются ступени с поручнем. Над купелью может устраиваться сень в виде шатрового или купольного покрытия на столбах, выполненная из дерева, камня или металла.

Помещения крещален должны быть оборудованы переносными купелями для крещения младенцев диаметром 0,6 — 0,9 м, столами для переодевания грудных детей шириной 0,9 м и кипятильниками.

Для установки купели для крещения младенцев следует предусматривать свободное место перед стационарной купелью с круговым обходом вокруг купели для крещения младенцев шириной не менее 0,7 м.

Полы в крещальнях рекомендуется выполнять из влагостойких материалов: мрамора, керамической плитки, а также с устройством подогрева.

Церковно-причтовые дома и другие сооружения

Церковно-причтовые дома, предназначенные для служебно-бытовых целей, включают следующие основные группы помещений: входная, административная, трапезная, отдыха, подсобная. Кроме того, в зависимости от особенностей архитектурного решения храмового комплекса, а также учебной, благотворительной и хозяйственной деятельности прихода, в состав церковно-причтовых домов могут входить группы помещений крещальни, образовательного и благотворительного назначения, гостиницы, художественных мастерских и др.

Церковно-причтовые дома могут быть как отдельно стоящими, так и сблокированными с другими зданиями вспомогательного назначения, входящими в состав храмового комплекса, в том числе с воскресными школами, богадельнями и др. Их следует проектировать, как правило, не более четырех этажей. Высоты этажей следует принимать в соответствии со СНиП 2.08.02-89*. Высоту этажа, где размещается крещальня, рекомендуется принимать не менее 3,0 м.

Состав помещений церковно-причтовых домов, численность церковного причта, обслуживающего и технического персонала и посетителей, на которое рассчитываются площади помещений и количество санитарно-технического оборудования, устанавливаются заданием на проектирование.

При проектировании церковно-причтовых домов следует предусматривать объединение отдельных помещений по функциональным группам, исходя из требований организации приходской жизни храма с учетом санитарно-гигиенических и противопожарных требований.

Следует избегать планировочных решений с неблагоприятным соседством (например, кухни трапезной с прачечной и т.д.).

Пример планировочного решения церковно-причтового дома, включающего основные помещения, приведен на рис. 67.

дом притча что это значит. Смотреть фото дом притча что это значит. Смотреть картинку дом притча что это значит. Картинка про дом притча что это значит. Фото дом притча что это значит дом притча что это значит. Смотреть фото дом притча что это значит. Смотреть картинку дом притча что это значит. Картинка про дом притча что это значит. Фото дом притча что это значит дом притча что это значит. Смотреть фото дом притча что это значит. Смотреть картинку дом притча что это значит. Картинка про дом притча что это значит. Фото дом притча что это значит дом притча что это значит. Смотреть фото дом притча что это значит. Смотреть картинку дом притча что это значит. Картинка про дом притча что это значит. Фото дом притча что это значит дом притча что это значит. Смотреть фото дом притча что это значит. Смотреть картинку дом притча что это значит. Картинка про дом притча что это значит. Фото дом притча что это значит дом притча что это значит. Смотреть фото дом притча что это значит. Смотреть картинку дом притча что это значит. Картинка про дом притча что это значит. Фото дом притча что это значит дом притча что это значит. Смотреть фото дом притча что это значит. Смотреть картинку дом притча что это значит. Картинка про дом притча что это значит. Фото дом притча что это значит дом притча что это значит. Смотреть фото дом притча что это значит. Смотреть картинку дом притча что это значит. Картинка про дом притча что это значит. Фото дом притча что это значит дом притча что это значит. Смотреть фото дом притча что это значит. Смотреть картинку дом притча что это значит. Картинка про дом притча что это значит. Фото дом притча что это значит дом притча что это значит. Смотреть фото дом притча что это значит. Смотреть картинку дом притча что это значит. Картинка про дом притча что это значит. Фото дом притча что это значит дом притча что это значит. Смотреть фото дом притча что это значит. Смотреть картинку дом притча что это значит. Картинка про дом притча что это значит. Фото дом притча что это значит

Домовые церкви: какие бывают?

Если кто-то скажет, что домовая церковь каким-то образом «хуже» обычных храмов, то это неправда. Все храмы равны, в каждом служится Святая Литургия.

Другое дело, что как правило, домовые храмы бывают небольшими и менее роскошны по архитектурным формам или убранству (хотя, бывают и исключения). Но это всё — человеческие обстоятельства, которые ни на глубину духовной жизни, ни на суть Таинств никак не влияют. Святые и первые христиане, порой, причащались в обычных пещерах.

Источник

Причт

Причт – штат свя­щен­но­слу­жи­те­лей (свя­щен­ники и диа­коны) и цер­ков­но­слу­жи­те­лей (поно­мари, пса­лом­щики, дьячки, чтецы и т. д.) одного при­хода (храма).
Состав зави­сит от числа при­хо­жан и утвер­жда­ется архи­ереем.

