дорожная карта в образовании что это такое

Дорожная карта как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении. Из опыта работы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Мастер класс учителя математики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 99 г. Челябинска Любови Витальевны Осокиной «Дорожная карта как механизм реализации системно-деятельностного подхода на уроке»

Мультипликационный фильм «В стране невыученных уроков», снятый по рассказу Лии Гераскиной, еще в 1969 году наглядно демонстрирует модель урока, отвечающего современным требованиям к системно-деятельностному подходу в образовании, заложенному во ФГОС. В нём есть все – мотивация, проблемная ситуация, целеполагание, практико-ориентированный подход, самооценка и взаимооценка, планирование собственной деятельности и главное отличие от традиционной формы урока – рефлексия.

1. Это организованная преподавателем активная познавательная деятельность студентов.

2. Это учебное сотрудничество.

3. Это активные и интерактивные формы работы.

4. Самостоятельность и самодеятельность студента (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов).

5. Это хорошо спланированная организаторская роль преподавателя (консультант).

6. Это реализация триединой цели урока (развитие, обучение, воспитание).

В планируемых результатах ФГОС заложено формирование универсальных учебных действий учащихся. Можно сказать, что в широком значении универсальные учебные действия – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Поэтому через все моё выступление «красной нитью» будет проходить идея формирования учебной самостоятельности обучающегося и именно поэтому, на своих уроках я стараюсь обучение математике ориентировать не столько на собственно математическое образование, в узком смысле слова, сколько на образование с помощью математики.

Одной из форм реализации самостоятельности в образовании я считаю так называемую «Дорожную карту», которая даёт мне большой объем информации. И речь сегодня не идет о технологических картах урока. Предлагаю вашему вниманию образцы «Дорожных карт» разработанных мною в процессе преподавания математике в 5 классе по учебно-методическому комплексу Г.К. Муравина.

Преимущества использования в урочной деятельности педагога, реализующего ФГОС «Дорожной карты» заключаются в следующем:

— во-первых, она показывает всю картину успешности усвоения той или иной темы не только отдельным учеником, но и классом в целом;

— во-вторых, анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым учеником и автоматически планировать работу с ним, дает возможность учителю увидеть, что удалось, а чему следует уделить больше внимания в классе;

— в-третьих, накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала.

Для учащихся «Дорожная карта» является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему целостно через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.

Подтверждение актуальности своей работы я вижу в высказываниях чиновников от образования. Приведу выдержку из интервью корреспондента газеты «Комсомольская правда». Корреспондент:

— «Анна Владимировна, давайте разберемся в терминах. Мы будем говорить про «дорожные карты» в образовании. Я привык к термину «дорожная карта» в политике, я представляю, что такое дорожная карта в навигаторе. Давно ли Минобрнауки перешел на «дорожные карты»?

Заместитель директора Департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки Анна Владимировна Хамардюк:

— «У Высоцкого есть отличный мюзикл про «Алису в стране чудес». Там есть замечательная песенка: «Чтобы не попасть в капкан, чтобы в темноте на заблудиться… нужен очень четкий план». Только у пеночки, которая летает в Африку с наших широт, есть встроенный ГЛОНАСС в голове».

Так что же такое «Дорожная карта» урока? И зачем она нужна?

Чаще всего в качестве существенной черты дорожной карты отмечают, что «Дорожная карта» – это наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта, некоторой технологии и даже плана достижения различных целей.

Немаловажной чертой этой технологии является выявление так называемых «Развилок» развития исследуемого объекта. От того, как удастся выделить развилки, будет зависеть длина пути достижения поставленной цели.

Еще одной важнейшей чертой технологии картирования является выявление «Критического пути» достижения цели. Определение «Критического пути» – важнейшая черта картирования, но не главная.

Зачем создавать дорожные карты?

1. Сам по себе процесс формирования дорожной карты – это своеобразная ревизия имеющегося потенциала развития изучаемого объекта, обнаружение узких мест, угроз и возможностей роста.

2. Создание дорожной карты – это, прежде всего, эффективное планирование.

3. Дорожные карты являются связующим звеном.

4. С помощью дорожных карт обнаруживаются пробелы (недочеты) в планах, что позволяет избежать, а не решать возможные проблемы в будущем.

5. С помощью дорожных карт удается ставить более реалистичные цели.

6. Дорожная карта вырабатывает своеобразный «путеводитель» позволяя идентифицировать промежуточные результаты и корректировать деятельность.

7. Создание дорожных карт подразумевает обмен информацией между заинтересованными лицами.

В процессе преподавания я совершенствовала свои «Дорожные карты» используя различные методические материалы по темам «ближнего круга», так как материала по теме своего мастер-класса не встретила. В ходе работы я использовала различные типы и структуры «Дорожных карт». Образцы некоторых из них представлены в качестве раздаточных материалов (Приложение 1).

Опыт работы позволил мне разделить «Дорожные карты» по типам уроков (приложение 2) на «Листы продвижения», «Путевые листы» и «Листы самоконтроля».

«Листы продвижения» я использую на уроках групповой формы деятельности. «Путевые листы» возможно использовать на уроках:

— усвоения новых знаний;

— комплексного применения знаний и умений;

— актуализации знаний и умений (с целью подготовки к изучению нового).

«Лист самоконтроля» наиболее целесообразно использовать на уроках:

— комплексного применения знаний и умений;

— актуализации знаний и умений (с целью подготовки к контрольному уроку);

— систематизации и обобщения;

Продумать и представить другую возможную классификацию «Дорожных карт».

Предложить минимальную структуру каждого типа «Дорожной карты» в соответствии с выбранной классификацией.

В заключении предлагаю вам ознакомиться с рефлексией моих пятиклассников, чтобы еще раз воочию увидеть различия между человеком прошлого и будущего (приложение 3).

Источник

Минобрнауки РФ объяснило, почему называет свой план «дорожной картой»

МОСКВА, 10 сен — РИА Новости. Сотрудники Минобрнауки РФ объяснили главе думского комитета по образованию Вячеславу Никонову, почему план деятельности в министерстве называют «дорожной картой».

На заседании коллегии Минобрнауки во вторник обсуждался план деятельности министерства на 2013-2018 годы. Среди основных направлений плана, в том числе, обеспечение доступности дошкольного образования, создание системы социализации детей и молодежи, выявление и развития молодых талантов, доступное образование для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в российские семьи, развитие кадрового потенциала и преодоление разрыва поколений в российской науке.

«У меня вопрос — что такое «дорожная карта»? Чем она отличается от других документов, которые имеют названия на русском языке?», — спросил Никонов в ходе заседания.

В свою очередь заместитель директора департамента стратегии, анализа и прогноза министерства Анна Хамардюк пояснила, что «дорожная карта» — это более инструментальный механизм для того, чтобы изменения совершались не только на федеральном уровне, за которые отвечают как федеральные ведомства, так и субъекты.

«Нет, можно по-русски. Можно назвать «план». В том изобилии планов, которым мы на сегодняшний день организуем свою деятельность, наверное, надо их кодировать аналогично тому, как кодируются в романе (Евгения) Замятина «Мы» персонажи. Поэтому использовать кальки — это приемлемый для русского языка процесс. Мы использовали такой вариант названия плана», — сказала Хармадюк.

Источник

Проект мероприятий «Дорожная карта» в образовательной организации

дорожная карта в образовании что это такое. Смотреть фото дорожная карта в образовании что это такое. Смотреть картинку дорожная карта в образовании что это такое. Картинка про дорожная карта в образовании что это такое. Фото дорожная карта в образовании что это такое Якушенко Ирина Юрьевна
Проект мероприятий «Дорожная карта» в образовательной организации

Мбоу «СОШ №4» детский сад №12 «Дельфин»

Проект

мероприятий «дорожная карта» в образовательной организации

МБОУ «СОШ №4» детский сад №12 «Дельфин» г. Прохладный

Подготовила: Якушенко И. Ю

План мероприятий образовательной организации, направленный на повышение эффективности и качества услуг

Изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту.

I. Основные направления

Изменения в сфере дошкольного образования г. Прохладного направленные на повышение эффективности и качества услуг по предоставлению дошкольного образования, предусматривают осуществление комплекса мер, направленных на ликвидацию очередности в дошкольные образовательные организации района, обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования и введение эффективного контракта (эффективный контракт – это некие договорные отношения про то, каким образом оплачивается труд работника в связи с эффективностью его действия) в дошкольном образовании.

Комплекс мер, направленных на ликвидацию очередности в дошкольные образовательные организации города,включает в себя: реализацию мероприятий долгосрочной районной целевой программы «Обеспечение доступности дошкольного образования на территории г. Прохладный, КБР» 2020-2023 гг. ;

— создание дополнительных мест в образовательных организациях дошкольного образования;

— развитие вариативных форм дошкольного образования.

Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:

— приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства условий предоставления услуг дошкольного образования;

— мониторинг качества предоставления услуг дошкольного образования;

— кадровое обеспечение системы дошкольного образовании в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

— обеспечение условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

— разработку и внедрение системы оценки качества дошкольного образования;

— мониторинг качества дошкольного образования.

Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2020-2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р)включает в себя:

разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования; разработку и внедрение механизмов эффективного контракта

с руководителями образовательных организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дошкольного образования;

II. Ожидаемые результаты

Реализация комплекса мер, направленных на ликвидацию очередности в дошкольные образовательные организации района, предусматривает обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования. 100%

Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования предусматривает:

обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

участие оценки деятельности организаций дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности.

Введение эффективного контракта в дошкольном образовании предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в дошкольном образовании.

III. Основные количественные характеристики системы дошкольного образования (прогноз) в МБОУ детский сад №12 «Дельфин»

№ п/п Характеристики Единицы измерения 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год 2025 год 2026 год

1. Численность детей в возрасте 1-7 лет человек 150 159 166 170 175 175 175

2. Охват детей программами дошкольного образования проценты 80 90 90 90,2 90,2 90,3 90,4

3. Численность воспитанников в ДОУ человек 137 143 145 145 145 145 145

4. Потребность в увеличении числа

мест в дошкольных образовательных организациях человек

4. Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования,

соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

№ п/п Наименование мероприятия Ответственные исполнители Сроки реализации Показатели

Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности детей в дошкольные образовательные организации

1. Мониторинг и оценка эффективности реализации «Программы развития муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №12 «Дельфин» на 2020-2023 годы». МБОУ детский сад№12 «Дельфин»

г. Прохладный 2020-2023 годы отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования,

к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной

на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе (к 2024 году – 100 процентов).

Нормативно-правовое и документационное обеспечение:

1) приказ от 20.10.2020 года № 53;

2) внесение изменений в «Программу развития муниципального дошкольного образовательного учреждения на 2020-2023 гг. ;

2. Развитие вариативных форм дошкольного образования МБОУ детский сад№12 «Дельфин»

Г. Прохладный 2020-2023 годы отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования,

к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной

на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся

в школе (к 2024 году – 100 процентов).

3. Обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения МБОУ детский сад№12 «Дельфин» г. Прохладный

2020-2023годы Нормативно-правовое и документационное обеспечение:

1) обновление нормативно-правовой базы

на основании обновленных регулирующих документов (требований санитарных, строительных норм, пожарной безопасности и др.) для обеспечения условий для развития разных форм дошкольного образования;

2) предложения по обеспечению минимизации регулирующих требований к организации дошкольного образования при сохранении качества услуг и безопасности условий их предоставления

3.1. Мониторинг и анализ исполнения предписаний надзорных органов

Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования

4. Организация внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования Руководитель ДОУ, воспитатели 2021 год отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования,

к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной

на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся

в школе (к 2024 году – 100 процентов).

Нормативно-правовое и документационное обеспечение:

1) региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, обеспечивающие введение и реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

2) региональный и муниципальный нормативный акт, закрепляющий план повышения величины норматива финансирования для обеспечения требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

3) методические рекомендации по актуализации образовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

5. Кадровое обеспечение. руководитель ДОУ 2020-2023 годы удельный вес численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций, имеющих педагогическое образование, в общей численности педагогических работников ДОУ (к 2022году – 100 процента);

удельный вес численности педагогических работников ДОУ, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций (к 2024 году – 95 процентов).

Нормативно-правовое и документационное обеспечение:

1) программы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников дошкольного образования;

2) должностные инструкции педагога дошкольного образования, включающие характер взаимодействия педагога с детьми, направленного на развитие способностей, стимулирование инициативности, самостоятельности

и ответственности дошкольников;

3) программа повышения квалификации для руководящих работников ДОУ;

4)персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников,

с доведением средств по нормативу на повышение квалификации до дошкольных образовательных учреждений

6. Разработка и внедрение системы оценки качества дошкольного образования руководитель ДОУ 2020-2022 годы число ДОУ, в которых оценка деятельности ДОУ, руководителя и педагогических работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности не менее чем в 80 процентах организаций.

Нормативно-правовое и документационное обеспечение:

1) показатели эффективности деятельности руководителя и основных категорий работников МБОУ детский сад №21 «Дельфин»,

2) порядок формирования муниципального задания для МБОУ детский сад №12 «Дельфин», включая показатели качества предоставляемых услуг по дошкольному образованию

Введение эффективного контракта в дошкольном образовании

7. Разработка и внедрение

механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками ДОУ Руководитель ДОУ

2020-2023 годы отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате организаций общего образования области (в 2023 году – 100 процентов).

8. Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта Руководитель ДОУ 2020-2023 годы организация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие со СМИ, по введению эффективного контракта;

организация сбора и представления информации о ходе введения эффективного контракта, включая показатели развития дошкольного образования, в соответствии с соглашением

8.1. Информационное сопровождение мероприятий по введению эффективного контракта

8.2. Мониторинг влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг дошкольного образования 2023 год

5. Инструменты сокращения очереди в дошкольные образовательные организации (ежегодно):

Ежегодный ввод новых мест, всего мест 0 0 0 0 0 0 0

в том числе за счет:

5.1 Организация предшкольного образования по программе «Предшкольная пора» Н. Ф. Виноградовой. мест 0 0 0 0 0 0 0

5.2. Организация группы кратковременного пребывания мест 0 0 0 0 0 0 0

6. Численность работников дошкольных образовательных организаций:

6.1. Всего человек 31 31 34 35 35 35 35

6.2. в том числе педагогические работники человек 10 10 13 14 14 14 14

7. Численность воспитанников организаций дошкольного образования в расчете

на 1 педагогического работника человек 15,3 15,2 12,1 10 10 10 10

5. Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования,

соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

№ п/п Показатели Единица измерения 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год 2025 год Результаты

1. Отношение численности детей в возрасте 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной

на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе процентов 90 90 95 100 100 100 всем детям в возрасте от 3 до 7 лет будет предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования

4. Удельный вес численности педагогических работников МБОУ, имеющих педагогическое образование, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций процентов 80,0 85,0 90,0 92,0 92,5 93,0 повысится качественная составляющая (кадровый потенциал) состава педагогических работников дошкольного образования

5. Удельный вес численности педагогических работников МБОУ, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку,

в общей численности педагогических работников МБОУ. процентов 28 40 55 70 85 95 повысится качественная составляющая кадрового состава педагогических работников дошкольного образования. Будет сформирована готовность к внедрению федерального государственного образовательного стандарта, новых экономических механизмов, модернизации дошкольного образования

Проект «Дорожная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 «Колокольчик» г. Моздок Проект «Дорожная.

дорожная карта в образовании что это такое. Смотреть фото дорожная карта в образовании что это такое. Смотреть картинку дорожная карта в образовании что это такое. Картинка про дорожная карта в образовании что это такое. Фото дорожная карта в образовании что это такое«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

дорожная карта в образовании что это такое. Смотреть фото дорожная карта в образовании что это такое. Смотреть картинку дорожная карта в образовании что это такое. Картинка про дорожная карта в образовании что это такое. Фото дорожная карта в образовании что это такоеОбразовательный проект по ПДД в средней группе (дети 4–5 лет) «Дорожная грамота» Тип проекта: групповой, краткосрочный. Цель : – формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах..

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

дорожная карта в образовании что это такое. Смотреть фото дорожная карта в образовании что это такое. Смотреть картинку дорожная карта в образовании что это такое. Картинка про дорожная карта в образовании что это такое. Фото дорожная карта в образовании что это такоеФоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» От того, насколько быстро и эффективно.

дорожная карта в образовании что это такое. Смотреть фото дорожная карта в образовании что это такое. Смотреть картинку дорожная карта в образовании что это такое. Картинка про дорожная карта в образовании что это такое. Фото дорожная карта в образовании что это такоеКраткосрочный проект «Дорожная азбука» Краткосрочный проект «Дорожная азбука». Социально – коммуникативной направленности Участники проекта: дети, родители, педагоги старшей.

Перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности «Хозяйственно-бытовой труд» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности с детьми второй.

Привлечение родителей воспитанников к проведению совместных мероприятий и образовательной деятельности Руководствуясь пособием для педагогов «Работа с родителями» автор Л. В. Михайлова-Свирская, серия: «Работаем по ФГОС ДО» и, изучив особенности.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *