дома колодцы в питере зачем строили
Дворы-колодцы — архитектурная странность Петербурга.
Питерские дворики — это отдельная вселенная в городе, особенное явление. Это его неотъемлемая часть, его дух и его душа. Без них Петербург не был бы Петербургом в полном смысле. Стоит уйти чуть в сторону от центральных проспектов — видишь неприкрытую изнаночную сторону города именно через дворы-колодцы. Надо помнить, что от нас зависит то, какой эта сторона будет — мрачной или светлой, скучной или интересной. Я одинаково люблю дворики с какими-то необычными граффити и скульптурами, так как это творческая жилка города, и угрюмые дворы, завораживающие своей архитектурой. Они все хороши какой-то особенной красотой.
Дворы-колодцы — архитектурная странность Санкт-Петербурга. Они окружены со всех сторон стенами дома и обычно имеют проход в виде арки или сквозного подъезда. Свое название они получили из-за схожести по форме, но люди с богатым воображением говорят, что кусочек неба, который можно увидеть из подобного двора, напоминает воду на дне колодца.
Таких дворов, как в Петербурге, вы не встретите нигде. Вернее, конечно, встретите, но точно не в таком количестве, как в Северной столице. Именно поэтому обязательным пунктом в программе знакомства с городом будет экскурсия по дворцам-колодцам.
Давайте разберёмся в том, зачем их такими строили, я Вам покажу самые необычные и стоящие посещения.
На первый взгляд может показаться, что такие мрачные и темные дворы строил какой-нибудь человеконенавистник. Серьезно, жить в таком доме, где в окна не может проникнуть ни один луч солнца, а утром есть шанс увидеть в соседней форточке ванные процедуры соседа, врагу не пожелаешь. Изначально помещения, которые выходили во двор, планировались для хозяйственных нужд. Но со временем жадные к наживе домовладельцы стали сдавать и эти жилплощади, естественно, за меньшие деньги. К подобным закрытым формам при строительстве тоже пришли из-за желания большего заработка. Земля была дорогой, да и места для новых домов в центре города не хватало, потому пристраивали везде, где только могли.
Попасть в такой двор крайне сложно, поскольку жильцы могут быть не слишком приветливыми к постоянным непрошеным гостям. В советское время большинство проходов были открыты, но сейчас арки преграждают решетки, а в каждом втором подъезде можно наткнуться на домофон. Так что лучше всего идти на прогулку по петербургским дворам с кем-нибудь из местных. Есть даже люди, которые занимаются этим профессионально. Учитывая, что дворы-колодцы стали одной из туристических достопримечательностей Северной столицы, то и экскурсии по таким местам тоже пользуются спросом.
Также известен как дом купца Устинова. В первой половине XIX века архитектору Шарлеманю дали сложную задачу — построить дом внутри уже имеющегося двора так, чтобы света хватало всем близлежащим постройкам. Архитектор, видимо, был очень талантлив, раз сумел реализовать все пожелания заказчика. Так во дворе-колодце по набережной реки Фонтанки вырос еще один совершенно круглый дом № 92. Кольцо стен формирует уютный внутренний дворик, выложенный тротуарной плиткой.
Этот двор следует искать на Петроградской стороне. Точный адрес — Малый проспект, 1Б. Приятного оттенка розоватые стены тянутся к кусочку неба, заключенному в симметричную восьмиугольную форму. Но оригинальности ему придает даже не эта геометрия, а растущее в самом центре дерево. У настоящего растения было мало шансов выжить без солнечных лучей, потому жильцы «посадили» чугунное. Говорят, нужно подержаться за одну из ветвей и загадать желание.
А самым популярным двориком для загадывания желаний является Двор духов. Считается, что сообщать о его местонахождении нельзя, потому что это очень плохая примета. Искать его нужно на 4-й линии Васильевского острова (намекнем, что ближе к Большому проспекту). Приготовьтесь к тому, что зрелище крайне депрессивное и устрашающее: крохотный проем полтора на два метра сверху загражден металлическими решетками. Тем не менее мистики склонны верить, что здесь есть какая-то особенная энергетика, благодаря которой все желания сбываются. Главное — загадывать от чистого сердца.