Эти­мо­ло­гия поня­тия

Причт (также Причет), от цр.-слав. прич­та­тися, соприч­та­тися – «сово­ку­питься», «соче­таться», «быть вместе», «при­со­еди­нится», «быть сопри­част­ным», то есть быть «при­част­ным» / «при­чис­лен­ным» к при­ходу. Аль­тер­на­тив­ная, но менее попу­ляр­ная и не бес­спор­ная точка зрения на про­ис­хож­де­ние поня­тия – связь с суще­стви­тель­ным «при­чи­таніе», отсы­ла­ю­щая к заупо­кой­ным бого­слу­же­ниям и роли певчих и свя­щен­но­слу­жи­те­лей в них. Здесь, правда, нужно заме­тить, что слово «при­чи­та­ние» может иметь зна­че­нием не только «жалоб­ные стихи по покой­ни­кам», но и «при­со­еди­не­ние». Поня­тие «причт» встре­ча­ется только в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и на данный момент имеет два вари­анта упо­треб­ле­ния. Первый вари­ант – слово «причт» обо­зна­чает группу лиц, кото­рые выпол­няют бого­слу­жеб­ные обя­зан­но­сти и иную работу при опре­де­лен­ном при­ходе. В широ­ком смысле слова вклю­чает как мирян (ста­ро­ста, сторож и пр.), цер­ков­но­слу­жи­те­лей (чтецов, поно­ма­рей, певчих), так и свя­щен­но­слу­жи­те­лей при­хода (свя­щен­ни­ков, диа­ко­нов). В узком смысле слова поня­тие огра­ни­чи­ва­ется лишь миря­нами и цер­ков­но­слу­жи­те­лями. Член причта назы­ва­ется «при­чет­ник». В таком виде поня­тие «причт» довольно часто можно встре­тить в совре­мен­ной цер­ков­ной и свет­ской пуб­ли­ци­стике, а также исто­ри­че­ских источ­ни­ках. Второй вари­ант упо­треб­ле­ния – причт как духо­вен­ство и цер­ков­но­слу­жи­тели (кон­крет­нее пса­лом­щики, то есть певчие и чтецы/пономари) храма. Данный вари­ант изло­жен в совре­мен­ном Уставе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Причт и клир: раз­ница и сход­ство поня­тий

Несмотря на то, что поня­тие «причт» в широ­ком смысле и «клир» пере­се­ка­ются, тем не менее, они озна­чают разные вещи. Поня­тие «клир» (греч. κλήρος «жребий») озна­чает духо­вен­ство (свя­щен­но­слу­жи­те­лей и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, но нередко под духо­вен­ством под­ра­зу­ме­ва­ются только свя­щен­но­слу­жи­тели) как особую общ­ность, в состав кото­рой не входят миряне. Поня­тие «причт» исто­ри­че­ски вклю­чало в себя мирян, сослу­жа­щих свя­щен­но­слу­жи­те­лям – певчих, поно­ма­рей и пр. Причт, состо­я­щий из свя­щен­но­слу­жи­те­лей (свя­щен­ни­ков, диа­ко­нов) и «при­чет­ни­ков» (пса­лом­щи­ков, посвя­щен­ных через хиро­те­сию или нет) близок по зна­че­нию поня­тию «клир» (поня­тию «духо­вен­ство», осмыс­ли­ва­е­мому широко). Иными сло­вами, в причт входят не только миряне-при­чет­ники, но и свя­щен­но­слу­жи­тели. Совре­мен­ный Устав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви опре­де­ляет «причт» как духо­вен­ство храма (свя­щен­ство и пса­лом­щика), отож­деств­ляя «клир» и «причт». До 1917 года поня­тие «клирик» (член клира) иногда упо­треб­ля­лось и в отно­ше­нии «при­чет­ни­ков», членов «причта» и тем самым упо­мя­ну­тое выше отож­деств­ле­ние имеет исто­ри­че­ские корни.

Причт до рево­лю­ции 1917 года

В сред­не­ве­ко­вой Руси при­чет­ни­ком являлся чело­век, не имев­ший хиро­то­нии (не свя­щен­ник), имев­ший или не имев­ший хиро­те­сии во чтеца или ипо­ди­а­кона, иными сло­вами, испол­няв­ший обя­зан­но­сти цер­ков­но­слу­жи­теля (то есть «при­чтён­ный к клиру»). При­чет­ни­ков также назы­вали «дья­ками», в отли­чие от диа­ко­нов, то есть свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

С тече­нием вре­мени поня­тие «причта» / «при­чет­ника» изме­ни­лось. Так, энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гауза и Ефрона в 1898 году опи­сы­вал причт сле­ду­ю­щим обра­зом: «…состав лиц, слу­жа­щих при какой-либо одной церкви, как свя­щен­но­слу­жи­те­лей (свя­щен­ник и дьякон), так и цер­ков­но­слу­жи­те­лей (пса­лом­щики и др.)»1. В неко­то­рых слу­чаях, чтец, пса­лом­щик, алтар­ник или певчий не явля­лись «при­чет­ни­ками», то есть зачис­лен­ными в штат храма, по сути, выпол­няя свои обя­зан­но­сти на доб­ро­воль­ных нача­лах. Статья из упо­мя­ну­того сло­варя отра­жает состо­я­ние причта как явле­ния цер­ков­ной жизни в Рос­сий­ской импе­рии. Причт при при­ходе обра­зо­вы­вался согласно штату при­хода, кото­рый в свою оче­редь опре­де­лялся пра­вя­щим архи­ереем и кон­си­сто­рией, при доста­точ­ном коли­че­стве средств для содер­жа­ния этого штата и согласно тре­бо­ва­ниям при­хо­жан и свя­щен­ства. Архи­ерей в пись­мен­ной форме обра­щался к Свя­тей­шему пра­ви­тель­ству­ю­щему Синоду для вне­се­ния изме­не­ний в состав штата того или иного при­хода. Бюджет для содер­жа­ния причта фор­ми­ро­вался на основе четы­рех источ­ни­ков: 1. Тре­бо­ис­пол­не­ния («тре­бо­ис­прав­ле­ния») для при­хо­жан; 2. Земель­ной цер­ков­ной соб­ствен­но­сти; 3. Поме­ще­ний в цер­ков­ных домах; 4. Жало­ва­нья. Я. И. Ива­нов­ский в работе «Обо­зре­ние цер­ковно-граж­дан­ских уза­ко­не­ний по духов­ному ведом­ству (при­ме­ни­тельно к уставу духов­ных кон­си­сто­рий и своду зако­нов)» в 1893 году ука­зы­вал на то, что жало­ва­нье для членов причта отсут­ство­вало во многих епар­хиях Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церкви, также не пола­га­лось жало­ва­нье членам причта сто­лич­ных при­хо­дов.

Причт в совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Совре­мен­ный Устав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви опре­де­ляет причт при­хода в сле­ду­ю­щем составе: «свя­щен­ник, диакон и пса­лом­щик». Также в Уставе изла­га­ется обя­за­тель­ное тре­бо­ва­ние к причту: «…причт должен состо­ять не менее чем из двух лиц – свя­щен­ника и пса­лом­щика». При этом не уточ­ня­ется, в чем кон­кретно состоят обя­зан­но­сти пса­лом­щика (и диа­кона), но ука­зы­ва­ется, что данная долж­ность может быть заме­нена лицом в свя­щен­ном сане, таким обра­зом, весь причт при­хода совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви может в своем мини­маль­ном вопло­ще­нии состо­ять из двух пред­ста­ви­те­лей свя­щен­ства вне зави­си­мо­сти от их сана (епи­скопа, пре­сви­тера). Устав РПЦ опре­де­ляет сле­ду­ю­щие права и обя­зан­но­сти состава причта: «Члены причта могут быть пере­ме­ща­емы и уволь­ня­емы со своих мест в соот­вет­ствии с цер­ков­ной целе­со­об­раз­но­стью волей пра­вя­щего архи­ерея, по лич­ному про­ше­нию, или в соот­вет­ствии с реше­нием цер­ков­ного суда. Члены причта не могут поки­дать приход без раз­ре­ше­ния на то епар­хи­аль­ной цер­ков­ной власти. Пред­ста­ви­тель причта одного при­хода имеет право при­нять уча­стие в бого­слу­же­нии дру­гого при­хода лишь с бла­го­сло­ве­ния пра­вя­щего архи­ерея и при нали­чии доку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих его кано­ни­че­скую пра­во­спо­соб­ность. Руко­вод­ство при­чтом осу­ществ­ляет насто­я­тель при­хода. Содер­жа­ние причта входит в обя­зан­но­сти при­хо­жан» (через реше­ния при­ход­ского собра­ния)2.

Дом причта

С поня­тием «причта» тесно свя­зано поня­тие о «доме причта» («при­что­вый дом», «при­ход­ской дом», «цер­ков­ный дом»). Дом причта пред­став­ляет собой жилое и/или нежи­лое здание на хра­мо­вой тер­ри­то­рии, пред­на­зна­чен­ное для слу­жеб­ного про­жи­ва­ния членов причта и их семей, а также хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти. Как пра­вило, в доме причта могут рас­по­ла­гаться поме­ще­ния, пред­на­зна­чен­ные для под­го­товки бого­слу­же­ния – риз­ница (для хра­не­ния бого­слу­жеб­ных обла­че­ний и утвари), тра­пез­ная, просфорня, поме­ще­ния вос­крес­ной школы и пр. Свод правил «Здания, соору­же­ния и ком­плексы пра­во­слав­ных храмов» СП 31–103-99, раз­ра­бо­тан­ный 27 декабря 1999 года архи­тек­турно-худо­же­ствен­ным про­ектно-рестав­ра­ци­он­ным цен­тром Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата (АХЦ «Арх­храм») преду­смат­ри­вает обя­за­тель­ное нали­чие «цер­ковно-при­что­вого дома» на хра­мо­вых тер­ри­то­риях сел, в рай­он­ных, муни­ци­паль­ных и област­ных цен­трах в каче­стве основ­ного вспо­мо­га­тель­ного стро­е­ния.

При­ме­ча­ния:

1 Причт // Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гауза и Ефрона. Т. XXV (1898). С. 289–290.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *