дома терпимости почему так называли
«Девушки принимали до 38 клиентов за смену». Какими были публичные дома в самом злачном районе Москвы
Три самых злачных района дореволюционной Москвы
Какие районы были самыми злачными в Москве до революции?
Это Драчёвка, естественно, Хитровка, о которой многие знают благодаря Гиляровскому, и район Проточного переулка, что возле Смоленского рынка. В этих трех локациях проживала по большей части.
Одна беднота?
Это не совсем правильная формулировка, потому что там уживались все. На одной стороне переулка находилась ночлежка, на другой — усадьба одного из богатейших людей Российской империи Тимофея Саввича Морозова.
Вот она, Хитровка, но буквально 50 метров подняться вверх в сторону Покровского бульвара — и там владения еще одних богатейших российских купцов, Корзинкиных.
Район Драчёвки в этом плане, наверное, более показательный. По крайней мере с 1840-х — начала 1850-х годов из «людей приличных» мало кто там селился.
Там жили Грановский и Лермонтов, но если говорить о 70-х, 80-х, 90-х годах XIX века, то это был район абсолютнейших трущоб, третьеразрядных трактиров и домов терпимости. Селились там от нужды.
Два первых московских адреса Чехова — это Драчёвка. Но тогда его семья нуждалась: они только переехали из Таганрога в Москву, денег не было. Сначала снимали квартирку в полуподвале дома, принадлежавшего церкви Николы в Драчах, а чуть позже переехали на противоположную сторону той же самой Драчёвки, нынешней Трубной улицы, но тоже в полуподвал. И, по воспоминаниям, это были сырые стены, а в окно видны были только ботинки прохожих.
Как раз там Чехов и начал потихонечку заниматься литературной деятельностью, и ножками-ножками обхаживал все редакции, разнося ранние свои статьи за трехрублевые гонорары.
Церковь Святого Николая в Драчах
Фото: Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы
Централизация всех московских домов терпимости
Как так вышло, что в XIX веке дома терпимости в Москве в основном находились вокруг Сретенки?
В 1844 году был создан врачебно-полицейский комитет, и тогда же было принято решение о централизации всех московских домов терпимости на первом и втором участках Сретенской части. Это как раз склон Сретенской горы, между Цветным бульваром и Сретенкой. Дальше этот участок шел к Домниковке, к Садовому кольцу. Туда же входила и внешняя сторона Петровского бульвара. Так что этот выделенный участок в городе был не монолитный, а с выступами.
Главное средоточие домов терпимости было как раз между Сретенкой и Цветным бульваром. Плюс еще Домниковка, поскольку там рядом вскоре построили вокзалы — один, другой, и к концу XIX века на Каланчевской площади их уже было три.
Район этот считался одним из самых страшных в Москве. Мы больше знаем Хитровку, которую воспел Гиляровский. Благодаря ему мы именно ее вспоминаем, когда разговор заходит о кошмарных и злачных местах дореволюционной Москвы. Но для современников Драчёвка была пострашнее Хитровки.
Драчёвка или Грачёвка
О той же Драчёвке Гиляровский тоже писал. Драчёвка или Грачёвка — топоним употреблялся и так, и так. Наверное, стоит сказать об этом названии пару слов, хотя к злачности места оно не имеет никакого отношения. Есть несколько версий происхождения этого явно старинного топонима. По одной из версий, здесь были поля, и наши предки сажали, собирали и драли тут просо, отсюда и Драчёвка.
По третьей версии, здесь жили ремесленники, производившие снаряды для мортир, которые при полете издавали звук, похожий на грачиный грай, поэтому такие снаряды называли грачами. Возможно, отсюда топоним Грачёвка.
По крайней мере, уже в 1547 году это место упоминается: во время большого московского пожара сгорел Никольский монастырь в Драчах. От него осталась только церковь, ставшая приходской. Снесли ее незадолго до Великой Отечественной войны, и теперь на ее месте жилой дом и школа, до сих пор действующая.
До 1844 года это был вполне приличный район. Например, там жил маленький Лермонтов, его бабушка там снимала квартиру — на углу Драчёвки и Малого Сергиевского переулка. Это был деревянный двухэтажный дом. Естественно, его давно уже нет, с дореволюционных времен.
Правила содержания «публичных женщин»
С 1844 года все изменилось: здесь начали открываться дома терпимости. По законодательству того времени их содержательницами могли быть только женщины в возрасте от 35 до 60 лет. Были строгие правила содержания, как тогда говорили, «публичных женщин». Предусматривался регулярный медицинский осмотр, поэтому как раз все это находилось в ведении врачебно-полицейского комитета.
Долгое время врачебный кабинет был один-единственный, в помещениях Сретенской полицейской части по левой, нечетной стороне Цветного бульвара. Там до сих пор находятся отделение полиции и пожарная часть. Туда-то каждые две недели «ночные бабочки» порхали на осмотр.
Если почитать документы городской думы, в архивах там содержится немало папок, посвященных именно этому району и проблеме. Из них становится ясно, что медицинские осмотры были скорее фикцией.
По данным городской думы на 1905 год, в Москве было 72 официальных дома терпимости. За содержание неофициальных предусматривались огромные штрафы, так что содержать подпольные публичные дома было очень рискованно.
По докладу, сделанному на заседании городской думы в начале XX века, на осмотр одной девушки у врача уходило не более 52 секунд. Сами понимаете, что это ни о чем.
Тем не менее у каждой девушки был так называемый желтый билет, в котором регулярно ставились отметки полицейского врача. И это все создавало скорее видимость безопасности.
Поэтому неоднократно поднимался вопрос о необходимости дополнительных мер. Не о запрете, а об изменении самой системы. В результате позже были открыты еще два врачебных кабинета: один на Петровке, а другой непосредственно на самой Драчёвке.
Семейного счастья «ночным бабочкам» не светило
Если говорить о самих заведениях, то, по данным городской думы на 1905 год, в Москве было 72 официальных дома терпимости. За содержание неофициальных предусматривались огромные штрафы, так что содержать подпольные публичные дома было очень рискованно. Хотя, наверное, они существовали.
Никаких домов терпимости ни на Тверской, ни в районе Арбата, ни на Петровке никогда не было. И все эти рассказы про известный дом в Плотниковом переулке с барельефами, на которых изображены обнимающиеся и целующиеся литераторы, идущие к Аполлону. Никакого отношения к публичным домам он не имеет.
Да, были доходные дома с меблированными комнатами, где могли снимать квартиры, как сейчас бы сказали, девушки-эскортницы, а тогда говорили «камеи». То есть такие дамы полусвета, свидание с которыми стоило недешево. Вероятно, достаточно было двум-трем таким феям снять квартиру по соседству, и окружающим уже казалось, что там публичный дом.
Но так как штрафы были огромные, официальные такие заведения группировались в указанном городскими властями месте. Делились они по разрядам. Самыми дешевыми были полтинничные, где брали не качеством, а количеством. По тем же документам городской думы, у девушки в таком заведении порой бывало до 38 клиентов за смену.
Были и дорогие, десятирублевые заведения, где по большей части работали остзейские немки. Для них это было «ничего личного, исключительно бизнес». У большинства были женихи, тоже немцы, которые работали приказчиками на фирмах и знали, чем их невесты занимаются.
Как правило, вместе они копили деньги на свадьбу, и когда необходимая сумма была накоплена, девушка завязывала с «проклятым прошлым».
Но в большинстве мест никакого выхода из этого круга не было, и семейного счастья «ночным бабочкам» не светило. Потихонечку из более высокого разряда эти девочки с пониженной социальной ответственностью переходили в заведения все ниже и ниже уровнем, до «полтинничного отделения». И потом оказывались где-нибудь в канаве под забором.
По улицам бродили девицы
Предприниматели, купившие участки земли в районе Драчёвки, естественно, забрасывали городскую думу прошениями перевести дома терпимости из этого района в другую часть города.
Но тем, кто писал «как же так, мы вложились, а прибыли от своей недвижимости получить не можем», власти долгое время вполне здраво отвечали: «Когда вы покупали участок здесь, в Сретенской части, вы за него заплатили в три раза меньше, чем за участок через две улицы. Когда вы его покупали, то знали, на что шли. Что же вы теперь так расстраиваетесь?»
И действительно, цена на земельные участки была здесь существенно ниже, чем в более приличных районах Москвы.
К 1905 году этот вопрос сдвинулся с мертвой точки. Последней каплей стала массовая драка на Драчёвке. Обидели рабочих фабрики Прохорова. Видимо, плохо обслужили, да еще и бока намяли, выбросили из заведения. Обиженный прибежал к себе в общежитие с криками: «Братцы, наших бьют!»
Рабочие бросились защищать своего друга, и драка была огромная. Продолжалась она три дня, только на ночь утихала, а с утра все начиналось по новой. Пришлось подключать солдат, вводить войска.
Бордели царской России
Баянометр выдает похожий пост: тупо скопированный текст заслуженно оцененный жалкими 12-ю плюсами. Поэтому ловите мою версию с фотоподборкой и ключевыми тезисами.
Всем известно, что при большевиках проституция была вне закона. А в царской России дома терпимости существовали на вполне законных основаниях, а их деятельность регулировалась как любой бизнес. Первые подобные заведения появились у нас в конце XVII столетия.
В начале дома терпимости были вне закона
Петр I активно боролся с проституцией, считая «гулящих» девок главными разносчиками венерических заболеваний. Его дочь, императрица Елизавета Петровна, даже приказала изгнать хозяек борделей из страны.
Первый популярный дом терпимости в России основала немка.
Звали ее Анна Фелкер, которую прозвали Дрезденшей. Из Германии в Петербург она привезла нескольких девушек (иностранки считались более чистоплотными) и сняла дом на Вознесенской перспективе. Хотя Анна периодически давала взятки чиновникам, чтобы ее не трогали, в конце концов о ее роде деятельности узнала сама императрица. Фелкер заточили в Петропавловскую крепость. В итоге проституток-иностранок выслали на родину, а русских девиц отправили в сибирскую ссылку. Однако это отнюдь не способствовало искоренению профессиональной проституции.
Проституция была легализована при Николае I
Работа борделей регулировалась законодательно, как и любой бизнес
Были четкие правила содержания борделей
Бордели не имели никаких вывесок и должны были находиться на значительном расстоянии от храмов и учебных заведений. В них имели право держать пианино и играть на нем. Все остальные игры, особенно шахматы, были строго запрещены. Кроме того, воспрещалось украшать такие дома портретами царственных особ.
Жрицы любви обязаны были вставать на учет в полиции, где им выдавался специальный «желтый билет» взамен паспорта. Имеющие такой билет должны были регулярно посещать баню и проходить медицинские осмотры, организованные полицией. Впрочем, на осмотр разрешалось являться под вуалью. Если женщина торговала своим телом нелегально, на нее могли донести, она могла попасться полицейским при облаве, и «желтый билет» выдавался принудительно. Отныне она могла зарабатывать себе на жизнь только занимаясь «первой древнейшей» профессией.
Бордели делились по разрядам.
Cамые дорогие предназначались для представителей высших слоев общества, там удовлетворяли самые изощренные фантазии клиентов вплоть до устройства групповых оргий. На первый взгляд они больше напоминали клубы: там была богатая обстановка, подавались дорогие вина и закуски. Самые дешевые дома были просто грязными притонами, которые посещали в основном представители криминального мира.
В борделях элитными проститутками считались представительницы высшего сословия
Работали в домах терпимости в основном крестьянки или мещанки, не имевшие ни образования, ни профессии. Представительницы интеллигенции и тем более дворянства являлись здесь редким исключением, и цена за общение с такой «элитной» проституткой назначалась очень высокая.
Как соглашались на работу проституткой
Обычно в лапы хозяек борделей попадали женщины и девушки, оказавшиеся без жилья и заработка – бывшие горничные, фабричные работницы, часто уже совращенные каким-нибудь мужчиной. Иногда содержательницы публичных домов сначала всячески опекали таких особ, кормили, поили, одевали, и лишь потом предлагали «непыльную» работу. Многие соглашались, так как не видели для себя других вариантов.
Порой проституток в бордель набирали из «уличных», не растерявших еще молодости и привлекательности. Случалось и так, что «мадам» знакомилась с девушкой, которая только что приехала из деревни и искала работу. Ей могли пообещать, скажем, место прислуги, но потом выяснялось, что заниматься придется совсем другим…
Проституткам часто меняли имена, их могли представлять клиентам как «грузинских княжон», «турчанок» или «маркиз». Хотя на самом деле за экзотическим имиджем чаще всего скрывалась какая-нибудь Маша Петрова. По состоянию на 1901 год в России было зарегистрировано 2400 публичных домов, в которых «трудилось» более 15 000 женщин.
После революции проституция была объявлена вне закона
Если интересно, могу выложить материал о том, как перевоспитывали проституток после революции. Ленин вообще предлагал расстрелять десяток, а остальные бы сами разбежались, но комиссия приняла совсем иное, гуманное, решение.
ОЧЕНЬ СОВЕТУЮ ПРОЧИТАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ О ПРОСТИТУЦИИ В ЦАРСКОЙ РОССИИ ЗДЕСЬ
Ну а теперь небольшая подборка вольных девушек царской России для тех, кто дочитал до конца.
Значение термина
Если внимательно пролистать словари, то можно отыскать определение, проливающее свет на словосочетание «дом терпимости». Этот термин характеризует место, где находятся женщины легкого поведения. Они зарабатывают на жизнь продажей собственного тела, то есть проституцией.
Дом терпимости: синонимы
Немного из истории вопроса
Неизвестно, когда впервые появились женщины легкого поведения, но скорее всего они являются неизменным атрибутом развития человеческой цивилизации. Ведь даже в Египте, Древней Греции и Месопотамии проституция была известным занятием, к которому общество относилось весьма толерантно. Для многих древних цивилизаций публичный дом был абсолютно естественным явлением, к тому же даже цари и императоры не гнушались пользоваться услугами продажных женщин, которые зачастую были одними из самых образованных людей в государстве.
Французские бордели
Хотелось бы уточнить, что не так уж и давно в Европе появилось словосочетание «дом терпимости». Определение (правда, имеющее немного другое звучание с идентичной смысловой нагрузкой) возникло в период Великой французской революции, когда активно менялось мировоззрение общества и его отношение к нормам морали. В восемнадцатом веке в связи с революционными идеями французы решили, что отношение к жрицам любви должно быть в стране более толерантным. Поэтому их деятельность легализовали, а жителей Франции обязали на законодательном уровне относиться к ним уважительно. Публичные дома были переименованы в дома толерантности, что уже одним своим названием характеризовало то, каким образом должны воспринимать продажных женщин французы.
Дома толерантности были весьма распространены в стране любви и романтики, в восемнадцатом веке жрицы любви зарабатывали себе целые состояния, работая в течение двух-трех лет. Ведь часто клиенты расплачивались с ними награбленными в домах французских аристократов драгоценностями. Многие дамы со временем отходили от дел и открывали свои бордели, как еще часто называли подобные заведения в Европе.
А что же по поводу России? Как у нас появился термин «дом терпимости»? Это довольно интересная история, заслуживающая особенного внимания. Вспомним же ее.
Почему дом терпимости так называется
До войны с Наполеоном в России было свой термин, которым характеризировались заведения с женщинами легкого поведения. Обычно их называли блудилищами, то есть местами, где творился блуд и разврат. Но война 1812 года немного изменила отношение русских к подобным заведениям.
Россия: дома терпимости
Кстати в России до революции 1917 года проституция была занятием легальным и даже давала дамам некоторые преимущества и льготы. Конечно, каждая жрица любви должна была быть официально зарегистрирована, в качестве подтверждения она получала удостоверение с желтой обложкой. Без него она не могла устроиться ни в один дом терпимости. Благодаря данным удостоверениям полиция легко отслеживала продажных женщин, к тому же они должны были регулярно отмечаться в полицейских участках. Медицинское обслуживание в домах терпимости было поставлено на весьма высокий уровень, ведь оно тоже являлось обязательным для дам, работающих в борделях.
Интересно, что продажные женщины в дореволюционной России сами могли выбирать дом терпимости в любом городе. Они не могли быть ограничены в передвижениях. Хотя некоторые иные слои населения были прочно привязаны к местам своего жительства. Также свободно они могли приезжать в места боевых действий и не попадали под закон о бродяжничестве.
Можно сказать, что бордели в начале двадцатого века являлись неотъемлемой частью российского общества, хотя говорить об этом в высшем свете было не принято. Также запрещена была данная тема в присутствии дам и молодых девушек.
Жрицы любви в литературе
Тема проституции и домов терпимости весьма часто эксплуатировалась писателями различных эпох. Например, Оноре де Бальзак в своем произведении «Блеск и нищета куртизанок» довольно открыто для своего времени рассказывал о судьбе девушек, которые занимались продажей своего тела.
Не обошел своим вниманием эту благодатную тему и Л. Н. Толстой в романе «Воскресение», а также А. И. Куприн в повести «Яма». Писал на тему проституции А. Дюма, В. Гюго и Борис Акунин. До сих пор истории о падших женщинах являются излюбленными для писателей всего мира.
Кинематограф о домах терпимости
Стоит отметить, что кинофильм вызвал неоднозначную оценку критиков и даже был номинирован на участие в Каннском фестивале. Многие зрители признавали, что он затрагивает самые сокровенные струны души и смотреть его крайне приятно.
Пикантные подробности истории: Как работали дома терпимости в Российской империи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как власти боролись с проституцией?
В конце 17-го века в России появились первые бордели. Против их создания активно боролся Петр I. Он утверждал, что работницы данных заведений являются основными разносчицами венерических заболеваний. Его дочка Елизавета была категорически против проституток и хозяек домов терпимости. Она призывала изгонять их из России.
По приказу Екатерины II все сутенеры должны были сидеть в смирительных домах на срок до полугода. Ее сын Павел I для борьбы с притонами наказывал отправлять проституток в Иркутск и заставлял их носить платья желтого цвета. Именно по этому признаку отличали женщин легкого поведения от порядочных.
Когда появились бордели?
Один из первых борделей основала Анна Фелкер, которую именовали Дрезденшей. Она решила привезти из Германии нескольких проституток, поскольку иностранки считались более чистоплотными.
Анна ради активного развития своего бизнеса давала взятки многим чиновникам, но вскоре о ее деятельности узнала императрица. Затем она была отправлена в Петропавловскую крепость.
Чтобы избавиться от борделей, проституток родом из других стран депортировали, а жительниц России отправляли в сибирскую ссылку. К сожалению, такие методы борьбы с проституцией так и не принесли положительных результатов, ведь в оказании интимных услуг были заинтересованы многие, в том числе состоятельные люди.
Когда была легализирована проституция?
В период правления Николая I ситуация существенно изменилась. Поскольку количество зараженных венерическими заболеваниями увеличивалось, а деятельность проституток не прекращалась, он решил легализировать бордели, но при одном условии, что следить за ними будет строжайший врачебно-полицейский контроль.
Проститутками могли стать лица, возраст которых превышал 16 лет. Посещать бордели запрещалось ученикам учебных заведений и несовершеннолетним. Подобные дома не работали по праздничным и воскресным дням, а также в Страстную пятницу.
Бордели находились далеко от учебных учреждений и храмов. На сооружениях и возле них не было никаких вывесок. В самих заведениях для проведения времени разрешалось размещение пианино. Никаких других игр, особенно шахмат, власть не разрешала. Помимо этого, в борделях категорически запрещались портреты с изображением царственных особ.
Они отличались между собой категорией. Тогда действовали публичные дома для богатых и представителей криминального мира. Бордели для состоявшихся людей предоставляли множество услуг, в том числе наиболее изощренные. Что касается публичных домов для представителей криминального мира, то они были наиболее дешевыми.
Кто мог стать «элитной» проституткой?
Чтобы вовлечь в эту деятельность бедных и безработных девушек, хозяйки публичных домов зачастую их опекали. Иногда проституток набирали из «уличных». Работницам борделей придумывали имена и зачатую их меняли.
Проституция была объявлена вне закона в 1917 году, когда к власти пришли большевики. ВКП(б)шники решили этот вопрос с революционной наивностью и пролетарской простотой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Дома терпимости и их труженицы в царской России
«Девушка без прошлого, с безукоризненной репутацией, но не имеющая никаких средств, хочет отдать все, что имеет, тому, кто одолжит ей 200 рублей» — подобного рода объявления не были редкостью для петербургской прессы начала XX века. Любовь была вполне легальным бизнесом. У ночных бабочек существовала даже своя градация.
Дамы в желтом
Маковский В.Е. Освящение публичного дома
До XVIII века проституция (сводничество) в России в принципе была под запретом, и указом Сената от 1736 года блудниц полагалось «высечь кошками». Но уже во времена правления Елизаветы Петровны в Петербурге появился первый публичный дом, открытый немкой в богатом особняке. Вскоре, правда, его пришлось закрыть — пожаловалась одна из девушек, которую привели туда обманным путем.
И только в эпоху «шальной императрицы» к домам терпимости стали относиться терпимее. Екатерина II хоть и предписывает открывать публичные дома только в особых кварталах столицы, но все-таки предписывает же. Да и суровый Павел I их, видимо, не запрещает, разве что со свойственной ему чопорностью назначает носить гетерам желтое платье.
Открывать бордели можно лишь с разрешения полиции, нельзя брать на работу девушек моложе 16, самой же содержательнице должно быть не меньше 30 и не больше 60 лет, запрещено принимать клиентов по воскресеньям и праздникам, пока не закончится обедня
С 1843 года проституция в Российской империи совершенно легальна. Правда, с множеством оговорок — открывать бордели можно лишь с разрешения полиции, нельзя брать на работу девушек моложе 16, самой же содержательнице должно быть не меньше 30 и не больше 60 лет, запрещено принимать клиентов по воскресеньям и праздникам, пока не закончится обедня. В общем, все можно, только осторожно.
Это ограничивало девушек в их правах и развязывало руки недобросовестным хозяйкам притонов, которым и без того полагалось три четверти их заработков. А иногда и почти весь — если с содержательницей не повезло. Мало того, предметы одежды и туалета хозяйки продавали «воспитанницам» по тройной цене, от чего те влезали в катастрофические долги и работали уже, что называется, за еду, не имея возможности покинуть публичный дом.
Девушки бывают разные
Проститутки были не просто «жертвами общественного темперамента», они составляли особый разряд общества — так называемых «разрядных женщин»
Имеющих желтый билет девушек называли билетными. Чтобы предотвратить бесчинства жадных хозяек притонов, со временем проституткам стали выдавать расчетные книжки. Там записывалось, сколько денег и от кого получала девушка.
Билетным предписывалось посещать баню, не уклоняться от медицинского освидетельствования и не использовать косметики
Интересно, что среди билетных обитательниц «домов без древних языков» были и те, кто эти самые языки прекрасно знал и вообще имел отличное образование, но. судьба не сложилась. Но основная часть персонала ночлежек была, конечно, из простых крестьян. По данным Росстата за 1889 год, 70% проституток страны — выходцы из бедных семей, 13,7% — из содержательных и только 0,7% — из богатых. Про остальных информации нет. Известно, впрочем, что иногда своими женами промышляли мужья или крестьянки во время походов на городские ярмарки нет-нет да и приторговывали телом, чтобы заработать на обновки себе и детям (неудивительно, что процент проституции снижался с сокращением безработицы и увеличением среднего заработка).
Работа в борделе считалась у представительниц древнейшей профессии в почете
Девушка без прошлого, с безукоризненной репутацией, но не имеющая никаких средств, хочет отдать все, что имеет, тому, кто одолжит ей 200 рублей
Но были и заведения, где «хрустальные люстры, портьеры красные и все сверкает». И там тоже спрос был лишь на начитанных и, конечно, самых красивых девушек. Некоторых из них можно даже назвать «идейными» — они боролись за свои права, а к работе подходили «со всей ответственностью».
Трубная площадь. Справа дом, на углу Цветного бульвара, в котором находился трактир «Ад». «По гнусности, разврату и грязи он превосходит все притоны…» — такая характеристика давалась этому месту в книге «Московские норы и трущобы». «Адом» называли полуподвальный этаж гостиницы «Крым». Основной контингент «барышень» составляли подмосковные крестьянки, или, как их называли тогда, «матрешки»
Посещение публичного дома в Петербурге и Москве: 3-5 руб. за сеанс, 5–15 руб. за ночь, 10–25 руб.за выезд на дом; в провинциальных городах — 1–3, 1–5 и 3–10 руб. соответственно. В дешевых домах терпимости разовое посещение «дамы с камелиями» обходилось в сумму от 20 до 50 коп.
Для сравнения: фунт (400 г) ржаного хлеба в 1897 году стоил 3 коп., белого — 10 коп., пуд (16,3 кг) соли — 10 руб., 100 яиц — 2,8 руб., столько же — фунт чая, пуд осетрины — 13 руб., фунт мяса — 13 коп., пуд сливочного масла — 11,6 руб.
Оклады конца XIX века: младший офицер — 35 руб., учитель — 25 руб., фельдшер — 40 руб., рабочий на заводе — около 16 руб.
Одинокие женщины
По данным нескольких исследований проституции в России, среди причин, толкавших женщину на этот путь, чаще всего назывались социальные мотивы: нужда, скудость средств, усталость от тяжелой физической работы
Были и такие. Их называли бланковыми проститутками, они не были прикреплены к домам терпимости и во врачебно-полицейские пункты попадали, конечно, против воли. Их тоже ставили на учет и выдавали специальный бланк — отсюда и название.
Тем, кому не повезло попасть в публичный дом, работали индивидуально
Были «любительницы», которые продавали себя через объявления в газетах
А вот те, у кого была своя жилплощадь или удавалось удачно ее снять, процветали. Недаром их называли «аристократками».
Принимая клиентов на дому, они подыскивали себе «покровителей», подавая объявления в газеты: «Молодая жизнерадостная девушка хочет поступить к старику в услужение за приличное вознаграждение. Любит жизнь и ее утехи».
Женщина должна быть загадкой
А лучше — тайной. Так и назывался третий «вид» проституток — тайные. Они не были зарегистрированы ни в каких врачебно-полицейских пунктах, у них не было ни бланка, ни желтого билета. Попросту нелегалы. Чаще всего ими становились неопытные девушки, которые наслушались поэтических рассказов от бывалых, бланковых шансоньеток. Эти не были защищены никак. В особенности от венерических заболеваний, которые не просто уродовали внешности, но и уносили жизни.
Особенно тайная проституция распространилась к началу Первой мировой войны. Как следствие, сифилис пошел с косой. В 1910 году заразившихся этой болезнью проституток насчитывалось 50%, к 1914 году эти цифры выросли аж до 76%.
Революция сексуальная и не очень
1917 год дал свободу «труженицам пола». Но не в плане продвижения по карьерной лестнице — просто женщина была объявлена «тоже человеком». В этой связи упразднили врачебно-полицейские комитеты, а проституцию запретили.
«Осчастливленные» кокотки охотно согласились иметь права и неохотно — бросить любимое дело. Для этого пытались создавать свои профсоюзы. Большевики решили проблему, как обычно, быстро и без сантиментов, отправив жриц любви на трудовые работы, а во времена военного коммунизма попросту отстреливая.
Но были среди ленинцев и гуманисты — они-то и пытались социализировать «легкую кавалерию» как «жертв капиталистического строя». Жертвы стараний не оценили и с началом НЭПа торговля телом вновь поднимает голову. Облавы и социальная профилактика помогали плохо и с 1922 года проституция вошла в УК РСФСР в качестве одной из статей. Сейчас за занятия проституцией в РФ предусмотрено административное наказание, а вот организация притонов — уже грозит уголовной ответственностью.