Дом на Кирочной, 24 появился в начале XX века. Фасадная часть здания привлекала внимание отделкой и барельефами, но внутренние дворы оказались в наше время более интересными для туристов. Опять же, поскольку квартиры на лицевой части дома стоили дороже, чем скрытые в недрах подворотен, предприимчивые хозяева решили построить прямые проходы от парадного входа к внутренним помещениям, таким образом увеличив стоимость аренды последних. В итоге во дворе появились крытые галереи на уровне пятого и второго этажей. Помимо этого, на внутренних стенах есть балконы, что тоже достаточно необычно для такого рода построек.
Тут тоже всё достаточно просто. Название пошло от формы ангельского крыла, которая многим чудится при взгляде на небо. Пятиугольный двор находится в самом центре города, так что найти его не сложно. Про исполнение желаний ничего не знаем, но на всякий случай можете загадать. И от вас не убудет, и ангел, вероятно, поспособствует исполнению (ну а мало ли).
На этом пока всё, а я продолжу.Всем спасибо и до встречи.
Загадки Санкт-Петербурга: Как в северной столице появились дворы-колодцы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Дворы-колодцы – одна из загадок Санкт-Петербурга, которая дарит этому городу необъяснимое очарование мрачной эстетики. Существует несколько версий появления этих дворов.
1. Двор как склад
Есть версия, что дворы-колодцы появились в городе как склады. Весьма удобно – забросил уголь-дровишки во внутренний двор, а на парадной улице – красота, только конский навоз, перемешанный то с грязью, то со снегом убирай.
Но справедливости ради стоит сказать, что версия эта хоть и жизнеспособная, но явно подстроенная од обстоятельства. Ведь прятать в питерских дворах различный мусор стали уже тогда, когда дворы появились.
Но такая версия-лишь подстроенная под обстоятельства теория, и прятать во внутренних дворах различный мусор, да необходимое для хозяйства начали только после постройки таких дворов.
По голландским мотивам
В своё время сам Пётр I дал личное распоряжение строить дома на голландский манер «сплошными» фасадами «ради красоты и удобства». Ведь, глядя на все эти пышные архитектурные изыски, на атлантов, повсеместное барокко и рококо в каменном облике имперской столицы язык не поворачивается сказать, что на имперской столице экономили. Но всё же…
Осушить почву для строительства было занятием весьма дорогим, а ещё нужно было пригласить из-за границы архитекторов и собрать крепостных. Поэтому сэкономить пытались хоть на чём-то.
Строительство привычных Г и П-образных домов для северной столицы стало бы настоящим расточительством. Вот и появились в центре города «связанные» здания.
«Поборемся за каждый рублик»
Вместе с императорскими особами в северную столицу передрались придворные, так также купцы и уважаемые богатые семьи. И каждый из «понаехавших» мечтал покорить столицу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что начала расти популярность доходных домов.
Каждый метр болотистой почвы был на счету. Поэтому ради получения дохода территорию старались застраивать максимально плотно, а здания росли вверх на пять, а то и на ЦЕЛЫХ шесть этажей!
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Зачем нужны дворы-колодцы?
Итак, садитесь поудобнее, реклама на Первом уже закончилась, в ваших ушах сейчас заиграет нужная музыкальная заставка из игры «Кто хочет стать миллионером», ослепит свет софитов для качественной телевизионной картинки, и я голосом Диброва задам вам главный вопрос. Итак, дорогой мой друг, для чего нужны были в Петербурге дворы колодцы?
А. Потакали желаниям купцов и богатеев, застраивали каждый клочок земли для получения максимальных барышей с залетных в столицу эмигрантов.
B. Чтобы молодым романтичным особам начитавшимся Достоевского было куда сигануть с крыш в ожидании солнца в самый разгар зимней ночи.
C. Дабы удовлетворить через один из органов чувств великого императора Петра I, сделав все, как он возжелает на мотив Амстердама.
D. Удавшаяся пародия Барселоны, чтобы создавать тень во время летнего томящего зноя.
Понимаю, сложно. Ведь на зрительских местах за тебя болеют родственники и друзья, нельзя опростоволосится и перед другими знакомыми, что смотрят на тебя по телевизору, а в голову как муравьи на сахар начинают лезть различные воспоминания. Понятно, что версию под номером четыре догадливый читатель отвергает сразу, ведь такая постройка больше подходит для защиты от шквалистого ветра с Невы, но на кону 500 рублей, и ни в коем случае нельзя ошибиться.
Первой мыслью, которая с настойчивостью соседа с перфоратором ломится сквозь стенки разума, будет вариант про складирование. Ведь удобно, закинул все на внутренний двор, хранишь там, а на парадных улицах красота, только навоз из под лошадей смешанный со свежим снегом.
От такого головокружительного предложения дамы роняли на паркет варежки и радовались успешно найденному богатому кавалеру, ведь в основном топили дровами. Их доставляли из Карелии и Финляндии по Неве на баржах, а в городе разгружали крестьяне в лаптях, которых лишали даже радости пения. Обычно песнопения скрашивали тяжелую монотонную работу, вспомните, например, песенку бурлаков, но в Петербурге за тишиной и покоем дворян строго следила полиция. Поэтому этим пропитанным слезами крепостных деревом и топили.
Но такая версия-лишь подстроенная под обстоятельства теория, и прятать во внутренних дворах различный мусор, да необходимое для хозяйства начали только после постройки таких дворов.
Основная же и верная теория по многим оценкам историков смешана с ответами В и С. Все же многие помнят по советским учебникам, что Петр лично распорядился строить дома «сплошными» фасадами на голландский манер ради красоты и удобства. Ведь он так хотел построить свой город с каналами, литыми фасадами и шлю. выбритыми подданными.
Но в последние годы нам все больше стараются навязать теорию дорогостоящего строительства, а в это не так сложно поверить и сейчас, потому что все эти атланты, пышные архитектурные формы в ажурном обличии и каменный облик имперской столицы слабо похож на экономию, но дело в другом. Осушить почву для постройки было крайне дорогостоящим занятием, надо было вызвать залетного архитектора и крепостных рабочих, поэтому пытались сэкономить хоть на чем-то.
Таким вот нехитрым образом строительство привычных П и Г-образных домов стали считать расточительным, и в центре города возникли здания, которые как пары на свингер-пати тесно связались между собой. Следом за царскими особами в город хлынули придворные, уважаемые семьи и купцы. Каждый мечтал покорить столицу, и вскоре обрели популярность доходные дома. А ради получения шекеля с каждого болотистого метра земли владельцы стали максимально плотно застраивать территорию, так возник этот Петербург. Да еще и вверх стал расти, только представьте, уличные фасады поднимались над городом ввысь до пяти, а нередко даже и до шести этажей! Удивлю ли я этим жителей современного Девяткино?
В этот момент, когда все мысли, идеи и учебники истории прошуршали в вашей голове, уже можно не брать «звонок другу» или «50 на 50». Отбросьте стартовый мандраж, перестаньте стыдится окружающей вас толпы, улыбнитесь в камеру и дайте правильный ответ на поставленный в начале вопрос. Народ ждет, а впереди уже следующий раунд и шанс выиграть целую тысячу рублей. Вы готовы?
ВПитере
3.4K постов 10.1K подписчика
Вроде бы по тогдашним СНиПам у каждого дома должен был быть двор, но площадь и степень освещённости не оговаривались.
Что вы загнули сильно насчёт Петра. Тут скорее в сторону Екатерины-Павла надо копать. Почитайте путеводитель с историей домов, например Векслера А.Ф..
Уникальная панорама Петербурга 1861 года
160 лет назад неизвестный фотограф сделал с башни Адмиралтейства круговую панораму города. До недавнего времени ее единственный экземпляр хранился в библиотеке Мраморного дворца.
Посмотрев на старые кадры видно, что Дворцовый мост еще наплавной, Адмиралтейская набережная не реконструирована, а Румянцевского сада не существует.
О ПЕТЕРБУРГСКИХ ГЛИНАХ
Наверное, всякий знает: если попросить быстро назвать домашнюю птицу, фрукт и поэта – большинство не задумываясь ответят: «Курица, яблоко, Пушкин». А вот триаду «Петербург, кирпич, Слепушкин» знают немногие. Почему так, и о чём вообще речь?
Строить, строить, строить!
Пётр Первый мечтал, чтобы Петербург был похож на Амстердам с каменными домами под крышами из черепицы. Архитекторы Жан-Батист Леблон и Доменико Трезини вычертили план необычного для России города с прямыми улицами. Строгой сетью линий рассекли Васильевский остров, торгово-административный центр Петербурга… К 1725 году здесь насчитывали 40,000 жителей, а дом был нужен каждому с самых первых дней.
Как строить, из чего строить?
Из дерева срубили первый в городе Троицкий собор, первый Гостиный двор, первую пристань и первый трактир «Аустерия четырёх фрегатов». Даже в Петропавловской крепости каменные стены с бастионами начали возводить только на третий год.
Типовыми служили одноэтажные каркасные дома, обмазанные местной глиной, иногда с дёрном на крыше. Сенат – мазанка, Почтовый двор – мазанка, и новый Гостиный двор тоже. Но богатые россияне не желали жить в хатах. Канцлер Головин взял камень из развалин крепости Ниеншанц, и в 1710 году на Берёзовом острове появился первый каменный дом Петербурга. Для генерал-губернатора Меншикова построили каменную усадьбу на Васильевском острове.
Тогда же Пётр Первый объявил кирпич главным строительным материалом будущей столицы и повелел в указе: «Кирпичным заводам существовать при Санкт-Петербурге по рекам Неве, Ижоре и Тосне».
Кирпич кирпичу рознь
Глину здесь добывали за столетия до Петра. Технология была немудрёной: в тёплое время года вручную формовали блоки, сушили на солнце, а потом обжигали в небольших печах. Тогдашний завод – это «изба для рабочих с каморкой, пять печей кирпичных, над печами шатры, покрытые тёсом, амбар, восемь кирпичных сараев».
Производства при старинных глиняных карьерах принадлежали Канцелярии каменных дел, работали подрядным способом и вскоре стали выпускать до 15 миллионов кирпичей в год.
Много это или мало? Например, дом Нарышкиных – это 438,200 кирпичей. К 1726 году на Васильевском острове было 113 кирпичных зданий. Голландские мечты Петра постепенно сбывались, хотя даже через сто лет из 8,000 петербургских домов больше 5,000 всё ещё были деревянными.
На правом берегу Невы против села Рыбацкого в 1765 году обосновались 60 переселенцев с семьями из королевства Вюртемберг и прусской провинции Бранденбург. Так появился Новый Саратов – в отличие от Саратова главного, где жили немцы Поволжья.
Новосаратовская колония быстро выросла в аккуратный патриархальный германский городок, где к удивлению и восхищению русских никогда не было нищих. Впавшему в бедность помогали всем миром, чтобы побыстрее выкарабкался. Малолетним сиротам вскладчину собирали деньги на учёбу и воспитание, а подросшим подыскивали удачный брак.
В 1775 году контроль за производством кирпича передали специально созданному Каменному приказу, а в пушкинские времена к здешним кирпичным заводчикам ездили учиться.
Фёдор Никифорович Слепушкин появился на свет в 1783 году и фамилию получил по кличке ослепшего деда. Крепостной крестьянин из-под Ярославля выучился читать и в 1803 году перебрался на отхожий промысел в Петербург. Торговал вразнос на улицах варёной грушей, со временем открыл мелочную лавку, а потом продал всё и переехал в Новосаратовскую колонию.
Там Слепушкин осилил немецкий язык, открыл лодочный перевоз через Неву, научился у немцев производству, выстроил завод и скоро уже поставлял городу по семи миллионов кирпичей в год…
…а ещё начал писать стихи. Он заочно учился у Языкова, Крылова, Жуковского и Пушкина: увидав стихи Слепушкина, Александр Сергеевич сперва отказывался верить, что тот пишет сам.
Успех, свобода и триумф
Слух о крестьянском поэте, который кирпичи миллионами печёт, – или кирпичном заводчике, который недурные стихи сочиняет, – дошли до Николая Первого. Молодой любопытный император вызвал Слепушкина к себе и под впечатлением от разговора пожаловал гостю кафтан с золотыми галунами, а императрица Александра Фёдоровна подарила золотые часы. Пушкин завидовал и возмущался: «Стыдное дело: Сле-Пушкину дают и кафтан, и часы, и медаль, а Пушкину полному – шиш». Золотой медалью Слепушкина наградила Российская Академия наук.
При этом до 1826 года кирпичный король оставался крепостным: хозяйка его, урождённая графиня Орлова, заломила за вольную 3,000 рублей – стоимость 200,000 кирпичей в ценах начала XIX века. Вынуть громадные деньги из оборота и оторвать их от семьи Фёдор Никифорович не мог. Тогда Пушкин и другие поэты при поддержке княгини Юсуповой собрали нужную сумму; Слепушкин выкупил себя со всей семьёй и приписался к купеческому сословию.
Первый поэт среди кирпичников и первый кирпичник среди поэтов опубликовал ещё несколько книг и получил золотую медаль на Андреевской ленте; его стихи сборником издала Академия наук, их публиковали в переводах на немецкий, французский и английский в Европе. Фёдор Никифорович, имея к середине 1840-х годов семью в 50 человек, содержал на средства от кирпичного производства школу в Рыбацком: он по своему опыту знал, как важно выходцам из низов общества обучиться грамоте.
Умер Слепушкин в 1848 году во время эпидемии холеры – не уберёгся, помогая заболевшим. Дети, а потом внуки продолжили его дело и по-прежнему выпускали кирпич. Долгое время семья жила в доме Фёдора Никифоровича, который он выстроил на фундаменте старой шведской сторожевой башни, а в 1907 году фамильное гнездо безвозмездно передали Начальному народному училищу: девочки и мальчики учились там бесплатно – Слепушкины покрывали все расходы.
К началу XX века счёт кирпичам для Петербурга шёл на сотни миллионов ежегодно. С тех пор много воды утекло в Неве. Страну лихорадило – войны, революции, катаклизмы. Заводы закрывались, разграблялись, возрождались, объединялись, переоснащались, процветали – и снова закрывались. А дом Слепушкиных, простоявший больше полутора столетий и уцелевший во время блокады, в 2013 году неожиданно сгорел: уж больно хотели застройщики освоить землю под историческим памятником и отгрохать на его месте что-нибудь бетонное.
О петербургском бетоне надо рассказывать отдельно. В городе больше 48,000 жилых зданий, и около половины из них бетонные. Из бетона выстроен самый высокий небоскрёб Европы, «Лахта-центр» – 372 м (462 м со шпилем). Как строительный материал бетон хорош, но лишён того тепла, которым обладает кирпич. Ведь из новосаратовской глины не меньше пятисот лет создавали игрушки, кухонную утварь – и те самые кирпичи, из которых сложены стены подавляющего большинства всемирно известных петербургских зданий.
Кирпичи долговечнее человеческой памяти. Люди забывают ремесло, забывают историю, забывают многие добрые дела; забыли уникального Слепушкина, да и Пушкина уже не очень твёрдо помнят. Но пока ещё есть Нева, есть речной песок, есть глина в Новосаратовке.
Есть хорошие люди и есть надежда на возрождение.
Для чего в Питере строили дома с крошечными закутками во дворах, которые теперь не используются
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Даже те, кто никогда не был в этом прекрасном городе на Неве, наверняка слышали о небольших внутренних дворах, окруженных жилыми сооружениями. Дворы-колодцы не отличаются функциональностью, как правило, там даже баки для мусора не ставятся. Но не это самое интересное. В таких двориках существуют закутки по углам. Их размеры приблизительно метр на метр. Зачем их делали, когда строили здания?
И если с самими двориками все более или менее понятно, то для чего создавались эти закутки-уголки, многим неясно.
Даже у местных жителей есть несколько версий на этот счет. Одни утверждают, что в этих местах сооружались маленькие комнатки-каморки для прислуги. Другие говорят о том, что такое архитектурное решение необходимо, чтобы не задували ветра.
Есть и еще одна версия, которая заключается в том, что здесь хранились дрова во времена печного отопления. Жильцы набирали нужное им количество дров и несли в квартиры. Для того, чтобы доставить их на верхний этаж, устанавливались специальные лебедки, которые успешно справлялись с поставленной перед ними задачей. Чаще встречались эти уголки в доходных домах. Но и эта версия вызывает сомнения, так как с климатом этого города хранить дрова под открытым небом, как минимум, неразумно. Если бы они не намокли под дождем, то просто отсырели бы и были не пригодны для топки.
Еще одно объяснение, пожалуй, самое правдоподобное, заключается в том, что такие проемы с окном делались для того, чтобы в отдельные помещения попадало больше света и их можно было проветрить. Чаще всего с этой стороны находились кухня или коридор.
В продолжение темы смотрите интересную подборку фотографий, отображающих прелести наших дворов, которые не увидеть больше нигде.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: