дом с мезонином почему такое название

«Дом с мезонином»: краткое содержание и анализ рассказа Чехова

«Дом с мезонином» — рассказ А. П. Чехова, написанный в 1896 году. Повествование ведётся от лица безымянного художника-пейзажиста. Несколько лет назад он жил летом в усадьбе знакомого помещика и влюбился в молодую соседку Женю. Однако старшая сестра девушки, серьёзная земская учительница Лида, невзлюбила безыдейного художника и велела сестре расстаться с ним. По настоянию сестры Женя уехала, и они с героем больше не виделись.

Содержание

дом с мезонином почему такое название. Смотреть фото дом с мезонином почему такое название. Смотреть картинку дом с мезонином почему такое название. Картинка про дом с мезонином почему такое название. Фото дом с мезонином почему такое название

Кадр из фильма «Дом с мезонином», 1960 г.

Мезонин — это надстройка над средней частью дома, нередко с балконом. В мезонине усадьбы живёт Женя Волчанинова, в которую влюблён художник.

Есть версия, что прототипом чеховского художника послужил великий пейзажист Исаак Левитан, а Волчаниновы — это на самом Турчаниновы, в усадьбе которых писатель гостил летом 1895 года.

Полный текст и аудиокнига

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание

Рассказ ведётся от лица неназванного художника, который несколько лет назад провёл лето в усадьбе помещика Белокурова в Т-ой губернии.

Художник живёт в пустом барском доме и целыми днями бездельничает. Вскоре он знакомится с сёстрами Волчаниновыми, которые живут в соседней усадьбе вместе с матерью.

Старшая сестра, 23-летняя Лидия, всегда строга и серьёзна. Она работает учительницей в земской школе, хотя благодаря отцовскому наследству не нуждается в деньгах. А ещё Лида лечит крестьян, собирает деньги для погорельцев и мечтает однажды сместить председателя уездной управы Балагина.

Младшая сестра — Женя, которую называют детским прозвищем Мисюсь, — девушка 17–18 лет, серьёзные темы не обсуждает и живёт праздной жизнью, целыми днями читая книги.

дом с мезонином почему такое название. Смотреть фото дом с мезонином почему такое название. Смотреть картинку дом с мезонином почему такое название. Картинка про дом с мезонином почему такое название. Фото дом с мезонином почему такое названиеИллюстрация Д. А. Дубинского

Художник начинает бывать в гостях у Волчаниновых в их доме с мезонином. Лида презирает его за праздный образ жизни, безыдейные пейзажи и нежелание помогать народу. Серьёзные вещи ему неинтересны, постоянно повторяет девушка.

Зато Женя сближается с рассказчиком: они много гуляют, катаются на лодке, разговаривают о высоком. Одного девушка не может понять: почему её друг всё время спорит с Лидой? «Потому что она неправа», — отвечает художник.

дом с мезонином почему такое название. Смотреть фото дом с мезонином почему такое название. Смотреть картинку дом с мезонином почему такое название. Картинка про дом с мезонином почему такое название. Фото дом с мезонином почему такое названиеИллюстрация Д. А. Дубинского

В гостях у Волчаниновых художник жарко спорит с Лидой, доказывая, что земские школы и больницы не помогают народу, а лишь порабощают его ещё сильнее. Беда не в отсутствии докторов и учителей, а в том, что из-за непосильного труда и голода простому человеку некогда подумать о душе — о том, что отличает людей от животных. Художник мечтает об освобождении людей от физического труда, чтобы человечество могло заняться духовными поисками.

Лида считает его рассуждения глупыми и вредными: «Отрицать больницы и школы легче, чем лечить и учить».

дом с мезонином почему такое название. Смотреть фото дом с мезонином почему такое название. Смотреть картинку дом с мезонином почему такое название. Картинка про дом с мезонином почему такое название. Фото дом с мезонином почему такое названиеИллюстрация Д. А. Дубинского

Прощаясь вечером с Женей у ворот, художник понимает, что влюблён. В порыве чувств он обнимает её и целует. Девушка говорит, что должна будет рассказать об их отношениях сестре и матери. Когда Мисюсь возвращается в дом, влюблённый художник ещё долго стоит и смотрит на дом с мезонином: в окне Жени горит лампа под зелёным абажуром.

дом с мезонином почему такое название. Смотреть фото дом с мезонином почему такое название. Смотреть картинку дом с мезонином почему такое название. Картинка про дом с мезонином почему такое название. Фото дом с мезонином почему такое названиеИллюстрация Д. А. Дубинского

На другой день рассказчик вновь приходит к Волчаниновым, но находит в доме только Лиду. Та сообщает, что мать и сестра уехали в Пензенскую губернию, к тёте, а зимой собираются за границу.

На выходе из усадьбы героя догоняет мальчишка с запиской от Жени: оказывается, это старшая сестра велела ей расстаться с художником. Ни мама, ни Мисюсь не решились спорить с Лидой. Тем же вечером рассказчик собирает вещи и уезжает в Петербург.

Прошло шесть или семь лет. Лида по-прежнему работает в земской школе, вместе с единомышленниками она выиграла земские выборы и «прокатила» Балагина. Где живёт Мисюсь и что с ней сейчас, неизвестно.

Изредка художник вспоминает Женю и дом с мезонином. Иногда в минуты одиночества он думает, что та девушка тоже о нём помнит и что они однажды встретятся снова: «Мисюсь, где ты?».

Анализ рассказа «Дом с мезонином»

В рассказе «Дом с мезонином» переплетаются две темы — любовная и общественная.

Первым критикам произведения важнее казалось идейное противостояние Лидии Волчаниновой и художника. Чехова упрекали в том, что он показал благородную и самоотверженную Лиду слишком чёрствой и несимпатичной девушкой. Однако вряд ли её можно назвать отрицательной героиней. Не лишним будет вспомнить, что сам Чехов в Мелихове не гнушался участвовать в работе земства и помогать крестьянам.

Одновременно художник не является выразителем взглядов автора. Герой говорит о высоком предназначении человечества, но, как отмечал один из современников, писатель вложил «эти высокие мысли в уста столь жалкого и духовно скудного субъекта, что они теряют не только всякое серьёзное значение, но даже как будто профанируются».

Спор художника с Лидой остаётся незаконченным. Их знакомство обрывается внезапно, вместе с отъездом Жени.

Как часто бывает у Чехова, в рассказе нет явной морали, чёткого и прямолинейного вывода. Зато в нём есть место и легкому юмору, и печальным размышлениям, и пейзажным зарисовкам, и «ненужным» деталям (как сказал критик И. И. Ясинский, «дом с мезонином не играет никакой роли в «Доме с мезонином». Он мог быть и без мезонина»).

дом с мезонином почему такое название. Смотреть фото дом с мезонином почему такое название. Смотреть картинку дом с мезонином почему такое название. Картинка про дом с мезонином почему такое название. Фото дом с мезонином почему такое названиеИллюстрация Д. А. Дубинского

Судя по финалу рассказа, он всё-таки посвящён не борьбе общественных идей, а поискам счастья и любви. Герой после расставания не едет искать возлюбленную в Пензенскую губернию, а сдаётся и возвращается в Петербург.

С годами он всё реже вспоминает дом с мезонином, но мысли об упущенном счастье всё-таки не дают ему покоя. Произведение завершается риторическим вопросом: «Мисюсь, где ты?». Как и персонажи рассказов «О любви» и «Ионыч», художник мог бы прожить совсем другую жизнь, если бы судьба повернулась иначе. Но дороги назад нет, и теперь ему остаётся только вспоминать любимую и надеяться, что не всё ещё потеряно.

Источник

«Дом с мезонином»: история создания, критика, анализ произведения

«Дом с мезонином» — рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о своем счастье, о том времени, когда он был влюблен, и как прошла эта влюбленность. Начинается рассказ с описания зарождения любви, а заканчивается рассказом о потере Мисюсь.

В начале рассказа герой чувствует себя раздраженным, сетует, что в его жизни нет любви, после чего он все же встречает девушку, которая становится для него центром. Но в конце герой все равно возвращается к обычной жизни, полной скуки и безысходности. Таким образом, с первых строк читатель видит, как герой пытается изменить свою жизнь, но в конце возвращается к прежнему.

