дорожно комендантский батальон что это такое

Что из себя представляет и чем занимается комендантская рота? Основные функции ( 6 фото )

Многие будущие призывники интересуются, чем занимается комендантская рота? Ещё с советского периода, при многих воинских частях существуют комендантские роты. Перед ними ставятся важные задачи, включающие в себя охрану периметра части, контроль за гауп-вахтой и пропускными пунктами. По набору функций, рота напоминает внутренние войска и не всегда пользуется особым почётом, у остальных военнослужащих.

дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть фото дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть картинку дорожно комендантский батальон что это такое. Картинка про дорожно комендантский батальон что это такое. Фото дорожно комендантский батальон что это такое

Но обеспечение антитеррористической деятельности и охрана самой части – крайне важная работа, способная спасти жизни сотням сослуживцев, в случае чрезвычайного происшествия, теракта. Вот именно антитеррором занимаются подразделения комендантских полков, как правило. Один из самых элитных в Российской Федерации – Преображенский полк.

Основные обязанности личного состава в комендантской роте

Комендантская рота, как правило, занята выполнением более простых задач. В большинстве частей, где вообще существуют такие роты, все КПП закреплены за ними. Это освобождает остальных солдат от части обязанностей и возлагает их на плечи специально обученных бойцов. Как вы понимаете, существенный плюс, для всех. Но, с другой стороны, служащие роты обеспечены регулярными караулами и нарядами. Такой интенсивный график способен выдержать далеко не каждый.

Обязанности Комендантской роты

Особенности в разных родах войск

Ещё одним моментом является контроль за гауп-вахтой. Регулярная охрана заключённых требует повышенного внимания, стойкости и моральной выдержки. Кроме того, не исключены различного рода конфликты, между военными. Достойный командир может, без особых проблем, уладить разногласия и решить проблемы субординации. У нас дело обстояло именно так. Такую «грязную» работу, как правило, осуществляет сержантский состав, из числа контрактников, в связи с повышенным уровнем опасности.

Нередко, эта рота занимается вопросами логистики – доставки, и обеспечения. Но это зависит от рода войск и конкретно взятой части. Во внутренних войсках, к примеру, комендантская рота занимается охраной важных государственных объектов. Служащих этих подразделений вы сможете увидеть на постах в ГУВД, поликлинике МВД и некоторых других объектах.

Узнайте, есть ли у вас штрафы

На Яндексе можно проверить наличие штрафа и погасить задолженность.

Знакомства в Ростове-на-Дону

Одинокие женщины ищут серьезных отношений. Регистрируйся и найди пару!

Знакомство с женщинамиЗнакомство с мужчинами

Выбирай отношения на твоих условиях

Место встречи красивых девушек и состоявшихся мужчин. Конфиденциально!

Девушки МосквыДевушки Санкт-ПетербургаРегистрация

Аттестация ответственного за «ОБДД»

Современная платформаУтвержденная программаДиплом гос образца

В этом плане, у многих возникают вопросы о целесообразности существования подобных подразделений. Ведь в России уже была создана военная полиция, которая функционирует в полной мере и выполняет все поставленные перед собой задачи. Казалось бы, что судьба комендантских рот предрешена, но нет. Отдельным частям необходимы свои собственные подразделения, которые будут подчиняться непосредственно командиру части. Кроме того, численность военной полиции не так высока, что бы обеспечить нужды каждого региона. Эта структура занимается расследованием и ликвидацией последствий различных чрезвычайных происшествий.

Отношения между солдатами

Нюансы межличностных отношений

Совсем забыли упомянуть одну из особенностей службы. Во время увольнительных, солдаты из уже упомянутого подразделения, занимаются проверкой увольнительных и поддержанием порядка на улицах города. Прекращение дебошей, урегулирование каких-либо конфликтов, связанных с военнослужащими – всё это входит в обязанности комендантов.

Иногда, в составе комендантской роты числятся писари и прочий обслуживающий персонал, выполняющий чисто хозяйственные функции. Обычно, такое практикуют, когда в части есть только комендантский взвод. Бывает и такое, что проходящие срочную службу, занимаются исключительно «облагораживанием» территории при штабе. Если вы попали в такое положение, шансов что-либо изменить не очень много. Но если у вас есть права, вас могут определить водителем, при наличии кое-какого стажа. Выполняемые вами задачи, во время несения срочной службы, зависят от степени престижности дивизии\полка и от непосредственного командования. В последние несколько лет, ситуация изменилась к лучшему, в этом плане. Так что, можете надеяться на реальные задачи, а не покраску заборов. Большая часть солдат, после службы, гордится тем, что служила именно в этом подразделении.

Перспективы Комендантской роты в армии

Перспективы несения такой службы для карьеры

Для тех, кто служит по контракту, дела обстоят несколько иначе. Регулярные караулы ночью и весь день на КПП вам обеспечены. Кроме того, регулярные конфликты со старшими по званию, сложно отнести к преимуществам подобного рода службы. Но при всех недостатках, в неспокойное время, есть очень большой шанс отличиться. Так что, в качестве трамплина, сержантский состав может смело рассматривать комендантские роты.

Должность командира роты, в МВД, считается почётной и многообещающей. Особенно, когда речь идёт об особо важных объектах и лицах. Карьерный рост для офицеров, практически, гарантирован.

Источник

Дорожные войска ВС России

см. органы военного управления

дорожное обеспе́ченье защиты

Доро́жные войска́ Вооружённых Сил Российской Федерации (ДВ ВС России) — специальные войска в составе Вооружённых Сил России (ВС России), предназначенные для выполнения задач дорожного обеспе́чения. Состоят из управления, учреждений, заведений, предприятий, организаций, дорожно-комендантских, дорожно-строительных, мостостроительных и других соединений, частей и подразделений.

Части и подразделения ДВ ВС России входят в состав видов ВС, а соединения в Тыл ВС.

В мирное время ДВ ВС России привлекаются к строительству и восстановлению автомобильных дорог (АД), мостов через крупные водные преграды, защите, охране и обороне дорожных объектов, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Профессиональный праздник в России — 23 сентября — День военных дорожников, день создания пяти пионерных рот и конной команды для выполнения военно-дорожных работ в интересах действующей армии, во время Отечественной войны, 11 сентября (23 сентября по новому стилю) 1812 года, согласно приказу Главнокомандующего войсками князя, фельдмаршала Кутузова. Этим приказом было положено начало созданию дорожной службы как отдельной структуры в ВС России.

Содержание

История

Ещё в древних походах войска вынуждены были выполнять дорожные работы, строить мосты и наводить переправы. При подготовке к походу на Новгород в 1014 г. князь Владимир Святославович приказал «теребить путь и мостить мосты». Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству дорог и мостовым работам (Посошная рать).

Имперский период

В ВС России (Русской Императорской Армии) появились в начале XVIII века для дорожного обеспечения войск. В 1724 г. в Санкт-Петербурге на базе объединенной инженерной школы начата подготовка специалистов дорожно-мостовых работ. В связи со слабым развитием сети АД, в 1884 г. строительство автомобильных (шоссейных) дорог было поручено Военному министерству. Благодаря его усилиям с 1885 по 1900 г. были сооружены шоссейные дороги Петербург — Псков — Варшава с ответвлениями на Ригу и Мариуполь, Москва — Брест — Варшава с ответвлениями на Калиш и Познань, Киев — Брест, рокада Псков — Киев и некоторые другие.

8 марта 1915 г. для улучшения дорожного обеспечения войск в оборонительных операциях, приказом Главковерха было дано указание о формировании военно-дорожные отрядов и тыловых отрядов военно-дорожных работ. Первоначально они были сформированы лишь для армий Юго-Западного фронта, по одному военно-дорожному отряду для каждой армии, а для выполнения военно-дорожных работ в тылу фронта — 18 тыловых отрядов военно-дорожных работ. Военно-дорожные и тыловые отряды военно-дорожных работ возглавлялись военными инженерами и делились на рабочие роты. Позднее были сформированы и другие части.

Под конец Великой войны численность дорожных войск составила около 240 000 человек.

Советский период

дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть фото дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть картинку дорожно комендантский батальон что это такое. Картинка про дорожно комендантский батальон что это такое. Фото дорожно комендантский батальон что это такое

дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть фото дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть картинку дорожно комендантский батальон что это такое. Картинка про дорожно комендантский батальон что это такое. Фото дорожно комендантский батальон что это такое

дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть фото дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть картинку дорожно комендантский батальон что это такое. Картинка про дорожно комендантский батальон что это такое. Фото дорожно комендантский батальон что это такое

дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть фото дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть картинку дорожно комендантский батальон что это такое. Картинка про дорожно комендантский батальон что это такое. Фото дорожно комендантский батальон что это такое

В составе Тыла Вооружённых Сил СССР. В Советских ВС появились в период Гражданской войны.

Постановлением Совета Труда и Обороны СССР (СТО СССР), от 11 декабря 1933 года, было создано Управление дорожного строительства Восточной Сибири и Дальнего Востока (Дальдорстрой) в городе Хабаровск, с задачей по строительству стратегических автомобильных дорог по титульному списку правительства СССР, в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока СССР. Планы по строительству были оглашены на XVII съезде Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б)), проходившем в Москве с 26 января по 10 февраля 1934 года, когда был принят второй пятилетний план развития СССР. В соответствии с ним предпологалось строительство автомобильной дороги Владивосток — Хабаровск, с твёрдым (гравийным) покрытием, протяжённостью 600 километров.

Для Дальдорстроя, РККА, с декабря 1933 года по январь 1934 года сформировывает две бригады дорожных войск: первую — в городе Ростов-на-Дону, во главе с комбригом Н. М. Анисимовым, и вторую — в городе Киев (командир бригады — Лебедев), с общей численность личного состава около 15 000 человек, и передислоцирует их на Дальний Восток. Штаб-квартира первой бригады село Дмитриевка, Приморской области, второй — город Хабаровск. Первая бригада вела строительство от Владивостока до Имана, а вторая — от Имана до Хабаровска. 4 ноября 1935 года, в центральным печатном органе ВКП(б) газете «Правда» была опубликована статья за подписью начальника Дальдорстроя товарища Ю.Ф. Фрумкина о завершении строительства «крупнейшей магистрали Владивосток — Хабаровск».

К началу Великой Отечественной войны 1941—1945 г. ДВ состояли из подразделений и частей.

Сложности, связанные с транспортным обеспечением боевых действий в начальный период войны, потребовали принятия экстренных мер руководством страны. Государственный комитет обороны (ГКО) СССР 15 июля 1941 г. принимает Постановление № 163 «Об организации автодорожной службы на шоссейно-грунтовых дорогах и формировании автотранспортных батальонов». Согласно этому постановлению формируются дополнительно автомобильные и дорожные части и соединения, разворачиваются десять военно-автомобильных дорог (ВАД) Ставки Верховного Главного командования. Для управления автотранспортным и дорожным обеспечением создается автомобильно-дорожное управление Красной Армии, которое передается из состава Генерального штаба (ГШ) в ведение Тыла Красной Армии. Дальнейшее усиление роли автотранспортного и дорожного обеспечения в наступательных операциях Красной Армии определило необходимость проведения реорганизации Главного управления автотранспортной и дорожной службы. Постановлением ГКО № 3544 от 9 июня 1943 г. было создано Главное дорожное управление Красной Армии, а автотранспортное управление вошло в созданное Главное автомобильное управление Тыла Красной Армии с соответствующими структурами во фронтах, армиях и военных округах. Ни одна операция в ходе Великой Отечественной войны не готовилась и не проводилась без участия специалистов автотранспортной и дорожной служб, Воинов автомобильных и дорожных соединений и частей.

К середине 1943 г. в ДВ ВС СССР состояло:

Всего же на фронте находилось 400 000 войнов-дорожников. [1]

После окончания войны было принято решение о сокращении ДВ ВС СССР. Из сокращаемых соединений и частей в 1945 г., решением ГКО было создано дорожно-строительное соединение — Особый дорожно-строительный корпус НКВД СССР, в составе четырёх дорожно-строительных дивизий, для строительства и восстановления разрушенной, во время войны, сети АД СССР (магистральных автомобильных дорог общегосударственного значения, дорог оборонного значения), основу Корпуса составили дорожные войска подлежащие расформированию. Две дивизии участвовали в строительстве на территориях Цимлянского гидроузла, Куйбышевской ГЭС, нефтепромыслах Татарии и Башкирии, слюдяных приисках Забайкалья, третья в Ростове-на-Дону и четвёртая в Харькове, строили магистральные дороги общегосударственного значения Харьков — Ростов-на-Дону, Харьков — Симферополь и другие АД. В период с 1946 по 1956 г. он построил 3 244 километров (км) дорог с твердым покрытием, 17 км мостов, проложил 2,7 км железобетонных труб.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1970 года № 878—301 «О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог (АД) в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии.» были созданы отдельные дорожно-строительные бригады (одсбр) в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ) Министерства обороны СССР (МО СССР) Вооружённых Сил СССР (ВС СССР) которые были размещены и приступили в 1970 году на участках строительства и реконструкции дороги Иркутск — Чита (М55) в районах Забайкалья. [2] Финансирование строительства и реконструкции осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно, один раз в год, на эти цели Советом Министров РСФСР. Общая протяжённость дороги от Иркутска до Читы достигала 1 172 км, из них 566 км составляли существующие участки с твёрдым покрытием, а 606 км предстояло построить вновь силами трёх отдельных дорожно-строительных бригад. Работы были начаты в 1970 году на трёх участках:

дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть фото дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть картинку дорожно комендантский батальон что это такое. Картинка про дорожно комендантский батальон что это такое. Фото дорожно комендантский батальон что это такое

дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть фото дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть картинку дорожно комендантский батальон что это такое. Картинка про дорожно комендантский батальон что это такое. Фото дорожно комендантский батальон что это такое

Всего на дороге Иркутск — Чита было построено и введено в эксплуатацию 606 км дороги с асфальтобетонным покрытием по нормативам 3-й технической категории, при этом было освоено 207 000 000 рублей капитальных вложений (в сметных ценах 1969 года). [3]

По мере окончания работ на своих участках одсбр ГВСУ МО СССР перемещались на строительство АД «Чита — Хабаровск» (М58). [3]

Работы по строительству и реконструкции АД «Иркутск — Чита» в основном были закончены в 1981 году. [3]

Отдельные дорожно-строительные бригады Главного военно-строительного управления (ГВСУ) Министерства обороны СССР работы по строительству АД «Чита — Хабаровск» («Амурская колесуха») [4] начали в 1977 году на двух участках:

Позднее было принято решение о строительстве, силами трёх одсбр ГВСУ МО СССР, с двух направлений:

Общая протяжённость АД (с подъездами) достигала 2 283 км, из них существующая дорога с твёрдым покрытием составляла 370 км. Предстояло построить 1 913 км новой капитальной дороги. [3]

С начала строительства до 1992 года силами личного состава одсбр было построено 510 км дороги, при этом освоено более 300 000 000 рублей капитальных вложений (в сметных ценах 1969 года). С 1984 по 1992 год на М58 построено:

Все эти задачи выполняли следующие формирования дорожных войск:

ДВ принимали участие в оказании интернациональной помощи в Республике Афганистан (ОКСВА), сначала силами и средствами отдельного дорожно-комендантского батальона (армии) а затем силами и средствами 278-й отдельной дорожно-комендантской бригады (278одкбр) было организовано эксплуатационное содержание армейской ВАД Хайратон — Кабул — Пули-Чархи.

Так же в состав ОКСВА, в разное время, входили:

В соответствии с директивой Министра обороны СССР (МО СССР) от 1 июня 1988 г. на базе 29-й танковой дивизии (29тд), Белорусский военный округ (БВО), была сформирована 307-я учебная дорожная бригада (307учдбр) (город Слуцк).

Федеральный период

В настоящее время ДВ ВС России состоят из отдельных дорожно-комендантских и мостовых бригад, отдельных дорожно-комендантских, дорожных, мостовых, мостозаготовительных батальонов, других частей, учреждений и организаций. [5] Подготовка специалистов для дорожных войск осуществляется в Военной академии тыла и транспорта (Санкт-Петербург), на военных кафедрах (факультетах военного обучения, циклах) при семи гражданских высших учебных заведениях (ВУЗ) Российской Федерации.

ДВ ВС России успешно выполнили возложенные на них задачи в условиях разрешения локальных конфликтов и контртеррористических операций. Дорожные войска Северо-Кавказского военного округа, где силы и средства дорожных войск, включенные в состав Объединенной группировки для проведения контртеррористической операции, были весьма ограничены (части дорожно-комендантской бригады, три дорожных депо и дорожно-эксплуатационные участки Минобороны России) на территории Чеченской Республики личным составом были восстановлены мосты через реку (р.) Терек в районе населенного пункта Червлённая, р. Аргун и р. Сунжа — в Петропавловском. [5]

Активное участие принимали в ликвидации последствий наводнений. В 2002 году силами воинов-дорожников в кратчайшие сроки были восстановлены мосты через р. Аргун в Шатое и через р. Кубань на автомобильной дороге федерального значения в городе Невинномысск. [5]

С октября по декабрь 2006 года 100-й отдельный мостовой батальон ЦАДУ Минобороны России Тыла ВС России восстановливал транспортную инфраструктуру в Ливане. [5]

Органы военного управления

В различные периоды истории России, по тем или иным причинам в различных ведомствах государства (иногда одновременно), существовали органы военного управления ДВ:

Подготовка кадров

Здесь представлены формирования готовившие офицерский состав только по ВУС ДВ:

Интересные факты

Примечания

См. также

Литература

Ссылки

Ставка Верховного Главнокомандующего
Фронты: Северо-Западный (в августе 1915 разделён на Северный и Западный) | Юго-Западный | Румынский | Кавказский
Армии: 1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я | 6-я | 7-я | 8-я | 9-я | 10-я | 11-я (Блокадная) | 12-я | 13-я | Дунайская | Кавказская | Особая (с 08.1916)
Корпуса: 1-й гвардейский | 2-й гвардейский | гренадерский
Армейские: 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 6-й | 7-й | 8-й | 9-й | 10-й | 11-й | 12-й | 13-й | 14-й | 15-й | 16-й | 17-й | 18-й | 19-й | 20-й | 21-й | 22-й | 23-й | 24-й | 25-й | 26-й | 27-й | 28-й | 29-й | 30-й | 31-й | 32-й | 33-й | 34-й | 35-й | 36-й | 37-й | 38-й | 39-й | 40-й | 41-й | 42-й | 43-й | 44-й | 45-й | 46-й | 47-й | 48-й | 49-й | 50-й| Терско-Кубанский туземный
Кавказские: 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 6-й | 7-й
Сибирские: 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 6-й | 7-й
Туркестанские: 1-й | 2-й
Польские: 1-й | 2-й| 3-й
Чехословацкий | Армянский
Кавалерийские корпуса: 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 6-й | 7-й | 1-й Кавказский | 2-й Кавказский | Кавказский туземный| Гвардейский (с апреля 1916)| Сборный (осень 1915)

Источник

Глубокого тыла для военных дорожников нет

Солдатский труд воинов дорожных войск до сих пор так до конца и не оценен историей. Это была одна из самых негромких, но крайне необходимых для победы профессий. Дорожники воистину, в самом прямом смысле этого слова, мостили дорогу к 9 мая 1945 года.

дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть фото дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть картинку дорожно комендантский батальон что это такое. Картинка про дорожно комендантский батальон что это такое. Фото дорожно комендантский батальон что это такое

Прошло почти три четверти века с окончания Великой Отечественной войны, написано много книг, снято фильмов и проведено исторических исследований, мы все еще мало знаем о ее истории. И более того необходимо констатировать, что реальная историческая картина никогда не станет полностью известной. По сегодняшним событиям в Украине каждый трезвомыслящий человек понимает, до какой степени с помощью средств массовой информации можно искажать факты и то, что история всегда пишется в чьих-то интересах.

Недостатки в дорожном обеспечении действующей армии

Недостатки в дорожном обеспечении действующей армии и ее тыла рассматривались в Государственном Комитете Обороны СССР. На основе постановления ГКО в июле автодорожный отдел Генерального штаба был развернут в Автомобильно-дорожное управление Советской Армии, а в штабах фронтов и армий сформированы автодорожные отделы, подчиненные начальнику Тыла Советской Армии (фронта, армии).

Постановление предусматривало также организацию десяти военно-автомобильных дорог центра: семь маршрутов, отходящих от Москвы (на Ленинград, Великие Луки, Смоленск, Довск, Брянск, Горький, Ярославль), и три южных маршрута (Курск, Козелец; Харьков, Киев, Одесса). Для обслуживания этих дорог дополнительно формировались 8 дорожно-эксплуатационных полков, 11 военно-дорожных и мостовых батальонов, 5 управлений военно-автомобильных дорог с дорожными комендатурами, а для осуществления перевозок — 50 отдельных автотранспортных батальонов.

Транспортные части предполагалось придавать военно-автомобильным дорогам центра для организации перевозок, как это практиковалось в период военных действий 1939/40 г. на Карельском перешейке.

Кроме частей, формируемых центром, ряд армий и фронтов за счет внутренних ресурсов формировали дорожные части своим распоряжением. На 22 августа 1941 г. Северный фронт сформировал три дорожно-строительных и один мостостроительный батальон, Северо-Западный фронт — пять дорожно-строительных батальонов, Западный фронт — два дорожно-строительных батальона, один дорожно-эксплуатационный батальон, роту регулирования и управление фронтовой военно-автомобильной дороги (ВАД) с несколькими комендатурами, Юго-Западный фронт — дорожно-эксплуатационный полк.

дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть фото дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть картинку дорожно комендантский батальон что это такое. Картинка про дорожно комендантский батальон что это такое. Фото дорожно комендантский батальон что это такое

Глубого тыла для военных дорожников нет

Постановлением ГКО от 15 сентября 1941 г. в системе Гушосдора НКВД было решено создать Управление строительства и содержания автомобильных дорог глубокого тыла, а также шесть управлений военно-дорожных работ с подчиненными им тридцатью военно-дорожными отрядами. Использование управлений военно-дорожных работ осуществлялось по указанию Автомобильно-дорожного управления Советской Армии и согласованию с автодорожными органами фронтов. Одновременно Гушосдору НКВД были подчинены республиканские и местные дорожные органы 359. Это способствовало концентрации усилий всех дорожных организаций страны на решении главных задач — подготовке и содержании основных дорог, необходимых для передвижения войск и воинских перевозок.

Формирование дорожных частей шло по двум линиям: по линии Наркомата обороны — отмобилизование дорожно-эксплуатационных частей и небольшого количества дорожно-строительных и мостостроительных батальонов и по линии Гушосдора НКВД — дорожно-строительные и мостостроительные батальоны, военно-дорожные управления и отряды, управления уполномоченных Гушосдора при фронтах и головные дорожные отделы (годоры) при армиях, а также головные дорожные базы.

Параллельное формирование привело к двойному управлению дорожными частями. Формирования Гушосдора в оперативном отношении подчинялись фронтам и армиям и выполняли их задания. Однако Гушосдор сохранил за собой право руководства этими частями через своих уполномоченных и годоры. Такая система руководства дорожными частями не отвечала требованиям маневренной войны. Поэтому приказом Народного Комиссара Обороны от 1 июля 1942 г. все дорожные части были включены в состав дорожных войск Советской Армии, а управления уполномоченных при фронтах и головные дорожные отделы при армиях расформированы.

Первый опыт новых методов организации дорожной службы в битве за Москву

В битве за столицу принимали непосредственное участие 45 дорожных частей.В ходе оборонительного сражения дорожными частями была подготовлена кольцевая автомобильная дорога вокруг Москвы протяженностью 125 км, 28,6 км из которых были построены заново. На водотоках было наведено 7 наплавных мостов. Дорога позволила проводить разгрузку железнодорожных составов на подходах к городу и быстро выдвигать прибывающие войска на боевые позиции.

При контрнаступлении под Москвой дорожные войска получили первый опыт скоростного восстановления поврежденных участков дорог и разрушенных мостов, а также развёртывания дорожно-комендантской службы. Противник только на дорогах Западного фронта уничтожил до 250 мостов общей длиной более 5 км.

дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть фото дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть картинку дорожно комендантский батальон что это такое. Картинка про дорожно комендантский батальон что это такое. Фото дорожно комендантский батальон что это такое

Военные дорожники в зимней компании 1941-1942 годов

Дорожное обеспечение зимней кампании 1941/42 г., и особенно в ходе наступления под Москвой, было первым крупным испытанием для дорожных войск и органов управления дорожной службы.

Условия работы тыла в этот период были чрезвычайно сложными. Отступавший противник всеми способами стремился задержать наступление наших войск, разрушая мосты, применяя завалы и массовое минирование дорог. Восстановление дорог приходилось вести в 30-градусные морозы и метели днем и ночью. Военные дорожники работали по 12–15 часов в сутки, выполняя нормы выработки на 150 и более процентов, и отважно сражались с просочившимися группами немецко-фашистских войск.

В конце осени 1941 г. дорожные войска Западного фронта содержали 1190 км фронтовых и 990 км армейских военно-автомобильных дорог. Примечательно, что в ноябре этого года фронтовые военно-автомобильные дороги находились восточнее, а армейские — западнее Москвы.

Как уже говорилось выше вокруг Москвы была подготовлена кольцевая военно-автомобильная дорога, соединившая все радиальные автомобильные и железнодорожные коммуникации столицы. Общее протяжение кольца превышало 125 км, из них 28,6 км дороги было построено заново. На кольцевом обходе было наведено пять наплавных мостов через р. Москва и два моста через Оку.

Войска и автотранспорт, сосредоточившиеся на подходах к Москве, далее следовали по кольцевой военно-автомобильной дороге, без захода в город, что обеспечивало скрытый и быстрый маневр ими.

С началом контрнаступления наших войск протяженность автомобильных дорог значительно возросла. Пришлось отказаться от использования всей дорожной сети. Фронты и армии стали назначать и оборудовать в своих полосах одну-две военно-автомобильные дороги, которые затем наращивались вслед за наступающими войсками.

Впоследствии этот принцип организации дорожного обеспечения стал основным в Советской Армии.

За время битвы под Москвой военные дорожники Западного фронта построили и восстановили 264 автодорожных моста общим протяжением свыше 5 тыс. пог. м, обеспечили снегозащиту на протяжении 14,3 тыс. км дорог. За время наступления по военно-автомобильным дорогам этого фронта прошло 900 тыс. автомобилей, 850 тыс. из них были обеспечены горючим на заправочных пунктах и около 15 тыс. автомобилей получили техническую помощь.

дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть фото дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть картинку дорожно комендантский батальон что это такое. Картинка про дорожно комендантский батальон что это такое. Фото дорожно комендантский батальон что это такое

Подвиг воинов-дорожников на Минском шоссе

23 апреля 1942 года свой подвиг совершили семеро воинов-дорожников. На 134-м километре Минского шоссе ныне стоит обелиск в честь их героического поступка.

Наши части, действующие вдоль автомагистрали, под натиском превосходящих сил противника временно отступили. На военно-автомобильной дороге (ВАД) Западного фронта, как тогда называли Минское шоссе, в это время дорожники производили ремонтные работы на мосту через ручей. Они оказались лицом к лицу с врагом. Пилы и топоры пришлось сменить на винтовки. Горстка героев держала врага до тех пор, пока не погиб последний из дорожников. Их имена: старший сержант Иванов, сержант Гасилов, рядовые Серов, Сапронов, Сергеюк, Кузьмин и Пышнов.

В канун 65-летия Победы у основания монумента появилась рамка с фотографией одного из семи бойцов, найденных поисковиками, – Сапронова Николая Ивановича, уроженца города Иванова. Он смотрит с довоенной фотокарточки как раз на безымянную речушку у деревни Цуканово, у которой принял свой последний бой.

Легенда «Дороги Жизни» как эпическое отражение творческой инженерной мысли и героического труда военных дорожников

Дорога работала днем и ночью. Сплошным потоком по ней шли тысячи и тысячи машин. В отдельные дни интенсивность движения достигала 10 тыс. автомобилей в сутки. Лед выдерживал не более 10–14 суток такого движения, а затем его переключали на свежие полосы.

В течение зимы строилось до 60 таких полос-дорог. Их общая протяженность составляла 1770 км, из которых 1650 подвергались снегоочистке360. На трассе были развернуты два пункта технической помощи, шесть обогревательных, два заправочных.

Посты регулирования устанавливались в среднем через каждый километр трассы, обозначенной, кроме того, большим количеством сигнальных фонарей-мигалок, а также дорожных знаков и указателей. На всем протяжении дороги была обеспечена телефонная связь, позволявшая центру регулирования управлять движением на трассе. Все эти работы проводились под огнем врага, в ледяную стужу.

За пять зимних месяцев по Дороге жизни проследовало в Ленинград и обратно более 150 тыс. автомобилей, 10 тыс. подвод, около 500 тракторов, бронеавтомобилей и танков361.

Успешно функционировала ледовая дорога и зимой 1942/43 г. На вновь подготовленной и обслуживавшейся 37-м и 64-м отдельными дорожно-эксплуатационными, 135-м и 138-м отдельными дорожно-строительными батальонами трассе было установлено около 12 тыс. дорожных знаков и указателей, 150 фонарей, 35 ацетиленовых маяков, построено 540 мостиков через разводья и трещины во льду.

Трасса 62 раза полностью расчищалась от снежных заносов. Из 357 автомобилей, провалившихся под лед, 327 было поднято и отбуксировано на берег. Советское правительство достойно отметило лучших людей ледовой дороги, наградив более 300 человек орденами и медалями.

дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть фото дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть картинку дорожно комендантский батальон что это такое. Картинка про дорожно комендантский батальон что это такое. Фото дорожно комендантский батальон что это такое

О дорожном обеспечении Сталинградской битвы

Разветвленную сеть военно-автомобильных дорог и переправы на них создали дорожные войска в битве под Сталинградом. Протяженность ВАД Донского фронта составляла 1390 км, Сталинградского — 1081 км, а к концу оборонительного сражения протяженность ВАД этого фронта увеличилась в два раза362.

Исключительно важное значение для сосредоточения войск и материальных средств в Сталинградской битве имели автодорожные мосты и переправы через Волгу и ее притоки. Только при подготовке контрнаступления дорожные войска совместно с инженерными частями навели на участке Саратов — Астрахань 5 наплавных мостов с низководными эстакадами на подходах и 49 паромных переправ с длиной хода от 1 до 7 км. На окраине Сталинграда (у Тракторного завода) мост через Волгу длиной более 1250 м был построен всего за десять суток, а в районе Дубовка — Политотдельское (длиной около 3 тыс. м) — за двадцать суток363. Устройство и эксплуатация мостов и переправ под обстрелом артиллерии противника и в условиях постоянных налетов его авиации были поистине героическим подвигом военных дорожников.

Мосты и переправы сыграли огромную роль при подготовке контрнаступления наших войск. По ним за Волгу было эвакуировано почти 2 миллиона человек, 1,5 миллиона голов скота, 5 тысяч тракторов и комбайнов. На правый берег реки только за 20 суток ноября 1942 г. было переправлено более 160 тысяч солдат, 630 танков и самоходных установок, 950 артиллерийских орудий, 14 тысяч автомобилей

Военные дорожники объединяются в самостоятельную дорожную службу Советской Армии

В ходе наступательных операций второго периода войны выявилась необходимость дальнейшего совершенствования организации дорожного обеспечения. Первостепенное значение для решения этого вопроса имело создание в июне 1943 г. самостоятельной дорожной службы Советской Армии, начиная с центра и кончая армиями. Это значительно облегчило решение ряда вопросов руководства службой и способствовало более гибкому управлению частями дорожных войск, которые утвердились как новый специальный род войск.

Большой объем работ по дорожному обеспечению войск был выполнен в битве под Курском. В подготовительный период (апрель — июнь 1943 г.) дорожные войска Западного, Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронтов содержали 7 тыс. км военно-автомобильных дорог, на которых было построено, восстановлено и усилено 1700 автодорожных мостов общим протяжением до 22 тыс. погонных метров. При этом пришлось заново построить 325 км дорог с каменными покрытиями, улучшить и отремонтировать около 3 тыс. км. Кроме дорожных частей на восстановление разрушенных автомобильных дорог широко привлекалось местное население. В районе Курска около 30–35 процентов дорожно-мостовых работ выполнялось в этот период с привлечением сил и средств местного населения.

В ходе наступления советских войск под Курском дорожные части Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронтов восстановили, построили, усилили и отремонтировали около 18,6 тыс. пог. м мостов и обеспечили движение на дорожной сети общим протяжением 9250 км.

Дорожно-мостовые работы зачастую велись непосредственно на переднем крае, при постоянной угрозе наземного и воздушного нападения противника. Например, строительство моста через Сев. Донец в районе Белгорода, у Масловой Пристани, началось в тот момент, когда противоположный берег был еще занят фашистами. 156-й отдельный мостостроительный батальон уже завершал работы, когда в ночь на 5 августа 1943 г. враг обрушил на него мощный артиллерийский огонь. Мост был разрушен, батальон понес значительные потери в людях и технике. Несмотря на это, на вторые сутки батальон выполнил поставленную задачу366.

Большую роль в дорожном обеспечении Курской битвы сыграли военно-автомобильные дороги Ставки Верховного Главнокомандования, развернутые на направлениях: Москва, Тула, Чернь и Тула, Воронеж, Россошь. Войска и транспортные колонны по этим дорогам передвигались с интенсивностью 5–6 тыс. машин в сутки.

дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть фото дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть картинку дорожно комендантский батальон что это такое. Картинка про дорожно комендантский батальон что это такое. Фото дорожно комендантский батальон что это такое

Военные дороги количественно возросли и лучше организованы

Во втором периоде войны задачи по дорожному обеспечению войск возросли и усложнились. На каждом километре подготавливавшейся военно-автомобильной дороги выполнялся значительно больший объем работ, чем в первом периоде. Если в 1941 г. в среднем на километр дороги строилось 1,4 пог. м моста, то в 1943 г. — 2,3 пог. м. Соответственно увеличились объемы восстановления земляного полотна и дорожных покрытий, а также расход строительных материалов.

Особое значение приобрели фронтовые и армейские военно-автомобильные дороги, наращиваемые непосредственно за наступающими войсками. В ходе наступательных операций огромного размаха обычным делом стало быстрое восстановление мостов через такие крупные реки, как Дон, Ока, Десна, Березина, Днепр и другие. Только через Днепр было построено 45 мостов общей длиной 17 тыс. пог. м367, в том числе мосты у Киева, Кременчуга и Днепропетровска — длиной около километра каждый. Наряду с сооружением низководных и наплавных мостов дорожные войска строили на военно-автомобильных дорогах центра и высоководные мосты, рассчитанные на многолетнюю эксплуатацию.

Настоящие хозяева военных дорог

Увеличился и объем работы дорожно-комендантской службы. На дорожно-комендантские участки (так назывались подразделения, обслуживающие ВАД), рассчитанные на обслуживание дороги протяжением 50 км, нередко возлагалась ответственность за обеспечение 60–90 км дороги. Управления военно-автомобильных дорог вместо 300 км содержали 400 и даже 500 км дорог. Круглые сутки действовали на военно-автомобильных дорогах посты регулирования и контрольно-пропускные, продовольственно-питательные, медицинские и заправочные пункты, пункты технической помощи, отдыха и обогрева

За годы войны в организованных на ВАД продовольственных питательных пунктах получило сухой паёк или горячую пищу 32 миллиона человек. В пунктах технической помощи было обслужено около 800 тыс. автомобилей и тракторов, заправлено горючим 2 млн. ед. различных самоходных средств.

В медицинских пунктах, расположенных на ВАД, и в дорожно-эксплуатационных частях получили первую помощь сотни тысяч раненых солдат и офицеров. Пункты обогрева и отдыха всегда были готовы принять нуждающихся в них водителей и других воинов, передвигающихся по дорогам.

Серьезное внимание в этот и завершающий период ВОВ обращалось на охрану военно-автомобильных дорог. В тылу наступающих советских войск оставались довольно крупные группы противника, которые нередко прерывали движение на автодорожных коммуникациях и вынуждали личный состав дорожных войск вести боевые действия.

Для предупреждения диверсионных действий противника дорожные части выделяли значительные силы на организацию наземной охраны и обороны важных дорожных сооружений, мест расположения частей, их штабов и транспортных колонн.

На всех средних и крупных мостах выставлялись посты охраны, создавались запретные зоны, на контрольно-пропускных пунктах и постах регулирования отрывались окопы полного профиля для круговой обороны, одиночные машины собирались в колонны. Для патрулирования дорог в составе дорожных войск были сформированы отдельные зенитно-пулеметные роты на автомобилях.

Большую роль в репатриации советских граждан сыграли развернутые на военно-автомобильных дорогах пункты обслуживания и специальные сборно-пересыльные пункты. Они обеспечивали сбор репатриантов, питание и перевозку их попутным транспортом. Только на военно-автомобильных дорогах 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов за 1944 год и два месяца 1945-го было обслужено 223 тыс. репатриируемых советских граждан.

дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть фото дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть картинку дорожно комендантский батальон что это такое. Картинка про дорожно комендантский батальон что это такое. Фото дорожно комендантский батальон что это такое

Военные дорожники в третьем периоде войны

В третьем периоде войны в связи с наступлением наших войск все более высокими темпами объем дорожно-мостовых работ продолжал неуклонно возрастать. Чтобы не допустить отставания темпов подготовки военно-автомобильных дорог от темпов продвижения войск, потребовалось наращивать силы и средства дорожной службы оперативных объединений. За 1944 год было сформировано 6 дорожно-эксплуатационных, 5 дорожно-строительных и 20 мостостроительных батальонов, 6 управлений ВАД и 40 дорожно-эксплуатационных участков, 30 военно-дорожных отрядов. Численность личного состава дорожных войск увеличилась на 27,5 тыс. человек, значительно возросла укомплектованность их дорожно-строительной техникой.

Весной 1944 г., когда все четыре Украинских фронта вели наступательные действия по освобождению Правобережной Украины, дорожным войскам пришлось круглосуточно вести борьбу с распутицей. Чтобы обеспечить работу автомобильного транспорта, был применен своеобразный способ подготовки дорог. Грейдеры снимали разжиженный верхний слой грунта, добирались до твердого слоя и по нему пропускали машины. После того как этот участок пути становился непригодным для движения автотранспорта.

Начиная от Днепра сеть автомобильных дорог с твердым покрытием была более густая. Но, стремясь задержать продвижение наших армий, гитлеровцы предприняли их массовые разрушения. Только на дорогах Белоруссии враг при отступлении оставил 1500 взорванных мостов и труб, разрушенные дамбы и насыпи, перепаханные вдоль и поперек шоссе. В Белорусской операции дорожные войска подготовили и обслужили 37 083 км военно-автомобильных дорог, проложили 400 км дорог с деревянным покрытием, построили и восстановили 3598 мостов

Рациональная военно-дорожная «трехволновка»

В этот период выработалась наиболее рациональная последовательность выполнения дорожно-восстановительных работ. Они осуществлялись тремя «волнами».

Для обеспечения соединений первого эшелона армий впереди шли подвижные головные дорожные части и вели краткосрочное восстановление дорог и мостов в армейском тылу.

За ними следовали части фронтового подчинения (второй эшелон дорожных войск), которые завершали временное восстановление искусственных сооружений и организовывали военно-автомобильные дороги в границах тылового района фронта.Третий эшелон дорожных войск составляли части, подчиненные Главному дорожному управлению Советской Армии. Они осуществляли капитальные строительно-восстановительные работы.

В соответствии с этим принципом организации дорожного обеспечения во фронтах потребовалось частично пересмотреть организационную структуру и техническое оснащение дорожных частей. В результате проведения этого мероприятия дорожные части фронтов стали более мобильными и высокопроизводительными.

дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть фото дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть картинку дорожно комендантский батальон что это такое. Картинка про дорожно комендантский батальон что это такое. Фото дорожно комендантский батальон что это такое

Дорожники в боях за рубежем нашей Родины

В этот период во многом изменились и условия дорожного обеспечения, особенно на зарубежной территории.

Трудность восстановления мостов через крупные водные преграды здесь во многом состояла в том, что советские военные дорожники не располагали необходимыми данными о режиме рек, их поведении зимой и весной, о местных карьерах гравия, камня, песка и других восстановительных материалов.

Трудности в известной мере были связаны также с незнанием личным составом дорожных частей языка местного населения. Особенно тяжело пришлось частям при устройстве в крайне ограниченные сроки переправ через Вислу, Одер (Одра) и Дунай во время сильного весеннего паводка. Отступая, враг полностью увел или уничтожил все наплавные средства на этих и других реках. Решено было строить деревянные низководные мосты с перекрытием глубоководной части наплавными конструкциями на баржах, понтонах и плотах из бревен.

Дорожные войска сыграли большую роль в закреплении плацдармов, захваченных на Висле, и подготовке их в дорожном отношении для развертывания последующих наступательных операций. На трех плацдармах 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов южнее Варшавы было построено 24 низководных моста через Вислу и 241 км дорог с деревянными и каменными покрытиями. Всего же на Висле в полосах 2-го и 1-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов дорожными войсками было построено 32 низководных моста, 6 паромных переправ, 6 высоководных мостов и один наплавной. На Одере военные дорожники в непосредственной близости от врага построили 34 моста. Общая длина их составила 17 тыс. пог. м. Но это лишь объем работ, вошедший в сводки. Некоторые мосты возводились, уничтожались вражеской авиацией и вновь сооружались по 12 раз

Трудная дорога на Берлин

В дорожном обеспечении войск и тыла в Берлинской операции, проведенной тремя фронтами, приняли участие 121 дорожный батальон, 12 управлений военно-автомобильных дорог с комендатурами, 4 военно-дорожных управления и другие части дорожных войск.

В ходе Берлинской операции дорожные войска всех трех фронтов (1-го Украинского, 2-го и 1-го Белорусских) подготовили и содержали более 21 тысячи километров военно-автомобильных дорог. С них было снято и обезврежено 3 тысячи вражеских мин, разобрано свыше 100 тысяч кубомет-ров завалов в городах и транспортных узлах, выполнено 180 тысяч кубометров земляных работ, построено вновь и восстановлено 28 тысяч метров мостов, в том числе построено 34 моста через реку Оде

Эти работы обеспечили наиболее высокую за все время войны интенсивность движения войск и автотранспорта на военно-автомобильных дорогах. Так, на военно-автомобильной дороге Кюстрин (Костшин) — Берлин интенсивность движения превышала 20 тыс. автомобилей в сутки.

Работы шли под непрерывным огнем врага. Только при строительстве моста у Геритца погибли 75 и получили ранения 200 мостовиков, потоплено 11 сваебойных копров с понтонами. На мосту у Грайфенхагена погибло 45 человек.

Непосредственно в Берлине дорожники восстановили более 20 мостов через Шпрее и каналы, расчистили 75 тысяч кубометров завалов на 126 километров городских улиц. Для регулирования улиц были развернуты подразделения численностью 2400 человек, установлено более 26 тысяч дорожных знаков и указателей, а также около 140 постов регулирования. В операции участвовало 185 условных батальонов.

дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть фото дорожно комендантский батальон что это такое. Смотреть картинку дорожно комендантский батальон что это такое. Картинка про дорожно комендантский батальон что это такое. Фото дорожно комендантский батальон что это такое

Забыто и ныне проклято

Находясь за рубежом нашей Родины, личный состав дорожных войск, выполняя свой интернациональный долг, оказывал всемерную помощь народам Европы, освобожденным Советской Армией, в ликвидации тяжелых последствий фашистской оккупации и восстановлении нормальных условий жизни.

Сооруженные советскими военными мостостроительными частями автодорожные мосты и переправы, а также все построенные и отремонтированные автомобильные дороги по миновании в них надобности передавались местным органам власти.

В Югославии дорожными частями 3-го Украинского фронта были восстановлены: большой автодорожный мост через р. Нишва у г. Ниш и мост через р. Морава у г. Парачин, а также несколько других автодорожных мостов взамен временных переправ.

Во время боев за Будапешт все автодорожные мосты через Дунай в черте города были взорваны. Сразу после освобождения столицы Венгрии от немецко-фашистских захватчиков на помощь жителям пришли наши части.

Дорожными частями 3-го Украинского фронта во время весеннего паводка и ледохода была построена подвесная канатная дорога через Дунай в районе Будапешта Затем был восстановлен мост Франца Иосифа (ныне мост Свободы), затем мост имени Шандора Петефи и другие.

При реконструкции северо-иранских и закавказских автомобильных дорог, по которым осуществлялись поставки по ленд-лизу, было устроено 1019 км твердых покрытий усовершенствованного типа, построено и усилено 4750 пог. м автодорожных мостов.

На реках Западная Двина, Березина, Днепр, Днестр были возведены высоководные деревянные мосты, которые эксплуатировались многие годы после войны.

Заключение

Во время войны на территории СССР были разрушены 91 тыс. км автомобильных дорог, 90 тыс. мостов и других искусственных сооружений общей протяжённостью более 930 тыс. км.

В трудные годы войны с немецкими войсками советские военно-дорожные подразделения содержали специальные маршруты для движения гусеничных, транспортных и боевых средств, а также гужевого транспорта. Созданные военно-автомобильные дороги (ВАД) армии, фронта и центра обеспечили работу службы регулирования и организации автомобильного движения, а военно-дорожные подразделения осуществляли охрану магистралей и сооружений на них.

Для восстановления и строительства дорог и мостов были созданы специализированные дорожные части. Они, в том числе, занималась загрузкой порожних автомобилей, идущих с фронта. Во время войны военно-дорожные подразделения были подлинными хозяевами на дорогах и отвечали за их состояние.

В ходе дорожного обеспечения операций Великой Отечественной войны дорожниками было восстановлено, отремонтировано и вновь построено около 100 тыс. км автомобильных дорог, свыше 1 млн. м мостов, заготовлено и подвезено для строительства дорог более 30 млн. кубометров песка, камня и лесоматериалов.

Общая протяжённость военно-автомобильных дорог, содержащихся дорожными войсками, составила 359 тыс. км, их силами было отремонтировано 797 тыс. автомобилей и другой техники.

Важную роль в комплектовании автотранспортных частей и подразделений сыграли поставки автомобилей иностранного производства по программе ленд-лиза. Так, за годы войны в СССР были направлены 375 883 грузовых автомобиля, 51 503 джипа и вездехода, 3 млн. 786 тыс. автомобильных шин.

Самоотверженная деятельность военных дорожников неоднократно отмечалась в приказах Верховного Главнокомандующего.дорожных войск были награждены орденами и медалями; 25 дорожным частям присвоены почетные наименования Днепровских, Борисовских, Неманских, Виленских, Карпатских, Ковельских, Кенигсбергских и других; 55 дорожных частей награждены орденами Советского Союза.

Дважды орденоносный 126-й мостостроительный батальон 3-го Украинского фронта в 1945 г. представлял дорожные войска на Параде Победы на Красной площади в Москве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дорожные войска Вооружённых Сил Российской Федерации
ДВ ВС России
Годы существования