Если читатель прочтет произведение один раз, то даже может и не заметить любовь, которая быстро зарождается и быстро потухает. Любовь к Мисюсь была только бегством от реальности, которая надоела герою, бегству к семейной жизни, теплу и уюту. Но в это же время автор говорит и о недостатках Мисюсь, а это значит, что герой не смог бы прожить с ней долгое время, даже если бы им не помешала Лида.

Описания природы, дома звучат с грустью, это говорит о том, что семейная жизнь не полна счастья и наслаждения.

По мимо этого, есть и три другие линии неудавшегося счастья. История Белокурова и Лиды схожи. Лида отрицает счастье, возвышает себя в уезде, а Белокуров не хочет чувствовать любовь — ему лень. Он привык жить с девушкой, которая сама имеет достаток. Все они похожи друг на друга тем, что так легко не пускают и отпускают свое счастье, они постепенно духовно умирают.

Также в рассказе поднимается проблема отсутствие самостоятельности, герои не управляют своей жизнью, они не размышляют о роли народа в жизни общества, о взаимоотношении его с аристократами.

Чехов стремился показать людей, которые ни на что не способны: им не удается личная жизнь, они не проявляют интереса к происходящему в обществе.

Краткое содержание «Дом с мезонином» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Дом с мезонином

Число страниц: 18. Чехов А. П. «Дом с мезонином». Издательство «Детская литература». 1974 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1896 год


Несколько интересных сочинений

Дорогая мамочка, сегодня ровно три месяца, как ты поцеловала меня и уехала в твою важную командировку. Не думай, все у нас хорошо, мы с папой уже почти научились готовить завтрак и убирать за собой

Конец XIX века – Антон Павлович Чехов публикует одно из наиболее знаменитых его произведений – повесть «Дом с мезонином». Ей посвящены не только сочинения, написанные в свободном жанре – об общих впечатлениях, но и значительно количество статей филологического и литературно-критического характера. Наш анализ «Дома с мезонином» тоже будет проведен в рамках литературной критики.

Главные герои

Рассказчик – молодой известный художник, привыкший вести праздный образ жизни, нерешительный, привыкший плыть по течению.

Женя (Мисюсь) – юная, чистая девушка, в которую влюбился главный герой, такая же легкая и беззаботная, как и он сам.

Лида – старшая сестра Жени, собранная, целеустремленная, очень принципиальная девушка, которая работала учительницей в сельской школе.

Волчанинова Екатерина Павловна – мать Жени и Лиды, вдова, мягкая, добрая, слабохарактерная женщина, оказавшаяся под полным влиянием старшей дочери.

Белокуров – друг художника, молодой помещик.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Главные герои повести

Логика разворачивания авторской мысли такова, что в повести возникает деление персонажей на две категории: главные герои и, соответственно, второстепенные. Среди главных героев произведения Лида, Женя, а также художник. В свою очередь, к второстепенным героям можно отнести Белокурова и Екатерину Павловну.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с А.П. Чехова, где рассказывается о боли человека, потерявшего сына.

Лида и Женя – сестры. Они происходят из богатой семьи. Лида – старшенькая – по-настоящему живая, но в то же время отличающаяся строгостью и решительностью девушка. Несмотря на то, что у Лиды достаточно материальных средств, чтобы жить, удовлетворяя свои прихоти, она поступает согласно велениям рационального ума и сердца как источника нравственности. Лида умна и образована, она охвачена размышлениями о состоянии общества и насущных проблемах.

Беспокоясь о народе, девушка разворачивает активную общественную деятельность, пытаясь реформировать своими силами устоявшееся положение земской управы, а также улучшить жизнь крестьян. Такая деятельность и такой круг интересов отдаляет Лиду от праздной жизни, характерной для представителей ее круга. Ей чужда лесть и ложь, между тем, она отдает предпочтение жизни в согласии со своими принципами и правде.

Внешность Лиды соответствует ее внутреннему миру: ей присуща холодная внешняя строгость и аристократичность.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию которую написал А. П. Чехов

Младшая Женя (Мисюсь) – натура мечтательная, скромная и сентиментальная. Женя увлечена романтическими идеями, она, как и сестра, светлый и чистый человек. Но такой воли, как у Лиды, у нее все же нет, она не любит жаркие споры, ей более приятны разговоры на общие, нейтральные темы, бессодержательные легкие беседы. Обладает ли Женя такой же сформированной личностью, как Лида, сказать сложно. Но большая часть литературных критиков придерживается мнения, что у нее отсутствует собственное «Я».

Что касается внешности Жени, то особенно прекрасными кажутся художнику ее глаза: если Мисюсь встречает его взглядом, полным восхищения, то Лида почти не смотрит на него.

Художник чем-то похож на Женю. Может быть, эта схожесть – причина того, что им нравится проводить время вдвоем. Ему свойственная праздность и леность, львиную долю свое времени он не занимает ровно никакими делами. Женю он находит полной спокойствия и гармонии, в то время как черты личности Лиды чужды ему.

Художник полон цинизма и разочарования. Он талантлив, но искусство больше не приносит ему вдохновения. Он хочет любить, но это чувство оказывается для него непосильным.

Белокуров, по мнению некоторых критиков, имеет схожие черты с Обломовым. Он праздный и ленивый человек, безразличный почти всему. У него останавливается художник, который так же не отличается активностью, как и сам помещик.

Наконец, Екатерина Павловна – мать Лиды и Жени Волчаниновых. Она – вдова и помещица, владеющая значительным состоянием. Она тоже, как и Женя, отличается немного безвольным характером, а потом опасается Лиду, ведь ее живость и деятельность непривычны Екатерине Павловне.

Основные темы повести

В тексте сплетаются воедино несколько тем, которые, словно нить, нанизывают на себя сюжетные бусины. Прежде всего, это тема любви. Далее – проблема трудовой жизни и вопрос о народе. Структура произведения А. П. Чехова похожа на другие примеры построения текстов классики русской литературы. В центре находится некая любовная история, но она периодически прерывается размышлениями на разные, часто – остросоциальные для того времени темы. Нечто похожее мы видим в «Отцах и детях», или же в «Горе от ума».

Любовь

Любовь в «Доме с мезонином» носит прозрачный, едва уловимый характер. Ее можно рассмотреть, только приложив вплотную читательский окуляр.

Чувства вспыхивают быстро, развиваются незаметно. Юношеская влюбленность мимолетна и скоротечна, совсем другая – взрослая, зрелая любовь. Если любовь более характерна для зрелой Лиды, то влюбленность и неспособность на сильные чувства – для Жени и художника. В момент признания в любви Жене, художник, например, поддается лишь мимолетным порывам, суть которых – слабость. В ему становится стыдно за это признание.

Структура развития повествования в приложении к каждому герою напоминает круг или цикл: это путь из одиночества, через любовь, снова в одиночество – точке, откуда все началось.

Эта тема выписывается автором через некоторое противопоставление ключевых персонажей. Если Лида – это пример живой, активной и деятельной натуры, для которой в центре ее жизненной позиции стоят отнюдь не эгоистичные интересы и побуждения, то ее младшая сестра, художник, помещик Белокуров представляют группу персонажей, воплощающих «дух времени»: праздность и леность среды богачей.

Если в античности было принято делить практики на две категории – vita active и vita contemplative, то в «Доме с мезонином» нельзя сказать, что первая жизнь – активная – это удел Лиды, а жизнь созерцательная – это стиль всех остальных. Отнюдь. Скорее Лида является воплощение обеих разновидностей практик, тогда как другие герои представляют собой метафору пассивности.

Отдельный мотив – это размышления художника о природе творчества и таланте.

Оказывается, что талант художника делает его жизнь странной и бессмысленной, его роль непонятна, не оформлена, а потому наиболее легкий путь – это углубление в праздность. Она дает ложное ощущение дня, который вечно тянется и не заканчивается: это необходимо, чтобы избежать ужаса наступления момента собирания плодов творчества, которых нет.

Если художник страдает от своей праздности и даже устает от нее, как настоящий декадент, но для Белокурова его образ жизни оказывается вполне приемлемым.

Народ и споры

Тема народа раскрывается в идейных спорах, которые периодически прерывают любовную линию повести. Лида призывает задуматься о существующем порядке, о том, каким образом можно оказать посильную и реальную помощь крестьянам, улучшить жизнь земской управы в целом, а также о том, какую роль в этом процессе может сыграть интеллигенция. Особое значение спор приобретает в третьей главе повести. Но суть этого спора не состоит в стремлении отыскать правду или доказать правоту кого-либо из сторон. Смысл беседы, происходящей между Лидой и художником, – скорее в том, чтобы сделать ее лишь предлогом для демонстрации идейных убеждений, господствовавших в то время в обществе.

Счастье

Может показаться, что о счастье в «Доме с мезонином» нет отдельной речи. Однако в повести все же есть намек не на счастье реализованное, семейное, выступающее лишь источником разочарования, но о счастье несостоявшемся.

Призрачный мотив счастья связан прежде всего с личностным расколом художника, который не может быть удовлетвориться своей работой, не способен по-настоящему что-то почувствовать – сильно, надолго и живо.

Дом с мезонином: литературно-критический анализ произведения

«Дом с мезонином» — повесть А.П. Чехова. Имеет подзаголовок «Рассказ художника». Впервые опубликована в журнале «Русская мысль» (1896 г., №4).

Сюжет

Рассказчик приехал из Петербурга в Т-ую губернию погостить к своему другу, помещику Белокурову. Его не тянуло писать картины, и, чтобы как-то скоротать время, он целыми днями бродил по округе, любуясь живописными пейзажами.

Однажды во время прогулки художник забрел в старый, заброшенный парк, принадлежавший помещичьему дому. У ворот герой встретил двух девушек – юных, прекрасных, которые всколыхнули в его душе самые светлые порывы. Молодой человек очень захотел познакомиться с ними.

От Белокурова художник узнал, что усадьба принадлежала семейству Волчаниновых – вдове Екатерине Павловне и ее двум взрослым дочерям. Старшая, Лида, работала учительницей в деревенской школе, и очень гордилась своей независимостью.

Спустя несколько дней друзья отправились к соседям с визитом. Художнику сразу очень понравилась младшая дочь, Женя, которую все ласково называли детским прозвищем Мисюсь. Ему казалось, будто он знает эту семью очень давно – настолько приятно ему было проводить время в обществе этих милых, интеллигентных женщин.

Девушка не показывала своего истинного отношения к художнику, но в глубине души презирала его, считая бездельником. Сама Лида была занята целыми днями напролет. Она работала в школе, лечила крестьян, хлопотала по каким-то делам в уезде. Мать с Женей очень гордились ею, и не вмешивались в ее жизнь. Женя лишь не понимала, как такие прекрасные люди как ее сестра и герой никак не могут найти общий язык. Молодой человек объяснил ей, что нельзя помогать людям и одновременно презирать и не любить их.

В одну из встреч художник признался Жене в любви, и девушка радостно ответила взаимностью. На следующий день он пришел в усадьбу сделать официальное предложение, но встретил одну Лиду. Она сухо сообщила, что мать с младшей сестрой отправились за границу. Из записки от Жени герой узнал, что она была вынуждена повиноваться сестре, которая была категорически против их брака.

Художник вернулся в Петербург, и больше никогда не встречал Волчаниновых. В минуты грусти он вспоминал нежную Мисюсь, и уютный дом с мезонином, в котором ему было так хорошо.

Вариант 2

Это один из известнейших рассказов, написанных в конце XIX века. О чем произведение? Автор выносит на суд общественности, личные переживания, субъективное описание мест, в которых побывал. Рассказ отличителен тем, что каждый персонаж имеет реальный прототип, так или иначе связанный с жизнью дореволюционного писателя. Первая публикация состоялась в альманахе «Русская мысль». Рассказ написан на старорусском в 1896 году.

Сюжет

Рассказ адресован читателю в первом лице художника, проживавшего в имении помещика. Существование главного героя не выглядит слишком обремененным заботами. Во время одного из моционов он знакомится с молодой девушкой, работающей преподавателем и гордящейся тем, что она живет честным благородным трудом.

У художника и девушки часто возникали споры из-за социальных вопросов: необходимость постройки земских учреждений, улучшение быта крестьян. Во время одной из дискуссий они серьезно ссорятся, что вынуждает художника покинуть дом. Но перед этим он успевает влюбиться в младшую сестру героини и та отвечает ему взаимностью.

Но потребность защищать сестру не дремлет. Старшая сестра настоятельно требует разорвать отношения с творцом, что она и делает, слезно извиняясь. Это был окончательный конец пребывания художника в поместье и тот отбывает в столицу. По прошествии нескольких лет его гложет ностальгия, и он с трепетом вспоминает время, проведенное в том уютном сестринском доме.

История написания

Как уже отмечалось выше, произведение имеет реальную подоплеку. В частности, сохранились письма, где это обстоятельство прекрасно заметно.

Автору долго не удавались вкрапления социальных взглядов о земствах в любовную историю, которая превалирует в рассказе, в этой связи публикация произведения неоднократно откладывалась.

Как и во многих других рассказах писателя, большое внимание уделено описанию быта персонажей, что традиционно вызвало недовольство критиков. Утверждали, что автор часто теряет сюжетную нить, отдавая ее на откуп описательной части. Сам же Чехов парировал, мол, это особенность его литературного стиля. В данном противостоянии хочется, конечно, встать на сторону автора. Действительно, без интересных словесных портретов его произведение было бы читать не так интересно.

Автор всеми силами пытался уйти от классического повествования, утяжеляющего прочтение рассказа, поэтому даже самые драматичные, либо философские изречения написаны простым языком. Это тоже плюс для произведения — оно остается привлекательным для легкого чтения и по сей день.

Можно только порекомендовать рассказ для прочтения. Он дает представление о поместной жизни в конце XIX века. Есть возможность узнать о мнении автора о реформах местного самоуправления и общей социальной ситуации в провинциальной среде.

Авторские афоризмы

«…Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой…»

«…Сотни верст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит и неизвестно, когда он уйдет…»

«…Призвание всякого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни…»

«…Разве здоровье не чудо? А сама жизнь? Что не понятно, то и есть чудо…»

История создания

В архиве писателя сохранились четыре предварительные записи, позволяющие проследить направление художественной идеи писателя в начале его работы над этим замыслом. В письме Е.М. Шавровой от 26 октября 1895 г. автор сообщал: «Теперь пишу маленький рассказ «Моя невеста». У меня когда-то была невеста… Мою невесту звали так: «Мисюсь». Я ее очень любил. Об этом пишу я».

К обещанному для сборника «Призыв» сроку (декабрю 1895 г.) произведение закончено не было, что объяснялось расширением чеховского замысла и изменением жанра: вместо рассказа получалась повесть, которая была завершена в феврале 1896 г.

Существует ряд источников, опираясь на которые удается определить круг прототипов героев и даже мест, изображенных в «Доме с мезонином». Так, «имение помещика Белокурова» обычно связывают с Богимовской усадьбой Е.Д. Былим-Колосовского в Тульской (в тексте: «Т-ской») губернии, где Чехов жил летом 1891 г.; «дом Волчаниновых» — с соседней с Богимовым усадьбой Даньково (одна из ее хозяек-сестер была учительницей местной школы, а о другой известно только то, что все считали ее «весьма поэтической натурой»; они-то, возможно, и явились прототипами чеховских героинь — сестер Волчаниновых). Другая версия возводит фамилию Волчаниновых по созвучию к фамилии сестер Турчаниновых, у которых в действительно существовавшем доме с мезонином в Тверской губернии (в повести: «Т-ской») гостил И.И. Левитан, а любовную коллизию повести — к сложным взаимоотношениям художника-пейзажиста с ними. Отдельные моменты были, вероятно, подсказаны Чехову опытом его работы в земстве.

Главная идея

В повести «Дом с мезонином» можно выделить два сюжетных пласта: любовную и идейную линии. Если говорить о любовной линии, то здесь Чехов в первую очередь сделал акцент на том, как часто люди не ценят свое счастье. Антон Павлович писал: «… люди так легко проглядывают, упускают жизнь, сами отказываются от счастья».

И здесь нужно смотреть шире любовной истории Мисюсь и Художника, ведь по сути «Дом с мезонином» – это история о трех несостоявшихся счастьях. Не сложилось счастье Художника и Мисюсь, прозябает в глуши помещик Белокуров и деятельная Лида, решившая положить свою жизнь на служение народу, тоже отказывается от личного счастья ради идеи, целиком овладевшей ей.

И, наконец, главное – идея (какой бы она ни была) не должна иметь власть над человеком, не может идти вразрез с его интересами и интересами окружающих. Так, Лида стала одержима своими «малыми делами», оказывая помощь далеким «другим», она не заметила, что стала тираном для своих близких.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *